Псалом 70 на русском от чего. Псалтырь. православный псалом: помощь одиноким людям

Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у Еврей . «Псалом, – говорит бл. Феод., – изречен от лица переселенных в Вавилон, желающих возвращения и избавления от рабства». «В настоящем псалме, – говорит св. Афан., – св. Апостолы представлены приносящими о себе Богу молитву и благодарение за то, что Он, когда утесняли их гонители за евангельскую проповедь , спас их от демонов, сих мысленных наветников, злоумышлявших против души их. При сем дают они обещание, освободившись от служения подзаконного, приносить Богу только жертвы хвалы».

Ст. 1, 2, 3 . В сих стихах повторяется, с малым различием, то же самое, что сказано в первых трех стихах 30 псалма.

2 . Правдою Твоею избави мя. «Правда Отца есть Сын, Которым мы избавлены от греха, содержавшего нас в пленении» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «умоляю Тебя дать суд Вавилонянам, и мне и произнести над ними справедливый приговор; ибо в таком случае освобожусь от их рабства».

4 . Боже мой, избави мя из руки грешного и проч., т.е. «народа Иудейского», поясняет св. Афанасий; или: «избавь меня от владычества живущих в лукавстве и нечестии» (Бл. Феод.).

5 . Яко Ты еси терпение мое, Господи. Терпение , т.е. упование, надежда; так и в Еврейском. Под. .

6 . В Тебе утвердихся от утробы . Т.е. не только от чрева матери, или от юности, «но и когда я был в чреве матернем, Ты, Господи, покрывал меня Бож. Своею силою» (Св. Афан.). С Евр.: «На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет».

7 . Яко чудо бых многим . В буквальном смысле можно относить к Давиду, который для многих был как бы чудом милости Божией после необыкновенного избрания на царство, после спасения от всех гонений и бедствий, какие он испытал от врагов внутренних и внешних. По бл. Феод. – это говорит сонм благочестивых Евреев в плену Вавилонском. «После славы, какую имел, испытал великую перемену, так что совершившееся со мною представлялось многим каким-то чудом и знамением». Св. Афанасий, относя к сонму св. Апостолов, говорит: «Чудом именует нечто необычайное и великое. Смысл речи таков: если я вознесен высоко и, как человек великий и доблестный, смело действую среди многих народов, то не своею силою приобрел благо сие, но Ты Своею помощию соделал меня могущественным и мужественным». С Евр.: «Для многих я был как бы дивом; но Ты твердая моя надежда».

8 . С Евр.: «Да наполнятся уста мои хвалою, (чтобы мне воспевать славу Твою), всякий день великолепие Твое».

9 . С Евр.: «Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня».

10 . С Евр.: «Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою».

11 . С Евр.: «Говоря: оставил его; преследуйте и схватите его; ибо нет избавляющего».

12 . С Евр.: «Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне».

13 . Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою . С Евр.: «Да постыдятся, и исчезнут враждующие против души моей; да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла». «Когда нападут на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне, тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: Бог оставил есть его »? (Св. Афан.).

14 . И приложу на всяку похвалу Твою . С Евр.: «А я всегда буду уповать (на Тебя), и умножать всякую хвалу Тебе»; «и многократно вознесу о Тебе песнопение» (Бл. Феод.).

15 . Уста моя возвестят правду Твою , т.е., по св. Афан., «не перестаю возвещать Единородного Сына Твоего, Который бысть нам правда от Бога (); весь день спасение Твое , – всегда буду воспоминать домостроительство, которым даровал Ты нам спасение. Яко не познах книжная . Под словом книжная – разумеет или суетные и многоухищренные житейские развлечения, или многообразные жертвы, какие повелено приносить законом. И говорит: Поелику отверг я все сии жертвы; то войду в горние обители, если Господь подаст мне на это силы» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «не умею исчислить всех чудес Твоего правосудия и спасения; потому что таковых писаний и наук не вместило естество мое».

16 . С Евр.: «Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою, – единственно Твою».

17 . С Евр.: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и до ныне я возвещаю чудеса Твои».

