Русская правда ярослава мудрого категории населения. Категории населения в древней руси. Социальная структура общества

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде ».

Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.

Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князь — правящая верхушка общества.

Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.

Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.

Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.

Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.

Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.

Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.

Закупы — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.

Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.

"Русская правда" является важнейшим правовым источником в истории российского государства. В документе можно найти положения об образе жизни и статусе самых разных слоев населения. Помимо того, древнейший источник является сборником уголовных, гражданских и культурных норм. В этой статье будет разобрано правовое положение групп населения по "Русской Правде". Итак, приступим.

"Русская Правда": общая характеристика

Первый официальный сборник правовых норм, появившийся в Киевской Руси, датируется 1016 годом. Главным составителем документа историки называют Ярослава Мудрого. Документ впервые был обнаружен исследователем Василием Татищевым, который нашел и проанализировал краткую его редакцию.

"Русская Правда" включает в себя нормы наследственного, процессуального, уголовного и торгового характера. По сути, небольшой по объему документ давал исчерпывающие сведения почти обо всех правилах общественной жизни. Отдельно стоит выделить категории населения по "Русской Правде", их правовое положение и статус. На данный момент не сохранилось ни одного оригинального экземпляра знаменитого документа. Есть лишь относительно поздние версии и списки, датированные XIII-XV веками.

Князья и их окружение

Чуть подробнее стоит рассказать о правовом положении населения по "Русской Правде". Начать необходимо с привилегированных слоев. На Руси в начале второго тысячелетия таковыми являлись бояре и князья. Князьями в документе именуются лица, держащие власть в том или ином регионе. Великим князем выступает киевский правитель, в других русских городах заседают его сыновья или родственники. Князь обладает двумя основными функциями: вершить суд и собирать налоги.

Несколько раз в документе употребляется выражение "княжьи мужи". Так на Руси называли людей, находящихся в окружении правителя. Это верные князю поданные, можно сказать, его агенты. Представленных лиц не получится выделить в качестве отдельного сословия. Хотя в "Русской Правде" правовое положение населения и подразумевает наличие "княжьих мужей", ни в одном другом древнерусском источнике эти лица не указываются.

Наконец, стоит рассказать о боярах. Это привилегированное сословие, обязанное верно служить своему князю. Боярские слуги выполняют различные функции. О них следует рассказать далее.

Бояре и знать

Какое место занимают бояре в населении по "Русской Правде"? Правовое положение феодалов всегда различно, ведь у каждого представителя привилегированного сословия есть свои функции и обязанности.

В "Русской Правде" нередко встречается понятие "тиун". Это боярский или княжеский управляющий, который мог иметь разный правовой статус. Само понятие пришло из Скандинавии, где тиунами именовали феодалов. Они собирали дань, управляли волостями и даже вершили суд. На Руси положение представленных лиц было различным. Во времена появления "Русской Правды" тиунами чаще всего были приближенные к князю бояре. Занимались они управлением и организацией функций своего правителя. Однако со временем статус тиуна стали приобретать даже холопы.

Огнищанин также был привилегированным слугой. Занимался он охраной княжеского имущества. По "Русской Правде" жизнь огнищанина оценивалась в 80 гривен. Это вдвое больше, чем цена простого человека. Есть также "конюхи старыи" - княжеские слуги, заведующие конюшнями своего правителя.

Духовенство

Представители православной церкви обладают особым правовым положением по "Русской Правде". Население древнерусского государства имело большой процент священнослужителей, церковников и монахов.

Духовенство на Руси делилось на белое и черное. В белую категорию входили иереи (обычные священники - самая многочисленная группа), протоиереи, протопресвитеры, а также разные виды дьяконов. Особое место в русском православии занимали церковники, принявшие схиму - особый духовный статус. В черную же категорию входит монашество, также классифицирующееся по нескольким видам. Ярослав Мудрый активно способствовал развитию духовенства на Руси. В "Русской Правде" были зафиксированы отдельные нормы за убийство или причинение вреда представителям церкви.

