Христос говорит молитесь за обижающих вас. Мой путь к богу. Любви к врагам требует новая природа спасенных

Скажите, какие конкретные отношения, действия и т.п. подразумеваются под "любить врагов своих". Что это значит? И кого мне считать за врагов?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос призывает: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45). Под врагом понимается всякий человек, который делает нам зло. В результате падения прародителей в мир вошел грех. Нормальные отношения между людьми нарушились, и вместо любви стал царить эгоизм. Бог желает преодоления этого искаженного состояния мира. В заповеди любите врагов ваших выражен основополагающий закон духовно-нравственного бытия мира: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло. Иисус Христос не только дал эту великую заповедь, но и показал ее жизненную силу. Его искупительный подвиг на Голгофе является идеальным исполнением данной Им заповеди. Он, претерпевая страшные муки на Кресте просил Отца за распинавших и хуливших Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Христиане, ученики Иисуса Христа, должны все совершать в образ Спасителя.

Мы имеем впечатляющие примеры любви к врагам, как среди древних христиан, так и среди тех, кто жил во время, близкое к нашему. Революционер И.Каляев бросил в карету великого князя Сергея Александровича бомбу, которая на куски разорвала его тело. Это было 4 февраля 1905 г., а 7 февраля супруга убиенного великая княгиня Елизавета Федоровна встретилась с Каляевым. Свидание было устроено в канцелярии арестного дома Пятницкой части г. Москвы. Она сказала арестованному: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас…». Побуждая его к спасительному покаянию, она подала ему икону.

Христианская любовь не есть что-то неизменное. В каждом верующем она имеет разную меру полноты. Восходя постепенно все выше по лестнице христианского совершенства, последователь Иисуса Христа может дойти до исполнения труднейшей для невозрожденного человека заповеди о любви к врагам.

«Какие конкретные отношения, действия подразумеваются»? Жизнь разнообразна, и не возможно исполнение этой заповеди свести к перечню каких-либо действий. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить» (Блаж. Августин).

Нагорная проповедь Христа разделила людей на сторонников и противников. Первым из них - нищим духом, алчущим правды, плачущим о погибающем мире и гонимым Спаситель провозгласил счастье, а вторым — ужасное горе. И вот горстка счастливых терзается вопросом: как же им относиться к богатым, пресыщенным, смеющимся и тщеславным, которые не скрывают своей вражды к Иисусу и к ним? Какой мерой воздать за лютую ненависть? Может быть, стоит подражать пророку Давиду: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (Пс.138:21,22)? На эти вопросы у Христа был неподражаемый ответ.

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:27-36).

Слова Иисуса о любви звучат вызовом миру и церкви. Они - извечный повод для жаркой полемики. Некоторые сразу расписываются в своей беспомощности их исполнить. Кто-то считает, что Христос, погрузившись в мир религиозных фантазий, не учитывает ни политических, ни социальных реалий. Ведь любовь (агапе), включающая в себя бескорыстную заботу, добро, привязанность, никак не может быть направлена на римских оккупантов, храмовую мафию, разбойников с большой дороги…

Можно было бы понять и принять советы «перетерпите злое отношение», «уклоняйтесь от агрессивности людей», «не воздавайте им злом за зло», «удалитесь в пустыню» или «замкнитесь в себе». Но любить врагов… Разве это не переворачивает с ног на голову всякое представление о справедливости и правах человека? Разве это не превращает христианство в непрактичную и вздорную религию? Человеческой природе не свойственно любить врагов, подставлять для нового удара другую щеку, отдавать нижнюю рубашку! Кипя от возмущения, она отвергает жизнь по якобы умножающим зло правилам,…

Однако Иисус сказал, что сказал и, конечно, был прав! Тот, Кто есть сама Истина и Жизнь, ошибиться никак не мог.

  1. Любви к врагам требует эпоха благодати.

До пришествия Христа на землю верующие жили по закону, требовавшему справедливого возмездия за свершенное преступление — «око за око и зуб за зуб». Закон не сдерживал грех, он лишь выявлял глубокую порочность человеческого сердца точно так же, как УЗИ или рентген выявляют в организме опасные метастазы. Апостол Павел писал: «…я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» (Рим.7:7-9). Воистину, «…«закон ничего не довел до совершенства» (Евр.7:19) — суровые правила не прибавляли ума, страх возмездия смертью не удерживал от преступлений, многочисленные жертвоприношения не освящали сердец. Закон показывал человеку, что он смертельно болен и нуждается в Небесном Враче.

Суть эпохи благодати, наступившей с явлением Иисуса Христа на землю, хорошо выразил апостол Павел: «…Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:19-21). Бог во Христе объявил перемирие с грешным человечеством и через Своих вестников убеждает его не идти в ад, но обрести спасение по благодати. Принимает ли мир Божьих вестников? Иногда принимает. Но гораздо чаще — гонит и убивает. Какой должен быть ответ христиан на скверное отношение? Такой же, как и у Бога - умолять о примирении.

Если Бог несказанно добр к неблагодарным и злым, не должны ли Его дети подражать Ему? Здесь уместно вспомнить притчу Христа о должнике, которому царь простил небывало огромный долг в 10 000 талантов (360 000 килограммов) серебра. Прощенный раб нашел своего товарища, задолжавшего ему 100 динариев (треть годового заработка простого рабочего) и принялся требовать от него возврата долга. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Матф.18:32-34). Злой раб не понял, что доброта царя должна подвигнуть его простить всех своих должников. Однако он поступил так, будто не получил царской милости.

