В состав семитской языковой группы входят. Значение семитские языки в лингвистическом энциклопедическом словаре. Живые семитские языки

В 1858 г. в Италии начался новый подъем национально-освободительного движения. Идея войны против Австрии по-прежнему была популярна в итальянском народе. Препятствуя новой революции и стремясь объединить Италию под своей эгидой, правители Пьемонта уже давно готовились к войне и с этой целью в 1858 г. вступили в тайный сговор с императорской Францией. Бонапартистский режим шел на союз с Пьемонтом потому, что был заинтересован в вытеснении Австрии из Италии и стремился заменить австрийское господство французским. Заключив сделку с Францией, пьемонтское правительство надеялось привлечь на свою сторону и итальянских республиканцев, используя настроения главным образом той их части, которая верила в Пьемонт как в знамя освобождения и объединения Италии. И вот Кавур приглашает к себе Гарибальди и предлагает ему вербовать волонтерские отряды. Хотя народный герой недоверчиво отнесся к планам Кавура относительно войны против Австрии, он все же принял это предложение, тайно помышляя, что в этой войне вместе с другими падет и сардинская монархия. Если король Виктор Эммануил и его первый министр Кавур хотели использовать популярность Гарибальди в массах и всю революционную демократию в своих интересах, то Гарибальди рассчитывал на то, что ему удастся использовать хорошо вооруженную пьемонтскую армию.

Начавшаяся в конце апреля 1859 г. война вызвала всеобщий патриотический подъем в Италии, так как народ связывал с ней надежду на освобождение страны от иностранного гнета и ее объединение. Первые значительные победы над врагом одержали волонтеры Гарибальди, среди которых было много убежденных республиканцев. В 1848 г. Гарибальди последним покинул Ломбардию, а в 1859 г. он первым вступил в нее. Жители Ломбардии восторженно приветствовали своих освободителей от австрийского ига. После победы при Варезе последовали победы при Комо, Бергамо, Паладзоло и др. Гарибальди занимал город за городом, а австрийцы панически отступали. К началу июня отряды альпийских стрелков очистили большую часть Ломбардии от неприятеля. Это был первый триумфальный марш Гарибальди в революции 1859 - 1860 годов.

Одержанные Гарибальди победы, его популярность среди широких народных масс пугали Кавура и Виктора Эммануила, приводили в ужас Наполеона III. Поэтому мало того, что пьемонтское правительство плохо снабжало Гарибальди оружием, - его намеренно посылали на наиболее опасные позиции, а иногда на верную гибель, Недоброжелательное отношение главного командования пьемонтской армии к Гарибальди отмечали военные обозреватели того времени. Об этом с негодованием писали К. Маркс и Ф. Энгельс. "Возможно, - писал Энгельс 30 мая 1859 г., - что, направляя Гарибальди в Ломбардию, Луи-Наполеон и Виктор-Эммануил рассчитывали погубить его и его добровольцев - элементы, пожалуй, слишком революционные для этой династической войны" 1 . Почти то же самое писал Маркс: "По моему мнению, Гарибальди нарочно посылают на такие позиции, где он должен погибнуть" 2 . В "Мемуарах" Гарибальди рассказывает, что его корпус действительно умышленно ставили в тяжелое положение.

Одной из причин неприязни главного командования к Гарибальди и тайной борьбы против него пьемонтского правительства явилась проводимая Гарибальди социальная политика в освобождаемых районах. Гарибальди не мог заниматься только воен-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 13, стр. 380.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 29, стр. 360.

ными делами, жизнь заставляла его решать и социальные вопросы. Острой для Италии проблемой была аграрная. С ней снова столкнулись представители буржуазно-демократического лагеря, к которому принадлежал и Гарибальди. Разработанной аграрной программы у него не было, однако он старался чем только мог облегчить участь крестьян. В занятых им районах он освобождал крестьян от непомерных налогов.

Следствием политики Гарибальди было стремление широких народных масс стать под его знамена. Но увеличить численность его отряда ни Кавур, ни главное командование не соглашались. Более того, за Гарибальди была установлена полицейская слежка. К. Маркс писал по этому поводу: "Парижский корреспондент "Times" пишет сегодня, что бонапартисты уже сильно ворчат насчет "славы" Гарибальди и что в его отряд проникло "несколько отборных полицейских агентов", посылающих подробные донесения о нем" 3 .

Успешная борьба против австрийцев на фронтах способствовала росту революционного движения. Народные восстания вспыхнули в Тоскане, Парме, Модене, в Папском государстве. Национально- освободительное движение принимало широкий размах и могло привести к созданию единой и независимой Италии. Это вызывало опасения и не входило в планы Наполеона III. Поэтому он, решив, что после одержанных побед сможет добиться от австрийского императора нужных ему уступок, поспешил за спиной своего союзника закончить войну. 11 июля 1859 г. было подписано Виллафранкское перемирие. Гарибальди был полон гнева и не признавал перемирия. Но он был рад тому, что это перемирие наконец развяжет руки ему и всем итальянским патриотам: закончилась королевская война, и начнется настоящая, народная война. Это позорное перемирие, которое - закрепило раздробленность Италии и дополнило австрийский гнет французским диктатом, вызвало взрыв возмущения в стране. "Возникновение итальянской нации, - писал К. Маркс по поводу Виллафранкского договора, - сопровождается изощренным оскорблением..." Демократические силы Италии не признавали этого перемирия. По всей стране поднялось могущественное движение народных масс. Подытоживая свою статью о Виллафранкском договоре, Маркс писал, что "в дело может вмешаться итальянская революция, чтобы изменить картину всего полуострова" 4 . Произошло так, как предвидел Маркс. В течение лета 1859 г. число массовых выступлений с каждым днем все возрастало, накал революционной энергии усиливался. Особенно угрожающим было негодование широких масс в Центральной Италии.

