Нажмуддин Хузи (Гоцинский). Восхваление Кутба всех Авлия Хаджи бин Киши КС. Ранние годы, юность


بســـــم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين
الصلاة و السلام على محمد و على آله و اصحبه اجمعين

عَلى الذِكْر دُم وَ اتْرُكْ سِوَاهُ كَمَا افتى بِهِ الشَيْخ بَحْرُ الْفَيْض سَيِّدِنَا كُنْتَا اِمَامُ الْهُدَى جَمُّ الْكَرَامَتِ مٌرْشِيد بِسَاحَتِه نَحْلُ الْوَرَى تَبْحَثُ النَّبْتَا اِلَى اَنْ رَعُوا زَهْرُ الْهُدَى فِي رِيَاضِهِ وَ يَرْعَى الَّذِى لَمْ يدنه المهم الموتى و مُصْلِحُ مُعْوَخِ القُلُوبِ بِنَظْرَةٍ كَمَا يُصْلِحُ النَّجَارُ اَخْشَابَهُ نَحْتَا فَيَالَهُ مِنْ شَمْسٍ اَضائِتْ بِنُورِهَا مِنْ مَلاءِ الْأعْلَى جَوَانِبِهَا السِتَّا اَوْلِيَاء الله تَحْتَ لوَائِهِ اِلَى غَايَةٍ صَارُو بِهَا عَدَمًا بَحْتَا فَيُطْرِبُهُمْ بِالُوَجْدِ حَتَّى تَرَاقَصُوا وَ لَا ضَرَبُوا عُودًا وَ لَا سَمِعُو صوتا يُجَاذِبُهُمْ جَذْبٌ مِنْ اللهِ مُوصِلٌ اِلَى حَضْرَةِ لَا تَسْتطِيعُ لَهَا نَعْتَا فِيَا لسَكارى الجَذْبِ وَ الرَاحُ وَاحِدٌ فَمَا بَالُهُمْ فِي السَّكْرِ اَحْوَالَهُمْ شَتَّى يَطِنُونَ بِالْاَذْكَارِ مِنْ كُلِّ وُجْهَةٍ فَمِنْ رَاشِفٍ شُهْدًا وَ مِنْ آكل بُرْتًا فَكَمْ مُزْعن ريان مِنْ بَحْرِ الْفَيَضِهِ وَ كَمْ مُنْكِرٍ قَدْ رُدَّ عَنْ شَطِّهِ مَقْتَا هُوَ العُرْوَةُ الوُثْقَى لِمَنْ قَدْ مَسَّكُوا بِهِ وَ غِيَاثٌ يُدْرِكُ اَلْغَوْثُ وَ الْفَوْتَا لَهُ كَلِمَاتٌ حَارُ فِي فَهْمِهَا الْوَرَى وَ الحواله العُظْمَا مَلأْنَ القٌرى صِيتَا ذيله يعبر بِك البحر التى تَرَى اَوْلِيَاءَ اللهِ فِي شَطِّهَا مَوْتَا رُفَعْتُ عَلى رُغْمِ الْأعادى بِاَنَّهُ اِمَامُ رِجَالُ الْغَيْبِ بَلْ قُطْبُهُمْ صَوْتَا وَ يَقْبَلُ قَوْلِي فِيهِ مَنْ طَلَبَ الْهُدَى وَ لَمْ يَأْبَه اِلَّا الَّذِي تَبِعَ الُجِبْتَا

اَنْشَاها العالم العلامة نجم الدين الحزى في مدح قطب الاولياء الحج كُنْتَهْ قُدِّسَ سِرُّهُ


