Ораторские приёмы. Кульминация. Как закончить выступление

Опытные лекторы считают, что выступление лучше закончить на минуту раньше, чем позже. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают под­бородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысив­шего регламент, «увозят» на транспортере вместе с трибуной или опускают под сцену. Если выступле­ние подходит к концу, и слушатели проявляют при­знаки утомления, лучше не «взбадривать» их различ­ными приемами, а подумать о завершении выступле­ния. Пауза, слова: «итак», «заканчивая выступление» и т.п. переключают внимание, оно получает допол­нительный импульс и в зале обычно устанавливает­ся тишина. «Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости», - писал юморист.

Бывает, однако, что, стремясь все сказать, ора­тор так увлекается, что доводит слушателей до изне­можения или бурного протеста. Тут уж не до заклю­чения, как бы удалиться поприличнее! Некоторые вы­ступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня все». Звучит это банально и гасит впечатление от всего выступле­ния. Ведь известно, что последнее впечатление са­мое сильное и если заключения нет или оно не связа­но с темой выступления - суть выступления усколь­зает от слушателей.

Достаточно типично для информационных речей заключение, в котором подводится итог сказанному. А вот как закончила свое выступление на съезде пред­принимателей директор одной крупной фирмы: «Я думаю, что приведенных мной примеров достаточ­но, и вы, уважаемые члены правительства, поняли, что я хочу сказать: «Для того, чтобы мы были законо­послушными, законы должны быть предельно конк­ретны и не иметь обратной силы». Это пример заклю­чения-вывода. Краткое повторение сказанного ис­пользуется обычно в обучающих выступлениях.

В агитационных речах заключение несет большую нагрузку. Ведь надо, чтобы слушатели не только ос­мыслили, но и эмоционально «пережили» сказанное, чтобы это воодушевило их, подтолкнуло к действиям. Поэтому в убеждающих речах в заключении может еще раз прозвучать основная идея выступления - то, в чем оратор убеждал аудиторию, - но в яркой форме. В речах, побуждающих к действию, заключе­ние обычно представляет собой постановку конкрет­ных задач, как в выступлении на Съезде народных депутатов СССР Д.С. Лихачева: «Должна быть долго­срочная программа развития культуры в нашей стра­не... Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится пре­ступность... »

В агитационных речах особенно тщательно продумывается концовка - последние слова выступле­ния. Оратор старается сформулировать главную идею своего выступления так кратко и выразительно, чтобы это надолго осталось в памяти, запало в душу, побу­дило к действиям. Концовкой обычно служит яркое афористичное высказывание, призыв или пожелание. Завершение лекции для первокурсников академика А.А. Ухтомского «О знаниях»: «Итак, в добрый час! Огорчения и преграды пусть забываются ради радо­сти знать, знать все больше и глубже!»

Подготовить заключение, как мы уже говорили, надо заранее, но так как ни одно выступление не происходит точно так, как предполагалось, ведь ре­акцию аудитории в точности предсказать невозмож­но, то заключение может отличаться от заготовлен­ного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и, быть может, ограничиться вы­водами и пожеланием аудитории.

Главное - заключение должно быть непосред­ственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, подчеркивать связь оратора с аудито­рией, быть мажорным, оптимистичным по духу.

Пример неудачного окончания выступления - неожиданное заявление: «Ну, у меня все!», а также извинения за то, что задержал, плохо подготовился, не знал, кто придет слушать и т.п. Заключение долж­но быть подарком слушателям.

Хорошо воспринимаются выступления, конец ко­торых перекликается с началом. Если такое заклю­чение «ложится» на настроение аудитории, оно вы­зывает эстетическое ощущение высокого искусства слова. Вот как закончил упоминавшуюся лекцию о Средиземном море профессор М.А. Мензбир: «...Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную в стране далекого севера, в неприглядный вечер се­рого декабрьского дня, это было бы лучшее, на что я смею рассчитывать, оставляя аудиторию».

Ораторские приёмы. Кульминация. Как закончить выступление?

Уже не раз было сказано о том, что любая речь состоит из трех частей: начала или вступления, основной части и кульминации или заключения. В средней части надо рассказывать подробно обо всех мелочах и предъявлять доказательную базу. А вот с началом и завершением все намного сложнее.

