Когда недопонимание между людьми приводит к вражде. Непонимание – самая длинная дистанция между людьми. Как достичь понимания

Мир и вражда между людьми

Почему люди враждуют? Где есть общество, есть войны, конфликты, неурядицы. Люди борются друг с другом ради славы, выгоды и чувств. В духовных кругах считается, что все пристрастия человека попадают в одну из этих категорий. Если человек свободен от пристрастий, то он пребывает в мире с миром.

Люди в основном борются ради ложных идей и ложного понятия счастья. Ложное понятие проявляется в том, что человек думает, что удовлетворив личные интересы, он будет счастлив. Однако, многими подмечено, что как раз удовлетворение желаний и одержания победы над другими, если и приносит счастье, то мимолетное. Это не то чувство радости, которое возникает в душе от пребывания в гармонии с миром.

Как жить с людьми в мире? Мудрецы учат не обижаться на других и прощать тем, кто нас обидел или задел. Немного осознанности нам сама подскажет, что любые отрицательные чувства, в первую очередь ранят нас самих. Попробуйте следующий раз, когда в вас возникнет чувство негодования, гнева, раздражения, просто отойти в сторону, сесть, закрыть и глаза и посмотреть что происходит с вашим телом. В состоянии отрицательных эмоцией, тело напрягается, сжимается, зажимаются энергетические каналы. На более тонком уровне, отрицательные эмоции даже имеют свой запах. Человек который часто раздражается и гневается, имеет особый запах. Жадность, похоть, лень, зависть - все также имеют свое особое зловоние.

Лучшее примирение, это не вступать в «войну» или конфликт. В учении Фалунь Дафа учат не отвечать ударом на удар, руганью на ругань, когда твоим интересам причиняют вред, ты не роняешь себя и не вступаешь с другими в спор. Если тебя обижают или проклинают, промолчать и в ответ улыбнуться. Также мудрецы учат не давать повода для ссоры. Иногда люди ищут повода устроить скандал или поссориться, в таком случае, лучше самому «не лезть на рожок».

В Чжуань Фалунь, Учитель Ли Хунчжи приводит такой пример:

«Как только ты переступишь порог дома, твоя «половина», возможно, набросится на тебя с упреками. Если тебе удастся вынести это, то твоя сегодняшняя практика не пропадёт даром. Некоторые тоже знают, что во время практики надо обращать внимание на Дэ, поэтому обычно практикующий хорошо относится к свой «половине». Но тут он подумал: «Обычно моё слово твердо, а сегодня она села мне на голову». Он не смог подавить свой гнев и поссорился с ней. Таким образом, сегодня он опять практиковал даром. Так как там существует карма, твоя «половина» помогает устранить её, а ты не даешь ей это сделать, ссоришься с ней, отчего тебе не удаётся устранить свою карму. Таких примеров очень много. Многие из нас встречались с такими случаями, но не думали, почему, когда ты занимаешься другими делами, твоя «половина» тебе не мешает, а теперь ты занимаешься хорошим делом, а она всё время создаёт тебе неприятности. На самом деле она помогает тебе устранить карму, но сама об этом не знает. Это не то, что она лишь внешне с тобой ссорится, а в душе питает нежность к тебе. Нет. Рассердилась она всерьёз, так как всем, на кого падает карма, тяжело. Гарантирую, что это так».


Так как это Фа (Закон) его нельзя интерпретировать, можно уразумевать лишь то, что уразумел на своем уровне. Автор понимает так, что когда происходит конфликт, то на одну из сторон, или на обе стороны падает карма (черная материя). Очень часто если человека спросишь, или он сам себя спросит, из-за чего собственно была ссора, то человеку трудно ответить, так как часто особого повода и нет. Просто когда на человека падает карма, ему тяжело, он встречает конфликт, невзгоды. Почему когда человек расплачивается с кармой, случаются конфликты с другими? Я думаю, что именно потому, что в его поле и на него теле находиться черное вещество и когда другие люди входят в соприкосновении с полем этого человека, черное вещество переходит и на них. А так как люди сейчас когда рождаются уже погружены в карму, и волны кармы, как цунами раскатываются по всему человечеству, то все встречают конфликты.

