Который не собирает на себе. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Кто из людей не получит вечного блаженства и не попадет в Царство Небесное

Не собирайте себе сокровищ на земле...

Мысли, мысли, мысли... пытаюсь найти выход в нашей вере. Пытаюсь постичь, пытаюсь говорить с Богом. Так мне легче. Столько вопросов, столько сомнений. Но Боже мой, сколько же сейчас разными дельцами от веры накручено разных толкований, теорий и прочей шелухи. Все, впрочем, ищут истину. Соцсети пестрят совершенно невероятными молитвами, смысл большинства из которых сведен к тому, чтобы Спаситель наш дал как можно больше богатств, денег и прочих материальных благ. О душе и близких упоминается почему-то как-то редко или вскользь. Продраться через все это чрезвычайно трудно, как будто бы это какое-то дополнительное испытание и проверка на "вшивость". Искушение велико взять и попросить! А может все же не стоит? Мысли... и все же лучше читать Писание, а там много интересного на счет богатств и прочего материального.

"Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтоб обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе."

(Притч 30:8 и след.)

"И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие."

(Лук. 18:18-25)

"Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения. Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни."

(1 Тим. 6:17-19)

“Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут”

(Матф.6:19-20)

"Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями."

(1 Тим. 6:7-12)

"Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет."

(Лук. 12:15-21)

"Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа - не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы."

(Матф. 6:25-34)

Фото Екатерины Ворониной

Однажды вечером, вернувшись с работы, папа спросил у мамы:

Дорогая, ты слышала, что в нашем городе будет проходить социальная программа «Добрые руки»?

Нет, не слышала. Что за программа? - поинтересовалась мама.

Это благотворительная программа, придя, на которую человек может получить помощь, если он нуждается в одежде и еде.

Мы тоже можем поучаствовать и помочь нуждающимся людям, - сказала мама.

Чем мы можем помочь? - удивился сын Дима, молчавший всё это время и с интересом слушающий, о чём говорили мама с папой.

Я собрала два больших пакета вещей, которые мы уже не носим, - ответила мама. - Другим людям они могут пригодиться. А ещё, Димочка, давай-ка мы переберём твои игрушки и тоже отнесём туда.

Дима нехотя согласился, ему было жалко отдавать свои игрушки, но он не стал спорить с мамой.

На следующий день папа и Дима должны были унести приготовленные мамой вещи на программу. Дима сказал:

Папа, мы и так небогаты, и ещё что-то отдаём. Хотел бы и я быть богатым, иметь всё, что пожелаю.

Папа улыбнулся и сказал:

Знаешь, сынок, ты сможешь быть сказочно богатым в Божьем Царстве. Но небесные сокровища будут доступны тем, кто соблюдает правило Божьего Царства: «Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матфея 6:19–21). Послушай, я расскажу тебе одну притчу.

Однажды издалека приехал к мудрецу один богач. Зайдя в его скромное жилище, богач огляделся по сторонам и спросил:

Все называют тебя мудрецом. Слава о тебе дошла до меня за сотни вёрст. Но ответь: если ты такой мудрый, то почему ты такой бедный? Почему ты живёшь в такой лачуге? Разве, имея такой ум, ты не мог бы заработать денег, чтобы иметь дом получше? Вот я живу в доме, где множество прекрасных комнат, украшенных золотом, где широкие окна открываются в прекрасный сад с фонтанами. А в твоём доме даже присесть негде!

Скажи, друг, а где ты провёл сегодняшнюю ночь? - поинтересовался в ответ мудрец.

Весь прошлый день я провёл в пути и заночевал в маленькой гостинице у дороги. Это единственный ночлег, который я смог найти, добираясь к тебе, - ответил гость.

О! Наверное, тебе было не очень удобно в таком непривычном для тебя жилище! Как же ты смог там остановиться?

Но ведь это временно, - сказал богач. - Это не мой дом. Я знаю, что мой дом прекрасен, и я однажды вернусь туда. А временные трудности можно и потерпеть.

