2 функции истории. Воспитательная функция истории как основа формирования нравственной личности

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.

В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.

История- это наука, изучающая прошлое разных стран и народов.

Учёт вины потерпевшего и имущественного положения лица причинившего вред.

Возможны активные или пассивные действия при причинения вреда.

Вред который возник в следствии умысла потерпевшего возмещению не подлежит.

Если степень вины потерпевшего содействовал увеличению вреда. То в зависимости от степени его вины размер возмещения может быть уменьшен.

Если была грубая неосторожность потерпевшего и не было вины потерпевшего, если есть ответственность без вины то размер возмещения может быть уменьшен или в возмещении вред может быть отказано вообще.

Если вред причинён жизни или здоровью гражданина отказ или освобождения от возмещения вреда не допускается.

Если причинителем является гражданин, то суд может уменьшить сумму причинения вреда исходя из его имущественного положения кроме тех случаев когда вред причинён умышленно

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.

Задача историка, как и любого другого ученого, - поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки

Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.

Первая – познавательная , интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
Вторая функция -практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Третья функция мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.

Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повеление исполнять свой нравственный долг («...от первого мгновенья до последнего», - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг («...я другому отдана и буду век ему верна»), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой «воздал», бросив ее под колеса поезда.

Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, например подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

В работе «О нашем призвании» Г. Я. Бакланов доказывает, что «призвание писателя - пропагандировать человечность», а В. А. Каверин в «Освещенных окнах» обоснованно убеждает нас, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: «Генеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепции» 1 .

Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали.

И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров «Люди, годы, жизнь» приводит мысль В. Маяковского: надо надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родине, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость «морального допуска» к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).

В статье рассматриваются основные аспекты воспитательной функции истории. Авторы доказывают тезис о всеобъемлющем значении истории, универсальности исторического знания. Особое внимание уделено одной из важнейших задач истории

История учит даже тех, кто у нее не учится.

В различные времена история использовалась людьми поразному, но одно было общим из века в век: история выступала и выступает базисом нравственности и воспитания, закладывает черты характера, мотивирует, формирует личность.

По нашему мнению, важно опираться на справедливое мнение В.И. Вернадского: «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?» Поэтому прежде всего нужно начать с самих себя, изучать и осмысливать, воспитывать себя с помощью ее уроков и лишь потом требовать их усвоения от детей. Если говорить о древности, то она мифологизировалась, передавалась в форме преданий для наставления и воспитания молодого поколения.

В Средние века история приобретает религиозный образ. Новое время на примере истории стремилось доказать, что перешло в качественно новый этап исторического развития. В новейшее время разные страны использовали для становления и укрепления создаваемых ими политических режимов (большевистская Россия, нацистская Германия, фашистская Италия и т.д.). Сегодня же в рамках всеобщей гуманизации и демократизации, а также опираясь на критику советского периода в истории России, развернувшуюся в постсоветской историографии, российское правительство проводит курс на деидеологизацию образования, история остается одним из важнейших структурных элементов формирования нравственности.

История заполняет то пространство, которое в настоящий момент покинула идеология . Идеология дает направление в жизни, то есть помимо своих прочих, зачастую критикуемых функций, выполняет также и воспитательную. Практика последних десятилетий свидетельствует о том, что полный отказ от предполагает исключение из образовательного процесса воспитательной функции, повлекшее за собой много негативных последствий.

Это приводит в замешательство несозревшие умы молодых людей, которые, не имея еще никаких жизненных установок, не знают, что взять в жизни за ориентир, на что опереться. У них забрали почву из-под ног, они плывут по течению, которое размыло само понятие нравственности. Современный глобальный мир доказывает необходимость возвращения к подобным формулам, которые аккумулировали бы весь противоречивый исторический опыт России. В данном отношении М. Мамардашвили высказал важную мысль: «Молодые люди, которые жили не эту жизнь и не так… в историческом смысле лишние.

Поэтому А.С. Пушкин чуть ли не собственноручно, единолично хотел создать в России, пытаясь на деле доказать свою антитезу некоторым мыслям П.А. Чаадаева. Например, утвердить традицию семьи как частного случая дома, стен обжитой культуры, «малой родины». Как автономного и неприкосновенного исторического уклада, в который никто не может вмешиваться, ни царь, ни церковь, ни народ…» . Вместе с тем возвращение к полной идеологизации общества вряд ли возможно, поскольку приводит к догматизму. В такой ситуации само понятие нравственности отходит на задний план, приводя, по сути, к синонимизации понятия мораль и нравственность. В таком обществе мораль как продукт доминирует над нравственностью, а история становится служанкой политики и власти.

