ДВЕ ПРИРОДЫ ИИСУСА ХРИСТА
Иоанн сказал: «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Какая глубокая истина заключена в этих словах! Воплощение Бога Сына является тайной. Писание говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти»(1 Тим. 3:16). Творец миров, в Котором обитала полнота Божества, стал беспомощным младенцем в яслях. Он, намного превосходящий любого из ангелов, равный Отцу достоинством и славой, все же снизошел до того, чтобы облечься в человеческую природу! Человек может лишь слегка прикоснуться к покрову этой священной тайны, да и то только призвав на помощь просвещение Духа Святого. Пытаясь постичь воплощение, человек должен помнить, что «скрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века» (Втор. 29:29). Иисус Христос есть воистину Бог. Что служит доказательством божественности Иисуса Христа? Что Он Сам думал о Себе? Признавали ли люди Его Божественность?
- Его Божественные свойства.
Христос обладает Божественными свойствами. Он всемогущ. Он сказал, что Отец дал Ему «всякую власть... на небе и на земле» (Мф. 28:18; Ин. 17:2).
- Его человеческое рождение.
«Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Здесь слово «плоть» означает «человеческое естество», которое ниже Его небесного естества. Павел ясно говорит: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал. 4:4; ср. Быт. 3:15). Христос сделался «подобным человекам» и «по виду став как человек» (Флп. 2:7,8). Это проявление Бога в человеческом естестве есть «тайна благочестия» (1 Тим. 3:16).
- Его человеческое развитие.
Иисус рос и развивался по тем же законам, что и все люди. Писание говорит, что Он «возрастал и укреплялся, исполняясь премудрости» (Лк. 2:40,52). В возрасте 12 лет Он осознал Свою Божественную миссию (Лк. 2:46–49). Его отроческие годы прошли в повиновении родителям (Лк. 2:51).
- Он был назван «Человеком».
Иоанн Креститель и Петр называли Его «Мужем» (Ин. 1:30; Деян. 2:22). Павел говорит о «благодати одного Человека, Иисуса Христа» (Рим. 5:15). Он есть «Человек», через Которого будет «воскресение мертвых» (1 Кор. 15:21); «единый Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Обращаясь к Своим врагам, Христос называет Себя человеком: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога» (Ин. 8:40).
- Его человеческие свойства.
Бог сотворил людей с возможностями, которые немного уступали возможностям Ангелов (Пс. 8:6). И о воплотившемся Иисусе Писание говорит, что Он «немного был унижен пред Ангелами» (Евр. 2:9). Его человеческое естество было сотворено и не обладало способностями, превышающими человеческие.
- До какой степени Христос стал человеком.
Библия открывает, что Христос – это второй Адам, что Он жил в «подобии плоти греховной» (Рим. 8:3). До какой же степени Он уподобился падшему человечеству, или стал таким же, как люди? Только правильное понимание слов: «подобие плоти греховной» – дает ответ на этот вопрос. Их искаженное понимание внесло разногласия и вражду, которые продолжались на протяжении всей истории христианской Церкви.
- Безгрешность человеческого естества Иисуса Христа.
Само собой разумеется, что Божественная природа Иисуса была безгрешной. А что можно сказать о Его человеческой природе?
- Почему Христос должен был взять на Себя человеческое естество.
Библия показывает разные причины, в силу который Христос должен был иметь человеческое естество.
ЕДИНСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ПРИРОДЫ ХРИСТА
Личность Иисуса Христа имеет два естества: Божественное и человеческое. Он Богочеловек. Но заметьте, что при воплощении вечный Сын Божий взял на себя человеческое естество, а не человек Иисус облекся в Божественность. Движение приходит от Бога к человеку, а не от человека к Богу. В Иисусе два естества соединились в одной личности. Обратите внимание, как об этом свидетельствует Библия. Во Христе соединились два естества. Во Христе не представлены все Личности Триединого Бога. Библия описывает Иисуса как одну Личность, а не две. Различные тексты говорят о Его Божественной и человеческой природе, но везде – как об одной Личности. Апостол Павел описал Иисуса Христа как Сына Божия (Божественная природа), Который родился от жены (человеческая природа; Гал. 4:4). Таким образом, Иисус, (Божественная природа), «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (человеческая природа; Флп. 2:6, 7). Двойственная природа Христа не состоит из абстрактной Божественной силы или Божественного влияния, соединенного с Его человеческим естеством. «Слово, – сказал Иоанн, – стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца» (Ин. 1:14). Павел писал, что Бог «послал Сына Своего в подобии плоти греховной» (Рим. 8:3); «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16; 1 Ин. 4:2). Сочетание Божественного и человеческого. Иногда при описании Сына Божьего Библия подчеркивает Его человеческое естество. Бог приобрел Свою Церковь Собственной Кровью (Деян. 20:28; ср. Кол. 1:13, 14). В других случаях она изображает Сына Человеческого и при этом подчеркивает Его Божественную природу (ср. Ин. 3:13; 6:62; Рим. 9:5). Когда Христос пришел в мир, Ему было уготовано «тело» (Евр. 10:5). Взяв на Себя человеческую природу, Он облек ею Свою Божественность. Это не совершилось переходом из человеческого естества в Божественное или из Божественного в человеческое. Он не перешел в другое естество, а взял человеческое естество на Себя. Таким образом, Его Божественность и человеческое естество соединились. Когда Христос воплотился в человека, Он не перестал быть Богом, и Его Божественность не умалилась до уровня человеческого. Каждое естество сохранило свое достоинство. «В Нем, – говорит Павел, – обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). При распятии умерла Его человеческая природа, но не Его Божественное естество, потому что оно умереть не может. Два естества Иисуса должны были соединиться. Понимание связи между человеческим и Божественным естеством Христа помогает постичь суть Христовой миссии и самого нашего спасения, что жизненно важно для нас.
