Программа для создания игр на компьютер. Как создают игры на компьютер? Программы для игр на компьютер

Перед тем как прочитать обзоры программ для создания видеоигр, следует понять процесс разработки любой игры, будь то 2D инди-шутер или огромный AAA 3D-проект. Для создания любой игры нужно знать, что разрабатывать какой-либо проект в одного - почти нереальное дело. Большинство проектов были либо заброшено, либо даже не начаты. Связано это с тем, что видеоигра - очень сложная программа. Во-первых, нам нужно придумать что-то, чего ещё ранее не создавалось, либо создать хороший клон, который все равно имел бы какие-нибудь дополнения к уже существующему проекту. Во-вторых, работая в одного, нужно обладать навыками сразу нескольких людей, при этом уровень должен быть не ниже, то есть быть опытным программистом, левел-дизайнером, 3D художником, делая качественные 3D модели и текстуры, анимируя объекты, быть тестировщиком и создавать высококачественные звуки, как для стрельбы, так и для фона. В-третьих, нужно правильно и вовремя загрузить приложение или игру в магазины (IOS, Android, Windows, Mac, ... ), иначе кто-то это сделает первым. Но, как написано выше, это "почти" нереально. Есть случаи, когда над большими проектами работает всего один человек. Например, Сергей Носков "Noskovfe " создал игру 35MM , помогали Сергею только со звуком.

Процесс создания игр

Предпродакшн (подготовка к созданию игры)
Разработка игры (производство)
Поддержка игры

В предпродакшн входит формирование идеи игры, должен быть первый очень сырой прототип, который должен быть показан издателям, руководству для одобрения. Если таковых нет, то здесь инди-разработчик должен сам понять, будет ли игра пользоваться успехом, окупить ли проект силы и деньги, вложенные в разработку, найдет ли аудиторию и, если вообще нужно, будущих издателей. Перед началом разработки игры геймдизайнеру следует создать дизайн-документ, т.е. детальное описание видеоигры и геймплея, в котором содержатся эскизы и рисунки локаций, будущих персонажей, оружия и т.д. Дизайн-документ на стадии подготовки не заканчивает цикл своей жизни, он постоянно меняется и дополняется во время разработки.

После подготовки игры наступает длительная стадия разработки игры. Создание игры разделяют на 3 этапа: 1 - разработка прототипов, отдельных объектов, сцен и прочего, 2 - объединение всего и вся на сцене, 3 - исправление ошибок, тестинг, пост-обработка, добавление эффектов. В разработке игры участвуют: программисты, гейм-дизайнеры, левел-дизайнеры, текстурщики, моделлеры, аниматоры, звукорежиссеры, актеры озвучивания игр и многие другие. Часто один человек объединяет в себе множество навыков, выполняя роль в команде сразу нескольких геймдевелоперов.

Поддержка игры заключается в выпуске дополнений, ускоряющие работу, исправляющие ошибки (патчи) или обновляющие контент игры. Выпуск обновлений является важной стадией, так как именно дополнения позволяют игре держаться на плаву ещё некоторое время, например: игра Destiny , вышедшая на PS4 9 сентября 2014 года. Разработчики до сих пор выпускают дополнения к этому онлайн шутеру и получают все новых пользователей. То же самое касается и мобильных игр, постоянные обновления влекут все больше скачиваний, а значит, приносят больше прибыли разработчику.

Программы для создания игр на IOS, Android и ПК

Рассмотрим самые известные программы для создания игр. Мы уже писали подробный обзор и , но в данном списке мы ещё раз кратко опишем эти замечательные игровые движки. В наш список программ войдут: Blender, Unity 5, Unreal Engine 4, Game Editor, Neoaxis, Stencyl, Kodu Game Lab.

Blender Game Engine

Blender Game Engine - игровой движок, который является частью пакета 3D моделирования Blender . Blender Game Engine был разработан много лет назад, но, спустя столько времени, так и не был популярен в кругу геймдевелоперов, а связано это вот с чем: Blender Game Engine создан для разработки несложных 2D и 3D игр, потому что имеет слабую физику по сравнению с конкурентами. Конечно, есть Rigidbody , есть элементарная физика, но нет смысла прописывать программисту то, что давно встроены в другие игровые движки. Также в этом игровом движке используется язык программирования Phyton , что не очень удобно. Но у Blender Game Engine есть плюсы: 1 - можно сразу редактировать и добавлять 3D модели, если что-то на сцене не устраивает, 2 - можно использовать русскую документацию на сайте Blender , 3 - удобный рендер, выдающий большой фпс. Если выбирать Blender Game Engine , то только для разработки небольших проектов, для знакомства с геймдевом.

