Секреты игры Rail Nation. Rail Nation. Маленькие хитрости большой карьеры

Чтобы найти ответ на интересующий вас вопрос, выберите основную категорию, а затем и подкатегорию, пока не появится список вопросов с готовыми ответами. В случае, если вы не нашли ответ, вам будет представлена возможность обратиться в службу поддержки.

У меня есть вопрос, соответствующий категории:

Выберите из списка -- 1. Игровой процесс 2. Интерфейс 3. Станция 4. Локомотивы и грузы 5. Взаимодействие с другими игроками 6. Премиум-функции 7. Часто задаваемые вопросы 8. Steam over Europe

Ассоциация Город Достижения Интеграция Исследования Лицензия Производство Соревнования Соревнования между городами Цель игры Инструменты Информационная панель Основное меню Профиль игрока Банк Вокзал Депо Лаборатория Лотерея Отдел лицензий Отель Рельсовый завод Ресторан Строительная площадка Торговый центр Список локомотивов Список ресурсов и товаров Почта Чат Другие премиум-функции Плюс Стартовый бонус Стартовый пакет Городу требуется ресурс, которого нет Как заработать золото? Как сменить председателя ассоциации? Как убрать проложенный путь? Перевод золота между серверами Почему мой платеж был отклонен? Стоимость и время прокладки путей Что будет с золотом по завершению игры? Что делать, если ответ на вопрос не найден? Что изменяется при переходе в новую эпоху? Что нужно сделать перед переходом в новую эпоху? 1. О сценарии 2. Мэр 3. Президент 4. Достопримечательности 5. Финал

Поиск по ключевому слову

Вы можете легко найти ответ на свой вопрос, указав лишь ключевое слово, соответствующее вашему вопросу. Например, вместо целого предложения «Что такое Депо?» вы можете написать лишь «Депо», после чего вам будут предложены варианты ответов.

Поиск по карте сайта

Вы предпочитаете использовать карту сайта, знакомую вам, например, по Википедии? Никаких проблем, воспользуйтесь нашей картой сайта, чтобы найти ответ на свой вопрос.

К локомотивному депо приписан парк локомотивов, здесь же производится ремонт и техническое обслуживание локомотивов и вагонов.

От уровня Депо зависит количество локомотивов, которыми может владеть ваша компания, но на количество вагонов уровень Депо не влияет.

К сведению
Призовые локомотивы, которые можно выиграть в лотерею, не занимают места в Депо, поэтому максимальное количество локомотивов может быть больше, чем уровень Депо.

В отличие от других зданий на станции, максимальный уровень локомотивного депо зависит от эпохи.
В первую эпоху вы можете построить Депо 7 уровня, далее по эпохам: 11; 15; 19; 22; 25.

Таким образом, к финальной стадии транспортный парк компании может состоять максимум из 25 активных локомотивов, 50 локомотивов в Музее и неограниченного количества вагонов.

Пояснение к таблице

Ур. - уровень здания.
Парк (актив) - количество действущих локомотивов.
Парк (всего) - общее количество локомотивов (Депо плюс Музей).
Стоимость - стоимость строительства данного уровня.
Стр-во - продолжительность строительства.
ОП - очки престижа, получаемые за постройку уровня здания.

Примечание: разработчики игры могут изменить указанные данные без предварительного уведомления.

