Пасха- истинный смысл. Жертвенный агнец и спасение: Пасха в Библии

Что говорится в Библии о христианской Пасхе? Пасхальные традиции номинального христианства не основаны на Библии (нет указания в Библии праздновать христианам еврейскую Пасху или выдуманную христианскую Пасху по языческим традициям, которая связана с воскресением Христа). ИСХОД 12 глава. ...... 40 Сыновья Израиля, которые жили в Египте, прожили в чужой земле четыреста тридцать лет. 41 А по окончании четырёхсот тридцати лет, в тот же самый день, все войска Иеговы вышли из земли Египет. 42 В эту ночь нужно праздновать праздник, посвящённый Иегове, потому что он вывел их из земли Египет. Это ночь, в которую все сыновья Израиля из поколения в поколение должны праздновать праздник, посвящённый Иегове. 43 Иегова сказал Моисею и Ааро́ну: «Вот постановление о пасхе. Её не может есть никакой чужеземец (только сыновья Израиля). Пасхальные традиции номинального христианства не основаны на Библии. Но, заглянув в историю, можно увидеть подлинные истоки этого праздника: его обычаи уходят корнями в древние языческие культы плодородия. Вот некоторые факты. Куличи. В книге «Очерки славянского язычества» академик Н. И. Толстой указывает, что «пасхальный „кулич“ или „пасха“ у восточных славян» - это «остатки язычества или продолжение языческих традиций». В книге «Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря» говорится: «Славянская языческая основа традиции выпекания пасхального к[улича] кроется в обычае изготовления весной в преддверие посевных работ обрядового хлеба из кислого, заквашенного на дрожжах теста. С помощью принесения этого хлеба в жертву земле, стихиям или предкам земледельцы стремились магическим путем умилостивить их, заручиться поддержкой и обеспечить плодородие земли и обильный урожай». Яйца. Во 2-м номере журнала «Наука и жизнь» за 1999 год отмечалось: «Очевидно, что этот символ [яйцо], как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов... Наши далекие предки почитали... яйцо как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения». О крашении яиц в книге «Мир русской культуры» говорится: «Корни этого обычая кроются в древних суевериях. [...] Во время славянского праздника умилостивления духов им, наряду с другими дарами, приносили выкрашенные кровью яйца, так как кровь, по древним поверьям, считалась лакомой пищей. Впоследствии яйца стали окрашивать и в различные яркие цвета, чтобы духи обратили внимание на дары, принесенные им людьми». Пасхальная заутреня. Обычай проводить службу перед рассветом берет начало в традициях древних солнцепоклонников, «которые во время весеннего равноденствия встречали восход солнца и чествовали его великую силу, дающую жизнь всему, что растет» (Celebrations-The Complete Book of American Holidays). Кролики, зайцы. Это символы плодородия, «берущие начало в древних обрядах и символике весенних языческих праздников, которые были распространены в Европе и на Ближнем востоке» (Encyclopædia Britannica). Название. В некоторых германских языках уже само название этого праздника указывает на его нехристианское происхождение. Например, в английском языке он называется «Easter» (и́стэ), а в немецком - «Ostern» (о́стерн) *. Вот что говорится в «Британской энциклопедии»: «Точное значение английского слова „Easter“ неизвестно; в VIII веке англосаксонский священник Беда Достопочтенный связывал его с именем англосаксонской богини весны Эостры» (Encyclopædia Britannica). Другие источники связывают это название с Астартой, финикийской богиней плодородия, которой в вавилонской мифологии соответствует богиня Иштар. В «Католической энциклопедии» хорошо описывается происхождение христианской Пасхи: «Мн[огие] нар[одные] пасхальные символы и их отд[ельные] элементы заимствованы из дохрист[ианских] весенних празднований и языческих обрядов, большей частью связанных с культом плодородия». Библия предостерегает от того, чтобы в поклонении Богу придерживаться традиций и обычаев, которые ему не угодны (Марка 7:6-8). Во 2 Коринфянам 6:17 говорится: «Выйдите из их среды и отделитесь,- говорит Иегова,- и больше не прикасайтесь к нечистому». Христианская Пасха имеет языческие корни. И все, кто желает угождать Богу, будут держаться в стороне от таких праздников. Откровение 22: 18 «Я свидетельствую всякому, кто слышит слова пророчества этого свитка: кто прибавит что-нибудь к этому, тому Бог прибавит язв, о которых написано в этом свитке, 19 и кто отнимет что-нибудь от слов свитка этого пророчества, у того Бог отнимет его долю в том, о чём написано в этом свитке: он не позволит ему есть плоды с деревьев жизни и войти в святой город.

Пасха в России, как и в других странах, - праздник праздников, торжество торжеств. Но сегодня мир стремительно меняется, и самое главное, то, что остается неизменным, уходит на второй план. Редко сегодня молодежь, особенно в мегаполисах, понимает значение праздника Пасхи, ходит на исповедь и искренне поддерживает вековые традиции. А ведь Пасха - главный православный праздник, несущий свет и радость целым народам, в семьи и душу каждого верующего.

Что такое «Пасха»?