Пример игр, созданных на Blender Game Engine , взятых с Youtube.com :

Blender

Unity 5

Unity3d - программа для создания приложений и игр под различных платформы: Windows, OS X, Windows Phone, Android, Apple iOS, Linux, Wii, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One . В последнее время мы видим рост Unity-разработчиков , потому что Unity очень простой игровой движок с огромной документацией. Также пользователи выкладывают свои видеоуроки на Youtube , что очень облегчает процесс создания игры. Если что-то не получается или движок показывает проблему, которую вы не в состоянии решить, то есть мощное коммьюнити (форумы, сайты,посвященные Unity, ВК-паблики и т.д.). Unity - любимец инди-разработчиков. На нем было создано огромное количество инди-игр, завоевавших популярность в Steam, на консолях и мобильных платформах. Unity Technologies предоставляют Unity бесплатно, но с одним условием: ваш доход должен быть меньше 100.000$ в месяц.
Замечательное видео, в котором показаны одни из лучших игр на Unity 5 2015 и 2016 года:

Скачать и узнать цены можно здесь: Unity 5

Game Editor

Game Editor - софт для создания 2D игр. С Game Editor можно начать знакомство с созданием игр, изучить примитивный язык программирования и вообще попробовать себя в этом деле. Game Editor имеет приличную документацию и достаточно русских видеоуроков на Youtube . Этот игровой движок подойдет для тех, кто хочет создать игру для себя и друзей, но не для монетизации и последующей продажи.
Game Editor

Neoaxis

Neoaxis - универсальная среда для разработки 3D игр и приложений. В Neoaxis большой набор инструментов, язык программирования C# , набор демонстрационный игр и карт для быстрого старта, несложный интерфейс. Основная цель Neoaxis - создавать приложение под очки виртуальной реальности, симуляторы и тренажеры, но также этот движок подойдет и для создания игр. Плюсом Neoaxis является то, что сайт, документация и сам движок переведен на русский язык. Next-Gen графики от Neoaxis не стоит ожидать, так как здесь сказывается "универсальность" движка. Neoaxis не хватает красивой оболочки, потому что сейчас дизайн программы выглядит на 2006-2008 год, но не позже. Не хватает скорости работы и скорости рендера. Neoaxis поддерживает все известные платформы, поэтому движок ещё и мультиплатформенный.
Скачать с официального сайта: Neoaxis

Stencyl

Stencyl - программа для создания игр на IOS, Android и Flash без кодинга. Stencyl нацелен именно на создание 2D и 3D мобильных игр. Мобильные игры, сделанные на Stencyl , не раз попадали в топ App Store и Google Play. Stencyl удобен тем, что здесь не нужно изучать скриптинг, все действия уже прописаны в движке, вам нужно лишь выбрать какие использовать. На официальном сайте есть хорошая документация, но русских уроков не так много. Stencyl собирает свой топ игр, залитых на мобильные маркеты, с ними можно познакомиться здесь: stencyl.com/ . Stencyl не берет проценты с монетизации игр, но необходимо купить Indie(99$) под Web/Desktop или Studio(199$) под IOS, Android . Также есть бесплатная версия, но ее нельзя использовать в коммерческих целях.
Скачать с официального сайта: Stencyl

Kodu Game Lab

Kodu Game Lab - бесплатный визуальный инструмент для создания игр. Kodu - детище Microsoft . Microsoft уже много лет проводит ежегодные конкурсы для школьников и студентов, мечтающих делать собственные игры. В Kodu можно вставлять свои модели в формате FBX, OBJ , есть поддержка скелета. Kodu нельзя монетизировать, только некоммерческое использование. Kodu идеально подойдет для обучение программированию детей. Программирование здесь, конечно, не C# или JS , здесь нужно строить элементарные вещи, чтобы объект двигался, прыгал или что-то делал. Вот пример игры, сделанной на Kodu :

Скачать с официального сайта: Kodu Game Lab

Unreal Engine 4

Unreal Engine 4 - бесплатная программа для создания игр под Windows, Mac Os, IOS, Android, Linux, Web, Playstation 4, Xbox One и Virtual Reality , разработанная американской компанией Epic Games . Unreal Engine 4 - это не просто софт для создания игр, UE4 также является отличным редактором видео, на нем можно создавать видео, заниматься визуализацией и создавать проекты под очки виртуальной реальности. Unreal Engine 4 был платным игровым движком, но после Epic Games заявили: "If you like something, set it free! ", т.е. всеми любимый движок можно скачать абсолютно бесплатно. Единственное, чем нужно отблагодарить Epic Games - 5% с одной копии игры, что очень хорошо. Unreal Engine 4 в основном рассчитан на AAA(Triple A) проекты, то есть такие игры, как: Mortal Kombat X , Paragon . Поэтому 5% с одной копии - это очень маленькая сумма. Если вы решили использовать Unreal Engine в качестве редактора видео или хотите создать в нем фильм, то Epic не берет никаких процентов. Этот игровой движок имеет мощное коммьюнити и документацию, правда, не в России. В РФ почему-то прижился именно Unity , и он (Unity 5 ) имеет более заполненный магазин, читабельную документацию и море российских форумов, полностью посвященных именно Unity3d . Зато Epic Games имеет более строгие правила как к контенту, так и к своему движку. Например, вам будет очень трудно создать такие условия, чтобы UE4 крашнулся, когда Unity это делает очень часто. Магазин Unreal Marketplace , в отличие от Unity Asset Store , имеет только большие и стоящие паки моделей, скриптов, текстур и готовых сцен. В Unity Asset Store трудно найти что-то стоящее, ведь большинство ассетов - это вещи, которые давно не обновлялись и не дополнялись. Посмотрите видео ниже, на котором показана работа Landscape Auto Material :

Скачать игровой движок с официального сайта: Unreal Engine
Прочитайте более детальный обзор Unreal Engine здесь:

В этой стать пойдет речь о бесплатных программах для создания 2D и 3D игр. Данная статья нацелена не только на начинающих, но и подойдет уже более опытным.