Бисмиллах1иррахьманиррахьим

В совершении зикра будь постоянен. Оставь все, кроме этого 1 . Как это определил Шейх, который есть «море щедрости» (даров Аллаха), господин наш Кунта, Имам правильного пути, обладающий множеством караматов 2 , являющийся муршидом 3 . На его пастбище 4 , люди словно пчелы, собирающие мед, усердствующие в нахождении цветков верного пути. А те, кто отдалились от него (от его пути), они лишь усердствуют в нахождении пустыни мертвой (не приносящей пользы им). Он взглядом своим единым выпрямляет искривление сердец 5 , как столяр очищает древесину от опилок. О какое солнце осветило своим светом все шесть сторон всего сущего с ангелами его! Авлия 6 последовали под знаменем его, и достигли конца 7 , где в отсутствии себя 8 они счастливы. Он радует их восторгом так, что тела их задвигались (раскачивались) в экстазе (джазб, шовкъ, халь, асар), не от игры на лютне и не от распевания песен. Это их притягивает божественная любовь, и доставляет их к Хазрату 9 , который описать мы не в силах. О опьяненные притяжением божественной любви! Безмятежность 10 их была одна, но что же с ними? В опьянении их состояния разны 11 . Каждый восхваляет Бога на свой лад. Сколько же из них сосущих мед, сколько же вкушающих сахар 12 . Как много последовавших его путем, обильно напоенные из моря щедрости его (которое есть море щедрости даров Аллаха). Как много отвергших его путь, отторгнутые от берега его, будучи ненавистными Аллаху. Он есть «надежная связь 13 » для тех, кто ухватился за него, и спасение настигающее беспомощных. У него есть слова, в постижении смысла которых в растерянности мужи 14 . Его великие состояния наполняют сёла, его прославляя 15 . Так ухватись же за подол аби 16 его, он перенесет тебя через море, на берегу которого ты видишь Авлия бессильных (перейти его 17 ). Восхваляю я его, возвышаю его, наперекор врагам его. Он есть Имам людей сокрытого 18 , более того он есть их Кутб 19 , голосом своим восхваляющим Бога. Это слово мое о нем воспримет тот, кто ищет верный путь. И отвергнет его тот, кто следует идолу (следует своим страстям).

Нажмуддин Хузи (Гоцинский).
Восхваление Кутба Авлияов Кунта-Хажи, да будет Свята его Тайна.

С арабского на русский язык перевел Камайлаев Усман (с.Дуба-юрт, Чечня).

Примечания:


  1. Наша госпожа Айшат сказала: «Посланник Аллаха (с.а.с) постоянно поминал Аллаха»

  2. Карамат - чудо совершаемое святыми с Божьего дозволения.

  3. Муршид - указывающий правильный путь.

  4. На его пути, который есть путь Пророка (с.а.с), его сахабов, праведных.

  5. Очищает сердца от болезней его: от зависти, ненависти, высокомерия и т.д., ибо он есть врачеватель сердец.

  6. Приближенные к Аллаху, святые.

  7. То есть познали Бога.

  8. В познании Бога они победили собственное Эго, подавили свой нафс, как бы растворились в пути.

  9. Хазрат - присутствие Бога, ощущение нахождения рядом с Богом.

  10. До опьянения любовью к Богу их состояние было одинаковым.

  11. Каждый в зависимости от степени познания Бога опьянен любовью к Богу соразмерно его познанию.

  12. Как разнятся их познания Бога, также разнятся скрытые знания, получаемые ими на пути.

  13. Всевышний Аллаха говорит (по смыслу): «Кто верует в Аллаха и отверг веру в идолопоклонство и все, что отклоняет его от истины Аллаха, тот уже обрел надежную связь, которая сохранит его, чтобы он не упал в бездну неверия в Аллаха». (Бакъара:256)

  14. Слова «1алаллах1 1улиллах1» عالى الله عوا لله

  15. Его великие состояния, такие как любовь к Богу, богобоязненность, усердие в поклонении Аллаху и т.д. заражают сердца людей любовью к Богу, славя его перед Господом.

  16. Аба - шерстяной плащ. То есть, встань на его путь, который есть путь поклонения Аллаху.

  17. Его приближенность к Аллаху выше других, хотя все они рабы Божьи, но степени их приближенности к Аллаху разные.

  18. Люди скрытого - святые, приближенные Аллаха, Авлия, которым Аллах открыл скрытые знания.