Ур. Парк (актив) Парк (всего) Стоимость Стр-во ОП
Первая эпоха
1 1 2 - - -
2 2 4 5 000 $ 0:00:02 2
3 3 6 12 000 $ 0:02:00 5
4 4 8 45 000 $ 1:00:00 10
5 5 10 200 000 $ 3:00:00 15
6 6 12 400 000 $ 4:30:00 20
7 7 15 600 000 $ 6:00:00 25
Вторая эпоха
8 8 18 850 000 $ 8:00:00 30
9 9 21 1 200 000 $ 12:00:00 35
10 10 24 1 750 000 $ 14:00:00 40
11 11 27 2 200 000 $ 16:00:00 45
Третья эпоха
12 12 30 2 750 000 $ 19:00:00 50
13 13 33 3 300 000 $ 20:00:00 60
14 14 36 3 800 000 $ 21:00:00 70
15 15 39 4 500 000 $ 23:00:00 80
Четвертая эпоха
16 16 42 5 300 000 $ 24:00:00 90
17 17 45 6 000 000 $ 24:00:00 100
18 18 48 6 500 000 $ 24:00:00 110
19 19 51 7 000 000 $ 24:00:00 120
Пятая эпоха
20 20 54 7 500 000 $ 24:00:00 130
21 21 57 8 000 000 $ 24:00:00 140
22 22 60 8 500 000 $ 24:00:00 150
Шестая эпоха
23 23 65 9 000 000 $ 24:00:00 160
24 24 70 9 500 000 $ 24:00:00 180
25 25 75 10 000 000 $ 24:00:00 200

Rail Nation позволить быстрее развивать железнодорожную компанию на более поздних этапах, поэтому рекомендуем ознакомиться с нашим подробным гайдом по развитию. Улучшение уровней депо по эпохам и сравнение поездов в Rail Nation перед началом игры позволит избежать распространенных ошибок.

Все секреты прохождения Rail Nation заключаются в правильном выборе поездов и очередности строительства на станции. Введение в игру пассажирских поездов немного усложнило развитие, появилась новая задача по соблюдению баланса между пассажирскими и грузовыми перевозками. Тем актуальнее советы по локомотивам разных эпох.

Перед стартом надо понять несколько принципов, позволяющих ускоряться в развитии:

  1. Не забывайте про стартовые задания — в начале игры за них дают приличную награду.
  2. Повышайте уровень депо и лаборатории. Депо позволит содержать больше поездов, а значит увеличивать пассивный доход. Лаборатория ускоряет проведение исследований.
  3. Вступите в ассоциацию с производством, это существенно сокращает время на погрузку.
  4. Вкладывайте только в те предприятия (отрасли), с которыми регулярно сотрудничаете.
  5. Покупайте дополнительные лицензии, это позволит развиваться быстрее.

1 эпоха

В первой эпохе надо как можно быстрее перейти к Соколу. Стартовая Ласточка имеет самые низкие характеристики, тратить очки на ее улучшение нет смысла, улучшаем только ветки, ведущие к Соколу. Лучше всего пройти через пассажирского Кита, который даст хороший доход, если проложить дорогу до трех городов пятого уровня, чтобы возить пассажиров в обе стороны. Сразу после этого берем дополнительный вагон и все доступные улучшения.

На станции надо обязательно улучшить Депо до 7 уровня для получения стабильного источника доходов. Лабораторию желательно поднять до 10-12 левела. Торговый центр, Отель и Ресторан можно улучшать по мере возможностей для дополнительного дохода.

Перед переходом к следующей эпохе надо заполнить Банк и накопить максимальное количество очков исследований, они пригодятся для открытия нового поезда.

2 эпоха

Как бы ни хотелось начать двигаться в сторону Слона с десятью вагонами, его низкая надежность перекрывает все достоинства. Получить с него выгоду сложнее, поэтому лучше двигаться через Летучую мышь в сторону оптимального варианта 2 эпохи Rail Nation — Рыси.

Для перевозки пассажиров берем Жирафа. Если и дальше использовать старый поезд, то город быстро умрет, а приобрести следующий после Жирафа локомотив получится нескоро.

На станции начинаем с Депо, поднимая его до 11 уровня. Дальше исследуем Лабораторию, желательно успеть поднять до 18-20 уровня. Строительная площадка 10 левела дает прирост к скорости строительства существенные 32%, поэтому идет третьей в списке.

Также надо максимально улучшить Отель, Торговый центр и Ресторан, которые по доходу станут сравнимы с поездами.

И не забываем про расширение дорожной сети на пару городов.

