Скульптурные и архитектурные особенности древней греции. Афины: главные архитектурные памятники Древней Греции

Как всё-таки детские впечатления отличаются от впечатлений взрослого. Когда я в первый раз в школьном возрасте была в Афинах, мне казалось, что Акрополь огромен и бесконечен, что гулять около него можно вечно, и что такое количество развалин древних зданий, сконцентрированных в одном месте, больше нигде не увидишь. А вот приехав туда во взрослом возрасте, я поняла, что либо я уже настолько часто езжу, что впечатляться мне всё тяжелее и тяжелее, либо Акрополь действительно не так уж велик, и удивляться надо тем, что в столь небольшом по площади месте произошло такое огромное количество важных исторических событий, повлиявших на ход истории мира.

Вообще, даже такие огромные по древним меркам города, как Афины или Рим, сейчас кажутся почти что крошечными. Я имею в виду историческую часть современных городов, конечно. Почти всё самое важное – в легко доступной пешей досягаемости друг от друга, очень удобно для туристов. С другой стороны, если задуматься, что вот по этим самым камням когда-то ходили древние греки, что здесь были Сократ, Платон, Плутарх... - становится как-то немного не по себе.
От современного оживлённого района Монастираки дорога к Акрополю занимает всего 15-20 минут, да и то в неспешном темпе. Правда, идти приходится всё время в горку, потому что Акрополь находится на возвышенности. Чем выше поднимаешься, тем лучше видны древние постройки, сохранившиеся в этом районе:


Первая остановка на пути – холм Ареса, или Ареопаг. Среди древних греков это место было известно как место заседания совета старейшин, которые в древние времена правили городом. Отсюда открываются одни из самых красивых видов на Афины. Вид с Ареопага в сторону Агоры и храма Гефеста:




В сторону холма Пникс:


Современные Афины – довольно большой город. Порой даже не верится, что когда-то жизнь здесь была сосредоточена на существенно меньшем пространстве. В самой дали виднеется холм Ликабетт – это ещё одно довольно популярное место для туристов с фотоаппаратами. Внизу – тропинки среди многочисленных древних камней: даже обидно, что столько зданий с тех времён не сохранились:


Традиционный вид с Ареопага на Акрополь, точнее, на Пропилеи – главные ворота Акрополя:


А это вид уже с Акрополя на Ареопаг. Вот та самая небольшая и неровная каменная возвышенность – и есть Ареопаг, место, где некогда принимались важные политические и судебные решения. По размером он, кстати, где-то такой же, как знаменитые камни, лежащие в централ-парке в Нью-Йорке. А вот историческую значимость и не сравнишь.


Парфенон находится на хронической реставрации. Разбросанные по территории Акрополя древние камни пытаются собрать воедино и по максимуму восстановить из них здание. Что из этой затеи получится, пока сказать сложно, особенно с учётом того, сколько всего с Акрополя было вывезено из Греции ещё в средние века. Элементы Парфенона сейчас хранятся в Париже, Ватикане, Мюнхене, Вене, Копенгагене... И, разумеется, никто их возвращать грекам не собирается.


А вот Эрехтейон почему-то не реставрируют. Хотя, может, и до него дойдут со временем:


Знаменитый портик кариатид:





На Акрополе всегда довольно людно. Оно и понятно, ведь это самое известное место в Афинах. В масштабах современного мира Акрополь кажется довольно маленьким. Вот с этого ракурса виден практически весь холм:


Меж тем, даже сейчас постройка такого масштаба кажется грандиозной:




Расцветы и закаты цивилизаций – вообще интересная штука: некогда одна из величайших наций Европы - вдруг исчезает. На редких картинах греческих художников средних веков можно увидеть изображения пастухов, пасущих коз на вершине Акрополя: прошло несколько веков с крушения Афин – и от древних греков как будто не осталось и следа. Средневековые жители Греции, наверное, и не знали, что это за здания там на холме стоят.


Традиционный вид на город с Акрополя:




Внизу виднеется храм Зевса:


Одеон Ирода – огромный красивый амфитеатр, построенный во 2-ом веке н.э., уже при римлянах. Совершенно колоссальный проект по тем меркам: этот музыкальный театр может вмещать в себя до шести тысяч человек одновременно. Греки недавно отремонтировали Иродеон, и сейчас время от времени там проходят концерты:




Неподалеко находится театр Диониса, он на 5-6 веков старше одеона Ирода, и построен ещё в типично греческом стиле: греки для строительства амфитеатров всегда выбирали естественную возвышенность.


