Конспект урока по русскому языку имя числительное. Мотивация учебной деятельности

Тема. Секреты имён числительных

Цель. Познакомить с основными признаками имени числительного как части речи, узнать, чем отличаются порядковые и количественные числительные; правописание мягкого знака в числительных.

План урока.

    Морфологические признаки числительных.

    Синтаксические признаки числительных.

    Виды количественных числительных.

    Простые, сложные и составные числительные.

    Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Ход урока.

    Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Запишите число, «Классная работа». Тема нашего урока: «Секреты имён числительных». Сегодня мы повторим основные сведения об имени числительном. Вы сможете систематизировать и оценить уровень своих знаний, увидеть пробелы по теме «Имя числительное». Эти знания необходимы нам в повседневной жизни. Ведь мы постоянно в своей речи употребляем имена числительные. А владение нормами языка – это показатель культурного человека. Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь…

    Мотивация учебной деятельности.

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен!

1) — Итак, в каких ситуациях мы употребляем имена числительные? (на уроках математики, делая покупки, встречаем в названиях книг, фильмов и т.д. Приведите примеры.)

— А что такое имя числительное?

(Оно обозначает количество предметов, число, порядок при счете и отвечают на вопросы сколько? какой? Делится на порядковые и количественные. Количественные числит. изменяются по падежам. Порядковые изменяются по падежам, родам и числам. В предложении числ. могут быть любыми членами предложения)

— А как мы отличаем имена числительные от других частей речи? (можно записать словами и числом)

— Итак, первое задание . Выберите из перечисленных мною слов только имена числительные и запишите их в тетрадь.

Три, трехместный, утроить, сотый, столетний, пятак, пятерня, пятый, второй, семьдесят.

2) Занимательный материал:

Знаете ли вы, почему четыре десятка называются сорок? Ведь это числительное не похоже на тридцать или пятьдесят? А как возникло числительное миллион?

Об истории возникновения некоторых числительных Вам расскажут Тонян Давид, Агабеков Марат и Лобашов Данил.

III . Слово учителя.

1. Имя числительное как часть речи.

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.

(Слайд № 9)

Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут ).

Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук ).

Упражнение 335,336 (в тетради – задачнике)

2. Морфологические признаки числительных.

(Слайд № 10)

Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слов ОДИН и ДВА.

Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.

3. Синтаксические признаки числительных

(слайд № 11)

В предложении числительные разных разрядов тоже ведут себя по-разному. Количественные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.

Обратите внимание: сочетание количественного числительного в именительном или винительном падеже с существительным в родительном падеже является одним членом предложения.

4. Виды количественных числительных.

(Слайд № 12)

Первая часть урока была посвящена отличиям двух разрядов числительных. Один из них – количественные числительные – в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

Если слово обозначает целое число, такое числительное называется целым. Например: пять, двадцать два.

Если слово обозначает дробь с числителем и знаменателем, это дробное числительное. Например: две трети, одна десятая.

Если числительное обозначает несколько предметов как одно целое, такое числительное называется собирательным. Например: семеро, двое.

5. Простые, сложные и составные числительные.

(Слайд № 13)

Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми.

Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, или суффикс –надцать, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными.

Третий вид чисел – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными.

Упражнение 337 (в тетради).

Упражнение 338 (учебник устно).

Упражнение 339 (учебник устно).

Упражнение 340 (в тетради).

6.Мягкий знак на конце и в середине числительных.

(слайд № 14)

Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:

1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

2. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется..

3. В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.

Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение. (Слайды № 15, 16)

Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

Физкультминутка.

Все ребята встают. На слух определить правописание Ь в числительных.

Если Ь пишется в середине — хлопнуть в ладоши;

Если Ь пишется в конце — присесть.

Пятнадцать, пятьдесят пять, шестьсот семьдесят четыре, тройка, восемнадцать, восемьсот сорок, девятьсот семь, пять.

7. Выводы.

(Слайд № 17)

    По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.

    Количественные числительные в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

    По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.

