Краткая биография маяковского. Увлекался Маяковский и киномастерством

Владимир Владимирович Маяковский родился 7(19) июля 1893 года в с. Багдади (ныне с. Маяковски) близ г. Кутаиси, Грузия. Отец – лесничий, Владимир Константинович Маяковский (1857-1906 ), мать – Александра Алексеевна, урожденная Павленко (1867-1954 ).

В 1902-1906 гг . Маяковский учится в Кутаисской гимназии. В 1905 участвует в демонстрациях, в гимназической забастовке. В июля 1906 , после внезапной смерти отца, семья переезжает в Москву. Маяковский поступает в 4-ый класс 5-ой классической гимназии. Знакомится со студентами-большевиками; увлекается марксистской литературой; поручает первые партийные поручения. В 1908 году вступает в партию большевиков. Трижды был арестован – в 1908 и два раза в 1909 ; последний арест в связи с побегом политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Заключение в Бутырской тюрьме. Написанную в тюрьме тетрадь стихов (1909 ), отобранную надзирателями и пока не найденную, Маяковский считал началом литературной работы. Освобожденный по несовершеннолетию из тюрьмы (1910 ), он решает посвятить себя искусству и продолжить учебу. В 1911 году Маяковский принят в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1911 он знакомиться с Д. Бурлюком, организатором группы русских футуристов, сближается с ним в общем чувстве недовольства академической рутиной. В конце декабря 1912 года – поэтический дебют Маяковского: стихи «Ночь» и «Утро» в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (где Маяковский подписал одноименный коллективный манифест кубо-футуристов).

Маяковский идет в атаку на эстетику и поэтику символизма и акмеизма, но в своих исканиях критически осваивает художественный мир таких мастеров, как А. Белый, «вырывается» из «обвораживающих строк» А. Блока, творчество которого для Маяковского – «целая поэтическая эпоха».

В среду кубо-футуристов Маяковский вошел со стремительно нарастающей в нем трагедийно-протестующей темой, по сути, восходящей к гуманистической традиции русской классики, вопреки нигилистическим декларациям футуристов. От урбанистический зарисовок – к катастрофическим прозрениям растет мысль поэта о безумии собственнического мира («Из улицы в улицу», 1912 ; «Адище города», «Нате!», 1913 ). «Я!» - название первой книги Маяковского (1913 ) – явилось синонимом боли и возмущения поэта. За участие в публичных выступлениях Маяковский в 1914 году был исключен из Училища.

Первая мировая война встречена Маяковским противоречиво. Поэт не может не испытывать отвращения к войне («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», 1914 ), но ему некоторое время свойственна иллюзия обновления человечества, искусства через войну. Вскоре Маяковский приходит к осознанию войны как стихии бессмысленного разрушения.

В 1914 году Маяковский впервые встретился с М. Горьким. В 1915-1919 гг. живет в Петрограде. В 1915 году Маяковский знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками. Лилии Брик посвящены многие произведения Маяковского. С новой сил он пишет о любви, которая, чем громаднее, тем несовместимее с жутью войн, насилий и мелочных чувствований (поэма «Флейта-позвоночник», 1915 и др.).

Горький приглашает Маяковского сотрудничать в журнале «Летопись» и газете «Новая жизнь»; помогает поэту в издании второго сборника его стихов «Простое как мычание», вышедшего в издательстве «Парус» (1916 ). Мечта о гармоничном человеке в мире без войн и угнетения нашла своеобразное выражение в поэме Маяковского «Война и мир» (написана в 1915-1916 ; отдельное издание - 1917 ). Писатель создает гигантскую антивоенную панораму; в его воображении развертывается утопическая феерия общечеловеческого счастья.

В 1915-1917 гг. Маяковский отбывает военную службу в Петроградской автошколе. Принимает участие в Февральской революции 1917 года. В августе уходит из «Новой жизни».

Октябрьская революция открыла новые горизонты перед В. Маяковским. Она стала вторым рождением поэта. К первой годовщине Октября была поставлена в Театре музыкальной драмы задуманная еще в августе 1917 пьеса «Мистерия-буфф» (постановка В. Мейерхольда, с которым Маяковского до конца жизни связывали творческие поиски театра, созвучного революции).

Свои новаторские замыслы Маяковский связывает с «левым искусством»; он стремится сплотить футуристов во имя демократизации искусства (выступления в «Газете футуристов», «Приказ по армии искусства», 1918 ; входит в группу коммунистов-футуристов («комфуты»), издававших газету «Искусство коммуны»).

В марте 1919 Маяковский переезжает в Москву, где в октябре началось его сотрудничество с РОСТА. Присущая Маяковскому потребность в массовой агитационной деятельности нашла удовлетворение в художественной и поэтической работе над плакатами «Окна РОСТА».

В 1922-1924 гг . Маяковский совершает первые поездки за границу (Рига, Берлин, Париж и др.). Цикл его очерков о Париже – «Париж. (Записки Людогуся)», «Семидневный смотр французской живописи» и др. (1922-1923 ), запечатлевших художественные симпатии Маяковского (в частности, он отмечает мировое значение П. Пикассо), и стихи («Как работает республика демократическая?», 1922 ; «Германия», 1922-1923 ; «Париж. (Разговорчики с Эйфелевой башней)», 1923 ) явились подступом Маяковского к зарубежной теме.

Переход к мирной жизни осмысливается Маяковским как внутренне значимое событие, заставляющее думать о духовных ценностях будущего человека (неоконченная утопия «Пятый Интернационал», 1922 ). Поэтическим катарсисом становится поэма «Про это» (декабрь 1922 – февраль 1923 ) с ее темой очищения лирического героя, который через фантасмагорию обывательщины проносит неистребимый идеал человеческого и прорывается в будущее. Поэма впервые опубликована в первом номере журнала «ЛЕФ» (1923-1925 ), главным редактором которого становится Маяковский, возглавлявший литературную группировку ЛЕФ (1922-1928 ) и решивший сплотить вокруг журнала «левые силы» (статьи «За что борется Леф?», «В кого вгрызается Леф?», «Кого предостерегает Леф?», 1923 ).