18 . И даже до старости и престарения: Боже мой, не остави мене . С Евр. весь стих: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего». «Давид пророчески предсказывает, – говорит бл. Феод., – будущее, и старостию называет окончание закона; а сие последовало по пришествии Владыки Христа». Возвещу мышцу Твою роду всему грядущему – т.е. будущему и верному роду из язычников» (Св. Афанасий и бл. Феод.).

19 . Силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? С Евр.: «Правда Твоя, Боже, до превыспренних, великие дела соделал Ты, Боже! кто подобен Тебе?» По св. Афанасию, сила и правда Божия есть Сам Сын Божий, Спаситель мира. «Силою Он назван потому, что связал крепкого и расхитил сосуды его, а правдою – потому, что искупил нас, неправедно содержимых в плену. Боже, даже до вышних – возвещу, что не только земное, но и небесное искупишь Ты Своею кровию». По бл. Феодориту, до вышних – т.е. «соделанное Тобою, Владыка, высоко, велико, достаточно к тому, чтобы все убедились именовать Тебя Вышним».

20 . Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси . С Евр.: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня, и из бездн земли опять выводил меня». Т.е. каких и скольких зол или скорбей не заставил Ты меня испытывать? Но когда я был от них уже при смерти, Ты снова обращался ко мне со Своею милостию, оживотворял меня и спасал от погибели, как бы из бездн земли, как бы из самого ада извлекал меня. Бл. Феод. разумеет спасение от плена Вавилонского, а св. Афан. – Египетского и спасение Христом.

21 . Умножил еси на мне величествие Твое – «умножил на мне благость и правду Свою» (Св. Афан.). С Евр.: «Ты возвышал меня и утешал меня, (и из бездн земли выводил меня)».

22 . В сосудех псаломских . С Евр.: «И я буду славить Тебя на псалтири – Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святой Израилев»! Св. Афанасий: «Так уготовлю себя исповеданием, что в состоянии буду именоваться сосудом песнословия»; в гуслех, т.е. в душе, настроенной гармонически. «Пророк разумеет душевную гармонию», замечает св. Афан. «Слагая песнопения, употреблю и обычные (музыкальные) орудия» (Бл. Феод.).

23 . С Евр.: «Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил».

24 . С Евр.: «И язык мой всякий день будет возвещать правду Твою: ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла».

70-й псалом в нашей славянской Псалтири имеет такое надписание: Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у еврей. Последнее замечание сего надписания свидетельствует о том, что в еврейской Библии сей псалом не имеет никакого надписания. Откуда же произошло надписание в нашей Псалтири? Отцы Церкви и многие из ученых истолкователей псалмов говорят, что это надписание сделано LXX толковниками, которые на основании предания, а также и самого содержания псалма, засвидетельствовали, что он написан Давидом от лица сынов Ионадавовых, или так называемых Рихавитов, т.е. потомков Рихава, которые отличались благочестием и поставлялись в пример послушания прочим израильтянам как твердо хранившие заповедь о неупотреблении вина и проч., данную им праотцем их, Ионадавом (). Под именем первых пленшихся разумеются отведенные в Вавилон израильтяне, во время первого пленения их Навуходоносором, при царе Иехонии (). LXX толковников сделали сию прибавку к надписанию во внимании к тому, что сыны Ионадавовы, или Рихавиты, были в особом уважении у означенных пленников, с которыми вместе они и пели сей псалом как молитву к Богу об избавлении от власти врагов их и даровании спасения, подобно тому как они сделали такую же прибавку к надписанию псалма 64.