Ты знаешь, всё это - тоже временно, - проговорил мудрец, оглядевшись вокруг себя. - Это не мой дом. Мой дом приготовил мне мой Господь на Небесах. Я знаю, что он прекрасен, потому что его архитектор - Сам Бог! И однажды я обязательно вернусь туда. А всё, чем я пользуюсь здесь, на земле - это временно. Так стоит ли об этом временном так переживать?

Знаешь, сынок, Господь уже приготовил для каждого человека прекрасный дом на небе. И мы должны верить, что однажды Иисус вернётся на нашу землю и возьмёт с Собой людей, кто любит Его и соблюдает заповеди.

Здорово, папа. Давай в следующий раз мой конструктор кому-нибудь подарим, - предложил Дима.

30. Сила притяжения сердца (Матфей 6:19-23)

Не собирайте себе сокровищ на земле,
где моль и ржа истребляют
и где воры подкопывают и крадут;
Но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляет
и где воры не подкопывают и не крадут;
Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око.
Итак, если око твое будет чисто,
то все тело твое будет светло;
Если же око твое будет худо,
то все тело твое будет темно.
Итак, если свет, который в тебе, тьма,
то какова же тьма?

Мысль, пронизывающая Евангелие от Матфея 6:1-18, состоит в том, что истинное и вечное воздаяние может прийти только как результат союза с Богом; это влечет за собой следующую часть Проповеди, в которой такое вознаграждение рассматривается как действительное сокровище жизни. Две части несут одну идею, соприкасаясь в нескольких пунктах. Истинному поклонению противопоставляется лицемерие, истинному богатству – алчность. Эти пары так часто бывают вместе, что с этим нужно считаться как с удвоенной духовной опасностью в стремлении к праведности; и если праведность, демонстрируемая некоторыми фарисеями, оказывалась ложной, то были богатые люди, которым они доверяли.
С силой, которая ослабевает при переводе, Иисус говорит: “Не собирайте себе сокровища на земле...” Люди полагают, что делают заготовки, накапливая целые склады дорогих одежд, запасы крупы или денег. Но моль может испортить ткань, насекомые и грызуны – уничтожить или сделать негодным зерно, а воры – прорыть подкоп под стеной дома и украсть золото, возможно, убив хозяина, чтобы избежать опознания. Здесь перечислены все традиционные способы уничтожения богатства. Ржавчина (“ржа”) “истребляет” буквально, и это относится в большей степени к “пожиранию” вредителями, чем к химическому изменению металла. Иаков, однако, в отрывке, явно основанном на сказанном Господом, использует слово, описывающее именно коррозию металла .
Спрятанная в словах Господа двойная ссылка на Исаию, еще требующая дальнейшей проверки некоторых отрывков, отсылает нас к более ранним главам. В пророчестве о Страдающем Рабе в главе 50:9, сказано: “Вот все они, как одежда, обветшают; моль съест их”. В следующей главе вера Раба сделана образцом для народа Бога, за который он страдает, и его слова повторяются, призывая их посмотреть на сущность вечности в противоположность “небу” и “земле” уходящего мирового порядка. Таким образом, “народ, у которого в сердце закон Божий”, заклинаем не бояться поношений людей: “ибо, как одежду, съест их моль, и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек и спасение Мое – в роды родов” .
Когда мы поняли, на какие отрывки ссылается Господь, отношение его к обычным фактам распада и утраты приобретают важный подтекст. Из сказанного достаточно ясно, что земное богатство может погибнуть, и только сокровища духовные неувядаемы; но испорченное зерно или поеденная молью мантия – это живые символы чего-то большего. Они – эмблемы мира, которому люди отдают свои сердца; эти люди обречены на погибель, как и весь мировой порядок, к которому они принадлежат: они, как и он, растают как дым. За этими словами Господа – такая же глубокая вера, как у пророков, жизнь которых, полная терпения, могла быть основана только на вечной и всепобеждающей власти Бога.
Поэтому, Иисус говорит: “Собирайте себе сокровища на небе...” “Земля” и “небо” как обычные слова, означающие место, придают сказанному характер поэтического противопоставления; в еврейском же языке слово “небо” является благоговейным синонимом Бога, а выражение “на небе” означает “с Богом”. Ветхий Завет говорит о Боге как о “хранящем” блага для праведников . Если они стремятся к этим божественным сокровищам, значит они, действительно, имеют “сокровища с Богом”. Но Бог может накопить осуждения на будущее, точно так же, как блага, и только собственная жизнь человека определяет, что для него будет припасено. Поэтому люди сами должны собирать себе сокровища собственными поступками: “Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти” . Потому Иаков, в отрывке, процитированном выше, говорит безбожным богачам: “Вы собрали себе сокровища на последние дни” . Накапливая земные сокровища путем вымогательства и угнетения, они собирают другие запасы: гнев, предназначенный для них в день суда; и Иаков, держа в памяти притчу о “дне гнева”, делает резкий поворот к образу, использованному Иисусом. Это другой пример того, что Евангелие насыщено ссылками, которые, будучи взяты из разных источников, сливаются в одной фразе. Павел тоже упоминает слова Господа, когда увещевает Тимофея: “Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они... уповали не на богатство, но на Бога живого... чтоб они благодетельствовали, богатели добрыми делами... собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтоб достигнуть вечной жизни” .
