Зачем иисус омыл ноги своим ученикам. Почему Христос омыл ноги ученикам? Великий Учитель даёт более ясное представление о Творце

Прочитаем отрывок из Евангелия от Иоанна 13:1-17: "Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете".

Как много об этом уже было сказано. Как много об этом уже было слышано. И все же мы, люди, сегодня, сейчас вновь в десятый, сотый, тысячный раз обращаемся к евангельскому событию, которое часто ассоциируется с непопулярным и даже каким-то неудобным словом "ногоомовение".

Спустя мгновение, после того как омовение ног двенадцати учеников стало историческим фактом, Иисус произнес: "И вы должны умывать ноги друг другу".

"Ну вот, - скажет кто-то, - как красиво и возвышенно все начиналось: возлюбил, возлюбил до конца, а закончилось "чугунным" словом "должны"".

Увы, понятие долга сегодня не в чести ни у старшего поколения, ни у юного. Нравственный долг, долг по отношению к Богу, к людям, к своим повседневным обязанностям, как назойливая муха, гоним отовсюду. Недаром поэт сокрушался: "Ужасный век, ужасные сердца!"

"Я никому ничего не должен" - вот формула работы современного мозга. Не от того ли болезненное обилие декларативной любви? Она хлещет в наши уши чуть ли не с каждой волны эфира. На любой радиостанции сегодня поют о любви больше, чем в христианской церкви. И на фоне этой поп-культуры любви - абсолютная нехватка подлинно высоких отношений между людьми. Это самое слабое место в человеке. Пропасть, бездна между спросом на любовь и стремлением ее дарить.

Только в Боге единство любви и долга находят свое высшее и восхитительное выражение: "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:8).

Как мало в мире людей, знающих о том, что любовь необходимо все время доказывать.

"Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:8).

Он неустанно нам доказывает подобное отношение.

"У городских ворот двух учеников ждал друг, с которым заранее обо всем договорились. Было условлено, что он будет нести кувшин с водой и по этому знаку его узнают Петр и Иоанн. Этот друг расстелил на втором этаже своего дома ковер, разложил вокруг низкого стола подушки и заклал в Храме ритуального агнца, как и полагалось.

Любовь переполняла сердце Иисуса. "Перед праздником Пасхи, - пишет евангелист Иоанн, - Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их".

Не успев войти, ученики стали оспаривать друг у друга право возлежать рядом с Ним, право на первенство, не сознавая, что это за день, что это за час. Иоанн возлег справа. Человек из Кариота, по-видимому, оказался ближе всех к Иисусу слева, иначе Он не смог бы протянуть ему кусок хлеба, который перед тем обмакнул ему в блюдо.

Очень желал я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания.

На плечо, на которое скоро ляжет тяжелое бревно виселицы, опустилась... голова Иоанна. Согласно обряду, Иисус благословил первую чашу... Но спор возобновился: каждый хотел быть первым. Тогда Он напомнил, что первый среди них должен быть последним:

А Я посреди вас, как служащий" .

И являя Собой пример истинного первенства в Своем Царстве, первенства, при котором впереди тот, кто ищет послужить ближнему, Иисус встает, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце, препоясывается, не торопясь вливает воду в умывальницу... Как завороженные, ученики молча наблюдают и не смеют взглянуть друг на друга. И вдруг Господь простирает свои руки, на которых еще нет следов от гвоздей, к Иуде!

Что Он делает? Не может быть! Сон! Ошибка!

Прикосновение к ногам возвращает к реальности. Склонившись, преклонив колена, опустив голову, Творец жизни умывает ноги своему предателю. Ангелы прячут лица. Вселенная замирает.

"Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " (Ис. 14:13), - так когда-то мечтательно объявлял дьявол, обманом лишив людей Богоподобия. "Взойду на небо..." Он опоздал. Небо опередило его, снизойдя к нам.