Учитель Ли Хунчжи говорит:

«Я часто рассказываю вам о такой ситуации, а именно: когда между двумя людьми возникает противоречие, каждый сам ищет причину: «Какая у меня здесь проблема?» Каждый ищет, какая у него есть проблема. Если третий человек увидел, что между этими двумя возникло противоречие, то, я скажу, этому третьему тоже не случайно дали это увидеть, даже он должен подумать: «Почему мне дали увидеть их противоречие? Есть ли у меня ещё какие-то недостатки?» Только так поступать правильно».

(Проповедь Закона на конференции Фа на западе США(21-22.02.1999))

В моем понимании, конфликт, это не просто метод устранения кармы, но и выявления пристрастий. Если у меня возник конфликт, нужно заглянуть внутрь и посмотреть, какое мое пристрастие было задето; или если я был свидетелем конфликта, то почему мне дали это увидеть и как бы я поступил в данной ситуации.

Обычные люди надеются на примирителя. Но с духовной точки зрения, конфликты созданы для устранения кармы, и если кто-то вмешивается, то как во первых погасить долг, а во вторых, особенно в случае духовно совершенствующихся, как выявить свои пристрастия?

Для того, чтобы понять почему со мной поступили, как мне кажется «неправильно», нужно быть провидцем и видеть всю свою историю с момента сотворения самости (души). А так как такой дар присущ Богу, мы не всегда можем ясно понимать причину происходящего. Иногда мы можем догадываться. Человек живет не одну жизнь, а в цикле воздаяния кармы. В прошлом он мог кого то обидеть, кого-то убить, унизить, обездолить. Не потеряешь, не приобретёшь - гласит Небесный Закон. Если я получил в прошлом выгоду за счет другого, значит мне придется ему отдать в этот раз. А если я не смиряюсь и возвращаю обидчику назад, то образуется порочный круг, где все друг другу должны. Опустился кусок кармы, а ты потерпи, вынеси, и все станет не круги своя.

Обычно людям и прощать не легко и просить прощения у других. Если есть такое понимание описанное выше, то в любом конфликте понимаешь, что сам виноват, сам был причиной, тогда и прощать легче и прощения просить легче. Если я свят, то никакого конфликта на моем жизненном пути не будет, все двери будут предо мною открываться. А если есть ссоры и конфликты, значит виноват. Тут речь не идет о самых жестоких преступлениях по отношению к людям или святому.

В учении Фалунь Дафа, в Каноне «Превышение предела терпимости», Учитель Ли говорит:

«Терпение — это не трусость, тем более не безропотная мирская покорность злу. Терпение учеников Дафа — это нечто благородное, представляющее собой воплощение великой, несокрушимой, жизненной алмазной твёрдости; это проявление великодушия ради утверждения истины; это проявление милосердия и спасение тех жизней, которые еще не утратили свою человеческую природу и праведные мысли. Терпение никак не означает беспредельное попустительство, предоставляющее возможность тем гнусным жизням, которые окончательно потеряли свою человеческую основу и праведные мысли, безудержно совершать злодеяния. Обладая таким терпением, человек может отречься от всего ради истины. Однако терпение не означает проявление великодушия к тем гнусным жизням, которые уже потеряли человеческую природу и лишились праведных мыслей, игнорируют и человеческие и небесные законы, разрушая живые существа и само существование Дафа на различных уровнях. Более того, терпение не означает, что можно закрывать глаза на убийство и поджог. Чжэнь Шань Жэнь* — это Закон! Он является воплощением Великого Закона Вселенной на различных уровнях, но ни в коем случае не представляет собой какую-то человеческую идеологию или руководящие принципы для обычной человеческой жизни, как это понимают люди. Если какие-то гнусные жизни испортились до такого состояния, когда их уже нельзя спасти и сохранить, то можно использовать самые разнообразные способы на разных уровнях, чтобы остановить зло и ликвидировать их».

(«Суть усердного совершенствования II»)

* Чжэнь Шань Жэнь - на китайском означает Истина-Доброта-Терпение.