Поскольку Бог сменил эпоху закона эпохой благодати, мы не имеем права в отношении себя применять благодать, а в отношении других закон. Это будет неугодно Богу. Вот почему Христос заповедал своим последователям: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Христиане должны показать миру благодать в действии, следуя сформулированному Христом «золотому правилу» этики:Всякийчеловек ожидает от других принятия и уважения, справедливости и милосердия. Вот так и должны христиане поступать с недругами. Поймут ли и оценят они подобное поведение? Скорее всего нет. Кто-то сочтет их наивными, кто-то станет насмехаться. Кто-то ответит злом на добро. Но все равно верующие призваны поступать в соответствии с духом эпохи благодати и не горевать о том, что ее КПД не достигает 100%. Результаты находятся в Божьих руках, а не в человеческих.

Исполнение «золотого правила» не предполагает, что не нужно обличать беззаконие. Мы не обязаны забыть о своих законных правах и потакать злу: «…когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? (Деян.22:25). Апостол обличил неправосудные действия судившего его первосвященника: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян.23:3). Остановить человека в его беззакониях ненасильственным образом так же является проявлением христианской любви, как и любая добрая помощь. И если обличения окажутся бесполезными, нужно продолжать проявлять любовь: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне» (1Кор.4:12,13). Таков дух эпохи благодати.

2. Любовь к врагам оценивается Богом, как драгоценная

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Любовь за любовь, благодеяние за благодеяние в Божьих очах является заурядным делом. На него способны темные язычники. Они умеют ценить дружбу и проявлять ее. Тысячи трогательных стихов и песен сочинил мир о любви и, пожалуй, эта тема по сей день превалирует в искусстве. Однако любовь к достойным любви не имеет пред Богом никакой ценности, потому что заквашена на эгоизме: «ты - мне, а я - тебе».

Бог обожает такую любовь, которая обращена к неблагодарным и злым, к тем, кто неспособен ни оценить, ни отплатить за полученные блага. И если мы проявим ее, (а этот подвиг непростой!), мы дадим Богу возможность увенчать нас великой наградой. Льюис где-то заметил, что «слушая о любви к врагам, люди начинают сразу воображать себе, что их призывают любить гестапо. Начните с чего-нибудь более простого, например, с тещи». Вот и нам следует начать с наших братьев и сестер: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1,2). Бог это оценит!

3. Любовь к врагам была явлена Самим Христом

Христос имел моральное право повелеть Своим последователям любить врагов, ибо практиковал это Сам. Когда в одном самарянском селении Его не приняли, апостолы Иаков и Иоанн предложили наказать негостеприимных хозяев по примеру пророка Илии - огнем с неба. Иисус запретил им думать об этом (Лук.9:55). В Гефсиманском саду Христос запретил Петру применять меч для Его освобождения отнесправедливого ареста:«…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Матф.26:52-54). Более того, Христос исцелил раба первосвященника Малха, когда ревностный апостол Петр отсек ему ухо.

Претерпевая побои, издевательства и распятие, Христос молился о прощении своих врагов. Он нашел смягчающую их вину обстоятельство «не знают, что делают» (Лук.23:34). Более того, не только молитвой, но мученической смертью Он засвидетельствовал Свою любовь к грешникам: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:6-8). Христова любовь обязывает нас к подражанию, воспетому в известном гимне «О, образ совершенный»:

0 образ совершенный

Любви и чистоты!

Спаситель, Царь смиренный,

Пример мой вечный — Ты.

На лик в венце терновом

Хочу душой взирать;

Хочу делами словом

Тебе лишь подражать.

Хочу Твои слова я

Лишь в жизни повторять;

Хочу, благословляя,

Врагам моим прощать.

Хочу о них молиться,

Как Ты молил о них;

Хочу, как Ты, смириться

Среди сынов земных.

4. Любви к врагам требует новая природа спасенных

Христос дал повеление Своим ученикам любить врагов именно потому, что они обрели новую природу, способную на такой подвиг. Благодать - это не только доброта Бога, примирившего через жертву Христа с Собою мир, не только оправдание грешника по вере, это сила, изменяющая сердца: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:11-14).

Если христиане - это новое творение и дети добра, как может ненависть к кому бы то ни было жить в их сердцах? Как могут они променять Духа Божьего, производящего «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23), на дух зла, несущего тесноту и скорбь? Любовь это знамя по которому узнаются ученики Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35). Апостолы призывали церковь высоко держать это знамя. Трижды в Новом Завете говорится: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фесс.5:15). Поступать так, значит жить в гармонии с новой природой.

5. Любви к врагам требует исполнение великого поручения

Христос призвал учеников «проповедовать евангелие всей твари» (Мр.16:15). Этим Он подчеркнул интернациональный характер христианства. В эпоху закона иудаизм с помощью различных обрядов и правил ограждал себя от смешения с язычниками. Христианство предназначалась для всех народов, и потому церковь не имела права создавать преграды для людей из-за национальных или социальных особенностей: «…и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:10,11). Нет и не должно быть русского или английского или африканского христианства. Христианство едино - уходящее корнями к апостолам, распространяющееся в мире через проповедь о Христе и добрые дела.