В ноябре 1924 года Маяковский выезжает в Париж (позже он бывал в Париже 1925, 1927, 1928 и 1929 ). Он побывал в Латвии, Германии, Франции, Чехословакии, Америке, Польше. Открывая новые страны, он обогащал собственный поэтический «континент». В лирическом цикле «Париж» (1924-1925 ) лефовская ирония Маяковского побеждена красотой Парижа. Контраст красоты с пустотой, унижением, безжалостной эксплуатацией – обнаженный нерв стихов о Париже («Красавицы», «Парижанка», 1929 , и др.). Образ Парижа несет отблеск «громады-любви» Маяковского («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», 1928 ). В зарубежной теме Маяковского центральным является американский цикл стихов и очерков (1925-1926 ), написанный во время и вскоре после поездки в Америку (Мексика, Куба, США, 2-ая половина 1925 ).

В стихах 1926-1927 гг . и более поздних (вплоть до поэмы «Во весь голос») выявилась на новом этапе позиция Маяковского в искусстве. Высмеивая рапповских вульгаризаторов с их претензией на литературную монополию, Маяковский убеждает пролетарских писателей сплотиться в поэтической работе во имя будущего («Послание пролетарским поэтам», 1926; ранее статья «Леф и МАПП», 1923 ). Весть о самоубийстве С. Есенина (27 декабря 1925 ) обостряет раздумья о судьбе и призвании истинной поэзии, вызывает скорбь о гибели «звонкого» таланта, гнев против гнилого упадничества и бодряческого догматизма («Сергею Есенину», 1926 ).

В конце 1920-х Маяковский вновь обращается к драматургии. Его пьесы «Клоп» (1928 , 1-я пост. – 1929 ) и «Баня» (1929 , 1-я пост. – 1930 ) написаны для театра Мейерхольда. Они сочетают сатирическое изображение действительности 1920-х с развитием излюбленного мотива Маяковского – воскрешения и путешествия в будущее. Мейерхольд очень высоко оценивал сатирический талант Маяковского-драматурга, сравнивая его по мощи иронии с Мольером. Однако критиками пьесы, в особенности «Баня», были восприняты крайне недоброжелательно. И, если в «Клопе» видели, как правило, художественные недостатки, искусственность, то к «Бане» предъявляли претензии идейного характера – говорили о преувеличении опасности бюрократизма, проблемы которого в СССР не существует, и т.д. В газетах появились резкие статьи против Маяковского, даже под заголовком «Долой маяковщину!» В феврале 1930 , выйдя из состава Рефа (Революционный фронт [искусств], группа, образовавшаяся из остатков Лефа), Маяковский вступает в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей), где сразу же подвергается нападкам за «попутничество». В марте 1930 Маяковский организовал ретроспективную выставку «20 лет работы», на которой были представлены все области его деятельности. (Срок в 20 лет отсчитывался, по-видимому, от написания в тюрьме первых стихов.) Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по Лефу/Рефу. Одно из множества обстоятельств: неуспех выставки «20 лет работы»; провал спектакля по пьесе «Баня» в театре Мейерхольда, подготовленный разгромными статьями в прессе; трения с другими членами РАПП; опасность потери голоса, которая сделала бы невозможными публичные выступления; неудачи в личной жизни (любовная лодка разбилась о быт – «Неоконченное», 1930 ), или их стечение, стало причиной того, что 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой. Во многих произведениях («Флейта-позвоночник», «Человек», «Про это») Маяковский касается темы самоубийства лирического героя или его двойника; после его смерти эти темы были соответствующим образом переосмыслены читателями. Вскоре после смерти Маяковского, при активном участии членов РАПП, его творчество оказалось под негласным запретом, его произведения практически не публиковались. Ситуация изменилась в 1936 , когда Сталин в резолюции на письмо Л. Брик с просьбой о содействии в сохранении памяти Маяковского, издании сочинений поэта, организации его музея, назвал Маяковского «лучшим талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Маяковский был практически единственным представителем художественного авангарда начала 20 в., чьи произведения оставались доступны широкой аудитории весь советский период.