Описаны будут программы, с помощью которых можно создавать как примитивные 2D игры, так и более сложные 3D игры с применением физики, высокой графики, написания скриптов и алгоритмов. В топе будут представлены движки и программы на которых создать игры может каждый желающий, так как для этого не нужно знать и писать специальные сложные скрипты, а также владеть языками программирования.

Так же этот топ может быть полезным и для людей, которые связаны с созданием игр и имеют опыт в программировании, работают с фреймворками и библиотеками.

Статья поможет тем, кто хочет дебютировать в этой сфере и сейчас подбирает оптимальный для себя движок. В топе будут описаны все плюсы и минуты представленных движков.

Будет сформирован топ 5 движков для создания игр, начиная с самых примитивных и простых, заканчивая более сложными. Этот топ формировался с учетом использования полностью бесплатных и доступных движков, а также с учетом актуальности и поддержки этих программ.

Выбранные и описанные в этой статье движки не будут самыми наилучшими, они просто максимально подходят для выполнения задач начинающих создателей игр.

Немного предыстории.

Раньше все игры создавались вручную под каждую платформу. Каждый раз целую игру писали с нуля. Затем разработчики игр заметили, что при создании игр есть множество рутинных задач, которые легче автоматизировать, написать такие решения один раз и дальше просто обращаться к ним из кода.

Таким образом появились библиотеки, фреймворки а затем и полноценные движки.

5 Место

Stencyl – конструктор игр, который поможет создать вам игры разных жанров в формате 2D , для таких платформ как Android , IOS , Windows а так же игры в формате Flash и HTML 5.

Конструктор представляет собой готовый выбор блоков событий, корзину удаленных действий, блоки предопределенных действий и многое другое. При этом разработчики данного конструктора дают возможность создавать свои события и реакции. Такой движок имеет большой набор инструментов и возможность работать с визуальным конструктором.

Простота и широкий спектр простых инструментов никак не уменьшает возможности данного конструктора для работы профессионалов. Движок дает возможность варианта написания кода на языке ActionScript 3.0.

С помощью данного движка можно создавать онлайн игры, так называемые флеш игры, в форматах Flash и HTML 5 которые можно запускать в браузере и размещать на вебсайтах.

Конструктор Stencyl дает очень полезную и интересную возможность разработки игры в команде находясь удаленно друг от друга используя общий сетевой интерфейс, чат и поддержку, которые предоставляются бесплатно на официальном сайте.

В этом конструкторе стоит отметить наличие магазина, в котором можно загрузить уже готовые сценарии, графику и многое другое.

Примером работы движка является множество онлайн флейш игр, которых полным-полно в сети интернет.

· Простота работы.

· Большое количество видео уроков и инструкций, а также поддержка на официальном сайте.

· Конструктор является полностью бесплатным.

· Возможность коллективной работы над игрой.

· Возможность применения собственных скриптов на языке ActionScript 3.0.

· Разработка игр для разных платформ.

· Англоязычный интерфейс.

· Не сразу понятный интерфейс.

4 Место

Kodu Game Lab – это визуальный редактор позволяющих создавать трехмерные игры без каких любо знаний языков программирования. Этот движок дает возможность создавать игровые миры, карты и размещать в них персонажей, для которых потом можно создавать задания или сценарии.

Все это можно делать без написания каких любо скриптов или знаний языков программирования.

Kodu Game Lab имеет много возможностей и на её базе можно создавать любой жанр игр. Из-за того, что интерфейс программы очень простой любой желающий может создать самую примитивную игру со своим сценарием и миром.

· Большое количество инструментов.

· Простота работы.

· Создание абсолютно любого жанра игр.

· Русскоязычный интерфейс.

· Не требуется наличие мощного компьютера.

· Плохая оптимизация.

· Низкие возможности создания игр.

· Невозможность создания дистрибутива для дальнейшей установки на другом компьютере.

· Невозможность создания своих текстур и добавления своих материалов.

3 Место

Unity – это мощный движок для создания игр. Этот движок является кроссплатформенным, позволяет создавать игры под популярные ОС, такие как Windows , MacOS , Linux , Android , IOS , а также для игровых консолей Xbox , Wii .

Этот игровой движок является очень популярным среди начинающих разработчиков, так как является бесплатным, функциональным и предоставляет возможность разрабатывать игры на все популярные платформы.

Установив специальные плагины (возможно платные) вы сможете создать примитивную игру без написания специальных скриптов, или алгоритмов. Таким образом даже далекий от программирования человек сможет создать простую игру и попробовать в работе данный движок.

В бесплатной версии Unity достаточно инструментов и возможностей для начинающих в этой сфере. Если вы уже бывалый game creator тогда скорее всего вам не хватит набора инструментов, которые присутствуют в бесплатной версии. Для того, чтобы более тонко настроить графику создаваемых вами игр, советую воспользоваться версией Pro .

Основные языки программирования, которые вам нужны для создания простых игр это C# и JavaScript.

