Библейские истины. Библейские доказательства относительнобога, троицы, иисуса христа,души человека, ада и пути спасения. Определение души по Писанию

Галилео Галилей (1564-1642), итальянский философ, математик, физик, механик и астроном, сказал: «Священное Писание не может ни в коем случае говорить ложь или ошибаться; изречения его абсолютны и неприкосновенно истинны». Мы собрали мнения служителей о том, согласны ли они, что Библия не ошибается и в ней нет противоречий.

Дон Ландис, пастор (США)

Дон Ландис, основатель и президент колледжа «Jackson Holly Bible College» , один из основателей и председатель совета директоров служения «Ответы Бытия» (Answers in Genesis), пастор церкви Комьюнити Байбл Черч в городе Джексон, штат Вайоминг, США.

«Библия содержит истину» - такое мнение является ущербным. Конечно, Библия содержит истину, но это заявление не является исчерпывающим. Библия и есть истина!

Иисус Христос ясно говорил: «Слово Твое есть истина» (Ин.17:17). Его слова повторяются в Псалме 118:160: «Основание слова Твоего истинно». Бог, а не мы, определяет, что есть истина. И Бог заявил о том, что является истиной – Библия. Каждое слово и каждая мысль написаны под вдохновением Бога. В теологии мы называем это вербальным или полным вдохновением. Каждое слово «вдохновенно» (вдохнуто Богом), а не только мысли, стоящие за этими словами («вербальное» вдохновение). И вдохновенными являются все слова, а не только те, которые нам нравятся («полное» вдохновение). В результате вдохновения Библия безошибочна (без ошибок) и непогрешима (неспособна содержать ошибки). Она абсолютно истинна относительно всего, чему она учит.
Давайте подумаем о последствиях для Христианина, которые открывает Библию и читает её текст.

Если Библия «содержит» истину и если истина устанавливается по некоторым критериям, основанным на личном человеческом опыте, то этот человек должен сам искать истину. Он должен выискивать и выбирать, что есть истина. В ходе этого процесса он должен полагаться на свою собственную способность распознавать истину, несмотря на то, что сердце, разум и эмоции человека испорчены и ошибочны.

С другой стороны, если человек открывает Библию с верой в то, что всё в ней истинно, то ему не нужно размышлять над тем, а «что же есть истина?» Он считает всю Библию истинной и на этом прочном основании он готов услышать всё, что у Господа есть для него, так как Дух Божий ведет его к истине (Ин.16:13).

Вы понимаете, о чем я говорю? Если мы не открываем Библию с правильным представлением о её вербальном и полном вдохновении, то авторитет Писания разрушается. В таком случае мы вынуждены быть теми, кто распознает, решает или выбирает, что является истиной. Остальная часть Слова отправляется в «монтажную» и просто отвергается или игнорируется.

Если мы не принимаем или не верим в то, что вся Библия дана Богом, то, что является основой её авторитета? Если мы сами решаем, что есть истина, тогда Божье Слово вообще не имеет авторитета. Мы сами себе авторитет. Неочевидная ошибка? Да. Но подобное мнение занимает сегодня в Церкви господствующее положение. Я думаю, что эта широко распространенная идея носит просто пандемический характер.

Христиане должны верить в авторитет Писания - всего Писания: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16).
Такой подход к пониманию Писания позволил нашему Господу и Спасителю говорить, как «власть имеющий» (Мф.7:29). Мы должны иметь такой же подход, когда мы идем по жизни и делимся с другими людьми благой вестью и помогаем им. Наши слова будут иметь силу, только если мы подтверждаем, что «Божье Слово есть истина!»

Сергей Санников, пастор, доктор богословия, историк христианства из Украины, приводит в пример свидетельство самого Иисуса Христа о непогрешимости Писания: «Господь сказал: «Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках, и в псалмах» (Лк.24:44) и «...не может нарушиться Писание» (Ин.10:35). С какой печалью Он смотрел на учеников, недостаточно доверяющих Священному Писанию: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк.24:25).

Христос настаивал на непогрешимости Писания: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:18). Иисус ни разу не указал на ошибки в Священных Писаниях. Безусловно, если бы они были, если бы в Ветхом Завете истина скрывалась в оболочке мифов и легенд, как считают современные христианские рационалисты, то Христос несомненно предупредил бы об этом Своих последователей.