Маяковский В.В. - биография Маяковский В.В. - биография

Маяковский Владимир Владимирович (1893 - 1930)
Маяковский В.В.
Биография
Родился 19 июля (по старому стилю - 7 июля) 1893 в селе Багдади недалеко от Кутаисси (Грузия), в семье лесничего. В 1901 - 1906 учился в классической гимназии в Кутаисси. В 1906, после смерти отца, Маяковский вместе с матерью и сестрами переехал в Москву. Учился в пятой гимназии, в 1908 - в подготовительном классе Строгановского училища, в 1911 - 1914 - в фигурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из которого был исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов. В 1908 вступил в РСДРП (б), занялся пропагандой, работал в нелегальной типографии, был трижды арестован. В 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме, впоследствии называя это время началом стихотворной деятельности. 17 ноября 1912 впервые выступил с публичным чтением стихов в Петербургском кафе-кабаре "Бродячая собака". Первая публикация стихов состоялась в 1912, в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу". В 1912 - 1913 было опубликовано около 30 стихотворений. В декабре 1913 в театре "Луна-парк в Петербурге была поставлена трагедия "Владимир Маяковский", где он выступал в качестве режиссера и исполнителя главной роли. В 1913 состоялась первая работа в кино - сценарий фильма "Погоня за славой". В 1912 - 1913 в Петербурге познакомился с Блок и В. Хлебниковым, в 1914 - с Горький Максим , в 1915 - с И.Е. Репиным, с К.И. Чуковским. С 1915 по март 1919 жил в Петрограде.С октября 1915 по октябрь 1917 проходил военную службу чертежником в Петроградской автомобильной школе. После Октябрьской революции работал в Наркомпросе. В ноябре 1918 в зале Театра музыкальной драмы (ныне Большой зал консерватории) была поставлена пьеса Маяковского "Мистерия-буфф" (режиссеры В.Э. Мейерхольд и Маяковский, художник К.С. Малевич). В 1919 вышло в свет первое собрание сочинений "Все сочиненное Владимиром Маяковским".
В марте 1919 переезжает в Москву, где работает в "Окнах РОСТА" (Российского телеграфного агентства) - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года было создано около 1100 "окон"), занимается промышленной и книжной графикой. Совершил множество поездок в США (в течение 3 месяцев в 1925), Германию, Францию, на Кубу. Маяковский возглавлял литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), а позднее - РЕФ (Революционный фронт искусств); в 1923 - 1925 редактировал журнал "ЛЕФ", а в 1927 - 1928 - "Новый ЛЕФ". Придя к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творческому общению советских писателей, в феврале 1930 вступил в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей), что вызвало осуждение со стороны его друзей. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой: ему упорно стали отказывать в выезде за границу, где должна была состояться встреча с той женщиной, с которой поэт намеревался связать свою жизнь. С апреля 1926 Маяковский жил преимущественно в Москве, в Гендриковом переулке (с 1935 - переулок Маяковского; с 1937 в доме находится Библиотека-музей Маяковского), 15/13, вместе с супругами Брик. Здесь бывали А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, С.М. Эйзенштейн, М.Е. Кольцов, И.Э. Бабель, В.Б. Шкловский. 14 апреля 1930 Владимир Маяковский погиб, покончив жизнь самоубийством. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Во время поездки в США, Маяковский вступил в связь с американкой Элли Джонс, от которой у него осталась дочь Патриция, ставшая известной феминисткой, специалистом в области философии, социологии и семейной экономики, автором 15 книг (включая книгу "Маяковский на Манхэттене" (Mayakovsky in Manhattan) и преподавателем нью-йоркского колледжа Леман. Доктор наук Патриция Томпсон, утверждающая, что она унаследовала от отца бунтарский характер, считает себя "Маяковским в юбке". С 1990-х периодических приезжает в Россию.
По сведениям Всесоюзной книжной палаты на 1 января 1973 года общий тираж книг В. Маяковского составлял 74 млн. 525 тыс.; его произведения были переведены на 56 языков народов СССР и на 42 иностранных языка.
Произведения Маяковского-художника: портретные зарисовки, эскизы лубков, театральные работы, плакаты, книжная графика.
Работы в кино: сценарии к фильмам"Погоня за славой" (1913), "Барышня и хулиган" (по произведению "Учительница рабочих" Э. Д’Амичиса, 1918, снимался в главной роли), "Не для денег родившийся" (по "Мартину Идену" Дж. Лондона, 1918, снимался в главной роли), "Закованная фильмой" (1918, снимался в главной роли), "На фронт" (1920, агитфильм), "Дети" ("Трое", 1928), "Декабрюхов и Октябрюхов" (1928), "Слон и спичка" (1926 - 1927, не был поставлен), "Сердце кино" (1926 - 1927, не был поставлен), "Любовь Шкафолюбова" (1926 - 1927, не был поставлен), "Как поживаете?" (1926 - 1927, не был поставлен), "История одного нагана" (1926 - 1927, не был поставлен), "Товарищ Копытко" (1926 - 1927, не был поставлен; отдельные моменты были использовал в пьесе "Баня"), "Позабудь про камин" (1926 - 1927, не был поставлен; сценарий был переработан в комедию "Клоп").
Литературные произведения: стихотворения, поэмы, фельетоны, публицестические статьи, пьесы: "Владимир Маяковский" (1913, трагедия), "Штатская шрапнель" (ноябрь 1914, статья), "Война объявлена" (июль 1914), "Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914), "Облако в штанах"(1915 лирическая поэма), "Флейта-позвоночник" (1916, поэма), "Война и мир" (1916, отдельное издание - 1917, поэма), "Человек"(1916 - 1917, опубликована - 1918, поэма), "Мистерия-Буфф" (1918, 2-й вариант - 1921, пьеса), "Левый марш" (1918), "Хорошее отношение к лошадям" (1918), "150 000 000" (1919 - 1920, 1-е издание без имени автора, 1921, поэма), "Прозаседавшиеся" (1922), "Люблю" (1922), "Про это" (1923), "Владимир Ильич Ленин" (1924, поэма), "Париж" (1924 - 1925, цикл стихов), "Стихи об Америке" (1925 - 1926, цикл стихов), "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926), "Сергею Есенину" (1926), "Хорошо!" (1927, поэма), "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928), "Помпадур" (1928), "Клоп" (1928, поставлена в 1929, пьеса), "Разговор с товарищем Лениным" (1929), "Стихи о советском паспорте" (1929), "Баня" (1929, поставлена в 1930, пьеса), "Во весь голос" (1930, поэма), стихи для детей, "Я сам" (автобиографическая повесть).
__________
Источники информации:
Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Энциклопедия "Москва", Энциклопедия российско-американских отношений, Энциклопедический словарь "Кино")
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Маяковский В.В. - биография" в других словарях:

    Владимир Владимирович (1894 1930) крупнейший поэт пролетарской революции. Р. в с. Багдады Кутаисской губ. в семье лесничего. Учился в кутаисской и московской гимназиях, курса однако не окончил. Психология ребенка складывалась под впечатлением… … Литературная энциклопедия

    Владимир Владимирович (1893 1930), русский поэт. В дореволюционном творчестве эксцентричная исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия Владимир Маяковский, 1914; поэмы Облако в штанах, 1915, Флейта позвоночник,… … Русская история

    Владимир Владимирович (1893 1930) Поэт, реформатор поэтического языка. В представлениях о том, что составляет основу поэтического языка, чем разговорный язык отличается от литературного и как речь переходит в язык, был близок к научным воззрениям … Энциклопедия культурологии

    Маяковский. Я это сделаю с совершенно спокойной совестью. Я за него вполне спокоен. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Источник фамилии великого советского поэта затерялся на географической карте. Родоначальник Маяковского, скорее всего, был выходцем из селения по названию Маяк, или Маяки. Таких в старой России было несколько, больше всего на юге. (Ф). (Источник … Русские фамилии