- Чтобы примирить человечество с Богом.
Только Спаситель – Богочеловек мог совершить спасение. При воплощении Христос взял на Себя человеческое естество, чтобы дать верующим Свою Божественную природу. Благодаря пролитой крови Богочеловека верующие могут приобщаться к Божественному естеству (2 Петр. 1:4). Лестница, которую Иаков видел во сне, символизирует Христа. Она опускается к нам, где бы мы ни находились. Христос взял на Себя человеческое естество и победил, чтобы мы могли победить, взяв на Себя Его природу. В Его Божественных руках заключен престол Божий, а Его человеческие объятия раскрыты всему роду людскому, соединяя нас с Богом и землю с небом.
- Чтобы сокрыть Божественность человеческой природой.
Христос сокрыл Свою Божественность, облекшись в человеческое естество. Он отказался от Своей небесной славы и влечения, чтобы грешники могли выдержать Его присутствие и не умереть. Хотя Он оставался Богом, Он не явился как Бог (Флп. 2:6–8). Чтобы жить победоносной жизнью.
Имея только человеческое естество. Христос никогда не вынес бы сильных обольщений сатаны. Он мог побеждать грех потому, что в Нем обитала «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Полагаясь полностью на Отца (Ин. 5:19, 30; 8:28), Он «Своей Божественной силой, соединенной с человеческой, одержал ради человека бесконечно великую победу» 2 3 .
Священное Писание является главным источником нашего знания о Боге и о Христе. Но Писание может быть понято и истолковано по-разному: все ереси были подкреплены ссылками на Писание и цитатами из Библии. Поэтому необходим некий критерий правильного понимания Библии: таким критерием в Церкви является Священное Предание, частью которого Писание является. Священное Предание включает в себя весь многовековой опыт жизни Церкви, отраженный помимо Писания в деяниях и вероопределениях Вселенских Соборов, в творениях Святых Отцов, в литургической практике.
Священное Предание не является просто дополнением к Писанию: оно свидетельствует о постоянном и живом присутствии Христа в Церкви. Весь пафос Нового Завета в том, что его авторы были "свидетелями": "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши - о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам" (1 Ин. 1:1-2). Но Христос продолжает жить в Церкви, и опыт соприкосновения с Ним, жизни в Нем рождает новое свидетельство, которое запечатлевается в Предании. Евангелие говорило о Христе как Боге и человеке, но церковному Преданию предстояло сформулировать догмат о соединении Божества и человечества во Христе. Разработкой этого догмата занимались в эпоху христологических споров (IV-VII вв.).
Во второй половине IV века Аполлинарий Лаодикийский учил, что предвечный Бог Логос воспринял человеческую плоть и душу, но не воспринял человеческий ум: вместо ума у Христа было Божество, слившееся с человечеством и составившее с ним одну природу. Отсюда знаменитая формула Аполлинария, впоследствии ошибочно приписанная святому Афанасию: "одна природа Бога Слова воплотившаяся". По учению Аполлинария, Христос не вполне единосущен нам, так как не имеет человеческого ума. Он является "небесным человеком", лишь воспринявшим человеческую оболочку, но не ставшим полноценным земным человеком. Некоторые последователи Аполлинария говорили, что Логос воспринял только человеческое тело, а душа и дух у Него Божественны. Иные шли дальше и утверждали, что Он и тело принес с неба, а прошел через Святую Деву, "как через трубу".
Противниками Аполлинария и представителями другого течения в христологии стали Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэестийский, учившие о сосуществовании во Христе двух отдельных самостоятельных природ, которые соотносятся следующим образом: Бог Логос вселился в человека Иисуса, Которого Он избрал и помазал, с Которым "соприкоснулся" и "сжился". Соединение человечества с Божеством, согласно Феодору и Диодору, было не абсолютным, а относительным: Логос жил в Иисусе как в храме. Земная жизнь Иисуса, по Феодору, есть жизнь человека в соприкосновении с Логосом. "Бог от вечности предвидел высоконравственную жизнь Иисуса и в виду этого избрал Его органом и храмом Своего Божества". Поначалу, в момент рождения, это соприкосновение было неполным, но по мере духовного возрастания и нравственного совершенствования Иисуса оно становилось полнее. Окончательное обожествление человеческой природы Христа произошло уже после Его искупительного подвига.
