Что такое Чистилище? Его низшая область. Что такое чистилище и его значение в православии

Многим знаком термин «чистилище», его можно услышать от католических священников или прочесть в литературе, например, всемирно известном произведении Данте «Божественная комедия», где герой проходит именно чистилище. Признает ли Православная Церковь чистилище и как относится к данному термину?

Что такое чистилище

Данный термин встречается в католическом катехизисе и означает необходимость для человека дополнительного очищения. То есть умирая человек должен пройти это чистилище, чтобы там снять с себя все свои грехи и только потом он может предстать перед Господом. Сформулирована была эта идея не так давно - в XIII–XVI веках н.э. и является одним из догматов католической церкви.

Православная Церковь при этом не поддерживает ее и всячески отрицает существование чистилища, однако при этом довольно четко говорит о необходимости совершать молитвы за уже почивших предков.

Догмат о чистилище окончательно стал частью учения католиков в 1439 году, когда его закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе. Позже этот вопрос рассмотрели еще раз на Тридентском соборе и опять утвердили в 1563 году. Это учение вполне соответствует латинскому духу, говоря о том, что для христиан, которые были в церкви, но имели какой-то нераскаянный или тайный грех, необходимо место, где они могли бы окончательно очиститься и стать достойными для встречи с Творцом.

Туда же попадали и люди, которые не успели совершить исповедание перед смертью, погибнув насильственной или случайной смертью. Основание для подобной позиции католические служители находят в апокрифичной книге Маккавеев, в которой автор пишет о совершении умилостивительной жертве за мертвых, чтобы снять с них бремя греха и очистить.

На основании этих слов католические богословы приняли за догму, что души покойных не сразу попадают в рай или ад, но пребывают в некоем месте для умерших, пока решается их судьба. И что живые могут своими действиями повлиять на их дальнейшую судьбу, поскольку умершие не покинут Чистилища, пока окончательно не будут чисты от греха.

Католики верят, что так предрасположил Господь и такая система будет действовать до Страшного Суда. В то время было распространено движение индульгенций, поэтому догма была крайне выгодна для Папства - люди покупали индульгенции для спасения своих близких из Чистилища и тем самым пополняли казну Церкви.

Для сведения! Сегодня, чтобы помочь близкому перейти из этого места в Царство Небесное, люди должны молиться за него и совершать дела милосердия в его имя. Умерший же также претерпевает какие-то изменения там, в процессе очищения.

Стоит особо заметить, что по утверждениям католиков, попасть в чистилище может лишь тот христианин, кто при жизни принадлежал церкви и не имел смертного греха на себе. Они, после определённого времени, встретятся с Господом. Сегодня западная церковь считает, что чистилище - это скорее процесс или состояния, а не место.

Есть ли чистилище в православных догматах

Православная церковь (так же, как и протестантская) не признает учение о чистилище и считает, что души умерших людей, которые при жизни приняли покаяние и крещение ожидают своей участи и встречи с творцом без дополнительных очистительных мук.

Но в то же время православие исповедует учение о мытарствах души - суд и испытание грехами и страстями после смерти и до встречи с Господом. Об этом пишет преподобный Василий Новый в своем житие, где подробно расписывает мытарства некой Феодоры. В его представлении это был некий суд, где бесы пытались сломить ее душу и забрать ее у Бога.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Эта позиция принадлежит аскетической традиции православия, но не является ее догматом.

Православная церковь (и тут протестанты не согласятся) считает, что близкие могут помочь умершим родственникам стать ближе к Господу в том случае, если умерший верил в Творца, но не успел плодами своими (делами) доказать и проявить веру.

Важно! Совершая молитвы и творя милостыню, родственники могут помочь близким. Особенно полезно это делать в первые 40 дней после смерти, когда душа только готовиться предстать перед своим Творцом.

В отличие от католической веры и некоторых других, православные догматы утверждают, что спасения человека возможно лишь благодаря искупительной жертве Иисуса Христа и веры в Него. Никакие дела и поступки не могут спасти человека, лишь только вера (о чем говорит апостол Павел в посланиях). В загробной жизни уже ничего нельзя исправить мертвому, все, что можно делать, надо делать при жизни. И если человек отрицал существования Бога при жизни, после смерти он не попадет в рай, потому что его поступки уже никак не исправить.