Бог, однако, не только собирает сокровища для тех, кто богобоязнен, но эти люди сами являются Его богатством. “И они будут моими, – говорит Он, – собственностью моею в тот день, который Я соделаю” . В этом суть послания Малахии, заключающаяся в том, что истинный Израиль – это люди, “боящиеся Господа”, и именно они записаны в Его “памятную книгу”; здесь умышленно упомянуто то же выражение, что было использовано в начале истории израильского народа . Они избраны, как желанная собственность Бога. Однако они, посредством веры, – семя Авраамово, то есть истинное Божье сокровище, а потому Петр пишет “пришельцам в рассеянии”, которые избраны “по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа”; на языке закона и в духе пророков он говорит: “вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” .
Они – “наследие” Господа: термин, использовавшийся по отношению к Израилю в прежние времена . Павел же, обращаясь на языке Ветхого Завета к духовному Израилю, может написать Ефесянам о том, “каково богатство славного наследия Его для святых” . Если они являются Господним наследием, значит и он – их Господь. “Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня” . Эти слова из псалма – Христовы по духу, но то, что является его истиной, то истина и тех, кто “в нем”. Если они являются уделом Господа, значит Он принадлежит им, и вместе с Асафом они могут воскликнуть: “Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек” .
В свете сказанного псалмопевцем, мы можем почувствовать силу слов Господа: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. Несомненно, сердце, как стрелка компаса, повернется в сторону того, что мы действительно ценим. Ни одно из религиозных проявлений не изменит своего направления до тех пор, пока магнитным полюсом будет оставаться мир. Однако, если нашим желанным уделом является Бог, то и сердца наши будут направлены в Его сторону; Он – то единственное сокровище, которое не может погибнуть, гарантирующее, что и обладатели этого удела тоже не погибли. Человеку нельзя претендовать на легкое обретение наслаждения и осознания богатства в Боге; только целенаправленный ум, в результате долгой и постоянной работы, может осознать это драгоценное сокровище. “О горнем помышляйте, – говорит Павел, – а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге” . Жизнь – вот наше богатство, и это такое богатство, как и наше небесное гражданство.
У Христа тоже есть свое сокровище, которое Бог приготовил для него с начала времен, а потому он мог молиться Отцу так: “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” . Делить славу с ним будет множество тех, кто призван “к участию в наследии святых в свете и надеется на уготованное... на небесах”, потому что “Христос в вас” – это “упование славы” .
“Светильник для тела есть око”; если глаз не может воспринять свет, то человека будет окружать темнота, как бы ярко не светило солнце. Иисус, применив сравнение, назвал глаз светильником, лампой. Мир светел для человека с чистым оком: такой человек наполнен светом. Так и в духовной сфере: солнечный свет Божьей истины освещает все вокруг; но может ли он проникнуть внутрь нас? Если нет, то ничто не освещает темноту собственной человеческой натуры; если же этот свет в нас померк, тогда наша природная темнота должна стать темнотой реальной.
Что может настолько помрачить глаз, что это ослабит его функции? Ключ находится в следующем контексте: Иисус говорил о сокровище, к которому склоняются сердца; в еврейском же языке использование слов “прямой, бесхитростный” и “дурной” глаз имеют особое значение, отправляющее нас назад к Ветхому Завету. Когда бедный израильтянин хотел взять взаймы, Моисей говорил потенциальному кредитору: “берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: “приближается год, год прощения”, и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему” . “Немилостивым” назывался глаз, слепой к чужим нуждам, который видел во всем только вероятность заработать или потерпеть урон. В периоды осады, когда наступает голод как одно из наказаний за непослушание Израиля, может случиться, что человек посмотрит на свою ближайшую родню оком, даже еще более искаженным, он может быть доведен до состояния ужасающей жадности: “безжалостным оком будет смотреть на брата своего... и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть” . Собственническая страсть – это побуждение, развращающее глаз. “Спешит к богатству завистливый человек” (в английском варианте – “человек с дурным глазом”) . Жадность приводит к зависти, а та – к вероломству: “Не вкушай пищи у человека завистливого... потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; “ешь и пей”, говорит он тебе, а сердце его не с тобою” . С другой стороны, “милосердый (в английском варианте – “тот, у кого щедрый глаз”) будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего” .
В Новом Завете дурное око – это одно из скверных качеств, исходящих “извнутрь, из сердца человеческого” ; когда же Хозяин дома из притчи упрекает работников, позавидовавших тем, кто пришел на работу позже и получил одинаковую с ними плату, он говорит: “или глаз твой завистлив, оттого что я добр?” Оттого ли они жадны и завистливы, что он щедр?
Злой глаз – результат привязанности к земным сокровищам, развращающим дух и ослепляющим сердце. С другой стороны, “добрый” или “чистый, бесхитростный” глаз – это глаз великодушного человека, чье зрение не затуманено жадностью, а рассудок не раздираем завистью, и потому простота сердца становится выражением щедрости в Новом Завете (особенно, у Павла).
В Луке 11:33-36 подобное высказывание можно найти в проповеди, следующей за отказом Господа дать знамение, другое, чем “знамение Ионы пророка” . Поколение, ищущее какого-то знамения, когда Иисус находился между ними, осуждено примером ниневитян и Царицы Савской. Если бы они не были слепы, они бы не попросили об этом; и если они не увидели живого примера, то потому, что сами ходили во тьме, а орган, должный дать им свет, был болен. В этом контексте “чистый” и “дурной” должны иметь более широкий смысл: они были ослеплены завистливым духом больше, чем скупостью. Сказанное же в Матфее прокладывает мостик между мыслью о сокровище и предостережением против маммоны.
Примечания к главе 5.1