В V веке ученик Феодора Несторий, патриарх Константинопольский, вслед за своим учителем, сделал резкое различие между двумя природами во Христе, отделив Господа от "образа раба", храм от "живущего в нем", Вседержителя Бога от "споклоняемого человека". Несторий предпочитал называть Пресвятую Деву Марию Христородицей, а не Богородицей на основании того, что "Мария не родила Божество". Волнения в народе по поводу термина "Богородица" (народ не хотел отказываться от этого освященного традицией именования Святой Девы), а также острая критика несторианства святым Кириллом Александрийским привели к созыву в 431 году в Ефесе III Вселенского Собора, сформулировавшего (хотя и не окончательно) учение Церкви о Богочеловеке.
Ефесский собор говорил о Христе преимущественно в терминологии святителя Кирилла, говорившего не о "соприкосновении", а о "соединении" двух природ во Христе. В воплощении Бог усвоил Себе человеческую природу, оставшись при этом Тем, Кем был: то есть будучи совершенным и всецелым Богом, Он стал полноценным человеком. В противовес Феодору и Несторию святой Кирилл постоянно подчеркивал, что Христос - одна нераздельная личность, одна ипостась. Таким образом, отказ от термина "Богородица" означает отрицание тайны боговоплощения, потому что Бог Слово и человек Иисус - одно и то же Лицо: "Мы научены от Божественного Писания и Святых Отцов исповедовать Одного Сына, Христа и Господа, то есть Слово от Бога Отца, Рожденное от Него прежде веков, образом неизреченным и подобающим только Богу, и Его же в последние времена нас ради Рожденного от Святой Девы по плоти, и так как она родила Бога Вочеловечевшегося и Воплотившегося, то именуем ее Богородицей. Один есть Сын, Один Господь Иисус Христос и до воплощения, и после. Не было двух различных сынов: одного Слова от Бога Отца, а другого - от Святой Девы. Но веруем, что Тот же Самый предвечный и по плоти от Девы рожден". Настаивая на единстве личности Христа, святой Кирилл употреблял и сомнительную формулу Аполлинария "одна природа Бога Слова воплотившаяся", думая, что эта формула принадлежит святому Афанасию Александрийскому. Святитель Кирилл, в отличие от предшествовавших ему по времени Каппадокийцев, употреблял термин "природа" (ousia ) как синоним термина "ипостась" (hypostasis ), что, как вскоре выяснилось, стало источником новых недоумений в восточно-христианской христологии.
Новая волна христологических споров середины V в. была связана с именами Диоскора, преемника святителя Кирилла на Александрийской кафедре, и столичного архимандрита Евтихия. Они говорили о полном "слиянии" Божества и человечества в "одну природу Бога Слова воплотившуюся": формула Аполлинария-Кирилла стала их знаменем. "Бог умер на кресте" - так выражались сторонники Диоскора, отрицая возможность говорить о некоторых действиях Христа как о действиях человека. Евтихий после долгих уговоров принять учение о двух природах во Христе сказал: "Исповедую, что Господь наш состоял из двух природ до соединения, а после соединения исповедую одну природу"
IV Вселенский Собор, созванный в 451 году в Халкидоне, осудил монофизитство и отказался от аполлинарианской формулы "одна природа воплотившаяся", противопоставив ей формулу "одна ипостась Бога Слова в двух природах - божественной и человеческой". Православное учение еще до начала Собора было выражено святителем Львом, папой Римским: "Одинаково опасно признавать во Христе только Бога без человека или только человека без Бога... Итак, в целостной и совершенной природе истинного человека родился истинный Бог, весь в Своем, весь в нашем... Тот, Кто есть истинный Бог, Тот же есть истинный человек. И ни малейшей неправды нет в этом единении, так как совместно существуют и смирение человека, и величие Божества... Одно из них блистает чудесами, другое подвергается уничижению... Смиренные пелены показывают младенчество ребенка, а лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку, а пять тысяч человек насытить пятью хлебами, самарянке подать воду живую, ходить во водам моря, заставить успокоиться поднимающиеся волны, запретить ветру, без сомнения, свойственно Богу". Каждая природа, таким образом, сохраняет полноту своих свойств, но Христос не делится на два лица, оставаясь единой ипостасью Бога Слова.
В догматическом вероопределении Собора указывается, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству, а также что две природы во Христе соединены "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно". Эти чеканные формулировки показывают, какой остроты и зоркости достигла богословская мысль Восточной Церкви в V веке, и вместе с тем - с какой осторожностью пользовались Отцы терминами и формулами, пытаясь "выразить невыразимое". Все четыре термина, говорящие о соединении природ, строго апофатические - начинаются с приставки "не-". Этим показано, что соединение двух природ во Христе есть тайна, превосходящая ум, и никакое слово не в силах описать ее. С точностью говорится лишь, как не соединены природы - во избежание ересей, сливающих, смешивающих, разделяющих их. Но сам образ соединения остается сокрытым для человеческого ума.
Две воли Христа
В VI веке некоторые богословы говорили о том, что во Христе надо исповедовать две природы, но не самостоятельные, а имеющие одно "богомужное действие", одну энергию, отсюда название ереси - моноэнергизм. К началу VII века сформировалось еще одно течение - монофелитство, исповедовавшее во Христе одну волю. Оба течения отвергали самостоятельность двух природ Христа и учили о полном поглощении Его человеческой воли Божественной волей. Монофелитские взгляды исповедовали три патриарха - Гонорий Римский, Сергий Константинопольский и Кир Александрийский. Они надеялись путем компромисса примирить православных с монофизитами.