  19. Кутб - тот единственный, который есть место смотрения Аллаха в мире (1алам) в каждую эпоху, и у него сердце, подобное сердцу Исрафила, пусть будет мир над ним. (из книги «Собрание основ об Авлия» Зиуддин Ахмад бин Мустафа). Ибн Масуд передал следующий хадис: «Поистине у Аллаха, свят Он и Велик, есть 300 рабов, у которых сердце как у Адама (а.с), и у Аллаха есть 40 рабов, сердца которых на подобие сердца Пророка Мусы (а.с), и у Аллаха есть 7 рабов сердца которых наподобие сердца Пророка Ибраhима (а.с), и у Аллаха есть 5 рабов сердца которых подобны сердцу Жабраила (а.с), и у Аллаха есть 3 раба сердца которых подобны сердцу Микаила (а.с), и у Аллаха есть один раб сердце которого подобно сердцу Исрафила (а.с). И когда этот раб умирает, Аллах ставит на его место раба из трех рабов. Когда умирает раб из трех, Аллах ставит на его место из пяти рабов. Когда умирает раб из пяти, Аллах ставит на его место раба из семи. Когда умирает раб из семи, Аллах ставит на его место раба из 40. Когда умирает раб из 40, Аллах ставит на его место раба из 300. Когда умирает раб из 300, Аллах ставит на его место раба из людей. Из-за них вы живете и умираете, из-за них бывают дожди и произрастают растения. Из-за них вы оберегаетесь от бед. Ибн Масуда спросили: «Как это мы живем и умираем из-за них?» Он ответил: «Потому что они просят Аллаха об увеличении количества мусульман и они увеличиваются. Они просят погибели притеснителям и тиранам и они погибают. Они просят дождь. Просят об произрастании растений и они произрастают. Просят об избавлении от всяких бед и Аллах избавляет их». (Имам Жалалуддин Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти)

К середине мая 1921г. закончились боевые действия частей Красной армии и партизанских отрядов по подавлению антисоветского восстания. Предводитель восстания Нажмуддин Гоцинский, скрываясь на алмакских хуторах Хасавюртовского округа, прилагал усилия, чтобы вновь организовать единомышленников к дальнейшей борьбе. Для восстановления прерванной связи с эмигрантскими центрами за границу был отправлен бывший офицер «Дикой дивизии» Ахмед Хан Аварский.

«Последний в 1922г. возбудил перед Советом Лиги Наций ходатайство о признании Гоцинского главой «будущего независимого государства на Кавказе» и оказании помощи в свержении Советской власти». /1, С.36/ Идею поддержали и Н.Гоцинскому была обещана помощь.

В том же году в Стамбуле создается политическая организация «Анатолий Шеркет», законспирированная под коммерческое предприятие.

«Фирма «Анатолий Шеркет» была организована Ханом Аварским на 1 млн. рублей, которые дал я, – сообщал впоследствии на допросе Н.Гоцинский. – Кроме того Франция ежемесячно выплачивала фирме по 9 тыс. рублей. Доходы с этой фирмы должны были идти на дело освобождения Кавказа» /2, С.20/

Н.Гоцинский установил связь с главарями действующих группировок в Чечне и Ингушетии А.Митаевым и А.Шамилевым, готовых по первому сигналу выступить против Советской власти.

В непростой внутриполитической обстановке, сложившейся в данном регионе органы Советской власти применяли меры по предотвращению действий группировок, такие как, административная высылка пособников, укрывателей, изъятие оружия у населения и т.д.

«Сочетание карательных мер с широкой агитационно-массовой работой стало сказываться». (3, С.68) В конце ноября 1923г. при содействии советских органов в с.Кахиб был проведен съезд мусульман Дагестана. В своем воззвании съезд призвал верующих к борьбе против Гоцинского и его банд. (4, С.3) Эти и другие действия чекистов затруднили деятельность повстанцев и в декабре 1923г. Н.Гоцинский через своего родственника подполковника З.Доногуева сообщил в Даг.отдел ОГПУ о своем желании прекратить сопротивление.

Однако, в 20-х числах февраля 1924г. в ставку Гоцинского прибыли два агента английской разведки под видом инженеров, производивших промышленную разведку в горах. Агенты заверили Гоцинского в поддержке со стороны Англии и передали последнему деньги для дальнейшей подготовки организации борьбы. Изменив свое решение выйти с повинной, Гоцинский сочиняет «Ноту Советскому правительству», в которой клеймит политику большевиков и через посредников пытается переслать ее руководителям Советской власти для ознакомления.

15 апреля 1924г. на хуторе Нижелой Шатоевского округа Гоцинский созывает сбор (около 100 чел.) на котором было оглашено письмо Саид Бея Шамиля. В послании говорилось о скором приезде внука Шамиля, о получении партии оружия, о денежной помощи и др. Собравашиеся наметили мероприятия для дальнейшей борьбы против Советской власти.

