Псалом 53 на русском языке. псалом - Обстоятельства написания, применение

Надписание псалма указывает во-первых, на способ исполнения («на струнных орудиях» ), во-вторых, на характер содержания ("учение" ), представляющего размышление Давида по поводу случившегося с ним, и в-третьих, на повод написания – предательство зифеев. Псалом написан тогда, когда Давид скрывался в пустыне Зиф на одной горе от преследовавшего его Саула. Последнему зифеи, с целью выслужиться пред ним, указали местопребывание Давида, куда и пошел Саул, а Давид принужден был бежать в пустыню Маон, отделявшуюся от войск Саула одним холмом. В это время Давид написал и известный нам .

Господи! Спаси меня Твоею силою от врагов, ищущих моей жизни (3–5). Я верю, что Он защитит меня невинного (6–7) и за дарованное спасение я прославлю Его (8–9).

. Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

«Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди» . Преследования Давида Саулом, как известно, были незаслуженны: Саул преследовал Давида за то, что видел в нем честолюбивого и счастливого соперника в искании престола, тогда как Давид таких замыслов не питал, а назначение на престол Еврейского царства получил от Бога. В силу последнего Давид и не предпринимает никаких средств борьбы с Саулом, но предоставляет свою жизнь воле Бога. Давида к Богу в данном случае имеет следующий смысл: спаси меня, Господи, так как моя гибель, как Твоего избранника, будет унижением Твоего имени, которое велико в глазах людей. «Суди Твоею силою» – прояви Твою силу сейчас, когда опасность велика и положение Твоего избранника кажется безвыходным.

. ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

«Чужие восстали... и сильные ищут души моей» . – Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; "сильные" – это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. "Душу мою" – мою жизнь; враги стремились погубить Давида. – «Не имеют Бога пред собою» . Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами – желанием выслужиться пред Саулом.

. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

«Он воздаст за зло врагам» . Давид верит, что Господь то зло, которое готовят ему враги, отвратит от него и пошлет его на врагов. – «Истиною Твоею истреби их» – так как Ты, Господи, любишь истину, а пред Тобою я прав, то, как покровитель истины, истреби врагов.

. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

. ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

«Прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» – буду восхвалять Тебя, конечно, в молитвах и псалмах за ниспосланное мне добро. – «На врагов моих смотрело око мое» . Простая помощь была оказана Давиду, так как Саул узнал о нападении на южные пределы своего государства филистимлян, вышел навстречу им и Давид мог не бежать от врагов, а смотреть, как они от него удаляются.

ПСАЛТЫРЬ, Псалом 53 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,

Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

ПСАЛТИРЬ, Псалом 53.

Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих; яко чуждiи восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей; отвратит злая врагом моим; истиною твоею потреби их. Волею пожру тебе, исповемся имени твоему, Господи, яко благо; яко от всякiя печали избавил мя eси, и на враги моя воззре oко мое.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 53

Пространная вводная надпись к этому псалму соответствует в русском тексте двум первым стихам его. Учение Давида понимается как размышление его над тем, что произошло с ним.

По форме Пс. 53 представляет собой доверительную молитву Давида, скрывавшегося от царя Саула в пустыне Зиф и преданного (из желания выслужиться перед царем) местными жителями (зифеями). 1-Цар. 23:15-20.

А. Именем Твоим спаси меня (53:3-5)

Пс. 53:3-5 . Первая часть псалма (стихи 3-5) - это горячая молитва об избавлении. Именем Твоим спаси меня. "Имя" олицетворяло в древнееврейском сознании того, кто носил его. Поскольку Саул преследовал Давида необоснованно, движимый подозрительностью и завистью, Давид же не пытался отнять у него престол, но отдать его Давиду было решением Бога, то ради имени Его он и просил Господа о спасении. Вторую часть стих 3 надо понимать как просьбу о явлении силы Божией в защиту Давида.

Зифеи предали Давида лишь из желания расположить к себе Саула, они не задумывались о том, угоден ли их поступок, да и поведение самого Саула по отношению к Давиду, Богу (они не имеют Бога пред собою; стих 5). В коварстве их и безжалостности Давид уподобляет их, обитателей горной Иудеи, - "чужим" (вероятно, подразумевая язычников). Под "сильными", которые ищут души его, он разумел воинов Саула и его самого.

