Бог будет судить по плодам. Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский). От плод их познаете их

Потому Спаситель и присовокупил: По плодам их узнаете их (Мф. 7:16) . У еретиков часто можно найти жизнь добрую; но у тех, о которых я сказал, – никогда. Скажешь: что, если они и тут притворяются? Но они удобно могут быть пойманы. Тот путь, по которому Христос заповедал идти, по самому свойству труден и тягостен. Лицемер же никогда не захочет трудиться; его дело только притворяться.

Потому он легко может быть и изобличен. Когда Господь говорит: немногие находят их , то опять отделяет этих немногих от тех, которые не обретают его, а только притворяются, внушая тем смотреть не на лицемеров, но на истинно шествующих по этому пути. Но для чего, скажешь, Спаситель не открыл таковых лицемеров, а нас самих заставил испытывать их? Для того, чтобы мы бодрствовали и всегда были на страже, охраняя себя не только от явных, но и скрытых врагов, на которых и Павел указывая, говорил, что красноречием обольщают сердца простодуш­ных (Рим.16:18) . Итак, не будем смущаться, когда и ныне много таковых увидим. Христос заранее ведь и это предрек.

Заметь кротость Спасителя. Он не сказал: накажите их; но только: остерегайтесь, чтобы не получить себе вреда от них и чтобы по неосторожности не впасть в их сети. Потом, в предотвращение твоего возражения, что невозможно узнать таких людей, приводит еще доказательство, заимствуя его от примера человеческого: , – говорит Он, – или с репейника смоквы (Мф. 7:16) ?

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Афанасий Великий

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Прп. Максим Исповедник

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Прекрасно блюсти ум не идущим на поводу у плоти и страстей. Ибо Господь говорит: Не собирают с репейника смоквы - то есть со страстей добродетель, или с терновника виноград - то есть с плоти радостное ведение.

Главы о богословии.

Прп. Никодим Святогорец

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Прав. Иоанн Кронштадтский

По плодам их узнаете их. От смутной жгучести страстей и всякого греха, чувствуемой в моем сердце, заключаю, что причиною ее всегда бывает диавол, потому что хотя в действиях своих он и разнообразен, но всегда одинаков в одном – в смутности, беспокойстве, мучительной жгучести своих действий и в понуждении к новым грехам. Он усиливается утвердить во мне свое владычество всеми возможными способами: внушением мыслей неверия, хулы и др., так что, если не успеешь отразить его натиска и не поразишь его оружием веры и слова Божия, он получит доступ к твоему сердцу и будет мучить его, потому что его страсть – помучить нас, смутить нас, расстроить нас. В этом случае прекраснейшее и действительнейшее средство против него – введение мыслию распятого Христа в сердце: с самого мгновения введения распятого Христа в сердце он оставляет его – и мучительная, жгучая боль сердца, соединенная со смущением, проходит.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Иероним Стридонский

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые

Лицемеры - это терновники и репейники: терновники потому, что они уязвляют тайно, а репейники потому, что они хитры и находчивы. Злое же дерево - это каждый, кого развращает праздная и распутная жизнь.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

от плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы?

От плод их познаете их

Хотя, говорит, они кажутся скрытыми, однако легко изобличаются. Тот путь, по которому Я повелел идти Своим ученикам, трудный и неудобный, и лицемеры не могут идти по нему. Подобно тому, как хорошее дерево, т.е. дерево хорошего сорта, узнается не по цветам, а по плодам, так точно и их мы должны распознавать не по речам, а по делам. О них и апостол Павел сказал, что они ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16,18). Затем поставляет и соображение на основании примера, чтобы удобнее было распознавать их.

Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы

Еда, т.е. разве, неужели – вопросительно. Следовательно, Он говорит: разве собирают люди с терновника виноград ? и т. д. Репейник есть также вид терновника.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Сравнить: Мф. 3:8 . Господь дает и средство узнавать таких лицемерных лжеучителей и льстецов и отли­чить их от истинных учителей: это - их дела, не са­мое учение, которое для простых и неопытных труд­но распознавать и опровергать, а их образ жизни, поведение (ср.: Мф. 24:24 ; Мф. 12:33); плод - символ дел че­ловеческих, как растущее дерево - символ человека или жизни человека. О качестве дерева судят обык­новенно не по стволу его, не по листьям, не по цве­там, а по плодам; цветы могут быть красивые и бла­гоухающие, листва густая и нежная, но это - только украшение; по плоду судит человек о качестве дере­ва или растения: хорош плод - значит, дерево хоро­шо; худ плод - значит, дерево худо; и на худом дере­ве или растении не могут расти плоды хорошего де­рева или растения, равно как и наоборот. На тернов­нике, например, не растет виноград или на репейни­ке - смоквы. Точно так же от лжеучителя нельзя ожидать истинно христианских высоких добродете­лей, хотя бы дела его и имели внешний вид доброде­тели. И как дерево, не приносящее добрых плодов, идет на топку печей, так и эти лжеучителя подлежат адскому огню.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Большое недоумение, еще у древних толкователей, возбуждало здесь слово “плоды”, - что именно следует разуметь под ними? Иероним толковал это слово так: вы узнаете лжепророков по их учениям. Такого же мнения держались многие западные богословы, в том числе и новейшие. Изречение Христа было щитом - якорем инквизиции, которая преследовала сектантов за их учение. Но тут представлялось важное затруднение: некоторые сектанты, несмотря на свое еретичество, отличались большой чистотой жизни. Как это объяснить? Прибегали в таких случаях к жалкой уловке, что в сектантов в это время вселялся диавол и заставлял их вести хорошую жизнь. Но речь Христа здесь настолько проста и вразумительна, что нужно только посмотреть на дело прямо, чтобы понять ее значение. Люди разделяются на добрых и злых. Люди добрые приносят и плоды добрые. К этим плодам относится все, что есть доброго в людях, будет ли это учение, или добродетельная жизнь, или же вообще какая-либо полезная для людей деятельность. Добрых плодов духа так много, что их нельзя и перечесть, как и различные добрые плоды, которые растут на разных хороших деревьях. Что касается самых растений, которые взяты здесь для примера, то под άκανϋαι понимаются здесь вообще колючие растения, и преимущественно терновник, который растет во множестве в Палестине. Он по внешнему виду несколько походит на виноград и, может быть, поэтому сказано: собирают ли с терновника виноград? Под τρίβολος разумеется колючее растение, известное под названием чертополоха, или репейника. С этого растения, конечно, смоква никогда не собирается. Последнее, хотя и полезно в лекарственном отношении, однако всегда считается плевелом, вредным для хлебных растений.

Толковая Библия.

Троицкие листки

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Так и человек узнается не по словам, а по его делам, по его жизни и поведению: по плодам их узнаете их! Смотрите не на учение их, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать и опровергнуть; смотрите, как они ведут себя. Тот путь, по которому Я велел идти Своим ученикам, путь трудный и неудобный; лицемеры не могут идти по нему, для этого у них нет самого нужного – смирения. Собирают ли с терновника виноград (кисти сладкого винограда), или с репейника питательные смоквы ?

Троицкие листки. №801-1050.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 7, ст. 15-21.

7.15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

7.16. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

7.17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

7.18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

7.19. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

7.20. Итак по плодам их узнаете их.

7.21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

(Мф. 7, 15–21)

Поведав Своим последователям о пути, ведущем в вечную жизнь, и научая их быть внимательными и осторожными, в конце Своей Нагорной проповеди Господь предостерегает от лжепророков, которых сравнивает с волками в овечьей одежде.

Александр Павлович Лопухин поясняет: «На ложном пути стоят ложные, обманывающие народ руководители. Это и есть лжепророки. Другие разумеют фарисеев, которые были учителями и развращали народ. Наконец, третьи – “еретиков” или ложных мессий, ложных христианских учителей, которых так много было в первоначальной Апостольской Церкви. Не трудно заметить, что Христос говорит здесь о ложных пророках в совершенно общем смысле как о лживых, обманывающих людях».

Выражения о волках и овечьих шкурах являются образными и встречаются в еврейской литературе. Израильский народ представлялся под образом овчего двора. Ложные пророки изображены в образе волков.

