Этнонациональные общности России. Электронная библиотека. Калмыки. Духовная культура и традиционные верования. Поселения и жилища

Нынешние калмыки - это в общем маленький народ (189 тысяч человек) с огромным прошлым. Единственный буддийский народ в географической Европе - и пожалуй самые кочевые кочевники, чья география - от Лхасы до Парижа.

О калмыках я не раз писал в контексте Казахстана - только там они назывались джунгары. Общее название - ойраты, или просто западные монголы. От "обычных" монголов они были обособлены всегда, даже сейчас числятся отдельным народом (640 тыс. человек, по трети в Китае, Монголии и России), к тому же в ойратский союз входили и тюркские племена - их потомками стали алтайцы и тувинцы. Но может именно поэтому к концу 16 века, когда от былого величия монголов осталась лишь смутная память, у ойратов случился классический (по Гумилёву) "пассионарный взрыв", начавшийся в 1578 году с войны против халха-монголов и обособления от последних. К 1640-м годам ойраты создали три ханства - Джунгарское (где сейчас Турфан и Урумчи), Кукунорское, или Хошеутское (в предгорьях Куньлуня) и Калмыцкое - в нескольких тысячах километров западнее, на Волге.
Вот (по клику ссылка на оригинал) карта ойратских переселений, переснятая в элистинском музее:

А родина ойратов выглядела примерно так - это ещё не она сама, а её казахстанское преддверье: высокий мрачный хребет Джунгарского Алатау как большой остров в степи, да пыльная буря над степью.

Переселения части ойратов на запад началось где-то в конце 16 века, и в основе его были племена торгоутов и хошеутов. Особенно интересны вторые - их нойоны возводили свою родословную к командирам, как сказали бы сейчас, элитного спецподразделения "Хошеут" ("Клин") - авангард личной гвардии Чингисхана, куда отбирали лучших из лучших. Однако большинство хошеутов, как уже говорилось, создали своё ханство вокруг высокогорного озера Кукунор, поэтому в основе калмыцкого исхода были именно не столь прославленные торгоуты. Знаковое место - , узкий (около 40 километров) проход между горных хребтов, которым из монгольской степи на запад выходили и гунны, и Чингисхан, и джунгары.

Дальше калмыки (а этим словом всех ойратов прозвали мусульмане) отправились на север, возможно надеясь поселиться на руинах Сибирского ханства, и пару десятков лет кочевали в западно-сибирских лесостепях, периодически беспокоя русские остроги, в первую очередь Тару (на севере нынешней Омской области).

В 1608 году торгоутский тайша Хо-Урлюк прибыл в Тарский острог для переговоров, и в следующем году русские заключили с калмыками мир и предложили им занять степи в низовьях Волги и Яика. Вообще, переселение калмыков сложно назвать походом - кочевая жизнь была для них естественна, просто периодически их кочевья смещались на один сезонный переход западнее. К 1613 году калмыки достигли Яика:

Где, думаю, быстро поняли, почему хитрые русские предложили им переселиться именно туда: у прикаспийских степей был хозяин - одряхлевшая Ногайская Орда, осколок Золотой Орды, и возможный предок Казахстана. Около 20 лет длилась война калмыков с ногайцами, и к 1630 году Хо-Урлюк захватил Нижнее Поволжье... вернее, не саму Волгу, которая оставалась русским владением, а окрестные степи.

Однако, калмыком здесь явно понравилось, что немудрено после гиблых степей Джунгарии и морозной Сибири - относительно мягкий климат, близость огромной реки. Если считать Великую Степь сухим океаном, то юго-восток Европы от Дуная до Волги всегда был для кочевников чем-то вроде Америки. Калмыки нашли здесь даже священную гору - Большое Богдо (171м), что над озером - на её вершине, по калмыцкому поверью, жил Цаган-Аав, или Белый Старец - покровитель всего живого, а по одной из легенд калмыки принесли эту гору сюда на своих плечах, но чуть-чуть не донесли до Волги, так как один из каравана поддался греховной мысли и был задавлен враз отяжелевшей горой.

Не теряли времени и джунгары, оставшиеся на прежнем месте, где тайша племени чоросов Хара-Хула объединил другие племена (), а его сын Хото-Хоцин в 1635 году провозгласил Джунгарское ханство (дословно - "ханство Левой руки", то есть Западное ханство). Калмыцкое ханство было провозглашено даже чуть раньше (хотя первые его правители носили титул тайши), в 1630-м году, а в 1640-м Хо-Урлюк уехал в Джунгарию на курултай всех ойратских племён трёх ханств, по сути образовавших конфедерацию. На курултае был принят общий для них свод законов Степное Уложение, утверждён религией ойратов тибетский буддизм и принят алфавит "тодо-бичиг" ("ясное письмо"), разработанный опять же тибетским монахом Зая-Пандида. Социальное устройство ойратских государств можно изучить на этой схеме из элистинского музея (по клику - ссылка на оригинал):

Дальше судьбы трёх государств сложились по-разному. О Хошеутском ханстве ничего толком не нашёл, а вот Джунгария показала себя достойной наследницей гуннов и чингизидов - последующие сто лет ни Китай, ни Туркестан, ни русская Сибирь не могли спать спокойно: джунгары брали Лхасу и Ташкент и сибирские остроги, пленённый в одном из которых 1717 году шведский инженер Густав-Юхан Ренат наладил кочевникам производство огнестрельного оружия. Джунгары удерживали Кузнецкую котловину, поэтому имели вдосталь железа. Впрочем, России это всё было скорее на руку: джунгаро-казахские войны, шедшие с попеременным успехом, толкнули Младший и Средний казахские жузы на сближение с Белым царём. Памятник тех времён - руины джунгарского дацана в Карагандинской области ( и историю Джунгарского ханства), ещё один дацан Аблайкит раскопан под Усть-Каменногорском, да и "семь палат" Семипалатинска - руины буддийских храмов джунгарского города Доржинкита.

Калмыкам же воевать было осбенно некуда. Их кочевья простирались от Дона до Яика, от Самарской Луки до Терека, им хватало земли - торгоуты жили на правом берегу Волги, хошеуты - на левом. Хо-Урлюк в 1644 году попытался покорить Кавказ и там погиб. С Крымским ханством калмыки воевать не решались, разве только в союзе с донскими казаками, и в общем начали потихоньку интегрироваться в Россию, в 1649 году Дайчин (сын Хо-Урлюка) заключил с ней первый союзный договор. Вообще, вопреки расхожему мнению, придти и всех тупо завоевать - не наш метод, чаще всего в состав России новые территории входили через медленное, растянутое на сотню-полторы лет приручение, когда каждое следующее поколение имеет не критически меньше независимости, чем предыдущее: из союзника - в сателлиты, из сателлита - в протекторат, из протектората - в прямое владение, а дальше лишь ассимиляция. Расцвет Калмыцкого ханства пришёлся на эпоху правления хана Аюки (1690-1724), чья ставка располагалась напротив Саратова, где сейчас город .

При этом двуединое ханство постоянно взаимодействовало между собой. В 1701 году из-за династических конфликтов один из сыновей Аюки бежал в Джунгарию, и его потомки стали там важной политической силой (а Джунгария, надо сказать, после смерти каждого хана на несколько лет вновь распадалась, и за это время потрёпанные набегами казахи успевали собраться с силами и отыграть все джунгарские завоевания обратно). В 1731 году в Калмыкию ушёл со своими людьми нойон Лозон-Цэрэн, зять хана Галдан-Цэрэна - это существенно подорвало военную мощь Джунгарии, вдобавок стоял Лозон на важном ташкентском направлении. В 1750-е, когда Джунгарское ханство уничтожил наконец Китай, и на Волгу потянулись беженцы, в первую очередь племя дербетов, западнее торгоутских кочевий.

В 1761 году к власти пришёл восьмой по счёту правитель хан Убаши, которому бросил вызов другой потомок Аюки Цебек-Доржи. Первого поддержали русские войска, второй бежал на Кубань, которую тогда ещё удерживала Османская империя. Для предупреждения следующих смут русская администрация учредила "зарго" - народный совет, обладавший едва ли не большими полномочиями, чем хан. Возмущённый таким раскладом Убаши помирился с Цебек-Доржи, и понимая, что война с Россией безнадёжна, решил поступить как дальние предки - уйти и основать новое ханство. Зимой 1770-71 годов начался грандиозный исход - с места снялось 2/3 калмыцких кибиток (в том числе большая часть левобережных хошеутов) и отправилась обратно в Джунгарию через казахскую степь, сметая по дороге казачьи станицы и угоняя с собой их обитателей:

Однако это была не перекочёвка, а именно исход - бросок по голодным степям, населённым вдобавок казахами, ещё не забывшими джунгарских войн. От голода, холода и стычек с казахами погибо не менее половины ушедших, но к концу лета Убаши и выжившие калмыки достигли бывшей Джунгарии, которая теперь называлась Синьцзян, и приняли китайское подданство - но ничего особенного этим не добились: ханский титул, как и под Россией, остался в Китае формальностью.