За Центральной Италией восстал и Юг. В конце 1859 г. Сицилия вновь поднялась против гнета испанских Бурбонов. 4 апреля 1860 г. под руководством вождя сицилийских республиканцев Розалино Пило началось восстание в Палермо. Республиканская партия Мадзини решила взять руководство движением в Сицилии в свои руки. Для оказания помощи повстанцам в Генуе был организован так называемый "Сицилийский комитет". Он начал готовить экспедицию в Сицилию с расчетом захватить остров, а оттуда с помощью восставших предпринять поход на материк и овладеть всем Неаполитанским королевством. Возглавил этот поход Гарибальди. Так был задуман легендарный поход краснорубашечников, гарибальдийской "Тысячи", сыгравший крупнейшую роль в объединении Италии. Социальный состав "Тысячи" был самый разнообразный: почти половину экспедиции составляли пролетарские слои - рабочие, ремесленники, городская беднота; много было студентов, представителей мелкой буржуазии, интеллигенции (инженеры, адвокаты, медики, художники, поэты, писатели). В "Тысяче" не было ни одного крестьянина, как это отмечал с большим сожалением сам Гарибальди 5 .

Перед отплытием экспедиции, 5 мая, Гарибальди обратился с прокламацией "К итальянцам". "Итальянцы! - писал Гарибальди. - Сицилийцы сражаются с врагами Италии за Италию. Долг каждого итальянца - помочь им словом, деньгами, оружием и больше всего - собственной рукой... Предоставленные самим себе, отважные сыны Сицилии сражаются с наемниками не только Бурбонов, но и Австрии и римского первосвященника... Пусть же Марке, Умбрия, Сабина, Рим и Неаполь восстанут, чтобы раздробить силы врагов наших... Храбрый везде найдет оружие... Не слушайте трусов... Отряд смельчаков из бывших моих товарищей в прежних боях за родину идет со

3 Там же, стр. 362.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 13, стр. 442, 445.

5 G. Garibaldi. Le Mille. Paris. 1875, p. 4.

мной на помощь. Италия их знает: это те, кто становится в строй, как только появляется опасность, - хорошие, великодушные товарищи, посвятившие жизнь свою родине, отдавшие ей до последней капли кровь свою, не ожидая других вознаграждений, кроме чистой совести... К оружию же!.." 6 .

Лозунг "Италия и Виктор Эммануил", под которым проводилась экспедиция, вытекал из политики Партии действия, проводившейся еще до начала австро-итало-французской войны 1859 года. Первым выдвинул этот лозунг в 1856 г. бывший глава Венецианской республики Даниэль Манин, когда он вместе с Ла Фариной создал "Национальное общество". Проводя поход "Тысячи" под лозунгом "Италия и Виктор Эммануил", Гарибальди тем самым придал официальный характер экспедиции. Как бы Кавур ни отмежевывался от экспедиции, поспешно заявляя всем дипломатам о своей непричастности к ней, как бы он ни бранил Гарибальди в письмах к своим друзьям, этот лозунг, пусть временно, связал ему руки. Этим лозунгом Гарибальди сплачивал под знаменем объединения Италии все национальные силы. Своей дальнейшей деятельностью Гарибальди доказал, что, выдвигая лозунг "Италия и Виктор Эммануил" по тактическим соображениям, он отнюдь не отказался от своих республиканских убеждений и до конца своей жизни оставался горячим приверженцем демократии и противником монархии.

До сих пор в научной литературе ведется дискуссия по вопросу об отношении Кавура к экспедиции "Тысячи". Как известно, Кавур не только пытался заставить Гарибальди отказаться от экспедиции, но и намеревался арестовать его, чтобы сорвать отправку "Тысячи". Пренебрегая широко известными документами, традиционная буржуазно-либеральная историография утверждает, что Кавур не мог не содействовать более или менее тайно экспедиции в Сицилию. Некоторые более осторожные в своих формулировках авторы говорят: да, возможно, что Кавур не содействовал отправке экспедиции, но заслуга его состоит в том, что он не помешал ей. На самом деле Кавур не помешал отправке "Тысячи" лишь потому, что не был в состоянии сделать это, будучи вынужденным считаться с общественным мнением. Об этом писал сам Кавур, об этом свидетельствуют многие мемуаристы, в том числе и Гарибальди. Вот письмо Кавура от 12 мая 1860 г. послу Пьемонта в Париже К. Нигра: "Сожалею об экспедиции Гарибальди, и я делаю и буду делать то, что возможно, чтобы она не вызвала новых осложнений. Я не помешал Гарибальди провести в жизнь свой проект, так как для того, чтобы это сделать, пришлось бы применить силу. А ведь правительство не может пренебрегать тем, что попытка остановить Гарибальди вызвала бы огромное недовольство... Желая рассеять интриги оппозиции накануне выборов... я не могу применять насильственные меры, чтобы помешать помощи, предназначенной для Сицилии" 7 .