Сзади за театром Диониса виднеется ультрасовременное здание – это современный музей Акрополя, открывшийся пару лет назад:


Спустимся к театру Диониса:


Вид от театра на Акрополь:

Уже где-то на выходе с территории Акрополя:




Новый современный музей Акрополя действительно хорош. Правда, на тот момент, когда я там была, он ещё был не до конца открыт. Но даже та часть, которая была в открытом доступе, впечатляла:


По замыслу, здесь должны хранится скульптуры из храмов Акрополя, всё найденное на холме, сохранившиеся фрагменты Парфенона, а также копии вывезенных из Греции античных произведений искусства, связанных с Акрополем.

Открытие музея планировалось приурочить к Олимпийским играм 2004-го года, но греки в традиционной своей манере все сроки протянули, вовремя проект не сдали, и строительство здания музея закончили только к концу 2007-го года, а окончательный перевоз всех экспонатов и вовсе завершился только летом 2009-го, т.е. на 5 лет позже запланированного срока.


Музей, впрочем, получился очень неплохой, и сейчас, пожалуй, вполне себе может соперничать даже с национальным археологическим музеем, который до сих пор считался главным музеем города.




Ну и в довершении – небольшой забег в сторону храма Зевса, который был виден с Акрополя на фотографиях выше.
Вид от него в сторону Акрополя:


Сам храм Зевса некогда был самым большим во всей Греции храмом. Его строили в течение четырёх веков и закончили строительство только во 2-ом в. до н.э. Сейчас от храма остались только один-единственный угол и пара колонн в другом конце храма.


Самые красивые элементы храма были вывезены из Афин в Рим ещё древними римлянами.



Но даже по этим нескольким колоннам вполне себе можно представить масштаб здания:

Как всё-таки детские впечатления отличаются от впечатлений взрослого. Когда я в первый раз в школьном возрасте была в Афинах, мне казалось, что Акрополь огромен и бесконечен, что гулять около него можно вечно, и что такое количество развалин древних зданий, сконцентрированных в одном месте, больше нигде не увидишь. А вот приехав туда во взрослом возрасте, я поняла, что либо я уже настолько часто езжу, что впечатляться мне всё тяжелее и тяжелее, либо Акрополь действительно не так уж велик, и удивляться надо тем, что в столь небольшом по площади месте произошло такое огромное количество важных исторических событий, повлиявших на ход истории мира.

Вообще, даже такие огромные по древним меркам города, как Афины или Рим, сейчас кажутся почти что крошечными. Я имею в виду историческую часть современных городов, конечно. Почти всё самое важное – в легко доступной пешей досягаемости друг от друга, очень удобно для туристов. С другой стороны, если задуматься, что вот по этим самым камням когда-то ходили древние греки, что здесь были Сократ, Платон, Плутарх... - становится как-то немного не по себе.
От современного оживлённого района Монастираки дорога к Акрополю занимает всего 15-20 минут, да и то в неспешном темпе. Правда, идти приходится всё время в горку, потому что Акрополь находится на возвышенности. Чем выше поднимаешься, тем лучше видны древние постройки, сохранившиеся в этом районе:


Первая остановка на пути – холм Ареса, или Ареопаг. Среди древних греков это место было известно как место заседания совета старейшин, которые в древние времена правили городом. Отсюда открываются одни из самых красивых видов на Афины. Вид с Ареопага в сторону Агоры и храма Гефеста:




В сторону холма Пникс:


Современные Афины – довольно большой город. Порой даже не верится, что когда-то жизнь здесь была сосредоточена на существенно меньшем пространстве. В самой дали виднеется холм Ликабетт – это ещё одно довольно популярное место для туристов с фотоаппаратами. Внизу – тропинки среди многочисленных древних камней: даже обидно, что столько зданий с тех времён не сохранились:


Традиционный вид с Ареопага на Акрополь, точнее, на Пропилеи – главные ворота Акрополя:


А это вид уже с Акрополя на Ареопаг. Вот та самая небольшая и неровная каменная возвышенность – и есть Ареопаг, место, где некогда принимались важные политические и судебные решения. По размером он, кстати, где-то такой же, как знаменитые камни, лежащие в централ-парке в Нью-Йорке. А вот историческую значимость и не сравнишь.