Главными борцами против монофелитства в середине VII века стали константинопольский монах преподобный Максим Исповедник и папа Мартин, преемник Гонория на Римской кафедре. Святой Максим учил о двух энергиях и двух волях во Христе: "Христос, будучи по природе Богом, пользовался волей, которая была по природе божественной и отеческой, ибо у Него с Отцом одна воля. Будучи же человеком по природе, он также пользовался природной человеческой волей, которая нисколько не противостояла воле Отца". Человеческая воля Христа, хотя находилась в гармонии с Божественной волей, была совершенно самостоятельной. Это особенно видно на примере гефсиманской молитвы Спасителя: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39). Такая молитва не была бы возможной, если бы человеческая воля Христа была полностью поглощена Божественной.
Святой Максим за свое исповедание евангельского Христа подвергся суровому наказанию: у него был вырезан язык и отсечена правая рука. Он умер в ссылке, так же как и папа Мартин. Но состоявшийся в 680-681 годах в Константинополе VI Вселенский Собор полностью подтвердил учение святого Максима: "Проповедуем... что в Нем (во Христе) две природных воли или желания, и два природных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно. Эти две природные воли не противоположны одна другой... но Его человеческая воля... подчиняется божественной и всемогущей воле". Как полноценный человек, Христос обладал свободой воли, но эта свобода не означала для него возможности выбора между добром и злом. Человеческая воля Христа свободно избирает только добро - и никакого конфликта между ней и Божественной волей нет.
Так в богословском опыте Церкви раскрывалась тайна богочеловеческой личности Христа - Нового Адама и Спасителя мира.
Искупление
В Новом Завете Христос назван "искуплением" за грехи людей (Мф. 20:28, 1 Кор. 1:30). "Искупление" - славянский перевод греческого слова lytrosis , означающего "выкуп", то есть сумму денег, уплата которой дает рабу освобождение, а приговоренному к смерти - жизнь. Человек через грехопадение подпал в рабство греху (Ин. 8:24 и др.), и требуется искупление, чтобы освободить его от этого рабства.
Древне-церковные писатели ставили вопрос: кому Христос заплатил этот выкуп за людей? Некоторые полагали, что выкуп заплачен диаволу, у которого в рабстве находился человек. Так, например, Ориген утверждал, что Сын Божий предал Свой дух в руки Отца, а душу отдал диаволу в качестве выкупа за людей: "Кому Искупитель дал душу Свою в выкуп за многих? Не Богу, а... диаволу... Как выкуп дана за нас душа Сына Божия, а не дух Его, ибо Он уже прежде предал его Отцу со словами: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой", также и не тело, потому что об этом мы ничего не находим в Писании". За такое понимание искупления упрекал Оригена святитель Григорий Богослов: "Если великая и преславная кровь Бога, архиерея и жертвы дана как цена искупления лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает не только цену выкупа от Бога, но и самого Бога!"
Святитель Григорий Нисский трактует искупление как "обман" и "сделку с диаволом": Христос, чтобы выкупить людей, предлагает ему Свою собственную плоть, "спрятав" под ней Божество; диавол бросается на нее как на приманку, но глотает вместе с приманкой "крючок", то есть Божество, и погибает. На вопрос о том, не является ли "обман" безнравственностью, несвойственной Божеству, святой Григорий отвечает, что так как диавол сам обманщик, то вполне справедливо было со стороны Бога тоже обмануть Его: "(Диавол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благой и премудрый (Бог) измышлением обмана воспользовался к спасению растленного, благодетельствуя не только погибшему (человеку), но и самому причинившему нашу погибель (диаволу)... Поэтому и самому противнику, если бы восчувствовал он благодеяние, не показалось бы совершенное несправедливым".
Некоторые другие Отцы тоже говорят о том, что диавол "обманулся", но не идут так далеко, чтобы утверждать, что Бог его обманул. Так, в Огласительном слове, приписываемом святому Иоанну Златоусту (оно читается на Пасхальной утрени), говорится, что ад был "осмеян" Воскресением Христа и "попался" на том, что не заметил под видимым человеком невидимого Бога: "Ад огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился, огорчился, потому что был осмеян... Принял тело - и коснулся Бога, принял землю - и встретил небо, принял, что видел - и попался в том, чего не видел". В одной из трех коленопреклонных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, говорится, что Христос "началозлобнаго и глубиннаго змия богомудростным льщением (т.е. обманом) уловил".
По другой трактовке, выкуп был заплачен не диаволу, так как он не имеет власти над человеком, а Богу Отцу. Западный богослов Ансельм Кентерберийский в XI веке писал, что грехопадением человека была прогневана Божественная Правда, которая требовала удовлетворения (лат. satisfactio ), но, так как никаких человеческих жертв не было достаточно, чтобы ее удовлетворить, Сын Божий Сам приносит ей выкуп. Смерть Христа удовлетворила Божий гнев, и человеку возвращена благодать, для усвоения которой ему нужно иметь некоторые заслуги - веру и добрые дел. Но так как опять же у человека нет этих заслуг, то он может черпать их у Христа, обладающего сверхдолжными заслугами, а также и у святых, которые совершили в своей жизни больше добрых дел, чем это было необходимо для их личного спасения, а потому имеют как бы излишек, которым могут делиться. Эта теория, родившаяся в недрах латинского схоластического богословия, носит юридический характер и отражает средневековые представления об оскорблении чести, требующем сатисфакции. Смерть Христа при таком понимании не упраздняет грех, а лишь избавляет человека от ответственности за него.