Вступление нужно для того, чтобы зацепить аудиторию, познакомиться с ней, вызвать доверие и анонсировать будущую речь. Именно с этого места начинается формирование успешности всего мероприятия. Вопрос — как закончить выступление?

Завершение речи – это самый важный момент всего выступления. На нем достигается высший эмоциональный пик. Цель оратора, чтобы после его речи все загорелись его идеей, поддержали начинания.

Нельзя закончить выступление банальным: «Я закончил. Всем спасибо». Это точно не произведет впечатления, даже если остальные части были на высоте. Даже, если вы ограничены по времени, все равно запланируйте хорошее начало и фееричное завершение. Лучше сократите основную часть.

Кульминация выступления усиливает эффект от всего мероприятия. Поэтому должно быть много эмоций. Нужно сподвигнуть всех в зале на какое-то действие.

В риторике есть два этапа завершения речи. Первый – это обобщение. Второй – побуждение. Что же они значат?

Обобщение – это своего рода подведение черты, то есть резюмирование. Надо подвести итог выступления, сделать выводы. Все это должно быть настолько технически продуманным, что даже, если человек проспал все мероприятие, ему должно быть понятно, о чем шла речь, какие цели преследовались, какие тезисы выдвигались и к чему это все привело. Должно стать всем понятно, что продолжения не будет, так как тема раскрыта и больше не о чем говорить. Одной из форм резюмирующего завершения — может стать открытый финал, когда вы задаёте вопрос, на который зритель сам должен найти ответ, уже после выступления, например, как часто делает В.Познер: «К чему я всё это? Да, так…к слову! Доброй ночи»

Побуждение – это призыв к действию или принятию решения. То есть от оратора к публике должен быть такой позыв, как «Купи!», «Голосуй!», «Действуй!» и т.д.

В эмоциональном плане выступление должно быть энергичным, оптимистичным. У аудитории должны «гореть» глаза. Ни в коем случае не опускайтесь до абсурда и излишней пафосности, не делайте завершение слащавым и приторным. Не затягивайте с окончанием, все должно закончиться на пике концентрации аудитории и ее заинтересованности.

В самом конце так же можно выразить свою благодарность публике. Яркий финал — это обязательный элемент речи, которая станет инструментом ваших достижений!

Варианты концовок

? Подытоживающее повторение

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления – во-первых, во-вторых, в-третьих . Будучи ленивыми слушателями по большей части, с короткой памятью, мы всегда благодарны оратору за краткое повторение, сделанное в любой форме.

? Цитата, крылатая фраза, поговорка, народная мудрость

Такая концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности.

? Обобщающий вывод

Основной вывод при этом формулируется кратко и в полной словесной форме.

? Обращение к слушателям

Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные, отпуск, сегодняшний вечер и т. д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В этом случае слушатели запоминают больше самого оратора, нежели выражаемые им идеи.

? Благодарность за внимание и комплимент аудитории

Традиционная концовка речи: «Благодарю за внимание».

Концовку можно несколько расширить, похвалив аудиторию, ее уровень, заданные ею интересные вопросы, то есть выразив ей комплимент .

Итак, я заканчиваю… В конце я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы очень осознанно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать.

Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей заинтересованной и доброжелательной аудитории.

Благодарю за внимание и хочу поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали.

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

3. Варианты психастенического характера Клинические варианты психастеников практически не выделялись. Допустимо различать психастеников по различным «наслоениям» на основное ядро характера.Психастеники бывают внешне общительными, душевно теплыми, то есть

Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

4. Варианты циклоидного характера Подробно описаны Э. Кречмером и П. Б. Ганнушкиным. Э. Кречмер выделял следующие варианты циклоидного характера. Живой гипоманиакальный тип, тихий самодовольный тип, меланхолический тип, а также болтливо-веселых, спокойных юмористов,

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

3. Варианты шизоидного характера Распространенное деление шизоидов на сенситивных (гиперчувствительных), анестетических (холодных), экспансивных (односторонне деятельных) имеет свои основания /82, с. 245/, но это скупое деление совершенно не охватывает удивительного

Из книги 30 самых распространенных способов обмана на улице автора Хацкевич Ю Г

Варианты паттерна. Есть несколько тонкостей и вариантов, о которых вы можете захотеть узнать. Например, когда человек скользит глазами туда-сюда, но более или менее по центру, он ведет внутренний спор с самим собой. Во многих случаях он также генерирует очень быстрые,

