Псалтырь 5. Псалтирь. Молитва ко Пресвятой Богородице

Псалом 5 представляет собой молитву пророка Давида, который видит приближающуюся опасность со стороны своих врагов. Этот псалом был написан в период, когда сын царя устроил заговор против своего отца, и в результате чего Давиду пришлось бежать из Иерусалима. Царь Давид ожидает, что Господь, ненавидящий всех, кто совершает беззаконие, поможет ему. В стихе 8 псалма 5 пророк Давид , которого не существовало при царствовании пророка. Это в свое время положило начало сомнениям богословов о его авторстве. Но употребляемое слово, соответствующее слову храм — «хекал» имеет и перевод «скиния».

Начало псалма 5 начинается с утренней молитвы царя. Он просит Господа услышать его молитву, вникнуть в его сокровенные мысли. Он начинает свой день с молитвы и ожидает ответа свыше. Царь просит Бога «путеводить его в правде Его», против врагов, и не желает чтобы злобные враги потешались над его падением.

Господь глазами Давида в псалме 5

В стихах с 5 по 8 псалма 5 Господь в глазах пророка — не терпящий лжи и коварства, противостоящий преступающим закон. В своих речах Давид подразумевает своего сына и его сторонников, которые своими интригами против него чинили беззакония. Царь Давид выражает уверенность, что Бог не станет помогать его врагам и покровительствовать им. Сам пророк собственных заслуг не превозносит. Он желает войти в дом Господень, который открыт ему ввиду многих причин и поклониться святому Его храму в благоговейном страхе.

Псалмопевец молится в церковном псалме 5 о водительстве Божьем, желая идти путем праведности, и тем более в час, когда он окружен врагами. В псалме пять используются метафоры, выражающие всю меру нечестия врагов Давида, которые распространяют лживые слухи о нем и ищут пути удовлетворения своего властолюбия и коварства. Он осудить их и отвергнуть, понимая, что не может сам судить своих врагов. Осуждая своих врагов, царь просит не только наказать обидчиков. Наказание их укрепит веру всех уповающих на Всевышнего и мысль о том, что Бог покровительствует только праведным, закрепится в них. В окончании христианского псалма 5 Давид высказывает свое упование на то, что те, кто надеется на Бога и Его справедливый суд — получат благословения, которые они ждут.

Читать настоящий текст псалма 5 на русском языке

Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь. Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать, ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань ихоткрытый гроб, языком своим льстят. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 5: Страшный Твой Престол, лукавое мое житие. И кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?

Слава: Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный. Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.

И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашим.

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Трисвятое по Отче наш:

Тропари, глас 5: Страшен Твой Престол Суда, порочна жизнь моя; и кто меня избавит тогда от беды, если Ты не помилуешь меня, Христе Боже, как Милостивый и Человеколюбец?

Слава: Попечение о житейском изгнало меня из рая, и что мне делать, отверженному? Потому стучусь во врата и взываю: «Господи, Господи, отвори мне, кающемуся, и спаси меня!»

И ныне: Как назовём храм Твой, Богородица? Пристанью ли духовной? Или раем сладости небесной, возводящим к жизни бесконечной? Ибо Ты всяким благом обладаешь; всегда молись Христу о спасении душ наших.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Боже праведный и славный, Боже великий и крепкий, Боже предвечный, услышь молитву грешного человека в час сей: услышь меня, обещавший услышать призывающих Тебя в истине, и не сочти мерзким меня, имеющего уста нечистые и грехами связанного, надежда всех концов земли и странствующих далеко! Возьмись за оружие и щит и восстань на помощь мне; извлеки меч и стань преградой против преследующих меня. Запрети нечистым духам по причине безумия моего, и да отлучится от моей мысли дух ненависти и злопамятства, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякой иной злобы; и да угаснет всякое распаление и движение плоти моей, от диавольского воздействия возникающее, и да просветится моя душа, и тело, и дух светом Твоего Божественного познания: дабы по множеству милостей Твоих достиг я единения в вере, в меру возраста мужа совершенного, и прославил со Ангелами и всеми святыми Твоими многочтимое и прекрасное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Боже праведный и славный, Боже великий и крепкий, Боже предвечный, услышь молитву грешного человека в час сей: услышь меня, обещавший услышать призывающих Тебя в истине, и не сочти мерзким меня, имеющего уста нечистые и грехами связанного, надежда всех концов земли и странствующих далеко! Возьмись за оружие и щит и восстань на помощь мне; извлеки меч и стань преградой против преследующих меня. Запрети нечистым духам по причине безумия моего, и да отлучится от моей мысли дух ненависти и злопамятства, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякой иной злобы; и да угаснет всякое распаление и движение плоти моей, от диавольского воздействия возникающее, и да просветится моя душа, и тело, и дух светом Твоего Божественного познания: дабы по множеству милостей Твоих достиг я единения в вере, в меру возраста мужа совершенного, и прославил со Ангелами и всеми святыми Твоими многочтимое и прекрасное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Таже тропари, глас 5: Страшный Твой Престол, лукавое мое житие. и кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?
Слава: Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.