Христиане понимают под словом «Пасха» «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Сорок дней верующие соблюдают строжайший пост и празднуют Пасху в честь победы Иисусом смерти.

Произносится как «Песах» (еврейское слово) и означает «прошел мимо, миновал». Корни этого слова уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства.

В Новом Завете говорится, что принявших Иисуса губитель минует.

В некоторых языках слово произносится так - "Писха". Это арамейское название, которое распространилось в некоторых языках Европы и сохранилось до сих пор.

Как бы ни произносили слово, суть Пасхи не меняется, для всех верующих это самое главное торжество. Светлый праздник, несущий радость и надежду в сердца верующих всей Земли.

История праздника до рождения Христа, или Ветхозаветная Пасха

Праздник зародился задолго до рождения Христа, но значение праздника Пасхи в те времена было очень большим для еврейского народа.

История гласит, что когда-то евреи были в неволе у египтян. Много издевательств, бед и притеснений понесли рабы от своих хозяев. Но вера в Бога, надежда на спасение и милость Божию всегда жила в их сердцах.

Однажды к ним пришел человек по имени Моисей, который со своим братом был послан им во спасение. Господь избрал Моисея, чтобы он вразумил египетского фараона и избавил еврейский народ от рабства.

Но как ни старался Моисей убедить фараона отпустить людей, свобода им дарована не была. Египетский фараон и народ его не верили в Бога, поклоняясь лишь своим божествам и уповая на помощь колдунов. Чтобы доказать существование и могущество Господне, на египетский народ было обрушено девять страшных казней. Ни кровавых рек, ни жаб, ни мошек, ни мух, ни тьмы, ни грома - ничего этого могло бы не быть, если бы правитель отпустил народ с его скотом.

Последняя, десятая казнь, как и предыдущие покарала фараона и его народ, но не затронула евреев. Моисей предупредил, что каждая семья должна заколоть по годовалому непорочному ягнёнку мужского пола. Кровью животного помазать двери своих домов, ягненка запечь и всей семьей съесть его.

Ночью были умерщвлены все первенцы мужского пола в домах среди людей и животных. Только дома евреев, где была кровавая метка, беда не затронула. С тех пор «Пасха» означает - прошедший мимо, миновавший.

Эта казнь сильно напугала фараона, и он отпустил рабов со всеми их стадами. Евреи пошли к морю, где вода разверзлась, и они спокойно отправились по дну его. Фараон же хотел снова нарушить свое обещание и бросился за ними, но его вода поглотила.

Евреи стали праздновать освобождение от рабства и минование их семьями казней, называя праздник Пасхой. История и значение праздника Пасхи запечатлены в Библии книге «Исход».

Пасха по Новому Завету

На израильской земле у девы Марии родился Иисус Христос, которому суждено было спасти человеческие души от рабства ада. В тридцать лет Иисус стал вести проповеди, рассказывая людям о законах Божьих. Но через три года его распяли вместе с другими неугодными властям на кресте, который был установлен на горе Голгофе. Случилось это после еврейской Пасхи, в пятницу, которую впоследствии окрестили Страстной. Это событие дополняет значение праздника Пасхи новым смыслом, традициями и атрибутами.

Христос, подобно ягненку, был заклан, но кости его оставались целы, и это стало Его жертвой за грехи всего человечества.

Еще немного истории

Накануне распятия, в четверг, состоялась где Иисус представил хлеб как свое тело, а вино - кровь. С тех пор значение праздника Пасхи не менялось, но новой пасхальной трапезой стала Евхаристия.

Сначала праздник был еженедельным. Пятница была днем скорби и а воскресенье - днем радости.

В 325 году, на Первом Вселенском Соборе была определена дата празднования Пасхи - в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Русская Православная Церковь использует Чтобы вычислить, в какой день Пасха выпадает в определенный год, нужно произвести довольно сложный расчет. Но для простых мирян составлен календарь дат праздника на десятки лет вперед.

За долгое время существования праздника он оброс традициями, которых и по сей день придерживаются в семьях, и приметами.

Великий пост

Пасха в России - один из главных праздников даже для тех людей, кто в церкви бывает очень редко. Сегодня, в эпоху высоких технологий и урбанизации, у поколений, предпочитающих компьютер живому общению, церковь потихоньку теряет свою власть над сердцами и душами людей. Но практически каждый, независимо от возраста и силы веры, знает, что такое Великий пост.

Старшими поколениями в семьях передаются традиции. Придерживаться всего поста редко кто решается, чаще всего лишь в последнюю неделю люди как-то соблюдают правила.

40 дней верующие должны питаться, не принимая в пищу продуктов животного происхождения (а в некоторые дни пост более строгий), не употреблять спиртного, молиться, исповедоваться, причащаться, творить добро, не злословить.

Заканчивается Великий пост Служба на Пасху имеет особое значение и размах. В современной России по центральным каналам в прямом эфире транслируются службы. В каждой церкви, даже самого маленького села, всю ночь горят свечи и поются песнопения. Миллионы прихожан по все стране не спят всю ночь, молятся, посещают службы, ставят свечи, святят продукты и воду. А заканчивается пост в воскресенье, после совершения всех церковных обрядов. Постившиеся садятся за стол и празднуют Пасху.

