Псалом 126 читать с ударением. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях. Когда читают псалом

Псалмопевец Давид известен во всех христианских религиях. Его псалмы читают как молитвы, их поют и используют в качестве духовного подкрепления. Эти короткие стихотворные молитвы царь писал в определённых ситуациях и их значение разнится. Какие-то псалмы покаянные, некоторые являются прошением о защите или милости Господней, другие - воспевают Божью красоту и любовь.

Следует уточнить, что не все песни в Псалтыре принадлежат руке царя Давида (хотя их большинство), некоторые были написаны служителями храма, а другие сыном Давида Соломоном . Псалом под номером 126 был написан спустя 7 поколений после царствования Соломона. Почему он так важен для христиан и о чем он?

Псалтырь, одна из книг Священного Писания

История создания

Псалом входит в так называемую Песнь восхождения - сборник псалмов, которые пелись при праздничном восхождении в Иерусалимский храм для жертвоприношения.

В начале песни стоит приписка «Соломона», что говорит не об авторстве данного царя, а о периоде времени. Соломон построил храм в Иерусалиме, который был разрушен и разграблен в то время, когда евреев угнали в плен. Спустя несколько десятилетий, они вернулись в Израиль и восстановили храм.

Песня 126 была написана как раз в период восстановления, и царь Соломон не имеет отношения к ее написанию.

О других псалмах Давида:

В данной песне также отображается отношения автора к человеческим отношениям. Строительство и восстановления святилища происходило простыми людьми, которым было не чужды страсти и распри, поэтому работы часто приостанавливались. Людям оставалось только уповать на Господа и просить Его о помощи и милости.

Псалом был создан для ободрения и научения людей о водительстве Божьем, возвращая мысли народа к многочисленным пророчествам о грехе Израиля, его пленении и освобождении. По сути, это поэтический пересказ пророчества Иеремии о падении и восстановлении Израиля.

Давид — царь Псалмопевец

Значение псалма

Несмотря на то, что исторический контекст относится к конкретному народу (евреям) христиане сегодня могут взять много полезного из данного текста.

Это текст не только о государственном значении, но и о семейном поклонении. Автор призывает смотреть на Господа и надеяться на Него в любых жизненных обстоятельствах. Кроме того, он обращает внимание читателя на истинное богатство, которое дается Господом - о детях.

Важно! Читая данный текст, следует благодарить Господа и хвалить Его за милость. А также просить даровать успех в каждом деле и утешение.

Для толкования следует изначально знать полный текст:

  1. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
  2. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
  3. Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
  4. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
  5. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.

Разбирать песнь лучше всего по стихам, чтобы понять глубину мысли автора:


Важно! Значение псалма остается актуальным для каждого человека, независимо от его национальности. Только на Господа следует полагаться и Ему одному служить.

Правила чтения

Поскольку псалом 126 является частью Писания, то нет определенных правил его прочтения. Но следует соблюдать определенные рекомендации:

  • зажечь перед чтением свечу или лампаду;
  • читать про себя или тихо вслух;
  • во время чтения можно сидеть, но вставать на «славах»;
  • не расстраиваться, если текст не понятен, а обратиться за помощью к толкованиям или священнослужителю.

Любое чтение духовной литературы обогащает душу, а читать псалом на удачу - это укрепиться в вере к Господу и иметь надежду на его поддержку.

Псалом 126, Псалтирь на русском языке

К так называемым Песням восхождения относится в том числе и псалом 126, который с некоторой вероятностью написан самим царем Соломоном – автором Экклезиаста и Книги Притчей. Хотя есть и другие версии авторства, вне зависимости от этого эти пять строф имеют существенное значение для верующего.

Православному верующему следует уметь читать и на староцерковном языке, для того чтобы понимать слова службы, но для начала вполне нормально усваивать содержание на современном наречии. Для того чтобы точнее определить толкование, нужно в том числе уметь учитывать и исторический контекст написания этого куска из Псалтыря.