Когда мы говорим о терпении и прощении, речь идет о личных конфликтах и вражде, когда злые существа или люди одержимые злом совершают злодеяния описанные выше.

Между обычными людьми, особенно если две стороны никак не могут уладить конфликт, хорошо если найдется третья сторона - примиритель. Для примирителя, так как он также не может знать истинных причин позади конфликта, важно не принимать ни одну из сторон, и просто играть роль напоминающего о вселенских принципах доброты, прощения, смирения и приятия ситуации. Принимая одну из сторон, третье лицо может не только не дать двум поссорившимся расплатиться с грехами, но и сам сотворит карму, так как не видит предопределенности в случившимся. Милосердное сердце может уладить ситуацию.

Иногда в конфликтах люди спорят желая доказать свою правоту. Фалунь Дафа учит, что быть правым или неправым человеку посвятившему свою жизнь самосовершенствованию вовсе не является важным. Учитель говорит:

«Правы вы или нет, для совершенствующегося это не имеет никакого значения. Не спорьте налево и направо и не подчеркивайте, кто прав и кто неправ. Некоторые люди все время настаивают на том, что они правы, но даже если вы правы, даже если вы не ошиблись, что из того? Повысились ли вы на основе Фа? Использование человеческого мышления, чтобы выделить, кто прав и кто не прав, уже само по себе неправильно, потому что в таком случае вы используете логику обычных людей для оценки себя и используете эту логику, чтобы требовать от других. Как считают Боги, для совершенствующегося быть правым или неправым в человеческом мире совсем неважно, в то время как убрать те пристрастия, которые исходят из человеческого мышления, важно, и именно вашему умению убрать эти пристрастия в процессе совершенствования придаётся значение».

Вышеописанное является ограниченным уразумением автора на данном уровне.

Вражда – это взаимная ненависть, неприязнь, недоброжелательные отношения между людьми. Казалось бы, это определение является полной противоположностью слова «родной», слова «близкий», но, к сожалению, в художественной литературе существует немало примеров тех случаев, когда отношения близких уступают отношениям между двумя прохожими, а зачастую и хуже. Но почему же между родными возникает вражда?

По своей сути любые отношения, будь это дружба или любовь, - это постоянная работа над собой. Положительная связь между людьми – это, так или иначе, определенная степень жертвенности и самоконтроля, потому как любые отношения, какими бы прочными они не были, могут в один миг разрушить или испортить эгоизм, алчность, грубость, недопонимание, неправильно расставленные приоритеты. Это же касается и отношений в семье: неправильное воспитание, излишняя дозволенность, или, наоборот, нехватка любви и внимания - все это может стать корнем проблемы, причиной грубости, недоброжелательности и даже взаимной неприязни. Так, например, в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» отношения отца и двух сыновей выстроены, казалось бы, одинаково, однако имеют разный итог: младшего брата отец убивает собственноручно. Была ли это вражда? Безусловно, потому как сын променял связь с близкими, любовь к своей родине на чувства, которые возникли у него к полячке. Тарас Бульба не мог выдержать такого предательства, так как сам по своему характеру был вольным казаком и больше всего в жизни ценил не семью, не дом, а жизнь на поле боя, жизнь бок о бок с казаками. Однако, как мне кажется, виноват в этой вражде, в этом недопонимании, в этом «предательстве» был сам главный член семейства, потому как он с самого начала выстраивал неправильным образом свои отношения с близкими. Он давал слишком мало любви и ласки своей семье и ставил в приоритет службу родине, хотя стоило, как мне кажется, в равной степени прививать своим детям и нежность, и мужество, и ласку, и целеустремленность, ведь именно из этого состоит счастье человека и его благополучие в жизни. Быть может, если бы Андрей доверял своему отцу, он бы смог прийти к нему с раскаянием, рассказать о своих чувствах и выслушать совет, однако он либо боялся реакции отца, либо не ждал от него ничего токового – в любом случае, исход получился трагичным для обоих.