Стоит заметить наличие магазина скинов, текстур и много другого, а также возможность использовать собственно созданные материалы в движке Unity .

Нужно отметить что большинство популярных игр для ПК и Смартфонов были созданы именно на этом движке, поэтому вы должны понимать на сколько это много функциональная и мощная платформа для создания игр.

Что бы понять все возможности данного движка советую ознакомиться с популярными видео играми, которые были полностью созданы на Unity – это Cities Skylines, Hearthstone: Heroes of Warcraft, Rust, Firewatch, Superhot, Kerbal Space Program.

· Ориентировочно-понятный интерфейс.

· Создание абсолютно любого жанра игр.

· Кроссплатформенность.

· Оптимизация.

· Большое количество видео уроков и инструкций.

· Движок является полностью бесплатный.

· Не требуется наличие мощного компьютера.

· Не подходит для начинающих.

· Закрытый исходный код.

· Устаревшая графика.

Несомненно, данный движок является во много раз лучше и функциональнее предыдущих, но, если его рассматривать со стороны более профессионального создания игр, тогда стоит понимать, что Unity устаревает.

2 Место

Unreal Engine – является довольно мощным движком для создания игр. Эта платформа даёт возможность создания 2D и 3D игр. Неотъемлемой частью таких современных и мощных движков является кроссплатформенность, и в Unreal Engine она довольно хорошо реализована. Можно создавать игр для всех популярных платформ как для смартфонов (Android , IOS ), так и для компьютеров под управлением (Windows , MacOS ).

Для данного движка на официальном сайте и в сети интернет есть довольно много документации и информации о работе с ним. Поэтому если вы мало знакомы с Unreal Engine вы сможете с легкостью найти всю нужную для старта информацию, а также при возникновении каких-либо проблем в ходе разработки, вы сможете обратиться на форму и обсудить либо найти решение проблемы.

Unreal Engine является полностью бесплатным движком для создания игр, который вы можете скачать с официального сайта.

Очень важно, если вы профессиональный разработчик и планируете создать довольно сложный и большой проект, тогда вам стоит обратить внимание на эту платформу, так как она имеет полностью открытый код и очень хорошо оптимизированную, современную графику. Что касается написания скриптов, то в движке используется язык программирования C++. Открытый код позволит вам добавить с движок свои библиотеки и фреймворки, что дает почти не ограниченные возможности в создании игр.

Хочу заметить, что, будучи не опытным в сфере создания игр, а также если вы не знаете основ программирования на С++, тогда не стоит начинать знакомство с разработкой игр с этого движка. Так как Unreal Engine является профессиональным инструментом для создания игр.

Что бы понять всю силу и возможности движка, можете просмотреть уже созданные на нем популярные проекты, такие как Gears of War 4, We Happy Few, Final Fantasy VII, Dead Island 2, Taken 7 и еще длинный список примеров возможностей.

· Огромное количество инструментов.

· Создание абсолютно любого жанра игр.

· Кроссплатформенность.

· Оптимизация.

· Большое количество видео уроков и инструкций.

· Собственные форумы, обсуждения в разработке игр.

· Движок является полностью бесплатный.

· Встроенный магазин дополнений.

· Возможность создания мульти плеера в играх.

· Высокий уровень графики.

· Открытый код

· Не подходит для начинающих.

· Сложный интерфейс.

1 Место

На первое место был поставлен CryEngine, хотя он и очень схож с Unreal Engine, но все же он сейчас является более популярным для создания современных игр, и развивается все больше и больше с каждым днем. CryEngine это самый популярный движок среди разработчиков сложных и современных игр с использованием самой лучшей графики, физики и т.д.

CryEngine – мощный движок для создания современных игр в любом жанре под все возможные платформы. Он так же является кроссплатформенным и позволяет создать игры под ОС Windows , MacOS , Linux , Android , IOS .

Он очень хорошо подходит для командной работы над проектами и позволяет создавать игры с применением самых последних знаний и возможностей. Так же у движка открытый исходный код, что даёт не ограниченные возможности в доработке движка и создании игр, которых еще никто не создавал.

Несмотря на то, что движок является мощным и позволяет работать и создавать игры высокой графики, он так же дает возможность создания 2D игр, которые будут не только красиво выглядеть.

Вот некоторые проекты, реализованные на CryEngine: CrySis, Star Citizen, Sniper: Ghost Warrior 3, Ryse: Son of Rome, Warface, первая часть FarCry и многие другие.

· Огромное количество инструментов.

· Создание абсолютно любого жанра игр.

· Кроссплатформенность.

· Оптимизация.

· Большое количество видео уроков и инструкций.

· Собственные форумы, обсуждения в разработке игр.

· Движок является полностью бесплатный.

· Встроенный магазин дополнений.

· Возможность создания мульти плеера в играх.

· Высокий уровень графики.

· Почти не ограниченные возможности в создании игр.

· Открытый код

· Не подходит для начинающих.

· Довольно требователен к компьютеру.

· Сложный интерфейс.

Заключение

В статье описаны самые популярные и, по моему мнению, лучше движки и конструкторы для создания как примитивных 2D игр, так и для разработки самых продвинутых новых видео игр.