Нельзя без волнения читать рассказ Гарибальди о битвах за освобождение Сицилии и Южной Италии. С искренним пафосом повествует он в своих "Мемуарах" о сражениях, которые, по словам Ф. Энгельса, носили "печать военного гения". Калатафими, Палермо, Милаццо, Реджо, Вольтурно - каждая из этих битв воодушевляла итальянских патриотов, изумляла современников: политических деятелей, дипломатов, военных специалистов. Подробно изучая поход Гарибальди из Марсалы в Палермо, Ф. Энгельс отмечал, что это "один из наиболее удивительных военных подвигов нашего столетия, и он был бы почти необъясним, если бы престиж революционного генерала не предшествовал его триумфальному маршу" 8 .

Гарибальди действовал в Сицилии в тесном контакте с повстанческим движением. Посоветовавшись с местными руководителями республиканской партии, партизанский вождь выработал общий план действий. К Гарибальди начали стекаться повстанцы, вооруженные кто чем мог - пиками, саблями, ножами, дубинами, топорами. Уже в Салеми, находящейся близ Марсалы, к отряду Гарибальди присоединились 4 тыс. вооруженных крестьян. На острове возникла новая власть. Она была организована в форме революционно-демократической диктатуры, и Гарибальди принял звание диктатора Си-

6 G. Garibaldi. Scritti e discorsi politici e militari. Vol. I. Bologna. 1934, pp. 239 - 241.

7 "II carteggio Cavour - Nigra, dal 1858 al 1861". Vol. III. Bologna. 1928, pp. 294 - 295.

8 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 15, стр. 63, 67.

цилии. Он понимал необходимость диктатуры для окончательного подавления контрреволюции и закрепления революционных завоеваний. На Сицилии по инициативе Гарибальди были проведены некоторые социально-экономические мероприятия. Он освободил десятки тысяч политических заключенных, томившихся в тюрьмах Палермо и других городов, принялся за организацию школ и приютов для беспризорных детей. Гарибальди позаботился также о семьях, пострадавших от военных действии. Чтобы предоставить средства существования для нуждающихся слоев населения, он организовал общественные работы; издал декрет об отмене налога на помол. Важные социально-экономические мероприятия провело революционное правительство Гарибальди в Неаполе. Был издан декрет о запрещении иезуитских корпораций - очагов контрреволюции. Принадлежавшие Бурбонам земли были национализированы; издан декрет о раздаче государственных земель крестьянам.

Имущие классы Южной Италии, напуганные революционным характером похода Гарибальди, не дремали. Помещики, крупные буржуа обращались к Виктору Эммануилу с петициями о немедленном присоединении Южной Италии к Пьемонту. Кавур наводнял Неаполь своими агентами, также агитировавшими за присоединение. Гарибальди же не хотел и думать о присоединении Южной Италии к владениям Сардинского королевства до освобождения Рима и Венеции. Виктор Эммануил двинулся с 20-тысячной армией в Папское государство, а затем вступил в Неаполитанское королевство. Он опубликовал воззвание "К народам Южной Италии", в котором призывал к примирению с монархией и объявлял "конец эры революции". В этой обстановке Гарибальди решил назначить плебисцит по вопросу о присоединении к Пьемонту. Плебисцит был проведен 21 октября 1860 г., когда пьемонтская армия во главе с Виктором Эммануилом уже приближалась к Неаполю. Он кончился победой сторонников присоединения Юга Италии к Сардинскому королевству. 6 ноября Гарибальди вынужден был объявить о передаче власти в освобожденной им Южной Италии королю Виктору Эммануилу. Вскоре декреты, изданные Гарибальди, были отменены, а его армия распущена. После этого Гарибальди ничего не оставалось, как уйти на время от политической жизни. "Я стремился вернуться к своему одиночеству (на Капреру. - В. Н .)", - заканчивает Гарибальди свой рассказ о славном походе "Тысячи". А. И. Герцен с глубокой горечью писал об отъезде Гарибальди: "...он с горстью людей победил армию, освободил целую страну и был отпущен из нее, как отпускают ямщика, когда он довез до станции" 9 .

Экспедиция Гарибальди на юг Италии явилась самым крупным выступлением народных масс в их борьбе за объединение Италии революционным путем. В этом походе объединились антифеодальные, демократические силы всех итальянских государств. В результате войны и революции 1859 - 1860 гг. Италия была почти полностью объединена. Решающую роль в объединении страны сыграла борьба народных масс, руководимых революционными элементами буржуазии, наиболее выдающимися представителями которых были Гарибальди и Мадзини. Давая оценку роли Гарибальди и народных масс в революции 1859 - 1860 гг., Ф. Энгельс писал: "В лице Гарибальди Италия имела героя античного склада, способного творить и действительно творившего чудеса. С тысячей волонтеров он опрокинул все Неаполитанское королевство, фактически объединил Италию, разорвал искусную сеть бонапартовой политики. Италия была свободна и, по существу, объединена, - но не происками Луи-Наполеона, а революцией" 10 . Однако была создана не демократическая Италия, не та Италия, борьбе за которую Гарибальди посвятил свою славную жизнь. Недостаточная организованность демократических сил, слабое участие крестьянства в революции, колебания вождей республиканской буржуазии обусловили незавершенность революции 1859 - 1860 гг. в Италии. Создалось такое соотношение сил, при котором пьемонтская монархия сумела воспользоваться плодами завоеванных революцией побед и присоединить к Пьемонту уже освобожденные государства.

В. Е. Невлер

9 А. И. Герцен. Соч. Т. XI. М. 1957, стр. 257.

10 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21, стр. 430.