Свободные люди

Кто входил в категорию так называемых простолюдинов? Каким статусом обладали независимые и свободные жители Руси? Правовое положение населения по краткой "Русской Правде" отражено довольно четко. Основным действующим лицом в рассматриваемом документе является муж - свободный человек. За убийство мужа полагается штраф в 40 гривен. Мужьями могли именоваться самые разные представители древнерусского населения.

Независимыми как юридически, так и экономически были так называемые смерды-общинники. Эти люди выполняли отдельные повинности в пользу государства, а также уплачивали налоги. Здесь же стоит выделить посадских людей. Как смерды, так и посадники обладали имуществом, которое могло передаваться по наследству. За совершаемые преступления и проступки представители данных категорий несли имущественную и личную ответственность. В городах также существовали разные социальные группы: ремесленники, рабочие, мелкие торговцы, купцы и прочие категории людей. Правовое положение свободного населения по "Русской Правде" оговаривалось для каждой отдельной категории. В основном, устанавливались штрафы и прочие виды наказаний за разные преступления и проступки. Именно по тяжести санкций можно было определить, насколько привилегированным является то или иное сословие.

Закупы и рядовичи

Стоит перейти к группе зависимых людей. В данной отрасли выделяется довольно большое количество категорий населения. Наиболее привилегированной группой среди зависимых людей являются так называемые ратайные старосты и княжьи кормильцы. Это старосты, занимающиеся управленческими делами.

Низшее положение занимали закупы, смерды и рядовичи. При этом зависимого смерда не стоит путать со смердом-общинником, который находился в промежуточном положении на "лестнице зависимости", а потому обладал некоторыми правами и возможностями. Зависимый же смерд - это простой крестьянин, имущество которого наследовал князь. Закупами называли людей, ставших рабами из-за долговой кабалы. Это зависимые русичи, взявшие "купу" - долг, который впоследствии не смогли отдать. Рядовичи, в свою очередь, заключали с феодалом "ряд" - специальный договор, по которому получали обязанности по обработке земли.

Холопы

О самой бесправной и наиболее зависимой категории людей стоит рассказать отдельно. Холопы в Киевской Руси были близки по статусу к рабам, однако, по утверждениям многих историков, таковыми не являлись. По "Русской Правде" правовое положение социальных групп, близких к холопским, имело статус не субъекта, а объекта права. За убийство собственного холопа никаких штрафов не было. За чужого платили 12 гривен. Здесь же стоит вспомнить цену жизни простолюдина, которая составляла, согласно рассматриваемому документу, 40 гривен. Разница между свободными людьми и холопами очевидна.

Холопство проявлялось во многих видах. Зависят группы холопов от того, как именно тот или иной человек приобрел данный статус. Например, совершивший тяжкое преступление закуп обращался в обельное (полное) холопство, которое передавалось по наследству. То же касается несостоятельности в уплате долга. Порой положенная к уплате сумма могла быть настолько велика, что должник сразу же становился не закупом, а холопом.

Не стоит путать холопов с челядинами. Так называемая челядь приобретала полурабский статус в результате пленения, которое часто применялось во время военных походов. Челядинов на Руси было невероятно много. Почти каждая семья, глава которой участвовал в военном походе, имела при себе одного иноземного раба.

Население по "Русской Правде": таблицы

Правовое положение каждой категории населения можно характеризовать бесконечно долго. Однако наилучшее понимание приходит лишь при взгляде на структуру жителей Киевской Руси, зафиксированную в виде таблицы.

В таблице представлены довольно обобщенные данные. Так, до сих пор ходят споры о том, стоит ли причислять челядь к числу холопства. Историки также дискутируют о роли смердов. Далеко не все они были зависимыми.

Таким образом, данные в виде таблицы дают наилучшую характеристику правовому положению населения по "Русской Правде".

