Отец и мать как архетипы. Вербально-визуальные характеристики архетипов в современных представлениях личности Сбалансированный подход к терапии

Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей Фаррелл Ник

Исцеление родительских архетипов

Данная стратегия разработана специально для тех, у кого образы родителей настолько искажены, что само по себе существование их матери или отца оказывает губительное воздействие на жизнь этих людей. В качестве примера можно привести дочь проститутки, о которой я писал ранее. Эта стратегия может оказаться полезной и для тех, кто по различным причинам был лишен отца или матери в своей жизни. Часто дети могут привязаться к неродным родителям, но в некоторых случаях это невозможно, и тогда эти дети оказываются лишены позитивного архетипа матери или отца, как основы для построения гармоничной собственной жизни. По мере их взросления это может привести к проблемам во взаимоотношениях или стремлению найти партнера, похожего на ролевую модель, но совершенно неподходящего данному человеку.

Эта стратегия формирует связь с архетипами мужа и жены – Изиды и Осириса, любовь которых друг к другу была столь велика, что они смогли зачать своего ребенка, Гора, даже после смерти. Изида создает идеальный образ матери, а Осирис – отца. Реализуя данную стратегию, человеку, имеющему слабый образ матери, следует выбрать Изиду, а тому, у кого образ отца довольно неустойчив, стоит выбрать Осириса. Перед началом путешествия участнику сеанса нужно показать изображения Изиды или Осириса, чтобы человек имел четкое представление о том, как они выглядят. После завершения стратегии, следует помочь участнику сеанса произнести слово «мать», если целью было создание архетипа матери, или слово «отец», если целью было формирование архетипа отца, визуализируя при этом образ бога и богини. Данное действие устанавливает связь между фигурой бога и душой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 04 автора Степанова Наталья Ивановна

На исцеление Этот обряд может быть последним шансом умирающего на спасение.Выкладывают в лесу из камней круг, по кругу кладут тринадцать куриных голов. Разводят костер и ставят на огонь воду в ведре. На середину круга стелют красную тряпку, на которую ложится больной,

Из книги Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей автора Фаррелл Ник

Стратегия исцеления родительских архетипов Теперь расслабьтесь и отрегулируйте дыхание. Я хочу, чтобы вы открыли свое внутреннее зрение и представили себя семилетним ребенком в Древнем Египте. Вы находитесь в маленькой спальне с простой кроватью в углу. Это ваша

Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак Кристофер

Исцеление У людей есть замечательная способность исцелять себя и других. Вы можете пользоваться триггером и визуализировать, как вы или другой человек излечивается, как вы становитесь более здоровым и полным сил. Другие техники мы рассмотрим позднее, а ваш триггер

Из книги В этой книге нет ни слова правды, но именно так все и происходит автора Фрисселл Боб

Исцеление Свои первые уроки исцеления я прошел летом 1980 года, начав практиковать реберсинг. Два месяца я провел в Европе, путешествуя с Леонардом Орром, основателем этой практики. В Европе я наслышался о Бабаджи, бессмертном Мастере йоги, о котором много говорилось в

Из книги Таро и путешествие Героя автора Банцхаф Хайо

Исцеление Теперь, когда все условия наконец выполнены, чудо преображения может свершиться. Как говорится в легенде о Парсифале, место, где должен совершиться подвиг Спасения, откроется лишь тому, кто чист сердцем. Это - замок Грааля, Небесный Иерусалим, Шамбала, «Город

Из книги Пересекая границу. Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды автора Уильямс Дональд Ли

Исцеление Разрыва Как мы видели во "Втором Кольце Силы", ученики дона Хуана и дона Хенаро раскололись между собой. Ученики дона Хенаро прекрасно ладят друг с другом так же, как и "маленькие сестры". Когда же они оказываются вместе, то мы видим среди них одни только споры и

Из книги Магия воска, свечей и заговоров автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Ритуал на исцеление с помощью магии свечей и заговоров, ритуалы на исцеление Для того чтобы провести ритуал вам понадобится восковая свеча, нож с деревянной ручкой, новое коробок спичек и белое блюдце, обязательно без рисунка.Чтобы начать проводить непосредственно сам

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

3. Исцеление Вступление 1. Есть у молитвы помощники, есть и свидетели, благодаря которым крутой подъем становится уверенней и мягче; они облегчают боль, рождаемую страхом, и предлагают утешение и надежду. Свидетелем в прощении, помощником в молитве, дарителем уверенности в

Из книги Как поработить мир за 6 месяцев. 101 понятный совет для решения проблем при помощи фэншуй автора Покровский Дмитрий

10 родительских выражений, которые ненавидят дети 1. Посмотрим…Означает: «нет», плюс ложная надежда на другой ответ.2. Сейчас!Означает: через час, через месяц, никогда.3. Нет – значит, нет.Означает: истинного ответа на вопрос: «почему?» взрослый не знает и продолжать

Из книги Большая книга целебных свойств воды. Как лечить себя водою автора Стефания Сестра

Исцеление водой

Из книги Все еще здесь. Приятие перемен, старения и смерти автора Дасс Рам

ЛЕЧЕНИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ После инсульта я стал интересоваться разными методами исцеления: традиционными (для Запада), альтернативными, духовными. Люди сообщали мне о той или иной лечебной методике или о каком-то лекарстве, и я говорил об этом со своими друзьями и врачами. Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Исцеление Из всех областей, где колдуньи могут демонстрировать свои выдающиеся способности, целительство является наиболее известной – возможно, потому, что они практикуют это искусство чаще, чем все остальные. Мы уже долгое время пытаемся добиться признания в