Христианам во все времена приходилось вторгаться в чуждую культуру и способствовать ее изменению. Конечно, это вторжение вызывало реакцию отторжения у национальных религий: конкуренты им были не нужны. Тем более что христианство не добавлялось к существующим идеологиям, но стремилось их заменить.

Уверовавшие переставали чтить прежних богов, оставляли распутство, пьянство, кровную месть, театральные зрелища. Это, несомненно, подрывало вековые устои и вызывало разделение в обществе. Поэтому вторжение в иную культуру было оправданно лишь тогда, когда оно было вторжением любви. Любовь заинтересована в добровольном отклике человека, но не в принуждении. Она готова страдать, но не причинять страдания. Она не берет в руку меч из дамасской стали, чтобы убить тело, но мечом духа освобождает душу от демонов и пороков. И если ей приходиться платить высокую цену, она за ней не стоит.

В 1956 году пять молодых миссионеров получили от Бога повеление принести весть о Христе дикому племени Аука в джунглях Эквадора. Однако работа не удалась - их убили туземцы. Миссионеры могли бы легко защитить себя имевшимся на руках огнестрельным оружием, но они только стреляли в воздух. Они понимали, что если убьют врагов, те отправятся в вечный ад, а если враги убьют их, то распахнут им двери вечной жизни. И они поступили с Аука по золотому правилу: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Многие в последствии осуждали их за неосмотрительность и крайний пацифизм. Однако Бог оправдал их пред глазами всего мира. Через несколько лет после трагедии, жена и сестра погибших миссионеров ощутили Божий призыв отправиться к тому злому племени с благой вестью. И то, что не удалось мужчинам, удалось слабым женщинам - двадцать восемь дикарей были спасены и приняли крещение в реке Курарай, некогда обагренной кровью мучеников. Среди крещенных было пятеро убийц миссионеров во главе с их руководителем — Гикитой… Воистину, кровь мучеников есть семя святых! А что было бы, если бы миссионеры ответили злом за зло? Не закрыли бы они навсегда путь в вечную жизнь этому племени?

6. Любовь к врагам практиковалась христианской церковью первых трех веков

В своем исследовании о христианском пацифизме богослов Геннадий Гололоб приводит важные исторические свидетельства о взглядах ранних отцов церкви:

«Поликарп (69-155), епископ Смирны и мученик, в своей работе “О христианской жизни” писал: «Мы не воздаем злом за зло, не отвечаем на обиду - обидами, на удар - ударом, на проклятие - проклятиями».

Иустин Мученик (100-165) писал о христианах, что те, кто раньше убивал друг друга, теперь не только не настроены против врагов, но и охотно умирают, исповедуя Иисуса Христа.

Тертуллиан (160-225) …сделал следующее заявление: «Убрав меч Петра, Бог тем самым разоружил каждого солдата» (Tertullian, On Idolatry, 19.3)… «Убить человека, - по словам Тертуллиана, - это что-то из побуждений от дьявола».

… ещё во II веке перешедший в христианство философ Татиан открыто приравнивает войну к простому убийству, и почетный воинский венок считает наградою, несовместимой с достоинством христианина.

В том же столетии Афинагор Афинский говорит, что христиане не только сами никогда не убивают, но и избегают присутствовать при убийствах. «Мы, думая, что смотреть на убийство почти то же, что совершать оное, отказываемся от таких зрелищ» (Афиногор. Прошение о христианах // Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988, с. 448).

Ориген (185-254) был выдающимся писателем и учителем в Александрии. Остаток своей жизни он провел в тюрьме… В своем апологетическом труде под названием «Против Цельса» (кн. 5) Ориген писал: ”Согласно заветам Иисуса Христа мы переплавили наши тщеславные мечи на плуги и перековали серпы из копьев, которыми пользовались в войне. Ибо мы больше не поднимаем меча ни против какого народа и не учимся воевать, став теперь детьми мира во имя Иисуса” (Джон Уэнгер “Миролюбие”, с. 12).

Св. Климент Александрийский (ум. 217), прямо противопоставляет языческим „воинственным народам» „мирное племя христиан»» (Таубе М.А. Христианство и международный мир. М.: Посредник, 1905, с. 40-41).

…Лактанций в своих «Божественных Наставлениях» задал вполне резонный вопрос: «Зачем воевать и вмешиваться в чужие распри тому, кто в душе своей мирен со всеми людьми?» (см. подр.: Терновский Ф.А. Опыт руководства по церковной истории. Выпуск 1: Три первые века христианства. Киев, 1878).

Наиболее удачно раннепатристическое учение о непротивлении выразил западный богослов и священномученик Киприан Карфагенский (ум. 258), написав в своем послании к Донату «О благодати Божией» следующее: «Вселенная обагрена кровью человеческой; убийство, почитаемое преступлением, когда совершается частными людьми, слывет добродетелью, когда совершается открыто; злодейства освобождаются от казней не по закону невинности, но по великости бесчеловечия» (Св. Киприан Карфагенский. К Донату о благодати Божией // Отцы и учители Церкви III в.: Антология. М., 1996. Т. 2, с. 350).