3 эпоха

Локомотив Ускорение Скорость Вместимость Надежность Цена, тыс.
Геракл 1 65 8 50% 350
Прометей 3 90 7 50% 375
Морфей 3 150 10 80% 1 000
Осирис 5 100 7 60% 500
Один 8 100 4 60% 275
Дионис 14 130 4 60% 200
Аякс 10 120 75 60% 350 Электра 20 160 95 85% 500
Исида (призовой) 6 120 8 85% 500

3 эпоха Rail Nation отличается от первых этапов необходимостью открытия двух поездов, Морфея и Осириса, для изучения сцепки. Это не обязательное, но крайне желательное умение.

Здесь есть два возможных варианта развития — ради города и для собственной выгоды.

В первом случае, если вы не успели прокачать сцепку, то надо исследовать ее через Осирис и Прометей. Если сцепка уже изучена, то используем имеющееся до возможности перейти на Морфей. Пассажиров продолжаем возить на Жирафе.

Во втором случае главной задачей будет дойти до Аякса, игнорируя даже сцепку. Перевозка пассажиров выгодные грузов, а выведенный в топ Аякс даст наибольшую отдачу. Дальше пытаемся успеть изучить сцепку.

На станции продолжаем развивать Депо и Лабораторию. Вокзал можно держать на 3 уровня ниже Депо ради фарма престижа, о котором поговорим ниже. Ресторан надо поднять до 32 левела, Торговый центр и Отель до 25-го.

Престиж

Престиж выдают за изучение новых локомотивов, улучшение станции и получение наград, но для результатов этого недостаточно. Фармить престиж в Rail Nation в больших и стабильных количествах лучше всего за счет грузоперевозок.

Если вы использовали наш гайд, то к данному моменту ваша железнодорожная сеть включает несколько городов. От 3-4 городов проложите дорогу к необходимым ресурсам и закрепите за каждым по поезду, организовав поочередный подвоз ресурсов.

Это позволит ежедневно снабжать города ресурсами и даст большой рост очков престижа.

4 эпоха

Локомотив Ускорение Скорость Вместимость Надежность Цена, тыс.
Гор 3 100 9 50% 750
Аполлон 4 75 8 50% 500
Нептун 7 90 7 30% 300
Посейдон 5 180 18 60% 2 000
Тор 5 110 6 40% 600
Арес 15 135 5 70% 600
Гермес 5 235 95 50% 600
Аид 6 200 145 80% 800
Зевс (призовой) 9 150 9 80% 800

4 эпоха Rail Nation располагает интересными пассажирскими и грузовыми поездами.

В начале можно продолжать использовать старые Морфеи, занимая свободные слоты даже не прокаченными Апполонами. После открытия и улучшения Тора можно перейти на него, но уже через два дня станет доступен лучший поезд эпохи, поэтому имеет смысл подождать. После открытия Посейдона спокойно переходим полностью на него, улучшая по мере игры.

Пассажирский поезд Гермес почти в два раза быстрее своего предшественника Аякса, поэтому также полностью меняем составы и переходим на новый локомотив.

5 эпоха

Локомотив Ускорение Скорость Вагоны Надежность Цена, тыс.
Единорог 1 100 10 40% 800
Сатир 2 160 9 60% 1 100
Василиск 4 145 8 50% 1 000
Кентавр 10 150 28 60% 5 000
Медуза 16 210 5 65% 900
Левиафан 18 90 7 70% 1 200
Икар 15 320 160 75% 1 300 Талос 15 110 180 70% 1 000
Сфинкс (призовой) 10 160 11 75% 1 300

5 эпоха Rail Nation начинается с Медузы и через Левиафана идем к самому мощному поезду эпохи — Кентавру. 28 вагонов с отличным ускорением, максимальной скоростью и неплохой надежностью делают его лучшим для перевозки грузов. Он занимается четыре места в Депо, поэтому как можно быстрее поднимаем постройку до 22 уровня.