Этот человек оставил крупный след в истории своей страны. Одни обвиняли его в том, что именно он развязал гражданскую войну за независимость итальянской республики, а другие считали его талантливым полководцем, который спас свою Родину. Речь, конечно же, идет о легендарном политическом деятеле Гарибальди Джузеппе. Сегодня о его личности и совершенных им подвигах знают далеко не все. А вот те, кто жил в эпоху СССР, прекрасно помнят, как называли Джузеппе Гарибальди. Он был народным героем, воином-освободителем, революционером. Многие скверы, улицы и проспекты в настоящее время носят его имя. Гарибальди Джузеппе зарекомендовал себя как опытный генерал, которому пришлось повоевать на трех континентах: в Африке, в Южной Америке и Евразии. По своему мировоззрению он придерживался взглядов философов-идеалистов.

Но что еще известно о Джузеппе Гарибальди? Кратко о такой колоритной фигуре, естественно, повествовать было бы неуместно, поэтому остановимся на его биографии подробно. А в ней было немало интересного.

Годы детства и юности

Гарибальди Джузеппе - уроженец города Ницца. Он появился на свет 4 июля 1807 года. Подробности генеалогии народного героя Италии интересовали многих ученых, но сам революционер мало интересовался этим вопросом. Известно, что Гарибальди Джузеппе родился в семье моряка. Его отец занимался коммерцией, бороздя просторы Средиземноморья на своем плавательном судне. Родители души не чаяли в своем сыне. Они окружили его максимальной заботой и лаской. И юный Джузеппе отвечал им взаимностью. Будущий герой с нежностью и трепетом относился к своей матери. «Она - настоящий идеал, и я старался никогда ей не прекословить», - писал впоследствии Джузеппе Гарибальди. Краткая биография по истории свидетельствует о том, что любовь к своим родителям революционер пронес через всю свою жизнь, наполненную приключениями и яркими событиями.

Первый подвиг

Уже в детстве Джузеппе заявил о себе, как о смелом и отзывчивом мальчике. Однажды, когда ему было всего семь лет, он вместе с двоюродным братом пошел на охоту близ реки Вар.

Подойдя к канаве, Джузеппе увидел, как женщины поласкают белье. И вдруг одна из прачек, потеряв равновесие, угодила в воду. В следующее мгновение мальчик бросился на помощь и спас женщину.

Что же касается воспитания юноши, то его нельзя считать «аристократическим». Такие дисциплины как: фехтование, верховая езда, гимнастика не вошли в его «программу». Но он освоил их самостоятельно, используя метод «проб и ошибок». Будучи подростком, Джузеппе серьезно увлекался плаванием, причем этому делу он тоже научился без посторонней помощи. И со временем юноша стал опытным пловцом.

Неудавшееся приключение

Вообще, учеба нередко надоедала подростку. Его больше манили приключения и подвиги. В один прекрасный момент он предложил своим приятелям сплавать на лодке в Геную. Те согласились, и путешествие действительно состоялось, правда, частично. Добравшись до Монако, Джузеппе и его приятели были вынуждены вернуться обратно. Дальнейший путь был прегражден. Дело в том, что отец Гарибальди «прознал» про планы своего сына. А о них ему рассказал монах, который видел, как юноши уплывают на арендованной лодке. Но, несмотря на некоторые проделки юного героя, характеристика Джузеппе Гарибальди не содержит в себе ничего отрицательного и крамольного.

Море

А повзрослев немного, молодой человек обнаружил у себя большую тягу к морским путешествиям.

Однако отец Джузеппе был не в восторге от этого, втайне надеясь, что его отпрыск станет врачом или адвокатом. Но юноша не поддавался на уговоры отца и отправился в море. Но это были далеко не единственные цели Джузеппе Гарибальди, которых ему удалось достичь в своей жизни. Ну, а маршрут дебютного путешествия юноши по морю завершился в украинской Одессе. После этого круиза Джузеппе уже ни капли не сомневался в том, что свяжет свою жизнь с морем.

Освободительное движение набирает обороты

К шестнадцати годам юноша из Ниццы уже вдоль и поперек исследовал Средиземное море. В начале 20-х годов коренным образом изменилась политическая обстановка в южной Европе. Неожиданно вспыхнули очаги освободительного движения. Греческие повстанцы начали борьбу против оккупации турок. У эллинов были серьезные шансы на победу. Джузеппе влился в ряды повстанцев и сразу же попал в поле зрения турецких разведчиков, которые установили за ним круглосуточную слежку даже в его родном городе. Молодой человек понимал, что нужно бежать из страны, иначе могут пострадать его родные. Он взял торговый корабль и под предлогом закупки зерна и поехал в российский Таганрог.

Судьбоносная встреча

Спустя некоторое время в одном из трактиров города Джузеппе Гарибальди, биография которого представляет огромный интерес для историков, услышит речь итальянца по фамилии Мадзини. Тот будет вещать перед собравшимися о трудной политической ситуации, в которой оказалась его родная республика. Мадзини, обладавший навыками ораторского искусства, сразу же привлек внимание Джузеппе.

После этого молодой человек решит всерьез участвовать в освободительном движении Европы. В 1931 году, будучи в Марселе, капитан торгового судна познакомится поближе с Мадзини и станет активно с ним контактировать.

Бунт в Пьемонте

Итальянский патриот, пропагандируя идеи социалиста-утописта Сен-Симона, «заражает» ими Гарибальди. Джузеппе, окончательно уверовав в справедливость освободительного движения, в 1934 году участвует в «пьемонтском» бунте. По замыслу организаторов, данная политическая акция должна была трансформироваться в революцию. Но эти ожидания не оправдались. Суд жестоко наказал мятежников, а капитану торгового судна удалось избежать смертной казни только благодаря тому, что он вовремя успел покинуть Италию.