Надо, однако, отметить, что теория сатисфакции проникла и в русское академическое богословие, которое находилось в XVIII-XIX столетиях под большим влиянием латинской схоластики. Так, например, в "Пространном христианском катиехизисе" написано: "Его (Христа) вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая ему право без оскорбления правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом". Обилие юридических терминов (цена, заслуга, удовлетворение, оскорбление, правосудие, право) свидетельствует о том, что подобное понимание ближе к средневековой схоластике, чем к воззрениям Отцов Восточной Церкви.
В Восточной Церкви реакцией на западное учение об искуплении как сатисфакции был Константинопольский Собор 1157 г., участники которого, опровергая ересь "латиномудрствующего" Сотириха Пантевгена, согласились, что Христос принес искупительную жертву всей Святой Троице, а не одному Отцу: "Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе с Отцом и Духом... Богочеловек Слово... принес спасительную жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, Которыми человек призван из небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, и с Которыми произошло примирение страданиями Христа". О том, что Христос одновременно приносит и принимает жертву, говорится в священнической молитве, читаемой на Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого: "Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй, и раздаваемый, Христе Боже наш". В одной из проповедей святителя Кирилла Иерусалимского сказано: "Младенца вижу, приносящего законную жертву на земле, но Его же вижу принимающим жертвы от всех на небесах... Сам Он - Дары, Сам - Архиерей, Сам - жертвенник, Сам - очистилище, Сам - Приносящий, Сам и Приносимый как жертва за мир. Сам - огонь сущий, Сам - всесожжение, Сам - древо жизни и познания, Сам - меч Духа, Сам - Пастырь, Сам - жрец, Сам - Закон, Сам же и исполняющий этот закон".
Многие древне-церковные авторы вообще избегают говорить о "выкупе" в буквальном смысле, понимая под искуплением примирение человечества с Богом и усыновление Ему. Они говорят об искуплении как о проявлении любви Божьей к человеку. Этот взгляд находит подтверждение в словах апостола Иоанна Богослова: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Не гнев Бога Отца, а Его любовь является причиной крестной жертвы Сына. По мысли преподобного Симеона Нового Богослова, Христос приносит искупленное Им человечество в дар Богу, окончательно освобождая его от власти диавола. Так как человек порабощен диаволу от самого своего рождения в течение всей жизни, Господь проходит через всякий возраст, чтобы на каждом этапе развития человека диавол оказался побежденным: Христос "воплотился и родился... освящая зачатие и рождение, И понемногу возрастая, благословил всякий возраст... сделался рабом, приняв образ раба - и нас, рабов, снова возвел в достоинство господ и сделал господами и властителями самого диавола, который прежде был нашим тираном... сделался проклятием, будучи распят... и Своей смертью умертвил смерть, воскрес - и уничтожил всю силу и энергию врага, имевшего власть над нами через смерть и грех".
Воплотившийся Христос, желая во всем уподобиться нам, проходит не только через всякий возраст, но и через все возможные виды страдания вплоть до богооставленности, которая является наивысшим страданием человеческой души. Крик Спасителя на кресте "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27:46) есть кульминация Его голгофского страдания. Но великая тайна этой минуты в том, что Божество Христа ни на мгновение не разлучалось с человечеством - Бог не оставлял Его, хотя Он как человек чувствует человеческую богооставленность ... И даже когда тело умершего Христа лежало во гробе, а душа Его сошла в ад, Божество не разлучалось с человечеством: "Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный" (тропарь праздника Пасхи Христовой). Христос одновременно и в аду, и в раю, и на земле, и на небе, и с людьми, и с Отцом и Духом - все наполняет Собою, не будучи "описуем", то есть ограничен чем-либо.
Во Христе осуществляется единение Бога с человеком. "Видишь ли глубину таинств? - пишет преподобный Симеон Новый Богослов. - Познал ли беспредельное величие преизобильной славы?.. (Христос) будет иметь с нами такое же единение по благодати, какое Он Сам имеет с Отцом по природе... Ту славу, которую дал Отец Сыну, дает и нам Сын по благодати... Став однажды родственником нашим по плоти и сделав нас сопричастниками Своего Божества, Он (тем самым) сделал нас Своими родственниками... Мы имеем со Христом такое же единение... какое имеет муж с женой своей и жена с мужем". Во Христе обновляется и воссозидается человек. Искупительный подвиг Христа совершен не ради абстрактной "массы" людей, но ради каждого конкретного человека. Как говорит тот же преподобный Симеон, "Бог послал Сына Своего единородного на землю для тебя и для твоего спасения, потому что предузнал тебя и предопределил тебе быть братом и сонаследником Его".