Калмыцкое ханство же после этого было упразднено и включено в Астраханскую губернию как особое образование Калмыцкая степь, разбитая на 9 улусов, каждым из которых руководил тандем калмыцкого тайши и русского чиновника - этот порядок не менялся вплоть до 1917 года. Часть калмыков, жившая за Манычем, вошла в состав Донского казачества (где появились как буддийские калмыцкие станицы, так и бузавы - крещённые калмыки с русскими именами, ныне весьма заметный в жизни республики), остальные также стали чем-то вроде казачьего войска - калмыцкая конница участвовала во многих российских войнах, в том числе в походе на Париж.

Вообще, калмыки в дореволюционных текстах упоминаются очень часто, куда чаще, чем киргизы (казахи) или башкиры, не говоря уж про каких-нибудь бурят. Всё ж таки остров монгольской степи, со всех сторон окружённый русскими землями с городами, сёлами и казачьими станицами, сложно было не заметить, а кибитки служилых калмыков порой удивляли прохожих и в Петербурге. От былого калмыцкого колорита осталось в ХХ веке немногое, но он неплохо задокументирован в музеях. Кибитки (то есть юрты), как и в Казахстане, тут чаще всего служат кафе национальной кухни:

Калмыцкая кибитка - это юрта монгольской конструкции, то есть её купол образован прямыми, а не изогнутыми (как в ) жердями. В остальном юрточная культура едина для всей Великой Степи - мужская и женская стороны, цветастые украшения, очаг под шаныраком (или не знаю, как это окно в потолке называется у калмыков), типичная утварь вроде расписных сундуков, ступы для взбивания кумыса или хитроумного самогонного аппарата.

Калмыцкким "фирменным знаком" была улан-зала - красная кисть, украшавшая головые уборы. Также читал, что калмыки носили серьгу в правом ухе и длинную косу (в том числе мужчины). Вот женские костюмы из того же музея. Слева - подаренное музею одеяние дальней наследницы Убаши (имя её я забыл), которая до сих пор остаётся уважаемым человеком в Китае и несколько лет назад приезжала на родину предков. Справа костюм замужней женщины из двух платьев - нижнего "терлг" и верхнего безрукавного "цегдг", и шапки халвнг с красной бахромой. Слева сверху вниз девичьи шапки камчатка, тамша и джатг, а также всякие украшения.

Мужская одежда - скорее казачья, чем монгольская, не считая всё тех же красных кистей: бешмет (бюшмюд), шапка махла, пояс бюс с кинжалом утх. Посредине - шапка-хаджилга да всякие мужские атрибуты от чаши для молочной водки (привет самогонному аппарату в кибитке!) до щипчиков для усов.

Украшения от девичьих серёжек до навершия знамени:

Вторая калмыцкая "визитка" после красной кисточки - гравированные металлические бюсы (пояса). Здесь же мужская серьга синк, плётка и амулетница с каким-нибудь буддийским заступником:

Курительные трубки (вот явно казаки научили!) гааз и музыкальные инструменты от степняцкой домбры до русской гармошки. Фольклор у калмыков был не то чтобы богат, но интересен, включал например благожелания йорял (часто исполнялись на праздниках как тосты) и проклятия харал (для чтения которых натирали язык чёрным, поэтому заклинание для их нейтрализации называли "молитва чёрного языка"). Или гурвн - шутливые четверостишия из вопроса и трёх ответов. Самый, пожалуй, экзотический жанр - кемялген , стихи-импровизации с "наглядным пособием" из последнего позвонка овцы (он был устроен крайне сложно, и каждая деталь имела своё название - Серая гора, Лоб богатыря и другие).

Был у калмыков и эпос "Джангар ", повествующий о райской стране Бумба и её защитниках (что, кстати, весьма неожиданно, учитывая "наступательную" политику ойратов). Считается, что старообрядческая легенда о Беловодье возникла именно на периферии бывшего Джунгарского ханства, в предпгорьях Алтая, куда бежали многие староверы - и не была ли прототипом Беловодья именно Бумба? Как и , "Джангар" исполняла особая каста сказителей-джангарчи , многие из которых стали живыми легендами, в первую очередь Ээлян Овла, со слов которого в 1908 году эпос и был записан.

А вместе с буддизмом среди джунгар распространился и "Гэсэр", связь которого с "Джангаром", говорят, довольно прозрачная. Гэсэр изображался и на калмыцких знамёнах, в том числе тех, под которыми они входили в Париж... и ведь получается, что это был самый западный город, знавший поступь степняков. Доспехи справа, впрочем - реплика куда как более старых:

Ещё интересна и вполне себе популярна калмыцкая кухня. Кайнары (пирожки, хотя вроде как "калмыцкими" они стали лишь в ХХ веке) и борцоки (пышки) встречаются во многих забегаловках, реже попадаются бёреки (пельмени), дотур (тушёные мелко нарезанные внутренности), хюрсн (типа лагмана), а в ресторанах на заказ подают кюр - баранина, запечанные в бараньем желудке (!) в земле. Впрочем, "визитная карточка" местной кухни - джомбо, калмыцкий чай с молоком, маслом, солью, а иногда ещё лавровым листом, мускатным орехом и жарённой мукой. Но у меня, к великому сожалению, не задалось: в забегаловках я всем этим пренебрёг, рассчитывая серьёзно отведать национальной кухни в ресторане... однако как оказалось, все подобные заведения в Элисте работают до 18 часов, а после остаются лишь пошлые кабаки да пиццерии, и я не успел.

Но (кроме кухни) всё это в прошлом - советская власть к калмыкам оказалась безжалостна как мало к какому другому народу. В принципе кочевое прошлое стало размываться ещё в середине 19 века, когда в степи появилось множество русских сёл (в том числе Элиста) и система лесополос. Калмыки отличились в гражданской войне - в основном они воевали за белых вместе с донскими казаками и после ушли в Югославию, но были и красные - в первую очередь военачальник Ока Городовиков. В 1920 Калмыцкая степь превратилась в Калмыцкую автономную область в центром (как и до революции) в Астрахани. В 1928 центром стала Элиста, а в 1935 автономную область повысили до АССР. Для калмыков это было время радикальных перемен - как положительных (ликбез, создание современной медицины), так и отрицательных - коллективизация (а кочевники переживали её едва ли не хуже пахарей), тотальное (и это не гипербола) уничтожение буддийских храмов. Однако самое страшное началось в 1943 году:

Депортация ... здесь это слово звучит очень страшно. В войну немцы заняли большую часть Калмыкии и подошли на сотню километров к Астрахани, и установили временную национальную администрацию, которую возглавили калмыцкие белоэмигранты. И хотя среди калмыков были и Герои Советского Союза, и военачальники (например, Басанг Городовиков, племянник Оки), после войны они попали в список народов, обвинённых в пособничества фашистам и в ходе так называемой операции "Улусы" депортированы. В Казахстан их депортировать не стали - всё же родная стихия, и потому раскидали по Уралу и Сибири - крупнейшие общины (около 20 тыс. человек каждая) оказались в Краяноярском и Алтайском краях, Омской и Новосибирской областях. Депортировали их зимой, в почти не отапливаемых вагонах, многим давали на сборы по полчаса - в первые месяцы депортаций погибло около четверти калмыков (из 97 тысяч). На новом месте им тоже не всегда были рады - например, девушка-гид в музее рассказывал, что там, куда сослали её бабушку, накануне прошёл слух, якобы калмыки - людоеды, и как к ним относились поначалу, представить нетрудно. Когда в 1956 году Хрущёв реабилитировал депортантов, в живых оставалось 77 тысяч калмыков, многие из которых к тому же не стали возвращаться на родину. Но чтобы понять масштаб беды - депортации подвергли всех калмыков: сначала - в самой Калмыкии (которая упразднялась в 1944-57 годах), затем - в других регионах вплоть до столиц, затем - в смешанных браках. То есть, нет такого калмыка, чьих предков не задела эта катастрофа...

И в общем, прямо сказать, вид современных калмыков печален. Во-первых, почти не услышать живую калмыцкую речь - в депортации выросло целое русскоязычное поколение, ходившее в русские школы по месту жительства. Во-вторых, в рассуждениях интеллигентных калмыков чувствуется та же национал-виктимность, что у прибалтийцев или украинцев, да опасение "нас скоро не станет". У тех, кто попроще - осознание бедности и неустроенности в своей республике: таксист в Элисте сравнивал Калмыкию с Киргизией, очень завидовал Казахстану, но при этом считал, что без России регион скатится в окончательный и бесповоротный бардак..Ещё калмыки очень не любят, когда их валят в одну кучу с Кавказом, обижаются на утверждения, якобы у них там притесняют русских, и сильно недовольны, что в Москве на них реагируют как на тех же гастрбайтеров. В общем, какое-то чувство сломленности... хотя это всё мои личные впечатления за пару дней, на глубину ни в коем случае не претендую.