Из книги Исцеление души от негативных эмоций. 25 упражнений. Деньги и духовность без противоречий (сборник) автора Дальке Рудигер

12 человеческих архетипов Об отношении к деньгам позволяет судить и архетип человека. Система архетипов, восходящая к меркурианской философской традиции, нашла свое применение во всех ее дисциплинах – начиная от алхимии и Таро и заканчивая астрологией. Эта же система

Архетип отца

Философ Блез Паскаль утверждал, что «справедливость без силы немощна». Точно так же и материнское сочувствие не имеет силы без отцовской строгости. Эта проблема хорошо знакома экологам: чтобы нейтрализовать их, политики произносят сентиментальные речи о Матери Природе и принимают законы, призванные защитить ее, однако законы эти – без зубов. И неважно, какие цели ставят перед собой активисты-экологи и как самоотверженно они работают, если законы по защите окружающей среды не насаждаются, то это будет все та же «справедливость без силы». Мать, которая умоляет своего мужа прекратить насилие над детьми, но не подкрепляет свои слова угрозой развода, добросердечный школьный учитель, который каждый день рассуждает о мире во всем мире, но не способен обуздать хулигана в классе, политик, который борется за справедливость, но не имеет реальной силы в партии, – все они испытывают благие намерения, которые ничего не стоят. И снова Паскаль: «Кто не способен отстоять то, что правильно, в конце концов начинает оправдывать сильного».

Предыдущая глава была посвящена исследованию потребности в сострадании, мягкости и здоровом коллективном архетипе Матери. Архетип Отца, однако, не менее важен, потому что он олицетворяет волю к победе. Сделать жизнь лучше для всех, избавить мир от стресса и насилия можно только в том случае, если мы пересмотрим оба архетипа и их взаимосвязь. Носители традиционных взглядов по-прежнему полагают, что Сильный Отец должен уравновешиваться любящей Матерью, и если отцы будут выполнять роль патриархального авторитета, а матери заниматься воспитанием детей, то в Царстве Божием все будет прекрасно. Консерваторы переводят архетипическую потребность в сферу социобиологических ролей, однако такое разделение могло работать в прошлом, но явно неэффективно сейчас, потому что прежний миф о семье умирает на глазах. Ностальгия по тому, что ушло безвозвратно, всегда является психологической ошибкой, которая дорого обходится.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Век толп автора Московичи Серж

Из книги Я знаю, как меня воспитывать. И я вам честно об этом расскажу автора Ладитан Банми

День Отца Поздравляю, папочка, у тебя есть ребенок. Ты получишь ту же самую картинку (веди себя так, будто удивлен) и завтрак в постель. Как только откроются магазины, проведи остаток дня, пополняя коллекцию DVD своего

Из книги Мудрость психики [Глубинная психология в век нейронаук] автора Парис Жинетт

Глава 9 Архетип матери Целое поколение терапевтов использовало модель развития ребенка как карту, по которой можно проследить эволюцию личности. Концепция «личностного роста» относится именно к этой модели. Идея того, что мы «растем», как растет ребенок (или как

Из книги Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое автора Кюглер Поль

«Призрак» отца В 1896 году, когда Юнг изучал медицину в Базельском университете, неожиданно, после скоротечной болезни, умер его отец. В то время Юнгу был 21 год. Шесть недель спустя ему приснилось, что умерший явился к нему. Вот как он описал это сновидение:«Внезапно он

Из книги Эго и Архетип автора Эдингер Эдвард

ГЛАВА VII Архетип Троицы и диалектика развития Существуют три вида "Целого": первый, пред­шествующий частям; второй, состоящий из частей; третий, вплетающий в единую ткань и части, и целоеПРОКЛ

Из книги Под тенью Сатурна автора Холлис Джеймс

Глава 4. Жажда отца Все образы имеют две стороны. Если образ обладает определенной глубиной, он должен выражать двойственную сущность реальности. Признание и поддержание психического напряжения между полярными противоположностями - фундаментальный юнгианский принцип.

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Часть Вторая АРХЕТИП ОТЦА: ЗЕВС, ПОСЕЙДОН И ГАДЕС Зевс, Посейдон и Гадес составляют первое поколение богов-олимпийцев мужского пола. В них отражены три аспекта архетипа отца. Они разделили мир между собой, и каждый был полновластным хозяином своего царства.

Из книги Интроверты [Как использовать особенности своего характера] автора Кейн Сьюзан

Из книги Мифологемы [Воплощения невидимого мира] автора Холлис Джеймс

Глава 3. Архетип младенца Многие люди удивляются, почему в наше время миф должен у кого-то вызывать интерес. На самом деле Юнг говорит об этом совершенно прямо. В своем очерке, посвященном архетипу трикстера, он пишет: «Все мифические фигуры соответствуют внутренним

Из книги Мужчина и женщина. Путь любви автора Фролов Олег

Отдельная глава Послание отца Когда я, Олег Фролов, и моя любимая Евгения размышляли над продолжением этой книги, мне в руки попалась небольшая книженция, которую мой отец держал в руках в последние секунды жизни и которую мама затем передала мне. Я случайно открыл

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Глава 5. АФИНА: богиня мудрости и ремесел, стратег и дочь своего отца Богиня Афина Афина - греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина - девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Подобно Артемиде, Афина - статная,