Парфенон находится на хронической реставрации. Разбросанные по территории Акрополя древние камни пытаются собрать воедино и по максимуму восстановить из них здание. Что из этой затеи получится, пока сказать сложно, особенно с учётом того, сколько всего с Акрополя было вывезено из Греции ещё в средние века. Элементы Парфенона сейчас хранятся в Париже, Ватикане, Мюнхене, Вене, Копенгагене... И, разумеется, никто их возвращать грекам не собирается.


А вот Эрехтейон почему-то не реставрируют. Хотя, может, и до него дойдут со временем:


Знаменитый портик кариатид:





На Акрополе всегда довольно людно. Оно и понятно, ведь это самое известное место в Афинах. В масштабах современного мира Акрополь кажется довольно маленьким. Вот с этого ракурса виден практически весь холм:


Меж тем, даже сейчас постройка такого масштаба кажется грандиозной:




Расцветы и закаты цивилизаций – вообще интересная штука: некогда одна из величайших наций Европы - вдруг исчезает. На редких картинах греческих художников средних веков можно увидеть изображения пастухов, пасущих коз на вершине Акрополя: прошло несколько веков с крушения Афин – и от древних греков как будто не осталось и следа. Средневековые жители Греции, наверное, и не знали, что это за здания там на холме стоят.


Традиционный вид на город с Акрополя:




Внизу виднеется храм Зевса:


Одеон Ирода – огромный красивый амфитеатр, построенный во 2-ом веке н.э., уже при римлянах. Совершенно колоссальный проект по тем меркам: этот музыкальный театр может вмещать в себя до шести тысяч человек одновременно. Греки недавно отремонтировали Иродеон, и сейчас время от времени там проходят концерты:




Неподалеко находится театр Диониса, он на 5-6 веков старше одеона Ирода, и построен ещё в типично греческом стиле: греки для строительства амфитеатров всегда выбирали естественную возвышенность.


Сзади за театром Диониса виднеется ультрасовременное здание – это современный музей Акрополя, открывшийся пару лет назад:


Спустимся к театру Диониса:


Вид от театра на Акрополь:

Уже где-то на выходе с территории Акрополя:




Новый современный музей Акрополя действительно хорош. Правда, на тот момент, когда я там была, он ещё был не до конца открыт. Но даже та часть, которая была в открытом доступе, впечатляла:


По замыслу, здесь должны хранится скульптуры из храмов Акрополя, всё найденное на холме, сохранившиеся фрагменты Парфенона, а также копии вывезенных из Греции античных произведений искусства, связанных с Акрополем.

Открытие музея планировалось приурочить к Олимпийским играм 2004-го года, но греки в традиционной своей манере все сроки протянули, вовремя проект не сдали, и строительство здания музея закончили только к концу 2007-го года, а окончательный перевоз всех экспонатов и вовсе завершился только летом 2009-го, т.е. на 5 лет позже запланированного срока.


Музей, впрочем, получился очень неплохой, и сейчас, пожалуй, вполне себе может соперничать даже с национальным археологическим музеем, который до сих пор считался главным музеем города.




Ну и в довершении – небольшой забег в сторону храма Зевса, который был виден с Акрополя на фотографиях выше.
Вид от него в сторону Акрополя:


Сам храм Зевса некогда был самым большим во всей Греции храмом. Его строили в течение четырёх веков и закончили строительство только во 2-ом в. до н.э. Сейчас от храма остались только один-единственный угол и пара колонн в другом конце храма.


Самые красивые элементы храма были вывезены из Афин в Рим ещё древними римлянами.



Но даже по этим нескольким колоннам вполне себе можно представить масштаб здания:

– отлично сохранившаяся венецианская крепость.

Далее нас ждёт путешествие в прекрасную Македонию – уникальную, с плодородной почвой область Древней Греции . В далёкие времена, более 3-х тысяч лет назад, именно здесь был центр земледелия древних греков . Тут можно увидеть прекрасную, местами не тронутую дикую природу. Вооружившись рюкзаками и запасами продовольствия, некоторые туристы любят побродить этими удивительными лесами, посмотреть на горные реки и полюбоваться водопадами с чистейшей речной водой. По некоторым подсчётам здесь около полутора тысяч древних памятников культуры. Наиболее известные из них: Дион, Олинтос, Пела и Платамон.