Дошедший до нас исторический документ III века «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» гласит: «Солдат, если желает креститься, должен отказаться от военной службы, а уже уверовавший, не должен поступать на военную службу под угрозой отлучения от церкви». Подобно ему и литургико-канонический памятник V-го века «Правила Ипполита», основывающиеся на произведении святого Ипполита Римского «Апостольское предание», стоит на позициях, близких к убеждениям Тертуллиана, т.е. запрещают занимать христианам офицерские должности, принимать присягу и участвовать в убийстве человека (см: Kapaшeв А. Отношение христиан первых трех веков (до Константина Великого) к военной службе. Рязань, 1914, с. 45-46)».

Увы! После того, как во времена императора Константина церковь дала согласие стать государственной, дух любви к врагам выветрился из нее. Она находила мирские аргументы для применения силы, что бы освободить мир от ложной религии турок, либо возвратить христианские святыни в земле обетованной, либо спасти посредством огня души еретиков. И здесь руку свою приложил Августин, истолковавший евангельские слова «убедите придти» (Лук.14:23), как «заставьте придти». Так было заложено теоретическое обоснование крестовых походов и ужасной инквизиции. Если бы Августин знал, к каким ужасным последствиям приведет его толкование, он бы поостерегся его применить. Это отступление от заповеди Христа дало право Гилберту Честертону саркастически оценить христианскую историю: «Оказывается, христиан надо было ненавидеть не за то, что они мало борются, а за то, что они борются слишком много. Как выяснилось, именно они разожгли все войны. Они утопили мир в крови. Только что я сердился на то, что христиане никогда не сердятся. Теперь надо было сердиться, что они сердятся слишком много, слишком страшно; гнев их затопил землю и омрачил небо». Какая горькая правда об отступничестве церкви! Однако ни о чем не пожалеет тот, кто следовал ясным и здравым словам Иисуса Христа: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

7. Любовь к врагам практиковалась нашими современниками

У нас нет извинений в недобрых чувствах к причинившим нам боль людям, поскольку наши современники, находясь в переживаниях более худших, но проявляли любовь к врагам. Только не подавленный эгоизм мешает нам последовать их примеру. Я уже упомянул о подвиге любви миссионеров племени Ауко, здесь же расскажу о герое веры — миссионерке из Голландии Корри тен Боом, книгу которой «Иисус - Победитель» прочитал еще в юности. Эта поучительная история взята здесь — :

«Корри вспоминала о том, что когда ей исполнилось 23, она была близка к замужеству. Открытого предложения не было, но было безмолвное понимание, что она невеста Карла – приятного молодого человека. Когда дружба между ними окрепла, Карлу пришлось куда-то уехать, и между ними завязалась оживленная переписка. Но постепенно письма стали приходить все реже и реже и, наконец, вовсе прекратились. Однажды Карл пришел в гости к Корри с миловидной девушкой и представил ее как свою невесту. Корри приняла их приветливо, едва сдерживая нахлынувшие слезы, угостила их свежим кофе с печеньем, но как только за ними закрылась дверь, она убежала наверх в свою спальню и, упав лицом в подушку, дала полную волю давно душившим ее слезам.
Послышались шаги. К ней шел отец. Корри на момент почувствовала себя маленькой девочкой, которую идет утешать папа. Больше всего она боялась, что он скажет: «Ничего, пройдет, будут другие…» Но он не сказал этого, а только очень ласково промолвил: «Корри, знаешь, почему тебе так больно? Потому что это – любовь, алюбовь – самая могучая сила в мире, и когда ей преграждают путь, бывает очень больно. Когда же это случается можно сделать две вещи: убить любовь, чтобы не было больно, но тогда, конечно, с нею умрет и часть тебя, или начать просить Господа пустить ее по другому руслу. Бог любит Карла больше, чем ты, Корри. Он может дать тебе другую любовь к нему. Всякий раз, когда мы не можем любить кого-нибудь по-человечески, Бог открывает возможность любить их иначе, более совершенным образом, таким, каким любит Он Сам».

Позже Корри рассказывала об этом так: «Я тогда не знала и не понимала, что отец вручил мне ключ не только к одному из мрачных моментов в моей жизни, но и к гораздо более темным комнатам, в которые мне еще предстояло войти, к местам, где по-человечески вообще было нечего любить. Тогда же я должна была отказаться от Карла, не расставаясь при этом с чувством радостного удивления, связанного с любовью к нему»…

…Это произошло в 1947 году, в Мюнхене, в одной из церквей. Она приехала в побежденную Германию с Благой Вестью о Христе и Его всепрощении…Многие люди в церкви, слыша, что Бог, прощая наши грехи, не вспоминает их более, молча вставали, брали свои пальто и безмолвно уходили… Слишком много шрамов и боли оставила в их сердцах безжалостная война. После служения к Корри подошел лысеющий мужчина в сером пальто и коричневой шляпой в руках. Он улыбался и вежливо кланялся. Корри внимательно смотрела на него и перед ней моментально промелькнула синяя форма и фуражка с кокардой, а на ней череп и накрест две кости. Она сразу же узнала в нем бывшего надзирателя, одного из наиболее жестоких карателей и конвоиров в концлагере Равенсбрюк, офицера СС. Вспомнила стыд, с которым она, ее бедная сестра Бэтси и другие женщины нагишом проходили перед надзирателями и вот этим человеком.