Из книги Новые размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

День отца «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12). Так гласит одна из Десяти Заповедей.Почему эта заповедь важна настолько, что поставлена пятой в списке? В иерархии она расположена

Из книги Хватит ныть! Действуй! автора Болотова Татьяна

Воспитать отца Редакция одной из газет обратилась ко мне с просьбой прокомментировать следующее письмо:«Я молодой отец двух детей дошкольного возраста. Поскольку решение отдать детей в детский сад нами было принято вполне осознанно, мы понимали, что нам придется

Из книги Развитие суперпамяти и супермышления у детей [Быть отличником просто!] автора Мюллер Станислав

Архетип отца Как уже было сказано выше, архетип матери хорошо прорабатывается у девочек при игре в «дочки-матери». А у мальчиков игры вроде «папы-сыночки» нет. Мальчики больше играют в войну, спортивные игры, машинки. В результате в жизни встречается не так уж много мужчин,

автора Антье Эдвига

День отца «А если у ребенка нет папы?»С учетом все возрастающего количества неполных семей, в которых, как правило, ребенок остается с матерью, школьные учителя не рискуют готовить подарки для отцов… Но праздник потихоньку становится официальным, что заставляет матерей

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Место отца «Я понимаю, что ему нужен его отец…»Множественные социальные изменения (феминизм, новые роли отцов (см. Современный папа), признание однополых родителей, статус отчима) могли пошатнуть авторитет отца. Впрочем, как сами родители бережно охраняют традиционную

О.К. Агавелян, С.Б. Перевозкин, Ю.М. Перевозкина


Актуальность проблемы обусловлена современными условиями развития общества, которые оказывают существенное влияние на личность и вызывают необходимость более требовательно подходить к формированию, изучению, сохранению и т.д. духовных ценностей, реализующих в поведении личности универсальные модели - архетипы. Происходящие в последнее время в обществе процессы социально-экономические условия сопровождаются глубокими изменениями базовых ценностей (отрыв от бессознательного), нарастание кризисных явлений. В этой связи выявление и изучение главных архетипических элементов личности, как важнейших концептов ее психологических основ приобретает особую значимость.

С середины XX века термин архетип был включен в психологию К.Г. Юнгом , рассматривающим его как первичный фактор, реализовывающий универсальные модели восприятия, мышления и поведения. С точки зрения автора, архетип обозначает всечеловеческие предрасположенности к восприятию и оцениванию значимых фактов внешнего мира и внутреннего мира личности.
Анализ имеющихся по данной проблеме работ показывает, что актуальность исследования архетипов сохраняет свое значение и в настоящее время. Многими исследователями выделяется присутствие элементов архаического, мифологического в структурах коллективного и индивидуального сознания.

С.С. Аверинцев убедительно доказывает состоятельность положений теории архетипов К.Г. Юнга, которая учитывает сложность человеческой психики.

Анализируя природу архетипа, через мифы и символы, К.Г. Юнг выделил в ряду множества архетипов основные: Великая мать, Божественный ребенок, Мудрый старец (Мудрая старуха), Тень, Трикстер, Герой, Анимус (Анима).

Идеи К.Г. Юнга были использованы в работах Дж. Кэмпбелла, Э. Ноймана, С. Биркхойзер-Оэри и др., которые использовали аналитические методы для осмысления человеческой индивидуальности, изучая мифы и сказки. Э. Нойманн исследует становление сознания через архетипические стадии развития и две функции - интроверсию и экстраверсию. Автор, опираясь на богатый мифологический материал, подробно рассматривает архетипы Великой матери, Великого отца, Героя, Тени, Анимы и Анимуса.

Наиболее структурировано предлагает типологию архетипов J. Beebe . Всего J. Beebe выделил восемь архетипов, следуя положениям К.Г. Юнга, взял принцип оппозиции сознания и бессознательного: то, что осознается человеком в бессознательном имеет свою противоположность (рис. 1).

Рисунок 1 - Соотношение архетипов и функций-аттитюдов (приводится по J. Beebe )

Еще одну оригинальную типологическую модель архетипов выдвигают К. Пирсон и М. Марк , которые проецируют архетипы через категорию мотивации. Авторы в четырех квадрантах, расположенных на пересечении двух осей - Стабильность /Мастерство и Принадлежность/Независимость четыре группы архетипов (табл. 1), являющиеся, по мнению авторов, наиболее важными для выполнения четырех базовых человеческих потребностей. У каждого архетипа М. Марк и К. Пирсон выделяют несколько уровней и теневой аспект.

Таблица 1

Соотношение функций и видов архетипов

Таким образом, разнообразие методологических подходов к изучению архетипов помогло определиться с первоначальным набором видов архетипов и выбрать конкретные методы исследования.