Если католики определяют рай и ад как место, то православные более склонны считать это состоянием человеческой души. Поэтому для попадания туда необходимы были некие поступки, а православной церкви это не требуется, ведь принимая покаяние и жертву Иисуса Христа, наши души уже пребывают в раю.

Что говорит православная церковь о чистилище

ЧИСТИЛИЩЕ - 1) в христианстве, исламе, а также - в определенной степени - в иудаизме - обозначение особой "территории", располагающейся между раем и адом, где оказываются души, которые, хотя и не заслуживают наказания, лишены возможности вечной райской жизни; 2) в католичестве - форма существования (состояние) души человека, почившего в благодати, но обремененного тяжестью непрощенных допустимых грехов, отпущенных смертных грехов (см. Грех смертный ) и скверными привычками. Души подобного типа - прежде чем попасть в Царство Небесное - должны очиститься.

1) Зачатки представлений о Ч. встречаются уже у языческих народов (напр., Элисий, элисийские поля у древних римлян).

Вера в существование Ч. может быть возведена к представлениям иудаизма о том, что люди будут оцениваться Богом согласно их делам, и что верующие должны молиться о том, чтобы Бог оказал милость душам умерших. Так, во 2-й книге Маккавеев (см. Маккавеев Книги ), части Ветхого Завета, говорится: "Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! - Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха" (2 Мак 12: 45).

Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католические теологи приводят главным образом два фрагмента из Священного Писания: 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф 12:32). 2) "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор 3:13). В первой идее католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во второй - слова апостола Павла об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле.

Тем не менее системные представления о Ч. возникли уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорил апостол Павел. Августин высказал предположение, что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат, а Папа Григорий Великий распространил такое учение по всей Западной Церкви. Подробно это учение было разработано и развито Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским Собором 1439 и подтверждено Тридентским Собором (см. Тридентский Собор ).

Согласно католической теологии, существуют два вида Ч.: 1) "Ч. праотцев", куда были заключены пророки Ветхого Завета до тех пор, пока они не были освобождены Иисусом Христом во время Его "сошествия в ад". 2) "Ч. детей", где пребывают те, кто скончался, не совершив греха, но чей первородный грех не был смыт крещением. В этом же Ч. обитают души умственно дефектных людей.

В 13-15 вв. Католическая Церковь сделала несколько проясняющих заявлений о Ч. Утверждалось, что души тех, кто скончался в первородном грехе (т. е. некрещеных младенцев), попадают в ад, но их наказание является более легким, нежели кара душам, виновным в действительных грехах. В целом, неопределенность в трактовках Ч. сохраняется в католичестве и по сей день.

Протестантские реформаторы в принципе отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Священного Писания.

В исламе представление о Ч. в целом таково: сам человек миновать его не может, его должен перевезти тот верблюд, баран или осел, которого он при жизни пожертвовал Аллаху.

Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий Католической Церкви от Православной Церкви и от протестантства. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души же людей, отягощенных непрощенными смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягощены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч. - промежуточное место между раем и адом, - где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми католическими понятиями средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, постепенно уменьшаясь. Ч. же находится по иную сторону центра, на поверхности другого полушария. Ч. само по себе будет существовать до второго пришествия Иисуса Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. С помощью месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен.

Согласно православному учению со ссылкой на вероучительный памятник "Учение двенадцати апостолов", относящийся ко 2 в., важное значение имеют содержащиеся в нем следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда. - Ред.) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании". Эти слова, по мысли православных богословов, проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"): понимать их рекомендуется в том смысле, в каком объясняют их и святые отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.

При этом большинство православных верующих убеждены, что умершему человеку можно помочь молитвами и благими деяниями живущих верующих.

2) В настоящее время некоторые католические теологи под Ч. нередко разумеют не место, а душевное состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями. Очищающий огонь понимается как символ, в нем усматриваются угрызения совести и раскаяние, но большинство верующих признает реальное существование этого огня.

В низшей области чистилища

Чистилище — не Библейское понятие. По учению римско — католической церкви, где все умершие верующие, но не пришедшее к совершенству, подвергаются очистительным страданиям. Пребывают там, пока не искупят наказания за грехи.