Если вы хотите начать разрабатывать игры, но не знаете никаких языков программирования, тогда вам стоит подать свое внимание на 5-е и 4-е место. Такие движки помогут вам создать простенькие игры без знаний языков программирования и составления скриптов. Для создания своей игры вам хватит обычных визуальных редакторов этих движков

В том случае если вы уже довольно опытный game creator и хотите дебютировать со своим проектом, тогда стоит взглянуть на тройку лидеров данного топа и определиться какой проект и для какой платформы вы собираетесь реализовать.

Если вы определились с движком и с тем какой проект будете реализовывать, тогда можете смело приступать, а форумы, документация и сообщества разработчиков для этих платформ помогут в этом.

Все мы слышали про движки для создания игр, при этом мало кто понимает, что это такое.

Даже сами студии, занимающиеся разработкой видеоигр, дают весьма расплывчатое определение термина, точнее, толком не могут отделить саму игру от движка, на котором она строится.

Попробуем разобраться с вопросом, подходя к ситуации в роли , и рассмотрим самые популярные игровые движки : их особенности, сферы применения, слабые и сильные стороны.

Понятие

Игровой движок или game engine – это изначальное программное обеспечение, разработанное для создания на его основе компьютерных игр, зачастую определённого жанра.

Термин образовался в средине 90-х по отношению к шутерам вроде Quake, Wolfenstein и Doom .

Еще до возникновения такого понятия игровой мир заметил, что удивительно хорошо сочетали в себе:

  • трехмерную графику;
  • расчёт столкновений с объектами;
  • объемный игровой мир;
  • звуковую составляющую;
  • инвентарь (система вооружения) и другие правила.

Обратив внимание на это, разработчики начали выпускать собственные игры на основе того же Doom , с минимальными изменениями: перерисовка карт и прочих графических моделей, редактирование физического движка.

Преимущественное большинство движков создаются под определённый игровой жанр и часто для указанной платформы.

Использование game engine для нескольких платформ или жанров делает его менее унифицированным и оптимальным, он не раскроет свой потенциал.

Разновидности

Движки для разработки игр специализируются на жанрах.

Например, базовое программное обеспечение и экшена будет изрядно отличаться даже в основных составляющих. Несмотря на это, все они имеют ряд общих или схожих частей (строк кода).

В любой игре есть взаимодействие объектов , управление кем-либо или чем-либо при помощи геймпада, мыши и клавиатуры, вывод картинки и звука, наложение текста, рендеринг трехмерных объектов (в 3D-играх).

С учётом этого некоторые движки успешно используются для разработки развлечений разных жанров. изначально был платформой для создания шутеров от первого лица, но Gear of War (вид от третьего лица) и Speed Star (гонка) на его основе получились полноценными видеоиграми.

Шутер

Благодаря им появилось понятие движка, с них и начнём.

В какой-то мере платформы для создания стрелялок являются наиболее технологичными, проработанными и сложными. Кроме высококачественного , к игрушке выдвигаются следующие требования:

  • функция моделирования виртуального трехмерного мира с учётом динамики развития событий;
  • наличие контроля прицеливания;
  • высокая отзывчивость игровой механики;
  • значительная четкость прорисовки и детализация рук персонажа и оружия;
  • хорошая анимация выстрелов и взрывов на основе взаимодействия частиц;
  • реалистичное поведение окружающей среды в ответ на выстрелы и взрывы, в том числе разрушаемость объектов, из-за чего к таким движкам предъявляются высокие требования в области кинематики;
  • большой выбор вооружения с разными характеристиками;
  • проработанная модель движений и взаимодействия персонажей;
  • качество искусственного интеллекта при наличии одиночной игры;
  • многообразие игровых режимов и массовость в корпоративном режиме.

Платформер

Обычно это двухмерные развлечения, к ним требования более снисходительны:

  • немало внимания уделяется внешнему виду, кастомизации, поведению и анимации главного героя;
  • разнообразие так называемых перемещающихся платформ (падающие, движущиеся по разным траекториям, исчезающие, вращающиеся);
  • дополнительные платформы в виде ступенек, верёвок, лестниц, труб и система взаимодействия с ними;
  • наличие элементов головоломок;
  • многослойная геометрия;
  • простая физика взаимодействия объектов;
  • взаимодействие с иными игровыми персонажами (диалоги, бои).

Файтинг

Для них характерны большое разнообразие персонажей с уникальными способностями и техниками, отдельная анимация каждого из них, мимика и жесты, выполнение заданий на протяжении раундов, сложная система ударов, их комбинаций, защитных движение, комбо и спец-приемов.

Нередки в файтингах и сетевое взаимодействие, кастомизация персонажа, появление последствий драки (царапины, ссадины), добивающие приёмы.

Гонки

Для гонок создан не один игровой движок с учётом специфики игр.

Ввиду реализации мультипоточности, PhysX отличается наличием выделенного потока без каких-либо проверок. Это позволяет выполняться ряду задач одновременно в параллельных потоках.

Тесселяция позволяет добиться , что положительно отражается на цветовой коррекции, наложении шума и зернистости на изображение в реальном времени.

Объемный туман, размытие в движении, параллакс для любой поверхности, значительная точность и высокая детализация – не все преимущества движка.

Звуковая составляющая поддерживает трехмерное позиционирование, отчего появляется ощущение трехмерного пространства и возможность вычислить источник звука.

