Сложные отглагольные прилагательные с н и нн. Правописание н и нн в разных частях речи

Алгоритм распознавания «Н или НН писать в словах » предполагает умение определить:

  1. часть речи анализируемого слова (прилагательное, причастие, существительное, наречие);
  2. грамматическую форму , в которой оно употреблено (полная или краткая);
  3. часть речи производящего слова (слова, от которого образовано анализируемое ), а если это глагол — то его вид ;
  4. наличие зависимых слов .

В существительных, наречиях и сложных прилагательных пишите столько Н , сколько в исходном слове. Сначала найдите производящее слово, затем работайте по алгоритму: вареник — вареный — варить (несов. вид); путано (отвечать) — путаный путать (несов. вид); запутанно (мыслить) — запутанный — запутать (сов. вид), свежемороженый — мороженый — морозить (несов. вид), немороженый — мороженый — (не) морозить (несов. вид).

Запомните: необходимо найти ближайшее по смыслу прилагательное или причастие.

Не перескакивайте через ступеньку — не образовывайте существительное или наречие сразу от глагола или существительного: нефтяник образовано от нефтяной (работник нефтяной промышленности), а вот нефтяной уже от нефть . Согласно законам словообразования все наречия на произведены от прилагательных (сдержанно — сдержанный и т.п.)

Н и НН в полных формах причастиях и прилагательных

Самое сложное — разграничить Н — НН в полных формах прилагательных и причастий. Здесь разграничение собственно на прилагательные и причастия несущественно: последовательность действий и результат для тех и других одинаковы.

Исключения для указанного алгоритма:

  1. Н — ветреный (но: безветренный ), приданое, юный, румяный, багряный, свиной (непроизводные слова);
  2. НН — стеклянный, оловянный, деревянный , неслыханный, невиданный, (не)виденный, нежданный, негаданный, желанный, священный, медленный, читанный, считанный, данный, окаянный (от устар. окаяти = осудить, сов. вида), неожиданный, нечаянный, нетленный, жеманный, деланный и некоторые другие.
  3. С одной Н пишутся также притяжательные прилагательные (отвечают на вопрос чей?) с основой на -Н: бараний, фазаний, вороний, кабаний.
  4. Глагол ранить — так называемый двувидовой: он может выступать в предложении в значении как совершенного, так и несовершенного вида. Для того чтобы правильно написать Н-НН (за исключением особо сложных случаев), достаточно работать с ним как с глаголом несовершенного вида: раненый боец — израненный солдат, раненный в перестрелке, тяжелораненый, раненный тяжело.
  5. Различаются прилагательные масляный (образовано от существительного масло + -ян-; в значении «для масла, из масла, на масле» (масляное пятно, масляные краски, масляный насос) и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить (вспомните, перед Н-НН гласный И инфинитива меняется на Е): масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица), а также в переносном значении — масленые глаза (глаза, которые блестят, будто пропитанные маслом). Сравните также: ветреный человек — ветряная оспа, ветряная мельница; соленый груздь (от глагола солить) — соляная кислота.

Н и НН в кратких формах причастиях и прилагательных

Краткая форма наиболее употребительна у страдательных причастий прошедшего времени (брошенный — брошен, брошена, брошено) и у прилагательных (веселый — весел, весела, весело).

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных достаточно ясно и лаконично:

  1. кратких страдательных причастиях пишется Н;
  2. в кратких прилагательных — столько, сколько в полных.

Поэтому важно только точно определить, какой частью речи — прилагательным или причастием — является слово .

Запомните смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия.

  1. Причастие обозначает действие , обычно его можно заменить синонимичным глаголом, «перевернув» предложение или построив неопределенно-личное (безличное): Баржа выгружена рабочими Рабочие выгрузили баржу ; Что написано пером — Что написали пером.
  2. При причастии есть или можно придумать зависимое слово в творительном падеже , которое обозначает производителя этого действия или инструмент: выгружена (кем?) рабочими ; написано (чем?) пером.
  3. Те слова, которые не удовлетворяют двум вышеописанным критериям, те. не являются причастиями, — краткие прилагательные . Добавим для большей надежности, что они отвечают на вопрос каков? какова? , обычно относятся к существительному и обозначают качество : девушка была красива и хорошо образованна (подсказкой может служить однородный член — краткое прилагательное красива ).

Увидев слово с конечным , сначала проверьте, не наречие ли оно (наречие относится к глаголу и отвечает на вопрос как? ). Если да, пишите столько Н , сколько в полной форме. Если нет, тогда смотрите, краткое причастие это или краткое прилагательное.

Образец. Он поступил необдума..о — поступил как? необдума..о , это наречие (в предложении является обстоятельством), следовательно, определяю производящее слово — обдуманный (от глагола совершенного вида). Пишу: необдуманно .