Овца – символ простоты и кротости. Иносказательное выражение «быть в овечьей одежде» значило иметь внешний вид, личину простоты и кротости, чтобы под этой личиной легче и удобнее увлекать за собою людей неопытных.

В применении к лжеучителям и льстецам это выражение означает тех, которые без милосердия и сострадания завлекают в свои ложные учения людей и тем губят их души.

Борис Ильич Гладков замечает: «Если не все они могут быть названы хищными волками; если некоторые из них ведут строгую, нравственную жизнь и не руководствуются в своем проповедничестве корыстными, хищническими или честолюбивыми расчетами; если они даже искренно заблуждаются в своем вероучении, – все же они, вводя других в заблуждение, сталкивая их с пути, ведущего в Царство Небесное, похищая у них, так сказать, это Царство, заслуживают уподобления волкам».

Далее Господь указывает, как можно отличить лжепророков от истинных учителей: Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 17–18).

И действительно, истинные пророки отличались бескорыстием, послушанием Богу, бесстрашным обличением людских грехов, глубоким смирением, любовью, строгостью к себе и чистотой жизни. Они ставили себе целью привлекать людей к Царству Божию и были созидающим и объединяющим началом в жизни своего народа. Хотя истинные пророки нередко бывали отвергаемы широкой массой современников и преследуемы людьми, находящимися у власти, их деятельность воодушевляла на добродетельную жизнь и подвиг лучших сынов еврейского народа, то есть вела к славе Божией.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Совсем другой образ действий и другие цели преследовали самозваные пророки, которых было немало. Избегая обличений грехов, они умело льстили людям, чем обеспечивали себе успех среди народной массы и милость сильных мира сего. Обещаниями благоденствия они усыпляли народную совесть, что вело к нравственному разложению общества. В то время как истинные пророки делали все для блага и единства Царства Божия, лжепророки искали личной славы и выгоды».

В конечном итоге деятельность лжепророков способствовала гибели государства, а вредными плодами их деятельности стали гордость и отторжение людей от Царства Божия.

Именно поэтому Господь научает: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их (Мф. 7, 19–20), призывая смотреть на то, как они живут. Их дела будут свидетельствовать за них или против них.

Как мы видим, дорогие братья и сестры, лжепророки стремились лишь к привлечению внимания по отношению к самим себе, заслоняя собой Бога. Для христианина же это неприемлемо, так как наша жизнь должна нести в себе тихую добродетель, исполненную любви ко Господу и стремления самоотверженно служить Ему, принося добрые плоды христианства, то есть проявляя послушание Господу, исполняя волю Небесного Отца. Исполнением этой воли будет жизнь, очищенная от всякого тщеславия и превозношения, дабы люди, видя наши добрые дела, воздавали хвалу Отцу нашему Небесному.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Не судите, да не судимы будете. Господь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением, тем более в том случае, когда кто-либо сам, имея тяжелые грехи, поносит других и осуждает тех, кто имеет гораздо меньшие грехи, за которые может судить только один Бог.

Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Тому, кто желает укорять других, должно быть безупречным, ибо если он, имея в своем глазу бревно, то есть большой брус, или грех, будет укорять другого, имеющего сучок, то сделает его несовестливым. Но Господь показывает, что тот, кто много грешит, не может хорошо видеть греха брата своего, ибо каким образом сможет увидеть прегрешение другого, легко уязвленного, тот, кто сам имеет бревно в глазу?

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. "Псы" - это неверные, а "свиньи" - это те, кто хотя и верует, но, тем не менее, ведет грязную жизнь. Итак, не должно говорить о тайнах веры пред неверными и произносить светлых и жемчужных слов богословия пред нечистыми, потому что свиньи попирают или пренебрегают тем, что им говорят, псы же, обратившись, терзают нас, что делают те, которые называются философами. Когда они услышат, что Бог был распят, они начинают терзать нас своими умствованиями, софизмами доказывая, что это невозможно.

Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Прежде Господь заповедал нам великое и трудное, здесь же показывает, как это может быть выполнено, а именно - при помощи непрерывной молитвы. Ибо сказал "просите", вместо "просите всегда", но не сказал "просите один раз". Затем подтверждает сказанное примером человеческим.