В конце апреля 1924г. оперативный отряд сотрудников Даг.отдела и бойцов 48-го дивизиона ОГПУ начал операцию по ликвидации ставки Гоцинского, находящейся в районе 4-го участка Хасавюртовского округа (ныне Казбековский район).

12 мая операция была успешно завершена полной ликвидацией «дылымской» базы Гоцинского с взятием в плен около 100 повстанцев.

В это же время Чеченским отделом ОГПУ был арестован Али Митаев, что лишило Гоцинского опоры в Чечне.

19 мая 1924г. Гоцинский вновь через З.Доногуева обратился в Даг.отдел ОГПУ с предложением о встрече, однако, со стороны чекистов в переговорах было отказано.

«Одной из главных причин, побудивших Гоцинского к такому трюку, являлось то, что он, как и в конце 1922г., реальной помощи от империалистов не получил». (5, С.66)

В сентябре 1924г. через Батуми от англичан поступила партия оружия и мануфактура. Захват Гоцинским крепостей Ботлих, Ведено, Шатой должен был послужить сигналом для начала нового антисоветского восстания.

В апреле 1925г. в сел.Зумсой состоялась встреча Гоцинского с майором английской армии Вильямсом и турком-переводчиком Халилом. От англичан вновь была получена гарантия на поддержку восстания.

«Он (Вильямс –Авт.) заверил меня, что Англия твердо решила изгнать большевиков из Кавказа, а для этого готова организовать восстание, обеспечить оружием и всем необходимым, в том числе и высадкой десанты на черноморском побережье». (6, С.20) Такой поворот дела поднял дух в повстанческом лагере.

«В свою очередь представительство ОГПУ на Северном Кавказе разработало план решительных действий по ликвидации очагов враждебных группировок и в составе сотрудников и бойцов Дагестанского, Чеченского, Владикавказского, Терского, Кабардино-Балкарского отделов ОГПУ совместно с частями Красной Армии под общим руководством полномочного представителя ОГПУ на Сев.Кавказе Е.Г.Евдокимова и командующего войсками Северо-Кавкасзкого военного округа И.П.Уборевича, действуя по плану, начали одновременно сжимать кольцо вокруг банд Гоцинского…» (7, С.74) Отряды повстанцев с боями стали отходить в лесистые места горной Чечни.

30 августа 1925г. под хутором Ведучи произошел бой, в результате, которого повстанцы отступили в Дайское ущелье, а затем в течение четырех дней были разбиты.

5 сентября специальная оперативная группа в составе начальника Чеченского отдела ОГПУ С.Н.Миронова, его заместителя Г.Г.Крафта, бывшего заместителя начальника Даготдела ОГПУ Л.И.Когана и других арестовала Н.Гоцинского и некоторых его сподвижников.

По воспоминаниям жителя сел.Гаквари Абдурахманова Сажида в годы его учебы в сел Гима «советские власти обещали большое вознаграждение тому, кто укажет место, где скрывался имам Нажмуддин. В конце концов, по наводке некоторых местных предателей на хутор «Чай», где скрывался имам Нажмуддин послали посредников с предложением сдаться…Имам ответил, что он готов принять условия, если «советы» освободят 16 чеченцев из заключения, арестованных из-за него. Большевики согласились и выпустили задержанных». (8, С.18)

Абдурахманов С. был свидетелем выхода Н.Гоцинского к чекистам:

«Здесь же на берегу реки он сделал омовение, совершил намаз в два раката, прочитал молитву (дуа), хорошенько подтянул обвисший из-за похудения живот, обвязав его полотенцем (кинжал, пояс и газыри с черкески у него отобрали чекисты – Авт.).

Бросив взгляд в сторону предателей, имам сказал по-аварски: «С вами я буду говорить в день Страшного суда» (9, С.18)

Разгром Гоцинского в значительной степени был осуществлен силами отдельных частей 11-ой Красной армии, краснопартизанских отрядов, отделами ОГПУ, а также благодаря планомерной работе советскими органами по закреплению достигнутых успехов. Политические, социально-экономические и культурные изменения, происшедшие в Дагестане, вызвали к середине 20-х годов перелом в настроении трудовой массы горцев, взявшей курс на мирное созидание. Однако, это не означало, что с классовой борьбой было покончено.