И, наконец, Крит – остров, который пользуется незаурядной популярностью среди наших туристов. Многие сюда приезжают не только отдохнуть, но и полюбоваться руинами и развалинами древней минойской цивилизации, исчезнувшей более 5-ти веков назад, но оставившей нам множество памятников своей культуры, которые знают практически во всём мире. Именно здесь располагался знаменный дворец Минотавра со своим уникальным лабиринтом. В целом, здесь можно бесконечно любоваться ветряными мельницами, пейзажами, рунами древних городов, а также неповторимыми пещерами и долинами.

Помимо афинского Акрополя, есть свой и в Линдосе. Расположен он на высоте 116 метров и добраться до него пешком серьезное испытание. На помощь придет линдосское такси – ослик, всего за 5 евро доставит Вас до места. Открыт Акрополь со вторника по воскресенье, с 8-30 до 14-40 (в разгар сезона время работы продлевают). Цена билета: 6 евро.

Богат достопримечательностями Родос . Дворец рыцарей является наиболее посещаемым среди других памятников архитектуры и истории острова. В этом монументальном, внушительном сооружении находился административный центр рыцарей (XIV в). Однако, позже, во времена владычества турецкого, дворец был разрушен от взрыва, хранящегося в подвале пороха. В 1939 году его восстановили.

Теперь это музей, вмещающий большое количество потрясающих по красоте, уникальных старинных предметов быта, драгоценностей, мозаики, относящихся к началу времен христианства. Уникальные памятники Греции здесь, на Родосе , находятся буквально на каждом шагу. Здесь находится музей археологии. Все шесть его залов наполнены уникальными предметами, на которые стоит посмотреть.

Наименее пострадавший от времени по сравнению с другими памятниками архитектуры этой страны, храм Афины , предлагает к обозрению величественную аркаду, в которой 13 уникальных колонн, грот-алтарь для жертвоприношений, а также развалины античного театра. Практически все памятники архитектуры Греции полны неожиданных сюрпризов. Здесь, спустившись по скале вниз, можно увидеть носовую часть корабля. Ранее здесь находилась статуя бога-покровителя моряков Посейдона.

Культура Древней Греции

Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)

Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.

Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского союза, направленного против Персии, Перикл задумал создать на месте разрушенного персами в 480-479 годах до н.э. афинского Акрополя новый архитектурный комплекс – величайшее «чудо света», новое всеэллинистическое святилище, призванное укрепить ведущее место Афин в греческом мире. Использование огромных денежных средств из казны союза, привлечение лучших мастеров и архитекторов обеспечило рождение одного из самых совершенных ансамблей в мировом искусстве. Началось грандиозное строительство под общим руководством скульптора Фидия. Вместо простого архаического въезда на Акрополь появляются монументальные, торжественные ворота – Пропилеи – с дорическими портиками на разных уровнях и широкой лестницей, наклонным коридором, внутри обрамленным ионической колоннадой, поддерживающей своды мраморного потолка, где, если верить путешественнику II века н.э. Павсанию, мерцали на голубом небе золотые звезды.

Пропилеи занимали всю западную часть холма и состояли из центрального здания и двух неодинаковых по величине боковых крыльев. Правое крыло венчал маленький изящный храм с ионическими колоннами, построенный архитектором Калликратом в честь богини победы – Ники Аптерос (Бескрылой, чтобы не могла Победа улететь из Афин), украшенный невысоким барельефом на тему греко-персидских войн. Однако пора переступить волшебный порог Пропилеи, чтобы лучше узнать мир Акрополя.

Парфенон – храм Афины-Парфенос (Афины Девы). Древняя Греция (432 г. до н.э.)

Парфенон – храм Афины-Парфенос (Афины Девы), Древняя Греция – главное сооружение Афинского Акрополя, как по своему значению, так и по размерам.

Когда-то он возвышался над всем Акрополем подобно тому, как Афины возвышались над остальными государствами Греции, являя собой воплощение славы и могущества Афинской державы. Этот храм был выстроен из пентелийского мрамора в 447-438 годах архитекторами Иктином и Калликратом. Скульптурное убранство создано к 432 году до н.э. прославленным ваятелем Фидием и его учениками. Храм представляет собой дорический периптер размерами 30,89 х 69,54 м с числом колонн 8x17. Благородная красота и гармоничность пропорций, поразительная пластичность и соразмерность всех его форм рождает чувство приподнятости и величия. Главным украшением внутреннего пространства храма была всемирно известная хрисоэлефантинная статуя (из золота и слоновой кости) Афины Парфенос, высотой около 12 м, созданная скульптором Фидием в 438 году до н.э.