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Здесь Господь учит нас, что должно и сильно просить полезного. "Ибо вы, - говорит, - видите, как ваши дети просят у вас полезного: хлеба и рыбы, и в том случае, когда они просят такового, даете им, так точно и вы ищите духовного, а не плотского".

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Лукавыми называет людей, сравнивая их с Богом: природа наша, как создание Божие, добра, лукавыми же мы делаемся по собственной воле.

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. Показывает краткий путь к добродетели, ибо мы - люди и поэтому уже знаем должное. Если хочешь, чтобы тебе благодетельствовали, благотвори; если хочешь, чтобы тебя любили враги, люби и ты сам врагов. Ибо и закон Божий и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естественный.

Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Под узкими вратами разумеет испытания, как добровольные, например, пост и другие, так и недобровольные, например, узы, гонения. Как человек тучный или обремененный большою ношей не может войти узким местом, так и изнеженный или богатый: таковые идут широким путем. Показывая, что и теснота временна и широта переходима, Он называет их вратами и путем. Ибо кто терпит обиды, тот проходит некоторые ворота или злострадание, равно и изнеженный проходит сластолюбие, как некоторый путь. Но так как то и другое временно, то должно выбирать лучшее.

Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Слово "потому что" означает удивление. Господь дивится: какие врата! Почему же в другом месте Он говорит: "бремя Мое легко?" По причине будущих воздаяний.

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Обычно еретики бывают хитры и лукавы; поэтому говорит: "берегитесь". Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри их - уда. Овечья одежда - это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, то есть по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются.

Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Лицемеры - это виноградники и репейники: виноградники потому, что они уязвляют тайно, а репейники потому, что они хитры и находчивы. Злое же дерево - это каждый, кого развращает праздная и распутная жизнь.

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Пока оно худо - не может, если же переменится, то может. Обрати внимание, что Господь не сказал, что никогда не будет в состоянии, но что до тех пор не рождает добрых плодов, пока худо.

Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Это направлено против иудеев, ибо и Иоанн говорил им то же. Человека уподобляет дереву потому, что он может быть привит от бесплодного греха к добродетели.

Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Здесь словами "не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!" показывает Себя Господом, так как Сам называет Себя Богом и научает нас, что если мы будем иметь веру без дел, то не получим от этого никакой пользы. "Исполняющий волю"; не сказал: "исполнивший один раз", но - "исполняющий" до самой смерти. И не сказал: "волю Мою", чтобы не соблазнить слушателей, но "волю Отца Моего", хотя, конечно, у отца и сына воля одна, если только сын не изменник.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. В начале проповеди многие, будучи даже и недостойными, изгоняли бесов, так как демоны обращались в бегство именем Иисуса. Ибо благодать действует и чрез недостойных, подобно тому, как мы получаем освящение и чрез недостойных священников; и Иуда делал чудеса, и сыновья Скевы. Слова: "Я никогда не знал вас" сказаны вместо: "И тогда, когда вы делали чудеса, Я не любил вас". Под знанием здесь разумеется любовь.

И так всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что он был на камне. Помимо Бога не может быть добродетели; поэтому Господь говорит: "уподоблю мужу благоразумному". Камень - это Христос, а дом - душа. Итак, кто устрояет душу свою в исполнении заповедей Христа, того не могут разрушить ни дождь - разумею дьявола, спадшего с неба, ни реки - вредные люди, число которых возрастает от этого дождя, ни ветры - духи злобы, ни какие бы то ни было искушения.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое. Не сказал: "уподоблю его", но "уподобится", то есть сам собой, неразумному тот, кто имеет веру, а дел не совершает. Итак, такой человек созидает на песке, из гнилого материала, поэтому и падает от искушений дьявола. Когда потерпит неудачу, то есть обрушится на него искушение, он падает падением великим. Из неверных никто не падает, ибо они всегда лежат на земле; верующий, этот падает. Поэтому падение и бывает великим, что падает христианин.