Во Христе получает оправдание, завершение и абсолютный смысл вся история человека, включая его грехопадение и изгнание из рая. Царство Небесное, даруемое Христом тому, кто верует в Него, есть нечто гораздо большее, чем первозданный рай; это "нетленное, нескверное и неувядающее наследие", по словам апостола Петра (1 Пет. 1:4), это "третье небо", о котором апостол Павел не смог ничего сказать, потому что "неизреченные глаголы", звучащие там, превосходят всякое человеческое слово (2 Кор. 12:2-4). Воплощение Христа и Его искупительный подвиг имеют для человека большее значение, чем даже само сотворение человека. С момента боговоплощения наша история как бы начинается заново: человек вновь оказывается лицом к лицу с Богом, столь же близким, а может быть - еще более близким, чем в первые минуты существования людей. Христос вводит человека в "новый рай" - Церковь, где Он царствует и человек царствует вместе с Ним.
На кого распространяется действие искупительной жертвы Христа? Евангельское слово отвечает: на всех уверовавших во Христа ("кто будет веровать и крестится, спасен будет"; Мр. 16:16). Вера во Христа делает нас детьми Божьими, родившимися от Бога (Ин. 1:12-13). Через веру, Крещение и жизнь в Церкви мы становимся сонаследниками Царства Божьего, освобождаемся от всех последствий грехопадения, воскресаем вместе со Христом и приобщаемся жизни вечной.
Во Христе достигается цель существования человека - приобщение к Богу, соединение с Богом, обожение. "Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божьим", - говорит священномученик Ириней Лионский. Еще лаконичнее выразил ту же мысль святитель Афанасий Великий: "Он вочеловечился, чтобы мы обожились". Преподобный Максим Исповедник говорит: "Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога, в такой мере делающее человека богом, в какой Сам Бог сделался человеком. Ибо явно, что сделавшийся человеком без греха может обожить и естество (человеческое) без преложения в Божество, в такой мере возвысив его до Себя, в какой Сам смирил Себя ради человека". Преподобный Максим называет Бога "желающим спасения и алчущим обожения " людей. По Своей безмерной любви к человеку Христос взошел на Голгофу и претерпел крестную смерть, которая примирила и воссоединила человека с Богом.
московский теологический институт факультет общебогословский
Реферат на тему:
Доказательства того, что Иисус Христос – истинный Человек
Windows User
[Выберите дату]
Введение
1.Библейские свидетельства
2.Человеческое тело
3.Человеческая душа.
4.Человеческий разум.
5. БезгрешностьИисуса Христа.
Заключение.
Библиография.
Введение
Цель данной работы: доказать, что Иисус Христос – истинный Человек и что в Нем человечество имеет истинную надежду на спасение и благовременную помощь.
Сегодня тема человеческой природы Иисуса Христа не привлекает особого внимания и не вызывает особых споров, в сравнении с Его Божественностью. Посколькувсе Его видели, он действительно был и ходил по земле как человек. Ведь вопросы которые не вызывают разногласий и споров обычно обсуждаются не столь интенсивно.
Однако переоценить значение вопроса о человеческой природе Иисуса невзможно, ибо вопрос о воплощении есть вопрос сотериологический, иначе говоря, он связан с нашим спасением. Проблема человека заключается в разрыве между ним и Богом.И чтобы познание Бога стало возможным, Бог должен проявить некоторую инициативу и показать Себя человеку. Существует также и духовный, и нравственный разрыв, созданный грехом человека. Своими собственными силами человек не способен противостоять греху, поднять себя до уровня Бога. И в традиционном понимании воссоединение человека с Богом было осуществлено воплощением, в котором божественнаяприрода и человеческая природа соединились в одной Личности. Однако если, Иисус не был в действительности одним из нас, и человеческая природа не соединилась с божественной, то мы не можем быть спасены.1
Библейские свидетельства.
В Библии есть множество свидетельств, что Иисус был в полной мере человеком, не лишенным ни одного из основных элементов человеческой природы, присутствующих вкаждом из нас. Так, Иисус сам говорил о Себе, как о человеке: А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога.(Ин. 8:40).
Также Иоанн писал: "И Слово стало плотию и обитало с нами" (Ин. 1:14). Особенно определенно и категорично Иоанн высказался по этому вопросу в своем первом послании, одной из целей которого была борьба с ересью, отрицавшей, что Иисус был человекомв подлинном смысле этого слова: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин. 4:2-3)2
Апостол Петр, в своей проповеди в день Пятидесятницы говорит об «Иисусе Назорее, Муже, засвидетельствованном вам от Бога силами ичудесами и знамениями…
Рассуждая о первородном грехе Павел, сравнивая Иисуса и Адама, трижды использует выражение "один человек" применительно к Иисусу (Рим. 5:15, 17, 19).
И наиболее ярко Павел подчеркивает практическое значение человеческой природы Иисуса, в 1 Тим. 2:5: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус"
Человеческое тело
Иисус обладалобычным человеческим телом. Он не сошел с небес и не появился на земле внезапно, но был зачат в чреве женщины и до рождения выношен ею, как и любой другой ребенок. Он был рожден.
В послании к Евреям 2:14 «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» говорится о том, что присутствие Иисуса на земле в обликечеловека сделало возможным искупление. Так как Он был кровью и плотью, то Его смерть смогла победить смерть и привести нас с Богу.
Иисус, как и обычный человек, был подвержен обычным человеческим слабостям. В Евангелии от Иоанна (4:6) говорится об усталости Иисуса после того, как он шел пешком. Из Евангелия от Матфея (4:2) мы читаем, что Иисус испытал чувство голода так же, как все...