Многое из того, что говорил Христос и Его ученики, уже исполнилось. Часть исполняется на наших глазах. Христос указал на сошествие Духа Святого и Его функцию: наставлять на всякую истину и открывать грядущее. Этим Иисус обеспечил богодухновенность Нового Завета. Таким образом Христос гарантировал истинность Священного Писания.

Можно ли верить Иисусу Христу? Безусловно можно. Мы верим Ему не только потому, что знаем Его как Сына Божия и Самого Бога, но и потому, что никто до сего дня не смог уличить Его во лжи».

Нападки на истинность Библии он приводит в 4 ключевых фразах:

  • «Библия - только гениальное человеческое творение» (вычеркивание из Библии Слова Божия);
  • «Истина не только в Библия» (добавление к Слову);
  • «Не вся Библия истинна» (уменьшение Слова);
  • «А я так понимаю!» (искажение Слова).

Владимир Картаев, учитель, миссионер в Египте

Вся Библия, конечно же, является истинным Божьим откровением. Но это совсем не значит, что каждое утверждение в Библии - это истина. В Библии записаны слова лгущих людей, записаны слова дьявола и т.д. Например, друзья Иова неверно говорили о Боге. Многое из того, что они говорили - это не истина, хотя их слова и записаны в Библии. Что касается Христа и Павла, лично я не вижу противоречий в их словах. Христос согласен с Павлом, а Павел согласен со Христом.

Те же люди, которые сталкивают Христа и Павла лбами, обычно избирают одну из двух тактик:

1. Не всё, что говорил Иисус - это актуально, так как Он учил до креста, а, значит, под Ветхим Заветом. Поэтому нам следует рассматривать слова Христа в свете новозаветного откровения, наиболее полно явленного в посланиях Павла.

2. Контролирующим откровением является сам Христос, поэтому слова Павла следует рассматривать в свете Христа. Некоторые даже готовы подвергать слова Павла ревизии на основании своего, часто ограниченного, понимания Христа. Проблема с первым взглядом - в том, что сам Христос в Великом Поручении повелел ученикам научить все народы ВСЕМУ, чему Он научил их (Мф. 28:19-20).

Очевидно, что учение Иисуса актуально для Церкви. Проблема со вторым взглядом - в том, что по своей природе послания Павла вероучительны. Кажется, что сам Павел считал свои послания нормативными для Церкви (2Фес.3:14). Если в посланиях Павла есть ошибки в вопросах веры и практики, то какие гарантии мы имеем, что апостол верно интерпретировал для нас Иисуса, Его крест, оправдание, спасение и т.д.? В общем, мне кажется, что это очень скользкий путь. На деле такое противопоставление Христа и Павла - это попытка урезать библейское откровение до размеров удобного нам богословия: когда не удобен Иисус - смотрим на Павла, а когда не удобен Павел - смотрим на Иисуса.

Иисус молится Богу Отцу такими словами: «Слово Твое есть истина». Итак, Слово Божье является истиной.

Нам надо очень ясно осознавать, что понимал под Словом Божьим Иисус. И нам снова следует обратиться к Его собственным словам. В Новом Завете записано, как Иисус цитировал слова из Псалтыря: «Я сказал: вы боги…». Вот как Он прокомментировал эти слова в Евангелии от Иоанна 10:35: «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание».

Мы не будем рассматривать все стороны этих слов, а обратим внимание на то, что, как ясно видно из этих слов Иисуса, для Него слово Божье и Писание - это совпадающие понятия. «Он назвал богами тех, к которым было слово Божье…» и «не может нарушиться Писание…» Это говорит нам две очень важные вещи: во-первых, Божье слово - это Писание, и, во-вторых, Писание (или Слово Божье) не может нарушиться - оно полностью авторитетно и абсолютно надежно.

Итак, совместив два утверждения, мы видим, что Иисус является истиной, и, в то же самое время, Божье Слово (Писание) является истиной. И в этом нет никакого противоречия. Нам необходимо понять, и это имеет жизненно важное значение для нас, что они всегда идут в согласии. Иисус и Писание всегда находятся в совершенной гармонии друг с другом. На самом деле, Иисус в Библии назван «Словом» и «Словом Божьим» - и это один из самых великих Его титулов.