Доного Хаджи Мурад ,
кандидат педагогических наук, доцент ДГУ

1.Чекисты Дагестана: Сборник. – Махачкала. 1985.
2.Дело №7695. Архивное уголовное дело на Н.Гоцинского // Ахульго, №3, 1999.
3.Сулейманов С.И. На страже завоеваний Октября. Махачкала. 1974.
4.Красный Дагестан. №262.1923.
5.Сулейманов С.И. Из истории чекистских органов Дагестана. Махачкала. 2000.
6.Дело № 7695. Архивное уголовное дело на Н.Гоцинского.
7.Сулейманов С.И. На страже завоеваний Октября.
8.Мухтаров У. Предания о Нажмуддине Гоцинском в Чечне.// Ахульго. №3, 1999.

(1859, по другим данным, 1865, село Гоцо Аварского округа Дагестанской области, – 1925, Ростов-на-Дону). Сын наиба (начальника) при имаме Шамиле, который за услуги царскому правительству в подавлении восстания горцев Чечни и Дагестана (1877) был произведен в штабс-ротмистры по гвардии и награжден землями. Гоцинский унаследовал от отца и брата большое состояние, крупный помещик, ученый-арабист, член Дагестанского народного суда, затем наиб Койсубулинского участка Аварского округа. Принимал участие в событиях 1905, тайно сочувствуя социалистам.

После Февральской революции 1917 член Временного областного исполнительного комитета Советов (кроме рабочих и солдат, вошли представители национальной интеллигенции, помещиков и предпринимателей), созданного 9 марта в областном центре Дагестана – Темир-Хан-Шуре. На 1-м съезде горских народов во Владикавказе (май) избран муфтием (главой Духовного управления мусульман) Северного Кавказа и вошел в состав сформированного Центрального комитета Союза объединенных горцев Кавказа, так называемое горское правительство, которое находилось в Терской области наряду с казачьим правительством. В связи с победой социалистов на выборах в областной исполнительный комитет на 1-м Дагестанском областном съезде Советов (август) Гоцинский не был избран в его состав. В своем обращении-исповеди летом писал: ”Когда на политическом горизонте взошло солнце свободы, люди в понятиях о свободе разделились. Одни из них захотели свободу, согласованную с шариатом. Эта свобода – освобождение последователей пророка Магомета от тиранической власти... Нет такого человека, кто мог бы освободить народ от Божьих требований и сделать его независимым от Бога... Но есть еще другая партия среди народа. Эта партия свободу понимает как социальную свободу. Эта последняя свобода освобождает народ от тирании царской власти, освобождает также от Божьей власти и его требований. При таких обстоятельствах каждый умный человек поразмыслит, кто является отступником от шариата – алимы [ученые-богословы. – Автор] или социалисты...". В отношении своей земли говорил, что она досталась от отца согласно шариату, что отец Гоцинского купил ее у мусульман, имевших законные документы; заверял, что "если найдется кто из князей, владеющих землями противно шариату, то я первый обнажу свой меч на него" (Тахо-Годи А., Революция и контрреволюция в Дагестане, Махач-Кала, 1927, с. 43 – 44). На 2-м съезде горских народов (август) в селе Анди (Нагорный Дагестан) Гоцинский был провозглашен имамом (светским и духовным главой мусульманской общины) Северного Кавказа. После съезда обратился с воззванием "К народам Кавказа" (опубликованным в газете "Дагестан"), в котором доказывал, что избрание его имамом связано с защитой религии. Член Дагестанского мусульманского национального комитета, созданного в Темир-Хан-Шуре в начале сентября.

После Октябрьской революции Дагестанский облисполнительный комитет 26 октября согласился с решением 3-го съезда горских народов (Владикавказ, 20 – 29 сентября) о том, что Гоцинский является муфтием, но не имамом. Выдвигался кандидатом в члены Учредительного Собрания по Терско-Дагестанскому избирательному округу, но избран не был. На 2-м Дагестанском областном съезде (ноябрь) избран в областной исполнительный комитет и вторично утвержден муфтием и в таком качестве вошел в состав правительства Горской республики, созданной Союзом объединенных горцев Кавказа в ноябре. Продолжая именовать себя имамом, стремился создать на территории Северного Кавказа мусульманскую теократию, ориентируясь на поддержку Турции.