Рассмотрим одну из низших областей чистилища, чтобы хот немного представить условия, которые человек, благодаря своим пристрастиям и желаниям на протяжении земной жизни, может приготовить для своего переходного состояния.

Если низменные страсти были в энергичной деятельности, одни из самых грубых частиц астральной материи будут заряжены жизненной силой, и самое количество их будет сравнительно большим. Такой закон действенен во всех областях чистилища, и поэтому человек еще при жизни может абсолютно определенно знать, каким будет его будущее непосредственно после смерти.

Первая или низшая область чистилища заключает в себе условия, описания которых имеются во многих индусских и буддийских писаниях под названием «адов» разного рода.

Надо знать, что человек, переходящий в одно из таких состояний, не может быть освобожден от привязанностей и дурных желаний, привлекших его сюда; они будут сохранены ― как часть его характера ― в скрытом виде в его душе, оставаясь в состоянии прозябания до того времени, пока для них не наступит время проявиться снова; такое время наступит тогда, когда станет формироваться новое «тело желаний» для следующего воплощения того же человека в физическом мире.

Нахождение человека в первой области чистилища зависит от присутствия в его «теле желаний» (Kama-Rupa) материи, которая принадлежит этой области, и он будет оставаться в ней узником, пока большая часть такой материи не спадет с него, пока «скорлупа» не разложится до такой степени, чтобы допустить соприкосновение человека с последующей высшей областью.

Атмосфера этой низшей области мрачная, тяжелая, печальная и подавляющая в невероятной степени. Она кажется переполненной испарениями различных злых проявлений, враждебных добру, и так оно действительно и есть. Созданы такие тяжелые вибрации людьми, их притянули в это мрачное место их злые пристрастия. Все желания и чувства, способные вызвать содрогание, находят тут материал для своего выражения. Это в действительности самая мрачная из трущоб со всеми ее ужасами, скрытая от физического зрения и выставленная тут напоказ во всей своей обнаженной мерзости. Ее отталкивающий вид усиливается еще и тем, что внутренний характер выражен и внешним образом, и человек, полный мерзких страстей, олицетворяет их всей своей наружной формой.

Зверский аппетит формирует астральное тело в звериные облике, и отталкивающие человеко-животные формы представляют из себя подходящие оболочки для огрубевших человеческих душ. В Астральных мирах невозможно быть лицемером и облачить грязные помыслы в покров кажущейся добродетели. Каким человек есть в действительности, таким и будет его внешний облик: он или сияет красотой, если душа его благородна, или же отталкивает своим безобразием, если природа его была нечистая. Вот почему становится понятно, что такие учителя, как Будда, внутреннему зрению которого весь мир был открыт, могли описывать столь яркими красками все омерзительные призраки и картины, которыми кишит подобный акт.

В наше время люди относятся с недоверием к подобным изображениям лишь по той причине, что не знают, до какой степени, после высвобождения из тяжелой, не имеющей пластичности физической материи, все души предстают в своем истинном подобии, в незамаскированном реальном виде. Если даже и в физическом мире лицо развращенного и спившегося негодяя принимает самое отталкивающее выражение ― тем более там, где пластичная астральная материя принимает определенную форму при наименьшей вибрации низменного желания, ― человек неизбежно проявится в ужасной форме, изменяющейся в самые разные оттенки уродства. Ибо не надо забывать, что обитатели этой низшей области это отбросы человечества, убийцы, разбойники, жестокие преступники различных типов, пьяницы, развратники… Тут нет никого, кроме виновных в зверских преступлениях или в предумышленной упорной жестокости, или же одержимых каким-то гадким вожделением.

Единственные личности, которые не принадлежат к этому низкому типу, которые могут на некоторое время быть задержаны здесь, это , люди, хотевшие посредством самоубийства избежать земной кары за совершенные ими преступления, которые такой заменой только усугубили свое положение. Но не все самоубийцы оказываются здесь, потому как самоубийства совершаются под влиянием самых различных мотивов, и тут задерживаются только те, кто убил себя, чтобы избавиться от последствий совершенных преступлений.