На первом этапе формировалась база исследования - были выделены виды архетипов (12), на основе выше проведенного анализа и в частности концепции J. Beebe c некоторыми авторскими модификациями. Все архетипы представляют между собой пару - мужского и женского, кроме того в соответствии с идеями J. Beebe были включены как личностные, так и теневые образы: Герой/Дева - Враг/Ведьма (противоположные им); Отец/Мать - Старик/Старуха; Божественный ребенок - Трикстер; Анима/Анимус. На втором этапе определялись вербальные характеристики архетипов. С этой целью респондентам (45 испытуемых) предлагалось подобрать по три прилагательных к каждому архетипу. После чего на основе частотного анализа были отобраны прилагательные для каждого архетипа, которые наиболее часто встречаются. На третьем этапе были отобраны картинки, визуализирующие архетипические образы - для каждого архетипа по 5-6 образов, всего 67 картинок. Затем испытуемым (53 испытуемых) предъявлялись в случайном порядке по одной картинке, которые им необходимо было соотнести с одним из архетипов и отметить соответствие по 7-бальной системе: 7 баллов 100 % соответствие картинки архетипу; 1 балл - картинка менее всего подходит архетипу. В результате для каждого испытуемого получилась матрица 53 Х 67 Х 12, которая подвергалась усреднению, что в итоге дало усредненную матрицу 67 Х 12. Четвертый этап предполагал вычисление корреляционных связей соотношения частоты вербальных и образных ассоциаций архетипов (коэффициент Гамма, т.к. данные представлены в шкале порядка и имеют, более 10 % связанных рангов) отдельно по вербальным и отдельно по образным характеристикам. Исследование проводилось на базе Новосибирского гуманитарного института, в качестве испытуемых выступили студенты 3-го курса, факультета психологии (обусловлено спецификой исследования), в возрасте 20-25 лет. Всего в исследовании приняли участие 98 испытуемых из них 32 представителя мужского пола и 66 женского пола.

Анализ результатов исследования

Результаты исследования демонстрируют, что между собой положительно взаимосвязаны Мать, Анима, Дева представляющие женский аспект (r = 0,31-0,59 при р ≤ 0,05; рис. 2).

Общими вербальными ассоциациями между архетипом Матери и Анимы являются - красивая, любящая, добрая. С точки зрения К.Г. Юнга Анима — это коллективный образ женщины, существующий в мужском сознании, посредством которого он постигает женскую природу, осознаваемая через реальных женщин, и, прежде всего через собственную мать. Дж. Кэмпбелл также говорит о «светлой» Аниме, которая является воплощением совершенства, красоты, «лелеющей «доброй» матери, молодой и красивой, которую мы некогда познали и, можно сказать, вкусили в далеком прошлом» . Часть характеристик представлена в ассоциациях испытуемых, что доказывает универсальность данного архетипа. Кроме того, можно утверждать, что здесь представлен положительный аспект архетипа Матери, тогда как другой аспект «злой» Матери - «темной» Анимы: запрещающей, наказывающей, недоступной, против которой направлены агрессивные фантазии и со стороны которой боятся ответной агрессивности в большей степени отражены в архетипе Старухи (отрицательно связана с Матерью р ≤ 0,05) и Колдуньи (положительно связана с архетипом Старухи р ≤ 0,01; см. рис. 2) между которыми общими характеристиками выступают: злая, мудрая, старая (рис. 2).

Рисунок 2 - Корреляционные плеяды архетипов (по вербальным характеристикам)

Архетип Старик, по всей видимости, также относится к теневому аспекту, т.к. положительно связан с архетипом Старухи (r = 0,4 при р ≤ 0,05) - общими характеристиками, которых являются мудрый и старый (рис. 2). Причем в данном исследовании получен очень интересный факт: старуха несет в основном негативные характеристики, тогда как старик только положительные, за исключением старый (рис. 2).

Таблица 2

Вербальные характеристики архетипов (частотный анализ)

Архетипы Характеристика
Анима Красивая, женственная, добрая, любящая, умная, сильная.
Анимус Сильный, умный, красивый, мужественный, заботливый, любящий.
Отец Добрый, мужественный, заботливый, любящий, хороший.
Мать Заботливая, добрая, любящая, нежная, красивая, ласковая.
Старик Мудрый, умный, добрый, старый, справедливый, опытный, ответственный.
Старуха Мудрая, старая, вредная, злая, заботливая, добрая.
Дева Чистая, сильная, красивая, смелая, властная, женственная, светлая.
Герой Сильный, справедливый, смелый, храбрый, красивый, честный, добрый, ловкий.
Ведьма Злая, хитрая, мудрая, страшная, сильная, старая.
Враг Злой, хитрый, подлый, опасный, глупый, сильный, коварный.
Ребенок Маленький, веселый, милый, нежный, беззащитный, наивный, хороший, беззаботный, красивый, смешной.
Трикстер Хитрый, веселый, смешной, ловкий, подлый, лживый, двуличный.

В этой связи, можно предполагать, что архетип старухи будет являться теневым образом архетипа Матери. Так, в частности, С. Биркхойзер-Оэри указывает на временной аспект архетипа «Великой матери»: прошлое — в образе старухи, настоящее — в образе женщины средних лет, и будущее — в образе маленькой девочки или юной девушки. Последний образ скорее всего представлен в виде Целомудренной Девы (положительно связана с Анимой р ≤ 0,05) имеющие такие общие характеристики как красивая, сильная, женственная. Таким, образом, архетип Анимы имеет представленность как в архетипе Матери, так и в архетипе Девы. Полученные данные подтверждают неопределенность архетипа Анимы, которую достаточно сложно конкретизировать, в отличие от двух других архетипов.

Аналогично Аниме, Анимус положительно взаимосвязан и с архетипом Отца (r = 0,8 при р ≤ 0,001) и с архетипом Героя (r = 0,5 при р ≤ 0,01), также Отец имеет взаимосвязь с Героем (r = 0,5 при р ≤ 0,01), при этом все три представляют мужской аспект (рис. 2). Как мать является первым носителем образа Анимы, утверждает К.Г. Юнг , так отец становится воплощением Анимуса, который затем проецируется на множество других мужских фигур. Общими характеристиками между тремя архетипами выступают - мужественный, заботливый, любящий, сильный, красивый, добрый.