Нравственность не исчезает, но вынуждена подчиняться нормам морали. Именно универсальность исторического знания делает его мощным оружием в руках власти, и именно универсальность может послужить инструментом для воспитания любой личности. История всеобъемлюща; используя это свойство, она в состоянии удовлетворить любого, познающего ее, независимо от национальных, религиозных, гендерных или других отличий. Каждый человек, прикоснувшийся к историческому прошлому, может найти те примеры, которые будут соответствовать его нравственному развитию. Однако для этого на первоначальном этапе необходимо заложить базовые основы нравственности.

Многие даже не догадываются, как часто им приходится обращаться к истории если не на научном, то на бытовом уровне. Существует два уровня исторического знания - макро и микро, однако при более подробном делении можно выделить международный, национальный, региональный, родовой уровни (здесь мы остановимся на упрощенной классификации). Макроуровень включает в себя международный (история всего мира в целом), национальный (история конкретной страны), региональный (история одного субъекта конкретно взятой страны) компоненты и представляет собой наиболее научно обоснованный слой исторического знания.

Микроуровень - это история одного рода, которая является начальной ступенькой в формировании нравственности, так как история семьи рождает наиболее значимых и уважаемых авторитетов для каждого из ее членов. Это то, чем люди гордятся, что они предпочитают сохранять, даже если вырывают из нее запятнанные страницы. В формировании каждой личности эта история имеет первостепенное значение. По мнению В. Семенкова, для процесса воспитания важно учитывать важный тезис: «Парадигма современности, в свою очередь, формирует дискурс. В рамках такой парадигмы мы дистанцируемся от общности переживания, так как в приватной сфере мы не должны быть носителями убеждений, но мы должны быть в согласии с самим собой, адекватны окружающему миру» .

Кроме того, аксиологические проблемы современной системы образования детерминированы тем фактом, что пропагандистская кампания под лозунгом «за правду истории» породила новую мифологию, направленную на духовно-ценностную ориентацию, дезориентацию общественного сознания. Дальнейшее развитие дает макроуровень, чаще всего история своей Родины, так как это то, что человек прежде всего уважает и любит.

Более того, она формирует национальную память: молодежь, сама не видевшая войны, однако представляющая страну, на долю которой пришлось большое количество войн, будет бояться военных конфликтов намного больше того народа, который в своей истории их не встречал. История родной страны заставляет человека чувствовать себя частью целого, связанного одним прошлым, а значит, и будущим. Светлые страницы истории учат любить свою страну, а темные - не совершать прежних ошибок.

Даже тот, кто заявляет, что не интересуется историей, всегда хочет испытывать гордость за свою страну, так как при этом он гордится и самим собой. Таким образом, через собственное эго он все равно касается истории. Вместе с тем важно помнить слова Т. Рузвельта: «Дураки учатся на своих ошибках, а умные - на чужих», т.е. изучать мировую и выносить из нее уроки. Более того, важно не только выносить уроки из дифференцированной истории, но и из интегрированной.

Таким образом, необходимо, чтобы человек чувствовал себя причастным не только к конкретной нации, но и ко всему мировому сообществу; для того чтобы учиться у истории, нужно чувствовать себя частью ее целостности, а не только одного конкретного раздела. Возвращаясь к вопросу об универсальности истории, необходимо отметить, что всегда можно найти свое зеркальное отражение в прошлом, однако нужно помнить, что «история учит не тому, как жить по ней, а как учиться у нее» . Каждая жизнь и судьба неповторимы, поэтому воспитание нравственной личности должно проходить через уникальность бытия. Невозможно полностью скопировать чью-либо жизнь, поэтому, проводя ассоциации между собой и историческими персоналиями, необходимо подходить к этому взвешенно.

На наш взгляд, история - это один из тех предметов, которые должны изучаться с предупреждением: «Не пытайтесь повторить!». Действительно, не получится. И прежде всего потому, что каждая судьба складывается так или иначе в зависимости от времени, в котором живет человек, потому что не только характер, амбиции и способности оказывают влияние на его жизнь, но и эпоха. Анализируя воспитательную функцию истории, многие историки и философы совершают распространенную ошибку: они судят людей по законам своего времени. Такие исследования заведомо ложны, ведь нам не придет в голову говорить, например, о парижской моднице XVIII в., что она одета безвкусно. По этой же причине мы не имеем права говорить о чрезмерной жестокости войн XVI в. или о династическом братоубийстве как об аморальных явлениях, так как для тех времен это было нормой, являющейся инструментом для достижения определенных целей.