"Выше звезд Божьих вознесу престол мой". Доказывая свое превосходство друг перед другом, оспаривая первенство, ученики Христа будто бы тоже карабкались к мифическим звездам славы. А были подобны слепым котятам, ищущим большое и теплое кресло. Но плеск воды меж ладонями Христа вернул их на землю, приоткрыл им глаза. Впрочем, не всем.

"Буду подобен Всевышнему"?! Тогда встань на колени, склони голову, омой ноги двенадцати гордецов, которые не ответят тем же... С этого момента дьявол перестал мечтать о подобии Всевышнему. Ну кто же знал, что Бог таков? Да, Он именно таков. С этого момента желание уподобиться Всевышнему покинуло дьявола. Падший ангел остался бесконечно одиноким в своей безумной надежде взобраться на несуществующую вершину. Бог пребывал там, куда сатане идти совсем не хотелось. И отец лжи бесповоротно и навсегда сделался сыном смерти.

Уподобиться Христу... Тогда, в тот самый четверг, в горнице это удалось не всем. А сегодня?

"Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его" (Откр. 3:21).

Побеждающих себя зовет Господь. Разделить место с Христом на Его престоле можно уже сегодня. И, пожалуйста, не суетитесь. Рядом с Христом Служащим места хватит всем. Кто хочет быть первым? Это наш день. Это наш час. Займем же свои места.

Христос говорит: "Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете" (Ин. 13:17).

Я не Тому молюсь, кого едва дерзает

Назвать душа моя, смущаясь и дивясь,

И перед кем мой ум бессильно замолкает,

В бездумной гордости постичь Его стремясь;

Я не Тому молюсь, пред чьими алтарями

Народ, простертый ниц, в смирении лежит,

И льется фимиам душистыми волнами,

И зыблются огни, и пение звучит;

Я не тому молюсь, кто окружен толпами

Священным трепетом исполненных духов,

И чей незримый трон за яркими звездами

Царит над безднами разбросанных миров, -

Нет, перед Ним я нем!.. Глубокое сознанье

Моей ничтожности смыкает мне уста, -

Меня влечет к себе иное обаянье, -

Не власти царственной, - но пытки и креста.

Мой Бог - Бог страждущих,

Бог, обагренный кровью,

Бог-человек и брат с небесною душой, -

И пред страданием и чистою любовью

Склоняюсь я с моей горячею мольбой!..

С.Я. Надсон (1862-1887)

По стопам Христа

Прочитаем отрывок из Евангелия от Иоанна 13:1-17 (см. начало предыдущей главы).

Кому из нас не хотелось бы побывать на Святой Земле? Имеется в виду современный Израиль и дорогие сердцу всех христиан места. Ныне такая возможность в общем-то открыта для всех. Хотя по вполне понятным причинам не все могут ей воспользоваться. Но отправиться туда хотелось бы, пожалуй, каждому. И это легко объяснимо. Бродить по узким улочкам старого Иерусалима и при этом мысленно уноситься в прошлое! Разве это не волнующе? Ведь на мостовые того города ступала нога самого Спасителя Христа. Там ходили Его апостолы, там раздавались голоса Его врагов, там начиналась христианская Церковь. Недаром десятки и сотни тысяч людей ежегодно посещают Святую Землю. Для чего? Пройти по стопам Христа - вот награда для каждого паломника.

Однако есть еще один путь следования за Христом. И он доступен всем. Но вот что удивительно, этим путем идет гораздо меньше людей. Почему? От туриста ожидается всего лишь уплата определенной суммы. И через несколько часов он уже следует за экскурсоводом, дорогой, по которой прошел Иисус. А вот для того, чтобы идти этим другим путем, требуются не деньги, а нечто несравненно большее. Господь наш и Бог ожидает от нас самого дорогого. Нас самих, наше сердце, мысли и чувства. Пройти по стопам Христа, подражая Его поступкам и отношению к ближним, - вот христианский путь.

Давайте внимательнее вчитаемся в евангельское описание последней Вечери Иисуса с учениками. Господь говорит о примере, оставленном для нас (Ин. 13:15). Это и есть Его след. В деяниях Христа мы должны опознать след нашего Господа и Учителя. Пойдем ли по Его следам и мы?