Корри пишет о глубокой внутренней борьбе: “Вот он стоял против меня с протянутой рукой, и я слышала его голос: “Фройлян, как приятно было слышать, что все наши грехи Бог бросает в пучину морскую и не вспоминает более”. Он говорил, а я, которая только что так убежденно говорила о прощении, стояла и смущенно рылась в сумке, не в силах протянуть ему руку. «Вы упомянули Равенсбрюк в своей речи, - продолжал он, - а я был там надзирателем. Но с тех пор я стал христианином и знаю, что Бог простил мне все те жестокости, которые я совершал. И все же мне хотелось бы услышать слово прощения из ваших уст, фройляйн. Вы можете простить меня?». В памяти у Корри опять всплыла медленная, ужасная смерть ее сестры… Мужчина стоял с протянутой рукой, рассчитывая на прощение. Это длилось всего несколько секунд, но для Корри они показались вечностью. Она продолжает: «Иисус, помоги мне, - взмолилась я про себя, - я могу протянуть ему руку, и это все, что я могу сделать сама, а Ты дай мне нужное чувство». Корри протянула ему свою руку – бывшая арестантка – бывшему лагерному стражу. «Я прощаю вас, брат… от всего сердца». Позже она писала: «Я никогда не ощущала Божьей любви так остро, как в тот момент. Но и тогда я понимала, что это не моя любовь, а именно Божья. Я пробовала любить, но у меня не было на это силы. Но тут действовала сила Духа Святого и Его любовь…» После этого она имела полное право сказать: «Прощение – это волевое решение, а воля может функционировать независимо от температуры сердца» и еще: «Память – это ключ не к прошлому, но к будущему».

Да даст Господь нам, христианам 21 века, исполнить заповедь Христа о любви к врагам - выше и необходимее этого подвига ничего нет на свете!

"Евреи враги евангелия ради нас уверовавших."

По одной этой фразе можно понять Ваш писательский уровень! Где, скажите пожалуйста, в Евангелии Вы нашли, что ЕВРЕИ враги Евангелия? Везде сказано ИУДЕИ - люди, исповедующие ИУДАИЗМ в какой-либо форме и отрицающие мессианство Христа! Вы же своим выражением просто посеяли семена антисемитизма в неутверждённых "христианских" душах! Предположим, это прочитает юный бритоголовый, считающий себя христианином. В его понимании на всегда засядет, что евреи-враги (кого и чего ему будет всё равно. Его верооисповедания и значит его нации, которая считает себя поголовно христианской). А потом он пойдёт крошить этих врагов и ставить свечки за упокой их души в храме. Ваши труды похожи на лекарства с побочным эффектом - одно лечит, другое калечит. И второе бывает намного хуже первого. Покайтесь и не пишите человеческие суждения, прикрываясь духовностью. Дух Святой не делает подобных ляпов. Иначе всё Писание было бы в них! Успехов.
Комментарий автора:
Это не я написал, а автор послания к Римлянам (11 глава). Не нужно льстить никому, в том числе и евреям. Они больше вас зауважают, нежели вы будете им талдычить о том какие они избранные и ставить капкан. Апостол Петр, исполнившись Духом, вообще сказал просто: "Которого вы распяли" и написано, что они умилились сердцем и затем уверовали. Поверьте, я давно служу(моему) этому народу и знаю, что лицемерие больше ставит препятствий к истинному уверованию.

Не бойтесь о семенах антисемитизма. Сегодня "благославляющие Израиль" и говорящие ему лестно куда более обращают его на ложный путь. Юный бритоголовый, прочитав истину,задумается, а лесть его еще больше укоренит и обозлит. Евреи враги евангелия - ради нас. Это четко и понятно духовному человеку и предназначено, в данном случае, к духовным. Евреи, избранный народ - проверяют истинность в лагере уверовавших христиан, то есть евреев и неевреев. Но им нужно покаяние, как и нам за отступление от истины. Нам, в первую очередь, потому что мало молимся за враждующих...

А крошить будут в любом случае, в том числе и храмы, где свечки ставят, там также полно лицемерия, как и в кругу сегодня модных течений протестанвтов. Гонения были, есть и будут. Евреев - за то, что они евреи, то есть избранный народ, пока не будет надлежащего сокрушения к покаянию всего народа; церковь - за то, что она не светит во тьме. За имя Христа быть гонимым - это привилегия.

Евреи - поставлены Богом во свет для язычников. Лишь остаток из евреев - исполняет это. Бог Сам приведет к исполнению это обетование для Израиля. Ему более дано, с него более и спрашивается, как мы это видим в истории всего Израиля.

Итак, спасибо вам за внимание...

Любите врагов ваших: размышления о самой тяжелой заповеди

Однажды Иисус задал вопрос: «Собирают ли с репейника смоквы?» Ответ, конечно, нет, вы собираете урожай, который вы сажаете. Посадите репей и он разрастется, и будет везде. Если вы хотите выращивать инжир, вам нужно начать с фиговых семян. Этим вопросом Иисус косвенно высмеивает идею о том, что добро можно делать, используя зло. Насилие не является средством создания мирного общества. Отмщение не прокладывает путь к прощению. Супружеское насилие не закладывает основу для длительного брака. Ярость не является инструментом примирения.

Тем не менее, в то время как фиги не растут из репейника, в мире человеческого выбора и действия позитивная смена отношения и направления всегда возможна. Грех – стадия, предшествующая стадии святости. Новый Завет переполнен сообщениями об изменениях.