Пасхальное приветствие

С самого детства мы учим детей, что, приветствуя человека в этот праздник, нужно говорить: «Христос Воскресе!» И отвечать на такие слова: «Воистину Воскресе!» Чтобы узнать подробнее, с чем это связано, нужно обратиться к Библии.

Суть Пасхи заключается в перехождении Иисуса к своему Отцу. История гласит, что Иисус был распят в Тело сняли с креста и похоронили. Гроб - пещера выдолбленная в скале, закрытая огромным камнем. Тела умерших (были еще жертвы) окутывали тканями и притирали благовониями. Но с телом Иисуса произвести обряд не успели, поскольку по еврейским законам работать в субботу строго запрещается.

Женщины - последовательницы Христа - утром в воскресенье направились к его гробу, чтобы самим совершить обряд. К ним спустился ангел, который сообщил им, что Христос воскрес. Пасха с этих пор и будет являться третьим днем - днем воскрешения Христа.

Войдя в гробницу, женщины убедились в словах ангела и донесли эту весть до апостолов. А они сообщали эту радостную новость каждому. Все верующие и неверующие должны были знать, что случилось невозможное, случилось то, что и говорил Иисус, - Христос воскрес.

Пасха: традиции разных стран

Во многих странах мира верующие красят яйца и пекут куличи. Рецептов куличей большое множество, и в разных странах они отличаются также формой. Конечно, не в этом суть Пасхи, но это традиции, которые сопровождают праздник уже много веков.

В России, Болгарии и на Украине «бьются» крашеными яйцами.

В Греции в пятницу, предшествующую Пасхе, работать молотком и гвоздями считается большим грехом. В полночь с субботы на воскресенье, после торжественной службы, когда священник провозглашает «Христос Воскрес!», ночное небо озаряет грандиозный фейерверк.

В Чехии в понедельник, следующий за пасхальным воскресеньем, девушек бьют плетями в качестве комплимента. А они могут облить молодого человека водой.

Австралийцы делают шоколадные пасхальные яйца и фигурки разных зверей.

Украинские пасхальные яйца называются "писанки". Детям дарят чистые белые яйца, как символ их длинного и светлого жизненного пути. А пожилым - темные яйца со сложным узором, в знак того, что в их жизни было много трудностей.

Пасха в России несет свет и чудо в дома верующих. Освященным пасхальным яйцам нередко приписывают чудодейственную силу. Утром в воскресенье при умывании освященное яйцо кладут в таз с водой, и каждый член семьи должен умыться им, натирая щеки и лоб.

Красное пасхальное яйцо имеет особую символику. В Греции красный - цвет скорби. Красные яйца символизируют гробницу Иисуса, а разбитые - открытые гробницы и Воскресение.

Приметы на Пасху

У каждого народа есть свои уникальные приметы, связанные с этим днем. не всегда верит в них, но знать про это интересно.

У некоторых народов хорошей приметой считается в пасхальную ночь искупаться в источнике и принести этой воды в дом.

Накануне Пасхи в домах наводят порядок, готовят, пекут, но во многих странах грехом считается работать в субботу. В Польше приметы на Пасху запрещают работать хозяйкам в пятницу, иначе вся деревня останется без урожая.

Совсем скоро в нашем народе будут праздновать Пасху и все мы будем слышать слова "Христос воскрес!"...