Вместе с Грецией, Парфенон пережил все этапы ее истории. Был он и христианской церковью Святой Софии и турецкой мечетью. Почти полностью был уничтожен войной в XVII веке. А в начале XIX века лишился всей сохранившейся скульптуры и рельефов, ныне разбросанных по всем европейским музеям. Но и сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античной архитектуры, шедевром мирового искусства и пластики.

Дискобол. Древняя Греция (сер. V в. до н.э.)

Дискобол – тип античной статуи атлета, бросающего диск, широко распространенный в Древней Греции. Самая знаменитая из статуй скульптора Мирона из Элевтер в Аттике. Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина; что считалось большой честью. Как пишет Плиний, учился Мирон у Агелада – прекрасного мастера, работавшего в Аргосе, учениками которого были также Поликлет и Фидий. Статуя создана им в середине V в. до н.э. в период перехода от «строгого стиля» к классическому. Оригинал из бронзы утрачен, но сохранились 15 повторений римского времени в мраморе, что свидетельствует о славе этого произведения. Лучшее повторение – статуя II века н.э. из Палаццо Ланчелотти, ныне в Национальном музее в Риме. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения. «В „Дискоболе“ Мирон переносит нас в мир действия, где движение вдруг получило верховную роль, где человек познает опьянение силой, сдерживаемой равновесием. В этом смысле Мирон основоположник искусства ваяния, как его современник Эсхил – творец драматического действия. И тот и другой исследовали пределы человеческой силы», – как отмечал в своей работе «Греческая цивилизация» А.Боннар.

Хотя римские копии Дискобола достаточно хороши, пластический язык самого Мирона в них утрачен, поскольку используется другой материал, отсутствует чувство свободы и гибкости форм, чувствуется некоторая застылость всего образа, в которой теряется все напряжение энергии атлета. Однако сохранились навеянные мотивом Мирона произведения близких ему по времени безвестных мастеров, еще обладающие той живой пластикой.

Аполлон Бельведерский. Древняя Греция (IV в. до н.э.)

Аполлон Бельведерский – античная статуя, изображающая бога Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Была выполнена из бронзы в период поздней классики, в середине IV века до н.э. древнегреческим скульптором Леохаром. Статуя не сохранилась, но ее римское повторение в мраморе было найдено в Италии между 1484 и 1492 годами в Андио близ Рима. В правление Папы римского Юлия II, в 1506 году, статуя Аполлона была установлена в галерее-антикварии в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда ее название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

Бог Аполлон пластически совершенен; перекинутый через плечо плащ не скрывает ни единого мускула торса. Но в образе бога – внешне очень эффектном – не ощущается внутренней значительности. С годами слава статуи росла, и Аполлон Бельведерский стал символом гармонии и красоты. Но по сюжету он только что пустил свою смертоносную стрелу, которую не в силах остановить даже всемогущий Зевс, и теперь наблюдает, как она вонзается в жертву. Аполлон – вовсе не из тех божеств, которые отличаются милосердием, наоборот он холоден и бессердечен.

Ника Самофракийская. Древняя Греция (ок. 190 г. до н.э.)

Ника Самофракийская (ок. 190 г. до н.э.) – знаменитая, высеченная из мрамора неизвестным мастером статуя греческой богини Ники. Правое крыло статуи утрачено и является гипсовой реконструкцией. Голова и руки статуи отсутствуют. Высота составляет 3метра 28 сантиметров.

В 1863 году на острове Самофракия в Эгейском море скульптуру Ники нашел Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику в знак греческих морских побед родосцев над царем Антиохом III в 190 году до н.э.

Силуэт богини, встречающей на носу корабля морской ветер, полон стремительности. Она передана развевающимися складками одежды. Фигура, едва скрытая складками прилегающего наряда, совершенна. Ника из Самофракии сразу стала иконой и символом искусства. Это – определенно одна из вершин творческой жизни и одно из самых известных изображений. К образу летящей богини обращаются скульпторы и архитекторы, в ее форме отливают кубки и эмблемы. Статуя Ники Самофракийской, запечатлевшая богиню победы, показывает: не только боги могут быть бессмертны.

Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Кисть из того же мрамора была найдена в Самофракии в 1950 году и сейчас экспонируется в Лувре, сразу за статуей Ники. Сама статуя установлена на повороте лестницы Дару, что эффектно подчеркивает ее стремительность и порыв. Правое крыло статуи – реконструкция, точная копия левого крыла из гипса. Многократные же попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны – все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Венера (Афродита) Милосская. Древняя Греция (130-100 гг. до н.э.)