Однако, перенося подобные стандарты на современность, мы, безусловно, должны подчеркивать, что в нынешнее время эти качества или приемы не должны находить себе места. Используя предыдущий пример, важно подчеркнуть: можно долго восхищаться нарядами Елизаветы Петровны, но современная девушка вряд ли рискнет надеть подобное. Только учитывая тот факт, что у каждого времени свои герои, мы можем экстраполировать на себя. Кроме того, необходимо помнить о необратимости исторического процесса. Каждая жизнь, несмотря на ее уникальность и неповторимость, конечна. История это объективно доказывает.

Усвоив этот, один из важнейших уроков истории, намного серьезнее относишься к остальным. Таким образом, жизнь должна восприниматься не как черновик, в котором можно исправить многое, поскольку ее нельзя начать с нового листа, а можно только продолжить. Необратимость исторического процесса учит более взвешенному отношению ко всем своим шагам в жизни. Итак, воспитание нравственности с помощью истории имеет ряд особенностей:

Воспитание должно проводиться через призму уникальности и неповторимости жизни;

Не нужно и нельзя копировать; ей нет смысла подражать, но у нее можно учиться;

История выставляет на передовую позицию нравственность, но в силу универсальности исторического знания она может быть сформирована по-разному. Из данного тезиса следует востребованность идеологических установок, которые могут выступать в качестве моральных ориентиров для формирования нравственности; . история должна задавать аксиологическую направленность личности;

История призвана формировать патриотизм так же, как семейная история создает гордость за свой род. История должна возродить отношение к себе как к учительнице жизни и вызывать интерес у молодого поколения, которое затем передаст его своим детям.

Ведь главная проблема слабой усвояемости исторических уроков заключается отнюдь не в слабом интересе детей к событиям прошлого, а в недостаточно серьезном отношении к истории у самих родителей. Как отмечает М.П. Яценко, «трансформация исторического прошлого, выступающая как оправдание глобализации, предшествовала фальсификации истории в условиях европоцентризма» . Эта проблема приобретает цикличность, и полностью искоренить ее не удастся, однако уменьшить степень ее остроты вполне реально.

Таким образом, в современном противоречивом глобализирующемся мире важно выработать новое отношение к воспитанию, которое не должно принимать характер лишь удовлетворения физических потребностей учащегося, но и задавать цель и ориентиры в жизни, а также формировать соответствующие нравственные установки.

Литература

1. Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания введение. - Томск, 1978.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - С. 185.

3. Семенков В.Е. Философия как идеология: о возможных модусах идеологической проекции философского знания // Credonew. - 2006. - № 3 (47). - С. 56.

4. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. - М., 1968. - С. 265-266.

5. Яценко М.П. Исторические аспекты глобализации как управляемого процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 110: научный журнал. - 2009. - С. 102.

А.А. Евстратчик, М.П. Яценко

Главные
познавательная, или интеллектуально-развивающая;
воспитательная;
политическая, или практически-политическая;
мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения историко-политических фактов, выявления главных тенденций политического развития истории. Не случайно на научном языке весьма часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени.

Практико-политическая функция состоит в том, что политическая история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективные решения политического характера.

Вместе с тем, знание политической истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных политических партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении политической истории в значительной степени определяет формирование научно-политического мировоззрения. Это и понятно, так как политическая история дает документально точные данные о выдающихся политических событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. В этой связи знание политической истории вооружает людей пониманием исторической политической перспективы. Политическая история не есть политика, “опрокинутая в прошлое”, хотя между ними существует определенная связь. Политическую историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная политическая история никого, никогда и ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно – политической практики – это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Политической истории присуща и воспитательная функция. Изучение политической истории воспитывает у народа высокие политические качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства людей. Знание политической истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем, знание политической истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, людей, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение политической истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. Это весьма важно, прежде всего, потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется большой разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. По мере включения в процессы преобразований громадных масс населения этот разрыв приобретает или, по крайней мере, может приобрести трагические черты, которые несомненно приведут к кровавой развязке

Loading...Loading...