Б. Бог - помощник мой (53:6-9)

Пс. 53:6-9 . Здесь, во второй части псалма, Давид выражает уверенность в помощи Бога, в том, что Он воздаст его врагам… за зло, которое они чинят ему, Божиему избраннику.

Под истиною Божией в стихе 7 могут пониматься и правота высших целей Господа, которыми Он руководствуется в Своих решениях, в частности, в решении отдать израильский престол Давиду, и Его любовь к правде, справедливости, наконец, верность Его своему избраннику. Ради этой истины истреби преследователей моих, просит Давид.

В стихе 8 - обещание принести Богу в благодарность мирную жертву (Лев. 3; 7); принесение такой добровольной жертвы сопутствовало в древнем Израиле выражению славословий и хвалы за избавление от беды. Давид обещает славить имя Господа (т. е. Его Самого), сознавая, что оно - источник добра, блага. Грамматическая форма прошедшего времени в стихе 9 свидетельствует об уверенности Давида в том, что Бог избавит его: в сознании просящего это как бы уже совершилось. Он как бы уже видел (окончание стих 9) отступление своих врагов. Саул со своими воинами и в самом деле вынужден был отойти от мест где скрывался Давид, узнав о вторжении в страну с юга филистимлян (об этом в 1-Цар. 23:27-28).

Большинство людей устроено так, что о Боге им свойственно вспоминать только в тяжелые периоды жизни. Для многих это является отправной точкой на пути к вере - ведь Господь все способен обернуть во благо. Псалом 53 представляет собой размышление царя Давида, ответом на предательство. В тот период своей биографии будущий вождь иудеев скрывался от царя Саула, который мечтал уничтожить своего соперника.


53 псалом - Обстоятельства написания, применение

Практически вся Псалтирь является сборником произведений, автором которых является царь Давид. При жизни это был не только могучий воин, мудрый правитель, но и человек, не чуждый прекрасного. Он искусно пел, владел музыкальными инструментами. У иудеев было принято именно воспевать молитвенные тексты, а не просто вслух читать их. Конечно, псалмы не сразу стали использоваться в богослужениях, но со временем вошли в канон не только у евреев, но и у христиан.

В православной церкви Псалтирь звучит на каждом богослужении. Христиане используют ее также в частной молитвенной практике - многим проще использовать готовые тексты, чтобы выразить свои чувства. Псалом 53 прекрасно подходит в тех случаях, когда человек растерян, лишен опоры в жизни. Именно в таком состоянии находился его автор, когда решил обратиться к Всевышнему.

  • Юный Давид получил откровение от Бога о том, что он стал избранником вместо Саула, тогдашнего правителя Иудеи. Несмотря на высокую честь, молодой человек не возгордился, не вынашивал планов переворота, чтобы сместить царя.
  • Смирение было одной из лучших черт Давида, которую часто ставят в пример современным христианам пастыри.
  • Верующие уже много столетий читают данный текст для того, чтобы избавиться от преследований со стороны сильных мира сего. Ведь именно в этом заключалось затруднение будущего великого царя. Обладая властью, Саул решил убить своего соперника, хотя тот вовсе не собирался его свергать.
  • В древности эти строки произносили рабы, чтобы избавиться от жестоких хозяев. Но хотя рабство давно отменено, люди до сих пор попадают в зависимость от обстоятельств, поэтому молитвенное обращение не потеряло свой актуальности.

Получив информацию о том, где находится его враг, Саул собрал своих воинов, чтобы нанести решающий удар. Но в этот момент враги решили напасть на Израиль, так что царю приходится защищать границы государства.


Смысл псалма 53

Каждая библейская глава является источником мудрости. Размышлять над ней можно в любой период жизни, каждый человек увидит что-то для собственной души. В этом непреходящая ценность Священного Писания.

Псалом, по указанию автора, должен исполняться на струнном инструменте и представляет собой поучение, размышление на определенную тему. В данном случае подом стало предательство со стороны жителей Зифа (зифеев), которые происходили из колена Иуды. Они разузнали, где скрывается опальный мужчина и его сторонники, затем донесли эту информацию до Саула.