Дмитрий Юдин
Величайшим событием в жизни человечества является пришествие на землю Сына Божия. К нему Бог подготовлял людей, в особенности еврейский народ, в течение многих тысячелетий. Из среды еврейского народа Бог выдвигал пророков, которые предсказывали пришествие Спасителя мира-Мессии и этим закладывали фундамент веры в Него.
Скачать:
Предварительный просмотр:
VII областной Фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда»
По г.о. Тольятти, Жигулевску и Ставропольскому району 2016 года
Конкурсное сочинение
учащегося 8 класса
ГБОУ СОШ с.Мусора
Дмитрия Юдина
на тему : « Христос рождается,- славьте! Христос с небес,- встречайте! »
с.Мусорка, 2016 год
Твое Рождество, Христе Боже наш, просветило светом познания (Истинного Бога): через него (Рождество) поклонявшиеся звёздам, звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток свыше.
Господи, слава Тебе!(Тропарь, глас 4-й)
Величайшим событием в жизни человечества является пришествие на землю Сына Божия. К нему Бог подготовлял людей, в особенности еврейский народ, в течение многих тысячелетий. Из среды еврейского народа Бог выдвигал пророков, которые предсказывали пришествие Спасителя мира-Мессии и этим закладывали фундамент веры в Него.
Иисус Христос-Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью, сделавший возможным его спасение. Как известно, Иисус Христос, Сын Божий, родился от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, когда пришла «полнота времени». Родился Иисус Христос в палестинском городе Вифлееме в семье Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии. «Христос» значит царь. Но Иисус был не обыкновенным царём: у него не было ни короны, ни трона. Его называли так, потому что он открыл людям великие тайны о жизни, о доброте, о правде. Поэтому Рождество важно для людей, ведь почти все народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события. Истинным Отцом Христа является Господь Бог. Рождению Иисуса Христа предшествовало чудо в виде Благовещенья Девы Марии.
Пречистая Дева Мария
Иисуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трём царям путь показала –
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.
После рождества к Иисусу Христу-младенцу пришли на поклонение пастухи, а позже волхвы. После посещения волхвов, Иосиф, названный отец Иисуса Христа был предупреждён Ангелом о том, что царь Иудейский, Ирод, замыслил убить Христа – младенца и поэтому Святое Семейство переселяется в Египет. После возвращения из Египта, Иисус живёт вместе со своей семьёй в Галилейском городе Назарете. И только после того, как Иисусу исполнилось двенадцать лет, Он вместе с родителями был взят на праздник Пасхи в город Иерусалим и пробыл три дня в храме, беседуя с книжниками. В возрасте тридцати лет Иисус принял от Иоанна-Крестителя крещение в Иордане. Иисус Христос, как безгрешный, не нуждался ни в каком очищении от греха, поэтому Крещение это означало для Него лишь «исполнение правды», как она была указана волею Бога Отца. Когда Иисус вышел из воды по Крещении, «се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». (Мф 3, 16-17).
Перед началом своего Общественного служения Иисус Христос удалился в пустыню и постился там сорок дней и победил искушение сатаны. Общественное служение Иисуса Христа начинается, в Галилее с постепенного избрания Им Апостолов. Первое Своё чудо Иисус Христос совершил в Кане Галилейской на свадьбе, превратив воду в вино, чем укрепил веру своих учеников. После этого события пробыв несколько дней в Капернауме, Иисус Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Из Иерусалимского храма Иисус выгнал торговцев, превративших храм из дома молитвы в дом торговли. Этим изгнанием вызвал к Себе враждебное отношение со стороны иудейских старейшин, особенно фарисеев.
После этого события Иисус Христос много ходил из одного места в другое и проповедовал Своё Учение по всей земле Израильской. Во время Своей проповеднической деятельности Иисус Христос совершил много чудес. Он совершил исцеление многих больных, совершил воскрешение дочери Иаира. Наряду с этим укротил бурю, когда плыл с учениками через Генисаретское озеро. Насытил пять тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами.
Помимо этого Иисус Христос произнёс много проповедей перед народом, рассказал много притч. Проповеди, притчи и беседы Иисуса Христа составляют основу Его проповеднической деятельности, направленной на распространение Его учения среди людей.
Рождество Христово - великий христианский праздник, символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. И с каждым годом, при каждом повторении этого праздника он приносит с собою как бы свежую струю любви и света. Но не надо забывать, что Рождество есть прежде всего день священный, божественный день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной любви, не пожалевшей Сына Своего для спасения рода человеческого. Празднуя Рождество, надо молиться, чтобы дух Его любви проснулся и возродился в нашем сердце.
Рождение Спасителя вселяет в сердца наши надежду на победу добра и света над силами зла и мрака. Своим пришествием на землю Спаситель обновил нашу природу и, как говорит святитель Григорий Богослов, «соединил естество Божеское с естеством человеческим». Своим Рождеством, страданиями, смертью и воскресением Сын Божий, Господь Иисус Христос, уничтожил грех и смерть в человеческой природе. Он стал одним из нас, чтобы грешника сделать святым, а чтобы смертного сделать бессмертным. «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об Истине; всякий, кто от Истины, слушает гласа моего». Рождество Христово всколыхнуло весь мир, не оставив равнодушным ни друзей, ни врагов. Праздник Рождества Христова напоминает нам о той Божественной силе, которую Бог даёт каждому человеку для изменения его жизни и приближения к Господу.