Но хватит теории! Из Астрахани в Элисту я ехал на стареньком, но просторном автобусе, который идёт по степной дороге 4,5 часа. Калмыцкая степь по сравнению с казахской куда как теплее и плодороднее, я бы сказал, в сравнении она кажется маленькой и домашней. И очень, к тому же, богатой жизнью - помимо бесконечных стад я видел и журавлей, и чуть ли не дрофу (по крайней мере здоровенная нелетающая птица пялилась на нас из травы), а на кочках у дороги кое-где россыпи красных тюльпанов.

Местами - солёные озёра:

Местами - пресные ильмени:

Кое-где - одинокие песчаные гряды, причём если справа от дороги (где сидел я) они в основном довольно далеко, слева попадаются прямо у шоссе, так что из окна автобуса прекрасна видна текстура жёлтого песка.

Въезд в Калмыкию - я почему-то ожидал увидеть буддийскую арку... Кстати, в Калмыкии парламент называет Народный Хурал, конституция - Степное Уложение, а Глава Республики - не президент, а просто Глава Республики. Был тут и свой хан в 1990-е Кирсан Илюмжинов - но славы Назарбаева он не достиг и народную память о себе оставил примерно как Ельцин - брезгливую (хотя сделал Калмыкию интересной туристу именно он!).

Первый собственно калмыцкий посёлок Хулхута:

За которым над степью возвышается воинский мемориал, а мелкие памятники попадаются вдоль дороги добрый десяток километров. Примерно досюда, оккупировав 5 улусов целиком и 3 частично, дошёл в 1942-43 годах вермахт. Чуть ближе к Астрахани сохранились (я, впрочем, не заметил) противотанковые рвы недостроенного укрепрайона, надобность в котором к великому счастью отпала.

Кладбище в степи, кажется у следующего посёлка Утта (где есть свой Поющий бархан - встречаться в Казахстане). Справа христианские кресты, а слева кирпичные и кованные надгробия - первые популярны у казахов, вторые у киргизов, то есть буддисты-калмыки позаимствовали это у соседей по Степи.

Юго-запад Калмыкии занимает опять же единственная в Европе пустыня Чёрные Земли, возникшая вроде как от перевыпаса. В основном она южнее трассы, но кое-где "захлёстывает" и сюда:

Основной скот у дороги - коровы, а коз, овец и даже лошадей я видел существенно меньше. Кое-где из земли торчат едва заметные прямые палки - видимо, коновязи.

Попадаются в Калмыкии и верблюды - но редко, с Южным Казахстаном не сравнить:

34.

А вообще, гордость калмыцкой степи наряду с тюльпаном - сайгак, здесь единственная их популяция в Европе. Да и та почти что уничтожена браконьерами, и сейчас этих чудных антилоп разводят несколько сайгачьих питомников.

35. из ставропольского музея.

По дороге из Астрахани в Элисту пейзаж медленно меняется - плоский Прикаспий уступает место холмистым Ергеням, исчезают пески и солёные озёра, трава становитчя выше, а местами даже появляются деревья... но общее безлюдие остаётся.

Ещё одна особенность Калмыцкой степи, которая не даёт спутать её с Казахстаном - всякие буддийские атрибуты:

Нечто похожее на сетку для большого тенниса - скорее всего, на ней висели буддийские флаги:

А калмыцкие сёла удручающе невзрачны, как впрочем и у всех кочевников, привязанных к земле в ХХ веке. Неприметные домики за высокими заборами, чаще всего из вертикальной доски - как например райцентр Яшкуль, где у нас была получасовая остановка на трассе.

Или село Приютное, бывший Амтя-Нур ("Сладкое озеро", так как правда стоит на озере с известковой водой), у выезда на Ставрополь - тут нормальные атрибуты райцентра типа управы с мозаикой на стене или непонятной инсталляции на площади. Жалею, что не сумел заснять ни один из сельских хурулов и ступ , коих теперь по Калмыкии построено немало. Помимо Элисты в Калмыкии два города - Городовиковск за Манычем и Лагань близ Каспия, а ещё одно стратегическое место - село Цаган-Аман на Волге, которая течёт по Калмыкии около 20 километров, но слышал, что именно на этом участке самое наглое икряное браконьерство. Впрочем, самыми неспокойными местами Калмыкии считается юг у границы с Дагестаном - там много пастухов из чеченцев и даргинцев, и говорят, практикуется рабство... Но всё это в стороне от моего пути.

А за Приютным - Маныч-Гудило, которое я проезжал без остановок в маршрутке с тонированными стёклами, поэтому сделал лишь несколько кадров ужасного качества. Большое (с треть Москвы), длинное (около 150км, то есть больше похоже на широкую реку), солёное (17-29%, то есть как Азовское море) мелководное (в среднем менее 1м), до постройки водохранилищ пересыхавшее к концу лета озеро - на самом деле одно из интереснейших мест мировой географии. Дело в том, что вместе со множеством (более 170) солёных и пресных озёр Кумо-Манычской впадины он является остатком древнего Манычского пролива, соединявшего Азовское море с Каспийским: ведь последнее - не озеро, а "оторвавшийся" кусочек Мирового океана. Чёрное и Каспийское море обособились друг от друга около 10 миллионов лет назад, после чего пролив постепенно сужался, и окончательно исчез уже на памяти людей, порядка 12 тысяч лет назад - к тому времени он напоминал гигантскую реку длиной 500 километров и шириной от 2 до 40. Причём он не "закрылся" - просто Каспий, доходивший в те времена до нынешнего Саратова и сообщавшийся с Аралом, обмелел на нынешний уровень, и вода ушла из пролива. Осталась лишь его горловина в виде Азовского моря да озёр Кумо-Манычской впадины - . Однако именно это, а не кавказские горы - граница Европы и Азии на юге:

Что же до Маныч-Гудила (местные говорят с ударением на первый слог - Ма ныч), то ныне он больше славится девственными степями на берегах и островах . Там , там обилие птиц, там пасутся мустанги, а через неделю после моего приезда проходил фестиваль национальной культуры "Гимн Тюльпану". В общем, я жалею, что не нашёл подходящего способа увидеть Маныч вблизи.... хотя сами по себе его берега не слишком впечатляют.

А напоследок - просто портерты калмыков, снятые без спросу на улицах Элисты:

О своём общении с калмыками ничего определённого сказать не могу - впечатление от них осталось ровное и нейтральное. Говорят, калмыки в нетрезвом виде звереют, как такая light-версия тувинцев, но я не замечал и вообще пьяных видел мало. Ещё говорят, что у многих калмыков врождённые способности к математике, и приводят в пример якобы высказывание Садовничего - "если образование оставить целиком бесплатным, у нас в вузах скоро одни евреи и калмыки останутся" (сильно сомневаюсь. что это не легенда). Встречавшиеся мне калмыки - дружелюбные, открытые, скромные, но - другие .

И в целом, я так и не разобрался, что в Калмыкии, кроме Элисты, заслуживает поездки в моём формате - города и веси или невзрачны и однообразны, или требуют более журналистского, чем путешественнического, подхода - скажем, сделать репортаж о сайгачьем питомнике в Яшкуле. Однако если бы не "воинствующий атеизм", в Калмыкии можно было бы задержаться на несколько дней - ведь сто лет назад тут были десятки красивейших буддийских храмов. О которых, а также о последнем уцелевшем из них в Астраханской области - в следующей части.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
.
.
Астрахань .
.
. Три двора, казаки и калмыки.
. От немцев до дагестанцев.
.
.
Центр. .
Центр.
. Между кремлём и Волгой.
.
Махалля. .
Селение. .
.
Калмыкия .
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь .
Кавказские Минеральные Воды .

Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд., перераб. и доп. - Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. - 282 с., ил.

Поселения и жилища

Дореволюционные этнографы, эпизодически посещавшие Калмыцкую степь, ограничивались указанием на то, что калмыки селятся хотонами, живут в войлочных кибитках; для хотонов характерно круговое расположение кибиток, в центре такого кольца оставалось свободное пространство, куда загоняли на ночь скот.