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Удивлялись не начальники, ибо как могли удивляться завидующие Ему? - но незлобивая масса: удивлялись же не оборотам речи, но ее свободе, ибо Господь показывал Себя превыше пророков. Те говорили: "это говорит Господь", а Христос, как Бог, говорил: "Я говорю Вам".

Есть ли сегодня в России проблемы? Безусловно, причём проблем - масса. Не будем забывать, что мы живём в капиталистической стране, входящей (спасибо КПСС, КГБ и пр., а также лично Горбачёву с Ельциным ) в качестве сырьевого придатка в мировую капиталистическую систему.

Может ли Россия, входящая в эту самую систему, не иметь серьёзных социальных проблем? Нет, проблемы органично вытекают из самой сути безчеловечного строя .

Зато в России более 130.000 долларовых миллионеров. Это с ними, при их поддержке горячие патриотические головы собираются строить социализм?

Добавьте в эту группу довольных капитализмом подавляющее большинство из 5.700.000 сотрудников ФСО ФСБ и спецподразделений, МЧС, МВД, УФСИН и Прокуратуры.

Также не забудьте приплюсовать порядка 2.700.000 таможенников, налоговиков и чиновников лицензирующих и контролирующих организаций.

А ведь ещё в армию противников социализма следует прибавить депутатов с их оплачиваемой обслугой (1.827.000), а также практически то же число адвокатов и нотариусов.

Мы даже не упоминаем о более миллиона бойцов частных охранных предприятий (ЧОПов).

Сколько на круг выходит? Без упомянутых бойцов - более 12 миллионов человек. Причём всё это - хорошо организованная сила, часть которой уже вооружена.

Заметим, что в царской России начала прошлого века такой статистики, что в абсолютных цифрах, что в процентном отношении к числу жителей империи - не наблюдалось.

Автор отнюдь не против социализма, наоборот: СССР - это была замечательная, светлая, чистая, образованная и справедливая страна. Если по большому счёту. И, конечно, очень бы хотелось переделать нынешний капиталистический придаток под названием РФ в СССР-2.0.

Однако автор понимает, что в нынешних условиях, т.е. с учётом приведённой выше статистики, повторить Октябрь - это нереально. Хуже того, любые попытки такого рода попросту приведут к развалу нынешней России. Потому что социалистический переворот без гражданской войны не получится ввиду мощной силы, ратующей за сохранение капитализма.

А если война - значит распад страны неизбежен. Мы же все помним позорные Хасавюртовские соглашения, которые должны были привести к отделению части России!!! Равно как и мощнейшие центробежные процессы конца 90-х по отделению краёв, областей от Российской Федерации!

Следовательно, любой политический деятель, который обещает за 5-10 лет заново отстроить социализм в России - либо лгун, либо провокатор. В любом случае - сволочь.

А что можно сделать в нынешних условиях? Только одно: формировать глобальный тренд на социализм. Т.е. с учётом исторического опыта России, её СССР проводить собственную глобальную политику. Ибо не ослабив внешнего давления на страну, что-либо менять в ней самой заведомо обречено на неудачу.

Некоторые комментаторы на различных ресурсах любят говорить, мол, глаза боятся - руки делают. Да, поговорка верна, но лишь тогда, когда имеющиеся ресурсы позволяют достичь цели. Если ресурсов недостаёт, то это путь к поражению. Вот зачем пулемётчику пулемёт, если нет ни одного патрона??!

Сказанное выше не означает, что ничего в стране не надо пытаться изменить. Надо. Необходимо. Но... с учётом имеющихся ресурсов. Людских, финансовых, экономических, военных, а главное - учитывая то, что есть в головах людей.

Если люди неверно оценивают ситуацию, если не видят недостаток соответствующих ресурсов, если не замечают, насколько мощно давит окружающая среда на страну, а требуют, чтобы им преподнесли социализм прямо завтра, да ещё на блюдечке, - это прямой путь в социальный ад.

Всё, что при нынешних внутренних и международных условиях может сделать патриотическая часть нынешней власти - это постепенно, не раскачивая ситуацию ни в стране, ни в мире - менять эволюционно жизнь в стране, создавать за её пределами условия для оздоровления ситуации на планете.

