Образец психологической характеристики в кадетское училище

#СВУ #образование #психология

В настоящее время, в условиях кардинальных социально-экономических преобразований в стране, затронувших в полной мере и правоохранительную систему, с особой остротой встал вопрос о повышении эффективности деятельности органов внутренних дел. В результате, следует уделять все более пристальное внимание профессиональной подготовке сотрудников в образовательных учреждениях МВД.

При этом особое место среди образовательных учреждений МВД занимают суворовские училища ввиду возрастного состава учащихся. Это связано с тем, что юношеский возраст характеризуется кризисностью, которая усугубляется для курсантов особенностями их жизненной ситуации и деятельности; наличием пубертатного криза или постпубертатного периода (Березанцев А.Ю., Булыгина В.Г., 2006; Бохан Н.А., 2010; Говорин Н.В. и др., 2013; Вандыш-Бубко В.В., Пивоварова П.А., 2014). Поэтому психические расстройства у [учеников ]* суворовских училищ развиваются чаще всего на начальных этапах обучения и представлены преимущественно невротическими расстройствами (Баурова Н.Н., Костюк Г.П., 2010), присутствуют и преневротические состояния.

Особое предрасполагающее влияние на возникновение невротических расстройств у кандидатов в военно-учебные заведения и [учащихся ] оказывают скрытые и явные акцентуации характера, отдельные признаки нервно-психической неустойчивости или личностно-аномальные расстройства в стадии компенсации (Пятибрат А.О., 2003; Гудова Т.Г., 2004; Солодков А.С. и др., 2015). В этой связи необходимо совершенствовать существующую систему выявления и учета лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости на военно-врачебных комиссиях и в ведомственных учебных заведениях, проводить среди курсантов психопрофилактические и восстановительные мероприятия (Сартаков П.Г. и др., 2013). При этом каждый регион Российской Федерации имеет свои особенности формирования психической патологии, отличается также и структура невротических расстройств, аддиктивного поведения и факторная обусловленность их развития.

Цель настоящей работы: изучение некоторых социально-демографических и психологических характеристик курсантов суворовского училища. Материал и методы исследования. Работа осуществлялась на базе Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Забайкальскому краю». Были проанализированы сплошным методом акты медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссии и протоколы комплексного психофизиологического обследования Центра психофизиологической диагностики кандидатов в курсанты Читинского суворовского военного училища МВД России. Для проведения исследования была разработана карта, которая включала социально-демографический блок, а также специальную часть, в которой отражались результаты психологического обследования: умственная работоспособность, характеристики памяти, внимания, эмоциональная устойчивость, способность к обобщению и анализу информации, способность к пространственному мышлению, гибкость мыслительных процессов, отсутствие эмоциональной деструкции. Общий уровень интеллектуальных способностей оценивался при помощи методики КОТ (Бузина В.Н., Вандерлик Э.Ф.).

Основную группу составили [ученики ] в количестве 103 человек, которые закончили свое обучение в 2014-2016 гг., соответственно проходили обследование в 2012-2014 гг. Группу контроля образовали 386 подростков - кандидатов в [суворовцы ], которые также проходили обследование в этот период времени, но не поступили в суворовское училище. Все включенные в исследование были мужского пола в возрасте 14-15 лет. Городскими жителями были 58,3 % основной группы и 58,5 % контрольной. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием пакета анализа Microsoft Excel. Она включала описание выборки, нахождение средней арифметической, среднеквадратического отклонения и ошибки средней арифметической, определялись частоты встречаемости признаков, группировка данных. Достоверность различий определялась по t критерию Стьюдента. Результаты и их обсуждение. Установлено, что 91,3 % [суворовцев ] воспитывались в полной семье, среди кандидатов этот показатель составил 84,1 % (t=2,15; р < 0,05). Наследственность закончивших обучение психопатологически не была отягощена, в контрольной группе она была отягощена алкоголизмом одного из родителей в 2,9 % случаев. Успеваемость в учебе в школе высокая и средняя была у 97,1 % выпускников суворовского училища и у 91,5 % кандидатов в [суворовцы ] (t=3,94; р < 0,001). Спортом занимались 37,9 % представителей основной группы и 45,6 % контрольной (t=3,02; р < 0,01). Среди [суворовцев ] перед поступлением ни один человек не курил, 6,7 % пробовали; у кандидатов 2,1 % являлись курящими и еще 11,9 % пробовали курить (t=4,12; р < 0,001). Алкогольные напитки пробовали 4,8 % обследованных первой группы и 7,0 % во второй. Среди кандидатов 1 человек пробовал курить производные конопли и еще 1 - пробовал вдыхать пары бензина. Мотив поступления в суворовское училище не могли указать 1,9 % [учеников ] и 5,2 % кандидатов в [суворовцы ], на желание родителей указали в этих группах 4,8 % и 8,8 % соответственно (t=2,41; р < 0,02).