Псалом этот составляет продолжение той же молитвы гонимого праведника о помощи, какая содержится в псалме 69, и вообще оба эти псалма так тесно соприкасаются между собою в содержании, характере и языке, и даже в некоторых повторяющихся в них выражениях (ср. с ), что многие ученые истолкователи считают 69-й псалом введением к псалму 70. Начало же этого псалма (ст. 1–3) составляет буквальное, с небольшими изменениями, повторение или заимствование из псалма 30 (ст. 2–4) и содержит исполненную надежды молитву об услышании, спасении и защите. Далее псалмопевец продолжает, в частности, молитву о том, чтобы Бог избавил его из-под власти нечестивых (ст. 4), и, выражая твердую надежду на Бога, исповедует, что Господь состоит Покровителем его с самой юности , даже от утробы матерней , и за это он всегда прославляет Его пением (ст. 5–6). Претерпеваемые от врагов гонения и сильная помощь Божия сделали его предметом удивления для многих, вследствие чего он постоянно исполнен искреннего желания восхвалять устами своими славу и величие Бога своего (ст. 7–8). Наступление старости и естественное умаление крепости телесной, а при этом и непрестающая злоба врагов, которые совещались о похищении его и говорили, что оставил его и некому более защищать его, – все это еще более возбуждало в нем и усиливало надежду на покровительство Божие и ожидание скорой помощи (ст. 9–12), с молитвою о постыдном поражении врагов его (ст. 13). Псалмопевец дает потом обещание всегдашнего упования на милость Божию и на возможное с его стороны усиление ревности к прославлению имени Божия. Вместе с тем обещает навсегда возвещать правду Божию и спасение Его, – за недостатком книжной учености он будет возвещать о силе Божией и о правде Его так, как научился от юности, и что видел и узнал по собственному опыту и наблюдению о силе Божией и о чудесах всемогущества и благости Его – от юности и до старости , – все это он возвестит будущим поколениям (ст. 14–19). Господь допустил псалмопевцу испытать великие бедствия, но Он же, несомненно, и поможет ему Своею силою (ст. 20–21), и поэтому псалмопевец изъявляет полную готовность и искреннее желание прославить Бога не только на музыкальных инструментах, но и воспеть истину и правду Его устами своими и проповедать ее языком своим на посрамление всех врагов его (ст. 22–24).

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя и изми мя: приклони ко мне ухо Твое и спаси мя. Буди ми в Бога защитителя и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты.

Эти три стиха составляют повторение трех начальных стихов из псалма 30 и в отношении к содержанию всего псалма могут служить как бы введением в него. Как и всякий праведник, Давид прежде всего выражает в них крепкое упование на Бога, чрез которое он надеется избавиться от вечного стыда, которому подверглось все человечество в лице праотца Адама; выразив такую надежду, он укрепляется в ней молитвою, чтобы Господь Бог избавил его от того стыда и соединенных с ним других бедствий правдою Своею, которая есть Сам Христос (), Сын Божий, Правда вечная, которою мы избавлены, по словам св. Афанасия Александрийского , от греха, содержавшего нас в пленении . Далее просит Бога об услышании его молитвы (приклони ко мне ухо Твое) и спасении, так как всегда видел пред собою враждующих и нападающих на него врагов его, то умоляет Бога, чтобы был для него защитником и крепостию (место крепко ), где бы можно было укрыться от всех опасностей и бед.

Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго: яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о тебе пение мое выну.

Здесь псалмопевец молит Господа Бога избавить его из руки , т.е. от власти, грешнаго , или, что то же, нечестивого, отвергшего и веру, и страх Божий, – от власти законопреступнаго , т.е. человека, развращенного в такой степени, что он уже не справляется ни в словах, ни в действиях своих ни с каким законом, для которого закон как бы не существует, который по этому самому не стесняется причинить какую бы то ни было обиду или насилие ближнему (и обидящаго ). И эту молитву подтверждает уверением в том, что Господь составляет предмет его терпения (Ты еси терпение мое. .. Подобные изречения см. в ; ; ), непоколебимого ожидания помощи от Бога от самой юности его. Нечто иное, говорит, как надежда на Твою помощь побуждает меня к терпению, Твоею благодатию я приобрел твердую почву, именно в уповании на Тебя я так утвердился, что стал непоколебим в терпении, и это не теперь только, но от самого матернего чрева (от утробы ), т.е. от самого рождения своего в Тебе я нахожу опору и укрепление. Я сознаю, что если бы не Твое попечение о мне, я погиб бы и в самом рождении, и в летах детства и юности: от чрева матери моея Ты еси мой покровитель . А потому одного Тебя и воспеваю всегда в своих песнопениях, о Тебе составляю псалмы, о Тебе пение мое выну. Под именем законопреступнаго и обидящаго разумеет как Саула, так и вообще всех гонителей и злоумышляющих на жизнь и честь его.

Яко чудо бых многим: и Ты помощник мой крепок. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое.