Значение Рождества есть любовь, мир и благоволение, а благоволение - это всепрощение, это желание добра всем и каждому, это полное самозабвение и любовь, объемлющая всё человечество.
Христос рождается – славьте!
Христос с небес – встречайте!
Две доктрины, о которых можно сказать, что патристический период внес решающий вклад в их развитие, связаны с Личностью Иисуса Христа (область богословия, которая, как мы уже отмечали, обычно называется "христологией") и Его Божественной природой. Они органически связаны друг с другом. К 325 г., то есть к I Вселенскому, (Никейскому) собору ранняя Церковь пришла к выводу, что Иисус "единосущен" (homoousios ) Богу. (Термин "homoousios " можно также перевести как "единый по сути" или "консубстанциальный" - англ, con -substantial ). Данное христологическое заявление вскоре приобрело двоякое значение. Во-первых, оно прочно закрепило на интеллектуальном уровне духовную важность Иисуса Христа для христиан. Во-вторых, однако, оно стало представлять серьезную угрозу для упрощенных концепций Бога. Если признать Иисуса "состоящим из той же субстанции, что и Бог", то вся доктрина Бога потребует переосмысления в свете этого вероучения. Именно по этой причине, историческое развитие доктрины о Троице относится к периоду непосредственно после достижения в христианской Церкви христологического консенсуса. Богословские размышления и дискуссии о природе Бога могли начаться лишь после того, как Божественность Иисуса Христа стала общепризнанной отправной точкой для всех христиан.
Необходимо отметить, что христологические споры происходили, в основном, в восточно-средиземноморском мире и велись на греческом языке, часто в свете исходных предпосылок основных древнегреческих философских школ. Практически, это означало, что многие центральные термины христологических споров в ранней церкви были греческими; часто это были термины, которые использовались в языческой греческой философской традиции.
Основные черты патристической христологии будут достаточно подробно рассмотрены в девятой главе данной книги, к которой мы и отсылаем читателя. На этом раннем этапе исследования, однако, мы можем отметить основные вехи патристического христологического спора в виде двух школ, двух споров и двух соборов.
1 Школы. Александрийская школа уделяла особое внимание Божественности Иисуса Христа и толковала эту Божественность как "Слово, ставшее плотью". Библейским текстом, который приобрел центральное значение для представителей этой школы, служили слова из стиха Ин.1.14: "И Слово стало плотию, и обитало с нами". Этот акцент на идее воплощения привел к тому, что праздник Рождества Христова стал считаться особенно важным. В отличие от этого, Антиохийская школа делала акцент на человечности Христа и придавала особое значение Его нравственному примеру (См. пункты "Александрийская школа" и "Антиохийская школа" в разделе "Патристические дебаты о Личности Христа" в главе 9).
2. Споры. Арианский спор в четвертом веке общепризнанно считается одними из наиболее значительных в истории христианской Церкви. Арий (ок.250 - ок.336 гг.) утверждал, что титулы, использованные в Библии по отношению к Иисусу Христу, которые, по всей видимости, указывают на Его равный статус с Богом, представляют собой на самом деле не более чем титулы вежливости и почитания. Иисуса Христа следует считать сотворенным, хотя и занимающим первое место среди всего остального творения. Подобное заявление Ария встретило решительное противодействие со стороны Афанасия Великого, который, в свою очередь, утверждал, что Божественность Христа имеет центральное значение для христианского понимания спасения (относится к той области христианского богословия, которая традиционно называется "сотериологией"). Он, таким образом, утверждал, что христология Ария является несостоятельной сотериологически. Иисус Христос Ария не мог искупить павшее человечество. В конце концов, арианство (так называлось движение, связанное с именем Ария) было публично объявлено ересью. За ним последовал аполлинарианский спор, в центре которого стоял Аполлинарий Младший (ок.310 - ок.390 гг.). Будучи яростным противником Ария, Апполинарий утверждал, что Иисуса Христа нельзя считать полностью человеком. В Христе человеческий дух заменен Логосом. В результате этого Христос не обладает в полной мере человечностью. Такие авторы, как Григорий Назианин считали эту позицию грубой ошибкой, поскольку она подразумевала, что Христос не мог полностью искупить человеческую природу (См. раздел "Патристические дебаты о Личности Христа" в главе 9).
3. Соборы. Никейский собор был созван первым христианским императором Константином с целью урегулирования дестабилизирующих христологических раздоров в его империи. Он в дальнейшем стал называться Первым Вселенским собором (то есть собрание христиан со всего христианского мира, решения которого считались обязательными для всех церквей). В Никее (ныне город Изник на территории современной Турции) был урегулирован арианский спор. Собор заявил, что Иисус Христос "единосущен" Богу-Отцу, отвергнув тем самым арианскую позицию в пользу настойчивого утверждения Божественности Христа. Халкидонский собор (451 г.), или Четвертый Вселенский собор, подтвердил решения Никейского Собора и отреагировал на споры, которые разразились по поводу человечности Христа.