Данный текст был написан, согласно историческим сведениям, в период возвращения евреев из вавилонского пленения или практически сразу после него. В первых двух строфах наблюдаем акцент смещения внимания верующего на Господа, который является единственной надеждой и возможностью для человека. Без Него любые усилия являются тщетными, и в каком-то смысле эти смысловые нотки обладают оттенком фатализма, но только оттенком, а при ближайшем рассмотрении выясняется нечто иное.

Если автором, написавшим 126 псалом, является Соломон, то такое повествование не требует особенного разъяснения. Великий царь созидал неимоверно много, но при этом он никогда не превозносил и не восхвалял собственного величия, а вперед всегда ставил волю Господа. Об этом и говорит автор этих строф, изначально нужно уповать именно на Всевышнего.

Конечно, такое упование не означает бездействия или только молитвы, которая выбирается как альтернатива любому действию, дабы снискать Божественную милость. Здесь говорится немного о другом:

  • люди не располагают всей полнотой власти в этом мире;
  • искренне верующий получает поддержку Господа, а тот, кто не заручился ею, зачастую тратит собственные усилия впустую;
  • нужно понять, для чего выполняется любое дело, и увидеть истинную цель, которой и является Господь.

Подобные слова были особенно нужны плененным евреям, которые могли уповать только на помощь Всевышнего в таких трудных обстоятельствах. Освобожденные от заточения, они видели в этом высшее провидение и ниспосланную благодать, которая и обеспечила свободу. Таким образом, начальная часть ставит в центр мира верующего Господа.

Псалтырь, одна из книг Священного Писания

Далее речь идет про наследие от Господа, то есть детей, которые являются высшим благом и позволяют даже изгнанникам достойно держать ответ перед любыми супостатами. Нужно сказать, ценность семьи и создания потомства обладала особой ролью в иудаизме с давних времен. Поэтому дети воспринимались как благословение всевышнего, а основной целью каждого человека было создание семьи и получение потомства.

Обратите внимание! В большом потомстве евреи всегда видели особую милость Господа. Собственно, до сих пор ортодоксальные иудеи имеют значительное количество детей, как и православные священники, имеющие, как правило, многодетные семьи. Тем не менее, такая традиция сейчас постепенно вытесняется модой на небольшое количество детей с концентрацией, на качестве (а не количестве) получаемого потомства.

Возможно, для кого-то подобная цель прозвучит банально и примитивно, но псалом 126 говорит не только о физическом размножении, которое, как говорят ученые, закладывается инстинктом в каждое живое существо. Потомство воспринимается как нечто большее, как награда от самого Господа. Ведь если мы вернемся в начало, то увидим: ничего не бывает без воли Его, соответственно, и потомство тоже является частью этой воли.

Как известно, Господь дал изначально вполне простую заповедь. Плодитесь и размножайтесь – так было сказано. Поэтому, по сути, получение потомства и создание для этого семьи является исполнением воли Господа.

Благословение семьи от Господа

Полезное видео: толкование Псалмов (кафизма 18 — псалом 126)

Когда читают псалом

Под Песнью восхождения понимается набор псалмов с 119 до 133, которые славят Господа и издревле использовались в процессе праздничного шествия. Они использовались верующими в период восхождения к Иерусалимскому храму на холме, а также читались при виде этого храма откуда-либо. На русском используется перевод с Септуагинты, с которого также переводили и на староцерковный.

Псалмы читают во всех нуждах

Именно этот псалом связан с созданием, так называемого второго храма. Создателем первого являлся царь Соломон, в связи с чем псалом и назван его именем.

Обратите внимание! На данный период евреи ожидают строительства так называемого третьего храма, но сейчас там стоит мечеть. Поэтому в Иерусалиме (из-за протестов мусульман) не могут возвести новый храм, который в свою очередь станет началом конца времен, прихода мессии и множества других интереснейших событий, согласно иудейским верованиям.

Помимо этого изначально читали этот псалом на своем языке строители второго храма, которые также занимались и восстановительными работами во всем Иерусалиме. Этот период был трудным, и людям требовалась поддержка. Поэтические строки выполняли именно такую функцию и подбадривали евреев, напоминая о прежних пророчествах и потребности в крепкой вере.