И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? Или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашым.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, Упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

КАФИЗМА 1

Псалом 5 Псалом 5
1 О наследствующем, псалом Давиду 1 О наследующей. Псалом Давида.
2 Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́. 2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди. 3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя. 4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 Яко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй, 5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние. 6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь. 7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко храму свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м. 8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9 Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой. 9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Яко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху. 10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди. 11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И да возвеселя́тся вси упова́ющии на Тя, во век возра́дуются, и всели́шися в них и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии и́мя Твое́. 12 И да возвеселятся все уповающие на Тебя, вовек возрадуются, и Ты вселишься в них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Яко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас. 13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 5 ПСАЛМА

О наследствующем, псалом Давиду . В издании Псалтири на русском языке надписание это читается так: «Начальнику хора (т.е. этот псалом передан регенту хора для разучивания его певцами), на духовых орудиях, псалом Давида».
О наследствующем , по объяснению св. отцов, разумеется Церковь, или народ христианский. Псалом этот принадлежит также Давиду, который составил его, по объяснению одних, в гонение Саула, по мнению же других, после восстания Авессалома.
Этот псалом представляет собой молитвенную беседу пророка с Богом, в которой Давид изливает свои чувства пред Господом относительно враждующих против него врагов, нечестных, лживых и коварных. В таинственном смысле большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении.

Пс.5:2–3 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.

Эти молитвенные слова пророка и царя Давида ежедневно произносятся в церковных богослужениях: ими начинается первый из трех псалмов одной из утренних служб, так называемого «первого часа».
Глаголы моя — значит слова молитвы моей; внуши – возьми в уши, выслушай; разумей звание значит – пойми, в чем состоит мое призывание, о котором заявляю; вонми гласу моления моего , т.е. вникни, обрати внимание на мою просьбу.
Пророка Давида Святая Церковь поставляет всем христианам в пример и образец покаяния и молитвы. Ведь Бог не слышит молитву, когда молящийся так развлекается мыслями в молитве, что и сам не сознает своих слов, или не понимает того, о чем молится. Не разумеет Бог просящего, когда тот не знает сам чего просит или когда просит не полезного. Не внемлет Бог молитве, когда молящийся недостоин того, чтобы быть услышанным, или по недостатку должного смирения, или, будучи великим грешником, не думает о покаянии и не чувствует сокрушения о грехах своих. Вот о чем напоминают слова этой псаломской молитвы.
Царю мой и Боже мой – так пророк обращается с прошением к Господу Богу, во-первых, как к Царю, Который имеет попечение о подвластных Ему людях и старается исполнить их добрые желания, а во-вторых, как к Богу, пред Которым предстоит не только как раб Его, но и как ничтожная тварь, ничего сама по себе не могущая и во всем от Бога зависящая, и этим самым выражает полное свое смирение пред Богом и совершенную покорность Его всеблагой воле.

Пс.5:4 Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя.

У евреев было освящено обычаем три раза в день становиться на молитву: утром, в полдень и вечером. Поэтому и Давид, который считал молитву самой главной обязанностью своей к Богу, говорит Ему: заутра , т.е. прежде, чем начну делать какие-то дела, предстану Ти — предстану пред Тобою, Господи. И тогда усмотрю, узрю (узриши ), прежде, чем мои мысли начнут думать о житейском, я в молитве усмотрю Божественные свойства Твои..

Пс.5:5–7 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.

Так как, я с утра предстану я пред Тобою, Господи, и увижу, что Ты Свят и Праведен, и что противно Тебе всякое беззаконие. Ты не слышишь молитвы молитвы людей нечестных, нераскаянных грешников, и потому не приселится (не может приблизиться к Тебе) лукавнуяй , т.е. хитрый, злой человек.
Все, кто творит зло, не любит и нарушает закон Твой, не предстанут перед Тобой, потому что ненавистны Тебе всякая неправда и всякое беззаконие. По Своей святости и правосудию Ты не оставишь без наказания, Ты погубишь всех лживых, порочных, совершающих дела неправды. Человека кровожадного и коварного лицемера гнушается, отвращается Господь.