Трагичными получились и отношения в семье Простаковых из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Но в этом случае с самого начала страдала именно моральная составляющая связи между родными: Простакова своей грубостью, бестактностью, невоспитанностью, меркантильностью мешала жить и своему мужу, и своему брату, и крепостным– ей отвечали тем же, и даже Митрофан, её сын, которого она любила всем сердцем и старалась угождать во всем, ни во что не ставил свою мать, ни ценил того добра, которое получал, и относился ко всем родным с высокомерием и грубостью. Причиной этой взаимной неприязни была именно безнравственность всех членов семьи, а она взяла свое начало из неправильного воспитания и заведомо нездорового, необдуманного общения с близкими.

Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз сделать акцент на том, что любые отношения между людьми должны строиться на взаимопонимании, взаимоподдержке и, что важно, на взаимоконтроле – все должно быть в равной степени, даже ссоры. Почему между родными возникает вражда? Потому что, скорее всего, с самого начала отношения в семье строятся по неправильной схеме или вовсе не подвергаются какому-либо контролю. Для того чтобы в будущем не было казусов с воспитанием - нужно подходить к нему с умом и обдумывать большинство своих действий заранее, ибо нет ничего хуже вражды между самыми близкими людьми.

Люди очень часто не ценят того, что они имеют. Часто ругаются, ссорятся, неправильно расставляют приоритеты. Самые страшные ссоры возникают между родственниками, ведь недопонимание может привести к вражде на всю жизнь. Такое отношение портит настроение, восприятие жизни и убивает в человеке все стремления. Такого абсолютно нельзя допускать, так как самые верные и любящие нас люди – это наши родственники.

Поэтому я хочу, чтобы было больше взаимопонимания, уважения и стремления сглаживать острые углы. Так как еще ни одна вражда между родственниками не привела ни к чему хорошему.

Итоговое сочинение Почему между родными возникает вражда

Крайне важно любить и уважать своих родных. Родные люди – это те, кто придут к тебе на помощь в трудной жизненной ситуации, это те люди, которые будут любить тебя в не зависимости от времени и обстоятельств. Но, говорят, что от любви до ненависти всего один шаг. Очень часто родственники начинают враждовать. Это может произойти от ненависти, от зависти, от комплектов. Некоторые люди считают, что родственники должны делать для них все, что им необходимо. Такое отношение может привести к вражде. Это плохо и когда вражда уже началась очень тяжело вновь наладить отношения, научиться прощать и ценить людей.

Часто родственники начинают враждовать из – за наследства. Деньги являться злом, которое способно разрушить все связи, разрушить теплое и доброе отношение. Деньги заставляют лишиться родной души. Часто люди из – за жадности не понимают, что они обижают родных людей, которые всегда были с нами рядом и приходили на помощь.

Враждебные отношения делают людей злыми. Вражда разрушает семьи, портит настроение, вгоняет человека в депрессивное состояние. Для того, чтобы избегать этого я думаю, что нужно научиться не завидовать своим родным, помогать друг другу и быть отзывчивее. Крайне важно научиться слушать друг друга и прощать. Важно научиться забывать обиды. Важно верить в то, что больше не будет плохих поступков.

Я хочу, чтобы мои родные никогда ничего не знали о вражде. Я хочу, чтобы в нашей семье всегда были теплые и доверительные отношения. Мне важно, чтобы в нашей семье был благоприятный климат. Я хочу, чтобы все в нашей семье друг другу помогали и не обижались друг на друга по мелочам. Если каждая семья начнет жить по таким принципам, возможно, наш мир станет чуточку добрее и позитивнее, а вражда полностью искорениться и больше не будет стучаться ни в одну семью.