Лет 10 назад мы выпустили брошюру, которую я и предлагаю вашему вниманию

ПАСХА ПО БИБЛИИ

Многие не знают того, что слово “Пасха” в Библии имеет 4 значения: (1) еврейский праздник избавления израильского народа от египетского рабства (Исход гл.12); (2) агнец (ягненок), закалаемый на еврейскую Пасху (Исход 12:21); (3) почитание страданий распятого Иисуса Христа (1 Кор. 5:7-8) и (4) сам Христос-Агнец Божий распятый за грехи наши (1 Кор. 5:7; Иоан. 1:29), но не означает празднование воскресения Христова и, тем более, не сдобное хлебобулочное изделие.
Нигде в Библии не сказано, что Пасха - это светлое Христово Воскресение. Если бы вы сказали апостолам или первым христианам, что Пасха - это “Христос воскресе”, то все они сказали бы вам, что вы путаете страдания Христа с Его воскресением из мертвых.
У людей есть много понятий и традиций, которые противоречат Слову Божьему. Тем более, многие люди смотрят на Пасху как на возможность заниматься пьянством и объедением. А пьянство и объедение по любому поводу - грех.
Библия - это Слово Божье. Она выражает волю Бога и строго запрещает что-либо добав-
лять к ее учению, убавлять или изменять (Откр. 22:18-19; 2 Кор. 2:17; Матф. 5:19).
Библия состоит из Ветхого Завета (39 книг) и Нового (27 книг), который еще называют Евангелием. Ветхий Завет писался на еврейском языке, а Новый - на греческом.
Греческое слово “Пасха” происходит от еврейского слова “пасах” (hsp) - “прохождение мимо” в значении “пощада”. Когда египтяне не отпускали евреев из рабства, Бог наказал их десятью различными наказаниями. Последнее наказание (смерть всех первенцев от ангела-губителя) должно было совершиться во время установления празднования еврейской Пасхи (1462 г. до н. э.). Чтобы никто из евреев не погиб, Бог повелел помазать кровью пасхального агнца (ягненка) косяки и перекладины дверей, чтобы для ангела-губителя был знак пощады, что в этот дом входить нельзя, так как вместо первенца кровь пролил агнец, и ангел пройдет мимо, то есть пощадит первенца в том доме. Вот почему слово “Пасха” означает “пощада”.
Ветхий Завет является прообразом (прототипом) Нового, поэтому еврейская Пасха является прообразом Пасхи Нового Завета. Сутью еврейской Пасхи был агнец, которого закалали, приготавливали и ели с горькими травами. Его кровью мазали косяки и перекладины
дверей, чтобы избежать гибели первенцев. Пасхальный агнец является прообразом Христа - Агнца Божия; косяк и перекладина - это прообраз креста, на котором был распят Господь наш; кровь на косяках и перекладинах - это прообраз крови, пролитой Христом за грехи наши. Как кровь ягненка служила знаком пощады для ангела, - так и кровь Христа, пролитая на кресте, служит знаком пощады от Бога для всякого, кто принимает жертву Сына Божьего для своего спасения от вечного наказания.
В Новом Завете в 1 Кор. 5:7-8 о правильном понимании Пасхи апостол Павел пишет: “...Пасха наша, Христос, заклан за нас. Поэтому станем праздновать не со старою закваскою... порока и лукавства, но с опресноками (пресными хлебами) чистоты и истины”. Обратите внимание, что Пасха - это Христос закланный, то есть распятый, а не воскресший. Что празднуют Пасху с духовной чистотой и истиной, а не со сдобными булками и спиртным.
Христос повелел почитать Его страдания до тех пор, пока Он снова придет (1 Кор. 11:26), чтобы взять достойных христиан от земли и судить этот мир. Он не повел отмечать Своего воскресения, а только почитать Его страдания и смерть. Как это делать, более подробно описано апостолом Павлом в 1 Кор. 11:23-34.
Итак, мы видим, что Библия говорит нам о значении Пасхи, как о пощаде грешного человека Богом через заместительную жертву агнца.
Всякий человек сам по себе грешен и поэтому нуждается в Божьей пощаде через Агнца Божьего Христа, то есть в прощении грехов и спасении. Если ты сердцем уверуешь в то, что Христос вместо тебя принял наказание за твои грехи на кресте, чтобы тебя спасти от вечных мучений; если ты осознаешь себя грешником, покаешься (переменишься, оставишь греховную самовольную жизнь и подчинишься Богу) и полным погружением в воду примешь крещение для того, чтобы духовно соединиться со Христом, Который ради тебя умер и воскрес, то получишь прощение грехов и спасение (Деян. 2:38; Марк. 16:16; Рим. 6:3-23). Далее необходимо точно исполнять волю Божью, записанную в Священном Писании. Спасай душу свою пока есть благоприятная возможность! Да благословит тебя в этом Господь!

«Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Исаия, 53:7)

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанна, 3:17)

«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1-е Коринфянам, 5:7)

Каждый год мы празднуем Пасху. Многие люди считают этот праздник особенным. Многие именно в этот день пойдут в церковь. Один или два раза в год они все же ходят в церковь. Они едят традиционные блюда, проводят время в кругу семьи - вот и вся их Пасха.Для других - это великий религиозный праздник. Они приходят в церковь с мыслями о Боге и о значении Пасхи. Они соблюдают множество религиозных традиций, приветствуют друг друга традиционным приветствием: «Христос воскрес!».

На самом деле из-за всех этих обычаев и традиций мы забываем об истинном библейском значении Пасхи и о том, что хотел нам сказать о Пасхе Бог.

Евpейское слово «пэсах» означает в Библии, с одной стороны, пpаздник Пасхи, а с дpугой — пpаздничную жеpтву или пасхального агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвоначально означавшего «хpомать», а затем получившего смысл «пеpескочить чеpез что-то», «оставить нетронутым». Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исход, 12:13). Об этом событии и должна была напоминать евреям ветхозаветная Пасха.

ПАСХА ИСХОДА

«Скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Книга Исход, 12:27).

Что же говорит нам о Пасхе Слово Божие? Ветхозаветная Пасха - это ягненок, которого ели евреи, празднуя освобождение. Народ ветхозаветного времени после длившегося 430 лет египетского рабства отправляется в путь через пустыню в землю обетованную. Перед исходом израильтян из Египта Бог устанавливает Пасху.

Но фаpаон Египта не желает отпускать поpабощенных изpаильтян для служения и поклонения Ему. Тогда Бог, чтобы сломить упорство фараона, насылает на египтян девять казней. Затем Моисей объявляет фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смеpти всех египетских первенцев (Исход, 11:4-6). Эта кара должна была вынудить фаpаона отпустить израильтян из страны.

К этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновpеменно и испытание веpы (Евpеям, 11:28). Hачиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израильского года (Исход, 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи — агнце. Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была пpисоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным.

Агнца следовало забить 14 авива «под вечеp» (букв. «в сумеpках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (Левит, 23:5; Числа, 9:3,5,11; Втоpозаконие, 16:6). Пучком иссопа следовало помазать кpовью агнца двеpные косяки и поpог каждого еврейского дома, после чего никто не имел пpава выходить за двеpь (Исход, 12:7,22).

Ягненка следовало запечь целиком — с головой, ногами и внутpенностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сыpым или в ваpеном виде (Втоpозаконие, 16:7 и 2 Паpалипоменон, 35:13). Готовить пасхального агнца следовало в доме.

Этот запеченный целиком ягненок был символом единства и целостности. Пасху следовало есть в одном доме пеpед Господом, Котоpый «Един есть» (Втоpозаконие, 6:4). Все остатки пищи следовало сжечь, и все участники тpапезы должны были быть готовы немедленно отпpавиться в путь.

Когда израильтяне совеpшали пасхальную тpапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех пеpвенцев в земле Египетской» — от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» (Исход,12:29,30) за то, что египетский фараон не хотел отпускать израильский народ. Однако наpод Изpаиля был пощажен pади пасхальных агнцев, котоpые умеpли вместо пеpвенцев. Тем самым путь для выхода был открыт.

Что такое иссоп?

Иссоп, употребляемый для опрыскивания кровью, был символом очищения. Иссоп — это растение, которое в Палестине не встречается, поэтому, когда в Библии речь идет об иссопе, исследователи предполагают, что имеется в виду один из видов майорана. Этим растением и воспользовались стражники у Голгофского креста, чтобы закрепить губку, намоченную уксусом и подаваемую Иисусу (Иоанна, 19:29). Этот куст с мелкими листьями используется еще при совершении обрядов «кропления», а также как кисть при помазании кровью пасхального агнца (Исход, 12:22).

В состав пасхальной тpапезы входили, кpоме того, пpесный хлеб и гоpькие тpавы (Исход, 12:8).

Горькие травы

Горькие травы, которые должны были напоминать о горьком времени, проведенном в Египте. Так, желая приблизиться ко Христу и соединиться с Ним в одно целое, мы должны делать это с раскаянием в сердце, с осознанием того, что Он сделал для нас.

Употребление пресного хлеба также имело большое значение

Опpесноки (пpесные хлебы) — это быстро испеченные «хлебы бедствия» (Втоpозаконие, 16:3). Позднее они снова и снова напоминали о спешке во время выхода из египетского рабства (Исход, 12:34,39).

Эти лепешки выпекли из бездрожжевого теста, которое можно было быстро приготовить.

Такое тесто приготовлялось из муки мелкого помола и растительного масла. Поэтому выпеченные из него лепешки назывались лепешки «на елее» или «с елеем». Выпекали лепешки в печах, на горячих камнях или в горячей золе. При выпечке лепешки необходимо было вовремя переворачивать.

Когда устанавливался праздник Пасхи, было ясно указано на то, чтобы никакой закваски не было в доме в это время, что строго соблюдалось всеми иудеями.

Так и те люди, кто желает принять от Христа жизнь и пищу, должны избавиться от закваски греха. Апостол Павел так писал Коринфской церкви: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом… ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Коринфянам, 5:7-8).

ПРЕДПИСАHИЯ ЗАКОHА О ПОВТОРЕHИИ ПАСХИ

В качестве постоянного напоминания об основополагающем спасительном действии Божьем, об освобождении израильского народа из египетского рабства, Закон, данный через Моисея, предписывал израильтянам ежегодно (Исход, 13:10), со времени завоевания земли обетованой (Исход, 12:25; 13:5), совершать Пасху, связывая ее с пpаздником Опpесноков (Исход, 12:14; Числа, 28:16,17; Втоpозаконие, 16:1-8, Иезекииля, 45:21-24).

Теперь пасхального агнца pазpешалось забивать и съедать только в особом священном месте (Втоpозаконие, 16:5-7), для чего все изpаильские мужчины должны были являться «пpед лицо Бога». Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл пpаздника (Исход, 13:8). Hикакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел пpава участвовать в этой общей тpапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исход, 12:43,45).

Только совеpшив обpезание, купленный pаб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в пpазднике. Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали пpаздновать Пасху в сpок, мог сделать это чеpез месяц (Числа, 9:10-12), во время так называемой малой Пасхи тот человек, кто пpенебpегал пpаздником из непослушания, подлежал смеpтной казни, ибо он сам исключал себя из иудейского общества.

Непосpедственно к Пасхе пpимыкал пpодолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исход, 12:18), котоpый, с одной стоpоны, также напоминал об исходе израильтян из египетского рабства (Втоpозаконие, 16:3; 26:1-11), а с дpугой, был пpаздником начала жатвы (Левит, 23:10-14). Пеpвый и последний день праздника были днями священных собpаний, когда pазpешалась только такая pабота, которая была связана с пpиготовлением пищи (Исход, 12:16; Левит, 23:7,8; Числа, 28:18,25).

ПРАЗДHИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ

О пpаздниках Пасхи подpобно рассказывается лишь несколько pаз: после празднования Пасхи на Синае сразу после выхода из Египта (Числа, 9:1-5) ее отмечали в следующий раз через 40 лет во время вступления в Ханаан (обетованную землю). Тогда изpаильтяне пpаздновали Пасху в Галгале и на следующий день ели опресноки и поджаpенные зеpна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Иисуса Навина, 5:10-12).

После стpоительства хpама Соломона Пасху стали отмечать pегуляpно (2 Паpалипоменон, 8:13).

ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДHЕГО ИУДАИЗМА

Поздняя иудейская тpадиция четко определяет, какие пpавила пpазднования Пасхи, обусловленные специфической ситуацией выхода евреев из Египта, потеряли свою актуальность в последствии: выбоp агнца в день 10 авива, помазание двеpей кpовью, запpет покидать дом, готовность участников тpапезы отправиться в путь.

Теперь жеpтвенных ягнят (число котоpых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, пpимерно с 15 час. дня, в Иерусалимском хpаме. Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поpучал это сделать. Священники собиpали кpовь в чаши, чаши вpучались одному из священников, котоpый выливал содеpжимое у подножия жеpтвенного алтаpя. Во вpемя убоя ягнят левиты пели Псалмы 112-117 (так называемые «халлель» ). Съедать ягнят следовало в пpеделах Иеpусалима. При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.

ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС

Накануне празднования Пасхи «послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Евангелие от Луки, 22:8). Но почему Он праздновал Пасху? Потому что Пасха больше, чем просто библейский праздник. Иисус хотел сказать своим ученикам кое-что о Себе. Собрав их, он говорил о Пасхе не так, как это было принято у иудеев. Теперь Он говорил не о прошедшем выходе евреев из рабства, а о будущем: «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Евангелие от Луки, 22:15-20).

Во время этой предпасхальной вечери со Своими учениками Он говорил о страданиях, которые Ему придется претерпеть на следующий день. Он говорил, что отдаст Свое Тело и Кровь за них. Написано, что ученики Его на понимали истинного значения Его слов.

Вернемся на минуту к Ветхому Завету. В книге Исход написано, что евреи должны были заколоть агнца и помазать его кровью косяки дверей своего дома. Бог повелел им сделать это, дабы они могли избежать Его суда в то время, когда Ангел губитель пойдет поражать всех первенцев.

Уже в древнейшие времена агнец считался жертвенным животным. Закон устанавливал принесение в жертву годовалых баранов во время Пасхи, в ежедневных, праздничных, а также особых жертвоприношениях. Агнец символизирует нуждающееся в помощи беззащитное существо.

На предпасхальной трапезе Иисус говорит о Себя, как о жертве. И то, что Иисус приносит в жертву Себя Самого, подчеркивается обозначение слова «Агнец». В Исаии 53:7 агнец называется «раб Божий», что указывает на Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира. Согласно Иоанна 19:30-31, Иисус умирает в тот момент, когда в храме иудеи закалывают пасхального агнца.

Поэтому в дальнейшем апостол Павел называет Иисуса «Пасха наша» (т.е. «наш пасхальный агнец» — 1 Коринфянам 5:7), ибо Он умер как праведная жертва за грехи мира (1-е Петра 1:19).

Но почему Иисус говорит о Себе, а не о ягненке, как о жертве? Потому что Он хотел, чтобы собравшиеся ученики поняли, что Он и есть истинная Пасха для человечества. Ветхозаветный ягненок и его пролитая кровь являются лишь прообразами Тела и Крови Самого Господа. В день празднования Пасхи евреи закалывали ягненка и выливали его кровь, празднуя освобождение из рабства. Теперь же Сам Бог явившись в Сыне Своем становится жертвой за грехи всего человечества. Теперь каждый грешник может получить прощение грехов, очистившись пролитой кровью Христа.

И чтобы спастись от суда Божьего, всякий человек должен принять пасхальную жертву, Иисуса Христа, в своё сердце, в противном случае Бог приговорит его к вечному наказанию.

Но на предпасхальной вечере в кругу учеников Иисус говорит о будущем. Потому что Его схватили, били и распяли только на следующий день.

Зная же, что с Ним должно произойти Он дает для Своих учеников, а в последствии и для всей Церкви завещание о «трапезе» или «вечере Господней»: «делайте так, доколе Я не приду»…

Что надлежало по завещанию Христа делать ученикам и церкви: есть Его тело и пить Его кровь в виде безквасного хлеба и вина (виноградного сока) в воспоминание о той жертве, которую Он собирается принести за каждого человека на кресте Голгофы.

ПАСХА НАША — ХРИСТОС

Согласно Евангелие от Иоанна, Иисус умер 14 числа месяца нисана, в канун Пасхи, как истинный жертвенный Агнец, у которого ни одна кость не была сломана. 13 числа месяца нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками. Его погребение произошло вечером 14 числа месяца нисана до наступления субботы, которая названа «великой», очевидно потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой. Апостол Павел свидетельствует, что Христос был заклан за нас как пасхальный агнец (1-е Коринфянам, 5:7) и воскрес как первенец из умерших (1-е Коринфянам, 15:20, 23).