Апостол Петр в своем Первом послании призывает каждого из нас глубже вникать в рассказ об Иисусе. Бывши участником событий в горнице, апостол, спустя годы, записал следующее: "Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Петр. 2:21).

Вы обратили внимание? Мы идем по следам Иисуса, когда следуем Его примеру. "Если вам пришлось пострадать ради Бога, не печальтесь", - увещевает Петр. "Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его". А какую цель преследовал Господь, оставляя нам пример омовения ног? Только одну. Мы должны следовать оставленному примеру. И это прекрасный христианский долг. Прекрасный и христианский потому, что это долг любви - единственный долг христианина. Другой апостол Иисуса, Павел, заметил по этому поводу: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви..." (Рим. 13:8).

И, умывая ноги друг другу, мы повторяем путь Господень. Этим христиане отличаются от туристов. У христиан другие маршруты. Их пути духовны. Мир усердно ищет следы великих учителей, оставленные на камне, дереве, полотне. Христиане же заняты другим поиском. Они следуют по стопам Христовым духовно. Иными словами, они стремятся к подражанию поступкам Иисуса. Они стремятся к отношениям, явленным в Иисусе. И это стремление в очах Божиих стоит очень дорого. Ради того, чтобы оно в нас возникло, Христос пошел на страдания и смерть.

В книге "Желание веков", в главе, посвященной происшедшему в горнице, есть такие слова: "Христос таким образом учредил церковный обряд". А на следующей странице читаем: "Для тех, кто проникается духом этого служения, оно никогда не станет простым обрядом" . Иными словами, когда мы проникаемся подлинным духом обряда ногоомовения по примеру Спасителя, тогда происходит большее, чем формальный обряд. В этом момент рождаются святые взаимоотношения с Богом и ближними. Идя по стопам Иисуса и действуя по Его примеру, мы становимся живым благословением друг для друга. Нет, не пустой обряд, а встреча со Христом в Духе ожидает нас сейчас.

Что же должно произойти с нами? То же, что и случилось в тот памятный день с учениками Господа. Они собрались к пасхальной трапезе в предчувствии чего-то важного. Но почему-то при этом разглядывали друг друга, как оценщик в ломбарде рассматривает закладываемую вещь. Каждый искал недостатки в ближнем, тем самым как бы повышая собственную эгоистичную ценность.

Иисус не мог не заметить, сколь недобрый, опасный дух овладевал Его учениками. Они сидели вокруг низкого, как принято на Востоке, столика. Были произнесены первые молитвы, и люди уже приступили к пасхальной трапезе. Как вдруг Господь встает. Он не смог более находиться в такой гнетущей атмосфере нелюбви. Христу стало тесно среди таких людей. Но Он не выбежал в отвращении из горницы и не хлопнул дверью. Он остался, чтобы тесные сердца Его учеников преобразились в просторные, чтобы эгоистичные отношения сменились святыми, чтобы их охватила жажда очищения, чтобы произошло и само очищение душ.

И все это действительно случилось. Стыд, смущение, радость - все эти чувства смешались в учениках Господа. На них снизошел дух исповеди. Нет, они не стали, перебивая друг друга, восклицать: "Господи, прости!" Их сердца наполнились молитвами. Их мысли устремились к Спасителю. Цель была достигнута. Произошел столь нужный им сейчас катарсис, наконец пришло очищение. Сознание открылось преображающему действию Духа Божия. Как никогда ранее они пережили осознание своей греховности, стали испытывать жажду прощения и ощутили желанное прощение в поведении Христа. Тайная исповедь очистила самые потаенные уголки их душ. Они сделались готовыми к принятию хлеба и чаши Господней.

При этом стоит вспомнить и об Иуде. Он также прошел через этот обряд, но лишь через обряд. Он не просил прощения. Он не пережил исповеди. Он не принял прощения. Его не коснулось очищение. А после хлеба, принятого из рук Христа, как говорит Писание, в него вошел сатана (см. Ин. 13:27). Для него все происшедшее оказалось напрасным, пустым, бесплодным. Пусть подобное не произойдет ни с кем из нас!