    Название г. Багдати в 1940 90 … Большой Энциклопедический словарь

    Владимир Владимирович (1893 1930). Русский поэт футурист; известная фигура в мировой литературе. В молодости склонялся к анархизму и был арестован за революционную деятельность. Полностью поддержал Октябрьскую революцию и в значительной степени… … 1000 биографий

    МАЯКОВСКИЙ, название г. Багдати (см. БАГДАТИ) в 1940 90 … Энциклопедический словарь

    I Маяковский Владимир Владимирович , русский советский поэт. Родился в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в Москву (1906). М. учился в… … Большая советская энциклопедия

    МАЯКОВСКИЙ - (Владимир Владимирович (1893 1930) рус. поэт; см. тж ВЛАДИМ, ВЛАДИМИР, ВОВА, ВОЛОДИМИР, ВЭ ВЭ) Детка! / <...> / Не бойся, / что снова, / в измены ненастье, / прильну я к тысячам хорошеньких лиц, / любящие Маяковского! / да ведь это ж… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

1893 , 7(19) июля – родился в селе Багдади, близ Кутаиси (теперь село Маяковски в Грузии), в семье лесничего Владимира Константиновича Маяковского. В Багдади прожил до 1902 года.

1902 – поступает в Кутаисскую гимназию.

1905 – знакомится с подпольной революционной литературой, принимает участие в демонстрациях, митингах, гимназической забастовке.

1906 – смерть отца, переезд семьи в Москву. В августе поступает в четвертый класс Пятой московской гимназии.

1907 – знакомится с марксистской литературой, участвует в социал-демократическом кружке Третьей гимназии. Первые стихи.

1908 – вступает в РСДРП (большевиков). Работает пропагандистом. В марте покидает гимназию. Арестован во время обыска в подпольной типографии Московского комитета РСДРП (большевиков).

1909 – второй и третий (по делу об организации побега тринадцати политических каторжанок из московской Новинской тюрьмы) аресты Маяковского.

1910 , январь – освобожден из-под ареста как несовершеннолетний и отдан под надзор полиции.

1911 – принят в фигурный класс Училища живописи, ваяния и зодчества.

1912 – Д. Бурлюк знакомит Маяковского с футуристами. Осенью выходит первое стихотворение Маяковского "Багровый и белый".
Декабрь. Выход сборника футуристов "Пощечина общественному вкусу" с первыми печатными стихотворениями Маяковского "Ночь" и "Утро".

1913 – выход первого сборника стихов – "Я!"
Весна – знакомство с Н.Асеевым . Постановка трагедии "Владимир Маяковский" в театре "Луна-парк" в Петербурге.

1914 – поездка Маяковского по городам России с лекциями и чтением стихов (Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев). Исключен из Училища живописи, ваяния и зодчества в связи с публичными выступлениями.
Март–апрель – издана трагедия "Владимир Маяковский".

1915 – переезжает в Петроград, который стал его постоянным местом жительства до начала 1919 года. Чтение стихотворения "Вам!" (вызвавшего возмущение у буржуазной публики) в артистическом подвале "Бродячая собака" .
Февраль – начало сотрудничества в журнале "Новый Сатирикон" . 26 февраля напечатано стихотворение "Гимн судье" (под заглавием "Судья").
Вторая половина февраля – выходит альманах "Стрелец" (№ 1) с отрывками из пролога и четвертой части поэмы "Облако в штанах".

1916 – закончена поэма "Война и мир"; третья часть поэмы принята горьковским журналом "Летопись", но запрещена к напечатанию военной цензурой.
Февраль – вышла отдельным изданием поэма "Флейта-позвоночник".

1917 – закончена поэма "Человек". Вышла отдельным изданием поэма "Война и мир".

1918 – вышли отдельным изданием поэмы "Человек" и "Облако в штанах" (второе, бесцензурное издание). Премьера пьесы "Мистерия-Буфф".

1919 – в газете "Искусство коммуны" напечатан "Левый марш". Вышел сборник "Все сочиненное Владимиром Маяковским". Начало работы Маяковского в качестве художника и поэта в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) . Работает без перерыва до февраля 1922 года.

1920 – закончена поэма "150 000 000". Выступление на Первом Всероссийском съезде работников РОСТА.
Июнь–август – живет на даче под Москвой (Пушкино). Написано стихотворение "Необычайное приключение... ".

1922 – написана поэма "Люблю". В "Известиях" напечатано стихотворение "Прозаседавшиеся". Вышел сборник "Маяковский издевается". Поездка в Берлин и Париж.

1923 – закончена поэма "Про это". Вышел № 1 журнала "Леф" под редакцией Маяковского; с его статьями и поэмой "Про это".

1925 – поездка в Берлин и Париж. Поездка на Кубу и в Америку. Выступает с докладами и чтением стихов в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге, Чикаго. В Нью-Йорке вышел журнал "Спартак" (№ 1), посвященный Маяковскому.

1926 – написано стихотворение "Товарищу Нетте – пароходу и человеку".

1927 – выход первого номера журнала "Новый Леф" под редакцией Маяковского, с его передовой статьей.

1929 – премьера пьесы "Клоп".
Февраль–апрель – заграничная поездка: Берлин, Прага, Париж, Ницца.
Премьера пьесы "Клоп" в Ленинграде в филиале Большого драматического театра в присутствии Маяковского.

1930 , 1 февраля – открытие в Московском клубе писателей выставки Маяковского "20 лет работы". Читает вступление к поэме "Во весь голос".
Апрель, 14 – в Москве покончил жизнь самоубийством .

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) – знаменитый советский поэт 20 века, публицист, драматург, художник. Кроме того – талантливый актер кино, режиссер и сценарист.

Родители

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии 7 (19) июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии.