1. Иаков 5:2-3
2. Исаия 51:6-8
3. Псалтирь 30:20
4. Притчи 11:4
5. Иаков 5:3
6. 1-е Тимофею 6:17-19
7. Малахия 3:17
8. Исход 19:5
9. 1-е Петра 2:9
10. Исход 34:9; Псалтирь 32:12; ср. Псалтирь 77:71; Исаия 63:17
11. Ефесянам 1:18
12. Псалтирь 15:5-6
13. Псалтирь 72:26, ср. Псалтирь 119:57; 141:6
14. Колоссянам 3:2-3
15. Филиппийцам 3:20
16. Иоанн 17:5
17. Колоссянам 1:12, 5, 27
18. Второзаконие 15:9
19. Второзаконие 28:54
20. Притчи 28:22
21. Притчи 23:6-7
22. Притчи 22:9
23. Марк 7:21-22
24. Матфей 20:15
25. Лука 11:29

Спрашивает Александр
Отвечает Александр Дулгер, 19.01.2015


Мир Вам, брат Александр!

Вот интересующий нас библейский отрывок:

"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше." ()

Очевидно, что Иисус здесь говорит образно, как зачастую Он и делал. Но есть ли в Библии толкование этого образа или каждый может понимать его как ему удобно?

Говорит ли Библия о каких-то ценностях, сокровищах или богатствах, которые будут взяты с земли в небесные обители? Оказывается да.