В церкви Христа Спасителя в районе Хора в Стамбуле существует византийская мозаика четырнадцатого века, которая в одном изображении рассказывает историю о маловероятном превращении: превращении воды в вино для гостей на свадебном пире в Кане Галилейской. На заднем плане Иисус — Его правая рука, протянутая жестом благословения — стоит бок о бок с матерью. На переднем плане мы видим, как слуга наливает воду из меньшего кувшина в более крупный. Вода оставляет первый кувшин светло-голубого цвета, а плитка-черепица становится темно-фиолетовой, когда она достигает края нижнего кувшина. «Это, первое из Своих знамений, Иисус сотворил в Кане, в Галилее, и проявил Свою славу; и Его ученики уверовали в Него».

Этот «первый знак», который дал Иисус, является ключом к пониманию всего в Евангелии. Иисус постоянно являет чудеса изменения: слепые глаза становятся видящими глазами, иссохшие конечности становятся рабочими конечностями, болезнь ̶ здоровьем, чувство вины ̶ прощением, незнакомцы ̶ соседями, враги ̶ друзьям, рабы — свободными, вооруженные люди ̶ безоружными, распятые воскресают, печаль ̶ радостью, хлеб и вино Им Самим. Природа не может производить смокву из репейника, но Бог делает это в нашей жизни все время. Постоянное сотрудничество Бога и творения делает что-то из ничего. Как гласит португальская пословица, «Бог пишет прямо с кривыми линиями».

Обращение Павла является архетипом трансформации. Павел, ранее смертельный противник последователей Христа, становится апостолом Христа и самым неутомимым миссионером, пересекающим Римскую империю, оставляя за собой вереницу церквей, которые переносятся по сей день. Это было чудо вражды, обратившееся в дружбу, и это произошло в мгновение ока, слишком маленькое для измерения, путем внезапного озарения. Видение смерти первого диакона, Стефана, забитого камнями до смерти в Иерусалиме, должно было стать ключевым моментом для обращения Павла.

Петр ̶ это другой человек, который резко изменился. Отозвав его от сетей, Христос превратил рыбака в ловца человеков. В Гефсиманском саду тот же Петр отрубил ухо одному из тех, кто пришел арестовывать Иисуса. Не отблагодарив Петра за его мужество, Иисус исцелил рану и приказал Петру сложить свое окровавленное оружие: «возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». На оставшуюся часть своей жизни Петр никогда больше не был угрозой для чьей-либо жизни, ища только обращения противников, а не их смерти. Петр стал человеком, который скорее умрет, чем убьет.

Как происходит такая трансформация сердца? И каковы препятствия?

Это был вопрос, который преследовал русского писателя Льва Толстого, который в течение многих лет пытался превратиться из аристократа в крестьянина, из богатого человека в бедного, из бывшего солдата в миротворца, хотя ни одно из этих намерений не было полностью осуществлено. В детстве Толстому рассказывал его старший брат Николай, что в усадьбе на краю оврага в древнем лесу была зеленая палочка. Это был не обычный кусок дерева, ̶ сказал Николай. На ее поверхности были вырезаны слова, «которые уничтожали бы все зло в сердцах людей и приносили им все хорошее». Лев Толстой всю свою жизнь искал откровения. Даже как старик он писал: «Я все еще верю сегодня, что есть такая истина, что она откроется всем и выполнит свое обещание». Толстого похоронили возле оврага в лесу, именно там, где он искал зеленую палочку.

И.Е. Репин. «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне», 1887 г.

Если бы мы ее обнаружили, я предполагаю, что зеленая палочка, вероятно, оказалась бы в предложении из трех слов, которое мы часто читаем, но оказалось настолько трудным, что мы забросили его в овраг внутри себя: «Любите своих врагов».

Дважды в Евангелиях, сначала у Матфея, а затем у Луки, цитируются слова Иисуса в этом замечательном учении, уникальном для христианства:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»

Любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит, благословляйте проклинающих вас, молитесь за тех, кто вас оскорбляет. К тому, кто ударяет вас по щеке, подставьте и другую; и тому, кто забирает твой плащ, отдай и пальто. Дайте всем, кто просит от вас; у того, кто забирает ваши товары, не спрашивайте их снова. Как вы хотите, чтобы другие поступали с вами, так и вы поступайте с ними.

Возможно, мы, христиане, слишком часто слышали эти слова, чтобы нас ошеломил их простой смысл, но для тех, кто впервые услышал Иисуса, это учение было удивительным и противоречивым. Немногие сказали бы «аминь». Некоторые пожали плечами и пробормотали: «Любить римского солдата? Вы сошли с ума». Зилоты в толпе считали бы такое учение предательским, ибо всякий национализм происходит из ненависти. Бросьте вызов национализму или говорите против ненависти слишком определенным образом, и вы обретете врагов тот час же.

Национализм столь же силен, как океанский поток. Я вспоминаю обмен мнениями после беседы против войны во Вьетнаме, в которой я участвовал в Милуоки, штат Висконсин, еще в 1968 году. Тогда я был вовлечен в боевое сопротивление, которое вскоре привело бы к тому, что я провел бы год в тюрьме, но на тот момент я был отпущен под залог. В ходе вопросов сердитая женщина с маленьким американским флагом встала и бросила мне вызов, чтобы положил свою руку на сердце и прочел текст присяги. Я сказал, что флаги не должны рассматриваться как кумиры и вместо этого предложил, чтобы все мы встали и присоединились к чтению «Отче наш», что мы и сделали. Ее гнев, похоже, немного отступил, но я подозреваю, что я был предателем. Я провалил ее тест на патриотизм.