    В числительных от5 до 20 и в числительном 30 на конце пишется мягкий знак. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется мягкий знак.

Выполните тест (слайд № 18-21).

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

2. Укажите верное утверждение.

а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.

б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

3. Укажите неверное утверждение.

а) Сорок восемь – это целое число.

б) Одна треть – дробное числительное.

в) Сто – собирательное числительное

г) трое – собирательное числительное.

4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.

а) 19, 15, 1000

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

Ключи: 1-б, 2 – б, 3 –в, 4 – б, 5 – а.

8. Занимательный материал. Прочтите фразу (Слайд 22):

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. (Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы-сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир).

Запомните: Что? Где? Когда? (слайд 23)

За тридевять земель. Это сколько? 27

В старину существовала народная система счета девятками, поэтому тридевять значило 3 по 9, т.е. 27

9. Выводы по теме. Закрепление.

“Имя числительное” — один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты. Считаем количество прочитанных страниц, число забитых на футбольном поле голов. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок. Вот в этом мешке загадки с числительными. Ваша задача не только отгадать загадку, но и найти числительные в них.

(если останется время)

Две плетёнки, две сестрёнки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

Игра «Угадай мелодию». Найти числительное в детских песнях (проигрываются на магнитофоне)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет.

10. Итоги урока:

Что такое имя числительное?

На какие две группы делятся числительные?

Какими могут быть числительные по составу?

В завершении нашей встречи мне хотелось бы задать вам всего три вопроса.

Когда мы отправились в путешествие?

    Какое числительное порядковое или количественное поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)

    Как долго длится урок? (40 минут)

    Какие оценки я могу вам выставить? (Четыре, пять)

Что понравилось на уроке больше всего?

Что показалось самым сложным? Самым интересным?

Домашнее задание.

Важные сведения с. 8,9,10. Упражнение 341.

Дополнительное задание для шустриков.

Это интересно…

Зрительный диктант.

1)Самое употребительное слово в русском языке – предлог в . Он встречается 42854 раза (на один миллион употреблений), союз и – 36266 раз, частица не – 19 228 раз, предлог на – 17262 раза, местоимение я – 13839 раз… (Из словаря юного филолога)

13.Творческая работа. «Секреты здоровья»

Положительные эмоции получили и вновь за работу. Сейчас мы с вами будем открывать секреты здоровья.

Задание: из данного списка выберите номера высказываний, которые относятся к правилам здорового образа жизни, и прочитайте их как порядковые числительные.

    Соблюдение правил гигиены.

    Неумеренный приём пищи.

    Чтение при плохом освещении.

    Разумное сочетание труда и отдыха.

    Малоподвижный образ жизни.

    Длительная работа на компьютере.

    Правильное питание.

    Занятия физкультурой и спортом.

    Вредные привычки.

    Гармония с собой и окружающим миром .

Проверка: первый, четвёртый, седьмой, восьмой, десятый.

Все эти высказывания являются секретами здоровья.

Мы откроем пять секретов,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.

Секреты здоровья пронумеровать уже в обычном порядке и записать как памятку, заменив существительные глаголами повелительного наклонения.

Творческая работа.

Секреты здоровья.

    Соблюдай правила гигиены.

    Разумно сочетай труд и отдых.

    Правильно питайся.

    Занимайся физкультурой и спортом.

    Будь в гармонии с собой и окружающим миром.

Молодцы! Садитесь. Продолжим работу. Сели правильно.

    «Это интересно…» Работа с текстом №3


По данным на 2011 год, около 350 тысяч жителей России являются долгожителями, достигшими возраста 90 и более лет.6 800 россиян перешагнули столетний рубеж.
Фёдор Григорьевич Углов, доживший почти до 104 лет, работал хирургом больше 70 лет, прошёл войну и пережил блокаду Ленинграда. В свои 100 лет он делал хирургические операции, читал без очков и водил машину. Его3 основных правила долголетия: никогда не употребляй спиртное, не кури и не переедай!
Каждый человек должен знать, что его здоровье, его долголетие во многом находятся в его собственных руках .