Упомянув выше об особом попечении Божием, проявлявшемся в жизненной судьбе его, и об особом покровительстве над ним (ст. 6), Давид говорит здесь, что это особое покровительство Божие соделало его чудом в глазах многих (яко чудо бых многим ). С одной стороны, проявление особой милости Божией к нему, а с другой – его непоколебимая преданность воле Божией заставляли многих удивляться тому. Из пастушеского звания возвышенный до царского престола и в звании царя превознесенный славою доблестей и многих побед над врагами своего царства, но в то же время испытавший страшные гонения и бедствия со стороны злобных врагов и даже подвергшийся коварной измене и вероломному нападению со стороны любимого сына, и во всех таких превратностях судьбы ни на одну минуту не потерявший упования на Бога, – все это разве не могло вселять удивления не только во многих, но и во всех израильянах? И в счастливых обстоятельствах, как бы так говорит он, и при постигшей меня бедственной участи, я всегда возлагал всю надежду на Тебя, Господи: Ты Один всегда был моим крепким Помощником, и чрез это для многих я был как бы дивом. И это же, в свою очередь, было причиною моей хвалы Тебе. Это возбуждало меня к прославлению Тебя, всякий день я должен устами своими воспевать и воспеваю величие Твое.

Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй.

Псалмопевец, выразив упование свое на Бога, какое имел он в прошедшем, во дни юности его, от самого рождения своего (ст. 5 и 6), теперь умоляет Господа Бога не оставить его и в будущем, во дни приближающейся к нему старости. Господи Боже мой, говорит он, Ты был мне помощником от юности моей, не отвергни меня и во время старости моей, когда будут умаляться силы мои, не оставь меня. А далее он жалуется на врагов своих, которые, домогаясь погибели его, все заодно совещались преследовать и схватить его и при этом говорили, что оставил его и нет у него более никакого заступника. Горько было св. Давиду выслушивать такую клевету и лживую молву, умышленно распространяемую о нем, что он будто бы, за нечестие его, отвержен Богом. И вот он говорит. Господи! Теперь я более чем когда-либо нуждаюсь в Твоей помощи и заступлении, потому что враги мои стали говорить обо мне, и злоумышляющие на жизнь мою советуются между собою, говоря: Бог оставил его, преследуйте и схватите его, потому что уже некому теперь избавлять его.

Боже мой, не удалися от Мене : Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне

Здесь Давид, сознавая виновность свою пред Богом и в то же время проникнутый твердым и искренним упованием на Него, умоляет, чтобы Господь не удалился от него, как удаляется Он от тех людей, которые грехами своими возбуждают праведный гнев Божий и сами бывают причиною того, что Бог отвращает лице Свое от них (см. ). Вместе с тем он просит помощи себе и суда над теми врагами его, которые оклеветали его в нечестии, за которое будто бы Бог отринул его и удалился от него, причем эту молитву выражает почти теми же изречениями, какими молится в стихах 2 и 3 псалма 69. Он как бы так говорит: Господи! Грех мой пред Тобою всегда, но я верую и надеюсь, что Ты, милостивый к кающимся грешникам, простишь мне грехопадения мои и не удалишь Свою милость от меня: Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне. Да постыдятся и да исчезнут клевещущие на душу мою, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла. Смысл стиха 13 св. Афанасий Александрийский выражает так: «Когда нападут на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне; тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: «Бог оставил есть его» (ст. 11)?»

Аз же всегда возуповаю на Тя, и приложу на всяку похвалу Твою. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду тебе единаго.