Христос сделал все, чтобы переродились мысли и чувства Его учеников. Все, чтобы поведение их стало другим. И Он сумел достичь великого, преобразив Своих апостолов. Исповедь, прощение, принятие прощения, а затем - единство в причастии. Вскоре ученики оставят своего Господа. Но тогда, в те минуты первого своего причастия, они пережили истинное, хотя и хрупкое единение. Сила жизни во Христе еще придет к ним. Тогда же в их душах было заложено основание для опыта веры.

Омовение ног - больше, чем просто обряд и символ. Следуя по стопам Иисуса верой и действием, мы соприкасаемся с самой реальностью. Участие в обряде омовения ног как символе очищения вводит нас в саму реальность очищения. Ученики воистину стали другими. Следование по стопам Христа изменяет человека. Поступая по примеру Господа, мы стремимся восстановить Его образ и подобие в нас. И это восстановление действительно происходит, когда мы веруем и действуем с должным отношением.

Таков путь следования по стопам Христа согласно Его примеру. Путь этот нелегок. И нас порой может это смущать. Нас может огорчать собственная немощь. Однако сейчас давайте отложим мысли о себе. И вслушаемся в слова Господни: "Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (Ин. 13:14).

Пройти по стопам Христа-вот награда для каждого христианина. Так последуем же Его примеру.

Не ноги Ты омыл ученикам:

Ты дал завет - смирять свою гордыню,

И вечно благодарны мы векам,

Сын Божий, Ты Иуде ноги мыл,

Хотя и знал - предаст Тебя Иуда.

Нам, смертным, где таких набраться сил,

Такую святость почерпнуть откуда?

Но Ты сказал, что в вере наша мощь,

Что мы любовью дух увековечим,

И, одолев грехов глухую ночь,

С Тобою раны тяжкие излечим.

О Светлый, разве смог бы человек

Изведать без Тебя любовь и счастье?

Ты мир в одежды чистые облек

Примером одоленья и участья...

И.А. Яворовская

Создано: 24.06.2014 , 20302 60

"...Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!"

Евреям 9:14

Одним из ярких и очень важных учений Иисуса Христа является постановление о Причастии, которое символизирует Его страдания и смерть ради спасения грешников. Во время своей последней вечери с учениками, незадолго до распятия, Иисус Христос совершил омовение ног своим ученикам, о чем в Библии написано: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Иоанна 13:3-5) . Это был особенный момент, когда Больший по положению и статусу начал служить меньшим, и унизил Себя до уровня раба, показывая пример как нужно поступать со своими ближними. Однако Адвентисты седьмого дня, как и некоторые пятидесятники, подражают примеру Иисуса Христа в буквальном смысле слова, совершая омовение ног в день Причастия. Нужно сказать, что в буквальном омовении ног своим ближним нет ничего плохого, однако проблема появляется тогда, когда этот «обряд» возводят в доктринальные рамки и считают обязательным. Так омовение ног является одним из принципов веры церкви АСД, который звучит так: «Мы верим, что это постановление Христа является обязательным для всех христиан (Иоан.13:14-15,17). Это служение, которое учит смирению, и которое установлено Иисусом, не является иудейским преданием или восточным обычаем, а новой заповедью. Это видно из поведения Петра и других учеников, которые вначале сопротивлялись. Обычное омовение ног всегда совершалось у дверей дома, и такое омовение не вызвало бы никакого удивления у учеников. «Ты не знаешь, что Я делаю теперь, но уразумеешь после». Эти слова Христа подтверждают, что омовение ног – акт святой и его нужно совершать не духовно, а буквально. В Иоан.13:17 блаженными называются все те, кто следует примеру Иисуса в омовении ног» . Отсюда видно, что Адвентисты седьмого дня учат, что омовение ног является обязательным актом, который они совершают в день Причастия.