Современные люди читают эти строки тоже, когда требуется какая-то поддержка:

  • перед значимым делом;
  • в минуты печали;
  • дабы укрепиться в вере.

Помимо этого весьма популярным вариантом является чтение указанных ранее строф для освобождения от различных негативных воздействий. В частности, имеются в виду различные оккультные воздействия. Для того чтобы избавиться от негативных оккультных воздействий, следует читать этот псалом в сочетании с молитвой Да воскреснет Бог.

Полезное видео: Псалом 126 на русском языке

Вывод

Начальные строки явно указывают на участие Господа в любом деле, но оккультисты пользуются помощью бесов и противны Господу. Таким людям Он никогда не даст поддержки. Поэтому как бы они ни старались, они не смогут навредить искренне верующему.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 126

Псалом приписывается царю Соломону. О нем как об авторе свидетельствуют и настроение псалма и главная его мысль - о полной зависимости человека, во всяком деле его, от Бога. Да не рассчитывают люди на свои лишь силы и старания! Этой же мыслью в значительной мере определяется содержание таких произведений Соломона, как Притчи и книга Екклесиаст.

Можно предположить, что как Песнь восхождения Пс. 126 был весьма популярен среди строителей второго храма, в после пленный период. Как известно, им приходилось преодолевать множество трудностей и препятствий, противостоять интригам. Надежду на то, что, в конечном счете, дело их увенчается успехом, они могли черпать лишь в уповании на Бога.

А. Тщетен труд без Божьего благословения (126:1-2)

Пс. 126:1-2 . Над каким бы домом ни трудились строящие его, тщетен труд их, как напрасно бодрствование стража у ворот города, если Господь не созиждет… если Он не охранит. Слова эти верны всегда, но в устах Соломона, прославившегося как царь-строитель, при котором сооружен был первый храм, они обретали особое звучание - ведь он был безмерно богат, и его дворцы, его храм строили лучшие мастера его времени. Казалось бы, успех во всяком строительстве был ему обеспечен.

Но вот он, псалмопевец, говорит, что без благословения Господа тщетен труд человеческий. Таков смысл стихов 1-2. Можно представить себе, насколько соответствовали они настроению строителей второго храма или стен иерусалимских, насколько вселяли надежду и уверенность в них, созидавших в условиях, прямо отличных от тех, в которых "строил" Соломон, но уповавших на того же Бога.

Ранний подъем и поздний отход ко сну, скудный хлеб при тяжелом труде - все напрасно, если труд этот не благословен Господом, Который возлюбленному Своему… дает сон (в том смысле, что уповающему на Него Он дает чувство уверенности, которое в часы отдыха позволяет ему спать спокойно); стих 2.

Б. Дети - свидетельство Божиего благоволения (126:3-5)

Пс. 126:3-5 . Дети рассматривались в древнем Израиле как знак Божиего благоволения: чем больше их у человека, тем более угоден он Господу. Сыновья молодые сравниваются со стрелами в руке сильного, ибо они всегда на защите не только рода своего, но и города.

ПСАЛОМ 126

В отличие от предшествующих псалмов, повествующих о делах государственного значения и касающихся Церкви в целом, данный псалом предназначен для семейного поклонения. Его предваряют слова “Песнь восхождения. Соломона42 ”, свидетельствующие о том, что отец Соломона посвятил псалом своему сыну. Давид, зная о том, что Соломону предстоит созидать дом, охранять город и продолжать род своего отца, наставляет его смотреть ввысь, на Господа, и полагаться на провидение Всевышнего, без которого ни мудрость, ни труды, ни заботы не помогут. Есть мнение, что данный псалом был записан самим Соломоном, поскольку предваряющую его строку можно прочесть и как “Песнь Соломона”, который был автором многих песен. Придерживающиеся данного мнения сравнивают этот псалом с Книгой Екклесиаста, в которой прослеживается та же мысль о тщетности мирской суеты и объясняется необходимость обретения Божьей благодати. Именно на Господа нам следует уповать, когда речь идет

(I) о богатстве (ст.1,2) и

(II) о наследниках, к которым оно перейдет (ст.3-5). Воспевая данный псалом, нам следует возвести очи к Господу и просить Его даровать нам успех во всех наших предприятиях и благословить все, что приносит нам радость и утешение, ибо всякое творение Всевышнего должно значить для нас не больше, чем предначертано ему Творцом.