Сборник уголовных норм

Положения, регламентирующие наказания за преступления или проступки, наилучшим образом отражают правовое неравенство различных категорий населения. Субъектом преступления в Киевской Руси считался любой человек, кроме холопа. "Русская Правда" не предусматривала возраста уголовной ответственности для людей. Однако в документе уже отражалось понятие соучастия.

Основным преступлением в документе является "татьба", то есть кража. Худшим видом татьбы считалось конокрадство. Не меньшее внимание уделялось убийству. Самым частым видом наказания за убийство или побои был штраф. Сумма его разнилась в зависимости от того, к какой категории населения относится человек.

Гражданско-правовые нормы

Древнерусское законодательство знало обширную и качественную гражданскую систему. Немалое внимание в "Русской Правде" уделяется праву собственности. Феодал обладал полным имущественным правом на производственные средства и неполной собственностью на работника.

За порчу имущества виновник должен был уплатить штраф и возместить ущерб. Была развитой и договорная система. Именно она формировала и закрепляла правовое положение населения Древней Руси. Люди брали долги, попадали в зависимость, после чего заключали ряд или купу. Все это способствовало установлению той общественной системы, которая сохранялась на протяжении многих последующих веков.

Социальная структура общества ва в IX веке выражена слабо. Процесс становления социальных групп растянулся на период IX - XII вв.

Общество во делится на следующие группы населения:

Свободные (феод. знать - князья; бояре; духовенство: высшие иерархи, приходское монашество; горожане: купцы, ремесленники; свободные общинники)

Феодально зависимое (смерды, закупы).

В Русской правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По её тексту сложно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Есть лишь два юридических критерия: нормы о повышенной (2-ой) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов и огнищан (не все из них являлись феодалами).

Структура феодально господсвующего класса древнерусского государства:

1. Князья - бывшие князья союзов племён либо отдельных племён (вскоре этот титул принадлежал только рюриковичам). Доходы у князей - полюдье. В этот период возник великокняжеский домен. Р.П. упоминает о людях князя, которые живут при князе:

а) огнищане (управляющие)

в) конюхи

г) смерды

д) холопы

Все они принадлежали суду князя

2. Бояре - потомки великих князей. Их предки - старейшины племени. Богатство связано с землёй. Они управляли городами, волостями, входили в дружину князя (княжьи мужи). До XI в жили при дворе. В XI-XII вв - оседание дружины на землю (князь жалует земли). Дружина делилась на старшую и младшую. Штраф за убийство княжеского мужа - 80 гривен. В XI в огнищане также получают землю и чин.

Боярское землевладение возникает вследствие захвата земель и пожалований князя.

Духовенство - в 988 г.

а) высшее (чёрное, монашество) - проживало в монастырях.

б) приходское дух-во

С XI в монастыри превращаются в крупные хоз. земли. Вступление при внесении вкладов.

4. Городское (посадское) население: - 40 гривен за убийство гор. граждан. Купечество делилось на гостей (иностранные или иногородние) и местных. Были также ремесленники и поденщики.

5. Смерды-общинники - юридически и экономически независимы, выполнили повинности и уплачивали налоги только в пользу гос-ва. Они обладали определённым имуществом и могли завещать его детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершённые поступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нёс личную и имущественную ответственность. Выступал полноправным участником в судебном процессе. Были, кроме того, и несвободные смерды.

Ф-ии общины:

1. Экономическая - все общинники на праве владения и пользования держали землю.

2. Административно-юридическая организация.

3. Полицейско-судебная организация.

Если на территории общины совершалось убийство, община сама расследовала его. Виновный и его семья пускались на поток и разграбление (конф. имущ-ва). Изгои обращались к князьям, по их решению они передавались в монастыри.