Из книги Мужские измены автора Толстая Наталья

Циклоидные варианты Известные боязливость и застенчивость свойственны некоторым циклоидно-депрессивным натурам, но означенные качества не особенно часто отмечаются в моей статистике. Боязливость и застенчивость сочетаются тогда со скромностью и склонностью к

Из книги Этот слабый сильный пол автора Толстая Наталья

Из книги Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях автора Юри Уилльям

Конструктивные варианты Консультанту неизбежно приходится прибегать к внушению в той или иной форме, поэтому следует подробнее разобраться в вопросе, чтобы использовать этот метод со знанием дела. Во время консультирования можно воспользоваться внушением в качестве

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

«Левые» варианты Разновидностей обмана при обмене и расселении столь много, что трудно на чем-либо остановиться. Наиболее типичны аферы «под сорванную сделку», в процессе приватизации («под обменный ордер»), под «постройку коттеджа» и другие. Вот пример аферы при

Из книги Я слышу, что вы думаете на самом деле [фрагмент] автора Иванова Светлана Владимировна

Варианты измен Итак, если он живет с тобой и ходит к ней, то возможны примерно следующие варианты вашего сосуществования.Например…Он вдохновенно врет, что никого у него нетОдин из самых распространенных случаев измен. Обычно это семьи, где уже есть дети и люди прожили

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Варианты измен Итак, если он живет с тобой и ходит к ней, то возможны примерно следующие варианты вашего

Из книги Юмор как способ влияния автора Шейнов Виктор Павлович

2. Варианты Цель выявления интересов обеих сторон состоит в том, чтобы определить, можно ли найти нестандартные варианты для удовлетворения этих интересов. Изобретение взаимовыгодных вариантов – это главный шанс участника переговоров. Эффективные переговорщики не

Из книги автора

Варианты опросников Р-Д-В Нами разработано три варианта опросника. Вариант А - для взрослых, вариант Б - для подростков, вариант В - для детей.Приведем тексты

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Варианты решения Ни в чем так не проявляется характер людей, как в том, что они находят смешным. И. Гёте 1… вот телеграмма: завтра приезжает мама.2. Уже не брезгуешь даже лысыми женщинами.3… им удалось получить деньги обратно?4…он на мои не пойдет.5… купили два ящика водки,


Функции концовки публичного выступления

Заключение имеет две основные функции - напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать»

Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения.

Варианты концовок

Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость – стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка – терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».

Обобщающий вывод

Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак, ...». Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателям

Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.

Подытоживающее повторение

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память, и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить.

Кульминация

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!» Специалисты отмечают, что кульминация как эффективная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она обычно производит сильное впечатление на слушателей.

Комплимент аудитории

Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Юмористическая концовка

Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете - оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание

Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., то есть скажет комплимент аудитории. Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».

Как не надо заканчивать выступление

Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.

Ответы на вопросы аудитории

Как отвечать на вопросы? Это проблема для многих ораторов. Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать, а иногда и «провоцировать». Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы?

Отвечать надо на все вопросы

Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Отложить ответ можно словами: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить...». Можно сказать и так: «Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве (или после моего выступления), мы обсудим это с вами». Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно.

Отвечать одинаково уважительно всем

Это означает, что оратор должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать любой вопрос, вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Кстати, отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: «Вы меня не так поняли», нужно сказать: «Видно, я неудачно выразился» или «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др.

Отвечать кратко

Не превращать ответ в лекцию! Мы уже отмечали выше: минута- полторы – предел для ответа на любой вопрос.

Правила, позволяющие сделать публичное выступление
доступным для слушателей

Как начинать выступление?

Начало выступления представляет наибольшую трудность. В то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него.

Приступайте прямо к сути вашего выступления , затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.

Не начинайте выступление с юмористического рассказа . Это не всегда бывает удачным, особенно у новичков. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот . Чаще всего такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.

Никогда не извиняйтесь , так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это четко, быстро и сядьте на свое место.

Не начинайте ваше выступление слишком формально . Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

Чтобы завоевать внимание аудитории в начале своего выступления можно использовать следующие приёмы:

– вызвать любопытство слушателей;

– поведать интересную историю;

– начать с конкретной иллюстрации;

– задать вопрос;

– начать с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или фактов;

– показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

1. Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями.

2. Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагайте свои мысли простым и понятным языком.

3. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для вас, как солнечный свет в полдень.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, используйте экспонаты, картинки, иллюстрации. Говорите конкретно (не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «белого фокстерьера с черным пятном над правым глазом»).

5. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды или трижды одни и те же фразы.

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

8. Заключайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.

9. Если возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

10. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Как заканчивать выступление?

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Помните: хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация.

– резюмировать – вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

– призвать к действию;

– сделать слушателям подходящий комплимент;

– вызвать смех;

– процитировать подходящие поэтические строки;

– использовать яркую цитату;

– создать эмоциональный подъем.

Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.

Примеры публичных выступлений.

В каждом из приведенных отрывков выделены те особенности текста, которые отмечаются как имеющие положительное воздействие на аудиторию. Все выступления посвящены проблеме стимулирования педагогов к ведению методической самообразовательной работы.

1. «Уважаемые коллеги ! (обращение ). Мы не первый раз собираемся в этом году по вопросу активизации работы методических объединений (подчеркивание общности дела ). Я выражаю благодарность (называются имена, кому она адресована), поддержавшим эту линию работы школы (указание на положительные примеры ). Да, действительно, «еще одна модернизация» (кивает в сторону самого недовольного слушателя) выпала на нашем профессиональном пути (признание права аудитории на собственное мнение ). Методическая работа – составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна (подчеркивание значимости ).

Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков (обращение к прошлому опыту взаимодействия ). Строгая их экспертиза дает все основания считать, что они у всех нас без исключения (разделение ответственности ) построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе (открытое признание неприглядного факта ). Да, действительно, у нас маленькая зарплата, мы перегружены совместительством и подработками, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками и тетрадками (предупреждение возражений ).

Свои предложения по развитию методической работы в школе я высказала на прошлом методическом Совете. Основные направления ее активизации я написала на доске (наглядное представление ). Их пять. Я прошу вас высказаться относительно их или внести свои (готовность к диалогу со слушателями )».

2. «Мы сегодня будем говорить о методической работе. Но мне хотелось бы сначала рассказать притчу про лошадь (смех) (интригующее начало ). Расхваливает мужик на базаре покупателю свою лошадь, упирая на то, что она быстро бегает. А тот ему говорит: «Тогда нужно продавать ее дешевле». «Это почему же?» – спрашивает мужик. «А вдруг она побежит быстро, да не в ту сторону?» (смех ).

К чему я это? Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе». Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое – на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях – сейчас и в дальнейшем?». Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать? (риторические вопросы ).

Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина (смех ). Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?.. Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить (проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы ).

Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! (пафосное обращение ). Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту (подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности ). Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа – это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для учителя – это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я – за осмысленную работу. А вы?.. (публицистичность, призыв к слушателям )».

3. «Я солидарна с предыдущими докладчиками в том, что методическая работа имеет большое значение в работе учителя (ссылка на предыдущих ораторов ). Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, – я имею в виду курсы и методическую литературу (открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме ). Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека (сравнение )?

В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя (аннотация содержания выступления ).

Первое, о чем следует помнить (нумерация выдвигаемых аргументов ). Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал (приведение очевидных аргументов ).

Второе. Педагог, занимающийся методической работой, – это уважаемый нами, родителями и учениками учитель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю – обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду (обращение к ценностям ).

И третье. Мы – то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память – то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше – как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах, как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны (обращение к высшим смыслам ).

Спасибо за возможность обо всём этом сказать (благодарность слушателям )».

Результативность делового совещания, проводимого в форме публичных выступлений , повышается, если имеются следующие характеристики:

Ø точность приводимой информации, проверяемость фактического материала;

Ø проявление доверия слушателям, включение их профессиональной и жизненной ситуации в контекст выступления говорящего;

Ø примеры из собственного опыта и из опыта слушателей;

Ø подчеркивание значимости, престижности того, о чем говорится в выступлении;

Ø подчеркивание общих со слушателями интересов и целей;

Ø продуманная структура текста, его эмоционально-образная выразительность;

Ø чуткое реагирование на настроение аудитории;

Ø доброжелательность, непринужденность общения;

Ø предоставление возможности слушателям выбора отношения к воспринимаемому материалу, отсутствие принуждения и категоричности;

Ø налаженная обратная связь с аудиторий (подробно об этом будет сказано ниже).

Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического (доминантного, авторитарного) или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице.

Loading...Loading...