«Современный урок

в начальной школе»

по русскому языку

«Секреты имён числительных»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ лицея №3 г. Минеральные Воды

Тимурина Виктория Юрьевна

УМК «Гармония» 4 класс

2010-2011 учебный год

Учитель: Дмитриева Валентина Леонидовна, МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»

Урок русского языка в 6 классе. Тема: Имя числительное (Вводный урок) «Никто не забыт, и ничто не забыто»

Эпиграф к уроку

Покуда сердца стучатся,

Цели:1.Обучающая - изучить правило «что обозначает имя числительное», формировать умение отличать числительные от слов других частей речи.

2. Развивающая - развивать логическое мышление, речь, память, творческие способности.

3. Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к языку, к истории родной страны.

Ход урока:1.Слово учителя: Эпиграфом к этому уроку будут слова: «Никто не забыт, и ничто не забыто». Урок посвящен Победе в Великой Отечественной войне.

2.Худ. чтение - рассказы о войне(3 мин про себя, 2 мин - вслух)

Проведем урок в несколько этапов: (запись на доске)

Разведка.

Разведка боем.

Наступление.

Контрнаступление.

Мозговой штурм.

За каждый пройденный этап будете получать звезду.

3.Итак, отправляемся в разведку. Я предлагаю послушать отрывок из сочинения о детях войны.

Война… Что может быть ужаснее и нелепее войны? Я уверена: война - это

самое страшное, самое жестокое, что только возможно на свете. Война несет

смерть и разрушения, калечит судьбы миллионов людей, разбивает мечты и

надежды. Прошло семьдесят лет после окончания войны с гитлеровской Германией.

С каждым годом остается все меньше и меньше людей, чье детство и юность

совпали с тем страшным временем, кому пришлось жить, любить и защищать

Родину в трагически «сороковые роковые».

Может быть какие - то слова вам показались необычными? Или вы услышали слова какой - то части речи, которую еще не изучали? На доске записаны 3 словосочетания: (закрыты шторкой)

Миллионов людей (1000000),семьдесят лет (70), сороковые роковые (40)

Что вы можете сказать об этих словосочетаниях?

Да, это числительные, их можно записать цифрами.

Проведем словарную работу. Запишите эти слова в словарь, составьте с ними предложения.

В разведку сходили удачно, какую - то информацию узнали.

4.Сообщение темы и цели урока. Запись числа и темы урока в тетрадь.

5. Итак, отправляемся в разведку с боем. Изучение правила Стр. 240 прочитать

Что обозначает имя числительное? Спросить с каждого ряда по 1 ученику. (Дети дают определение числительного)

5(а) Перескажите друг другу в парах это правило.

Разведка боем закончилась удачно.

7. Отправляемся в наступление. Предлагаю индивидуальную работу. Прочитайте самостоятельно напечатанное продолжение текста «Дети войны»

В любую войну дети страдают больше, чем взрослые. Одни не понимают, что происходит. Другие понимают, но в силу своего возраста ничем не могут помочь. Моя мама не воевала, но она пережила все ужасы и тяготы Великой Отечественной войны.

Она родилась в тысяча девятьсот тридцать третьем году в глухой деревушке Петухи Бородулинского сельского совета Верещагинского района.

Звали ее простым русским именем Катя. В свидетельстве о рождении полное

имя записано Октябрина, возможно, в честь даты своего рождения тридцатого октября.

А может, в честь Великого Октября, тогда это было очень значимо. Ведь на

Советскую власть возлагали большие надежды.

Деревня находится в пяти километрах от города Верещагино, в трех километрах от села Бородули.

Прочитайте текст про себя. Найдите в предложениях имена числительные.

Прочитайте вслух текст. Поднимите руки, кто нашел 1 числительное.2, 3,4. Назовите их. Молодцы.