Прочий функционал:

  • визуализация сцен с широким цветовым пространством;
  • использование десятков источников света в кадре;
  • полностью динамическое освещение;
  • размытие в движении без влияния на производительность;
  • отличное распараллеливание процесса визуализации;
  • расчёт распространения звука, его поглощение и отражение от преград;
  • множество условий боя;
  • удобная и понятная система скриптования;
  • система анализа топологии ИИ;
  • персонажи наделены зрением, слухом и прочими чувствами, что делает их серьёзными противниками;
  • групповое поведение.
  • сложность процесса портирования игр на консоли;
  • не оригинальная разработка, а усовершенствованный X-Ray (факт не доказан, но намёки на это есть);
  • поддержка DirextX12 не реализована.
  • улучшена графическая часть;
  • разрушаемость моделей и прочие преимущества PhysX;
  • нет спецэффектов ради спецэффектов (добавляются только необходимые).

Игры: серия Metro, в том числе разрабатывается Metro Exodus, и Arktika.1.

Яркий пример реализации личных амбиций и один из немногих всемирно известных движков, созданных на просторах СНГ.

Anvil

Создан дочерней компанией Ubisoft, используется для выпуска и только внутри компании.

Первой игрой была первая часть Креда Убийцы, затем появился симулятор сноуборда и Prince of Persia.

Любая из них вызвала массу удивления и привнесла в мир виртуальных развлечений немало нового.

Поддерживается на PC, PS всех версий, Nintendo, Wii и Xbox.

Код написан на C++, модели нарисованы в ZBrush, а окружающий мир – в 3ds Max. Для правильной скелетной анимации задействовано . Физику виртуального мира моделирует легендарный Havok. В последних релизах было уделено немало внимания смене времени суток, динамическому освещению и дистанционной прорисовке. Также в него была интегрирована прогрессивная схема растительности (как в Far Cry 2) с новым ИИ, важным отличием коего является усовершенствованная система навигации NPC. Реализация и отладка Direct3D 10/11 хоть и весьма затратные, работа все же была проделана.

Среди неназванных особенностей движка выделим следующие:

  • оптимизация работы на многоядерных системах, вплоть до 32 потоков;
  • запуск игр на нескольких экранах в панорамном режиме;
  • сложный шумовой туман, способный симулировать песчаную бурю без падения fps;
  • эффекты преломления, отражения и рассеивания света в воде;
  • до шести отличающихся персонажей в одной кат-сцене;
  • большинство анимаций снято с реальных актеров;
  • в одной сцене может находиться до 3 тысяч участников, что позволяет устраивать массовые баталии, лишь бы ПК справился с нагрузкой;
  • NPC активно реагируют на героя, могут нападать одновременно, а не поочерёдно;
  • технология отсечения моделей и сортировка объектов по глубине прорисовки.
  • требователен к ресурсам;
  • не лицензируется;
  • долго не поддерживал DirectX 10 и 11.
  • хорошая реализация многопоточности;
  • работает на PC и множестве консолей;
  • возможность реализации массовок при участии сотен игровых персонажей.

С Ubisoft, в плане устроить массовую заваруху и нагнать побольше людей в одно место, не сравнится никто.

Creation Engine

Довольно новый движок от американской студии Bethesda, которая продемонстрировала его возможности в Skyrim. Как и предыдущие решения, создан только для нужд его разработчика. За основу был взят Gamebryo – подспорье для Oblivion и его аддонов.

Первое, что интересно в технологии – поддержка огромных локаций с дальней прорисовкой, свободным и быстрым перемещением.

Большое внимание уделено работе с водой и снегом, а система автоматической генерации осадков, камней, деревьев и травяного покрова самостоятельно определяет пропорции создаваемых объектов в зависимости от местности.

Улучшенный ИИ, использованный в Oblivion, более правдоподобно симулирует жизнь людей и их отношение к главному герою.

Концепция управления развитием сюжета способна генерировать дополнительные задания с учётом стиля игры.

Система построения деревьев изрядно переработана в новой версии движка, что позволило разнообразить растительный мир, и разгрузить для её просчёта.

Для анимации персонажей использован посторонний инструмент от Havok.

Особенности:

  • наличие редактора уровней Creation Kit для геймеров и разработчиков модов;
  • в Fallout появился основанный на физике рендеринг;
  • масса инструментов для модостроителей;
  • простота переноса модификаций на консоли.
  • не лицензируется;
  • тяжело создавать двуручное оружие;
  • система поведения персонажей достаточно слаба.
  • есть редактор модов, которые будут работать на любой платформе;
  • большая дистанция прорисовки;
  • уникальная схема генерации деревьев и их анимации.

Ничего лучшего для моддеров пока не придумано, поэтому больше, чем для Fallout, их создано только для Oblivion.

CryEngine 4

Последняя версия движка от немецкой компании Crytek для шутеров от первого лица.

Самый удачный пример использования – .

С 2016 года движок стал распространяться по схеме «заплати, сколько не жалко», но только для игрового использования.