Вот как, например, сказано об Иисусе в Евангелии от Иоанна 1:1-2: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

В первом стихе Евангелия от Иоанна Иисус был трижды назван Словом. Затем, в той же самой главе об Иисусе сказано следующее, Евангелие от Иоанна 1:14: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца».

Итак, Иисус является Словом. Затем, в самом конце Нового Завета, в последней его книге, мы имеем пророческое описание возвращения Иисуса во славе и силе в конце века сего. Вот как апостол Иоанн описывает это в книге Откровение 19:11-13:

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого; Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие».
Вот Он - Слово Божье! Итак, Писание - это Слово Божье, Иисус - это Слово Божье. Интересно, что здесь говорится о том, что никто не знает Его имени, кроме Него самого. Другими словами, здесь показана еще одна истина, что только Иисус полностью понимает Слово Божье. Он находится в совершенной гармонии и согласии с Писанием. Он является истолкованием Слова. Он является исполнением Слова. Он является ответом. Он находится в полном согласии с Писанием.

Позвольте мне указать на одну интересную деталь. Практически все эти места Писания, которые мы использовали для ответа на вопрос о том, что есть истина, включая место Писания, откуда собственно и был взят этот вопрос - все эти отрывки взяты из записей одного человека - апостола Иоанна. Начав самостоятельное изучение темы истины, вы удивитесь, что вам практически постоянно придется обращаться к записям апостола Иоанна. Это одна из самых великих тем Иоанна.

В этом отношении я опять-таки чувствую свою близость к нему, потому что многие годы вопрос - что есть истина? - был моим вопросом. И какая радость найти в апостоле Иоанне того человека, который имеет ту же жажду по истине и находит тот же самый ответ.

Анатолий Денисенко, богослов, преподаватель (Украина)

Анатолий Денисенко, магистр философии, магистр богословия, соискатель кандидатской степени в Национальном педагогичном университете имени М.П. Драгоманова, Киев:

Действительно вся Библия истинна, где под истиной я понимаю правдивость, богодухновенность, авторитетность и непогрешимость. Но следует отметить, что под правдивостью я имею ввиду дословность, под богодухновенностью – диктовку, под авторитетностью – развернутую инструкцию, а под непогрешимостью – отсутствие ошибок в вопросах истории, географии или науки.

Лучший пример, который помогает отобразить истинность Библии – это притча. Практически каждый из нас помнит причти, которыми пользовались ветхозаветные пророки и Иисус. Что собой представляла притча? Притча – это рассказ, в котором центральная экзистенциальная (не меняющаяся со временем) мысль одета в детали изменчивой повседневности. Что я имею ввиду? Возьмем, к примеру, притчу про десять дев (пять из которых были неразумны), описанную в Евангелие от Матфея 25:1-13. Центральная мысль здесь – в «последние дни» будут жить «неразумные девы» - беззаботные люди, которые зная, что им нужно появится на Суд Божий, ничего не будут делать для того, чтобы подготовиться к приходу Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Деталями изменчивой повседневности я называю одежды, в которые одета главная мысль: девы, олива, пир, светильники, и подобное. Детали – это вещи, присущие миру, в котором живет человек, который рассказывает притчу. Они имеют изменчивую (переходную) природу, так как эпохи меняются, время идет, а, следовательно, меняются и детали.

Например, в притче о блудном сыне (Лк. 15) вспоминается, как младший сын пасет свиней, как отец отдает приказы своим рабам и дает перстень на руку своему «новообращенному сыну, другой сын (старший) работает в поле, во время банкета закалывается теленок, и прочее. Мы видим, что даже несмотря на то, что эти мелкие детали уже не актуальны в 21 веке, где в эпоху урбанизации, большинство людей живет в городах, а не в селах, не имеют рабом и не имеют представления о том, что значит, когда отец дает перстень своему сыну, притча, все же, имеет неизменный экзистенциальный смысл – Бог, как любящий Отец, принимает грешника, который кается, признавая свою вину.