8.А теперь запишите эти числительные в тетрадь. Определите, на какие вопросы они отвечают. Запишите вопросы сверху. Может вы догадались, как они называются? Прочитайте продолжение правила на стр. 241

9. А теперь пришло время идти в контрнаступление

Групповая работа. (2 группы) Конструирование текста. Задание: вставьте пропущенные словосочетания в тексте.

В то время в деревне не было ни одного административного учреждения, в

том числе не было ни детского сада, ни школы. Это до предела осложняло жизнь местных людей. Детство у Кати было трудным и голодным. В октябре сорок первого года ей исполнилось восемь лет. Кроме нее в семье было еще двое детей - младшие братья: Геннадию два годика и Николаю - четыре года. В сорок первом году их отец, мой прадедушка -

Савелий Петрович ушел на войну и пропал без вести. Так Прасковья Сергеевна

осталась одна с тремя детьми.

Для справок: двое детей, восемь лет, в октябре сорок первого года, два годика, в сорок первом году, одна с тремя детьми, четыре года.

С заданием справились

10. А теперь пойдем в атаку.

заполните табличку. Из предыдущего отрывка выпишите числительные в 2 колонки:

11.Начинаем Мозговой штурм.

Перед вами иллюстрации, составьте предложения с использованием числительных.

(задание по группам)

12. Организуем привал. Запишите дом. задание:

Обязательно: стр239 -241 повторить теоретический материал, упр.591

Желательно: написать рассказ, сочинение о войне, о детях войны, письмо ветерану с употреблением числительных

Если интересно: сочинить стих о детях - войны, с употреблением числительных.

13. Отпразднуем победу. Подведем итог.

1.Что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.На какие вопросы отвечают числительные

А теперь послушайте продолжение рассказа:

Все взрослое население отправилось защищать Родину. В деревне остались женщины, дети и старики. Бабушка разрывалась между

работой и домом. Она работала в колхозе. Уходила очень рано, дети еще спали. Приходила поздно, они уже спали или ждали ее, надеялись, что она принесет им

что-нибудь поесть. Все заботы по дому легли на хрупкие плечи восьмилетней

девочки. Катя была и за мамку, и за няньку. Николай был послушный молчун.

Иногда капризничал или хныкал от слабости. Геннадий все время плакал. Болел

животик от голода, он не понимал, почему ему ничего не дают.

Катя была смышленой девочкой. Об этом периоде своей жизни она не любила вспоминать, хотя помнила все до мельчайших деталей. Жизнь была беспросветная, голодная, холодная.

От мамы она часто слышала: «Надо потерпеть, надо потерпеть, а там все наладится». Лучшими воспоминаниями были - известие о Победе. Радовались все: от мала до велика.

Спасибо всем за работу

«Никто не забыт, и ничто не забыто»

Покуда сердца стучатся,

Какой ценой завоевано счастье!

14.Рефлексия. Выберите утверждение:

1.Я услышал и забыл.

2.Я увидел и запомнил.

3.Я сделал и понял.

15.Практическая работа (если останется время)

Упр.592, письменно в тетради.

Каргалинского района Актюбинской области Казахстан

Русский язык 4 класс

Тема: Имя числительное как часть речи

Цель: создать условия для формирования понятия часть речи-имя числительное у учащихся через включение их в учебное исследование.

Ожидаемые результаты: увидят проблему, сформулируют её, поставят цель для исследования; проанализируют результаты исследования; сформулируют понятие « часть речи-имя числительное».

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами. Работать вы будете в группах.

Деление на группы

2. Словарная работа Форма работы – фронтальная.

На доске написано:

Л..нейка, уг..ворить, п..сьмо, х..дьба, дв…на..цать, усп…вать, гла…кий, пл…чистый, два..цать, взл…тать, ги..кий.

Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова?

Какие части речи вы знаете?

3. Постановка задачи на обнаружение новой части речи . (Форма работы – в паре)

Я предлагаю вам записать слова в столбик по частям речи. Если вы не сможете определить часть речи, записывайте слово в отдельный столбик.(на белых листах – 4 шт)

Итак. У вас на столе лежат слова.