Особенности и возможности:

  • наличие огромных территорий, причем не коридорных;
  • локации создаются без швов;
  • поддержка инверсной кинематики персонажей и транспорта, его взаимодействия с окружающей средой;
  • имитация различных нетвёрдых объектов: ткань, вода;
  • огромный арсенал с уникальными характеристиками каждого вида оружия;
  • скриптовый и командный интеллект;
  • можно изменять параметры ИИ, не имея знаний в области программирования;
  • интерактивное музыкальное сопровождение – музыка соответствует ситуации;
  • полная поддержка звуковой системы 5.1;
  • воспроизведение звуков природы с учётом среды, отражения и поглощения звука;
  • реалистичный эффект жары и пожара;
  • прозрачность стекол – можно видеть, что находится в зданиях;
  • эксплуатация карт высот для получения многоуровневой среды с видимым расстоянием до 2000 м;
  • невероятные возможности работы с освещением и тенями, что отлично демонстрирует Crysis;
  • объемный густой туман и дым для придания атмосферы;
  • наличие необычных физических эффектов (например, нанокостюма).

Дисклеймер: если Вы хотите создать лучшую игру, Вам придется научиться программировать.

Но если перспектива мучиться с C++, чтобы создать очередной Майнкрафт, Вам не прельщает, существует много способов разработки игр для тех, кто не владеет кодированием.

Ниже представлен топ 5 движков, которые не требуют глубокого знания программирования. Тем, кто уже интересовался этим вопросом, рекомендую посмотреть на специализированном ресурсе подборку: программы для создания игр для энтузиастов разного уровня подготовки. Там можно сравнить характеристики таких приложений, доступные наборы функций и качество готовых “продуктов”.

GameMaker


Ладно, я соврал в названии этой статьи – этот движок вряд ли можно причислить к числу тех, которые не требуют от Вас знания кодирования. Так что же такое Lumberyard? Почему он в этом топе?

Lumberyard – это новый игровой движок от Amazon, разработанный на CryENGINE. Этот бесплатный движок создан для того, чтобы привлечь людей разрабатывать игры для Amazon Web Services (AWS), но его можно использовать и для своих целей. Lumberyard интересен тем, что его инструмент визуального скриптинга разработан специально для дизайнеров и разработчиков, не обладающих обширным опытом. Lumberyard позволяет добавлять функции, связанные с облаком, в игру. Lumberyard – это совсем свежий движок, поэтому нужно подождать и посмотреть, как он будет себя вести и будет ли он отвечать всем обещаниям разработчиков. В конце концов, этот движок может создать серьезную конкуренцию Unity и Unreal.

Ранее мы затрагивали тему бесплатных игровых движков — . Правда название статьи дали более простое, чтобы привлечь больше желающих сделать свою 2D/3D игру.

В этом обзоре я решил рассмотреть более серьезные игровые движки CryENGINE 3, Unreal Engine. А также посмотрим на новую версию Unity3D.

CryENGINE 3 Free SDK

CryENGINE 3 — бесплатный игровой движок созданный компанией Crytek, которая выпустила первую версию движка в 2002 году. Третья же версия появилась на свет в 2009 году. Мировая известность этого движка оправдана потрясающими графическими показателями выпускаемых продуктов, некоторые из которых выглядят невероятно фотореалистично.


Возможности:

  • Лучшей демонстрацией возможностей я считаю уже готовые игры и тут у CryENGINE 3 есть чем похвастаться. За все время этот движок использовался разработчиками таких игр как Far Cry, Crysis и AION. Конечно же, список созданных игр гораздо больше, но я привел наиболее известные игры.
  • CryEngine 3 является кроссплатформенным движком и поддерживает PC, PlayStation ® 3 и Xbox 360 ™.
  • Импортировать текстуры можно из 3ds max, maya а также из предыдущих версий движка.
  • Процитирую слова основателя компании Цеват Ерли: «Движок был готов к следующему поколению еще 3 года назад. У нас давно есть продвинутая система частиц, GPU-рендеринг, Deferred shading, тесселяция, поддержка DX11 и так далее» — Действительно, реальные примеры созданных игр, говорят о многом.

Примеры игр: на официальном сайте представлены наиболее популярные игры на CryENGINE http://mycryengine.com/index.php?conid=68

С чего начать?

SDK скачивается в виде архива, без инсталлятора. В архиве содержится несколько папок, каждая из которых имеет свое назначение. Например, для запуска редактора используйте папки bin32 или bin64 (в зависимости от разрядности вашей системы). Файл редактора editor.exe , ну а для просмотра результата — launcher.ex e.

Собственно это небольшое пояснение, к тому, что Вы скачаете, все остальное Вам расскажут многочисленные видеоуроки. К счастью, данный движок оказался очень популярным и для него есть целое русскоязычное сообщество (ссылка ниже), тут Вы найдете обучающие материалы и сможете задать вопрос. Это, несомненно, играет в пользу движка для русскоязычных разработчиков, ведь процесс разработки игры не так прост, и не обходится без ознакомления с технической документацией.

Ограниченность бесплатной версии состоит в том, что Вы не сможете получить лицензию и распространять (продавать) разработанную Вами игру.

Язык интерфейса: Английский

Unreal Development Kit (UDK)

Unreal – именно это слово разработчики Unreal Engine решили использовать не только в названии движка, но и в названии некоторых игр — «Unreal», Unreal Tournament, Unreal Championship. В числе выпущенных продуктов присутствуют также Mass Effect, XCOM, Borderlands 2 и еще более сотни необычных игр, получивших мировое признание.