Кроме того, обнаруженные взаимосвязи демонстрируют, что выше перечисленные архетипы мужского и женского начал образуют между пару (рис. 2). Так Анима положительно связана с Анимусом (r = 0,8 при р ≤ 0,001) - общие характеристики сильный, умный, красивый, архетип Отца с Матерью (r = 0,3 при р ≤ 0,05) - добрый, заботливый, любящий, архетип Героя с Девой (r = 0,4 при р ≤ 0,05) - сильный, красивый, смелый.

В отдельную плеяду выделились архетипы Врага и Трикстера (r = 0,6 при р ≤ 0,01) - общими характеристиками которых являются - хитрый, подлый и коварный (двуличный), что отражает теневые аспекты. Так в частности Ц.П. Короленко и Н. В. Дмитриева отмечают, что, активизация архетип Врага заставляет спроецировать на человека с иными взглядами иррациональные негативные характеристики, несущими в себе оттенки зла. Кроме того, К.Г. Юнгом выделяется архетип «Трикстер» (плут, обманщик), который с одной стороны, тесно связан с Тенью, с другой - с Ребенком. Полученные данные в нашем исследовании подтверждают юнгианскую точку зрения - архетип Трикстера отрицательно взаимосвязан с архетипом Ребенка (r = -0,3 при р ≤ 0,05), имеющими две схожих характеристики - веселый и смешной.

Анализ взаимосвязей между архетипами по образным характеристикам демонстрирует аналогичные результаты, за исключением пожалуй очень четкой гендерной дифференциации (рис 3).

Так архетипы Матери, Девы и Анимы образуют отдельную плеяду, в которой все три положительно взаимосвязаны между собой, при этом довольно тесную статистически значимую связь имеют Дева и Анима (r = 0,8 при р ≤ 0,001), что демонстрирует высокую образную схожесть данных архетипов (рис. 3).

Рисунок 3 - Корреляционные плеяды архетипов (по образным характеристикам)

* рядом с цифрой, означает, что р ≤ 0,01, цифра без звездочки означает значимую корреляцию при р ≤ 0,05


Рисунок 4 - Образы архетипов женского начала (позитивный аспект)

Таким образом, общим для этой плеяды выступает позитивное женское начало, имеющее два аспекта: материнское начало (настоящее) обладает такими качествами как: оберегающая, принимающая, дарящая любовь, связано с состоянием «райской первоначальной беззаботности» и предвечная дева (будущее) - чистота, наивность, эмоциональность, красоту, страсть .

У данной женского позитивного начала проявлен и отрицательный полюс - архетип Анимы отрицательно связан с архетипом Ведьмы (r = -0,3 при р ≤ 0,05), последний в свою очередь положительно связан с архетипом Старухи (r = 0,3 при р ≤ 0,05). Отрицательный образ женского начала представляет «пожирающую и заглатывающую мать». Данное довольно явно представлено в наиболее часто выбираемых образах старухи и ведьмы (рис. 5)

Рисунок 5 - Образы архетипов женского начала (теневой аспект)

Плеяду отражающую мужское начало составляют архетипы Анимус положительно связан с архетипом Герой (r = 0,6 при р ≤ 0,001) и архетипом Отец (r = 0,4 при р ≤ 0,01). С точки зрения Э. Нойманна архетип Героя отражает проблему борьбы эго-сознания с прародителями (бессознательным) за свою независимость. Выйдя из состояния мистической сопричастности с Великой матерью, он несет в мир мудрость и культуру (рис. 6) - характеристики архетипа Отца, образ которого также связан с архетипом Старика (r = 0,4 при р ≤ 0,01).

Рисунок 6 - Образы архетипов мужского начала (позитивный и теневой аспекты)

Архетип Мудрого старца, с точки зрения Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой отражает всезнание, всепонимание и всемогущество, тот, кем овладел этот архетип, обладает большой силой убеждения. Анализ данной корреляционной плеяды показал, что теневыми аспектами архетипа Героя/Анимуса выступает архетип Врага (r = -0,4 при р ≤ 0,01), также имеющий положительную связь (как и при исследовании вербальных характеристик) с архетипом Трикстера (r = 0,3 при р ≤ 0,05), который в свою очередь отрицательно связан с архетипом Ребенка (r = -0,4 при р ≤ 0,01). Взаимосвязь Трикстера и Врага, отражает их явно представленный негативный аспект (ср. вербальные характеристики и рис. 6 и 7).

Рисунок 7 - Образы самости (позитивный и теневой аспекты)

С точки зрения К.Г. Юнга «Божественный ребенок» символизирует самость, пробуждение индивидуального сознания из стихии коллективно-бессознательного. Младенец являет собой и начало и конец - идея всеобъемлющей психической целостности, поэтому появление образа младенца свидетельствует об определенном синтезе личности.

Таким образом, полученные статистически значимые взаимосвязи между архетипами как по вербальным, так и по образным характеристикам позволяют определить некоторые взаимоотношения архетипов, которые отражены на рис. 8.

Рисунок 8 - Соотношение архетипов и их теневых аспектов

Архетипы Анимы и Анимуса были исключены из анализа, как архетипы более общего уровня не обладающие конкретной представленностью и воплощающиеся в других архетипах.