  • Его отец, лесничий Владимир Константинович Маяковский (1857–1906) происходил из запорожских казаков. Знал бесчисленное множество случаев и анекдотов и передавал их на русском, грузинском, армянском, татарском языках, которые знал в совершенстве.
  • Мать поэта Александра Алексеевна Маяковская (1867–1954) – дочь капитана Кубанского пехотного полка Алексея Ивановича Павленко, участника русско-турецкой войны 1877-1878 гг., кавалера Георгиевской медали «За службу и храбрость», а также других воинских наград.
  • Прадед отца Кирилл Маяковский был полковым есаулом Черноморских войск, что дало ему право получить звание дворянина. Впоследствии поэт написал в стихотворении «Нашему юношеству»: «Столбовой отец мой дворянин».
  • По отцовской линии бабушка Ефросинья Осиповна приходилась двоюродной сестрой известному писателю и историку Г.П. Данилевскому.

Дети Маяковского

Во время работы в «Окнах РОСТа» (1920 г.) Владимир Маяковский познакомился с художницей Лилией (Елизаветой) Лавинской. И хотя на тот момент она была замужней барышней, это не помешало ей увлечься статным и харизматичным поэтом. Плодом этих отношений стал их сын, получивший двойное имя Глеб-Никита . Он родился 21 августа 1921 года и в документах был записан под фамилией Антона Лавинского, официального мужа матери. Сам мальчик Глеб-Никита всегда знал, кто его биологический отец. Более того, несмотря на отсутствие отеческого внимания (дети Владимира Маяковского не занимали, он даже их боялся), он глубоко любил поэта и с юных лет читал его стихи.

Сын Маяковского получил двойное имя из-за родительских разногласий в выборе имени для мальчика. Первую часть – Глеб – он получил от отчима, вторую часть – Никита – от матери. Сам Маяковский в воспитании сына участия не принимал, хотя и был частым гостем семьи в первые несколько лет.

Жизнь Никиты-Глеба была не из простых. При живых родителях мальчик до трех лет рос в детдоме. По тем социальным взглядам это было самое подходящее место для воспитания детей и приучения их к коллективу. О родном отце у Глеба-Никиты сохранилось мало воспоминаний. Гораздо позже он расскажет своей младшей дочери Елизавете об одной особенной их встрече, когда Маяковский взял его к себе на плечи, вышел на балкон и читал ему свои стихи.

Сын Маяковского обладал тонким художественным вкусом и абсолютным музыкальным слухом. В 20 лет Глеб-Никита был призван на фронт. Всю Великую Отечественную войну он прошел обычным солдатом. Тогда же впервые женился.

Американская дочь

В середине 1920-х годов в отношениях между Маяковским и Лилией Брик произошел коренной перелом, да и сама политическая обстановка в России тогда для поэта-революционера была сложной. Это стало поводом для его поездки в США, где он активно гастролировал, навещал друга Давида Бурлюка. Там же он и познакомился с русской эмигранткой Элли Джонс (настоящее имя – Елизавета Зиберт). Она была надежным товарищем, очаровательной спутницей и переводчицей для него в чужой стране.

Этот роман стал весьма знаменательным для поэта. Он даже всерьез хотел жениться, создать спокойную семейную гавань. Однако старая любовь (Лилия Брик) его не отпускала, все порывы быстро остыли. А 15 июня 1926 года Элли Джонс родила от поэта дочь – Патрисию Томпсон .

При рождении девочка получила имя Хелен-Патрисия Джонс. Фамилия досталась от мужа эмигрантки-матери Джорджа Джонса. Это было необходимо, чтобы ребенок мог считаться законнорожденным и остаться в США. Кроме того, тайна рождения уберегла девочку. Возможные дети Маяковского тогда могли попасть под преследования со стороны НКВД и самой Лилии Брик.

Детство

С четырех лет Володя любил, чтобы ему читали, особенно стихи. И мать читала ему Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. А когда она не могла откликнуться на его просьбу, плакал. То, что ему нравилось, легко запоминал и потом выразительно декламировал наизусть. Когда подрос, стал залезать в пустые чури (большие глиняные кувшины для вина) и читал стихи оттуда. Кувшины резонировали и голос звучал громко, гулко.

В 1898 году к своему дню рождения, которое совпадало с днем рождения отца, выучил стихотворение Лермонтова «Спор» и выступил перед многочисленными гостями. К этому времени относится и его первый экспромт, связанный с приобретением фотоаппарата: «Мама рада, папа рад, Что купили аппарат.»

В шестилетнем возрасте Маяковский выучился сам, без помощи взрослых, читать. Первая книга «Птичница Агафья» детской писательницы Клавдии Лукашевич не понравилась. «К счастью, вторая – «Дон-Кихот». Вот это книга! Сделал деревянный меч и латы, разил окружающее» (В. Маяковский. «Я сам»). Обычно мальчик брал книгу, набивал карманы фруктами, захватывал чего-нибудь своим друзьям-собакам и уходил в сад. Там ложился на живот под деревом, и две-три собаки любовно сторожили его. И так долго читал.

Володя Маяковский — ученик 1-го класса

Веселым играм и широкому простору детской фантазии способствовало то, что дом Ананова, в который переехала семья Маяковских осенью 1899 года, располагался на месте старинной грузинской крепости. К багдадскому периоду относятся и первые художественно-изобразительные впечатления поэта. Летом к Маяковским приезжало много гостей, в том числе молодежи. Среди приезжавших был и студент Петербургского университета Б.П. Глушковский, сын Юлии Феликсовны Глушковской, кутаисской знакомой Маяковских, занимавшийся также в школе «поощрения искусств». Будущий поэт наблюдал, как тот набрасывал в альбом фигуру главного героя пушкинского «Евгения Онегина». В 1900 году, когда Володе исполнилось семь лет, Александра Алексеевна повезла его в город Кутаис, чтобы готовить к поступлению в гимназию. Мать и сын поселились в доме Юлия Феликсовна Глушковской, которая стала давать Володе уроки.