Адвентисты придают особую важность акту омовения ног, который оказывает влияние на спасение человека и прощение грехов. Они считают, что омовение ног является также актом, который способствует удалению грехов, о чем они говорят: «Понимание омовения ног как символа прощения грехов, совершенных после крещения, отчасти объясняется употреблением слова катарос в данном стихе. Близкое по значению слово также встречается в 1 Ин. 1:7–9, где явно говорится о прощении греха посредством Крови Иисуса. Хотя грех явно не упоминается в Ин. 13:10, его присутствие подразумевается. Идея прощения греха, совершенного после крещения, вполне соответствует эмоциональным словам Иисуса в Ин. 13:8, где Петру сказано, что он не будет иметь части с Иисусом, если его грех, совершенный после крещения, не будет удален посредством омовения ног» (Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД, Том 12) . Данное утверждение базируется на текстуальном анализе древнегреческого текста Нового Завета и подкрепляется словами Иисуса Христа из текста Иоанна 13:8. Нужно отметить, что адвентисты также признают то, что Иисус Христос оставил пример смиренности для Церкви, но при этом выделяют особую важность омовения ног для буквального исполнения. Это буквальное омовение ног подкрепляется словами Иисуса Христа: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоанна 13:14,15) . Также серьезным заявлением является то, что отказ от омовения ног истолковывается как добровольный разрыв со Христом, о чем адвентисты говорят: «Из Ин. 13:14 также становится ясно, что Христос заповедал Своим ученикам, как апостолам, так и более широкому кругу верующих в Церкви, омывать друг другу ноги. Омовение ног должно выражать жертвенную любовь верующего к своим ближним. Упорный, своевольный отказ от участия может быть истолкован как добровольный разрыв с Христом (13:8)» (Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД, Том 12) . Такое заявление показывает, что омовение ног влияет на спасение, так как отказ от него является разрывом со Христом, что в свою очередь означает потерю спасения. Из этого следует, что все христиане, отказавшиеся от совершения «обряда» омовения ног, теряют свою связь со Христом, что в конечном итоге является потерей спасения. Таким образом, адвентисты выделяют особую важность «обряда» омовения ног, которое приводит к очищению от грехов, и при этом является обязательным для спасения. Однако подобные заявления нужно рассмотреть во свете Библии, которая отражает Божью волю.

Перед началом Библейского анализа доктрины об омовении ног, посмотрим, что говорит Библия о том событии, когда Иисус Христос омыл ноги ученикам: «Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все» (Иоанна 13:5-10) . Здесь видим важность события, когда Иисус Христос должен был омыть ноги ученикам, чтобы подать им пример. Адвентисты берут за основу случай с Апостолом Петром, когда тот не хотел, чтобы Учитель омыл ему ноги, где адвентисты указывают на важность самого «обряда». Кроме этого, адвентисты для защиты этой доктрины усиливают ее текстом Иоанна 13:14. Но здесь нужно разобраться, почему Иисус Христос совершил именно омовение ног своим ученикам, и сделал акцент на том, что они должны омывать ноги друг другу? Дело в том, что в древности в еврейском народе совершалось омовение ног каждый день, так как основная обувь тогда была – сандалии, и ноги становились грязными каждый раз, когда человек ходил по улице. Бедные люди омывали ноги себе сами или их дочери, а более богатым омывали ноги рабы. Это было обычным ежедневным делом для евреев. Когда Иисус Христос начал омывать ноги ученикам, то Он показал пример смирения, что будучи выше по статусу и природе, Он совершил, по сути, рабское дело. Омовение ног было использовано не как «обряд», но как пример, с которым евреи сталкивались ежедневно. Для учеников Иисуса Христа омовение ног было обычным делом, но они не делали этого друг другу. Именно поэтому использовался этот пример, показывая, что они должны служить друг другу, как рабы служат своим господам, омывая ноги. В этой связи Иисус Христос говорит им: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Иоанна 13:14) , показывая, что теперь ученики, когда будут омывать ноги должны совершать это не каждый себе сам, а один должен омывать другому, проявляя любовь и смирение. Здесь делается акцент не на «обряд», а на суть служения друг другу.