Пс.5:8 Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

Далее пророк так говорит: имея в виду святость Твою, Господи, и страшась гнева Твоего, я, по милости Твоей, с благоговением вхожу в дом Твой и со страхом приношу молитвы в храме Твоем.
Здесь дом и храм означают скинию Божию, которая до построения храма при Соломоне, сыне Давида, заменяла его и называлась также храмом.

Пс.5:9–10 Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Давид говорит дальше: пошли мне благодать Твою, чтобы руководила и наставляла меня на путь правды и помогала мне исполнять заповеди Твои и чрез это избегать всех грехов, которые ненавистных Тебе. Исправь, настави меня на непорочный путь, чтобы я ходил по нему, имея всегда пред очами Тебя, Бога моего.
И все это сделай из-за моих врагов, чтобы избегнуть козней и зла от них. Несть во устех их истины , а только ложь, коварство и обман: одно говорят, а другое мыслят. Сердце их суетно , т.е. так искажено злобой сердце их так, что они неспособны на правду и истину, а думают только о суетном и ложном.
Гроб отверст гортань их, т.е. гортань их (имеется ввиду рот) похожа на открытый гроб со смердящим трупом, из нее не слышится хороших слов, а только ложь, коварство и обман.
Языки своими льщаху , т.е. с языков их сходят одни только сладкие, но льстивые речи, которые маскируют злостные намерения и ненавистные чувства.

Пс.5:11 Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.

Осуди их (нечестивых), Боже, праведным судом Твоим, по их достоинству и по заслугам, отними у них всякую надежду на исполнение их нечестивых намерений.
По множеству нечестия их изрини я , т.е. за множество беззаконий их отвергни их, лиши их наследия вечных благ, уготованных любящим Тебя праведникам потому что, восставая против избранных Твоих, они возмутились против Тебя и наносят оскорбление Твоей святости.
Такая молитва людей благочестивых о наказании нечестивых должна быть понимаема не как естественное желание мщения, но как благочестивая ревность по Бозе, какую возбуждает в сердцах их Дух Святой, и за которою последует и самое исполнение, т.е. погибель нечестивых, если они не исправятся.

Пс.5:12 И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое.

Когда, говорит Давид, сотворишь праведный суд Твой, Господи, тогда все получат праведное воздаяние по делам своим, тогда все те, которые, надеясь на милость Божию, терпели клеветы, напасти и разные обиды со стороны нечестивых, возвеселятся и возрадуются, и радость их будет вечная, нескончаемая (Ин. 16:22). И будут, продолжает пророк, хвалиться Тобою все, кто любит имя Твое.

Пс.5:13 Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Причина вечной радости праведников состоит в благоволении к ним Господа Бога. Как бы так объясняет он эту причину: Ты, Господи, вечный и праведный Судия, от вечности, прежде сложения мира, благоволил избранным Твоим, возлюбившим Тебя и на Тя надеющимся, явить Свою милость, а потому и благословляешь их (подаешь благодать Свою) и ограждаешь, как бы крепким щитом, Твоей помощью. Твое благоволение служит им вместо оружия; они как бы венцом украшаются им. Венец этот сплетается из милости, правды, благодати и славы.

Из содержания сего псалма можно усмотреть различные движения и действия природы и благодати в сердцах человеческих. Все ищут добра и все представляют себе в делах или словах своих что-либо доброе – оттого под видом добра многие и обманываются. Природа работает для плоти и плотскими стремлениями и наслаждениями утешается; а благодать действует для возвышения свободы духа. Между законами плоти и духа происходит непрестанная борьба: чего один хочет, от того другой отвращается.
Прекрасно об этом предмете учит святитель Тихон Задонский. «Плоть хочет – говорит он, – гордиться, величаться, превозноситься, но дух – смиренно мудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же – вся в уметы вменять (почитать за сор. – Ред). Плоть хочет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет пировать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хочет врагам своим отмщевать, а дух – любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух – и свое требующим раздавать. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух – целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем – плоть и дух противятся между собою».

Надписание в славянской Библии («о наследствующем» ) указывает на содержание псалма: в нем говорится об участи, уделе, наследии праведников и нечестивых. С евр. языка – «начальнику хора; на духовых инструментах» – надписание говорит о способе музыкального исполнения псалма.