Апостол Павел свидетельствует, что Хpистос был заклан за нас как пасхальный агнец (1 Коpинфянам, 5:7) и воскрес как пеpвенец из умерших (1 Коpинфянам, 15:20,23). Датиpовку евангелиста Иоанна подтверждает вавилонский Талмуд, котоpый также называет канун Пасхи днем смеpти Иисуса.

ПАСХА НОВОЗАВЕТНОГО БОЖЬЕГО НАРОДА

Сегодня наша Пасха - Христос. Он отдал Свою жизнь, чтобы суд Божий не пал на нас. Как мы знаем, что Он будучи пасхальным Агнцем, умер за грехи всех нас и воскрес на третий день для нашего оправдания.

Иоанн Креститель, однажды увидев Иисуса Христа, сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна, 1:29). А апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам, в 5 главе в 7 стихе сказал: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».

Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих Нового Завета. Христос – пасхальный Агнец Нового Завета, принесенный в жертву на праздник Пасхи. Вместе со своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь. Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха и спасает нас. Через эту жертвенную смерть Иисуса верующим вновь открывается прямой доступ во святилище, т.е. к Самому Богу. Принеся в жертву собственную жизнь, Иисус добился примирения между Богом и людьми. Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе.

Пасха - это не наши традиции или просто еще один праздник, Пасха - это Христос и Его спасение. Приходящие к Нему получают прощение и жизнь вечную, как дар: «…а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание к Римлянам, 6:23). И истинное значение Пасхи - это спасение во Христе!

Подготовила Ирина Боярских

Пасха - истинный смысл

Что же говорит нам о Пасхе Слово Божие? Первое упоминание о Пасхе мы находим в Библии в книге «Исход» (12 главе). Предыстория такова: Израильский народ находился в Египетском рабстве уже 430 лет, и Бог, верный Своему Слову – вывести народ, послал Моисея и Аарона, наделив их властью говорить от Своего Имени. Фараон противился и не отпускал народ Израильский на родину, в Ханаан, не желая признавать Истинного Бога. Он слушал своих жрецов – представителей языческих богов. Тогда Господь излил десять казней на Египет с целью произвести суд над языческими богами Египта и показать, кто есть Истинный Бог.

Десятой казнью было поражение первенцев египтян, включая и первенца фараона, который наряду с фараоном почитался богом во плоти.

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх.12:12).

Израильтянам было сказано, если они хотят спастись от ангела-губителя, поражающего первенцев, то им необходимо сделать следующее: заколоть самого лучшего ягненка - по одному на каждую семью; помазать его кровью косяки дверей, а затем запечь и съесть с пресными лепешками и горькими травами. Кстати дословно пасха (пейсах) с еврейского означает - «пройти мимо». Пасхой в Израиле называли не булку с изюмом, но заколотого ягненка, кровь которого являлась спасительным знаком, предохраняющим еврейские семьи от гибели.

«И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился» (Исх.12:21-27)

Мы знаем, что сыны Израилевы были освобождены от рабства. В христианстве же Иисус Христос явился тем жертвенным ягненком, который был убит за нас, за наши грехи . И таким образом, как кровь агнца явилась для евреев гарантом того, что они останутся живы и выйдут из рабства; точно так же, тот, кто принимает кровь Иисуса Христа как, пролитую за твои грехи (лично твои, с признанием того, что ты грешник), тот получает прощение грехов от Бога Отца- т.е. полную амнистию и выход из духовного рабства. Во время первой Пасхи было очень важно, чтобы каждый член семьи сам лично ел агнца. Невозможно было сделать это вместо кого-то, и никто не мог сделать это за вас.

У язычников была легенда, согласно которой богиня Астарта родилась из яйца. А произошло это так. С неба упало яйцо в реку Евфрат, которая протекает через город Вавилон. Рабы выкатили это яйцо на берег. Под палящим солнцем оно нагрелось, и из него вышла прекрасная дева, которая стала богиней неба и земли. Из далекой древности язычники праздновали день, посвященный Царице Неба – Астарте. В этот день они украшали яйца и дарили их друг другу. Этот мерзкий языческий обычай был внесен в христианство. Священники, сделавшие это, стали истолковывать эти символы через смерть и воскресение Христа. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора стр.554 «Яйцо – символ жизни, красный цвет – Кровь Христа».

Еще прочитаем толкование о пасхальных яйцах в православной газете «Свет» 6.04.1922 год «Церковное значение Пасхальных яиц берет свое начало из очень далеких времен. За много лет до Рождества Христова древние люди почитали яйцо символом жизни и использовали его в своих богослужениях. Язычники верили, что из яйца сотворен мир. Католические христиане приняли старые формы языческих значений яйца и при этом добавили к нему еще и новые религиозные значения». Все это не так безобидно, как кажется. Из истории мы узнаем еще нечто важное: «Одной из древних языческих религий, оказавшей большое влияние на формирование религиозных взглядов жителей Киевской Руси, был культ Тенгри. Он был распространен у степных народов – тюрков, гуннов, монголов и других. Соприкасаясь на протяжении многих веков с этими народами, славяне очень многое переняли от них, преломив сначала через свои национальные языческие верования, а затем и через принятое христианство» (А.А.Опарин «Камни возопиют» стр.133).