Теперь рассмотрим аргументы Адвентистов седьмого дня в защиту «обряда» омовения ног. Начнем с аргумента, что в тексте Иоанна 13:10 используется слово «катарос», которое используется в тексте Иоанна 1:7-9, и который в свою очередь говорит об очищении от грехов. Аргументация адвентистов говорит, что если данное слово встречается в этих двух текстах, значит, они имеют один смысл по своей сути, а именно очищение от грехов. Итогом данной мысли является вывод: «…Петру сказано, что он не будет иметь части с Иисусом, если его грех, совершенный после крещения, не будет удален посредством омовения ног» (Настольная книга по теологии Библейский комментарий АСД, Том 12) . Однако такой подход является в корне не правильным, и более того омовение ног не очищает от грехов, это просто небиблейское учение. Начнем с того, что слово «катарос», которое переводится как «чист» и означает чистоту, не может являть собой никакой доктринальной основы. В данном слове нет ничего особенного, и оно всегда используется в текстах, где говорится о чистоте, независимо от сути этой чистоты, будь-то физическая или духовная чистота. Это можно наблюдать как в древнегреческих текстах Нового Завета, так и в Септуагинте, что можно увидеть в следующих примерах:

Место Писания Древнегреческий текст Контекст слова "катарос"

1-е Иоанна 1:9:

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды

1-е Иоанна 1:9:

ἐὰν ὁμολογῶμεν τὰς ἁμαρτίας ἡμῶν πιστός ἐστι καὶ δίκαιος ἵνα ἀφῇ ἡμῖν τὰς ἁμαρτίας καὶ καθαρίσῃ ἡμᾶς ἀπὸ πάσης ἀδικίας

Очищение от грехов

Марка 1:42:

После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист

Марка 1:42:

καὶ εἰπόντος αὐτοῦ εὐθέως ἀπῆλθεν ἀπ’ αὐτοῦ ἡ λέπρα καὶ ἐκαθαρίσθη

Медицинская чистота тела от болезни

Матфея 23:26:

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

Матфея 23:26:

φαρισαῖε τυφλέ καθάρισον πρῶτον τὸ ἐντὸς τοῦ ποτηρίου καὶ τῆς παροψίδος ἵνα γένηται καὶ τὸ ἐκτὸς αὐτῶν καθαρόν

Имеет двойное значение, как физической чистоты объекта, так и духовной чистоты человека

Исход 27:20:

И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый , выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время

Исход 27:20 (Септуагинта):

Καὶ σὺ σύνταξον τοῖς υἱοῖς ᾿Ισραὴλ καὶ λαβέτωσάν σοι ἔλαιον ἐξ ἐλαιῶν ἄτρυγον καθαρὸν κεκομμένον εἰς φῶς καῦσαι, ἵνα καίηται λύχνος διαπαντός

Чистота масла от лишних элементов

Захария 3:5:

И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял

Захария 3:5 (Септуагинта):

καὶ ἐπίθετε κίδαριν καθαρὰν ἐπὶ τήν κεφαλὴν αὐτοῦ. καί περιέβαλον αὐτὸν ἱμάτια καὶ ἐπέθηκαν κίδαριν καθαρὰν ἐπὶ τὴν κεφαλὴν αὐτοῦ καὶ ὁ ἄγγελος Κυρίου εἱστήκει

Чистота части одежды

Из данной таблицы видим, что аргумент со словом «катарос» является бессмысленным, так как данное слово и его формы используются в древнегреческих текстах в различном контексте. Это означает, что в тексте Иоанна 13:10 не говорится об очищении от грехов путем омовения ног.

Следующим небиблейским утверждением является то, что омовение ног очищает грехи. Это утверждение не имеет никаких подтверждений в Библии, а также противоречит тексту Писания, так как очищает от грехов только Кровь Иисуса Христа, о чем написано: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1-е Иоанна 1:7) . Также путем для прощения грехов является не омовение ног, но покаяние: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деяния 3:19) . Отсюда видим, что для очищения грехов нужна вера в Искупительную Кровь Иисуса Христа и покаяние перед Богом. В Библии отсутствуют какие-либо упоминания о том, что омовение ног дает очищение грехов или приносит какую-либо пользу для духовной жизни.