Богатство, ценимое Христом выше всего, есть "богатство славного наследия Его для святых" ().
Библия сравнивает учеников Иисуса с драгоценными камнями, Его особым сокровищем:
"Подобно камням в венце , они воссияют на земле Его" ()
"Люди будут дороже чистого золота и мужи дороже золота Офирского" ()
"И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего." ()
Иисус Христос смотрит на Свой народ, в его чистоте и совершенстве, как на награду за Свои страдания, унижения и любовь. Народ Божий, спасенные на небесах, дополняют славу Христа.

Таким образом, первый вид "сокровищ", которые попадут в небесные обители - это люди, спасенные евангелием Христа.
Всякий, кто искренне вкладывает свои таланты (время, деньги, способности) в дело проповеди евангелия для спасения людей, собирает себе сокровища на небесах.

Следующий вид "сокровищ" упомянут в книге Откровение:
"И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые умирающие в Господе; ей, говорит Дух они успокоятся от трудов своих и дела их идут вслед за ними ." ()

Второй вид "сокровищ" - это добрые дела в широком смысле этого слова. Это и дела направленные на продвижение и поддержку всемирной проповеди евангелия, это и бескорыстные добрые дела по отношению к ближним, это и добрые дела по отношению к обществу, социальная деятельность, и тд.
Здесь следует отметить, что не всякое доброе дело является "сокровищем" в глазах Божьих. Иисус говорит: "... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".
Для Бога важна мотивация. Исходят ли наши добрые дела из сердца, т.е. бескорыстные дела из любви или это наша дань обычаям, общественному мнению, наше желание заслужить прощение или благоволение Божие, желание уравновесить груз наших грехов добрыми поступками?

Другие ответы по этой теме:
http://www.сайт/answers/r/36/305154
http://www.сайт/answers/r/37/324101
http://www.сайт/answers/r/36/311976

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев

Леша Лопатин
"Не собирайте сокровищ на земле"
Это достаточно спорный вопрос христианства, на который сложно дать однозначный ответ. Лично у меня, например, две точки зрения.
Первая. Если полностью откинуть даже малейшую возможность мистики в нашей жизни, а ориентироваться на чисто материалистические принципы,то это выражение просто не имеет смысла. Если жизнь, это просто совокупность разных химических процессов в организме человека, которые после смерти прекращаются, то жизнь, соответственно, прекращаются. А если жизни после смерти нет, то на что еще тратить свои "жизненные силы", свое время, свои мысли и т.п.? Если дальше ничего нет, то, конечно, разумно будет сделать свою жизнь максимально комфортной.
Вторая точка зрения. Если же допустить возможность, что смерть материального тела не является смертью человека и имеет какое-либо продолжение, то тут сложнее. Например, христианское представление о рае (или аду, не принципиально), где люди, по сути, бессмертны, то накопление больших богатств просто бессмысленно. Вместо того, чтобы думать об обеспечении комфорта на промежуточном этапе (жизнь в материальном теле), который не является основным в жизни человека, лучше задуматься о будущем, развивать в себе то, что называют душой. Если немного сузить понимание именно дохристианского рая или ада, то если потратить жизнь на обеспечение материального комфорта, не"заморачиваясь" с более сложными вещами, очень велик шанс согрешить настолько, что потом можно попасть в ад. В христианском понимании это самый худший вариант развития событий, так что этот вопрос вполне объясним с точки зрения религии.
В библии, евангелиях и других священных писаниях бывает очень много противоречий, и даже не с реальным миром, а самим же текстом писания. Это не тот случай - здесь мы видим именно столкновение разных точек зрения, каждую из которых вполне можно обосновать. Это один из тех случаев,когда нельзя однозначно опровергнуть или подтвердить правильность какого-то высказывания только на основе теории, все гораздо сложнее.