Причастие и прилагательное. В этих двух частях речи столько общего, что зачастую сложно отличить, что есть что. А ведь от правильного определения зависит безошибочное правописание. Это касается и правила, регламентирующего употребление Н и НН в прилагательных и причастиях.

Причастие: одна или две н

Причастие - глагольная форма, которая содержит как глагольные признаки, так и признаки прилагательного. Размышляя, сколько букв Н употребить в написании причастия, учтите, что в этой части речи всегда две Н.

Однако есть особая группа - отглагольные причастия. Н и НН и тонкости их правописания в этих частях речи подробно рассмотрим ниже, а пока приведем примеры к основному правилу. В полных страдательных причастиях с суффиксами -нн- и -енн- пишутся всегда две буквы Н при условии:

  1. У причастия есть приставка, например: вспаханное поле, потушенные овощи, поджаренная рыба.
  2. Наличие у причастия зависимых от него слов: сушенная на балконе рыба, моченные в бочке яблоки, паханное поутру поле.
  3. Это причастие совершенного вида: купленный плащ, решенное уравнение, плененный воин.
  4. В образовании причастия участвовал глагол с суффиксом -ова-(-ева-, -ирова-) : асфальтированная дорога (асфальтировать), исследованная местность (исследовать).

Если соблюдено хотя бы одно из этих условий, можно смело употреблять две буквы Н.

Одна Н в прилагательных

Гораздо сложнее обстоит дело с именами прилагательными. Здесь правописание одной Н или двух зависит от многих факторов.

Рассмотрим случаи, когда нужна одна Н:

  1. Если у прилагательного имеются суффиксы -ин-, -ан-(-ян-) . Первый, как правило, относится к животному (орлиный клюв, петушиный хвост, лебединая верность). Второй указывает, из чего сделан предмет: кожаный ремень, масляная краска (краска на основе масла, следует отличать от слова масленый в значении пропитанный маслом - масленый блин), серебряная ложка (также следует отличать от слова серебреный, с ударением на е - значение у слова «обработанный серебром», у слова в этом значении суффикс -ен-). У этого пункта есть три слова, являющиеся исключениями: стеклянный, оловянный, деревянный.
  2. В прилагательных, в образовании которых не участвовала никакая часть речи (первообразных): синий, юный. У подобных прилагательных суффикс отсутствует.
  3. Слово-исключение - прилагательное ветреный , здесь требуется писать одну Н, однако его производные с приставками будут иметь НН: погода стояла безветренная, мы подошли с подветренной стороны. Также стоит отличать слово с другим лексическим значением: ветряной (работающий на основе ветра) - ветряной двигатель, ветряная оспа.

НН в прилагательных

НН нужно писать у прилагательных в следующих случаях:

  1. Буквы стоят на стыке корня и суффикса: глубина - глубинный; туман - туманный; миллион - миллионный.
  2. Прилагательное образовано с помощью суффиксов -енн-, -онн- : операционный (от операция), станционный (станция), умышленный (умыслить).
  3. Оканчивающийся на -ованный (-еванный) : балованный, малеванный, организованный.

Отглагольное прилагательное

Существует целая группа прилагательных - отглагольные. Именно с их различением в тексте делают ошибки, неправильно применяют правило Н и НН в причастиях. Почему? Дело в том, что они имеют очень ярко выраженное значение действия: жареный, пареный, кипяченый. К ним правило "правописание Н и НН в причастиях" не подходит. В отглагольных формах имени прилагательного всегда употребляется одна Н.

У таких прилагательных есть ряд специфичных признаков, по которым можно легко догадаться, что перед нами именно эта часть речи:

  1. Отсутствие приставки. Сравним: крашеный - покрашенный. Во втором слове есть приставка, поэтому к нему применимо правило «Н и НН в причастиях» - следует употребить НН. А вот первое - отглагольное прилагательное, которое необходимо писать с одной Н.
  2. Отсутствие зависимых слов. Сравним: путаный след - путанный с особой тщательностью след. В первом случае наблюдаем отглагольное прилагательное, в котором напишем одну Н (зависимых слов нет). Они есть во втором случае - пишем, согласно правилу «Н и НН в причастиях», с двумя Н.

Отглагольное прилагательное или причастие: алгоритм

Определить правописание Н и НН в прилагательных и причастиях можно по алгоритму, основное в котором - правильно узнать часть речи. Нужно помнить, что в причастии требуется постановка двух Н, а в отглагольном прилагательном одна. Разберем два примера.