В среднем хотон составляли четыре - десять (очень, редко 20-50) кибиток, которые принадлежали родственникам по отцовской линии. Нередко хотоны назывались по имени старшего в патронимии, наиболее авторитетного человека. Принцип административно - родственной группировки кибиток постепенно вытеснялся классовым; теперь около кибитки богатого скотовода группировались жилища бедных родственников и батраков. Большое хозяйство кулаков и скотопромышленников требовало, много рабочих рук: чаще всего это были наемные работники. Богатый калмык имел большую кибитку с белым кошмовым покрытием, на зимней стоянке у него был поставлен хороший деревянный дом, обширные помещения и скирды сена для его многочисленных стад. В хотоне кибитка богача ставилась на южной стороне, которая считается почетной и где обычно стояли кибитки людей богатых и старших в роду.

Хотон

Наряду с этим получил распространение трудовой принцип группировки кибиток. Селились и кочевали вместе представители разных родственных групп. Их объединяла совместная, соседско-общинная обработка земли под разные сельскохозяйственные культуры, совместная уборка сена для скота. Это была трудно различимая для постороннего наблюдателя переходная форма между упомянутыми выше двумя принципами группировки кибиток, она не укладывалась ни в один из двух указанных типов хотонов.

В 60-70-х гг. XIX в. в связи с переходом к земледелию у калмыков возникли первые постоянные поселения, где скотоводы проводили осень, зиму и значительную часть весны. В одном Хошеутовском улусе перешло к оседлому образу жизни более 300 семей, часть их жила в деревянных домах и глиняных мазанках, но большинство обитало в так называемых «турлушках», построенных из плетня, обмазанных глиной, снабженных печным отоплением. Такие турлушки не встречались в степных улусах. Они продолжали бытовать в приволжских улусах вплоть до Октябрьской революции.

В работе К. Костенкова сообщается о том, что на отведенных для оседлости участках «...построено очень много деревянных и из земляного (глинобитного) кирпича домов... загонов для сбережения скота в зимние время... заготовляется калмыками на зиму корм для скота и топливо».

В 70-х годах XIX в. калмыки, обитавшие в донских степях, переходили на полуоседлую жизнь. Член статистического комитета Войска Донского А. Крылов, посетивший калмыцкие поселения на Дону и в Большедербетовском улусе, писал: «В Зимовниках есть постройки на зиму, из которых некоторые очень хороши, например, домики из глины... У калмыков 16 деревянных хурулов, 126 деревянных домов... При зимних постройках находятся отличные сараи, каких я не видел даже у казаков в станицах и у крестьян в слободах: есть хороший плодовый сад и огород». Такие поселки отмечены в Малодербетовском улусе», В Зетовом «роде» их было около 40. В поселке Червленый вблизи Сарепты жилые здания сгруппированы в правильную улицу и окружены огородами, скотными постройками и местами для склада хлеба и сена... Всех жилых зданий в поселке более 30, большинство домов деревянные, а часть -плетневые мазанки, вытянулись в одну линию, вдоль пруда, образованного искусственной плотиной, построенной самими калмыками».

Ставят кибитку

Примерно такой же процесс происходил в Большедербетовском улусе. В 1891 г. для крещеных калмыков Князе-Михайловского поселка было построено около 15 домов, их кибитки уничтожены. У многих калмыков дома появились гораздо раньше, чем: у княземихайловцев. В Бюдермисовском аймаке (Кердате) был прекрасный дом в несколько комнат, с крашеными наличниками, дверьми, полами, под железной крышей, с крытой стеклянной галереей.

Зимовки строились при дельтах речек, у пересыхающих притоков, известных среди населения бывшего Малодербетовского улуса под названием «салвру» (дословно: разветвление). В этих селениях жители и скот снабжались водой из колодцев артелью из 2-3 хозяйств: зимой пользовались снегом, а ранней весной - талой водой. Для зимних стоянок выбиралось место, не заливаемое талыми или дождевыми водами. Так создавались поселки из 10-50 дворов. Родственники и здесь старались селиться вместе. Часто население таких деревень состояло из нескольких родственных групп - трех-пяти, но не больше. В этом случае они носили названия по географическим наименованиям урочищ, рек, балок и т. д. При всей их разбросанности и хаотичности размещения можно было выделить некоторое подобие улиц, линий основных дорог поселка, направлявшихся к соседним зимовьям, местам заготовок сена, водным источникам, летним пастбищам и т.д.

Сюда калмыки прикочевывали в сентябре и проводили здесь зиму, а весной, с наступлением теплых дней, покидали зимовье.

В приергенинских улусах отдельные калмыки, занимавшиеся земледелием, совсем покидали зимовья и строили свои постоянные селения в верховьях ергенинских речек и балок, где удобно было заниматься хлебопашеством и огородничеством, имелись необходимые водные источники и хорошие пастбища. Они располагались, как правило, на значительном расстоянии друг от друга.

В конце XIX-начале XX вв. основным видом жилищ у калмыков оставалась покрытая войлоком решетчатая кибитка (ишкя гер) общемонгольского типа. Деревянный остов состоял из 6-8 складных решеток (терме), двухстворчатой двери (уден), круглых или квадратных в разрезе и заостренных на верхнем конце жердей (унин) от 66 до 146 штук и верхнего круга (харачи). Кошмовое покрытие кибитки состояло из четырех плечиков (эмчи), четырех кошм для терме (иргевче), четырех нижних квадратных кошм (турго) и двух верхних кошм (девер), покрывавших верхнюю часть кибитки от харачи до головок терме, дверной кошмы и кошмы, которой закрывался верхний круг жилища (орк). Внешний вид кибитки отражал имущественное состояние владельца. Кибитки, покрытые добротной белой кошмой, как правило, принадлежали богатым, гелюнгам (священникам) и новобрачным, а черной с закопченным войлоком - беднякам.

Многие бедные семьи вынуждены были жить в шалашеобразных полукибитках - джолум и дегля гер, представляющих собой одну купольную часть кибитки (без стенных решеток), которая устанавливалась прямо на землю. Дегля гер отличался тем, что в нем не было дымового отверстия, а унины просто связывались вверху между собой в пучок. Бедняки заменяли кошмы циновками из чакана. И. А. Житецкий отмечал, что в приморских улусах у большинства кибиток кошмовые иргевче были заменены чаканами; впрочем, он видел кибитки, в которых не только иргевче, но и другие кошмовые части (турго, девер) были заменены циновками. В таких кибитках зимой было очень холодно. Поэтому их на зиму обкладывали толстым слоем камыша или чакана, а в приморских улусах - высокой болотной травой.

Площадь кибитки, принадлежавшей старшим, многосемейным и состоятельным семьям, была значительно больше, чем площадь жилища семей бедных, малочисленных и молодых. В кибитке размещали все домашнее имущество, исполняли религиозные обряды, в ней принимали гостей, зимой спасали от холода новорожденных телят, ягнят, верблюжат. Число живущих в кибитке площадью 18-22 кв. метра в среднем могло быть 8-12 человек. Народным обычаем был выработан строгий порядок размещения всех домашних вещей, жестких и мягких предметов.

Все внутренние стены кибитки у состоятельных калмыков и гелюнгов занавешивались сплошной ситцевой или коленкоровой занавеской, а земляной пол застилался ширдыками (кошма) или коврами. В бедных семьях ширдык подстилался как сиденье для почетных гостей. Зимой земляной пол утеплялся бараньими, козьими, телячьими, сайгачьими шкурами и изношенной кошмой.

Ночью кибитка освещалась так называемым «шумуром» - светильником, заполнявшимся салом. Фитилем служила тряпица, иногда же просто насыпали кизяк или золу, смешав ее с маслом или пропитав салом. В рыболовецких районах сало иногда заменялось рыбьим жиром. В употребление вошла и керосиновая лампа, особенно в приволжских и прикаспийских улусах. В богатых семьях (у зайсангов) встречались свечи.

Наиболее близкое сходство калмыцкой кибитки обнаруживается с войлочными юртами монголов, бурят, южных алтайцев, хакасов, тувинцев - как по строительным и конструктивным особенностям, так и по внутреннему убранству. В значительной степени это объясняется общностью исторических судеб и ближайшим соседством в прошлом.
Но калмыцкая кибитка отличалась от юрт тюркоязычных народов Средней Азии. У тюрок юрты имели слабо изогнутые жерди, тогда как у калмыцкой кибитки жерди (унины) были прямые, что обусловливало конусную форму ее кровли, а не круглую, какая характерна для юрт тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана.

Изобретение и многолетнее бытование войлочных кибиток как у калмыков, так и у других кочевых народов вовсе не было показателем отсталости или консерватизма кочевников и полукочевников. Кибитка - наиболее приспособленное к условиям кочевого скотоводства сборно-разборное жилище, очень удобное, прочное, легкое и простое по устройству. Это жилище и его добротное войлочное покрытие хорошо выдерживали резкие перемены климатических условий; в жаркие летние месяцы в ней было прохладно, а зимой кибитка защищала людей от холодных ветров, морозов и атмосферных осадков. Все положительные стороны войлочных кибиток отмечаются еще античными средневековыми авторами.