Если же оценивать деятельность Путина, то резонно задать себе вопрос: на чей счёт отнести десятки тысяч закрывшихся средних и крупных предприятий страны? Это результат инерционного характера социальных процессов, развернувшихся в девяностых годах, или злая воля Путина, который желает развалить Россию?

Кстати, а желает ли Владимир Владимирович России и её жителям зла? Хорошо на этот вопрос ответила Татьяна Четвертакова, перечислившая некоторых факты, о которых возбуждённо критикующие власть иные патриоты предпочитают почему-то умалчивать.

Ведь по делам их узнаете их!

*

Скажите Путину спасибо за спасение страны!

За 17 лет Путин сделал для экономики России следующее:

Увеличил бюджет России в 22 раза, военные расходы - в 30 раз, ВВП - в 12 раз (Россия перепрыгнула с 36-го места в мире по уровню ВВП на 6-е);

Увеличил золотовалютные резервы в 48 раз.

Вернул 256 месторождений полезных ископаемых в Российскую юрисдикцию, разорвав кабальные соглашения о разделе продукции (СРП);

Национализировал 65% нефтяной и 95% газовой промышленности и многое другое;

Поднял сельское хозяйство (Россия уже 5 лет подряд занимает 2-3 место в мире по экспорту зерна, обогнав США, которые сейчас на 4-м месте);

Увеличил средние зарплаты в бюджетной сфере в 18,5 раз за 12 лет, а средние пенсии - в 14 раз;

Снизил вымирание населения России с 1,5 миллионов человек в год в 1999 году до 21 тысячи в 2011 году, т.е. в 71,5 раз;

Отменил Хасавюртовское соглашение - чем отстоял целостность России, запретил депутатам иметь счета за границей, отстоял Сирию, прекратил войну в Чечне…

Отмена СРП - соглашения, по которому Америка грабила Россию с 90 годов в обмен на кредиты и поддержку Ельцину - это великое достижение Путина!

Путин боролся за его отмену 4 года при помощи многих последовательных поправок. Отмена СРП вызвала лютую ненависть у к Путину со стороны Америки, так как та лишилась возможности грабить наши недра.

Почему Путин не все может изменить сразу? Почему делает остановки? Почему ему приходится идти на временные соглашения?

Потому Путину и пришлось лавировать и делать все постепенно, не в одно мгновение, но в одном направлении - и сейчас он продолжает тот же труд. И всё это небезопасно...

К примеру Каддафи поплатился жизнью за попытку смены расчетной валюты доллара на другую: теперь нет ни богатой цветущей Ливии ни Каддафи…

Наши люди в большинстве своем не могли в 90-е просто пойти в магазин и купить большинство продуктов, не могли без боли и страха отправлять детей в армию...

Была чеченская война - а конца-краю ей видно не было…

Города сидели без отопления, газа и воды, с печками-буржуйками, чьи трубы выходили в окна… Не было зарплат, рэкет, открытая стрельба в городах. Об улучшении жилья, ремонтах и тому подобном никто даже не думал, рады были, что еще живы…

Сейчас всё радикально изменилось. Большинство стало жить на порядок лучше, дворы переполнены машинами, дома отремонтированы, уже с трудом можно найти старые оконные рамы и входные двери… Из магазина даже среднестатистический человек несет переполненную сумку с продуктам, молодым семьям компенсируют часть стоимости жилья, выплачивается материнский капитал и пособие по родам…

И теперь, когда стали забываться 90-е, мы начали забывать, сколько сил вложил Путин в нашу страну и легко поддаемся на любую провокацию . Да, не все еще живут хорошо, много чего еще надо сделать, но это не повод предавать человека, который спас страну от полного краха!

Так давайте помогать ему своим трудом, а не брюзжать и не пенять на то, что он не положил нам в рот всего, чего душа желает!