  • Первый: В графин налита кипяченая вода. Для начала определим наличие приставки: в образовании слова использован глагол «кипятить», соответственно, приставка отсутствует. Далее посмотрим, есть ли зависимые слова. Их нет. Если эти два пункта не совпали, значит, скорее всего, перед нами отглагольное прилагательное. Единственное, что осталось сделать, - проверить, от глагола какого вида образовано слово. Кипятить (что делать? - несовершенный вид). Значит, правило «правописание Н и НН в причастиях» здесь не работает. Это имя прилагательное - пишем одну букву Н.
  • Второй: В графин налита недавно вскипяченная вода. Смотрим на наличие приставки: вскипяченная, образовано от глагола «кипятить» с помощью приставки -вс- . Хотя на этом можно было бы остановиться, применить правило «Н и НН в причастиях» и написать две Н, проверим дальше. У слова « вскипяченная» есть зависимое слово - «недавно», значит, перед нами однозначно причастие.

Итак, кратко алгоритм употребления Н и НН в суффиксах причастий сводится к следующему: определяем, есть ли у слова приставки или зависимые слова. Если есть - это причастие, где пишется НН. Если же ни одного, ни другого нет - проверяем вид глагола, участвовавшего в образовании слова: несовершенный - одна Н, совершенный - НН.

Правописание Н и НН в кратких прилагательных и причастиях

Еще один аспект правила касательно употребления Н или НН в причастиях и именах прилагательных - их краткие формы.

Краткая форма имени прилагательного отвечает на вопросы «каков?», «какова?» В такой форме требуется столько букв Н, сколько употреблено и в полной форме: торжественная речь - речь торжественна, длинный путь - путь длинен, таинственная природа - природа таинственна или раненый боец - боец ранен, ветреная погода - погода ветрена, путаное правило - правило путано.

В кратких причастиях всегда употребляется одна Н, даже если в полной форме их две. Например: выученные уроки - уроки выучены, прочитанная газета - газета прочитана, написанное стихотворение - стихотворение написано, построенный дом - дом построен.

Сначала необходимо понять, в какой форме стоит прилагательное:

Затем нужно выяснить, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола.

Полная форма
I. Прилагательные от существительных II. Прилагательные от глаголов (причастия)
-Н- -НН- -Н- -НН-
-ан, -ян, -ин

лев - львиный
соль - соляной
кожа - кожаный

! Стеклянный
оловянный
деревянный

1. -онн, -енн

революция - революционный
листва - лиственный

! Ветреный
Но - безветренный

2. Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румяный,
свиной, пряный,
пьяный, поганый,
зелёный, синий.

К первообразным также относятся слова: единый, фазаний, вороний, бараний, сазаний, тюлений, павлиний, багряный, рьяный, буланый.

3. МЯ = енн

временный (время)

1. без приставки

мороженый сом (от морозить)

не мороженый
полу мороженый

1. с приставкой

за мороженный сом

2. зависимое слово

мороженный мамой сом

3. суф. ова, ева, ирова

маринованный
асфальтированный

! кованый, жёваный, клёваный

! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный

Краткая форма
1. Значение действия (что сделаны?) - "Н"
воспитаны отцом, взволнованы бурей
2. Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой.
Они воспитанн ы и образованн ы (воспитанные и образованные).

Задачи и тесты по теме "Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях"

  • Правописание причастий - Причастие 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 12 Тестов: 1

  • Правописание причастий, причастный оборот

    Уроков: 4 Заданий: 11 Тестов: 2

  • Правописание имён прилагательных - Имя прилагательное 6 класс

    Уроков: 5 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Морфология. Самостоятельные части речи 10 класс

1. С одной буквой н пишутся:

1). Прилагательные с непроизводной основой:красный, юный, синий. Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня.

2). Отымённые прилагательные с суффиксом -н: зимний (от: зима), летний (от: лето).

3). Отымённые прилагательные с суффиксами -ан, -ян: песчаный, серебряный (прил. со значением "название материала, вещества"), и -ин: мышиный, воробьиный (прил. со значением "принадлежности").

Исключение:

деревянный, оловянный, стеклянный пиши с двумя буквами нн .

4). Отглагольные прилагательные, если нет приставки и пояснительного слова: жареное мясо.

Исключение:

Пиши с двумя буквами нн слова из списка:
данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный

Не путай!

В список исключений не входят слова непрошеный , незваный , названый , которые созвучны данным выше. Пиши их в соответствии с правилом: непрошеный совет , незваный гость , названый брат .

5). Краткие прилагательные в форме мужского рода единственного числа: совет ценен - (м.р.), а также краткие прилагательные во всех других формах, если они образованы от полных прилагательных с одной буквой н : красна девушка (от полной формы с одной буквой н : красный), красно солнышко, красны девушки.

7). Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с одной буквой н : ветрено, аккуратно.

2. С двумя буквами нн пишутся:

1). Отымённые прилагательные с суффиксом -н, если корень существительного оканчивается на букву н : осенний, весенний, сонный.

2). Отымённые прилагательные с суффиксами -енн, -онн: буквенный, порционный.

Исключение:

ветреный человек , ветряная мельница , ветряная оспа , но безветренный день , подветренная сторона.