Песнь восхождения. Соломона.

Стихи 1-5

Здесь нас учат никогда не забывать о Божьем провидении, что бы ни случилось с нами в этой жизни. Соломон славился своей мудростью и склонен был полагаться на собственное разумение и прогнозы, поэтому отец учит его смотреть ввысь и во всех своих начинаниях обращаться к Господу. Соломону суждено было стать предприимчивым человеком, поэтому Давид наставляет сына, как ему вести свои дела, подчиняясь этическим принципам религии. Родители, когда они учат своих детей, должны следить, чтобы их увещевания соответствовали случаю и условиям. Нам следует обращать свой взор к Господу:

I. Во всех своих семейных делах, даже если речь идет о царской семье, ибо дом царя стоит лишь до тех пор, пока Господь защищает его. Мы должны уповать на Божье благословение, а не на собственную изобретательность,

(1) когда созидаем семью: если Господь не созиждет дома Своим провидением и благословением, напрасно трудятся пусть даже очень искусно строящие его. Возможно, речь идет о доме в буквальном смысле: если Господь не благословит его строительства, то нет смысла человеку и строить. Так было с возводившими Вавилонскую башню в их попытке открыто противостать воле небес и с Ахиилом, построившим Иерихон, будучи под проклятием. Если проект составлен, когда человек исполнен гордости и тщеславия, а фундамент заложен на угнетении и несправедливости (Авв. 2:11, 12), Господь в том никакого участия не принимает. Более того, без оказания должного почтения Господу у нас нет причин надеяться на Его благословение, а без благословения – все бессмысленно. Но, скорее всего, в данном стихе речь идет о создании семьи. Люди стараются изо всех сил подобрать удачную партию, занять положение в обществе, найти хорошую работу, сделать материальные приобретения; но все это тщетно, если только Сам Господь не создаст семью и из праха не подъемлет Он бедного. Самые лучшие замысли проваливаются, если только Всевышний не увенчает их успехом (Мал.1:4).

(2) Дабы защищать семью или город (ибо именно это упоминает псалмопевец): если страж неспособен охранять город без Божьей помощи, то куда уж доброму человеку уберечь свой дом от разрушения. Если Господь не охранит города от пожара и врагов, то страж, обходящий город или стоящий в дозоре у его стен, даже если не дремлет и не спит, напрасно бодрствует, ибо может разгореться неукротимый пожар, избежать убытков от которого не сможет даже самое своевременное обнаружение. Охранников могут убить, а город сдать или потерять от тысячи разных катастроф, предотвратить которые не способен ни самый бдительный страж, ни самый предусмотрительный правитель.

(3) В деле улучшения благосостояния семьи, для достижения которого требуется ум и время, но без благосклонности провидения ощутимых результатов не будет: “Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете и лишаете себя отдыха в погоне за всеми богатствами мира”. Обычно тот, кто рано встает, не засиживается допоздна, а тот, кто поздно ложится, не может заставить себя рано встать; но есть люди, настолько увлеченные миром, что им не лень рано вставать и засиживаться допоздна, они лишают себя сна ради мирских забот. Но пища приносит им так же мало утешения, как и отдых – они едят хлеб печали. Таков был приговор над всеми нами, чтобы мы в поте лица своего ели свой хлеб, но эти люди идут дальше: они во все дни свои едят впотьмах (Еккл. 5:16). Они постоянно погружены в заботы и не находят себе утешения, так что жизнь для них становится тяжким бременем. А все для того, чтобы раздобыть денег; и все напрасно, если только Господь не поспособствует им, ибо не всегда у разумных богатство (Еккл. 9:11). Любящий же Бога и любимый Им не забивает себе голову и прекрасно обходится без этой суеты. Соломон был наречен Иедидиа – Возлюбленный Господом (2 Цар. 12:25); ему было обещано царство, поэтому Авессалому не было нужды рано вставать и обольщать народ; не следовало и Адонии поднимать суматоху и заявлять: “Я буду царем”. Соломон же спокоен, и Господь, возлюбивший его, дарует ему и сон и царство в придачу. Обратите внимание:

Чрезмерная забота о мирском – тщетное и бесплодное занятие. Если нам присуще тщеславие, оно изнуряет нас, и зачастую мы сами тщетно изнуряем себя (Агг. 1:6).