Южная Америка

В период с 1836 по 1848 годы Джузеппе Гарибальди, биография которого содержит немало интересного и примечательного, живет в эмиграции на территории Южной Америки. В тот период континент также «лихорадит» от повстанческих революций. В некоторых из них народный герой Италии принимает участие. Например, он воевал на корабле, принадлежавшем республике Рио Гранте, за ее автономию против Бразилии. Именно тогда он встретил свою вторую половинку Анну Марию Рибейро да Сильва, которая станет ему не только преданной женой, но и верным соратником до конца жизни.

Спустя некоторое время Джузеппе увольняется из армии Рио Гранте и едет вместе с супругой и сыном в столицу Уругвая. Здесь он работает в «непривычных» для себя сферах.

Он был и торговым представителем, и педагогом, но Гирибальди так и не смог привыкнуть к условиям мирной жизни. И скоро судьба предоставляет ему возможность реализовать себя в «военном деле». В Уругвае набирает обороты освободительное движение против аргентинского правителя Хуана Мигеля де Росаса. И нетрудно догадаться, что сделал Джузеппе Гарибальди в таких условиях? Естественно, он примкнул к восставшим и начал воевать за независимость Уругвая. А спустя год народный герой Италии стал командовать «алыми воротниками» - отрядом, с которым он победил в сражении при Сан-Антонио. В 1847 году Гарибальди, обороняя от врага уругвайскую столицу, познакомился с Александром Дюма (отцом). Именно он прославит подвиги генерала из Ниццы.

Италия

В конце 40-х позапрошлого столетия революционер возвращается в Италию и начинает воевать на стороне тех, кто отстаивает идеи сепаратизма республики. В первую очередь, деятельность Джузеппе Гарибальди была направлена против политики римского Понтифика, но армия не встала на его сторону. Тогда полководец решил ударить по силам монарха Сардинии Карла Альберта. Но одержать победу в противостоянии с королем ему не удалось и Гарибальди отступает со своей армией в Милан. А там вел освободительные войны его идейный вдохновитель Джузеппе Мадзини, который был готов помочь Гарибальди. Карл Альберт, осознавая, что с двумя армиями ему не справиться, согласился пойти на компромисс. Затем полководец начал вести войну с австрийцами и продолжал ее почти до конца лета 1848 года, после чего Гарибальди под натиском неприятеля был вынужден укрываться в Швейцарии. Но уже спустя несколько месяцев Джузеппе вернулся в Ниццу, где создал «второй Итальянский легион» численностью около четырехсот солдат. Зимой 1948 года он был уже в Риме, где начинались бунты и мятежи против политики главного священнослужителя.

Папа был вынужден срочно покинуть Италию, а Гарибальди стал руководить римской Ассамблеей, и первым его шагом на этом посту стал призыв к тому, чтобы признать суверенитет итальянской республики. Папская область, в итоге, получила другое название. Но вскоре прибыла французская армия во главе с генералом Удино, которая хотела вернуть римского Понтифика на престол. На независимость Италии также готовы были посягнуть австрийцы, возглавляемые маршалом Радецким и войска сицилийского короля Фердинанда II. Французы решили штурмовать Рим. Но отряды Гарибальди помешали их планам, и неприятель вынужден был отступить. Спустя некоторое время Джузеппе вступил в противостояние с сицилийской армией и одержал над ней победу. Он хотел продолжать наступление и уничтожить врага на его территории, но Мадзини не поддержал своего соратника.

Между ним и Гарибальди начали обостряться отношения. Мадзини использовал в политике либеральные методы, а его сподвижник был сторонником радикальных мер.

Рим вновь стал «папским»

Французская армия, получив подкрепление, вновь предпринимает попытку захватить Рим. Генералу Удино удалось занять главные оборонительные объекты, и столица Италии фактически оказалась в его руках. Власть вновь перешла к Папе. Мадзини бежал в Англию, а Гарибальди устремился в Венецию, попутно воюя с австрийскими интервентами. Летом 1849 года умирает от малярии его супруга, а спустя несколько недель после этого лидер освободительного движения узнает, что последний оплот революции - молодая республика Сан-Марко потеряла независимость. Таким образом, Италия не смогла обрести суверенитет. Джузеппе Гарибальди, краткая биография которого излагалась во многих учебниках по советской истории, решил держать курс на Сицилию. Добравшись до королевства, революционер попал в руки властей, был арестован, а потом депортирован из страны.

После неудавшейся революции

Но правитель Пьемонта не хотел, чтобы Гарибальди возвратился на Родину и вновь начал будоражить народные массы. Тогда народный герой Италии едет в Тунис, а спустя некоторое время - в Марокко. Но, прожив на африканском континенте всего несколько лет, Гарибальди неожиданно отправляется в США, где решает вернуться к своему первоначальному занятию - морской торговле. Джузеппе возил товары в Австралию, Китай, Перу, Новую Зеландию.