Ваша задача –разложить эти слова в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово.

Проверим, что у нас получилось.

(вывешивают и доказывают, дают определение каждой части речи)

Удалось ли вам определить, к какой известной нам части речи относится слова « двадцать, двенадцать »? Почему? Какова задача нашего урока?

Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.

Как будет называться эта часть речи, связанная с числами?

Сформулируйте тему нашего урока. (Часть речи-имя числительное.)

А какую цель мы поставим перед собой? (открыть новое знание: Имя Числительное)

В ходе нашего урока мы должны получить ответы на следующие вопросы.

1. Что такое имя числительное?

2. Что обозначает это часть речи?

3. На какие вопросы отвечают имена числительные?

4.Осмысление.

А) Задайте вопрос к словам « двадцать, двенадцать »

А что именно называют слова « двадцать, двенадцать » – действие, признак предмета, предмет или что-то другое? (Показ картинок с вопросом сколько?)

Сколько? Двадцать, двенадцать и т.д.

Вывод: слова называют количество предметов (вывешивается КОЛИЧЕСТВО – сколько?)

Б) Разделите слова, данные на доске на две группы. Работа в паре (группе)

Один, четвертый, седьмой, пять, шесть, третий.

Поработайте с этими словами, посовещайтесь и определите, нельзя ли их сгруппировать по какому-либо признаку. А потом расскажите, какие группы вы выделили.

На какие группы вы их бы разделили? (сам-но)

один четвертый

пять седьмой

шесть третий

Что обозначает первая группа? (кол-во предметов.)

На какой вопрос отвечают? (сколько? - появляется вопрос над столбиком)

Что можно сказать про вторую группу?

Что обозначают эти числительные? (порядок при счёте)

На какой вопрос отвечают? (какой?) (Порядок - какой?)

Количество Порядок

Сколько? Какой?

один четвертый

пять седьмой

шесть третий

Давайте из наших ответов сформулируем общее правило.

В) Составим кластер

Имя числительное

Самостоятельная часть речи

обозначает

Количество предметов порядок предметов

Сколько? Который?

(секретик - По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.)

Количественные Порядковые

Что же такое имя числительное? (учащиеся формулируют правило)

Правило, которое мы вывели и является научным определением.

Теперь мы прочитаем его в учебнике с. 160. Как вы считаете, правильный вывод мы с вами сделали?

Итак. Мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили.

5. Закрепление
А) если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду.

Придумайте вопросы для класса, чтобы в ответе на него было числительное.

– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?

В каких из этих словосочетаний есть числительные обозначающие порядок? А в каких количество?

Б) Напишите числа первого десятка в форме количественных и порядковых числительных.(по вариантам)

6. Игровая минутка.

Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное.

Шестой, удвоить, четырехэтажный, пять, восьмой, десятичная (дробь), три, пятак

7. Применение полученных знаний

А) - Ребята, где мы встречаемся с числительными? А ещё числительные можно встретить в поговорках и фразеологизмах. Вставьте пропущенные числительные в поговорки и в устойчивые сочетания слов.

    ………раз примерь, ……….. раз отрежь.

    За ……….. зайцами погонишься – и ………… не поймаешь.

    ………… ум хорошо, а ………. – лучше.

    …………… пятниц на неделе.

    Знать, как свои ………. пальцев.

    Наговорить с ……….. короба.

    Идти на все …………… стороны.

Б) - С числительными можно даже ребусы составить.

А ну-ка, попробуйте отгадать слова.

ви 3 на, 100 л, те 100, 100 лб, рас 100 яние,

7 я, 40 а, р 1 а, 5’ ка.

Г) Упр.421 – списать, числительные записать словами

По произведениям К.И.Чуковского – упр.422- найди и назови числительные, запиши

Какие еще произведения К.Чуковского вы знаете?

8. Итог

Я буду зачитывать вам тезисы, если вы с ними согласны ДА или НЕТ

    Числительное может обозначать количество предметов.