Возможности:

  • Unreal Engine является кроссплатформенным движком и поддерживает IBM PC-совместимый компьютеры, Xbox 360, PlayStation 3, Wii, Android. Если быть точнее, разработать игру Вы сможете на Windows, а запустить полученный продукт на вышеописанных игровых консолях и конечно же самой Windows.
  • Изначально движок приспособлен под создание шутеров, но также подходит для других жанров, например, ММО игр.
  • Графика на очень высоком уровне. Высокая детализация теней и света. Присутствует система расчета освещения Unreal Lightmass.
  • Встроенный редактор имеет огромный набор встроенных инструментов, среди них FaceFX Studio (анимация лица), редактор меши, Unreal Facade (разработка архитектуры и зданий), Unreal PhAT (работа с физикой) а также редакторы анимации, текстур, звуков, уровней, ландшафта и прочие.
  • Скриптинг осуществляется на языке Unreal Script, который включает в себя множество функций, упрощающих разработку 3D игр. Несмотря на некоторые трудности вроде наследования классов, внешний вид кода на Unreal Script похож на тот же C/C++.

Примеры игр: вот плюс к тому, что выше написал — http://www.unrealengine.com/en/showcase/

Язык интерфейса: Английский

Unity3D

Движок, стремительно набирающий популярность среди новичков. Причина тому вполне естественна – легкость и интуитивность, как интерфейса, так и в целом системы конструирования игры. Масса видеоуроков и качественная документация дают дополнительное преимущество этому движку. В работе Unity3D довольно производителен и стабилен.



Возможности:

  • Мультиплатформенность игр и самого движка. Поддерживаются Android, iOS, Blackberry, Windows XP/Vista/7, OSX, Wii, Playstation 3, Xbox, Flash, Web Player. Особо хочется подчеркнуть веб-плагин, ведь теперь можно играть в созданные 3D игры прямо в браузере, ниже c примерами игр я привел ссылку.
  • Охвачены практически всевозможные жанры современных игр, это действительно впечатляет (http://unity3d.com/gallery/made-with-unity/profiles/)!
  • Упрощенный импорт текстур, звуков, шрифтов. Для импорта достаточно перетащить элементы в папку с текстурами на панели движка. Поддерживаемые форматы: JPEG, PNG, GIF, BMP, TGA, IFF, PICT, PSD, TIFF (изображения); FBX, COLLADA, 3DS, DXF (3D модели); MP3, OGG, AIFF, WAV, MOD, IT, S3M, XM (аудио).
  • Скриптинг. Скрипты можно писать на JavaScript, C# и диалект Python’а под названием Boo. Чаще всего код пишут на JavaScript, к тому же, практически вся справка к Unity содержит примеры именно на JavaScript. Проверить работу скрипта можно сразу в игре, не покидая окна Unity.
  • Графическая система хорошо оптимизирована и работает на DirectX(включает поддержку DirectX 11) и OpenGL. Есть поддержка отложенного освещения(Deferred Shading) и теней в реальном времени. Так же присутствуют встроенный генератор ландшафтов и встроенный редактор шейдеров.
  • Если хотите разрабатывать игру в команде, для Вас в движке предусмотрена система совместной разработки — Asset Server.

Примеры игр: Bad Piggies, Wasteland 2. В некоторые игры можно поиграть прямо на сайте Unity (требуется установка специального плагина UnityWebPlayer)

Язык интерфейса: Английский

С чего начать?

На нашем форуме есть тема посвященная этому движку (ссылка ниже). Тут Вы найдете видеоуроки и прочий материал по изучению Unity3D.

Подытожим. Что выбрать?

Разумеется, для выбора движка Вы должны четко знать, под какую платформу собираетесь разрабатывать игру. Под мобильные платформы выбирайте между Unity3D и Unreal Development Kit(UDK). Самый богатый выбор платформ у Unity3D: Android, iOS, Blackberry, Windows XP/Vista/7, OSX, Wii, Playstation 3, Xbox, Flash, Web Player(в бесплатной версии большинство платформ исключены).

Жанр игры:

На этих трех движках можно сделать игру любого жанра, но CryENGINE 3 и UDK будут более ориентированы на FPS(шутеры). Гоночные симуляторы — UDK, т.к лучше дело с физикой, но и Unity также подойдет.

Обучение/Интерфейс:

Скриптинг является неотъемлемой частью разработки игры и Unity тут на высоте. Разобраться с написанием простых скриптов у некоторых новичков получается даже без документации. Что касается обучающего материала, в рунете его хватает для всех вышеописанных движков, но Unity3D и тут лидирует.

Графика:

В обзоре приведены примеры готовых продуктов, уже их достаточно, чтобы сделать выводы. CryENGINE 3 превосходит конкурентов, но нельзя говорит про явное превосходство. Unity в бесплатной версии лишился многих технологий, полный список возможностей смотрите здесь — https://store.unity3d.com/ (кнопка «read more» > «License Comparison»)

Выбирайте движок исходя из своих потребностей и знаний. Стоит все-таки попробовать каждый и выбрать что Вам ближе и проще.

Loading...Loading...