Сардиния

Только в 1854 году Гарибальди получил право вернуться на Родину. Революционер купил поместье на острове Капрера и обосновался на нем. Но идея освободительного движения все еще не давала покоя Гарибальди. Он предпринимает попытку вызволить из «политической изоляции» неаполитанского монарха, который происходил из королевской династии Бурбонов, но, в конечном итоге, она не увенчалась успехом. В конце 50-х, уже по инициативе властей, Джузеппе станет воевать на стороне ополчения против австрийских оккупантов. Гарибальди смог сплотить вокруг себя мощную добровольческую армию и отбросить неприятеля до границ Тироля. Благодаря этой военной операции к Пьемонту присоединилась территория Ломбардии. После того как на юге Италии был установлен мир, революционер сфокусировал внимание на центр страны. Дело в том, что Флоренция заявила об автономии. Он заручился военной поддержкой сардинского короля в случае, если Гарибальди решит атаковать папские границы. Причем монарх выдвинул условие: обязательная победа в этой кампании. Но потом «сардинский» правитель передумал и отказался от идеи помогать революционеру.

В 60-х территория Ниццы отошла Франции, после чего Джузеппе выступил в парламенте, где раскритиковал решение правителя Пьемонта.

Еще одна кампания по освобождению

Революционер начал вынашивать план оккупации Неаполя и Сицилии. Причем он понимал, что ему придется рассчитывать исключительно на собственные силы, поскольку власти не одобрят его замыслы.

Но их поддерживал народ, что придавало сил полководцу. Прибыв на Сицилию со своими отрядами, Гарибальди объявил себя полноправным правителем острова. Местное население присягнуло ему на верность. А осенью 1860 года Джузеппе занял Неаполь и заявил о себе, как о короле двух Сицилий. Затем революционер инициировал проведение плебисцита, в результате которого было решено, что королевство двух Сицилий станет частью Сардинии. Спустя несколько дней после референдума Гарибальди встретился с монархом Сардинского королевства и объявил тому о решении народа. В ноябре 1860 года новый правитель двух Сицилий Виктор Иммануилу II и народный герой Италии въехали в Неаполь.

В 1962 году Гарибальди принял участие в очередной военной операции. По задумке короля он должен был воевать с австрийцами на Балканах. Но в последний момент революционер передумал и направил свои войска на Рим. Правитель Италии выставил против Гарибальди мощную армию. В битве Гарибальди был ранен и взят в плен, а спустя некоторое время отпущен. Революционер в конечном итоге вернулся на остров Капрера. Затем Джузеппе некоторое время путешествовал, занимался литературным творчеством, отдыхая от военных банаталий.

Последние баталии

Но уже во второй половине 60-х революционер вновь взялся за оружие. Гарибальди участвовал в Австро-прусско-итальянской войне, одержав ряд блистательных побед. Затем он предпринимает последнюю попытку захватить Рим, но уже не военным способом, а посредством агитации и пропаганды против политики Папы. За попытку свержения власти революционер был сослан на остров Капрера. Революционер бежал из ссылки, затем опять был арестован и «этапирован» на свой остров. Только в начале 70-х папская власть была низложена, но в этой акции он принять участия не смог. Великий полководец умер в своем родном имении 2 июня 1882 года. Личность Джузеппе Гарибальди трудно переоценить в истории его родной страны. Именно он сделал все возможное для того, чтобы Италия, в конце концов, обрела долгожданную независимость. И народ Аппенинского полуострова до сих пор чтит и помнит подвиги своего героя. Об этом свидетельствует, например, памятник Джузеппе Гарибальди, установленный в Риме. В честь революционера названы, как уже подчеркивалось, улицы и проспекты. Он до последних дней своей жизни заботился о процветании и счастье для своего народа.

Подъем национально-освободительного движения

В апреле 1860 г. в Сицилии вспыхнуло широкое крестьянское восстание. Гарибальди во главе созданного им отряда добровольцев - знаменитой «тысячи» - поспешил на помощь восставшим. Среди бойцов «тысячи» преобладали рабочие, ремесленники, рыбаки, но были и студенты, адвокаты и журналисты. В отряде гарибальдийцев участвовали революционеры из других стран (в том числе и русские - Ф. Комиссаржевский, Л. Мечников и другие). Отряд Гарибальди после высадки в Сицилии стал быстро увеличиваться; народ встречал его как освободителя. 15 мая в сражении с войсками неаполитанского короля при Калатафими (близ Палермо) добровольцы Гарибальди одержали полную победу. Восстание охватило весь юг Италии. Гарибальди и здесь одержал ряд новых блестящих побед. Династия неаполитанских Бурбонов была свергнута, король поспешно бежал, Гарибальди 7 сентября триумфатором вступил в столицу королевства - Неаполь.

Маркс и Энгельс с глубоким вниманием и горячим сочувствием следили за героической борьбой Гарибальди и его соратников. Анализируя причины побед его армии, Энгельс подчеркивал ее народный характер и отмечал, что «Гарибальди показал себя не только смелым вождем и ловким стратегом, но и научно-подготовленным генералом».(Ф. Энгельс, Гарибальди в Калабрии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XII, ч. 2, стр. 149. )

В этот переломный, критический период борьбы за объединение Италии Кавур, верный своей политике тайной дипломатии, политических комбинаций и вражды к народной революции, вел сложную игру. Официально он отмежевался от похода Гарибальди на Неаполь, но в тайной переписке поощрял его к наступлению, рассчитывая руками гарибальдийцев свергнуть неаполитанских Бурбонов, а затем подчинить весь юг Италии власти Савойской династии. После изгнания Бурбонов правительство сардинской монархии двинуло свои войска на территорию Неаполитанского королевства. У Гарибальди была возможность, опираясь на широкие массы, установить в Неаполе революционно-демократическую диктатуру, создать республику и под этим знаменем объединить всю Италию. Но в этот ответственный час сказалась слабость Гарибальди как буржуазного революционера. Он не решился поднять народ на борьбу против сардинской монархии и поддерживавшего ее буржуазно-дворянского блока. После некоторых колебаний Гарибальди признал власть сардинской монархии над неаполитанскими владениями, допустил вступление в Неаполь сардинских войск и устранился от роли политического вождя. Проведенное при сильнейшем нажиме сардинского правительства голосование на юге дало большинство голосов сторонникам присоединения территории бывшего Неаполитанского королевства к Сардинии. Гарибальди сложил свои полномочия.