При психологическом обследовании устойчивое внимание продемонстрировали 92,2 % [суворовцев ] и 81,8 % кандидатов (t=3,16; р < 0,01); низкую оперативную память - 22,3 % и 36,5 % соответственно (t=2,97; р < 0,01); отличную и хорошую смысловую память - 90,3 % и 71,5 % соответственно (t=5,06; р < 0,001). При изучении способности к обобщению и анализу информации, подростки основной группы набрали в среднем 10,10±0,31 баллов, контрольной - 8,78±0,18 баллов (t=3,68; р < 0,001); при изучении способности к пространственному мышлению: 1,56±0,09 и 1,23±0,05 баллов соответственно (t=3,21; р < 0,01); при изучении гибкости мыслительных процессов: 2,52±0,15 и 1,82±0,07 балла соответственно (t=4,23; р < 0,001). По методике «отсутствие эмоциональной деструкции» представитель первой группы набрали 1,51±0,15 баллов, представители второй - 1,09±0,06 баллов (t=2,60; р < 0,01). Высокую и хорошую эмоциональную устойчивость имели 52,5 % зачисленных в [суворовцы ] и только 25,9 % кандидатов (t=4,92; р < 0,001); удовлетворительную - 14,5 % и 8,8 % соответственно, низкую - 33,0 % и 59,6 % соответственно (t=5,05; р < 0,001). Согласно методике КОТ, уровень общих интеллектуальных способностей [учеников ] суворовского училища при поступлении составил: очень низкий - 2,9 %, низкий - 14,6 %, ниже среднего - 18,5 %, средний - 39,6 %, выше среднего - 11,7 %, высокий - 4,9 %, очень высокий - 7,8 %. Аналогичные показатели в контрольной группе составили 17,1 % (t=5,53; р < 0,001), 20,9 %, 20,9 %, 25,2 % (t=2,70; р < 0,01), 7,6 %, 3,5 %, 4,9 % соответственно. В результате, средний набранный балл по методике КОТ в данных группах был равен 16,69±0,57 и 13,88±0,31 соответственно (t=4,92; р < 0,001). В результате, в группу внимания попали 9,7 % [суворовцев ] и 42,9 % кандидатов в [суворовцы ] (t=8,61; р < 0,001). Первая степень рекомендованности в суворовское училище в основной группе составила 1,9 %, в контрольной - 0,5 %; вторая - 93,3 % и 79,8 % соответственно (t=4,22; р < 0,001); третья - 4,8 % и 17,3 % соответственно (t=4,38; р < 0,001); еще 2,4 % контрольной группы были не рекомендованы после психологического обследования.

Заключение.

Таким образом, проведенное исследование наглядно продемонстрировало, что поступившие и закончившие суворовское училище [ученики ], в отличие от не поступивших кандидатов, происходили чаще из полных благополучных семей, имели более высокую успеваемость в школе, не потребляли психоактивных веществ, характеризовались изначально более высокими показателями интеллектуально-мнестической деятельности и эмоциональной устойчивости. Этот факт еще раз подчеркивает эффективность отбора военно-врачебной комиссией и значимость комплексного психофизиологического обследования кандидатов в курсанты суворовских военных училищ ввиду серьезных требований к личному составу служащих и повышения сложности стоящих перед ним задач.

Воронина Ю.С., Стец В.А., Сахаров А.В.Воронина Ю.С., Стец В.А., Сахаров А.В.

Примечание :
* [ ___ ] - В квадратных скобках курсивом администратором сайт сделаны изменения и приведены понятия. соответствующие реально принятой военной терминологии. Учащиеся в суворовских военных училищах не являются военнослужащими и не являются курсантами, а относятся к категории учеников, потому что получают среднее образование по программе обычной образовательной школы. Курсант - военнослужащий, проходящий подготовку в военном училище, военной академии, военном университете, военном институте или в учебной воинской части.

Характеристика — документ, отображающий личные качества ребенка, особенности его характера, стиль поведения, отношение к учебе и обществу. При переводе ученика в другую школу либо поступления в лицей, гимназию данный документ требуется для быстрой и безболезненной адаптации учащегося в условиях нового коллектива. Принимая нового ребенка в класс, учитель имеет возможность заочного знакомства с ним по педагогической характеристике из старой школы. А потому этот документ должен быть правильно подготовлен, отображать основные особенности личности ребенка, его привычки, темперамент, отношения в семье и детском коллективе и другое.