    Числительное может отвечать на вопрос что?

    Числительные могут отвечать на вопрос какой?

    Количественные числительные обозначают номер по порядку.

    Числительное изменяется по падежам.

    Числительные, обозначающие порядок предметов при счете могут изменяться по родам

9. Дом. задание: с.160 выучить правило, упр.423

Конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема: Имя числительное

Задачи: наблюдать за составом имен числительных; знакомить с простыми, сложными и составными именами числительными.

Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Повторение: Правописание ь знака в словах после шипящих.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать части речи: краткое прилагательное, глагол, наречие, имя числительное.

Метапредметные:

а) регулятивные:

умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

активно включаться в деятельность на уроке.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

б) коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

умение договариваться и приходить к общему решению.

в) познавательные:

применять новые знания на практике

работа над образованием имен числительных.

Личностные:

умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Проявление интереса к содержанию урока, развитие навыков сотрудничества при работе в парах, доброжелательности, отзывчивости.

Виды деятельности:

Работа в парах;

Работа с учебником;

Выполнение заданий (по выбору)

1.Орг. момент.

2.Повторение. Распределите и запишите слова в три столбика (аккуратность при письме).

У доски работают три человека. Учитель предает на выбор по одной карточке с надписью (глагол, краткое прилагательное, наречие)

глагол

наречие

К.прил

веселишься

хвастаешься

Назовите столбики в таблице (глагол, наречие, краткое прилагательное)

Взаимопроверка (2 тетради на проверку)

Какой алгоритм вспомнили, выполняя данное задание?

    Определили часть речи.

    Вспомнили орфографическое правило, которому подчиняется написание слов этой части речи.

3.Актаулизация знаний.

    Вспомните, какую часть речи начали изучать на прошлом уроке? (числительное)

    Что мы узнали о числительном?

Рассказ о числительном по вопросам:

1.Имена числительные отвечают на вопросы: Сколько? Какой? Какая? Какое? Какие?

2. Имена числительные делятся на разряды: количественные и порядковые.

3. Количественные числительные отвечают на вопрос: Сколько?

4. Порядковые числительные отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие

Прочтите запись на доске:

на. ёрное море в поед м июл мы

    Можно ли из данных слов составить предложение? (Да)

    Что необходимо для этого сделать? (последовательность слов, взаимосвязь)

    Вспомнить орфограммы, для пропущенных в словах мест.

Выстраиваем на доске предложение.

! Задание усложняется:

    Можно ли в данное предложение добавить имя числительное? Если да, то, к какому разряду оно будет относиться? (да, порядковое)

    Запишите предложение, вставляя необходимое числительное.

Образец: Двадцатого июля мы поедем на Чёрное море. (докажите правильность написания букв в словах, выделите грамматическую основу)

Работа одного человека у доски.

4.Физ.минутка

Учитель читает слова (числительные).

Задача детей распознать порядковые и количественные имена числительные.

Порядковые числительные – руки в стороны, (Какой? Какая? Какое? Какие?)

Количественные числительные – наклон вперед. (Сколько?)

Два, четыре, пятый, пять шесть, двадцатый, пятьдесят, шестой, одиннадцать, второй

5.Сообщение темы урока «Имя числительное» учебник, урок 101

«Давай подумаем» (наблюдение за составом имен числительных).

    Как вы считаете, одинаковы ли числительные по составу? На какие группы их можно разделить?

Распределите по группам слова. Группы по строению делятся:

простые

сложные

составные

Два, двенадцать

Пятьдесят, пятьсот

Двадцать один

Пять, пятнадцать

«Тайны языка» (итоги наблюдения, структура)

5.Упр.1 (письменно – фронтально, работа у доски 1 ряд) Закрепление материала.

1) одиннадцать, двенадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, восемнадцать, девятнадцать

2) двадцать, тридцать

3) пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят

4) триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот

Упр.2 (письменно – в парах) Прочтите задание. Что необходимо будет сделать?

Выбор задания:

1.Только записать все ответы и указать, какое по строению является данное числительное.