Аргументы, тезис. В качестве произведения можно исползовать Тарас Бульба

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое самовоспитание 9 класс

    Воспитания – важнейшая часть человеческой жизни. Без этого компонента жизнь его является трудной, а восприятие и поведение порой доходят до неадекватного состояния. Повезло тем людям, которых родили хорошие мама с папой

  • Сочинение Рассказчики в романе Герой нашего времени Лермонтова

    В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов поставил задачу рассказать историю одной человеческой души. Чтобы продемонстрировать её многогранность, писатель прибегнул к ряду различных художественных приёмов

  • Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы в рассказе Челкаш Горького

    Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности

  • Анализ поэмы Мертвые души Гоголя

    Главным произведением, созданным Гоголем являются «Мертвые души». Он писал его долгих 17 лет, часто переосмысливая и переписывая главы, менял персонажи. Только над первым томом трудился 6 лет

  • Чацкий и фамусовское общество сочинение

    Александр Сергеевич Грибоедов в своей сатирической комедийной пьесе «Горе от ума» наглядно описывает общество дворянин начала XIX века. В образе главного героя, Александра Андреевича Чацкого перед читателями предстает молодой благородный человек

Когда люди слишком категоричны, чтобы допустить альтернативную точку зрения, у них часто возникают конфликты с теми, кто думает иначе, чем они. Причина в том, что мы не можем умерить желание победить в споре и всем навязать свою правоту, поэтому начинаем злиться и злить, лишь бы доказать свое превосходство. Именно тогда простое непонимание приводит к вражде.

Чтобы аргументировать свою позицию, приведу примеры из литературы. В антиутопии Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский и народный представитель Швондер враждуют. Нельзя сказать, чтобы Филипп Филиппович был инициатором конфликта, но само его присутствие раздражало рабочий люд. Пролетарские активисты ненавидели «буржуйский» образ жизни и всячески притесняли тех, кто его придерживался. Они не понимали, что исследователь такого масштаба не может ютиться в общежитии, так как не имели образования и не признавали ценность научных знаний. Профессор, напротив, был человеком интеллигентным, но старорежимным: он не мог органично существовать в новой реальности. Преображенский, в свою очередь, не понимал, какой смысл нарушать иерархию и приравнивать всех людей, ведь очевидно, что они разные. Вражда в данном случае появилась, потому что Швондер не смог мириться с тем, что профессор был «равнее других», и пытался ему навредить, сочиняя кляузы и жалобы. Филипп Филиппович вынужден был обороняться от нападок и тоже участвовать в противостоянии.

Другой пример можно найти в романе Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович и Евгений Васильевич тоже не понимали друг друга. Они были представителями разных поколений, поэтому их взгляды не совпадали. Кроме того, они принадлежали к разным сословиям. Один из них всю жизнь вращался в свете и делал карьеру при дворе, другой ставил опыты в глуши, отдавая предпочтение практически значимым сферам деятельности. Казалось бы, они могли бы ограничиться недопониманием, но возникла вражда. Это произошло, потому что от слов оппоненты пришли к спорам, а от споров – к вооруженному столкновению. Оба пытались самоутвердиться и пересилить врага, постоянно нагнетая обстановку. В итоге они довели конфликт до того, что не смогли больше уживаться в одном доме.

Когда непонимание между людьми приводит к вражде? Примеры из литературы показывают нам, что это происходит, когда мы преисполнены гордыни или тщеславия и намеренно сужаем свой кругозор до понятий, признанных нами за совершенные. Именно тогда человек не может допустить, что бы в мире были те, кто не согласен с ним.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жители Чечни воспринимают новые акции протеста в Ингушетии сдержанно, расценивая их как политическую провокацию со стороны узкой оппозиционной группы. На отношения между двумя народами протесты не повлияют, уверены опрошенные "Кавказским узлом" чеченские активисты и жители республики.

Как писал " ", 26 марта жители Ингушетии, требующие отставки Юнус-Бека Евкурова, без разрешения властей продлили на площади в Магасе акцию протеста, организованную движением "Опора Ингушетии". Это привело к стычкам с силовиками. Протестующие покинули площадь 27 марта после того, как лидеры протеста призвали митингующих разойтись. Позднее сотни человек на несколько часов перекрыли трассу "Кавказ" на въезде в Назрань. В ночь на 28 марта автомобилисты провели в Назрани массовый стихийный автопробег, после чего в город были прикомандированы дополнительные отряды силовиков. 29 марта Евкуров обвинил лидеров ингушского протеста в безответственности

Круглосуточная акция протеста против изменения границы с Чечней проходила в столице Ингушетии с 4 по 17 октября 2018 года. Участники акции требовали проведения референдума по вопросу о границе и отставки главы республики. "Кавказский узел" ведет обновляемую хронику " ".