В январе 1918 национальные войска (около 10 тысяч человек) во главе с Гоцинским заняли Темир-Хан-Шуру перед открытием 3-го Дагестанского областного съезда Советов, созванного для обсуждения вопроса о форме правления. Съезд направил ультиматум Гоцинскому: убрать немедленно из города войска; явиться на съезд; признать съезд верховным законодательным органом и другие. Гоцинский вскоре явился на съезд. По решению съезда Гоцинский был объявлен не имамом, а по-прежнему муфтием, после чего Гоцинский направился в горы. В марте отряды Гоцинского свергли Советскую власть в Порт-Петровске, в апреле после ее восстановления отступил в горы. Войска Гоцинского совместно с германо-турецкими интервентами воевали против Красной Армии. В сентября 1920 – мае 1921 в горах Дагестана при участии Гоцинского был поднят антисоветский мятеж; после его подавления Гоцинский бежал в Чечню. Арестован и расстрелян по решению полномочного представительства ОГПУ Северо-Кавказского края от 28 сентября 1925.

Один из руководителей контрреволюции в Дагестане и на Кавказе. IV имам Северного Кавказа (12.1917). После Февральской революции вошел в состав «Горского правительства» (буржуазно-националистического) в качестве муфтия (духовный глава местных мусульман), 03- 12.1917. Провозглашен IV имамом Северного Кавказа (12.1917), пытался создать «Имамат» под протекторатом Турции (12.1917-03.1918). Сверг власть большевиков и захватил своими отрядами Петровск (03.1918). Оказывал сопротивление частям Красной армии на Кавказе (Дагестан), 03.1918-09.1920. Возглавил прямой антисоветский мятеж в Нагорном Дагестане (09.1920-07.05.1921). Бежал и скрывался в Чечне (05.1921 -1925). Арестован и расстрелян (1925).


Сын наиба (начальника) при имаме Шамиле, который за услуги царскому правительству в подавлении восстания горцев Чечни и Дагестана (1877) был произведён в штабс-ротмистры по гвардии и награжден землями. Гоцинский унаследовал от отца и брата большое состояние, крупный помещик, учёный-арабист, член Дагестанского народного суда, затем наиб Койсубулинского участка Аварского окр. Принимал участие в событиях 1905, тайно сочувствуя социалистам.

После Февральской революции 1917 член Временного областного исполкома Советов (кроме рабочих и солдат, вошли представители национальной интеллигенции, помещиков и предпринимателей), созданного 9 марта в обл. центре Дагестана - Темир-Хан-Шуре. На 1-м съезде горских народов во Владикавказе (май) избран муфтием (главой Духовного управления мусульман) Северного Кавказа и вошёл в состав сформированного Центрального комитета Союза объединённых горцев Кавказа, т.н. горское правительство, которое находилось в Терской обл. наряду с казач. пр-вом. В связи с победой социалистов на выборах в облисполком на 1-м Дагестанском обл. съезде Советов (августа) Гоцинский не был избран в его состав.

В своём обращении-исповеди летом писал: "Когда на политическом горизонте взошло солнце свободы, люди в понятиях о свободе разделились. Одни из них захотели свободу, согласованную с шариатом. Эта свобода - освобождение последователей пророка Магомета от тиранической власти... Нет такого человека, кто мог бы освободить народ от Божьих требований и сделать его независимым от Бога... Но есть ещё др. партия среди народа. Эта партия свободу понимает как социальную свободу. Эта последняя свобода освобождает народ от тирании царской власти, освобождает также от Божьей власти и его требований. При таких обстоятельствах каждый умный человек поразмыслит, кто является отступником от шариата - алимы [учёные-богословы- Автор] или социалисты..." В отношении своей земли говорил, что она досталась от отца согласно шариату, что отец Гоцинского купил её у мусульман, имевших законные документы; заверял, что "если найдётся кто из князей, владеющих землями противно шариату, то я первый обнажу свой меч на него" (Тахо-Годи А., Рев-ция и контррев-ция в Дагестане, Махач-Кала, 1927, с. 43-44). На 2-м съезде горских народов (авг.) в с. Анди (Нагорный Дагестан) Гоцинский был провозглашен имамом (светским и духовным главой мусульм. общины) Сев. Кавказа. После съезда обратился с воззванием "К народам Кавказа" (опубликованным в газ. "Дагестан"), в к-ром доказывал, что избрание его имамом связано с защитой религии. Чл. Дагестанского мусульм. нац. к-та, созданного в Темир-Хан-Шуре в начале сентября.