В связи с первыми шагами в земледелии в Малодербетовском улусе появились и первые постоянные жилища. В урочище Аршань-Зельмень был построен в 30-х гг. XIX в. первый дом южно-русского типа. В Ульдючиновском аймаке было поставлено 5 домиков из дикого камня.

Во второй половине XIX в. увеличивается число постоянных построек у астраханских калмыков. Наглядное представление об этом дают цифровые материалы (табл. 5).

Название построек

1

Каменные дома

2

Деревянные дома

3

Глинобитные дома

4

Из землянного кирпича дома

5
6

Мельницы

7

Лавки и амбары

Итого гражданских строений

8

Монастырские строения

а) каменные

б) деревянные и глинобитные

Процесс оседания калмыков, как мы уже отмечали выше, протекал неравномерно. В улусах, где развивалось земледелие, он шел быстрее, чем в чисто скотоводческих районах. И. А. Житецкий сообщает, что «летом дербетовские калмыки живут в кибитках, а на зиму многие из них переселяются в теплые помещения разного вида и размера, и по количеству построек эргенские калмыки резко выделяются из среды степняков». По официальным данным, в 1864 г. В Калмыцкой степи числилось 4277 зданий.

Н. Бурдуков, посетивщий в 1898 г. Большедербетовский улус, писал, что «… в 1874 г. Домов во всем улусе было всего 39 на 1759 кибитко-владельцев, что составляет 2,2%. В 1881 г. число домов возросло до 68, причем в тех родах, где не имели в 1874 г. домов… К 1898 г. число кибиток увеличилось с 1759 в (1874г.) до 2380, а число домов достигло в 1898 г. не более и не менее как 503. дома круглые из деревянного материала в 3 комнаты с сенями…»

В других улусах постоянных построек встречалось очень мало. И.А. Житецкий сообщает, что в степной части Яндыко-Можчажного и Эркетеневского улуса, в центре степи, жилых калмыцких построек крещеных калмыков, встретилось лишь 3-4 домика, принадлежавших богатым калмыкам.

Участники экспедиции, работавшей в Калмыцкой степи в 1907-1908 гг., сообщают, что «всех построек в степи было 3958 деревянных и саманных жилищ, 9863 амбара, база и катуха, около оседлых жилищ было вырыто 4171 колодец и худук. Сюда не вошли хурульные (монастырные) здания, жилища гелюнгов, которые имели собственные дома, преимущественно деревянные так как духовенство было весьма обеспеченным слоем общества.

В начале второго десятилетия XX в. количество постоянных помещений, характерных для оседлого населения, продолжало увеличиваться. В 1912 г. всех строений было 15961, из которых жилыми были 7231. Наибольшее число построек по-прежнему встречалось в Малодербетовском, Манычском и Яндыко-Мочажном улусах, около рыбных промыслов. Из 15961 помещения калмыкам первых двух улусов принадлежало 11273 постройки постоянного типа, в Яндыко-Мочажном - их было 1921.

Среди зимних калмыцких жилищ наиболее типичными и абсолютно преобладающими были саманные дома - землянки. Это местное название наземного помещения, в котором жили представители всех социальных групп населения, что объясняется, очевидно, трудностью получения лесоматериалов. По своему типу и: технике строительства саманные жилища не отличались от саманных домов русского и украинского населения Калмыцкой степи. Самым дорогим материалом при постройке дома был лес, который привозился из ближайших городов. Иногда покупали лес привозимый на ярмарки в близлежащие русские села. Деревянных домов было немного, в лучшем случае один - два в аймаке, Их покупали в соседних русских селах и перевозили в разобранном виде. Ставили их специально приглашенные плотники, часто русские. Саманные же жилища строили сами калмыки с помощью родственников и соседей. Бывший калмыцкий попечитель Костенков пишет, что появились мастеровые из числа калмыков, проживавших в русских селениях. Один из них (в Икицохуровском улусе) оказался мастером на все руки: архитектор, столяр, печник, маляр, стекольщик. Под его руководством было построено множество домов, землянок и загонов для скота.

В новых жилищах - саманных домах - традиционный для калмыцкой кибитки порядок размещения домашних вещей часто нарушался. Только предметы буддийского культа неизменно размещались в глубине дома над изголовьем хозяйской кровати. Вдоль боковых стен ставили укюги, сундуки и другие ценные вещи, вокруг печи находилась посуда, все наборы воловьей и конской упряжи держали в сенях. Стулья и столы у калмыков встречались редко. В глубинной половине дома расстилались на полу ширдыки, кошмовые половики (в зажиточных семьях ковры), на которых сидели днем, а ночью спали гости и некоторые члены семьи.

Накануне Октябрьской социалистической революции калмыки Большедербетовского улуса жили уже оседло. Об этом свидетельствуют не только полевые материалы, но и архивные документы. В 1905 г., стремясь иметь в Государственной думе своего депутата, калмыки этого улуса выдвигали в качестве аргумента то, что они «живут оседлой жизнью», тогда как ставропольские мусульмане и астраханские калмыки-кочевники не могут «проникнуться нашими нуждами, им ненавистны интересы оседлого населения». В документе, датируемом 1936 г., указывается, что Западный улус (бывший Большедербетовский - У.Э.) «перешел на оседлость до 1909 г.». Калмыки Области Войска Донского вели оседлый образ жизни, вели скотоводческо-земледельческое хозяйство, а калмыки Манычского, Малодербетовского, приморских и приволжских аймаков Хошеутовского и Яндыко-Мочажного улусов и западных аймаков Икицохуровского улуса вели полукочевой образ жизни, имели постоянные зимние поселки, состоявшие из жилых помещений, хозяйственных построек, где хранились запасы заготовленного сена и камыша, сложенные в скирды. По мнению Н. Очирова, хорошо знавшего жизненный уклад калмыков того времени, центральные улусы (Икицохуровский, Багацохуровский, степные аймаки Эркетеневского и Яндыко-Мочажного улусов), занимавшиеся по-прежнему скотоводством, продолжали свою кочевую жизнь, хотя убежища для скота были не редки.

В традиционных средствах передвижения нашли отражение специфические черты скотоводческого хозяйства калмыков. Одним из главных способов передвижения калмыцкого населения была верховая езда на лошади. Прежде очень трудно было представить себе калмыка без верхового коня, на котором он мог преодолеть более 100 км в день. Лошадей запрягали также в телеги на деревянном ходу. Богатые калмыки и буддийские монахи ездили в крытых тарантасах. Для перевозки грузов чаще Использовали верблюда, которого впрягали в телегу посредством особой лямки, закрепляемой на переднем горбу. Тяжелые грузы (строительные материалы, зерно, товары для ярмарки) возили на больших телегах, известных на юге СССР под названием «мажары», в них запрягали волов калмыцкой породы. Зимой ездили на санях, запрягая в них лошадей, йолов, верблюдов. В приволжских и приморских улусах многие жители совершали поездки на своих лодках, так как в летнее время значитель- йая часть их жизни проходила у воды и на воде.

Ныне прочно вошли в жизнь современные виды транспорта. Автотранспорт и авиалинии обеспечивают перевозку главной массы грузов и пассажиров.

Автомобильные дороги соединяют столицу республики - Элисту со всеми районами Калмыкии, а также с Астраханью, Волгоградом, Ставрополем и железнодорожной станцией Дивное. Завершена асфальтированная автомобильная дорога Дивное - Элиста, протяженностью около 100 км. Бетонированная автомобильная дорога соединит столицу Калмыкии с Минеральными Водами, Георгиевском, Прикумском и пройдет по территории Сарпинского, Приозерного и Целинного районов. Территория восточных районов пересекается железной дорогой Кизляр - Астрахань. Регулярное авиасообщение связывает Элисту с Ростовом, Волгоградом, Астраханью, Ставрополем, Минеральными Водами, Грозным, а также со всеми районами республики.

Широкое развитие получили все виды связи: радио, телеграф, телефон. Колхозы, совхозы, сельские и поселковые Советы, промышленные предприятия и крупные населенные пункты телефонизированы. Почти нет такой точки, где не было бы радио. Радиопередачи для Калмыкии ведутся из Элисты на калмыцком и русском языках.

Поселения и жилище

Калмыцкая кибитка такого же типа, как и монгольская юрта, была наиболее распространенным видом жилища калмыков еще в конце XIX - начале XX в. Ее деревянный остов состоял из 6-8, а иногда из 12 складных решеток (терм), двери (уудн), большого количества (от 66 до 146) круглых в сечении и заостренных на одном конце жердей (унин) и верхнего круга (харач). Незаостренные концы унин скреплялись с решетками, а заостренные вставлялись в отверстия харачи, образуя таким образом купол кибитки. Через круглое отверстие харачи кибитка освещалась днем, через это же отверстие выходил дым от очага. Остов покрывали 16 кошмами разного размера и формы, имевшими определенное назначение и свои названия. Дверь была двустворчатой; обе ее половины (хасвч) открывались внутрь и были прикреплены к боковым косякам наглухо.

