Презентация на тему древнерусская школа. История развития образования. Школы Древней Руси В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988 г.) князь. Корень учения горек, да плод его сладок

«Школы на Руси» - Наказания в школах. Что нужно для урока? В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда». Как учились на Руси. Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Чему учили в школах? В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие. Зачем на Руси стали нужны школы? Когда появились первые школы?

«Дольмен» - Диаметр отверстий от 32 до 43 см. Г) дольмены – монолиты – полностью, вместе с крышей, высечены в скале. Легенда о происхождении дольменов. План урока: Отверстия закрывались пробками (втулками). Дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 до 1400 г. до н.э. Отверстия и пробки. Камеру любой формы и размера;

«Русская национальная кухня» - Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли супы. Древнерусская кухня IX-XVI вв.2. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Петербургская кухня конец XVIII в.-60-е годы XIX в. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 3.

«Русские обычаи» - Русский обычай при встрече дорогих гостей. 11. Как называется праздник проводов русской зимы? Весной. Молодые невестки принимали у себя родных. Назовите авторов славянской азбуки. Пословица: «У золовки злая головка». На Крещение в церквах освящают воду. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера.

«Изба» - Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Место хозяина дома называлось большим местом. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. 6-стенная изба-связь.

«Дома на Руси» - Восковые свечи выделывали катанием. «Когда в печи жарко – тогда и варко» - как устроена русская печь? Верхней границей избы служил потолок. При помощи чего и как освещали внутреннее пространство избы? Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в «Светец». Охотились на рябчиков, диких уток, зайцев, гусей и другую дичь.

Всего в теме 39 презентаций

«Школы на Руси» - Что нужно для урока? Чему учили в школах? Классный руководитель Никифорова Е.В. 2011 год. XI – XV век. Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси». Как учили в школах на Руси? Как учились на Руси. Когда появились первые школы? Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира.

«Русские обычаи» - В Древней Руси Рождество Христово означало начало зимы. Среда - лакомка. В понедельник Масленицу встречали. Вопросы для разминки. Собирали лечебные растения. Как называют праздничные дни между Рождеством и Крещением? Затем разводили костры, устраивали хороводы. Крещение Господне отмечают 19 января. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера.

«Дольмен» - Цель урока: В) корытообразные - то есть, выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой; К настоящему времени в Прикубанье и Причерноморье известно более 2300 дольменов. Дольме?н - в переводе с бретонского языка означает «каменный стол». Общий вес: от 6795 до 25190 кг. Дольмены по форме и материалу могут быть самыми разнообразными.

«Святки» - Что такое святки? Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Святки. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.

«Русская национальная кухня» - Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 5. Древнерусская кухня IX-XVI вв.2. Кухня петровско-екатерининской эпохи XVIII в. Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли супы. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Кухня Московского государства XVII в.

«Изба» - Мужской угол, или «коник» - у входа. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. 6-стенная изба-связь. С XV века получают распространение печи с трубами. В матицу вкручивали кольцо для очепа. Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь.

Всего в теме 39 презентаций


Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».


С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.


В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».






А. Максимов КНИЖНОЕ НАУЧЕНИЕ В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев». В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».


К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений. К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений.


Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.




К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ) При Петре I была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».












Первоначально, в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днем и ночью занимались обработкой своих земель, и угодий собственного хозяина. Но ситуация начала меняться в период крещения Руси.


Зарождение образования в Киевской Руси началось только после крещение народа князем Владимиром Святославовичем. Первые школы на Руси были учреждены в 988 году в городе Киеве. Эта информация полностью соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Имя князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.


Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение», и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. После этого, чаще всего школы можно было увидеть при монастырях и храмах. Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания.


Обучаться в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно. И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам.


В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. С 15 века учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».


Школа XIV в. Миниатюра из "Жития Сергия Радонежского" Фрагмент.Конец XVI в.


На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.


Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.


Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада. Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий. Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву. Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем.


Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте. Запрещалось ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит. Ученики должны были "пристроять школу": мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" – подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным – на дежурство) староста школьной "дружины" назначал учеников посменно.


Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Вообще дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы. В школе Древней Руси ленивых, нерадивых и строптивых учеников наказывали розгами


Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того чтобы иметь возможность отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Поэтому выбор старосты и для ученической "дружины", и для учителя было делом важнейшим.


Из учеников выбирался один староста и два его подручных, поскольку круг обязанностей "избранных" был необычайно широк. Они наблюдали за ходом учебы в отсутствие учителя и даже имели право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Выслушивали уроки младших школьников, собирали и выдавали книги, следили за их сохранностью и должным с ними обращением. Ведали "отпуском на двор" и питьем воды. Наконец, распоряжались отоплением, освещением и уборкой школы. Староста и его подручные представляли учителя в его отсутствие, а при нем – доверенных помощников. Всё управление школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. Выводы: Школа Древней Руси. Понравилось: Бережное отношение к книгам; Дисциплина; Назначение старост из учеников. Не понравилось: Длительное нахождение детей в школе; Наказания розгами; Мало книг; Мало изучалось наук; Мальчики и девочки обучались раздельно. Современная школа. Нравиться: Много книг и они принадлежат ученику; Между уроками есть переменки; Не применяются физические наказания к провинившимся; Изучение многих наук; Мальчики и девочки обучаются вместе; Не нравится: Низкая дисциплина учеников; Не уважительное отношение к учителям и взрослым; Грубость старшеклассников к младшим.


ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска

Подготовили ученики :

Малышев Влад, Мордовской Даниил

Руководитель, учитель русского языка :

Жак Тамара Ивановна


Работая над этим проектом, мы поставили перед собой цель узнать, как учились грамоте ровесники из прошлого.

Долго искали в архивах и открытых источниках кандидатов для такого экскурса, но так получилось, что безусловным победителем стал мальчик Онфим



Онфим проживал в XIII веке

в Великом Новгороде .

И, хотя, нас с Онфимом разделяет почти 800 лет,

у нас много общего.


Записи Онфима – ценное свидетельство начального образования в Древней Руси









Грамота№200.

В минуты отдыха от занятий Онфим рисует. И судя по количеству рисунков, он любит рисовать и рисовать себя. Онфим фантазёр, поскольку так он представил себя, подписав рисунок « Аз зверь» - «Я зверь».


"Онфим и его друзья"



Летом 1956 г. целую пачку берестяных грамот и рисунков нашли на Неревском раскопе. Один из рисунков Онфима и послужил прообразом памятника, который был поставлен в сентябре 2015 г. скульптором Михаилом Ющенко в Нижнем Новгороде



Онфим изображён в облике Архангела Михаила, защитника Великого Новгорода- Родины –России.


Теперь ты знаком с Онфимом, с самым древним и самым известным мальчиком нашей страны. К сожалению, мы не знаем ничего о дальнейшей жизни Онфима, но очень надеемся, что все его детские мечты сбылись. Это было 800 лет назад , но кажется, что Онфим твой ровесник и современник. Ты догадываешься почему – он гражданин нашей страны, как и ты.



Loading...Loading...