Мы склонны забывать, что страна, в которой Иисус вошел в историю и собрал своих первых учеников, не была идиллическим местом, из которого сделаны рождественские открытки, изображающие тихую земля, населенную привлекательными овцами, красочно одетыми пастухами и опрятными деревнями, венчающими плодородные холмы. Это была страна под военной оккупацией, от которой пострадали большинство евреев, и где любой, кто воспринимается как диссидент, скорее всего, будет казнен. В римской Палестине голый еврей, прибитый к кресту, был привычным зрелищем. Для первой аудитории Иисуса враги были многочисленны, безжалостны и под рукой.

Мало того, что римляне были ненавидимы со своими армиями, идолами, богами и императорами. Внутри Израиля были враги, не в последнюю очередь из сборщиков налогов, которые вымогали столько денег, сколько могли, потому что их собственная зарплата была в процентах от суммы. Были и евреи, которые подражали римлянам и грекам, одевались и вели себя также, как и они, все время взбирались по лестнице, братаясь и сотрудничая с римскими оккупантами. И даже среди тех религиозных евреев, которые старались оставаться верными традиции, спорили о том, что было и не было существенным в религиозном праве и практике, а также о том, как относиться к римлянам, все большее число евреев, зилотов, не видели возможности для мирной жизни, а были настроено на решительное сопротивление. Некоторые другие, такие как аскетичные ессеи, выбрали монашескую стратегию; они жили в пустыне около Мертвого моря, куда ни римляне, ни их подчиненные часто не вторгались.

Кадр из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы»

Несомненно, в обществе Иисуса также были римляне и агенты Рима, которые слушали то, что Он должен был сказать, либо из любопытства, либо потому что это была их работа. С римской точки зрения евреи, даже подчиненные, оставались врагами. Римляне относились к ним с недоумением и презрением — как к людям, которые заслуживают всех бед, которые получили. Некоторые из них были наказаны римлянами в слепой ярости за то, что они вынуждены были застрять в этом ужасном, некультурном болоте. Иудеи и Галилеяне не были востребованы в качестве римских солдат или римских чиновников во времена Понтия Пилата.

Иисус был революционером. Не только Его учения были революционными, но и более респектабельные члены общества были удивлены тем, что к нему приходили многие люди, имевшие скандальную репутацию: проститутки, сборщики налогов и даже римский офицер, который просил Иисуса исцелить своего слугу, и Евангелие ясно говорит, что Иисус любил грешников, и это создавало скандал.

Многие, должно быть, были впечатлены Его мужеством — никто не обвинял Иисуса в трусости, но некоторые из них судили Его безрассудно, как человека, положившего голову в львиную пасть. Хотя Иисус отказался взять оружие или разрешить его использование, Он не проявлял разумного молчания и выглядел порой как коллаборант. Он не стеснялся говорить и делать то, что было Его целью. Возможно, событие, которое подготовило Его распятие, было то, что Он сделал с менялами денег в стенах Храма в Иерусалиме. Он сделал хлыст из веревок, который жалил, но не причинял им ранений и заставлял торговцев бежать, опрокидывая столы и разбрасывая монеты. Любой, кто разрушает бизнес, быстро наживает врагов.

Многие благочестивые люди также были встревожены тем, что казалось им Его пренебрежением религиозной практикой, особенно не соблюдением Субботы так строго, как по мнению большинства фарисеев, ее должны соблюдать евреи. Люди не были созданы для Субботы, отвечал Иисус, но суббота дана людям. Зилоты ненавидели Его за то, что Он не был фанатиком и привлекал людей, которые могли быть завербованы ими. Те, кто возглавлял религиозный истеблишмент, были настолько возмущены, что им удалось устроить казнь, указав римлянам, что Иисус был создателем проблем и «извратил нацию». Римляне пытали Иисуса и казнили Его.

Любой христианин, который считает Иисуса воплощенным Богом, Вторым Лицом Святой Троицы, Которое вошло в историю не случайно, но целенаправленно, в точное время и выбранное место, становясь полностью человеческом, как дитя Девы Марии, найдет это стоящим для раздумий о воплощении, происходящем именно тогда, а не в мирные времена, происходящего в униженной земле с чрезмерным налогообложением, управляемой жестокими, ненавидящими свою жизнь оккупационными войсками. Иисус родился, жил, распялся и воскрес из мертвых в стране крайней вражды.

Перенося события Евангелия в наш собственный мир и время, многие из нас будут встревожены и потрясены тем, что говорил и делал Иисус, поскольку действия, которые кажутся восхитительными в древнем повествовании, могут быть признаны неразумными и несвоевременными, если не безумными, в том случае если они произойдут в эквивалентных обстоятельствах здесь и сейчас. Любите своих врагов? Означает ли это, что надо любить преступников, убийц и террористов? Можете ли призвать людей избавиться от своего оружия? Можем ли мы сказать, что не скажем ни одного патриотического слова и не отдадим предпочтения национальному флагу? Многие говорили бы, что такой человек сам виноват в своих проблемах.

Это был бы большой и рискованный шаг, чтобы стать одним из Его учеников. Если бы вы жили в Иудее или Галилее, когда происходили события, записанные в Евангелии, вы уверены, что хотели бы, чтобы вас отождествляли с Ним?