6. Закупы - в Краткой ред. Р.П. не упоминается, в П.П. - человек, работающий в хоз-ве феодала за «купу», т.е. заём. Этот долг нужно было отработать, притом установленных эквивалентов и нормативов не существовало. Объём работы определяется кредитором. Впервые отношения закупа с кредитором были урегулированы в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Закон охранял личность и имущество закупа. Закуп отвечал за сохранность орудия труда, сопровождал господина в походах. Закуп не подлежит наказанию, если он уходит на заработки в город. Закуп мог обращаться в суд с жалобой на своего господина и в редких случаях выступать свидетелем. Если закуп убегал или совершал кражу, он превращался в холопа.

В Р.П. «ролейный» (пахотный, сельский) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от закупа «неролейного». Они получали плату за работу впрок.

7. Холопы («робы») - наиболее бесправные субъекты права. Источник рабства - рождение от холопа, самопродажа в кабалу, женитьба на холопе без заключения договора с господином, поступление в ключники без договора с господином, совершение преступление («поток и разграбление»), бегство закупа от господина, злостное банкротство. Наиболее распространённый источник холопства - плен (он не упомянут в Р.П.).

Всё, чем обладал холоп, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп с ведома господина, также ложились на господина. Личность холопа не защищалась законом (за его убийство - штраф; холоп=имущ-ву). Холопа, совершившего преступление, нужно было выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа нёс господин. В суде холоп не мог быть истцом, ответчиком или свидетелем. Ссылаясь на показания холопа в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».

Внутри холопов не существовало равенства (привилегированные и непривилегированные холопы).

4. Гражданское право: система договоров и наследование.

Мужи - в догосударственный и раннегосударственный период - свободные люди.

Градские люди - горожане. В свою очередь подразделялись на "лучших" или "вятших" (зажиточных) и "молодших" или "черных" (бедных). По роду занятий именовались "купцами" и "ремесленниками".

Смерды - свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство и свою пашню.

Закупы - смерды, взявшие у другого землевладельца ссуду ("купу") скотом, зерном, орудиями труда и т. п. и должные отрабатывать на заимодавца до тех пор, пока не отдадут долг. Уйти до этого от хозяина они не имели права. Хозяин нес за закупа ответственность в случае совершения им кражи и т. п.

Рядовичи - смерды, заключившие с землевладельцем договор ("ряд") об условиях своей работы на него или пользования его землей и орудиями труда.

Изгои - люди, утратившие свой прежний социальный статус и не имеющие возможности вести самостоятельное хозяйство.

Прощенники - вольноотпущенные ("прощенные") холопы. Находились под покровительством церкви, жили на ее земле за повинности.

Холопы - категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполнявшие различные работы в хозяйстве феодалов. Источниками формирований этого сословия были: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой.

Дружинники - воины вооруженных отрядов князей, участвующие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя за денежное вознаграждение.

Бояре - представители высшего сословия феодалов на рус:и, потомки родо-племенной знати, крупные землевладельцы. Пользовались иммунитетом и правом отъезда к другим князьям.

Князья - вожди племен, позже - правители государства или государственных образований в рамках единого государства. Старшим князем в Древней Руси считался киевский князь, а остальные - удельными.В.О. Ключевский. Курс русской истории

Предстоящие вопросы о составлении Русской правды. Следы частичной кодификации В древнерусской юридической письменности. Сведение и переработка частично Составленных статей. Составление и состав русской правды; взаимное отношение Основных её редакций. Отношение правды к действовавшему праву. Гражданский Порядок по русской правде. Предварительная заметка о значении памятников права Для исторического изучения гражданского общества. Раздельная черта между Уголовным и гражданским правом по русской правде. Система наказаний. Древняя Основа правды и позднейшие наслоения. Сравнительная оценка имущества и личности Человека. Двоякое деление общества. Имущественные сделки и обязательства. Русская правда - кодекс капитала.

Два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества, - нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст.1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись насубъекты, поименованные в Русской Правде как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп - боярство, духовенство, купе­чество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). Кроме свободных смердов, существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп - человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т. е. заем, в который могли включаться разные ценности, - земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т. е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других свидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.

Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое - все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля).

Loading...Loading...