Псалом написан во время подготовлявшегося восстания Авессалома до бегства Давида из Иерусалима. Это видно из описания Давидом тех волнений, которые тогда происходили среди евреев: его враги собирались совершить «беззаконие» (Пс.5_6), возбуждали против Давида народ распространением «лжи» и "льст ивыми» обещаниями (Пс.5_10), причем готовился переворот насильственный, с пролитием крови (Пс.5_7). Давид же ходил в храм и молился пред Господом (Пс.5_8), как о наказании беззаконников, так и об "исправ лении своего пут и» пред Господом (Пс.5_9). Все содержание, таким образом, указывает на начало восстания Авессалома, когда Давид не был удален от храма, видел связь между начинавшимися волнениями и своим преступлением, видел и те средства, какие употреблялись Авессаломом для подготовки восстания.

Давид молит Бога принять его молитву при тяжких постигших его бедствиях (2–5), а нечестивых и кровожадных его врагов наказать (6–7). Он просит Бога о постоянном руководстве "в правде" , а нечестивых осудить за греховный характер их действий (8–11). Спасение несправедливо гонимого Давида наполнит радостью всех других праведников (12–13). «Ради врагов моих» , чтобы гибелью Давида не дать восторжествовать его врагам и считать себя правыми во всех их дурных действиях (Пс.5_9). «Уровняй... путь» – дай мирную и безопасную жизнь.

. Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

«Услышь... слова» – выслушай, прими мою молитву: «уразумей помышления мои» – внимательно выслушай, прими мои думы, мою умственную молитву.

Давид видел успех подготовлявшегося злодеяния и степень своей опасности, почему и его к Богу отличается характером не простого прошения, но болезненного вопля («внемли гласу вопля моего» ).

. Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

«Рано услышь» , «рано предстану пред Тобою» . Выражение «заутра услыши» (слав.) поэтому означает – окажи скорее помощь. – «Предстану пред Тобою» , т. е. явлюсь пред Тобою, в храме, как месте непосредственного присутствия Бога.

. ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

«Не водворится злой» – не будешь покровительствовать и сберегать злых, дурных. Выражение взято из обычая восточного гостеприимства, когда пришедший в палатку (во «двор») пользовался защитой хозяина.

. нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

«Не пребудут пред очами» – не будешь наблюдать, оберегать их.

. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

«Кровожадного и коварного гнушается Господь» . Под этим кровожадным нужно разуметь Авессалома, который, готовясь совершить государственный переворот, не пренебрегал и готов был прибегнуть к насильственным мерам и к убийству своих противников. Авессалом лестью вкрадывался в доверие народа и старался расположить его к себе обещаниями сердечного, справедливого и любовного отношения к нему после получения себе царского престола, почему и назван Давидом "коварн ым".

. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

Под "дом ом, храм ом» нужно разуметь скинию (см. ; ; ).

. Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

Молитва Давида о наставлении «от Бога правде" указывает на сознание им какой-то своей вины пред Богом; такою же виною было его преступление с Вирсавией. В восстании Авессалома он находил, таким образом, связь со своим преступлением, почему и не принимает для подавления начинавшегося волнения никаких средств, кроме покаяния и молитвы пред Богом, от Которого одного он ждал себе милости.

. Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.

«Нет в устах их истины» – враги распространяли о Давиде ложные сведения в народе (см. ); «сердце их – пагуба» – они стремятся не к истинному благу народа, но к мелочным и честолюбивым целям, к завладению престолом и к почету (); «гортань их – открытый гроб» , распространением лжи они развращают народ и губят его, так как призывают народ к действиям беззаконным и противным Богу, Который не даст восторжествовать неправде.

. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

«Осуди их, Боже, да падут они от замыслов» – осуди их, Господи, чтобы они отпали от своих мыслей, чтобы не могли совершить задуманное ими.

. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Гибель врагов молитвенно испрашивается Давидом не только для наказания беззаконников, но и для укрепления веры в праведниках, когда последние, видя гибель всех предприятий врагов, будут хвалить Бога, как единственного защитника и покровителя.

Этот псалом входит в состав 1 часа (часть утрени), которым был на востоке час восхода солнца. После благодарения Господа за минувшую ночь (см. 4 ст.) словами этого псалма церковь молится за верующих пред Богом в самом начале дня о сохранении их от опасности, врагов и в духовной чистоте.

Loading...Loading...