Выводы
1.Исследование вербальных и образных характеристик архетипов позволило выделить два основных полюса. Первый включает в себя архетипы Мать/Отец, Герой/Дева и Ребенок, положительное начало личности. Второй полюс включат их теневые аспекты Старик/Старуха, Враг/Ведьма и Трикстер, которые отражают более иррациональные, негативные характеристики, несущие в себе оттенки зла.
2.Для каждого архетипа были выделены вербальные и образные характеристикам. Архетипы женского позитивного начала обладают такими характеристиками как красота, забота, нежность, доброта. Негативный аспект отличает злость, мудрость, старость. Архетипы мужского позитивного начала включают силу, ум, справедливость, красоту, храбрость; негативное начало - мудрость, силу, злость, хитрость, коварность. Архетип самости: позитивный аспект - веселый, милый, беззаботный; негативный аспект - хитрый, веселый, смешной, ловкий, подлый, лживый, двуличный

Библиографический список
1.Аверинцев С.С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии / С.С. Аверинцев // Вопросы литературы. - М. - 1970. - № 3. - С. 117.
2.Биркхойзер-Оэри С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках / С. Биркхойзер-Оэри; пер. с англ. - М. : Когито-Центр, 2006. - 255 с.
3.Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой / Д. Кэмпбелл; пер. с англ. Рефл-бук: АСТ; К. : Ваклер, 1997. - 384 с.
4.Короленко Ц.П. Психоанализ и психиатрия: Монография / Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. — Новосибирск: НГПУ, 2003. - 667 с.
5.Марк М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон; пер. В. Домнина, А. Сухенко. - СПб. : Питер, 2005. - 336 с.
6.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М. : Восточная литература, 2006. - 406 с.
7.Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн; пер. с англ. А.П. Хомик. - М. : Рефл-бук; К. : Ваклер, 1998. - 464 с.
8.Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов /К.Г. Юнг; пер. А.А. Спектор. - Мн. : Харвест, 2004. - 400 с.
9.Beebe J. Evolving the Eight-Function Model / The text / J. Beebe. - TypeFace, 16 / 2, 2005. - Р. 8 - 11.

Аллан Гуггенбюль. Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними.

(Аллан Гуггенбюль - швейцарский психолог и психиатр, психоаналитик юнгианской школы, президент Института по оказанию помощи в разрешении конфликтных ситуаций).

Чтобы понять значение и роль отношений родителей и детей, нам необходимо сделать шаг назад. Следует посмотреть на ситуацию со стороны и подумать о глубинной подоплеке значения семейных отношений. Помимо чисто личного аспекта, отношениям родителей и детей присущ архетипический характер.

Это означает, что проблемы, возникающие в отношениях родителей и детей, обязаны своим возникновением не только особенностям характера данной конкретной матери, темпераменту отца или особенностями биографии ребенка, но и безличному фактору в качестве частичной инсценировки драмы, отвечающей глубинной потребности души.

Отношения родителей и детей являются отражением уходящего корнями в седую древность клише, матрицы отношений, готовой всегда воплотиться в жизнь. Характер внутрисемейного общения детей и родителей складывается в результате усвоения своего и чужого опыта лишь отчасти. Родители и дети во многом просто слепо следуют по путям, обозначенным в нашем бессознательном. В контактах с нашими детьми наши сугубо личные психические реакции постоянно окрашиваются и модифицируются архетипическими силами и влияниями. Наша потребность в отце и матери идет дальше потребности в них как конкретных лицах, выступающих в этой роли - мы испытываем потребность в отце или матери как таковых, в безличностных величинах.

Это с одной стороны проявляется в свойственном всем родителям желании оберегать и защищать своих детей, всячески о них заботиться, а с другой стороны выражается в наших страхах, равно как и в том факте, что большинству детей хочется видеть в своем отце не просто друга, но прежде всего его соответствия образу отца в их понимании - ведь и в школе учителю мало быть хорошим товарищем - он не должен выпадать из своей роли ментора.

В архетипической перспективе отец и мать служат выражением противоположного полюса. Детской неустойчивости и колебаниям, любопытству, наивности и дерзанию противостоят родительские стабильность, защита, опытность и осторожность. Поймите меня правильно: какой бы незакомплексованной, прогрессивной и открытой новым веяниям ни была позиция, занимаемая родителями лично, - она нисколько не меняет их извечной архетипической роли, в которой они выступают по определению. Она вынуждает их отстаивать консервативные ценности и звать назад ("von gestem" zu sein) совершенно независимо от качества их жизни и от занимаемой ими позиции по конкретным вопросам.

В качестве архетипов они не могут быть прогрессивными, не могут идти в ногу со временем. Архетипический сценарий требует от родителей придерживаться ценностей, идей или поведенческих стереотипов, относящихся к прошлому. Обретение детьми собственной позиции, их самоидентификация в качестве первооткрывателей новых горизонтов возможны лишь в случае признания родительских взглядов заведомо ретроградными и отсталыми.


Дети нуждаются в том, чтобы отец был озабочен и обеспокоен поведением своего сына, "не укладывающегося ни в какие рамки", им необходимо яростное возмущение матери, гневно выдергивающей из рук своего дитяти игрушечный пистолет. Дети не смогут реализовать себя в полной мере, они не смогут позволить себе оставаться наивными и безответственными, если родители перестанут придерживаться оградительных, консервативных и порой совершенно отживших тенденций. Озабоченный родительский взгляд предоставляет ребенку необходимое психологическое пространство для экспериментов над собой и окружением. В случае отсутствия полюса жизненной ориентации, маркируемого позицией отца и матери, дети не могут безнаказанно позволить себе куролесить и выражать диаметрально противоположные взгляды.