Из пассажирских лидирует очень быстрый и надежный Икар.

6 эпоха

После стартового Огра исследуем новый грузовой состав Удав, которым заменим вместительные Кентавры. Удав обладает менее впечатляющими характеристиками, зато занимают всего одно место в депо. Затем открываем последний поезд эпохи — Олимп.

Параллельно поднимаем Депо до максимального 25 уровня.

7 эпоха

Локомотив Ускорение Скорость Вагоны Надежность Цена, тыс.
Аврора (призовой) 20 300 270 65% 2 500
Титан (призовой) 1 100 40 65% 2 500

Вместе с двумя последними призовыми поездами Аврора и Титан, это все поезда Rail Nation по эпохам. Выбор оптимальный стратегии развития сразу на всю игру позволит избежать пустой траты ресурсов, и построить успешную железнодорожную компанию!

Привет, друзья! Мы продолжаем строить железные дороги и сегодня обсудим четвертый этап игры и узнаем на что нам стоит сделать ставку в этот раз.

Нас интересуют поезда 4 эпохи Rail Nation, причем стоит обратить внимание не только на грузовые, но и на пассажирские локомотивы, предлагаю обо всем по порядку.

Грузовые локомотивы

В самом начале, если вы перешли из 3 эпохи с открытой сцепкой, можете кататься на Морфеях, при этом неплохо будет в новые слоты докупать Аполлонов, пусть даже прокачанных по жирным линиям.

Такую тенденцию можете сохранять пока не откроете Тора с максимальными улучшениями. Тор хорош и в 4 эпохе уверенно занимает 2 место среди всех доступных вариантов и вроде было бы неплохо заменить весь парк поездов, но стоит ли это делать на 2-3 дня? Решать конечно вам.

Причем обратите внимание, что Тор занимает 1 слот в депо, а управлять 19 составами вы просто замучаетесь, если конечно вы не счастливый обладатель пакета плюс. В общем, смотрите по своим финансам и возможностям.

Уже через пару дней вы откроете Посейдона, который является лидером по грузовым перевозкам, при чем управлять им будет гораздо легче, ведь он занимает 3 слота в депо.

Вот тут вам стоит полностью сменить ваши поезда, на чем бы вы не катались. Посейдон хорош уже в зачаточном состоянии, поэтому пересаживайтесь на него и прокачивайте в ТОП по ходу дальнейшей игры.

Пассажирские локомотивы

Отдельного внимания заслуживает пассажирский поезд Гермес, который по скорости вдвое превосходит своего предшественника Аякса. Если вы любитель пофармить на перевозках людей, то обязательно открывайте его.

Что с остальными?

Уже на Аресе вы столкнетесь с выбором дальнейшего пути развития и хоть нам предлагаю три варианта, я рекомендую забыть о локомотиве Гор, уж очень много он требует очков исследования, и выбирать между путем А и С.

По ветке А пробегайте по жирным линиям поезд Нептун, прямиком до Тора, а дальше все как описано выше, впрочем, там особого выбора не будет прокачивать придется на максимум в любом случае.

По ветке С у нас стоит пассажирский Гермес и если вы занимаетесь перевозкой людей, то качайте его в ТОП и затем идите к остальным грузовым локам.

Заключение

Принимать эту инструкцию всерьез или нет, дело ваше, но определенно эти советы действуют и проверены уже не раз. Но если у вас свое мнение на этот счет, то поделитесь им в комментариях, может это будет полезно другим игрокам.

Я на этом прощаюсь с вами и желаю вам удачного развития в игре Rail Nation.

Rail Nation - экономическая браузерная игра о поездах, в которой первое время не очень легко разобраться. Rail Nation гайд поможет быстро организовать маршруты поставок, которые будут приносить прибыль

Rail Nation относится к разряду экономических игр , где основная цель - заработок финансов. Основное средство для этого - собственная железная дорога, которую вы начинаете строить практически с нуля. В Rail Nation реализовано шесть эпох развития поездов. Игра начинается самых древних поездов, а затем, раз в две недели, меняется эпоха и для использования доступны более современные поезда и вагоны.