Много претерпевал св. Давид разных обид и оскорблений со стороны врагов, много неправды и всякой клеветы возносили на него. Но он никогда не терял надежды на помощь Божию. И пользуясь во всю жизнь свою покровительством и заступничеством от Бога, он все более и более укреплялся в своем уповании на милость Божию, и, не зная, чем бы лучше возблагодарить, как бы достойнее воздать Господу за все Его милости и благодеяния, он изъявляет намерение усилить свое всегдашнее упование на Бога и приложить еще более усердия к прославлению Его. А потому он как бы так говорит Господу: надеясь на Твое, Господи, покровительство мне, я уверен, что Ты защитишь меня от врагов и не допустишь, чтобы они своими клеветами восторжествовали надо мною. Но чрез это самое и мое всегдашнее упование на Тебя еще более усилится и мой долг хвалить и прославлять Тебя будет удвоен. Уста мои будут возвещать правду Твою, т.е. язык мой будет рассказывать всем, что Ты, Господи, посрамил и осудил врагов моих, а меня избавил и спас от рук их. Яко не познах книжная – слова эти различно толкуются. В переводе с еврейского они читаются: «ибо я не знаю им числа», и по связи с предыдущим имеют такой смысл: уста мои будут всякий день возвещать благодеяния Твои, но Твоя благость безмерна, а потому я не в состоянии исчислить Твои милости, они неисчислимы. С греческого («искусство писания, способность сочинять») преосвящ. Порфирий перевел словом «книжность», и потому при этом переводе в означенных словах является такой смысл: т.к. я не учился сочинительству, не могу написать целой книги о Твоих великих благодеяниях ко мне, то войду в них (вниду в силе Господни ) с размышлением о делах Божиих и, воспоминая о них, буду прославлять Твою Божественную правду, в песнопениях проставлю не человеческую правду, но правду Тебя одного, Господи.

Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса Твоя.

Св. Давид был, несомненно, очень внимателен ко всему тому, что совершалось в его жизни, и, твердо веруя во вседействующий Промысл Божий, все, что с ним происходило в жизни, все обстоятельства житейские, благоприятные и несчастливые, приписывал сему попечительному о нем Промыслу и из всех этих обстоятельств извлекал поучительные и полезные для него уроки, из всего этого научался от юности своей. Равным образом он поучался и из того, что мог узнать от других о правде и милости Божией, являемых в судьбах народа Божия и всего рода человеческого: ему небезызвестны были те чудеса, которые совершил для спасения народа иудейского и которые описаны в книгах Ветхого Завета, особенно же те, которые совершены были во дни самого Давида. О сих-то чудесах и о сем опытно-житейском научении и говорит он в настоящем стихе: Боже мой! Говоря о правде Твоей, я буду возвещать и о всем том, чему научил Ты меня от дней юности моей и доныне, я не перестану возвещать о чудесах Твоих.

И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, Дóндеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия: Боже, кто подобен тебе?

Здесь под старостию и престарением псалмопевец разумеет последний период земной жизни человека и просит Бога, чтобы Он, защищавший его Своим всесильным покровительством и заступлением во дни юности и в зрелом возрасте, не оставил его Своею милостию и во время старости, когда при оскудении и ослаблении сил телесных и духовных он особенно будет чувствовать нужду в Его покровительстве и сильной защите. Таким образом, Давид просит, чтобы Господь до самой кончины жизни его помогал ему, чтобы ему тем самым предоставлена была полная возможность возвестить и потомкам своим беспрерывное течение милостей Божиих и при самой смерти засвидетельствовать, что Бог никогда не оставляет верных рабов Своих, возлагающих на Него единого все упование свое. Под именем рода грядущаго разумеет внуков и дальнейших потомков своих, а под именем мышцы – всемогущую силу Божию, о которой говорит и в псалме 43 (ст. 4) и которая творит чудеса «на небеси и на земли» (). По словам блж. Феодорита, «род грядущий есть род, наставший по вочеловечении Единородного Сына Божия, после Которого составилась из язычников, прияв от иудеев проповедниками священных апостолов. Об этом роде и в двадцать первом псалме говорит Давид: «Возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людям родитися имущим, яже сотвори Господь» (). Поэтому кроме народа иудейского должен быть другой народ, о котором пророк предрек, что он не родился, но родится еще. Потому и здесь говорит: не остави мене, Дóндеже возвещу мышцу Твою роду грядущему , силу Твою и правду Твою . И сие сходно с предсказанием патриарха Иакова: «Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, Дóндеже приидет, Ему же отложено: и Той чаяние языков» () . И не только мышцу Твою , т.е. всемогущую силу Твою, но и правду Твою , Боже, возвещу даже до вышних, т.е. до небес. Здесь псалмопевец другими словами повторяет то же самое, что и выше (ст. 15) сказал, что он обязуется возвещать правду Божию, которая, как сказано при объяснении 2-го стиха, есть Сам Сын Божий, Спаситель мира: я, говорит, возвещу, что Кровию Своею Ты, как Правда вечная, искупишь не только земное, но и небесное, вместе с тем я возвещу и те великие дела, которые явил Ты, Господи, в жизни моей, которые соделал для меня. По этим делам Твоим всякий должен убедиться, что никого невозможно сравнивать с Тобою и применять к Тебе: Боже, кто подобен Тебе !