Поэтому, вывод мой такой: Библия истинна, но она истинна в том же смысле, в каком истинной есть притча. Для нас главной есть, прежде всего, неизменная идея, детали же, которые со временем становятся устарелыми или даже содержат ошибку, с точки зрения человека, которая уже по-другому воспринимает историю, науку, географию, нежели древний человек, не так важны. Библия – это не энциклопедия, цель которой детально ответить на все вопросы человечества. Это путеводитель, который направляет и помогает не сбиться с пути.

Книги Священного Писания писались в разные эпохи, разными людьми. Их автор – несовершенный человек, который имел вдохновение от Бога. Поэтому мы имеем дела с двойным авторством: кооперация Бога и человека. Бог не диктовал, он давал идеи, а автор обставлял эти идеи в термины и сюжеты своего времени. Так Моисей и другие мужи, которые работали над Торой, облекли идею монотеизма в одежды месопотамских легенд и мифов. Потому что именно они были под рукой, их знали, их цитировали, их пересказывали, по ним жили. Но это уже другая тема.

Джордж Лэдд

Библейский взгляд с позиций истории спасения или истории искупления создает две трудности для современного мыслителя. Во–первых, возможно ли, чтобы в истории содержалось откровение Божье? Платон говорил о царстве времени и пространства как о чем–то изменчивом и непостоянном. История по определению содержит в себе элемент относительности, пристрастия, каприза, произвола, в то время как откровение должно быть всеобщим, абсолютным, окончательным. Иногда историю называли «пропастью, которая поглотила христианство против его воли».

Как можно познать Бесконечность через конечное, Вечное - через временное, Абсолют - через относительность истории? С человеческой точки зрения это кажется невозможным; но, вероятно, именно здесь заключено величайшее чудо библейской веры. Живой Бог, Вечный и Неизменный, дал людям знание о Себе в изменчивом и непостоянном потоке исторического опыта. Таков, как указывает самый трудный для понимания момент христианской веры.

Либералам прошлого и настоящего (например, в лице Рудольфа Бультмана) представляется невероятным, чтобы Бог мог действовать в истории так, как это описано в Новом Завете. Согласно Бультману, «мифология» включает в себя не только представления о Боге и Его деяниях, но и деяния Бога, явленные в мировой истории. Он считает, что мы должны говорить о Боге как действующем только в том плане, что Он действует через меня здесь и сейчас. Для Бультмана история спасения, в указанном нами смысле, не существует по определению, поэтому он попытался переистолковать значение искупительной деятельности Бога в свете личного человеческого опыта. Однако тем самым он пожертвовал самой Благой Вестью, провозглашающей искупительную историю, конечной целью которой является Христос. Проблема здесь не в природе истории, а в природе Бога.

Есть и другая трудность. В Библии мы можем отчетливо видеть, как в одном конкретном историческом потоке искупительная деятельность Бога проявляется так, как не проявлялась никогда и нигде в мировой истории. Более того, в Писании указывается также, что иногда деяния Бога в истории выходят за рамки обычного исторического опыта.

Это проще понять, если вкратце проанализировать природу «истории». Миряне рассматривают ее как совокупность прошедших событий; но и без долгих раздумий понятно, что обширные области прошлого человеческого опыта остаются от нас сокрытыми. Истории нет, если нет документов - записей о прошедших событиях. Но вместе с тем древние записи сами по себе еще не составляют «историю». Труды Геродота - своего рода история, но в них масса нелепостей, вымысла и ошибок. «Историю», следовательно, надо понимать как воссоздание событий прошлого современным историком, критически подходящим к трактовке древних документов. При таком воссоздании критический подход - главная заповедь. Если у древнегреческих писателей вы читаете о том, как боги действовали среди людей, вы относитесь к этому не как к истории, а как к мифологии.

Многие историки полагают, что так же критически следует подходить и к библейской истории. Однако это только усложняет задачу. В Библии Бог часто представлен действующим через «обыкновенные» исторические события. Порабощение Израиля Вавилоном и его последующее возвращение в Палестину были «обычными» историческими событиями. Бог использовал халдеев для того, чтобы нанести поражение Своему избранному народу и изгнать его из земли обетованной; но это не было божественным судом. Он использовал также Кира, Своего «помазанника» (Ис. 45:1), для возвращения Своего народа в родную землю. В подобных случаях Бог активно действовал в истории, исполняя замысел, связанный с искуплением народа Израиля. Этот конкретный исторический поток обладает особым значением, отличающим его от всех остальных потоков истории. Глаза веры способны различить в исторических событиях работу Бога.