Перевод с английского Виктора Щедрина.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

К ак Бог ведет себя с нами, когда мы погибаем во грехе и ходим в неверии? Осуждает ли Он нас на вечные муки адские? Проклинает ли Он нас вечным осуждением? Нет. Он послал Своего Сына умереть за нас, показывая Свою милость к нам в то время, как мы заслуживаем гнев.

Это пример, которому мы должны следовать, имея дело с погибающими. Иначе мы просто будем повторять цикл ненависти и гнева.

Ранее, в ответ на мою статью “Губернатор Кристи подписал дискриминационный закон” некто, назовем его “h.b.”, написал свой комментарий: “То, что говорит Браун, - ложь, и у него IQ как у 5-летнего ребенка. У меня же — степень доктора философии по гомосексуализму”.

Позже в этот же день, после того, как мой коллега и друг Мэт Барбер ретвитнул эту статью, с пометкой “нужно прочитать”, у h.b. были некоторые избранные твиты о Мэте и обо мне, в которых говорилось о: “***даках с IQ пятилетнего” , которых читают “***ные г***нюки, которые должны заболеть раком мозга и больше не существовать.” (Вся ненормативная лексика была написана полностью.) Это звучит, как проклятие!

Я твитнул в ответ: “Да будет с Вами Божья истина и благодать! Вы написали, что у вас степень по гомосексуализму. Где Вы получили её?”

Когда я кликнул на страничку h.b. в твиттере, нашёл подобные комментарии с проклятиями в адрес других христианских лидеров (правда, без пожелания рака мозга), иногда в ответ на простые евангелизационные сообщения, которые были в меньшей мере конфронтационными, и когда я читал твиты, моё сердце склонилось к h.b.

Было время, когда я тоже был полон гнева, сквернословия и нечистоты, и вместо осуждения, Бог преследовал меня своей обличающей любовью. Как Павел писал римлянам, “Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых ” (Римлянам 5:6). И Иисус показал пример для нас!

Вот пять причин, по которым мы должны благословлять проклинающих нас.

1. Это путь революционера-Иисуса, подражающего примеру нашего Отца. Нагорная Проповедь - это контркультурный манифест Царствия, в котором Иисус призывает нас жить по принципам, отличным от принципов, по которым живут мир и религиозные лидеры. И в Нагорной Проповеди Он дал нам четкую заповедь:

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ” (Матфея 5:43-44).

Когда мы поступаем так, мы подражаем самому Богу, который “повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. ” (Матфея 5:45). Это часть нашего призвания “быть совершенными ”, как совершенен Отец наш Небесный (Матфея 5:48).

2. Бог показывает чрезвычайное долготерпение к тем, кто ходит в невежестве и неверии. Несколько лет назад, в интернете проходила инициированная атеистами акция, к которой присоединились тысячи людей, записавших короткие видео с самими собой в главной роли, пытающимися хулить Духа. Посмотрев некоторые из этих видео, я сказал себе: “Очень скоро многие из этих людей будут чудесным образом спасены, и будут делиться своими свидетельствами в интернете и хвалить Бога за его милость.”

Как объяснял Павел Тимофею:

меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии…Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. ” (1 Тимофею 1:13, 16).

3. Когда мы благословляем, благословение возвращается. Очень различными способами мы пожинаем то, что посеяли:

не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. ” (1 Петра 3:9).

Что вы хотите унаследовать, благословение или проклятье? Вот то, что вы должны говорить людям.

katmary — Don’t make me angry..

4. Слова благодати и терпения производят больше добрых плодов, чем слова гнева и разочарования. Действительно, бывают моменты, когда правильно поправить или даже упрекать, но мы должны всегда делать это в любви (Ефесянам 4:15) и терпении (2 Тимофею 2:24-26), помня, что “кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. ” (Притчи 15:1)

Несколько месяцев назад мне напомнили, что мы в действительности не знаем ничего, что происходит в жизни человека. Я оспорил мнение женщины, которая последовательно защищала аборты на христианских веб-сайтах, и через несколько дней после нашей последней переписки, она публично написала на моей Фейсбук-странице: “Я хочу извиниться за сумасшедшие комментарии об убийстве детей к Вашей статье. Я пыталась жить без Бога и его принципов в моей жизни. Я размышляла о самом счастливом времени в моей жизни. Это было время, когда я посещала церковь и жила для Бога. Пожалуйста, молитесь за меня. Спасибо.”

Здесь была женщина с болью, желающая вернуться к Богу, в то время, когда я не имел ни малейшего понятия о том, что именно это подогревало в ней её пыл в поддержку абортов. К сожалению, очень часто я был виновен в том, что отвечал людям скорее поспешно, чем вдумчиво, и тем самым укреплял их в их позиции вместо того, чтобы помочь им увидеть ошибки в своих действиях.

5. Когда мы благословляем тех, кто проклинает нас, мы разрываем круг ненависти и гнева. Это был совет Павла римским верующим по словам из Притчей 25:21-22:

Не пропусти самое интересное!

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе. ” (Римлянам 12:20-21).

Давайте разорвем ужасный и разрушительный плотской круг, и последуем по следам нашего Учителя, который простил распявших Его.

Это путь к жизни и благословению – не только для нас, но и для тех, кто враждует с нами.

Loading...Loading...