Характеристика на ученика при переводе в другую школу готовится классным руководителем, наблюдающим за ним на протяжении последних лет. Составляется документ в одном экземпляре и передается вместе с личным делом в другое учебное заведение. Форма написания — произвольная. Характеристика подписывается классным руководителем и директором и визируется печатью.

Объем характеристики не определен, главное — содержание: информация должна быть максимально точная и правдивая. В основном, стараются вместить данные на одном листе формата А4.

Примерный шаблон характеристики на ученика при переводе в другую школу

  • Личные данные ребенка. ФИО, дата рождения, класс, школа.
  • Учеба. Отношение (сознательное, с интересом к определенным предметам, часто отвлекается, преуспевает, отстает по программе).
  • Поведение (активный, подвижный, имеет замкнутый характер, неусидчив, нервный, импульсивный).
  • Общественная активность (имеет поручения, отличился в конкурсах, олимпиадах, имеет организаторские способности, пассивен).
  • Отношения со сверстниками (дружеские, пользуется авторитетом, явных друзей не имеет).
  • Семья. Ее участие в школьной жизни (полная-неполная, родители активно участвует в воспитании, в жизни класса и школы, имеют доверительные отношения, безучастны, уделяют мало внимания).

Психологическая характеристика ученика 4-а класса

……………. Дмитрия,

проживающего по адресу …………………………..

Дмитрий обучается в МБОУ ……………………. со 2 класса.

Физическое развитие соответствует возрастной норме. Утомляется после длительной нагрузки. Отмечается адекватная смена настроения: стабилен в проявлении настроения, процессы возбуждения и торможения уравновешены.

В 2-4 классах успевает на отлично. Занимается дополнительно английским языком. Посещает секцию карате.

Интересы Димы направлены на учебную деятельность и достижения в области спорта. Имеет высокий уровень учебной мотивации. В классе выполняет общественное поручение физорга, к его выполнению относится добросовестно и ответственно. Активно участвует в общественных делах класса и школы. Участвует во внеклассной жизни школы. Трудолюбив, охотно берется за любую работу, старается выполнить ее хорошо и в назначенный срок. Вежлив, тактичен со старшими и одноклассниками, часто помогает одноклассникам в разрешении возникающих конфликтов.

Скромен, не выставляет на показ своих достоинств, но делится своими достижениями с одноклассниками и друзьями. Уверен в себе и своих силах, может обратиться за помощью в случае необходимости. Имеет низкий уровень тревожности. Адекватно относится к критике в свой адрес, правильно на нее реагирует.

Может принять ответственное решение. Умеет справляться со своими эмоциями. Уверенный в себе, спокойный, стабильный, умеет держать себя в руках, интересы носят постоянный характер. Не склонен к риску. Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов. Общителен, доброжелателен. Пользуется авторитетом в классном коллективе, занимает место лидера. Большинство одноклассников считаются с его мнением, доверяют, симпатизируют.

Имеет высокий уровень развития внимания, при длительном выполнении задания появляется утомляемость и уровень внимания снижается. Достаточно внимательно слушает учителя на уроке, отвлекается редко. У Димы лучше развита зрительная память, слуховая развита достаточно. При заучивании опирается не только на механическую память, но и на логическую. Высокая степень сформированности интеллектуальных функций. Преобладает словесно-логическое мышление. Достаточно быстро понимает учебный материал, быстрее многих решает задачи. Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни. Обычно спокоен, эмоциональные вспышки редки, эмоционально уравновешен. Проявляет живую эмоциональную адекватную реакцию на события.

По данным проориентационной диагностики Дима имеет разносторонние склонности, но наибольший интерес у него вызывает деятельность связанная с математико-техническим направлением, физической культурой и естествознанием.

Педагог- психолог Н.Д.Юнацкая

Принимайте участие!

Среди задач с параметрами входящих в профильный ЕГЭ по математике можно выделить особый класс заданий, решить которые стандартными школьными приемами практически невозможно. Зачастую функции в левой и правой частях уравнения имеют принципиально разную природу, что не позволяет использовать аналитический подход. А сложный вид этих выражений делает проблематичным построение графиков. Выходом в данной ситуации может стать минимаксный метод решения задач с параметрами, который опирается на использование монотонности и ограниченности функций.

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Читайте новые статьи

Loading...Loading...