Но часто деятельность Бога предстает как нечто необычное. Иногда откровение принимает такой характер, что современные светские историки называют его антиисторическим. Бог, Который являет Себя в искупительной истории, - Господь творения и Господь истории, следовательно, Он может не только влиять на течение обычных исторических событий, но и совершать самоценные деяния, выходя за границы обычного исторического опыта.

Самый яркий пример этого - воскресение Христа. С точки зрения научного исторического критицизма воскресение не может быть «историческим», потому что оно не могло быть вызвано никаким другим историческим событием и не имеет аналогов. Бог, и только Бог, - причина воскресения. Поэтому у этого события нет причинно–следственных связей с другими историческими событиями. Более того, ничего подобного нигде больше не случалось. Воскресение Христа - это не воскресение мертвого, но возникновение жизни нового порядка - жизни воскресения. Если библейские записи точны, воскресение Христа невозможно объяснить «исторически» или с чем–то сравнить. В самом деле, сам по себе вызов, который это событие бросает научной исторической критике, может служить чем–то вроде доказательства от противного в пользу его сверхъестественного характера.

Суть проблемы - богословская. Соответствует ли такое предположительно сверхъестественное событие характеру и замыслу Самого Бога, явившего Себя в священной истории? Является ли история как таковая мерой всех вещей, или же Живой Бог - действительно Господь истории? Библейские ответы на эти вопросы не оставляют места для сомнений. Господь истории превосходит историю, но Он не чужд ей. Поэтому Он может осуществлять во времени и пространстве подлинные деяния, которые тем не менее «сверхисторичны» по своему характеру. Это значит лишь, что такие события откровения вызваны не историей, а Господом истории, Который выше ее, но действует в ней для искупления исторических созданий. Искупление истории может прийти извне - от Самого Бога. Это не значит, что мы не должны применять исторический метод для изучения Библии. Это значит, что иногда Бог совершает деяния, выходящие по своему характеру за рамки исторического метода, и историк ничего не может о них сказать.

Лэдд Д.

Богословие Нового Завета: Пер. с англ. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. - 800 с.

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?», Мк. 8:36

«Если прибудете в слове Моем, то познаете истину, и истина сделает вас свободными», Ин. 8:31-32

«Что свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе», Мф. 18:18

«Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их», Еккл. 9:11

«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него», Еккл. 7:14

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру», Еккл. 3:1-9

«Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет», Гал. 6:7

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», Иак. 4:6

«Славе предшествует смирение», Притч. 15:33

«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность», Притч. 16:18

«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми», Притч. 22:29

«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих», Притч. 26:4-5

«Судьба человека от Господа», Притч. 29:36

«Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого», Еккл. 8:17

«Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы», Мф. 6:34

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», Мф. 7:1-2

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят », Мф. 7:7-8

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», Мф. 7:13-14

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом», Лк. 16:10

«Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою», Флп. 3:7

«Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей», 1 Пар. 28:9

«Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе», Мф. 18:18

«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад», Лк. 6:30

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», Лк. 6:31

«Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?», Лк. 6:32-33

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», Мф. 11:28

«Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим», Пс. 89:10

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом», Лк. 16:15

«Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе», Притч 30:9

«Страдающий плотию перестает грешить», 1 Пет. 4:1

«Вера, без дел мертва, делами вера достигает совершенства», Иак. 2:20, 22

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», 1 Кор. 13:4-7

«Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него», 1 Тим. 6:7

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», 2 Кор. 9:6

«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия», Лк. 9:62

«Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой», Иак. 1:6

«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе», Ис. 41:10,13

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести», 1 Кор. 10:13

«Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас», 2 Пар. 15:12

«Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне», Иер. 9:24

«Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», Деян. 2:21

Верующий и неверующий использует в своей повседневной жизни выражения из Библии. Составитель словаря «Вечные истины» Валерий Мельников отмечает удивительную широту использования Библейских цитат не только в обыкновенной речи простых людей, но также в художественных произведениях, в газетах, радио и т.д. Даже в атеистической советской России были популярны официальные коммунистические лозунги, по незнанию взятые из Библии: «Перекуем мечи на орала», «Кто не работает, тот не ест»…

Конечно, с течением времени многие библейские выражения утратили свой первоначальный смысл. Например, приводя известное выражение из Евангелия: «Не хлебом единым жив человек», — мало кто вспоминает вторую половину стиха – «но всяким словом, исходящим из уст Господа», и вряд ли с умыслом, а, скорее всего, по незнанию.