Как повествует Первая книга Царств, они совершили подобный поступок два раза, что показывает их нераскаянность, желание выслужиться перед сильными мира сего. Согласно толкованию святых отцов, в 53 псалме можно выделить две основные мысли:

  • Жалоба Давида на своих преследователей. Он говорит об их злобе, обращаясь к Богу.
  • Утешение, которое будущий правитель черпает в своей вере. Автор не сомневается, что Господь защитит его, следует только подождать.

Строение достаточно подходящее для того, чтобы верующие находили утешение в данных библейских строках каждый раз, когда возникает необходимость. Все мы порой бываем несправедливо обижены, попадаем в неприятные ситуации без всякой вины. Чтение Псалма 53 помогает посмотреть на подобное положение вещей с точки зрения человека верующего. Все, что происходит в жизни, Господь устраивает для нашего блага. Даже из горестей христианин должен уметь вынести должный урок.

Например, когда наступает череда неприятностей, это учит терпению, делает веру в благую волю Бога сильней. Воспитывается также смирение, человек учится находить утешение в общении с Господом, получает духовную мудрость и помощь Святого Духа в молитве. Разберем текст 53 псалма на русском языке более подробно.


Псалом 53 - текст на русском

В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас; К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»
1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. 1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.
2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. 2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.
3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. 3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.
4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. 4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.
5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. 5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.
6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, 6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,
7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое. 7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

Толкование 53 псалма

Давид оказался в большой беде, под угрозой оказалась его жизнь. Символический смысл ситуации очень глубок. Беглецу казалось, что если отойти подальше от родного края, то враги не смогут найти его и навредить. Также была уверенность в том, что земляки не предадут. На практике все было наоборот. Дружелюбные жители Зифа на самом деле пожелали поступиться своей совестью, чтобы найти милость в глазах земного правителя.

Вывод можно сделать такой - ни один человек не будет в полной безопасности, пока не вернется к своему Создателю, то есть не попадет на небо. Находясь же временно в юдоли скорби, как принято называть землю, следует готовить душу к вечной жизни, заботиться о ней, стремиться жить без греха.

Как истинно верующий, Давид прибегает в печали к верному средству - молитве. Повествует о том, что произошло. Конечно, Бог итак все знает, но Он всегда ждет, когда сердце христианина само устремится к небесному покровительству.

Несмотря на серьезную угрозу жизни, велико проявление веры со стороны избранника Божия. Наглядный пример того, что можно не только обрести милость Творца, но и потерять ее. Саул с Давидом оба получили доверие Господа, но только одному из них удалось его сохранить. От каждого верующего зависит судьба его души в вечности. Даже если вера пока невелика, каждый сам в ответе за то, чтобы взращивать ее в своей душе. Саул пошел вопреки заповедей, поэтому лишился расположения Владыки небес.

Псалом 53 наглядно демонстрирует, как вера влияет на судьбу человека . Торжественные слова автора - «Бог помощник мой» - демонстрируют уверенность в том, что все будет хорошо. Давида не пугают полчища вооруженных врагов. Ведь люди бессильны против гнева Господа. Пусть враги замышляют злое - Бог обернет из коварство против них самих.

  • Еще один важный урок, который можно сделать из данного текста - люди не должны сами мстить своим недругам. Это прерогатива Творца. Нам следует простить обидчика, если же он впоследствии не покается, то будет наказан свыше. Но нельзя отвечать злом за зло.
  • Благодарность - тоже важное качество. В те времена иудеи приносили в жертву животных. Это было дорого, однако праведники исполняли установление, беря пример с патриархов - Авраама, Моисея. Вся суть приношения в том, что человек должен отдать Богу нечто, драгоценное для него. Для многих это является искушением, же говорит о радости, с которой исполняет завет Господа.

Надо понять, что сущность жертвы вовсе не в соблюдении обрядового действия. Господа радует, когда сердце человеческое полно благодарность и любви к Нему. Это выражается в славословиях, прославлении имени Божьего.