Венера (Афродита) Милосская – знаменитая древнегреческая статуя периода позднего эллинизма (ок. 130-100 гг. до н.э.). Мраморный оригинал, а не копия, как считалось ранее. Статуя была найдена греческим крестьянином на своем поле в двух больших фрагментах и множестве мелких обломков в 1820 году на острове Милос (в древности Мелос) в Эгейском море. По свидетельству очевидца, французского мореплавателя Дюмона Дюрвиля, видевшего статую, когда она еще стояла в сарае крестьянина, в левой поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее одеяние. Дюрвиль рассказал о находке французскому послу в Стамбуле маркизу де Ривьер, который, получив статую в марте 1821 года, преподнес ее королю Людовику XVIII. Так статуя оказалась в Париже, в Лувре, где экспонируется и в наши дни.

Руки статуи так и не были обнаружены. Автором этого замечательного шедевра считается Александр или Агесандр из Антиохии. Несколько утраченных букв из авторской подписи на цоколе не позволяют с определенной точностью установить его имя. Мастер выполнил статую, вероятно, в подражание более древним, классическим образцам. Стилистически статуя относится к течению эллинистического искусства, отражавшему возврат к греческой классике Века Перикла. Статуя удачно сочетает в себе величавую монументальность классических образцов с характерной для эллинизма динамикой композиции, хотя искусство II века до н.э., когда создавалась статуя Венеры, отмечено кризисными тенденциями, утратой чувства целостности, тем не менее именно это произведение, благодаря своей чувственности и натуралистичности, стало со временем самым известным, любимым, общепризнанным символом красоты во всем мире.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Классическая эпоха - время наивысшего расцвета древнегреческой культуры. Именно тогда реализовались те потенции, которые вызревали и возникли в предшествующую, архаическую эпоху. Сложилось несколько факторов, обеспечивавших взлет

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

Глава IV. История Древней Греции ПРЕДАНИЯ ЭЛЛАДЫ Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами… Гесиод. Долина Нила и долина Двуречья были двумя первыми очагами цивилизации, местом где началась

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

НАРОДЫ И ЯЗЫКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Балканский полуостров и острова Эгейского моря были заселены еще в эпоху палеолита. С тех пор по этой территории прокатилась не одна волна переселенцев. Окончательно этническая карта эгейского региона сложилась после расселения

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Историки и географы Древней Греции Сенека считал, что основной наукой античности является философия, ибо только она «исследует весь мир». Но философия без истории все равно что душа без тела. Разумеется, одни лишь мифы и поэтические картины исторического процесса при

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В своем историческом развитии Древняя Греция, или Эл­лада, прошла ряд сменявших друг друга общественных укла­дов. В гомеровский период эллинской истории (XII-VIII века до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовла­дельческого

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Гражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

ВОЙНЫ И ПОЛКОВОДЦЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греки издавна жили в южной части Балканского полуострова. Затем они обосновались также на островах Эгейского моря и на западном побережье Малой Азии. В VIII–VI вв. до н. э. в результате так называемой «великой колонизации» появились

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Дипломатия древней Греции Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ А Авиценна (лат. форма от Ибн Сина - Avicenna, 980–1037 гг.) - влиятельный представитель исламской рецепции античности. Являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Ему принадлежат более 400 работ по всем разделам научных и

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

2.5. Религия Древней Греции Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных

автора

Глава 6 Культура Древней Греции «Но что больше всего радовало афинян… это великолепные храмы, в настоящее время единственное свидетельство того, что минувшее не было сказкой». Древнегреческий автор Плутарх Храм бога Гефеста в

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 33. Наука и образование в Древней Греции Представления об окружающем миреГреков всегда интересовал вопрос: как устроен окружающий мир? В Греции было немало людей, посвятивших жизнь поискам ответа на него. Их называли философами, то есть «любителями мудрости». Они

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

ЛЕКЦИЯ № 19. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима) 1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Религия Древней Греции Общий очерк. Древнейшие культы и божества Благодаря сохранившимся источникам древнегреческая религия изучена всесторонне. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники – некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.5. Религиозная система Древней Греции Древние греки - одна из ветвей древних индоевропейцев. Выделившись из индоевропейского конгломерата на рубеже IV–III тысячелетий до н. э., племена, говорившие на древнегреческом языке, мигрировали на новые земли - юг Балкан и

Loading...Loading...