2.Записать буквами два выражения полностью, включая ответ. Указать, какое по строению является данное числительное.

(у доски 2 человека

Чтение стр.87 «Путешествие в прошлое»

История происхождения имен числительных.

Итоги. Продолжи:

Имя числительное это…..

Имена числительные бывают……

Имена числительные по строению бывают….

Выводы.

Я смогу…

Мне трудно ещё..

Я совсем ничего не понял.

Д.З. стр.88 упр.4 + словарные слова

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Конспект урока по русскому языку прислала: Шершнёва Елена, учитель русского языка и литературы, МОУ «Каськовская ООШ», Куньинский район, Псковская область, email: [email protected]

Конспект урока

Аннотация к работе "Собирательные числительные"

Цель урока русского языка в школе:

  • закрепить знания учащихся о количественных числитель-ных.

Задачи урока русского языка в 6 классе:

  • показать особенности разряда «Собирательные числительные» в сравнении с другими разрядами количественных числительных;
  • раскрыть правила склонения собирательных числительных и употребления их в речи;
  • развивать логическое мышление, зрительную и механическую память, грамотность учащихся;

Тип урока русского языка в 6 классе:

Изучение нового материала.

Используется технология «Обучение в сотрудничестве»

Использованные программные средства:

  • Power Point
  • Paint

Методические рекомендации по использованию работы представлены в виде заметок к слайдам. Работа будет полезна для учителей русского языка, работающих в 6 классе. Презентация включает в себя урок «Собирательные числительные».При проведении урока использована технология формирования орфографической зоркости у школьников и интеллектуального тренинга.

Тема урока: Собирательные числительные 6класс

Цели урока:

  • дать понятие о собирательных числительных;

Учебные задачи:

  • сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные;
  • систематизировать знания о количественных числительных;
  • развивать умение работать в индивидуальной форме;
  • формировать навыки работы на ПК.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Запишите число и тему урока в тетради. Сегодня мы продолжим гово-рить о разрядах количественных числительных и познакомимся с новым разрядом – собирательными числительными. Выясним, почему их вынесли в отдельный разряд, научимся правильно употреблять собирательные числительные в речи и на письме.

А сейчас мы проверим домашнее задание. Вы должны были подгото-вить рассказ по данным рисункам в упражнении 368.

(заслушиваются 2 ученика)

Однажды, много веков назад, встретились на горе Олимп Человек и звери. Человек стал говорить, что он царь всех зверей, он сильнее всех, его никому не победить и все ему должны подчиняться. Тогда звери предложили человеку состязание «Кто дальше всех прыгнет» и поставили человеку условие: если он проиграет, то будет жить с природой в согласии и мире.

Первой прыгнула лягушка. Её прыжок составил три метра девяноста пять сантиметров. За нею совершила прыжок собака. Она прыгнула на семь метров шестьдесят сантиметров. Следующим должен был прыгать Человек. Он разбежался и-и-и прыгнул на восемь метров девяноста сантиметров. Много зверей ещё прыгало. Но вот к спорящим подошёл кенгуру. Он тоже решил принять участие в состязании и оказался победителем. Прыгнул кенгуру на двенадцать метров восемьдесят сантиметров. Так человек проиграл животным и обязался жить с ними в мире и согласии. А звери чествовали победителя лавровым венком.

Скажите, пожалуйста, о каком разряде мы говорили на предшествующем уроке? (дробные числительные)

Как они склоняются? (при склонении дробных числительных склоняются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе. Например: к трём пятым).

Слайд №3.

  • Запишите словами числительные:
  • Просклоняйте устно числительные

(шесть пятых, сто пятьдесят восемь, шестнадцать целых восемьсот семьдесят пять, одиннадцать целых девятьсот тринадцать, шестьдесят две целых девять сотых.