Обычно адвентисты совершают омовение ног в день совершения Причастия, считая это обязательным атрибутом процесса Причастия. Однако апостолы никогда и нигде не упоминали об омовении ног, особенно Апостол Павел, который полностью описал процесс Причастия в своем первом послании к Коринфянам. Он нигде не упоминает, что нужно совершать омовение ног, равно как и другие апостолы. Также Библия не содержит ни единого упоминания, чтобы апостолы или их ученики совершали омовение ног в день Причастия. Здесь возникает вопрос: если отказ от омовения ног может привести к разрыву со Христом, тогда почему об этом важном факте нет ни одного упоминания в посланиях апостолов? Более того, что делать человеку, который, являясь инвалидом, не имеет ног, неужели он обречен? Ответ здесь однозначный, Библия не учит, что нужно совершать омовение ног, и более того отказ от омовения ног не имеет никаких духовных последствий, и тем более не влияет на отношение со Христом.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что омовение ног не является обязательным Библейским «обрядом», а само учение о важности омовения ног является небиблейским. Адвентисты заблуждаются, когда учат о важности омовения ног, и особенно когда заявляют о том, что отказ от этого «обряда» может привести к разрыву со Христом, а значит к потери спасения.

Женщина льет миро на голову Иисуса

Женщина омывает ноги Иисуса

Евангелие Описание помазания
От Матфея
(Мф. 26:6-7)
Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению
От Марка
(Мк. 14:3-9)
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению
От Луки
(Лк. 7:37-28)
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея , принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей , пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи
От Иоанна
(Ин. 12:1-8)
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот , который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда .

Апокрифические рассказы

Расхождения свидетельств евангелистов

Матфей Марк Лука Иоанн
Город Вифания Вифания Не назван, в Галилее, возможно Наин Вифания
Место Дом Симона прокаженного Дом Симона прокаженного Дом Симона Фарисея Дом Лазаря из Вифании
День Среда страстной недели Задолго до Страстной недели Суббота, за день до входа в Иерусалим
Женщина некая женщина некая женщина грешница из Вифании Мария , сестра Лазаря
Действия помазание головы помазание головы омовение ног омовение ног

Такое количество расхождений издавна вызывало вопросы у исследователей евангельских текстов. В настоящее время, значительная часть секулярных исследователей считает, что за евангельскими рассказами о помазании стоят одно или два реальных события из жизни Иисуса. Большинство полагает, что речь идёт об одном и том же помазании, рассказ о котором был отнесён евангелистами к разным моментам жизни Иисуса. В целом предпочтение отдаётся версии Марка, хотя точное определение времени (Страстная неделя) и места (Вифания) рассматривается большинством секулярных историков как позднее добавление. Церковная традиция, напротив, признает достоверность сообщения о помазании на Страстной неделе.

Икона «Воскрешение Лазаря» . Сестры склонились у ног Иисуса

В картине Жана Беро (Jean Beraud), написанной в 1891 г. «Христос в доме Симона Фарисея» Иисус изображен в современном художнику интерьерах среди буржуа, одетых по моде XIX в., а у его ног распростерлась модно одетая барышня.

В православной иконописи в качестве отдельного сюжета Омовения ног нет, хотя его можно найти в клеймах . Кроме того, аналогию можно найти в иконописном изображении Марии и Марфы из Вифании , склоняющихся в поклоне к ногам Иисуса в сценах воскрешения Лазаря, которые на некоторых досках кажутся умащивающими его .

См. также

  • Омовение ног ученикам - другой эпизод Страстей , где уже Иисус, в свою очередь, омывает ноги апостолам.

Вопрос: Иисус в Евангелии от Иоанна сказал,
что если Он наш Господь и Учитель, то и мы должны
умывать ноги друг другу.
Если не затруднит, напишите об омовении ног, как
повиноваться этим словам Господа(буквально?)
Спасибо.
Александр.