Чеченцы не воспринимают митинги в Ингушетии как упрек в свой адрес, поскольку видят в этих акциях протеста только внутриполитический конфликт соседней республики, считает глава Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев .

“Прошлые митинги и новые митинги – это желание одной политизированной части ингушской элиты сместить главу республики. Передача земли - это повод, чтобы "пошатать" кресло Евкурова, добиться, чтобы федеральный центр заменил главу республики. В Чечне не видят разницы между (прошлогодними и нынешними) митингами и не воспринимают их как упрек в адрес чеченцев”, - сказал он корреспонденту “Кавказского узла”.

На уровне народов противоречий не будет, полагает Кутаев. “Ничто не может дискредитировать отношения ингушей и чеченцев, я в этом убежден. Мы настолько взаимосвязаны, что один-два [частных] конфликта не повлияют на отношения народов. Допустим, между, группой ингушей и группой чеченцев произойдет ссора, - но каким бы громким ни был этот конфликт, он не может поссорить целые народы, связанные братскими историческими узами”, - убежден глава Ассамблеи народов Кавказа.

Во время осенних митингов 2018 года в Ингушетии жители двух республик высказывали претензии друг другу, отметил сотрудник чеченской НПО Идрис . "Было сильное напряжение, дело доходило до взаимных обвинений и угроз, хорошо, что этим все ограничилось. Теперь опять все началось по-новой, и это не может не настораживать", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Новый виток митингов в Ингушетии никого в Чечне не удивил, хотя логику ингушской оппозиции жители Чечни не разделяют, считает чеченская правозащитница Асет Мальсагова .

“В прошлом году чеченцы [надеялись], что ингуши одумаются, ведь 1992 году [чеченцы] с радостью вручили Ингушетии Сунженский и Малгобекский районы. Но новый виток митингов никого не удивил, а звучащие на нем лозунги об отставке руководства высвечивают истинные цели организаторов”, - сказала Мальсагова корреспонденту “Кавказского узла”.

Споры между Чечней и Ингушетией по вопросу о принадлежности Сунженского и Малгобекского районов, ведутся с середины 1990-х годов, говорится в справке "Кавказского узла" "Территориальные споры между Ингушетией и Чечней ".

Новые митинги ингушской оппозиции воспринимаются в Чечне спокойно. "Чеченцы не опасаются роста напряженности и трений между нашими народами, люди понимают суть и подоплеку этих интриг”, - отметила Мальсагова.

С мнением Асет Мальсаговой солидарна учительница грозненской школы Петимат . «То, что в Ингушетии раз за разом поднимают этот вопрос о границах, вызывает раздражение», - сказала женщина корреспонденту "Кавказского узла".

На "Кавказском узле" можно ознакомиться с полным текстом Соглашения о закреплении границы между Чечней и Ингушетией с приложениями к нему (картой и геодезическим описанием границы). Также на "Кавказском узле" размещен материал "Спор о чечено-ингушской границе: аргументы сторон ".

Представитель Ассамблеи народов Кавказа в международных организациях Европы Насир Булуев уверен, что конфликта между чеченцами и ингушами не будет.

“Не думаю, что митингующие выражают мнение большинства ингушей. (Они) пытаются настроить молодежь против чеченцев. Никакой войны между чеченцами и ингушами не будет. Вы же видите, как спокойно на это реагируют чеченцы, они могут за сутки собрать миллионный митинг, но этого не делают, чтобы не спровоцировать ингушей. Ингуши сами должны разобраться, кто им друг, а кто враг”, - сказал активист “Кавказскому узлу”.

Схожее мнение о протестах в Ингушетии высказал житель Чечни Салавди . "У ингушской оппозиции св ои цели, жаль только, что в эти разборки в тягив ают дв а братских народа. Сейчас ингушская сторона снов а требует отменить соглашение [о границе], плюс убрать Ев куров а", - сказал Салавди корреспонденту "Кавказского узла".

Loading...Loading...