(отдельные эмигрантские группы - и на других материках); их численность - около 200 млн человек (начало 1990-х гг.). Наука, изучающая семитские языки (а также литературу, культуру и историю их носителей), называется семитологией.

В соответствии с новейшей классификацией (разработанной Р. Хецроном в 1973–74 гг.), семья семитских языков разделяется на следующие ветви и группы:

I. Восточная ветвь представлена вымершим аккадским (или ассиро-вавилонским) языком 3–1 тыс. до н. э. (см. Аккад , Месопотамия) и, возможно, эблаитским языком 3 тыс. до н. э. (на северо-западе Сирии, см. Эбла).

II. Западная ветвь:

А. Центральносемитские языки: 1. ханаанские в широком смысле: а) собственно ханаанские (см. Ханаан); иврит (см. Иврит язык ; древний иврит называют также древнееврейским), финикийский 2–1 тыс. до н. э. (см. Финикия) и происходящий из него пунический (в Карфагене) и малые языки Ханаана: моавитский, эдомитский (идумейский), аммонитский (см. Моав , Эдом , Аммон) и другие; б) угаритский 2 тыс. до н. э. (см. Угарит); в) вероятно, аморрейский (2 тыс. до н. э.) на северо-западе Месопотамии и на востоке Сирии (см. Аморреи); 2. арамейский язык ; 3. арабский язык, включающий множество сильно отличающихся между собой диалектов, а также происходящий от него мальтийский язык. Традиционная классификация семитских языков отличается от новейшей тем, что арабский язык она относит к южносемитским. По мнению многих лингвистов, внутри центральносемитской группы можно объединять ханаанские и арамейский языки в северо-западную подгруппу семитских языков.

Б. Южносемитские языки: 1. древний южноаравийский язык 1 тыс. до н. э. (сабейский, минейский, катабанский, хадрамаутский и другие диалекты на юге Аравийского полуострова, в основном на территории Йемена , и, видимо, происходящие из него эфиопские семитские языки (в Эфиопии и Эритрее): древнеэфиопский (литературная форма которого, геэз, служит культовым языком христиан и евреев Эфиопии) и современные эфиопские языки: амхарский (центральная Эфиопия), тигринья (северная Эфиопия), тигре (Эритрея), харари (восточная Эфиопия), аргобба и языки гимирра (юг Эфиопии); 2. современные новоюжноаравийские языки на юге Аравийского полуострова: мех ри, х арсуси и джиббали (на юго-западе Омана), сокотри (остров Сокотра в Индийском океане) и другие.

Реконструируемый прасемитский язык обладал богатой системой согласных. Наряду со звонкими и глухими существовали глоттализованные согласные (произносимые с сомкнутыми голосовыми связками, как во многих языках Кавказа). Глоттализованные согласные в арабском языке преобразовались в веляризованные, но в новоюжноаравийских и эфиопских языках сохранились. Они, видимо, сохранялись и в древних семитских языках, включая древнееврейский. В современном иврите противопоставление глоттализованных («эмфатических») и глухих согласных утрачено: бывшие глоттализованные ט [ṭ] и ק [ḳ] не отличаются сегодня от глухих ת [t] и כ [k]. В прасемитском языке реконструируются 29 согласных: 1) смычные: губные b и р , переднеязычные d , t и , задненебные (велярные) g , k и , и 2) язычные щелевые: свистящие z , s и (который, возможно, был аффрикатой c̣̣ ), шипящий š (ш), переднеязычно-зубные δ (th в английском this ), θ (th в английском thin ), θ̣ (глоттализованный θ ), латеральные: глухой и глоттализованный ṣ́ , 3) горловые: фарингальные и h (как ע и ח в произношении евреев из арабских стран и арабов), увулярные щелевые и , ’ (гортанная смычка) и h , 4) сонанты m , n , l , r , w и y . Отражение этих согласных в иврите: b > ב , р > פ , d > ד , t > ת , > ט , g > ג , k > כ , > ק , z и δ > ז , s > ס , и θ > שׁ , , θ̣ и ṣ́ > צ , š > שׂ , и > ע , и > ח , > א , h > ה , m > מ , n > נ , l > ל , r > ר , y > י , w > י (в начале слова). В древних южноаравийских, арабском и угаритском языках древние согласные сохранились лучше, но и там были изменения (например, в арабском языке р > f , преобразование глоттализованных в веляризованные, > , озвончение θ̣ > δ̣ , изменение ṣ́ > ). Система прасемитских гласных: краткие a , i , u и долгие ā , ī , ū .

При словообразовании (особенно в сфере глагола) и формообразовании (например, времен, видов, причастий и пород глагола) в семитских языках происходит чередование гласных, то есть исконный гласный основы заменяется гласным словообразовательной или формообразовательной модели. В результате происходит девокализация первичной основы: первичная глагольная основа lmad - `учиться` (в иврите сохранившаяся в формах יִלְמַד - `будет учиться` и לְמַד - `учись`, утрачивает исконный гласный в причастии לוֹמֵד - `учащийся` (`учится`), заменяя его гласным причастной модели -о-е-. То же происходит в производном глаголе לִמֵּד - `обучал` и в производных именах לִימּוּד - `учеба`, לַמְדָּן - `ученый` и пр. В результате общим элементом родственных слов (то есть корнем) оказываются только согласные (чаще всего три согласных).