А уже в 1902 году Маяковский сдал экзамены в старший приготовительный класс Кутаисской классической гимназии, и осенью начал в ней учиться. В это время старшая сестра готовилась к поступлению в московское Строгановское училище и брала уроки рисования у художника С.П. Краснухи, окончившего Петербургскую академию художеств. Она показала ему рисунки брата, и тот стал заниматься с Маяковским бесплатно.

В 1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву. Маяковский учился в московской гимназии. Общался со студентами-большевиками, вступил в партию, кооптировался в состав Московского комитета РСДРП(б) (1908). Трижды подвергался арестам. А в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает «делать социалистическое искусство»: «Я прервал партийную работу. Я сел учиться».

Начало творческого пути

В 1911, после нескольких попыток поступить в какое-либо художественное учебное заведение, Маяковский становится учащимся Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка, одного из лидеров группы футуристов «Гилея», Маяковский знакомится с миром московского литературно-художественного авангарда. Бурлюк, которого Маяковский познакомил со своими стихами, высоко оценил их и рекомендовал продолжить занятия поэзией. С конца 1912 – начала 1923 Маяковский принимает участие в художественных выставках современного искусства, выступает с чтением своих стихов, участвует в публичных выступлениях совместно с Бурлюком и другими членами группы «Гилея». Первые публикации Маяковского (стихотворения Ночь, Утро) появились в конце 1912 именно в издании «Гилеи».

Маяковский также участвовал в написании одноименного манифеста, из которого взято часто цитировавшееся художественными противниками футуристов положение – «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с Парохода современности». Авторы многочисленных мемуаров подчеркивают любовь Маяковского к классике, блестящее знание поэзии Пушкина и т.п., пытаясь уравновесить декларации такого рода. Они были типичны для многих левых течений в искусстве начала 20 в. В мае 1913 был напечатан литографским способом в количестве 300 экземпляров первый сборник Маяковского с иллюстрациями автора и его товарищей по Школе живописи.

Особенности поэзии

В первых стихах образность Маяковского достаточно традиционна по сравнению с другими футуристами, и в них постепенно появляются общие для группы кубофутуристов антиэстетизм, обращение к шокирующим темам и, наряду с ними, черты своеобразия: урбанистическая образность; динамизм и резкая смена интонаций; широкое использование мотивов, источником которых являлось изобразительное искусство, в первую очередь – модернистская живопись. Несколько позднее появляются черты, сохранившиеся в поэзии Маяковского и в 1920-е: общее для большинства футуристов использование окказионализмов (слов, связанных с определенным случаем, поводом, и не зарегистрированных как языковая норма) и употребление составной рифмы.

Несколько примеров окказионализмов Маяковского:

  • Желтоглазина (от желтоглазый)
  • Капиталовый (от капитал)
  • Солнцелицый (солнце, лицо)
  • Довидеться (довелось видеть)
  • Созвеньенный (от звено)
  • Склянь (от стеклянный)
  • Крыластый (от крыло)

Маяковский, вместе с Бурлюком, В.Каменским и другими членами группы кубофутуристов активно участвует в «футуристических турне» по России – коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов. В выступлениях были сильны элементы театрализации, эпатажа (вызывающая манера поведения, необычные одежда, грим). В появлявшихся впоследствии положительных отзывах Маяковский рассматривался вне контекста группы футуристов.

В 1914 в петербургском театре «Луна-парк» была поставлена, при участии автора, трагедия Маяковского «Владимир Маяковский», в которой поэт исполнил главную роль – поэта Владимира Маяковского. По воспоминаниям Чуковского, «пьеса должна была иметь другое название, но цензор, которому Маяковский сдал пьесу, еще не придумав заглавие, принял за него имя автора и в последствии не разрешил его поменять, но поэта это только обрадовало». Первоначальные названия трагедии – Железная дорога, Восстание вещей; мотив бунта вещей связывает ее с поэтикой других русских футуристов (Хлебников). Аллегорические персонажи пьесы (Старик с черными сухими кошками, Человек без глаза и ноги, Человек без головы и т.д.) также сопоставимы с персонажами пьес Хлебникова. Пьеса в стихах мало приспособлена для сценической постановки. Ее первое издание развивает традиции футуристической книги в области игры со шрифтами различного начертания и размера.

Путешествия и общественная деятельность

В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические. В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.

Октябрьскую революцию великий поэт встретил в штабе восстания в Смольном. Он сразу же стал сотрудничать с новой властью и участвовал в первых собраниях деятелей культуры. Отметим, что Маяковский возглавлял отряд солдат, который арестовал генерала П. Секретева, руководившего автомобильной школой, хотя ранее из его рук получил медаль «За усердие». 1917 – 1918 годы были отмечены выходом нескольких произведений Маяковского, посвящённых революционным событиям (например, «Ода революции», «Наш марш»). На первую годовщину революции была презентована пьеса «Мистерия-буфф».

Увлекался Маяковский и киномастерством. В 1919 году в свет вышло три киноленты, в которых Владимир выступил актёром, сценаристом и режиссёром. Тогда же поэт начал сотрудничать с РОСТА и трудился над агитационно-сатирическими плакатами. Параллельно Маяковский работал в газете «Искусство коммуны».

На это время приходится создание нескольких ярких и запоминающихся произведений гениального поэта: «Про это» (1923 год), «Севастополь – Ялта» (1924 год), «Владимир Ильич Ленин» (1924 год). Подчеркнём, что во время чтения последней поэмы в Большом театре присутствовал сам И. Сталин. Не менее важным и насыщенным был для Маяковского период частых путешествий. В течение 1922 – 1924 годов он посетил Францию, Латвию и Германию, которым посвятил несколько произведений. В 1925 году Владимир отправился в Америку, побывав в Мехико, Гаване и многих городах США. Начало 20-х годов было отмечено бурной полемикой между Владимиром Маяковским и Сергеем Есениным. Последний на то время примкнул к имажистам – непримиримым противникам футуристов. Кроме того, Маяковский являлся поэтом революции и города, а Есенин в своём творчестве превозносил деревню.