Внешний вид кибитки отражал имущественное состояние ее владельца. Кибитки, покрытые добротной белой кошмой, как правило, принадлежали богатым калмыкам и буддийским монахам, а черные кибитки - беднякам.

В кибитке площадью в 8-12 м 2 жили часто по 8-12 человек. Здесь же размещалось все домашнее имущество. Кибитки ставили дверью на юг. Сторона, расположенная слева от входа, считалась мужской половиной, а справа - женской. На мужской половине вдоль стенной решетки, начиная от двери, размещались наборы конской упряжи, обработанные шкуры животных и овчины, аккуратно сложенные стопкой и т. п. Рядом стояла деревянная кровать (орндг), на которой обычно спали родители хозяина или взрослая дочь. За кроватью, в глубине кибитки, был сложен баран: на деревянный шкафчик (ук^г) с небольшой дверцей укладывали войлочные и ковровые мешки, заполненные мягкими вещами. Все это покрывали коврами, поверх которых ставили маленькие сундучки с ценными вещами. На головки стенных решеток были подвешены изображения буддийских божеств. У северо-западной стены обычно стояла деревянная кровать хозяина. Рядом с кроватью у стены стояла деревянная кадка, в ней разводили заквашенное молоко (чигэн). Далее место у стены занимала кухонная утварь. В центре кибитки было место для очага с поставленным на землю треножником; на него ставили чугунный котел, под ним разжигали костер. Против входа, за очагом, находилось «почетное место», куда сажали гостей. Сидели на войлоке, на войлок же ставили чаши с угощением.

Калмыки жили хотонами, состоявшими из четырех - десяти кибиток обычно родственных семей. Кибитки расставляли по кругу, в центре оставалось свободное пространство, куда загоняли на ночь скот.

С 30-х годов XIX в. у калмыков появились так называемые землянки- наземные постройки из саманных сырцовых кирпичей. Деревянный остов крыши покрывали камышом (чаще чаканом) и сверху обмазывали глиной. Саманные дома постепенно вытесняли кибитки. Поселки, состоявшие из саманных домов, возникали в Малодербетовском, Манычском, Болыпедербетовском улусах и у донских калмыков. Около дома огораживали открытые загоны, ставили крытые сараи, складывали скирды сена.

Среди этих зимних саманных построек в калмыцких селениях возвышались отдельные рубленые дома нойонов, зайсангов, кулаков, скотопромышленников, а также группы хурульных (монастырских) зданий, в центре которых находился буддийский храм.

По внутреннему устройству и внешнему виду калмыцкие саманные дома были сходны с жилищами соседних русских крестьян. В ориентировке саманных домов относительно стран света соблюдался обычай устраивать вход или с восточной, или с южной стороны. Печь помещалась или в одном из углов около входа, или посредине. Пол был земляной, его застилали, как и в кибитке, стегаными войлоками (ширдг). Топливом служили кизяки, камыш, бурьян и т. п.

В саманных или деревянных домах традиционный для кибитки порядок* размещения вещей нарушался. Только буддийско-ламаистские культовые предметы неизменно находились в глубине помещения, над головами хозяев. Кровати и бараны ставили вдоль боковых стен; около печи размещалась домашняя утварь.

Процесс перехода на оседлость у разных групп калмыков протекал неравномерно. В прибрежных районах Волги и Каспия оседлыми стали в первую очередь бедняки, не имевшие скота и занимавшиеся рыболовством. У донских калмыков, которые были приравнены к казачеству, процесс оседания был тесно связан с развитием земледелия, дававшего более устойчивый доход. В советское время коренные изменения в хозяйстве повлекли за собой массовый переход калмыков на оседлость.

В настоящее время войлочная кибитка полностью вытеснена добротными домами с двумя комнатами и более. Дома строят на кирпичном или каменном фундаменте. В западных и центральных районах республики стены делают из самана или ракушечника, а в восточных - каркаснокамышитовые. Часто камышитовые стены облицовывают обожженным кирпичом или снаружи и внутри обмазывают глиной, смешанной с соломой, а затем белят. Иногда камышитовые дома обшивают досками. Отапливают дома плитами со стояком. Пол обычно деревянный, но в некоторых районах из-за недостатка леса делают и глинобитные полы.

С переходом на оседлость изменилось и внутреннее убранство жилища. В обстановке домов преобладает фабричная мебель: металлические кровати, столы, стулья, зеркала, шифоньеры, комоды, книжные шкафы, этажерки.

Жилища калмыков по внутреннему убранству не отличаются от домов местного русского населения.

Для поселков характерна четкая планировка, они разделены на кварталы с прямыми улицами, вдоль домов посажены деревья (белая акация, тополь). В центре поселка расположены правление колхоза (или дирекция совхоза), почта, поселковый Совет, клуб, школы, магазины.

Экономическим и культурным центром Калмыцкой АССР является г. Элиста. Место расположения столицы было обусловлено тем, что оно находилось в центре степи, где сходятся основные пути, соединяющие районы республики. В Элисте сосредоточены республиканские административные и научно-исследовательские учреждения, а также промышленные предприятия. Здесь находится высшее учебное заведение республики - Педагогический институт. Близ Элисты создан опытно-показательный лесхоз. В городе строится здание республиканского театра. Элиста - хорошо озелененный город с многоэтажными домами современной архитектуры.

Сами же калмыки называют себя хальмг (что означает «оставшийся») или ёёрд (от дёрвн ёёрд , что означает «четверо близких», «четыре союзника»). Калмыки КНР (Ойраты) также называют себя ойрат-монголами,т.к. в КНР все монголоязычные народы (ойраты, халхи, буряты и др.) называются монголами. Калмыцкий народ подразделяется на четыре крупных подразделения, или поколения, как называли их русские в - торгуты (торгоуты), дербеты (дёрвюды), хошоуты (хошуты) и олёты (зюнгары). Часть торгоутов, дербетов и олётов (зюнгаров), живших рядом с донскими казаками и активно с ними взаимодействовавшая, приняла название бузавы.

Территория расселения

Калмыки (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты), бузавы) проживают в Республике - 173,996 тыс.чел. (более 50 % населения) по Всероссийской переписи населения 2002. Большие группы калмыков (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольский и Боротала-Монгольский автономные округа Синьцзян-Уйгурского автономного района ; провинция Цинхай КНР) - по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (аймаки Ховд и Увс) - около 150 тыс. человек. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии - свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» - в (2 тыс.чел.) и (1 тыс.чел.)

Численность

Численность волжских калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом: 1926 г. - 131 тыс., 1937 г. - 127 тыс., 1939 г. - 134 тыс.. 1959 г. - 106 тыс., 1970 г. - 137 тыс., 1979 г. - 147 тыс. чел., 1989 г. - 174 тыс.чел., из них в Республике Калмыкия - 166 тыс.чел. В Афганистане также проживают ойраты (калмыки) оставшиеся там после завоеваний Чингиз-хана.

Этнические и этнографические группы

До 20 в. для калмыков было характерно наличие племенных группировок - дербетов, торгоутов, хошеутов и олётов (зюнгаров). На современном этапе происходит активное смешение родов и формирование единой калмыцкой нации.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки - монголоиды, но в отличие от классических монголоидов в результате смешения с тюркскими и северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы, несколько сильнее развита борода, выше переносье.

Язык

Письменность

Религия

Калмыки исповедуют буддизм (тибетский буддизм, ламаизм).

Этногенез и этническая история

Этногенез калмыков недостаточно хорошо изучен. Но Калмыки широко упоминаются в связи с возвышением легендарного завоевателя . Согласно биографам Тимура, его молодость прошла в борьбе с оккупировавшими его Родину Калмыками (Гетами) кашгарского хана. Возмужавший Тимур изгоняет завоевателей-калмыков-гетов из своей страны и начинает походы на Запад и Юг. Английские исследователи XVIII века (Gibbon и др.) отождествляют Гетов-Калмыков времен Тимура с массагетами античных времен, остановившими продвижение Александра Македонского в Центральной Азии. Калмыки также упоминаются в произведении Чингиз Наме , которое традиционно датируется XIII веком.

По одной из версий, калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Считается что там они приняли российское подданство и с 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство, которое было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину.

Оппоненты же, в частности, обращают внимание на то, что калмыки упоминаются в русских источниках еще XVI века, что связи с калмыками всегда осуществлялись по линии Коллегии Иностранных Дел Российской Империи и передача калмыцких дел в ведение Министерства Внутренних Дел произошла лишь в 1825 году.