Ниже приведем некоторые крылатые выражения, которые переняты из Библии и используются нами в повседневной речи.

В поте лица. В поте лица (тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19) — сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

Вавилонское столпотворение (в переносном смысле — суматоха, полный беспорядок). На старославянском «столпотворение» — строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, и рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9).

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1,6) (на старославянском — «на круги своя»).

Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта — мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12,41-44; Лук.21,1-4).

Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117,22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21,42; Марк. 12,10; Лук. 20,17; Деян. 4,11; 1-е Петра 2,7).

Возвращение блудного сына . Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен (Лук. 15,11-32).

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7,15).

Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе — об обитателях Ноева ковчега. (Быт. 6,19-20; 7,1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании.

Голубь мира. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

Допотопные времена , а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).

Запретный плод . Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2,16-17).

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25,14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3,8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11,9).

Змий — искуситель . Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1- 13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая.

Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6,34). По церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».

Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он … камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8,14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9,32-33; 1-е Петра 2,7).

Книга за семью печатями (нечто недоступное). «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, … запечатанную семью печатями. … И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5,1-3).

Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козел изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16,21-22).

Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2,31-35).

Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19,28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1-е Тим. 6,10).

Кто с мечом придет, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26,52).

Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е Фес. 3,10).

Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Ис. 28,16).

Не от мира сего . «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8,23) — из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18,36) — ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, Он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.

Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26).

Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2,4). Орало — плуг.

Путеводная звезда — Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2,9). Употребляется в значении: то, что направляет чью — либо жизнь, деятельность.

Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) — часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. «И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых» (Исх. 26,33).

Суета сует . Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (Еккл. 1,2).

Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8,12). По церковнославянски «тьма внешняя» — «тьма кромешная».

Умывать руки (устраниться от ответственности). «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Матф. 27,24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9).

Фарисейство (лицемерие). Фарисеи — религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры» (Матф. 23,13; 23,14; 23,15; Лук. 11,44).

Фома неверующий (сомневающийся человек) . Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан. 20,25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение.

Хлеб насущный (необходимое пропитание). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матф. 6,11), а также Лук. 11,3 — из молитвы Господней.

Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7,11). По церковнославянски «окна» — «хляби».

Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16,8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32,10).

Присцилла Ситиени , жительница деревни Ндалат на западе Кении, — претендентка на звание самого пожилого ученика начальных классов в мире . 90-летняя кенийка посещает школу вместе с шестью праправнуками. Основным мотивом получения образования в столь преклонном возрасте, по ее словам, стало желание самостоятельно прочитать Библию, а также записать познания в медицине, накопленные за 65 лет работы акушеркой. До этого у Присциллы, выросшей в бедной многодетной семье, не было возможности учиться — бесплатное начальное образование в стране ввели только в 2003 году. По официальным данным, 7,8 миллиона кенийцев малограмотны.

Речь в ООН

До Присциллы Ситиени, согласно Книге рекордов Гиннесса, самым старым первоклассником считался другой кениец 84-летний Кимане Нганга Маруге . Отец 15 детей сел за парту, чтобы научиться считать и перестать зависеть от других в денежных вопросах. Проучившись год, Маруге отправился в Нью-Йорк, чтобы обратиться в ООН к участникам саммита с речью о важности бесплатного начального образования.

Китай
Фальстарт

Китаянка Ма Сюсянь впервые переступила порог школы в 102 года . Правда, до конца урока просидеть она не смогла и покинула класс за пару минут до звонка, поэтому стать рекордсменкой ей не удалось. Ма Сюсянь была вынуждена работать с 13 лет. Она вырастила девятерых детей, все получили образование, семеро — высшее. В одном из интервью Ма Сюсянь сказала, что ее мечта — учиться в школе. И местные власти пошли ей навстречу.

Фото: REX / Fotodom.ru, AFP / East News

Loading...Loading...