Юлия Малунеева
Отличие чудес в Евангелии от других чудес.
Для начала разберёмся с тем, что мы обозначаем за чудеса.Это понятие является общим и для Евангелия, и для всего остального. Чудеса -есть что-то, выходящее за рамки привычного и обыденного, то, что не случается с каждым человеком (существом) каждый день. Теперь найдём разницу между чудесами обыкновенными и чудесами в Евангелии. Чтобы чудо произошло с вами в реальной жизни, вы не обязаны ничего делать. Оно просто или случается, или нет. И счастливчик выбирается этаким "генератором чисел". Для того, чтобы чудо случилось в любой известной нам фэнтезийной вселенной требуется определённое стечение обстоятельств. Как то, убийство Гарри Поттера; отделение частички души Того-Кого-Нельзя-Называть; образование крестража;Мальчик-Который-Выжил. А вот для свершения чудес в Евангелии есть лишь одно обязательное условие - вера. Как только человек начинает верить в Бога и признает Иисуса Христа Сыном Божьим, свершается чудо, которое так ждёт верующий. Когда к Иисусу пришёл сотник просить об исцелении слуги, он показал веру, какой Спаситель и в Израиле не нашёл - веру в Его слово. Когда Хананеянка просила об исцелении дочери, Иисус в который раз повторил, что Он "послан только к погибшим овцам дома Израилева", но женщина показала Ему большую веру, чем в отечестве Его. Где не смог совершить Иисус многих чудес по неверию народа.
Вот и всё отличие чудес обыкновенных от Чудес Божественных.Сначала была вера и лишь потом свершалось чудо.

Иван Шубин
Кто войдёт в Царство Божие?
Нагорная проповедь Христа - один из самых ярких моментов,позволяющих ясно представить себе всю идею христианства. Он отворяет врата Царства Божьего для плачущих и кротких, нищих духом и алчущих правды, гонимых за эту правду и чистых сердцем, милостивых и творящих мир на земле. Все эти эпитеты, если так можно выразиться, ассоциируются с одной вещью - слабостью.Человек плачущий, кроткий (покорный), гонимый за правду (не могущий сопротивляться), милостивый (не могущий проявить силу и волю), творящий мир на земле (трусливый), нищий духом (не имеющий чувства достоинства) - его воспринимают окружающие зачастую именно так, как я написал в скобках. Человека,чистого сердцем и любящего христианской любовью, все прочие всегда считают слабым, даже если не признаются себе в этом, и этот человек становится для них жертвой.
Христианство и слабость - синонимичные понятия, ибо христианство несовместимо с силой и всем тем, что существует за счёт силы. Так оно несовместимо с маскулинностью, с империей, с фашизмом. И именно слабость в христианстве мне более всего импонирует, и потому я считаю себя христианином.

Не собирайте себе сокровищ на земле...
...но собирайте себе сокровища на небе - говорит нам Христос.
Объясняет Он это очень просто: "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Следовательно, человек, который всю жизнь пытается сколотить себе состояние в этом грешном и недолговечном мире, где это состояние может моль и ржа истребить и вор украсть, оставляет своё сердце и бессмертную душу на земле, где ходит диавол, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Именно такой человек и окажется одной из его жертв, ибо путь к спасению один, который указал нам Христос - через Царство Божие. Необходимо собирать сокровища на небе, сокровища нематериальные, а значит - не поддающиеся измерению. Как? Очень просто. Христос оставил нам две главные заповеди - "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" и"возлюби ближнего твоего, как самого себя". Человек, осознавший их и от чистого сердца соблюдающий, уже собрал для себя достаточно сокровищ на небе,дабы не оказаться среди жертв рыскающего повсюду диавола.

Блаженны нищие духом...
Данная фраза, на первый взгляд, является крайне непонятной.Почему Иисус проповедует против богатых материально - это понятно и естественно, ибо "не собирайте себе сокровищ на земле". Иисус провозглашает самым главным - стремится к Царству Небесному, но чем ему не угодили "богатые духом" и почему они должны обнищать? Разве не духовную сторону жизни превозносит Иисус. Я понимаю эту фразу так - блаженны те, кто считает себя нищим духом. То есть - не гордецы. Только те, кто считают себя недостойными Царства Небесного, кроткие, постоянно стремящиеся стать более полными духовно и никогда не достигающие удовлетворения в этом - нищи духом, а значит - блаженны и достойны Царства Небесного.

Loading...Loading...