С точки зрения архетипической символики родители и дети являются персонажами драмы с четко очерченным сюжетом и возникающими коллизиями, каждый раз наполняющимися новым содержанием. Эта драма повторяется из поколения в поколение. По этой причине решающим в деле воспитания оказываются не ценностные ориентации, а манера их преподнесения, подачи.

Страхи относятся к той же категории. Страхи и опасения родителей отчасти заимствованы ими самими от своих детей. Дети избавляются от своих страхов, перекладывая их на "плечи" родителей. Избавление от страхов высвобождает их силы, дает им возможность более беспрепятственного развития. Тринадцатилетний мальчик рассказал мне, что когда у него не ладилось с учебой, он принимался пугать родителей перспективой исключения из школы по причине неуспеваемости. Родители каждый раз были в шоке и сильно тревожились. Мальчик же со спокойным сердцем отдавался любимым играм, решив, что теперь это "их заботы".

Родителям приходится бояться в силу своей архетипической роли. Страх перед детьми диктуется нашей ролью в качестве отца или матери: с одной стороны, нас пугает возможность того, что они подпадут под чье-либо дурное влияние, с другой стороны у нас нередко вызывают тревогу и опасение за их судьбу их собственные шокирующие нас поступки. Однако все это вписывается в рамки архетипической роли отца или матери.

В рамках данных отношений родители берут на себя ответственность за часть тени. Их задача - оберегать детей от негативных сторон окружающей нас действительности. Хотя мать и отец и представляются детям старомодными, перестраховщиками и видящими во всем плохое, их в глубине души радует то обстоятельство, что родители взяли на себя обязанность следить за тем, как бы чего не случилось. В случае, если родители забывают об этой своей функции, дети зачастую чувствуют себя не в своей тарелке. Отказ родителей от соответствия своей архетипической функции приводит детей в крайнее замешательство. Где стена, от которой они могут оттолкнуться, чтобы взять в руки жизненный штурвал?

То, что мы являемся противоположным полюсом, вынуждает нас постоянно бояться своих детей и бояться за них самих. Определенная доля насилия в ученической среде порождена отказом современной школы и учителей от выполнения этой функции. Стремление педагогов к нахождению консенсуса по любому поводу и их желание решать все вопросы коллегиально лишает учеников возможности видеть в них оппонентов. Следствием этого может быть эскалация насилия, не прекращающаяся до тех пор, пока не наступает желанная ответная реакция.

Задача родителей - служить противоположным полюсом, чтобы у детей была возможность переложить на них свои страхи, опасения и колебания. Детям необходимо, чтобы отец озабоченно поднимал брови в ответ на рассказ дочери о том, что она принимала участие в народных гуляниях (Kirmess), им требуются настоятельные требования матери, чтобы сын к девяти часам вечера был дома. Страх, внушаемый детьми своим родителям и опасение родителей за судьбу своих детей - необходимое условие для нормального развития детей, служа гарантией необходимой им защиты и опеки. Родительские страхи обеспечивают детям пространство для маневра в их поисках и дерзаниях.

Помните строки Иосифа Бродского?

Сын! Я бессмертен. Не как оптимист.
Бессмертен, как животное. Что строже.
Все волки для охотника - похожи.
А смерть - ничтожный физиономист.

Согласно аналитической психологии, есть в личном и коллективном бессознательном устойчивые модели, универсальные для людей разных культур. Их особенность - в мощном воздействии на психику. Карл Густав Юнг назвал эти модели архетипами.

Все мы имеем внутри психики мужскую и женскую части. Что касается мужской (по Юнгу - Анимус), то она выстраивается из опыта взаимодействия с первым важным мужчиной в жизни любого из нас - с отцом. «Как первый незваный гость в раю ребенка с его матерью, отец является архетипическим врагом, поэтому на протяжении всей жизни любой враг символизирует (для бессознательного) отца», - пишет Дж. Кемпбелл, автор книги «Тысячеликий герой».

Рождается младенец, и он счастлив в ничем не омраченном раю с матерью, с теплом ее рук, вкусом молока, родным запахом. Но неизбежен момент, когда в этом благостном мире возникает третий - отец, нарушающий симбиоз матери и ребенка, потому что его отношение к ребенку всегда обусловлено.

Если оно доброжелательное - это дает психическую устойчивость, ощущение тыла, рождает уверенность в себе; если враждебное (например, вследствие ревности, когда внимание женщины смещается с мужа на дитя), то ребенок это ощущает и бессознательно впитывает ощущение явной или скрытой угрозы со стороны родителя.

Почему все мы «родом из детства»?

Психика на всех этапах формирования повторяет общечеловеческий опыт «взросления». Ребенок способен только реагировать - но не анализировать, обобщать, логически мыслить. Его первичный опыт связан только с эмоциями. Как мы реагируем, когда нас оберегают и принимают? Спокойствием, расслабленностью, радостью и т.д. А если отвергают? Обидой, страхом отвержения, неуверенностью в себе. И это нормально.

Причем стратегии поведения, которые вырабатываются в детстве, проявляются и в солидном возрасте - до момента их осознания. Отцовская любовь - это еще надо заслужить. Что для этого нужно сделать? Что «работает», а что нет? И однажды «сработавшее» в детской психике дублируется уже во взрослой жизни.

Например, образ раздражительного и унижающего родителя сначала закрепляется в психической реальности, заставляет формировать линию «защиты», а потом уже во взрослом состоянии человек начинает бояться начальника, высокой должности, больших денег и т.д., бессознательно вновь и вновь провоцируя ситуацию собственного унижения.