1.И.п. шестнадцать целых три десятых

Р.п. шестнадцати целых трёх десятых

Д.п. шестнадцати целым трём десятым

В.п. шестнадцать целых три десятых

Т.п. шестнадцатью целыми тремя десятыми

П.п. шестнадцати целых трёх десятых

И.п. сто пятьдесят восемь

Р.п. ста пятидесяти восьми

Д.п. ста пятидесяти восьми

В.п. сто пятьдесят восемь

Т.п. ста пятьюдесятью восьмью

П.п. ста пятидесяти восьми)

Ответы троих учащихся оцениваются).

2.Объяснение нового материала.

Итак, сегодня мы знакомимся с собирательными числительными. Они неслучайно вынесены в отдельный разряд количественных числительных. А почему стоят отдельно в ряду количественных числительных, вы скажете мне в конце урока.

Слайд №4 (на слайде показано, с какими существительными употребляются собирательные числительные)

Задание: прочитайте и скажите, с какими существительными употребля-ются в речи собирательные числительные.

Собирательные числительные

Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются:

а) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных:

  • четверо мальчиков
  • пятеро медвежат;

б) с существительными, употребляющимися только во множествен-ном числе:

  • двое саней
  • трое ножниц

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе:

с четверыми медвежатами.

Слайд №5 (показывает особенности употребления в речи числитель-ных ОБА- ОБЕ-)

Собирательные числительные оба (обе)

Собирательные числительные оба (обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу обо-. А в женском роде – обе- .

3. Закрепление нового материала.

Теперь мы закрепим полученную информацию.

Устное задание: Приведите примеры словосочетаний с числительными в форме ОБА-, ОБЕ-.

(Примеры: оба мальчика, обе девочки, обоих медвежат, обеих учениц).

Слайд №6 (на слайде картинки с подписями. Их должны объяснить устно учащиеся).

  • Рисунок с лисятами. Подписан: два лисёнка, двое лисят.
  • Рисунок с книгами. Подписан: три книги и ________.
  • Рисунок с балеринами. Подписан: четыре балерины, ________.
  • Рисунок с дельфинами. Подписан: восемь дельфинов, _________.
  • Рисунок с волчатами. Подписан: четыре волчонка, четверо волчат.

Задание: Почему под одной картинкой две подписи, а под другой – одна?

(им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных употребляются только с целыми числительными).

Слайд №7 (на слайде 7 письменное практическое задание. Учащиеся выполняют его в тетрадях).

Практические задания:

Составьте предложения, используя числительные:

обе, трое, пятеро, оба, вчетвером.

Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.

(проверяется фронтально выполнение заданий).

Слайд № 8 (данное задание выполняется учащимся индивидуально на ПК. Остальные дети проверяют и исправляют допущенные ошибки))

Задание: Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе.

  • За партой обычно сидят по …. (двое)
  • Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось …. (трое)
  • Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки. (обе)
  • … сына были похожи на папу. (оба)

Слайд № 9 (задание выполняется индивидуально на ПК. Остальные дети проверяют и исправляют допущенные ошибки).

Задание: Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах:

  • Р.п. семер* конькобежц*,
  • Тв.п. семер* конькобежц*;
  • Д.п. пятер* товарищ*,
  • Пр. п. о пятер* товарищ*;
  • Р.п. четвер* велосипедист*,
  • Д.п. четвер* велосипедист*;
  • Тв.п. тро* лисят*,
  • Пр.п. о тро* лисят*;
  • Д.п. семер* козлят*.
  • Р.п. семер* козлят*,

Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме. Теперь вы сможете сказать, почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?

Слайд № 10 Итог урока

  • Подумайте, является ли собирательным числительным слово несколько?
  • Объясните, почему вы так считаете.
  • Почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?

Запишите домашнее задание: (слайд №11) П. 65, повт. П. 45, упр. 372, 373.

В оставшееся время выполните творческое задание:

Используя числительные, составьте задачи на сказочные темы, которые на-чинались бы так:

1. Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…

Пример слайда презентации по русскому языку:

Скачать бесплатно презентацию RAR 210 Кб

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Собирательные числительные"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Loading...Loading...