После Окт. рев-ции Дагестанский облисполком 26 окт. согласился с решением 3-го съезда горских народов (Владикавказ, 20-29 сентября) о том, что Гоцинский является муфтием, но не имамом. Выдвигался канд. в члены Учред. Собр. по Терско-Дагестанскому избират. округу, но избран не был. На 2-м Дагестанском обл. съезде (нояб.) избран в облисполком и вторично утвержден муфтием и в таком качестве вошёл в состав пр-ва Горской республики, созданной Союзом объединённых горцев Кавказа в нояб. Продолжая именовать себя имамом, стремился создать на терр. Сев. Кавказа мусульм. теократию, ориентируясь на поддержку Турции.

В январе 1918 национальтные войска (ок. 10 тыс. чел.) во главе с Гоцинским заняли Темир-Хан-Шуру перед открытием 3-го Дагестанского обл. съезда Советов, созванного для обсуждения вопроса о форме правления. Съезд направил ультиматум Гоцинскому: убрать немедленно из города войска; явиться на съезд; признать съезд верховным законодат. органом и др. Гоцинский вскоре явился на съезд. По решению съезда Гоцинский был объявлен не имамом, а по-прежнему муфтием, после чего Гоцинский направился в горы. В марте отряды Гоцинского свергли Сов. власть в Порт-Петровске, в апр. после её восстановления отступил в горы. Войска Гоцинского совм. с герм.-тур. интервентами воевали против Кр. Армии. В сент. 1920-мае 1921 в торах Дагестана при участии Гоцинского был поднят антисов. мятеж: после его подавления Гоцинский бежал в Чечню. Арестован и расстрелян по решению полномочного представительства ОГПУ Сев-Кавк. края от 28 сент. 1925.


Начинаю впервые выкладывать серию архивных материалов, посвященных политической деятельности последнего имама Дагестана Нажмуддина Гоцинского. В первом посте привожу отрывок из книги советского государственного деятеля, публициста и ученого Алибека Тахо-Годи "Революция и контрреволюция в Дагестане". После расстрела А.А.Тахо-Годи тираж этой книги, вышедшей в Махачкале в 1927 году, был отовсюду изъят и уничтожен, как и многие другие произведения автора. Привожу отрывки по принадлежащему мне одному из немногих оставшихся экземпляров этой книги.

На этой фотографии слева (которую можно увеличить кликом), надпись: "РОЗЫСКИВАЕТСЯ". Органы ОГПУ в течение пяти лет охотились за последним имамом. Он был пойман в 1925 году и казнен.

«НАЖМУДИН ГОЦИНСКИЙ И УЗУН-ХАДЖИ»

Даже при строгом подходе фигура Нажмуддина небезынтересна сама по себе, независимо от роли его в горской контр-революции. Нажмуддин из сел.Гоцо, Аварского округа, сын б.шамилевского наиба Доного Магомы, предавшегося России за услуги русскому правительству в восстании 1877 года, произведенного в штабс ротмистры по гвардии и награжденного землями. С детства Нажмуддин, сын богатого родителя, начал изучать арабские книги, сделался муталимом и проявил себя чрезвычайно способным юношей.

Изучение истории войн пророка Магомеда и его учеников и имамов, по-видимому, наложила на него свой отпечаток, т.к. с детства, по словам его знавших, у Нажмуддина вырабатывалась склонность к военным играм, где он изображал имама Шамиля, а сверстники - его мюридов и противников. Характера он был гордого, повелительного, хотя при богатстве эти качества не так трудно приобрести. По окончании арабской учебы он поступает к губернатору в конвой в качестве всадника, потом назначается членом Дагестанского Народного Суда, получает по этой должности звание юнкера милиции, и, наконец, назначается наибом-начальником Койсубулинского участка.После смерти отца и брата получает большое состояние: движимое имущество до 10 000 баранов и недвижимое - кутан на плоскости и пастбища в горах.

Будучи с одной стороны богатым, с другой - ученым арабистом, при наличии честолюбия, занимая еще административный пост, Нажмуддин, конечно, легко мог приобрести громадное влияние среди темных масс и пользоваться огромным почетом.