3). Отглагольные прилагательные с суффиксом -нн: корчёванный участок, бракованная вещь.
Разберись, как образовано слово: бракованный←браковать + нн.
Суффикс -нн пиши в отглагольных прилагательных, образованных от производящей основы с суффиксами: -ёва//-ова, -ева: корчёванный←корчевать, образованный←образовать.

Проще запомнить так: прилагательные на ёва+нн+ый,ова+нн+ый, ева+нн+ый.

4). Прилагательные-исключения:

Исключение: деревянный , оловянный , стеклянный пиши с двумя буквами - нн .
Исключение: данный , чванный , брошенный , желанный , купленный , виденный , деланный , жеманный , пленённый , лишенный , священный , читанный , отчаянный , чеканный , окаянный , неслыханный , невиданный , нечаянный , негаданный (см. пункт5).

5). Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный (последние включены в список слов для запоминания в п.5 наряду с другими примерами).

6). Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м.р. ед.ч., в которой всегда одна буква н ): ночь безлунна, советы ценны.

7). Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с двумя буквами нн : искренне, обдуманно, безветренно.

Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.

Вопросы форума:

Когда в прилагательных пишется нн ?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн- ?

Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м - с нн ).

Размешанн ые краски

Бесценн ая вещь

Выкрашенн ые лавки

Поляна освещен а

Ткан ый узор

Туристы размещен ы

Комиссия образован а

Румян ые лица

Свин ые окорока

Некрашен ая ткань

Писан ая красавица

Тетрадь исписан а

Кожан ый портфель

Ветрен ый день

Ветрян ой двигатель

Безветренн ый день

Рассеянн ый мальчик

Нечаянн ая ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16 баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа - кожан ый: песок, рожь;

барабан - барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина - глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать - вязан ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять - валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

графически объясните написание н и ин в словах:

кошен ый луг - некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;

выкрашенн ый забор - крашеный - давно не крашеный - некрашеный;

неткан ая скатерть - тканн ая золотом - сотканн ая - несотканн ая;

ранен ый воин - раненн ый в бою - легкоранен ый - поранен ы плугом;

жжен ый сахар - полусожженн ая рукопись - выжженн ая пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость- , - ний- , -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образованн ы. Комиссии уже образован ы.

Лица солдат суровы и озабоченн ы. Мы были озабочен ы зачётом.

Сборы прошли организованн о. Организован о хорошее питание.

Шерсть вся запутан а котенком. Эта история запутан а и неясна.

Море взволнован о бурей. Говорил взволнованн о, горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5. Учащиеся должны правильно поставить или нет н в причастия и прилагательные. Компьютер как бы вместе с учеником проходит путь усвоения умений и навыков правильного написания. Он как бы призывает учащихся работать совместно. “Прекрасно! Верный ответ”, - говорит компьютер при правильном ответе. А на неправильный ответ он “реагирует” звуковым сигналом и мигает слово “Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то спустя заданное время компьютер высвечивает на экране правильную запись словосочетания, в котором была допущена ошибка. По окончании работы выставляется оценка по 5 бальной системе. Шкала оценок соответствует принятым в педагогической практике нормам. При работе на компьютере ученику приходятся быть внимательным и постоянно анализировать, используя определённые умственные операции. Так как компьютеров на каждого ученика не хватает, то учащиеся у меня на таких уроках работают поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах, часть - делают перфокарты, затем меняются. Обмениваются перфокартами, ставят друг другу отметки, которые вносятся экспертной группой в табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю многоразового использования. Они находятся внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся работу выполняют на плёнке. Во время следующей работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного материала.

Карточки контроля

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный - ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица - масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Задание 1. Вставьте н и нн , выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции - революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.

Образец: копчёность - копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба - печеная рыба, позолоченное кольцо - золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н и НН в прилагательных”.

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Образец: запутать - шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг - нескошенный луг

Крашеное изделие - давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина - корзина не сплетена

Купленный хлеб - раненый солдат

Данный пример - тканый узор

Полусожженная рукопись - полувяленая рыба

Мороженое мясо - незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн .

Решения обдуманны (верны) - все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль - движения устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд - двигать направленно

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.

Образец: белить - беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба -

Засеянное поле -

Священная клятва -

Желанные праздники -

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи -

Сосредоточенные лица -

Испытанные друзья –

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитаны - воспитанны, изолированы - изолированны, спаяны - епаяннм, рассеяны - рассеянны, сдержаны - сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в преподавании русского языка нужно рассматривать как дополнение к традиционным приёмам и методам обучения. Он не может полностью заменить учителя. Ведь за учителем остаётся ведущая роль “режиссера” урока и всего процесса обучения, а компьютер является лишь помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

Loading...Loading...