С развитием эпохи появляются новые товары. Для перевозки каждого продукта необходим определенный тип вагона. Поэтому нужно заботиться о том, чтобы на ваших путях перевозились только актуальные товары.

Вначале игры некоторые новички не могут начать правильно развиваться и допускают ряд ошибок. Конечно, нужно самому думать, как лучше можно развить свою империю. Прочитав наш Rail Nation гайд, если так можно назвать эту статью, вы поймете, какие ошибки вы допустили, чтобы не повторяться в будущем.

В процессе обучения вы покупаете свой первый поезд и вагоны для перевозки. После того, как обязательные задания позади, вам придется начать зарабатывать самому. Учитывайте, что на прибыль от перевозок вы должны отремонтировать сломавшиеся составы. Поэтому нужно правильно рассчитывать свои маршруты. Цена на разные товары формируется каждый день разная, поэтому нужно учитывать все возможные варианты получения прибыли.
Для того, что в Rail Nation развитие вашей империи не прекращалось, постарайтесь вступить в хорошую ассоциацию. Во-первых, вы получите ценные советы от более опытных коллег, а во-вторых, у вас появится возможность быстрее развиваться. Когда процесс поставок хорошо отлажен и приносит прибыль, вы будете развиваться.

Новички ошибочно оставляют без внимания постройки на собственной станции. Эти постройки придуманы не для галочки, а действительно имеют значения не меньше, чем современный состав на маршруте.

  • Банк отвечает за лимит счета вашей компании. Если закончится лимит, то составы все равно будут работать. Деньгам просто некуда будет начисляться.
  • Вокзал никак не влияет на геймплей. За каждый уровень вы будете получать очки престижа.
  • От постройки Депо зависит максимальное количество локомотивов. Уровень Депо зависит от текущей эпохи. В первой эпохе максимальный уровень 7, затем 11; 15; 19; 22; 25.
  • Уровень Лаборатории отвечает за количество очков исследования, а также их накопления. В Лаборатории можно улучшить текущее состояние ваших поездов.
  • Лотерея - здание, повысить уровень которого нельзя за деньги. Лотерея автоматически повышается, как только вы наберет энное количество очков престижа. Каждый день у игрока есть один бонусный лотерейный билет (не накапливается). Также бесплатно билеты можно получить за участие в конкурсах ассоциации. Если у вас есть лишние 25 золотых, можно приобрести дополнительный билет.
  • Отдел лицензий дает вам право владеть большим количеством лицензий на разные группы товаров. Напомним, что лицензия повышает стоимость ресурсов или товаров.
  • Отель - здание, которое приносит вам дополнительные очки престижа. Каждые три часа нужно забирать очки вручную. Новая партия очков не появится, пока вы не заберете старую. Можно просить своих друзей по ассоциации собирать очки престижа с отеля. Для этого нужно в меню игрока выбрать «Показать станцию». Вы также можете помогать знакомым. За помощь можно получить бесплатный лотерейный билет.
  • Рельсовый завод - предприятие, которое вырабатывает рельсы. Чем выше уровень, тем больше вы можете проложить путей.
  • Ресторан каждые 90 минут приносит вам доход, но прибыль нужно собирать вручную. Можно попросить друга помощи в собирании прибыли, когда вас нет в онлайне (так же, как и с отелем). Есть вероятность получить бесплатный лотерейный билет.
  • Торговый центр - постройка, аналогичная ресторану, но прибыль приносит раз в 6 часов.
  • От уровня строительной площадки зависит время на постройки всех зданий на станции.

Чтобы в игре Rail Nation развитие не прекращалось, необходимо равномерно развивать постройки на станции. Очень полезны в начальной стадии игры Банк, Депо, Лаборатория и Отдел лицензий. Остальные постройки можно поднимать по мере возможностей.