Как бы то ни было, первые упоминания о калмыках в русских источниках относятся к началу , времени царствования . Себастьян Мюнстер, издавший свою «Космографию» в 1544 году, получил сведения о калмыках от русских информантов.

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью, разводился также крупный рогатый скот - коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и калмыков, проживающих на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль. Выращивались зерновые - рожь, пшеница, просо и др., технические культуры - лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные - тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Традиционные поселения и жилища

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа. Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двухстворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности, слева от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Традиционная одежда

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, она имела белый цвет, и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков «краснокисточные». Обувью были мягкие кожаные сапоги черного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, женщины также носили бирз - широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка, женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники черного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки и др. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Пища

Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда делались из баранины и говядины, менее употребительны были остальные его виды. Варили мясной бульон, приправляя его сырым репчатым луком, лапшу с мясом и луком, береки - крупные пельмени, популярен был дутур - тушеные в воде мелко нарезанные внутренности, запекали мясо в закрытой посуде, раньше - целой тушей в земле. Разнообразны были блюда из молока - сыр, творог, сметана, простокваша из коровьего молока и кумыс из кобыльего. Повседневным напитком был джомба - чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод. Готовили мучные изделия - пресные лепешки в бараньем жиру, борцог - кольцеобразные лепешки, круглые в сечении, цельвг - тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру. Там, где калмыки жили у водных источников, преобладали рыбные блюда. Алкогольным напитком была арьк (арака)- молочная водка..

Социальная организация

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов - потомственной аристократии, буддийского духовенства - гелюнгов и лам. Сохранялись родо-племенные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Духовная культура и традиционные верования

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности которые передавала семья жениха семье невесты могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених - дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовило само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления - шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями.

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», исполняемый сказителями-джангарчи, это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

См. также

Ссылки

Калмыки по своему происхождению принадлежат к западной ветви монголов и в пределах Поволжья впервые появились в XVII в. Оставив свою родину - Джунгарию, они, под предводительством своего хана Хо-Юрлука, двинулись на север и в 1630 г., ворвавшись в Европейскую Poccию, заняли обширное степное пространство по правую сторону низовья Волги, подчинили своей власти кочевавших здесь татар, туркмен, ногайцев, эдшикульцев, эдисанцев и других народцев и начали свои разбойничьи набеги на русские поселения. В один из таких набегов Хо-Юрлук напал на Астрахань, мечтая восстановить Золотую орду, но был убит. Калмыки поняли, что бороться с Московским государством им не под силу, и должны были признать верховным своим повелителем великого Московского государя и дать шертную запись, по которой обещались «быть у Московского царя в вечном послушании». Однако послушание оказалось фиктивным. Почти полтора века калмыки продолжали делать нападения на русских, «грабили их, брали в полон и учуги разоряли». Все Поволжье - до Самары и Симбирска - трепетало от калмыцкой орды. Только с 1771 г., когда русское правительство разместило в кочевьях орды постоянные воинские команды, строго ограничило самодержавие ханов и подчинило их контролю русской администрации, организованные разбои мало-помалу прекратились. Но калмыки, недовольные таким порядком вещей, под предводительством своего хана Убаши в том же году огромной частью своей орды покинули пределы Poccии и бежали к себе на родину, в Монголию; осталось не более 5000 семей, или кибиток, живших по правую сторонy Волги и, по случаю разлива реки, не успевших присоединиться к беглецам.

Потомки их до сих пор живут в России под именем приволжских, придонских и ставропольских калмыков, главным образом в степном пространстве между Ергенями, Волгой, побережьем Каспия и Кумой. Таким образом, в рассматриваемой области они занимают так называемую Калмыцкую степь, то есть юго-западную часть Черноярского и западные части Енотаевского и Астраханского уездов. Общественное устройство оставшихся калмыков, в видах постепенного подчинения их русскому законодательству, было несколько изменено: власть хана уничтожена, и весь калмыцкий народ разделен на семь отдельных (впоследствии образовано было восьмое) владений или улусов. Основанием для такого разделения калмыцкой орды послужило число старших в роде нойонов, происходивших из ханских родов и получавших власть наследственно. Им были подчинены все калмыки - простолюдины не только в экономическом, но и в судебно-административном отношении, даже с правом собирать с них «албан», то есть подать в свою пользу. Каждый улус состоял из нескольких родов (оток), которые делились на аймаки, не имевшие определенной численности и распадавшиеся, в свою очередь, на хотоны. Для ближайшего управления аймаками нойоны раздавали их обыкновенно своим родственникам, которые получали звание зайсангов. Нойоны могли не только назначать зайсангов, но и отнять у провинившегося зайсанга аймак; тем не менеe в силу укоренившегося обычая наследственности зайсанговского звания, из этих правителей образовалось особое сословие зайсангов. Из общего улусного строя выделялось духовенство, свободное от податей и имевшее для своего содержания особую челядь - «шабинеров», составлявшихся из людей различных родов, переданных родоправителями хурулам (монастырям) и ламам.

В 1834 г. было издано «Положение об управлении калмыцким народом», имевшее в виду дальнейшее регулирование калмыцкой жизни. Старое деление калмыков на улусы и их родовые правители - нойоны были оставлены, но наследством и сопряженными с ним правами на владение калмыцким народом мог пользоваться исключительно старший сын. В случае бездетности нойона улус делался коронным и переходил в заведование особого правителя, назначаемого на срок, по воле русского начальства, а входившие в состав улуса калмыки обращались в государственных крестьян и платили албан уже не наследникам умершего нойона, а в общегосударственную казну. Кроме того, «Положением» власть нойонов была сильно ограничена: им воспрещалось дробить улусы между своими сыновьями, они лишались прежнего владения калмыками на основании крепостного права и не могли ни продавать, ни закладывать, ни дарить своих людей; прежде неограниченные их поборы были исчислены теперь в 7 р. 14 коп. с каждой кибитки. Звание зайсангов, как аймачных правителей, было признано также наследственным и должно было переходить к старшему в роде; остальные родовичи, хотя и носили звание зайсангов, но не имели никакого отношения к делу управления.

В 1892 г. в степях наконец обнародован был закон, по которому калмыки совершенно освобождались «от обязательного отношения к их привилегированному сословию». Все особые права нойонов и зайсангов отменены, и калмыкам-простолюдинам предоставлены права свободных сельских обывателей. Денежные сборы в пользу нойонов и зайсангов также были отменены, а взамен их каждая калмыцкая кибитка обложена податью по 6 руб. в год в пользу казны. Управление калмыками всецело сосредоточено в руках улусных попечителей и их помощников, а родовым общинам предоставлено управляться, взамен зайсангов, чрез особых выборных из народа, на правах волостных старшин. Таково в общих чертах историческое прошлое калмыков.

Характер калмыков отличается двойственностью. От природы они искренни, доброжелательны, всегда готовы оказать услугу, отличаются строгой честностью в исполнении принятых на себя обязательств, сердечностью во взаимных отношениях и общественной солидарностью. Но эти лучшие стороны своего характера, в силу исторических причин, они обнаруживают только в отношениях к своим; в сношениях же с русскими они скрытны, недоверчивы...

Не будучи разборчив в пище, калмык... всему предпочитает козье и баранье мясо. Последнее считается даже целебным - именно крепкий навар с него, называемый «шулюмом», калмыки употребляют как лекарство. Хлеб все очень любят, но печь его не умеют. Вместо хлеба приготовляют «пышки», выпекаемые в горячей золе из круто замешанного теста из ржаной или пшеничной муки, без соли; печенье это не вкусно и в сухом виде неудобосъедаемо. Кроме пышек, из муки же приготовляется «будан» - молоко, смешанное с мукой и прокипяченное в котле; бедняки приготовляют будан просто на одной воде. Богатые лакомятся также «бормонциксами», то есть шариками из пшеничного теста, жаренными на бараньем сале. Самой же обычной, постоянной и незаменимой пищей служит «калмыцкий чай». Приготовляется он из прессованного плитками чайного сора, который крошится ножом, толчется в порошок и бросается в кипящую в котле воду. После достаточного кипения к чайному навару прибавляют соль, муку, бapaний жир или же масло, и чай готов. Пьют его из деревянных маленьких чашечек с хлебом и пышками. Богатые сдабривают запах «чая» порошком из мускатного ореха. «Чай» для калмыков составляет органическую потребность, и без него они обходиться не могут, употребляя его в невероятном количестве; поэтому, нанимаясь куда-нибудь на работу, ставят непременным условием, чтобы их поили чаем. Из молочных продуктов калмыки приготовляют арьян - квашеное молоко, из которого выделывается спиртной напиток, известный под названием араки, или калмыцкой водки. При выделке ее остается род творога - бозо, из которого приготовляется калмыцкий сыр. Зимой его варят в воде с мукой, летом едят сырым с маслом. Из овечьего молока приготовляют сладковатый сыр, а из кобыльего - кумыс.