Здесь, в этой мрачной области каждый человек есть непосредственный создатель своих собственных бедствий. Ни в чем не изменившиеся, кроме потери физического тела, люди тут выставляют напоказ свои страсти во всей их наготе; и, переполненные лютых неутоленных стремлений, кипящие местью и ненавистью, жаждущие физических удовольствий, которыми, лишившись физическое тело, они уже не могут насладиться, они рыщут, разъяренные и алчные, в этой мрачной области, толпясь вокруг всех грязных земных притонов, вокруг публичных домов и кабаков, подталкивая их завсегдатаев к постыдным делам и к насилию, вселившись в них, дабы вовлечь их во всевозможные излишества. Тошнотворная атмосфера, распространяющаяся вокруг таких мест, происходит в основном от этих привязанных к земному плану , испаряющих гнусные страсти и нечистые желания.

Медиумы, за исключением очень чистых и благородных характеров, зачастую являются объектами их нападения, и очень часто слабейшие из них, обессиленные еще более пассивным предоставлением своего тела для временного пребывания в нем других развоплощенных душ, бывают одержимы этими сущностями, как следствие этого является невоздержание и безумие. Казненные убийцы, беснуясь от ужасов и от страшной жажды мести, переживая вновь и вновь, свое преступление и все ужасные последствия его, окружают себя атмосферой устрашающих мыслеобразов и, привлекаемые к человеку, который вынашивает внутри себя мстительные, злые намерения, они подталкивают его к реальному выполнению того, над чем он внутренне сосредоточен.

Порой там можно повстречать человека, непрерывно преследуемого своей убитой жертвой, не в силах избавиться от нее, несмотря на все старание убежать от страшного преследователя, с упорной настойчивостью повсюду настигающего его. Убитый, если только он сам не из самых низких человеческих типов, прибывает при этом в состоянии бессознательности, и именно эта бессознательность и придает особый ужас его чисто механическому преследованию убийцы.

Тут же находится и «ад» вивисектора, потому как жестокость притягивает в астральное тело человека наиболее тяжелые материалы и наиболее дурные составы астральной материи, и вивисектор живет тут среди толпящихся вокруг него образов его многочисленных жертв, стонущих, дрожащих, воющих от боли. Они оживлены, но не животной душой, а теми вибрациями страстей, которые, чем они были сильней, тем дольше продолжают жить после физической смерти в астральном теле животного; эти вибрации, пульсирующие ненавистью к истязателю, повторяют с автоматической правильностью его самые мучительные опыты, благодаря той силе последних переживаний, которыми окончилась жизнь на земле замученного существа.

Тут не существует произвольного наказания, которое назначено извне, только неизбежные осуществления причин, созданных человеком во время его жизни в физическом мире. Если он в земной жизни поддавался дурным побуждениям, и следовательно притягивал к себе и вносил в свое астральное тело грубые материи, которые одни только и в состоянии вибрировать в ответ на низменные побуждения, ― он тем самым неумолимо создавал тюрьму своей душе, и тюрьма эта должна быть разрушена, чтобы могла освободиться его душа. Так же неизбежно, как пьяница должен жить в своем отталкивающем и отравленном теле тут на земном плане, так же должен он жить в своем еще более отталкивающем астральном теле и там. Что посеешь, то и пожнешь. Таков закон всех миров, и избежать его нельзя.

Следует еще заметить, что астральное тело там нисколько не хуже, чем оно было при земной жизни человека, когда он создавал вокруг себя атмосферу, насыщенную дурными астральными токами; человек только не замечает этого безобразия, так как в земной жизни он астрально слепы. Кроме этого, мы можем утешиться при мысли об этих несчастных наших братьях и тем, что страдание их только временно и представляет необходимый урок для их души.

Сильно нарушив законы природы, они с такою же силой учатся познавать эти законы и неизбежность тех бедствий, которые происходят от пренебрежения к ним. Урок, который они не хотели выучить на протяжении жизни на земле, захваченные водоворотом своих собственных похотей и желаний, дается им здесь и будет даваться в следующих жизнях до тех пор, пока зло не будет вырвано с корнем, и человек не поднимется для лучшей жизни. Уроки природы строги, но в конце концов они же и милосердны, потому что ведут к эволюции души и направляют ее к достижению бессмертия.

Loading...Loading...