Ответ: Давайте, Александр, посмотрим вместе места Нового Завета которые говорят о служении другим, в частности - омовения ног:

(Мат.12:36-37)
И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.

Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

(Мат.20-25-28)
Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ;

и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

так как Сын Человеческий не для того пришел , чтобы Ему служили , но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления

(Луки 22:24-27)
Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.

Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий .

Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас , как служащий.

(Фил.2:7-8)
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба , сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

(1Кор.6:11)
И такими были некоторые из вас; но омылись , но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Исход 30:17-21)
И сказал Господь Моисею, говоря:

сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды;

и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои;

когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу,

пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.

Полный текст, говорящий об омовении ног. (Иоанна 13)

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя , не имеешь части со Мною.

Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты .

Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.

Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.

Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

Скажу от себя. Я верю, что Господь Иисус преподал ученикам урок смирения и служения друг другу, а не просто формального мытья ног. И именно - кто хочет быть большим - тот будь слугой. Иисус постоянно напоминал ученикам, что чем выше положение у человека, тем больше он должен служить своим подопечным. Даже до омовения ног, если в этом есть, конечно, ПОТРЕБНОСТЬ. Даже упоминаемый Тимофеем обычай вдов-христианок "умывать ноги святым " (1-Тим. 5:10) говорит не о существовании соответствующего церковного обряда... А о служении вдов добрыми делами.

Иисус и Его ученики много ходили. Обувь у них была обычная для того времени. Либо босиком, либо сандалии... Ноги были грязными. Их нужно было мыть.

То, что ноги мыли всем, кто приходил в дом, видим из (Луки 7:44):

Я пришел к тебе в дом, ты мне не дал воды ноги умыть , она слезами омывает и волосами отирает.

Если я очень много хожу - босиком или даже в обуви, но мои ноги - грязные и потные и явно демонстрируют нужду в омовении - то это логично, если кто-то захочет мне в этом послужить.

Но... Есть и духовное значение сделанного Иисусом - чтобы иметь часть с Ним.. Загрязнение ног символизирует и наше хождение в этом мире и загрязнение от него. И поэтому мы нуждаемся в каждодневном омовении наших "ног" - то есть в каждодневном исповедании грехов, в раскаянии. И очищении от грехов - благодаря смерти Иисуса вместо нас. Это очищение от грехов символизировало так же и омовение ног в умывальнице при храме - для служащих в храме священников.

Мне неприятно вспоминать о моем участии в современном лицедействе омовения ног, когда я была ещё неутверждённой в Учении Христа. Но я тогда так была научена, что это - Заповедь Божья. Как же я потом прозревала, когда сверяла без чужих очков через Святое Письмо - их слова! Я просто ахала каждый раз, видя, как одурачивают наивно-доверчивых. А попросту - глупых. Ведь только глупец доверит своё вечное - в руки человеку. И я попадалась раньше на этот крючок. Ведь верила, что те, кто Слово Божье несут - святые и праведные и Бог - говорит через них нам, серой массе грешников. Но, благо, что Господь обращал это во благо: Чтобы вразумившись - могла другим показать эти хитросплетенные уловки заблуждающихся (или лжецов), извращающих суть сказанного в Библии для своей корысти.

Поэтому, советую вам, Александр, самому читать Учение Христа, и просить откровения и наставления Духом Святым - как обещал наш Спаситель Господь Иисус. И тогда вы будете твёрдо уверены, получая ответы от Господа лично. И даже ошибаясь - будете иметь уверенность, что вы не грешите, потому, что учитесь у Господа и Он в свое время откроет вам и то, чего пока ещё не понимаете. Как детей учат всему в свое время. Не раньше и не позже - но всему в свое время. А до этого времени - надо просто в доверии к Божьей любви - расти и укрепляться духом, через усваивание словесного молока - Слова Евангельского учения Христа.

Благословений вам Божьих в ученичестве у Христа.

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру , и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете

Символическое значение

Loading...Loading...