В течение 1926-1927 годов Маяковский создал 9 киносценариев. Кроме того, в 1927 году поэт возобновил деятельность журнала ЛЕФ. Но спустя год он покинул журнал и соответствующую организацию, окончательно разочаровавшись в них. В 1929 году Владимир основывает группу «РЕФ», но в следующем году выходит из неё и становится членом «РАПП». Под конец 20-х годов Маяковский снова обращается к драматургии. Он готовит две пьесы: «Клоп» (1928 год) и «Баня» (1929 год), предназначенные специально для театральной сцены Мейерхольда. В них продумано сочетается сатирическая подача действительности 20-х годов со взглядом в будущее.

Мейерхольд сравнивал талант Маяковского с гениальностью Мольера, но критики встретили его новые работы разгромными комментариями. В «Клопе» они отыскали лишь художественные недостатки, однако к «Бане» выдвигались даже обвинения идейного характера. Во многих газетах были размещены крайне оскорбительные статьи, а некоторые из них имели заголовки «Долой маяковщину!»

Лилия Брик

Брик была старше Маяковского на два года, и эта, пускай формальная, разница ощущалась заметно: в их отношениях вела именно она, поэт же играл роль ведомого, подчиняющегося. Брик и Маяковский познакомились летом 1915-го, будущая муза поэта на тот момент уже три года была замужем за Осипом Бриком. Лиля «украла» Маяковского у своей сестры Эльзы, с которой тогда тот встречался. Собственно, именно Эльза привела Маяковского в петербургскую квартиру Бриков на улице Жуковского. Поэт читал свежайшую поэму «Облако в штанах», снискал восторженный прием, был очарован хозяйкой, чувство оказалось взаимным. Осип помог издать «Облако», все трое сдружились, и Маяковский, не желая расставаться с новым увлечением, задержался в Петрограде. Постепенно дом Бриков превратился в модный литературный салон, а вскоре между поэтом и новой музой начался роман, который был спокойно воспринят мужем Лили.

«Эльзочка, не делай такие страшные глаза. Я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен», - эти слова, поразившие Эльзу до глубины души, оказались правдой. В 1918 году Брики и Маяковский стали жить втроем, весной следующего года перебрались в Москву, где совершенно не скрывали своих прогрессивных отношений. Лиля вместе с поэтом трудилась в «Окнах РОСТА», Осип работал в ЧК.

Любовь Маяковского к Брик (которой он посвящал все свои поэмы) была эмоциональной, по складу характера он нуждался в постоянных встрясках, что все чаще утомляло Лилю. Регулярные сцены, уходы-возвращения, - отношения в паре не были безоблачными. Брик позволяла себе пренебрежительно отзываться о Маяковском, называя его скучным, и в итоге перестала хранить ему верность. Это, впрочем, не мешало Лиле держать поэта на коротком поводке, следя за тем, чтобы Маяковский никуда от нее не ушел. В завещании тот указал Брик как одну из наследниц, и ей досталась половина прав на его сочинения.

Вероника Полонская

Последнее сильное увлечение Маяковского, актриса театра МХАТ Вероника Полонская, была младше поэта на 15 лет. Полонская, замужняя женщина (ее супругом был актер Михаил Яншин), с трудом выносила сцены, которые ей устраивал Маяковский. Тот требовал, чтобы Вероника ушла от мужа, приходил в ярость, не получая желаемого. Отношения постоянно пребывали в стадии разрыва, в итоге все кончилось 14 апреля 1930 года, когда поэт покончил с собой.

Смерть и наследие

Роковой 1930 год начался для величайшего поэта с многочисленных обвинений коллег. Маяковскому заявили, что он не является истинным «пролетарским писателем», а всего лишь «попутчик». Но, несмотря на критику, весной того года Владимир решил подвести итоги своей деятельности, для чего организовал выставку под названием «20 лет работы». Выставка отображала все многогранные достижения Маяковского, но принесла сплошные разочарования. Её не посетили ни бывшие коллеги поэта по ЛЕФу, ни высшее партийное руководство. Это был жестокий удар, после которого в душе поэта осталась глубокая рана.

В литературных кругах циркулировали разговоры о том, что Маяковский исписался. Поэту отказали в визе для заграничной поездки. За два дня до самоубийства, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много хамских выкриков с мест. Поэта повсюду преследовали ссоры и скандалы. Его душевное состояние становилось всё более тревожным и угнетающим.

С весны 1919 года Маяковский, несмотря на то, что постоянно жил с Бриками, располагал для работы маленькой комнатой-лодочкой на четвёртом этаже в коммунальной квартире на Лубянке. В этой комнате и произошло самоубийство.

Утром 14 апреля у Маяковского было назначено свидание с Вероникой (Норой) Полонской. С Полонской поэт встречался уже второй год, настаивал на её разводе и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда вместе с Норой собирался переехать жить. В 1990-м году 82-летняя Полонская в интервью журналу «Советский экран» вспоминала:

«Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,– сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»

Предсмертное письмо, заготовленное двумя днями ранее, внятное и подробное (что, по мнению исследователей, исключает версию о спонтанности выстрела), начинается словами: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…». Поэт называет Лилю Брик (а также Веронику Полонскую), мать и сестёр членами своей семьи и просит все стихи и архивы передать Брикам. На похороны Брики успели прибыть, срочно прервав европейское турне; Полонская же, напротив, не решилась присутствовать, поскольку мать и сёстры Маяковского считали её виновницей гибели поэта. Три дня при нескончаемом людском потоке прощание шло в Доме писателей. К Донскому кладбищу поэта в железном гробу под пение «Интернационала» провожали десятки тысяч поклонников его таланта.

Поэт был кремирован в открытом тремя годами ранее первом московском крематории близ Донского монастыря. Мозг был изъят для исследований Институтом мозга. Первоначально прах находился там же, в колумбарии Нового Донского кладбища, но в результате настойчивых действий Лилии Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского 22 мая 1952 года была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.

  • Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и ее мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. У Лили и Владимира начался бурный роман, и ее муж фактически уступил ее другу.
  • Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что кроме дочери Патриции, у Маяковского есть еще и сын от связи с художницей Лилей Лавинской – Глеб-Никита, советский скульптор.
  • После смерти отца от заражения крови (он укололся, сшивая бумаги), Маяковского всю жизнь преследовала фобия умереть от инфекции.
  • Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка», вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.
  • После чтения Маяковским в Большом театре поэмы о Ленине, зал аплодировал 20 минут, на этом постановке присутствовал Сталин.
  • Маяковский стоял у истоков советской рекламы, за рекламную деятельность поэт подвергался критике со стороны некоторых современников.

Видео

Источники

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Маяковский,_Владимир_Владимирович http://v-mayakovsky.com/biography.html

Маяковский, Владимир Владимирович – русский поэт, драматург (19.7. 1893, с. Багдади близ г. Кутаиси – 14.4.1930, Москва). Отец – из обедневших дворян – был лесничим на Кавказе. С 1906 Маяковский жил в Москве, некоторое время занимался революционной деятельностью: уже в 1908 он вступил в РСДРП, в 1908-1909 трижды арестовывался. С 1911 он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ранние стихи опубликовал в 1912 в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу». Маяковский принадлежал к группе кубофутуристов, для которой были характерны вызывающее отрицание всего прежнего искусства и поиски новых, небуржуазных форм. Первый сборник стихов Маяковского – Я (1913), первая поэма – Облако в штанах (1915).

Владимир Маяковский - Я поэт... Документальный фильм

С 1915 по 1930 у Маяковского была в Москве общая квартира с супругами Лилей и Осипом Бриками. С Лилей его связывала большая любовь, а Осип (бывший в годы Гражданской войны работником ЧК ) открыто попустительствовал роману своей жены с известным литератором, который материально содержал всех троих. Восторженно приняв большевицкую революцию , Маяковский видел в футуристах авангард коммунистической культуры, рассматривая себя как «барабанщика новой жизни». В декламационных стихах, например, Левый марш (1918), он обращается к широким массам. Мистерия-буфф (1918, 2-е изд. – 1921) – аллегорическое театральное произведение о революционных событиях, которое Мейерхольд поставил в Петрограде.

В 1919 Маяковский начал сотрудничать в центральном советском агентстве печати – РОСТА и написал очень много текстов для плакатов и агитационных стихов на тему текущих событий. Наряду с этим возникали более крупные политико-пропагандистские произведения Маяковского, поэмы 150 000 000 (1920) и Владимир Ильич Ленин (1924), которые оттеснили личную лирическую тему (например – Люблю , 1922) на второй план.

В 1923-25 Маяковский возглавлял журнал футуристов «ЛЕФ ». В 1927 году он восстановил этот журнал под названием «Новый ЛЕФ», но через год ушёл из него. Выступая со своими стихами, Маяковский много ездил по стране, а с 1922 девять раз был за границей (Латвия, Германия, Франция, США, Чехословакия, Польша). Постепенное упрочение новой системы, требовавшей грубо-прямолинейного «пролетарского искусства» и враждебной всяческим художественным экспериментам, повело к росту нападок на Маяковского, в особенности со стороны РАПП . В комедиях Клоп (1928) и Баня (1929) сатира Маяковского направлена против отказа от революционных идеалов и мещанства советских руководящих работников.

В процессе перехода страны к сталинскому режиму Маяковский в 1930 сам вступил в РАПП, что его друзья восприняли как предательство. Однако функционеры РАПП продолжали бороться с ним как с чужеродным элементом. Комедия Баня , также поставленная в театре Мейерхольдом, была снята с репертуара, Маяковскому было отказано в заграничной визе, его выставка «20 лет работы» подверглась бойкоту. Потрясенный также несчастной любовью в Париже к эмигрантке Татьяне Яковлевой, Маяковский покончил с собой.

Осип Брик написал более 200 статей, борясь за восстановление поэтической репутации Маяковского. После письма супругов Брик Сталину официальные оценки поэта внезапно переменились: Сталин заявил в 1935, что Маяковский «был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Несмотря на это, критические произведения Маяковского, особенно Клоп и Баня , не получали хода до самой смерти Сталина. Почти вся переписка и некоторые произведения из архива Маяковского оказались недоступными для советских читателей и исследователей, так что даже объективную картину его творчества им было невозможно составить. В советской серии «Литературное наследство» появились в 1958 некоторые материалы, расширяющие и исправляющие эту картину (например, часть переписки с Лилей Брик). Б. Янгфельдт полностью опубликовал эту переписку Маяковского с Брик в 1982 в Швеции.

Маяковский. Последняя любовь, последний выстрел

Маяковский обладал большим поэтическим и драматургическим талантом; под влиянием футуризма он стремился к новому искусству, освобожденному от «старых традиций» и побеждающему их. Эта творческая тяга и сближала его с большевиками.

В декламационных стихах Маяковского сплавились его собственные устремления и политические установки, граничащий с жаргоном разговорный язык и риторический пафос, лирическая тонкость и поэтический журнализм, одиночество, страстная тоска, внутренняя разорванность и безграничный эгоцентризм, выражающийся в стремлении быть вожаком, в самовосхвалении, презирающем смирение.

Нововведения в русском стихе: использование верлибра, ритмика которого держится только на ударениях, что подчеркивается расположением стиха лесенкой, ориентирующей на произнесение вслух; эллиптический синтаксис; большая свобода в рифмовке, часто ограничивающейся ассонансом, – утвердились благодаря Маяковскому.

Нереалистические элементы вызывающего образного языка Маяковского находят параллель и в его пьесах – в псевдобиблейской символике сцен Мистерии-буфф , изображающих гибель капитализма и коммунистический рай, а также в сатирических преувеличениях при показе современности в комедиях Клоп и Баня . Маяковский характеризовал свой стиль как тенденциозный реализм. Он жаждал вторгаться своим более силовым, чем глубоким творчеством в действительность. Когда эта возможность была у него отнята, он ушел из жизни.

Loading...Loading...