К тому же сам Нажмуддин всеми правдами и неправдами демонстрировал, что кругом все ничто перед ним и что он, в сущности, владетель Дагестана. Фантазия и воображение были к его услугам, так как по словам его знающих, он был и не дурным поэтом на арабском языке и его стихи ходили по рукам. Будучи наибом, он велел выпороть одного вора и, причинив ему увечье, оправдывался тем, что вору по шариату полагалось отрубить руку, а он только причинил увечье. Однако, за это попал он на семь месяцев в тюрьму. По-видимому, еще тогда у него сидела мысль, что наиболее целесообразные наказания - это по шариату, но поскольку русский закон воспрещал отсечение руки - он применил наказание «по аналогии».

В 1903 год отправился в Константинополь, где пробыл около 3 месяцев, после чего царское правительство стало считать его турецким эмиссаром. Из секретных бумаг военного губернатора еще при разборке архива в 1917 году изъяли даже дело на него, как на турецкого эмиссара. По словам Дибирова, Нажмуддин принимал участие в событиях 1905 года, тайно сочувствуя социалистам, но не выступал открыто, причем выступления его были, конечно, только против русских порядков.

Во время так называемого «писарского» движения в 1913 году, когда до 3000 горцев спустились в Шуру и потребовали, или отправить их в ссылку, или убрать русских писарей из аулов, оставив арабистов. Военный губернатор Вольский, подозревая в этом движении организатором Нажмуддина, хотел его выслать из Дагестана. И только заступничество генерала Халилова спасло его от этой кары. Знавшие его говорят,что об имамстве он мечтал не со дня переворота, а задолго до этого. Любил вести беседы на эту тему с доверенными людьми, разгадывал сны, толкуя их в этой плоскости, и вообще, гипнотизировал и себя, и других на имамстве. К моменту переворота Нажмуддину было около 60 лет, лицо его было довольно интересное и напоминало лицо старого орла: взгляд суровый, властный и редко улыбавшийся.

Он, по словам Дибирова, прежде не любивший шейхов и фанатиков, после переворота вызывает Узуна-Хаджи, только что освобожденного революцией из ссылки, т внушает ему, что раз мусульмане освободились от русского владычества и провозглашена свобода, тот гяур - кто не способствует созданию имамата. Узуну-Хаджи было достаточно уверовать в какую-либо идею, чтобы зажечься ею и проводить ее во что бы то ни стало. Так и случилось. Нажмуддин мог теперь сидеть спокойно: Узун-Хаджи делал за него все. Это был строгий, нераздвоенный, зажженный огнем и пламенем фанатик, у него не было той многогранности, в которой нельзя было отказать Нажмуддину. Если Нажмуддина съедала жажда честолюбия, власти, боязнь за потерю имущества, то Узуном двигало только сознание внушенного ему и им усвоенного долга мусульманина, который должен сложить свою и чужую голову для того, чтобы воскресить имамат и имама всех мусульман. Нажмуддин вовсе не был фанатиком, его воззвания - чрезвычайно интересные исторические документы с известной политической платформой, тактикой и стратегией жизни и борьбы за жизнь. Нажмуддин очень хорошо знает психологию горских масс, которые живут более воображением и фантазией, чем положительным сознанием. Поэтому он широко применяет позу. Поза всюду: и в воззваниях, и в приемах, и в разговорах. Мощное воздействиена воображение по-детски наивного горца - вот основное орудие в руках Нажмуддина. Что мог он обещать голодному горцу, зовя за собой, или гоня впереди себя на фронт?(…) правда он обещал часть добычи по шариату, полагающуюся бойцу.

Для горца, идущего на зов Узуна-Хаджи и Нажмуддина, поход представлялся отчасти выходом на привычный отхожий промысел за лишней копейкой для прокорма семьи. Это одна сторона дела, а другая - Нажмуддин внушил массам через свой мощный агитпроп - мулл и шейхов, что каждый, кто откажется от участия в движении по созданию имамата, теряет свое «мусульманство» Одних привлекала перспектива подработки, других двигала боязнь оказаться вне мусульманства. Язык воззваний Нажмуддина для горца был убедителен, понятен и сильно действующ на его воображение, ежедневно подготавливаемое муллами в мечетях и учарах. (А.Тахо-Годи, «Революция и контрреволюция в Дагестане». Махачкала, 1927 год, стр. 26-29).

Loading...Loading...