Дадим пример из классического арабского языка и современного иврита:

корень ktb - `писать`
Арабский Иврит Транскрипция Значение
kataba כָּתַב katav писал
kātib כּוֹתֵב kotev пишущий
maktūb כָּתוּב katuv написанный
kitāb כְּתָב ktav письмо (и другие значения)
’aktaba הִכְתִּיב hixtiv заставлял писать, диктовал
takātaba הִתְכַּתֵּב hitkattev переписывался

Так же может образовываться множественное число имен (причем в арабском - даже без окончания числа): по-арабски ra’s - на иврите רֹאשׁ - `голова`; по-арабски ru’ūs - на иврите רָאשִׁים - `головы`. В арабском языке сохранилось окончание двойственного числа, в иврите - лишь в некоторых группах имен: по-арабски yawmāni , косвенный падеж yawmayni - на иврите yomayim `два дня`. Грамматических рода два: мужской и женский, типичное окончание последнего - t , причем в форме -at оно может отпадать и восстанавливаться в определенных случаях: по-арабски malika (t + падежное окончание) - на иврите malka , в сопряженном состоянии (см. ниже) malkat - `царица`, `королева`. Некоторые семитские языки имеют определенный артикль (член), пишущийся слитно: по-арабски al -, на иврите -הָ или -הַ , -הֶ .

«Сопряженное состояние» (status constructus в латинской терминологии) придает сочетанию двух имен существительных значение, которое на русский язык, как правило, переводится родительным падежом второго из них. Этот падеж сохраняется в арабском. Первое же имя лишается артикля; в ряде семитских языков, например, в иврите, оно может значительно изменять форму: בַּיִת - `дом` (с артиклем - הַבַּיִת ), בֵּית סֵפֶר - `школа`, буквально `дом книги` (с артиклем - בֵּית הַסֵּפֶר ). Такое сочетание нередко играет роль сложного имени; слитные же сложные слова для семитских языков не характерны, хотя и создаются, особенно в новое время (под влиянием языков Запада). Кроме того, второе слово сочетания часто заменяет относительное имя прилагательное (эта последняя категория в семитских языках слабо развита), например, на иврите אוֹר כּוֹכָבִים - `свет звезд`, то есть `звездный свет`, בּגְדֵי יְלָדִים - `детская одежда`. Имеется особое притяжательное имя с суффиксом -ī , которое может играть роль существительного или прилагательного: по-арабски yahūdī - на иврите יְהוּדִי - `еврей` (буквально `иудей`) или `еврейский`.

В области личных местоимений, как и глаголов, особенностью семитских языков является наличие двух грамматических родов не только в 3-м, но и во 2-м лице обоих чисел: по-арабски anta - на иврите אַתָּה - `ты` (мужской род); по-арабски anti - на иврите אתְּ - `ты` (женский род); и т. д. Существуют и суффиксальные формы личных местоимений (при имени - притяжательные, при глаголе - объектные показатели): по-арабски ’abūуа - на иврите אָבִי - `мой отец`; по-арабски ra’ānī , на иврите - רָאָנִי - `(он) видел меня` (в современном иврите малоупотребительно).

В науке принято считать, что вместо времен прасемитский язык имел два глагольных вида: совершенный (пунктивный) и несовершенный (курсивный). В дальнейшем совершенный вид развился в прошедшее время, а несовершенный - в будущее, отчасти и в настоящее (в современном иврите последнее передается причастием).

Особенно характерно для семитского глагола наличие так называемых «пород» (усилительная, заставительная, взаимная, возвратная и другие; в иврите они называются «построения» - биньяним . См. выше арабские и ивритские примеры со значением `писал`, `заставлял писать` и `переписывался`).

В среде носителей семитских языков возник первый в мире алфавит (см. также Палеография ; Письмо), от которого (отчасти - под влиянием которого) происходят, по всей видимости, все остальные алфавитные системы мира. Древнейшие письменные памятники этих языков известны на аккадском и эблаитском языках (середина 3-го тысячелетия до н. э.); они исполнены клинописью, заимствованной от шумеров и не представляющей собой алфавита. Но уже с середины 2-го тысячелетия до н. э. сохранились памятники семитских языков, написанные консонантным алфавитом. Алфавитами западносемитского происхождения пользуются почти все семитские языки. Лишь очень небольшое число носителей семитских языков (мальтийцы, с 19 в.) перешли на латинский алфавит.

Кроме семитских языков, к афразийской (семито-хамитской) семье относят древнеегипетский (его потомок - коптский является языком культа египетских христиан); берберо-ливийские языки (см. также Еврейско-берберский язык ; ср. Ливия); чадские языки (из них язык хауса, число носителей которого достигает 30–40 млн человек, - средство межэтнического общения в Западной Африке и даже в части Судана); кушитские языки (на северо-востоке и востоке Африки; среди них - агау, который был разговорным языком части эфиопских евреев); некоторые ученые выделяют часть кушитских языков в особую ветвь - омотские языки (об этимологии слов «хамиты», «кушиты» см. Хам).

Сторонники теории существования еще более широкой, так называемой ностратической языковой макросемьи относят к ней и афразийские языки (см. Иврит язык. Введение).

КЕЭ, том: 7.
Кол.: 744–747.
Издано: 1994.

Loading...Loading...