Жилище калмыков находится в зависимости от их образа жизни. До самого последнего времени калмыки оставались такими же кочевниками-скотоводами, какими и были на своей родине - в Монголии. «Где развел огонь - там и жилище, где привязал коня - там и пастбище», - говорит калмыцкая пословица. Кочуя со своими стадами с места на место, калмык должен иметь и переносное жилище, каковым и является кибитка, или юрта, представляющая из себя войлочный шалаш на деревянном остове. Освещается кибитка только через харачи, или верхнее отверстие юрты, служащее вместе с тем и дымником. Убранство юрты составляет низкая кровать с несколькими войлоками. Влево от кровати помещается ящик, в котором хранятся «бурханы», или кумиры, и другие предметы, а равно все драгоценности калмыков. Перед бурханами ставится маленький деревянный, украшенный резьбой, красками и позолотой столик, с серебряными или медными чашечками, в которые кладутся жертвы: вода, масло, пшеница и лакомства. Необходимую принадлежность семейной кибитки составляют таган и котел, занимающие средину кибитки; этот очаг, на котором варится пища, почитается священным местом. Вот и все убранство незатейливого жилища калмыка.

Русским правительством был предпринят целый ряд мер к тому, чтобы приучить калмыков к оседлости, но эти меры не имели достаточного успеха. В 1846 г., в видах заселения дорог, пролегающих через Калмыцкую степь, было основано по тракту, идущему из Астрахани на Ставрополь, 44 станицы, каждая в 50 дворов русских крестьян и в 50 дворов калмыков, с отводом поселенцам земли по 30 дес. на душу; за поселенцами-калмыками, кроме того, сохранилось право на участие в пастьбе скота на общих землях; наконец, каждому калмыку выдавалось еще при поселении по 15 руб. Несмотря на такие льготы, калмыки ни на одном из отведенных им участков не поселились, и выстроенные для них дома остались незанятыми; только русские крестьяне быстро заняли лучшие из отведенных мест, и таким образом среди калмыков появилось значительное число русских поселений. В 1862 г. предположено было основание новых, небольших калмыцких поселков, тянущихся чрез всю степь, с востока на запад, по линии так называемого крымского тракта. Колонизация эта была опять неудачна: калмыки не селились вовсе. С этого времени началось генеральное межевание калмыцких земель и наделение ими калмыков для оседлого поселения: нойонам было нарезано по 1500 дес., аймачным зайсангам - по 400 дес., безаймачным - по 200 дес., а простолюдинам - от 20 до 60 дес., смотря по качеству избираемой земли. Только эта последняя мера до некоторой степени содействовала переходу калмыков от кочевого к оседлому образу жизни, хотя и повлекла за собой сокращение калмыцкого скотоводства.

Со времени разверстки земли между отдельными калмыцкими родами и с ограничением количества ее район кочевий поневоле должен был сузиться и войти в точно определенные границы. Нужда заставила избирать определенные места для зимних стоянок и на них устраивать базы, то есть защиты для скота от зимних вьюг и буранов.

Необходимость взаимопомощи заставила калмыков селиться не одиноко, а «хотонами», то есть группами кибиток, по преимуществу в местах зимних стойбищ. Эти-то зимние хотоны с базами, огородами и кое-где торчащими землянками являются зародышами будущих калмыцких оседлых поселений на русский лад.

Постройки делаются пока еще неумелыми руками - приземисты, косы, кривы, с подслеповатыми окнами, с низкими и узкими дверями, и в расположении их замечается полное отсутствие симметрии и плана. Материалом для построек, вследствие отсутствия леса, служит «саман», то есть сырцовый кирпич (глина с навозом и соломой), затем просто грязь, смешанная с соломой, и курай (степной бурьян), в изобилии растущий на распаханных полях.

Главным занятием калмыков, как мы уже сказали, служит скотоводство. Впрочем, с начала семидесятых годов XIX столетия, в силу многих неблагоприятных условий, как то: частых чумных эпизоотий, уничтожения камышей, служивших естественной защитой для скота от зимних буранов, стеснения в свободе перекочевок, суровых зим, гололедицы и пр., скотоводство и овцеводство стали быстро падать.

Хозяйство калмыцкое ведут почти исключительно женщины; они доят коров, чинят кожи, шьют одежду и обувь, приготовляют полсти, собирают аргал (скотский помет) для топлива, чинят и ставят на место кибитки, носят воду, варят пищу и пр. Сами же калмыки, кроме дозора за скотом и летом косьбы трав и хлеба, за редкими исключениями, решительно ничем не занимаются. Впрочем, за последнее время, ввиду сокращения скотоводства, многим приходится искать заработка на стороне и наниматься на разного рода работы, главным образом на рыбные и соляные промыслы, где владельцы промыслов оказывают им даже предпочтение перед другими рабочими за их необыкновенную выносливость и неприхотливость.

Калмыки исповедуют буддийскую религию, но относительно понимания духа ее стоят на невысокой ступени и суеверны; учения Будды не понимают не только простолюдины, но и их гэлюны, то есть духовенство. В основу своих верований они ставят десять заповедей положительного и отрицательного характера - добрых и злых (черных) дел. К черным делам относятся: лишение жизни, грабеж, прелюбодеяние, ложь, угрозы, грубые слова, празднословие, зависть, злоба в сердце; добрые дела: миловать от смерти, делать подаяния, соблюдать нравственную чистоту, говорить приветливо, говорить всегда правду, быть миротворцем, поступать по учению священных книг, быть довольным своим состоянием, помогать ближнему и верить в предопределение. К духовному местному главе своей религии «бакше» (учителю) калмыки относятся с глубоким уважением. Наружные знаки уважения простираются до того, что целуют след его и пьют воду, которой он моет руки и лицо во время служения; последнее делается с уверенностью в святости и целебности такой воды. К гэлюнам же и гоцулам (священникам и диаконам), благодаря их невоздержной жизни, в особенности пьянству, строго запрещенному буддизмом, народ потерял уважение и подчас относится даже иронически.

Калмыки вступают в брак в очень раннем возрасте: с 16 лет, а девушки с 14. Невесту выбирают родители или родственники жениха. Сватовство тянется очень долго, и свадьба совершается не прежде, чем жених уплатит родне невесты все, что следует по обычаю и договору - на покупку водки, одежды, подарков для невесты и припасов для брачного пира; все это обходится недешево - иногда 100 и более рублей. Перед свадьбой в доме жениха и невесты бывают пирушки, количество которых соответствует достатку брачующихся; но по одной пирушке делается непременно у каждого, так как на этих празднествах доставляются свадебные подарки. Перед свадьбой обе семьи прикочевывают поближе друг к другу. Самая свадьба совершается в кочевье невесты, но в юрте жениха; по окончании брачных торжеств молодые перекочевывают в кочевье новобрачного. Религиозные свадебные обряды представляют смесь шаманских и буддийских верований. При совершении браков духовенство участвует только в богатых семьях, у бедняков же брак есть чисто гражданский акт, основанный на словесном договоре между родителями брачующихся. Калмыцкие женщины отличаются редкой у других поволжских инородцев чистотой нравов: среди них почти совсем не встречается нарушения супружеской верности; также безупречно и поведение девушек: случаи рождения детей до замужества чрезвычайно редки, и для опороченной девушки почти невозможно найти себе мужа.

Религия и обычное право у калмыков дозволяют многоженство, но оно не в обычае народа, и им, как роскошью, пользуются только богатые люди, да и то чрезвычайно редко и по каким-нибудь уважительным причинам, например по случаю бесплодия жены и пр. В свадебных обычаях сохранились пережитки умыкания невест: так, жених должен силой увезти жену из родительской кибитки, причем родственники и соседи невесты оказывают ему сильное противодействие; молодые родственники жениха до самого конца брачного пира ездят верхом вокруг кибитки, в виде сторожевой охраны, как бы наблюдая за тем, нет ли погони за невестой или же попыток хитростью увезти ее от жениха. Развод, по обычному праву калмыков, совершается очень легко, так как муж всегда волен возвратить жену ее родителям, и это не возбуждает никаких неудовольствий, если только муж честно возвратит назад приданое. Справедливость, однако, требует отметить, что, несмотря на такую легкость развода, калмыки прибегают к нему редко.

* По книге: Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей/Под ред. П.П. Семенова и под общим руководством В.П. Семенова и акад. В.И. Ламанского. Том шестой. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. - СПб.: Изд. А.Ф. Девриена, 1901. Печатается с небольшими сокращениями, особенно относящимися к наименее «политкорректным» местам изложения.

Loading...Loading...