По определению Бог - воплощение совершенства. Совершенство является честным, открытым и прямым. Если мы ищем – то всегда получаем ответ. Бог, без сомнения, желает нам добра. И мы основываем нашу Веру в Бога Отца на учении, которое принес нас его сын Иисус Христос. В этом – путь нашего спасения. Эту фундаментальную истину мы принимаем на веру, как данность. Но кроме Бога в мире есть также дьявол. Людям было бы проще считать, что в мире есть Бог (добро), но нет зла. Но зло, к сожалению есть. И оно существует вполне эмпирически. Зло стремиться к тому, чтобы разрушить наше общество. Оно не может добиться своей цели без обмана. Именно поэтому зло должно быть хитрым и лукавым. Зло всегда будет пытаться соблазнить нас неправдой и скрытой провокацией. Зло никогда не заявляет о том, что оно зло. Зло всегда маскируется под личиной добрых намерений. Именно поэтому мы всегда должны уметь распознать его. В Святом Писании написано: «По делам их узнаете их». (Матфей 7:20) Это - универсальная правда. Так, чтобы мы могли вовремя распознать зло, мы всегда должны внимательно смотреть, какие результаты его действия производят в нашем обществе. Итак, служит злу, тот, кто: Насмехается над Богом. Порочит Христианство и сеет семена сомнения и неверия среди его сторонников. Стремится разрушить институт семьи. Не признает важность 10 Заповедей Христовых. Говорит, что в мире нет никакой абсолютной правды, и пытается свести все к интересам каждого индивида. Защищает моральный релятивизм и проповедует терпимость ко злу. Относится иронично к ценностям и учреждениям христианского общества. Проповедует гомосексуализм и другие пороки. Утверждает, что самая высокая польза – личная выгода. Пропагандирует вредный и нездоровый образ жизни для человека и для общества в целом. Поощряет потребление алкоголя, наркотиков и других веществ, которые ослабляют ум и совесть человека. Ставит под сомнение тот факт, что люди сотворены Богом. Обожествляет деньги. Так, как Бог указывает путь к добру и спасению каждому отдельно взятому человеку, точно так силы зла пытаются бороться за душу каждого из нас и привести к гибели каждого человека. В тысячелетней истории человечества мы видим немало примеров, когда большие организованные группы людей сознательно служат злу. Орудия дьявола состоят из плоти и крови, как и мы с вами. В современном обществе они объединяются в клубы и партии. Они служат своему хозяину и несут нам зло. Именно поэтому долг каждого из нас – уметь вовремя распознать не только их умыслы, но и определить каждого из них персонально. Только так мы можем защитить наше общество от зла. В современном русском гражданском обществе мы можем отчетливо выделить как отдельных персонажей, так и целые группы людей, которые сознательно и постоянно проводят политику обмана большинства русской нации. Для того, чтобы мы могли обоснованно указывать на таких людей и разоблачать их как орудия и проводников зла, мы должны знать, при помощи каких идей и действий они пытаются разрушить наше общество и нанести вред интересам России. Вот этот список. Продолжение политики разделения единой русской нации между различными новообразованными государствами. Раздробление и закрытие промышленных предприятий. Секуляризация русской православной культуры. Концентрация национального богатства в руках узкой группы лиц. Падение уровня образования. Сокращение фундаментальных научных исследований. Подрыв в обществе фундаментальных семейных ценностей. Приватизация природных богатств. Вывоз ценностей и капиталов из России. Развитие алкоголизма, наркомании, табакокурения. Пропаганда разврата, порнографии и индивидуализма. Загрязнение окружающей среды. Целенаправленное опошление русской истории и культуры. Сознательное снижение требований к морали. Развитие профессионального спорта на фоне снижения индивидуального уровня физической культуры в обществе. Развитие пассивного, «телевизионного» и компьютерного виртуального образа жизни. Культ денег. Пропаганда гомосексуализма, абортов и других противоестественных вещей. Опошление и вульгаризация русского языка. Развития примитивного и вульгарного искусства. В современном демократическом обществе мы должны сознательно выбирать своих лидеров. И чем скорее граждане современной России поймут, что им нужны новые руководители, которые начнут проводить политику в интересах большинства населения страны, тем скорее России вернется на путь своего естественного развития. Те же «политики», которые отстаивают вредные для страны и русской нации идеи из вышеприведенного списка, должны быть лишены права оказывать какое-либо воздействие на нашу жизнь и судьбу русского государства.

Loading...Loading...