Елики явил ми еси скорби многи и злы; и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси.

Указав на величие и всемогущество Божие, псалмопевец в настоящих стихах воспоминает о том, как много в своей жизни он перенес различных бед и скорбей, и все эти бедствия и скорби терпел не только по допущению, но и по особому изволению Божию. По тому же Божественному изволению он многократно спасаем был от всех самых ужасных скорьбей и бед, – он, как бы оставленный Богом и подверженный самой крайней степени унижения, был неожиданно возвышаем и обращенною к нему Божией милостью несказанно утешен. Указывая на это, псалмопевец тем самым желает наиболее прославить благость и милость Божию к нему, которая неоднократно избавляла его от конечной гибели, как бы умерщвленного и погребенного изводила его из глубины земли, как бы исхищала из самых челюстей ада. Сколько раз, как бы так говорит он, подвергал Ты меня, Господи, великим и лютым бедам, но опять оставлял меня в живых и из бездн земли извлекал меня? Ты многократно возвышал и возвеличивал меня: когда я от претерпеваемых мною зол и скорбей был близок к смерти, Ты снова обращался ко мне с милостью, чем доставлял мне великое утешение, и как бы снова спасал меня от погибели, как бы из самого ада извлекал меня.

Ибо аз исповемся тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже: воспою тебе в гуслех, Святый Израилев.

В этом стихе псалмопевец изъявляет, что о всем сказанном им выше, т.е. и о чудесах Божиих (ст. 17), и о правде Его (ст. 15 и 19), и о всемогущей силе Его (ст. 18 и 19), и, в частности, о всех бедствиях и скорбях (ст. 20), и о всех величиях и возвышениях (ст. 21), какие Господь допускал испытывать на себе Давиду, он желает открыть и всенародно (в людех ) исповедать и объявить, чтобы наилучшим образом прославить истину Божию: он желает не только прославить и все то исповедать, но и воспеть в сосудех псаломских , т.е. на тех музыкальных инструментах, на которых он уже привык воспевать свои псалмы, во славу Божию, и которые введены были в употребление при обрядовом богослужении в Церкви иудейской, каковы псалтирь, гусли, кимвалы и др. Бога псалмопевец называет здесь Святый Израилев – в том смысле, что был освящением для израильтян, как и в Новом Завете Христос, по словам апостола, сделался для верующих в Него «праведностию и освящением» ().

Возрадуетеся устне мои, егда воспою тебе, и душа моя, юже еси избавил: еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.

После того, что испытал Давид – и в отношении различных бедствий и скорбей (ст. 4 и 20), и в отношении его возвышения и возвеличения (ст. 7, 19 и 21), после всех тех превратностей в его судьбе, от которых, однако же, не только не ослабевало, но еще более укреплялось и усиливалось его упование на Бога (ст. 5, 14), – душа его чувствовала все более и более возрастающую потребность к прославлению Бога в песнопениях и на музыкальных орудиях (ст. 8, 14, 17, 18, 22). А по мере удовлетворения этой потребности душа его, многократно получавшая избавление от различных бед и зол (юже еси избавил ), исполнится несказанной радости, которая выразится не только на устах (возрадуетеся устне мои – форма двойственного числа), поющих истину и правду Божию и Его всемогущую силу, но и на языке его, который всякий день будет возвещать (весь день поучится – в Вульгате: meditabitur) правду Божию, Его правосудие, по которому враги мои, говорит псалмопевец, ищущии злая мне , будут посрамлены и понесут на себе вечный стыд. По словам св. Афанасия Александрийского , изречения 24-го стиха имеют такой смысл: «Когда враги мои будут прогнаны и живущие в бездне облекутся стыдом, тогда поистине, не имея уже никакого препятствия, я буду восхвалять Тебя, Владыко, бесконечными песнями» .

Пс. 70 Первая часть этого псалма представляет собой плач человека, которого и в старости (ст. 9) продолжают преследовать враги. Однако в прошлом он испытывал на себе Божественное благословение (ст. 14-18) и потому заканчивает псалом словами твердого упования на Господа.