Хотя судьба готовит еще много горестей будущему царю, он говорит о своем избавлении как о свершившемся факте. Настолько сильна в нем уверенность в поддержке Господа. Вероятно, утешением Давиду служили прежние случаи, когда ему была оказана Божья милость. Подобным образом должны поступать и все верующие, находясь в затруднительных обстоятельствах. Нельзя поддаваться панике и отчаянию, следует доверять небесному Отцу.

Но для этого необходимо иметь определенное дерзновение, то есть смелость. Оно будет только у того, кто искренне любит Бога и живет по Его заветам. Давид ощущает свою правоту, поэтому обращение к Господу звучит неким требованием, а не просто скромным обращением. Основой жизни Давида было желание угодить Господу, независимо от жизненных обстоятельств.

Необходимость молитвы

Конечно, безгрешных людей просто не бывает. Разница между праведником и в том, что истинно верующий борется с искушениями, пытается искоренить свои пороки, не идет у них на поводу. Псалмопевец является наглядным примером того, как это сделать. Чтобы сопротивляться злым помыслам, необходима постоянная молитва.

Без помощи невозможно нести свой крест, нельзя одолеть страсти, тем более - войти в Царство небесное. В молитве же верующий сможет найти утешение, великую радость духовную. Несмотря на обстоятельства написания, Псалом 53 является полным надежды. Постоянное общение с Богом делает сердце более восприимчивым к благодати. Даже короткая молитва, произнесенная от души, принесет огромную пользу.

53 псалом - текст на русском языке, толкование was last modified: Апрель 24th, 2018 by Bogolub

Псалом 53

Надписание псалма указывает во-первых, на способ исполнения ("на струнных орудиях"), во-вторых, на характер содержания ("учение"), представляющего размышление Давида по поводу случившегося с ним, и в-третьих, на повод написания - предательство зифеев. Псалом написан тогда, когда Давид скрывался в пустыне Зиф на одной горе от преследовавшего его Саула. Последнему зифеи, с целью выслужиться пред ним, указали местопребывание Давида, куда и пошел Саул, а Давид принужден был бежать в пустыню Маон, отделявшуюся от войск Саула одним холмом. В это время Давид написал и известный нам 21 псалом.

Господи! Спаси меня Твоею силою от врагов, ищущих моей жизни (3-5). Я верю, что Он защитит меня невинного (6-7) и за дарованное спасение я прославлю Его (8-9).

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,

2 когда пришли Зифеи и сказали Саулу: "не у нас ли скрывается Давид?"
3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

3. "Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди" . Преследования Давида Саулом, как известно, были незаслуженны: Саул преследовал Давида за то, что видел в нем честолюбивого и счастливого соперника в искании престола, тогда как Давид таких замыслов не питал, а назначение на престол Еврейского царства получил от Бога. В силу последнего Давид и не предпринимает никаких средств борьбы с Саулом, но предоставляет свою жизнь воле Бога. Молитва Давида к Богу в данном случае имеет следующий смысл: спаси меня, Господи, так как моя гибель, как Твоего избранника, будет унижением Твоего имени, которое велико в глазах людей. "Суди Твоею силою" - прояви Твою силу сейчас, когда опасность велика и положение Твоего избранника кажется безвыходным.

4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих,
5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

5. "Чужие восстали... и сильные ищут души моей" . - Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; "сильные" - это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. "Душу мою" - мою жизнь; враги стремились погубить Давида. - "Не имеют Бога пред собою" . Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами - желанием выслужиться пред Саулом.

6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.
7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

7. "Он воздаст за зло врагам" . Давид верит, что Господь то зло, которое готовят ему враги, отвратит от него и пошлет его на врагов.

- "Истиною Твоею истреби их" - так как Ты, Господи, любишь истину, а пред Тобою я прав, то, как покровитель истины, истреби врагов.

8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,
9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

8-9. "Прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо" - буду восхвалять Тебя, конечно, в молитвах и псалмах за ниспосланное мне добро. - "На врагов моих смотрело око мое" . Простая помощь была оказана Давиду, так как Саул узнал о нападении на южные пределы своего государства филистимлян, вышел навстречу им и Давид мог не бежать от врагов, а смотреть, как они от него удаляются.

Loading...Loading...