Поведение в социуме, или Карамазовщина наших дней

В роли отцовской фигуры в обществе выступает любой авторитет: вышестоящий по должности, кто-то старший мужского пола (часто девушки выходят замуж за зрелых мужчин в бессознательном «поиске» отца) или даже целый социальный институт. В религии это Бог, одобряющий и карающий. В истории и политике - образ «отца народов».

Любая недостаточность или ущемленность, связанная с восприятием отцовской фигуры, затрагивает глубинные слои психики - мощные, сакральные по своей сути, очень заряженные энергетически. Они лежат в основе существования, персонифицируясь через восприятие реального родителя.

Если очень упрощенно, то мать - это внутренний мир с палитрой психических состояний, желаний, установок, а отец - достижения, успешность, умение взаимодействовать в людском мире, то есть все внешнее. И во всех культурах: мифологии, фольклоре, литературе, - культивируется уважительное отношение к обоим полюсам - потому что иначе целостность личности недостижима.

Вот почему, когда отношения с отцом искажены, возникает дисгармония, которая снова и снова проявляется в иррациональном и неадаптивном поведении. Мы словно вновь становимся детьми, сталкиваясь с до боли знакомым, и бессознательно воспроизводим защитное поведение. Как именно?

  • Выслуживанием похвалы. В форме угодливости, желания заслужить поощрение - из позиции подчиненного, зависимого и уязвимого.
  • Конформностью - молчаливым внешним согласием с более сильным при наличии внутреннего противоречия/конфликта.
  • Соперничеством и конкуренцией. Глубинная причина - ощущение уязвимости, стремление «победить» отца.
  • Стратегией ухода (напоминающей бегство) - обрубанием контакта при малейшем несогласии. Это отсрочивает решение проблемы на неопределенный срок в лучшем случае. В худшем - становится стратегией выживания.

Характерно, что, продолжая жить с негативным образом отца внутри, человек переживает не только неудачи во внешнем мире, но и внутренние конфликты: в виде неуверенности, деструктивных установок, тревоги, негативизма и прочего. Получается своеобразная фрагментация: есть внутренние «положительные» составляющие, но есть и то, что сложно принять внутри себя, достойное осуждения (если осуждал отец), а это всегда порождает внутреннее напряжение.

Здесь уместно вспомнить знаменитый роман Достоевского, основным сюжетом которого стало отцеубийство. Как в сказке, было у отца четыре сына: три законных, а один - рожденный вне брака. И эти сыновья, интроецируя негативный образ отца, страдают по-разному, но по одной причине - из-за неприятия отцовской фигуры.

Дмитрий выбирает путь соперничества, Алеша - путь праведника и богоискателя, а самая интересная «достоевщинка» - в линии Ивана и незаконнорожденного Смердякова. Это любопытная связка: второй убивает отца с молчаливого согласия первого.

Мотив отцеубийства имеет очень сильный потенциал воздействия, и он далеко не нов в мифологии и литературе. Почему? Фактически убийство отца - это разновидность самоубийства. Говоря символическим языком, убивая инициирующего жреца - того, кто предлагает путь испытаний, - мы лишаем себя дальнейшего взросления и остаемся на месте. У Ивана Карамазова, испытывающего чувство вины за смерть отца, это страдание принимает форму ада - поэтому и рождается диалог с чертом.

То, что стало частью нас самих (образ отца, впитанный с детства), убивать опасно - тем самым мы раскалываем себя изнутри. И независимо от того, какая стратегия продолжает вновь и вновь реализовываться помимо сознания: соперничество, конформизм, уход, угодливость, - все это не более чем детские формы поведения. И за ними стоят вина, неприятие части себя и в итоге - отсутствие аутентичности. То есть ничего общего с психологическим здоровьем.

Путь героя: терапия для Ивана Карамазова

Единственная возможность обрести целостность - признать вину, не увиливая от «дьявольских обвинений» в духе карамазовского черта (это ведь теневая сторона личности, она знает правду, хоть и искажает ее). Помните, в сказках: если герой совершил ошибку (не выполнил завет, заснул не вовремя, нарушил клятву и т.д.) - что он делает? Собирает котомку и отправляется в путь. Целью которого во всех сказках является обретение своей самости, интеграция личности.

Символический путь героя и прост, и сложен одновременно. В терапии это:

  • признание и осознание проблемы. Иногда просто озвучивание в диалоге с психологом дает значительный очищающий эффект (феномен исповеди);
  • работа по прощению отца и самого себя (разные варианты);
  • моделирование нового отношения из имеющегося ресурса (а он был даже у Карамазовых!) и органичное встраивание во внутренний мир;
  • проживание вновь обретенного состояния со значимым другим - психологом.

И это индивидуальная работа, имеющая множество вариаций. Главное - понимать, что во взрослом состоянии не обязательно жить в аду и оправдываться перед чертями. Из внутреннего ада всегда есть выход. И путь героя - в том, чтобы его обрести.

От редакции

Карл Густав Юнг - основатель теории архетипов. Мы «взяли» у него воображаемое интервью и делимся им с вами: .

Одна из самых известных и значимых работ швейцарского мэтра психиатрии - «Очерки по психологии бессознательного» . Ищите главные мысли произведения в обзоре: .

Еще одна важная книга об архетипах - «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла. Ищите выдержку ключевых идей автора в нашем обзоре: .

Loading...Loading...