70:2 По правде Твоей. См. ком. к Пс. 30,2.

70:3 твердыня моя и крепость моя - Ты. Бог - единственный, у Кого псалмопевец может искать спасения.

70:5 упование мое от юности моей. С высоты прожитых лет псалмопевец оглядывается на свою жизнь и размышляет над тем, каковы были его взаимоотношения с Богом на всем ее протяжении.

70:6 На Тебе утверждался я от утробы. В гиперболической форме псалмопевец говорит о том, что он никогда не мыслил себя вне связи с Богом.

70:7 Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда. В NIV первая часть этого стиха переведена несколько иначе: "Для многих я стал предостережением...". Таким образом, предполагается, что псалмопевец нашел не благословение, а суд Божий, предостерегая тем самым соотечественников от следования его примеру. С другой стороны, это место можно понимать в том смысле, что псалмопевец явил народу дивный пример того, как Господь защищает уповающих на Него.

70:11 Бог оставил его. Как от друзей Иова был сокрыт истинный смысл его страданий, так и враги заблуждались относительно истоков страдания псалмопевца.

70:14 я всегда буду уповать на Тебя. С высоты прожитых лет псалмопевец вспоминает о многочисленных случаях, когда Господь выступал его спасителем. Воспоминания укрепляют веру и упование псалмопевца.

70:15 я не знаю им числа. Даже беспрерывной хвалой нельзя по достоинству воздать Господу за все Его благодеяния. Выше человеческих сил отблагодарить Его за даруемое спасение.

70:18 доколе не возвещу... всем грядущим. Священный долг старшего поколения - делиться с молодыми своим знанием о Боге и о Его делах.

70:19 кто подобен Тебе? Этот вопрос заранее предполагает ответ: "никто".

70:20 Ты посылал на меня многие и лютые беды. Псалмопевец свободен от иллюзий, ибо прожил жизнь, полную тягот. Но в то же время он уверен, что Господь в конце концов дарует ему избавление от них.

70:21 Ты возвышал меня и утешал меня. Подобно Иову, псалмопевец в конечном счете был вознагражден за свои страдания. Однако далеко не всегда это дается человеку в земной жизни. Часто Бог по достоинству воздает невинно страдавшим только на небесах.

На Тебя я, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня и освободи меня, склони ко мне ухо Твоё и спаси меня. Стань для меня Богом-Защитником и местом укреплённым, чтобы спасти меня, ибо твердыня моя и прибежище моё – Ты. Боже мой, избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика. Ибо Ты – терпение моё, Господи, Господь – надежда моя с юности моей. На Тебя я утвердился от утробы, от чрева матери моей Ты – мой покровитель; о Тебе пение моё непрестанно. Как бы дивом стал я для многих, – и Ты – помощник мой крепкий; да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё. Не отвергни меня во время старости, при оскудении силы моей не оставь меня. Ибо сказали враги мои мне, и подстерегающие душу мою решили вместе, говоря: «Бог оставил его, преследуйте и захватите его, ибо нет избавителя». Боже мой, не удаляйся от меня, Боже мой, на помощь мне обратись! Да устыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою, да облекутся в стыд и позор ищущие мне зла. Я же буду всегда уповать на Тебя, и умножу всякую хвалу Тебе. Уста мои будут возвещать правду Твою, весь день – спасение Твоё; ибо не познал я наук книжных. Войду в храм в могуществе Господнем; Господи, вспомню правду Тебя, Единого. Боже мой, чему Ты научил меня с юности моей, и доныне буду возвещать – чудеса Твои. И до старости и лет преклонных, Боже, не оставь меня, доколе не возвещу о мышце Твоей всему роду грядущему, о могуществе Твоём и правде Твоей. Боже, до самых высот, – в том, что Ты для меняраю Тебе на гуслях, святой Израилев. Возликуют уста мои, когда буду петь Тебе, и душа моя, которую Ты избавил. А ещё и язык мой весь день возвещать будет правду Твою, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла.

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя и изми мя, приклони ко мне ухо Твое и спаси мя. Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя, яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго, яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой Покровитель: о Тебе пение мое выну. Яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй. Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне. Аз же всегда возуповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни, Господи, помяну правду Тебе Единаго. Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя, и даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.

Loading...Loading...