Никакой Rail Nation гайд не сделает из вас сразу топового игрока без опыта игры. В Rail Nation игра длится 3-4 месяца, а потом начинается заново. Опытные игроки регистрируются в самом начале игры, получая преимущество. Новичкам, которые зарегистрировались спустя два месяца от старта, сложно рассчитывать на топ в рейтингах. Тем не менее, можно вступить в хорошую ассоциацию и помочь в развитии города.

  • Не забывайте ремонтировать составы, так как иногда случаются поломки.
  • Перед сменой эпохи не расходуйте деньги - в следующей эпохе можно купить улучшенные локомотивы и вагоны.
  • Следите за ценами на товары. Иногда полезные для города ресурсы будут стоить мало. Может есть смысл сосредоточиться на своей прибыли, а не на прокачке города.
  • Следите за количеством денег в банке. Неприятно будет увидеть переполненный счет, когда составы будет работать впустую.
Чем чаще вы будете придумывать новые источники прибыли, тем быстрее будет развиваться империя, а с ней и город. Для того чтобы ваш город попал в ТОП-10, нужно много работать, а затем есть шанс побороться за первое место. И помните, что деньги нужны только для зарабатывания очков престижа, ведь именно этот показатель влияет на место в общем рейтинге.

Конечно же, в ней тоже есть немало способов стать лучше других игроков, и ими не грех воспользоваться. Это не читы, взламывающие игру, и не багги, оставленные невнимательными программистами. Это – секреты игрового процесса.

Что делать со станцией?

На станции у нас можно построить несколько разных зданий. Из них некоторые практически бесполезны. Прежде всего, нас интересует только депо и лаборатория – эти здания мы строим и развиваем максимально – это касается всех игровых эпох. Остальные здания достраиваем по необходимости.

Ещё одна интересная уловка – построить к концу третьей эпохи ресторан 32 уровня, торговый центр и отель 25 уровня. Именно в такой последовательности. Зачем? Все эти здания вплоть до четвертой эпохи включительно будут приносить вам доход не меньше, чем поезда. Поэтому бонусы, получаемые с этих зданий, сильно выручат вас на первых порах.

Как правильно делать инвестиции

Большая часть игроков неправильно инвестирует внутриигровую валюту и из-за этого игра становиться слишком сложной для них. Есть один небольшой секрет, позволяющий избежать сложностей – никогда не инвестируйте в производство без веской на то причины. Также не стоит инвестировать в те производства, товары которых никуда не поставляются – это пустая трата денег.

Поезда и вагоны Рейл Нейшн по эпохам

Обязательно сравнивайте поезда друг с другом – это поможет вам выбрать оптимальный вариант. Следите также за тем, чтобы понапрасну не тратить очки исследований. Изучили модуль, необходимый для лучшего поезда – и хватит.

Сами же поезда лучше покупать в таком порядке:

Для первой эпохи: от Ласточки к Носорогу и Соколу. Дальнейшая прокачка бессмысленна;

Для второй эпохи: от Летучей мыши к Рыси и Слону. Последний вариант на любителя – он медленный, зато перемещает девять составов;

Для третьей эпохи: от Одина к Дионису и Гераклу. Геракл, кстати, хорош только на коротких дистанциях – его можно и не брать;

Для четвертой эпохи: от Аполлона к Аресу и Посейдону. Посейдон хорош, но занимает слишком много места – как три поезда. Думайте сами, нужен ли он вообще;

Для пятой эпохи: от Медузы к Левиафану и Кентавру. Кентавр – также крупный поезд, занимает 4 места;

Для шестой эпохи: от Огра к Удаву и Олимпу. Между ними есть ещё поезд Валькирия, но его можно и пропустить.

И напоследок отметим, что продажа вагонов – гиблое дело. Лучше наоборот – покупать их и участвовать в соревнованиях. В качестве исключения продавать можно только если это сулит крупные деньги, которых вам не хватает на другие жизненно важные вещи.

Loading...Loading...