Сон для тела – это дар Господа Своим возлюбленным. Мы обязаны Божьей благости спокойным (Пс. 4:9) и приятным сном (Иер. 31:25, 26). Господь дает нам сон, как Он дарует его Своим возлюбленным, и вместе со сном мы обретаем благодать засыпать в страхе Божьем (наши души возвращаются к Господу и находят в нем покой), а пробуждаемся мы для того, чтобы снова быть с Ним и после дарованного нам сна и отдыха с новыми силами служить Всевышнему. Возлюбленному Своему Он дает сон, то есть мир и покой души; мы довольны и радуемся тому, что имеем, и спокойно ожидаем того, что грядет. Заботиться же нам следует о том, чтобы сохранять себя в любви Божией, и тогда мы не будем беспокоиться, много или мало имеем в этом мире.

II. При увеличении семьи. Псалмопевец показывает:

(1) дети – это Божий дар (ст.3). Если дети не рождаются, то значит их не дает Господь (Быт. 30:2), а если рождаются, то их дарует Всевышний (Быт. 33:5). Дети для нас становятся тем, чем Господь предначертал им быть – утешением или крестом. Соломон, вопреки закону, умножал число жен, но мы нигде не прочитаем, чтобы у него было больше одного сына, потому что желающий иметь детей как наследие от Господа, должен принимать угодный Богу путь прибавления семейства, то есть в законном браке с одной женой. Он желал получить от Бога потомство (Мал. 2:15). Будут блудить и не размножатся. Дети – наследие от Господа и награда, так к ним и нужно относиться – как к благословению, а не бремени, ибо умножающий количество ртов позаботится и о пропитании для них, если мы уповаем на него. У Овед-Едома было восемь сынов, ибо Господь благословил его за прилежное служение у ковчега Господня (1 Пар. 26:5). Дети – наследие не только от Господа, но и для Господа. Всевышний говорит: “Они – Мои дети, которых ты родила Мне” (Иез. 16:20); и тем более дети – наше утешение и честь, если Господь считает их своим потомством.

(2) Дети – это добрый дар, хорошая поддержка и защита для семьи: что стрелы в руке сильного, который знает, как правильно пользоваться ими для собственной безопасности и своего преимущества, то сыновья молодые, сыновья юности, родившиеся, когда родители были еще молоды, – самые сильные и здоровые дети; они выросли, чтобы служить родителям, когда те уже нуждаются в этом; скорее всего, речь идет о молодых сыновьях; они становятся хорошей поддержкой для своих родителей и семьи в целом и могут считаться укреплением семьи против врагов. Семья, в которой много детей, подобна колчану, полному стрел разного размера, все они могут пригодиться в то или иное время. Дети с различными наклонностями и способностями могут быть по-разному полезны своей семье. Человек, обладающий многочисленным потомством, может смело говорить с врагами в воротах. Имея стольких помощников – таких ревностных, верных, молодых и энергичных, ему не нужно бояться в битве (1 Цар. 2:4, 5). Здесь обратите внимание, что сыновья молодые подобны стрелам в руке, которые при наличии благоразумия могут быть направлены прямо в цель, во славу Господу и на служение своему роду; но впоследствии, когда они покидают дом и выходят в мир, то престают быть стрелами в руке, и тогда уже слишком поздно их подчинять. Но и те стрелы, что в руке, часто оказываются стрелами в сердце – постоянным горем для своих родителей, они доводят их до ранней седины и печальной кончины.

Loading...Loading...