И вот у тенгриан (поклоняющиеся богу Тенгри): «Вторым большим праздником считался приход весны. По традиции он отмечался весной. К этому дню тенгриане пекли куличи, которые олицетворяли собой мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма (сверху соответствующая смазка соответствующего цвета). Рядом с куличом полагались два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства» (Энциклопедия: «Религии мира», 2 тома Москва, Аванта, 1996).

Вы только представьте себе, как ликует диавол, ведь великий Божий праздник – Пасха, данный Богом, для того чтобы возвысить жертву Христа, превратился в мерзкий языческий ритуал с отвратительной символикой.

А как же праздновал Пасху Иисус? Что говорил Он на последней вечере- пасхальном ужине со своими учениками? Что Он заповедывал им?

«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Матф.26:17-20).


«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимте, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего»
(Матф.26:26-29).

Заметьте, как сделал Иисус переход от ветхозаветной Пасхи к новозаветной: «…когда они ели, Он взял…». Что они ели? Конечно же, пасхального агнца, ибо Иисус просил их приготовить Ему Пасху (Луки 22:7-8) . Так как агнец, приносимый в жертву на Пасху, символизировал собой жертву Иисуса и Христос должен был вот-вот осуществить предсказанное, после чего не нужно будет более приносить в жертву животных, то Он меняет ветхозаветные символы Пасхи на новозаветные, а именно закалываемого агнца на хлеб (символ Его Тела) и вино (символ Его Крови).

Обратите внимание, что эта замена произошла в пасхальные дни, когда все броженое и квасное уничтожалось в домах израильтян по слову Божьему, так как закваска – символ греха, а Бог хотел дать народу осознание того, что Агнец Божий – Христос – безгрешен, и что Бог и их хочет видеть святыми. Поэтому и хлеб, и вино, используемые Иисусом для новозаветных символов, были неброжеными. В те дни ни в одном доме не было броженых продуктов, так как непослушание этому Божьему установлению влекло за собой смерть (см. Исх.12:15,19). Будьте внимательны и к словам апостола Матфея, написавшего: «…в первый день опресночный» была приготовлена ветхозаветная Пасха Иисусу, где Он заменил символы для новозаветной Пасхи, которая получила название «Вечеря Господня». Поэтому, согласно Божьему Слову – Библии, Пасха в Новом завете – это не куличи и крашеные яйца, а пресный хлеб – символ Его пречистого Тела и неброженое вино – символ Его пречистой Крови.

Для чего же установил Иисус новозаветную Пасху?

Почему Иисус говорит о Себе как о жертве? Потому что Он хотел, чтобы собравшиеся ученики поняли, что Он и есть истинная Пасха для человечества. Чтобы спастись от суда Божьего над грешниками, всякий человек должен принять пасхальную жертву, Иисуса Христа, в своё сердце, в противном случае Бог приговорит его к вечному наказанию. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (Евангелие от Матфея 25:41).

Сегодня наша Пасха - Христос. Он отдал Свою жизнь, чтобы суд Божий не пал на нас. Однако для этого вы должны принять Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Если вы не согласитесь с тем, что вы грешник и что Иисус Христос умер за ваши грехи и воскрес из мёртвых, то после смерти вас ожидает суд Божий. В Послании к Евреям 9:27 сказано: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд ». Многие люди каялись, когда суды Божии пали на Египет, но было слишком поздно. И так же поздно может оказаться для Вас, если Вы будете откладывать решение принять Христа или нет. Господь говорит, что необходимо принять Его Пасху - Агнца Иисуса Христа. Иоанн Креститель, увидев Иисуса Христа, сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Евангелие от Иоанна 1:29). Павел в своем Первом послании к Коринфянам 5:7 сказал: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас » . Пасха - это не наши традиции или сладкий кулич, Пасха - это Христос и Его спасение. Придите к Нему и получите прощение и жизнь вечную, как дар: «...а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 6:23б). Истинное значение Пасхи - это спасение во Христе! Он терпеливо ждет Вас с распростертыми руками, желая спасти. От всей души обратитесь к Нему в молитве, и Он спасет Вас. Если Вы не знаете, как молиться, можете помолиться примерно так:

«Отец Небесный, я прихожу к Тебе во имя Иисуса Христа. Я прошу Тебя, прости мне все мои грехи. Я верю, что Иисус умер за мои грехи и воскрес на третий день для моего оправдания. Иисус, войди в мое сердце и измени всю мою жизнь. Я принимаю Тебя как своего Господа и Спасителя. Благодарю, Господь, за дарованное мне спасение, во имя Иисуса Христа. Аминь» .

Loading...Loading...