Что такое рынок определение по истории. Понятие «рынок» и его основные функции. Структура рынка и понятие. Рынки в национальной экономике

Не будет преувеличением сказать, что финансовые институты в постсоветской России в силу специфики их деятельности оказались наиболее динамичным и рыночным сегментом экономики. В тоже время и именно в силу этого обстоятельства финансовый сектор страны за менее чем двадцатилетний период пережил ряд крупных кризисов и несколько раз поменял свою конфигурацию.

Эволюция российской банковской системы может служить наглядной иллюстрацией формирования и развития новых институтов в результате взаимодействия множества сторон, интересы и нормы которых не имели устойчивого характера, менялись в зависимости от позиций и состава участников. Общим вектором происходящих трансформация является упрощение общей структуры рынка при увеличении сложности отдельных его участников, концентрация рыночной власти при сокращении числа участников.

Существует множество научных публикаций и аналитических обзоров, посвященных развитию финансовой системы страны и отдельных ее элементов (банковский сектор, финансовые и страховые компании и т.д.), развитию отдельных финансовых рынков и инструментов.

Большинство работ в этой области отличает следующее:

· Некомплексный характер рассмотрения проблемы. Отдельные институты или рынки рассматриваются в лучшем случае на фоне развития всего финансового сектора. При этом недостаточное внимание уделяется взаимосвязям финансового сектора с реальным сектором экономики, в частности, взаимодействию финансового сектора с государственными структурами и предприятиями нефинансового сектора.

· Макроэкономический подход, который предполагает исследование финансовых институтов (или банковской системы) как единого целого без учета региональной специфики их функционирования. Другая противоположность – исследование функционирования региональной финансовой системы и ее элементов преуменьшает или даже игнорирует воздействие высокой мобильности капитала и финансовых институтов.

· Неадекватная оценка роли государства в регулировании финансового сектора, которая заключается как в недооценке степени воздействия властных структур, особенно на региональном уровне, на развитие финансовых институтов, так и в переоценке возможностей контрольных и регулирующих функций профильных ведомств, прежде всего Банка России.

Последние 6 лет финансовый сектор страны и банковская система, как его главная и ведущая часть развивались достаточно стабильно, хотя наблюдались периоды стагнации, спады и, по мнению некоторых аналитиков, даже кризисы. В частности банковская система пережила нечто подобное кризису летом 2004 г. Наблюдается высокая адаптивность банковского сектора к меняющимся макроэкономическим и институциональным условиям. В частности, банковская система неожиданно легко преодолела последствия кризиса 1998 г., перевод бюджетных средств в федеральное казначейство и т.д. Что касается кризиса 1998 г., то банковская система в целом пережила его без сколько-нибудь масштабной национализации и широкомасштабной помощи со стороны Банка России (стабилизационные кредиты ЦБ РФ коммерческим банкам были незначительны в сравнении с масштабами кризиса, а деятельность АРКО носила весьма ограниченный характер) в значительной степени из-за слабости контроля со стороны надзорных органов и низкой степени защиты прав кредиторов и миноритарных акционеров. Так называемые «системообразующие» банки успели создать параллельные финансовые структуры и перевести в них наиболее ценные активы. Потому последствия финансового кризиса оплатили предприятия нефинансового сектора (в основном средние и мелкие) и население. Перевод средств из коммерческих банков на счета Федерального казначейства шел на фоне постоянного улучшения экономической ситуации и был достаточно растянут во времени для того, чтобы банки смогли адаптироваться и изменить структуру пассивов.

Правительственные программы по реформированию и развитию финансового сектора в основном адекватно оцениваютсовременное состояние и проблемы развития финансового, в частности, банковского сектора. Например, констатируется недостаточная способность банков аккумулировать и размещать ресурсы в соответствии с потребностями национальной экономики, трансформировать сбережения в инвестиции, удовлетворять потребности предприятий и семейных хозяйств в заемных средствах.

В то же время, как государственные программы реформирования финансового сектора, так и частично альтернативные им программы ассоциаций финансовых институтов (например, АРБ), игнорируют или не придают должного значения генетическим особенностям российской финансовой системы, а также политике государства в нефинансовом секторе.

Прежде всего остановимся на особенностях российской финансовой системы с позиций эволюций институтов. С этой точки зрения формирование новых (преимущественно частных) финансовых институтов происходило не просто путем частичной приватизации государственных структур и их функций. Например, в 1990-е годы коммерческие банки, созданные на базе специализированных госбанков, как и новые банки активно привлекали на работу старые кадры, прошедшие социализацию в прежних условиях государственной экономики и имевшие длительные доверительные отношения с руководством предприятий и органов власти, особенно на региональном и местном уровнях. Это было необходимо для привлечения клиентов и использования государственных финансовых ресурсов. По-видимому, именно такие решения обусловили эволюционный характер формирования новых финансовых институтов. Другим фактором, обусловившим скорость эволюции финансовых институтов, стала инерция в развитии государственного аппарата. Поскольку изменение государственных институтов происходило крайне медленно (в качестве примера можно сослаться на фактический ход административной реформы), тормозились реформы и в финансовом секторе. Исключением были крайне незначительные (маргинальные), как тогда представлялось, такие сектора как институты коллективных инвестиций.

Эволюцию и взаимодействие финансовых институтов рассмотрим на примере инвестиционной деятельности (табл. 1).

Таблица 1.

Институты

Традиционное государственное финансирование

Новое частное финансирование

Традиционные

1) Прямое бюджетное финансирование

2) Долгосрочные кредиты государственных банков

Частно-госудаственное партнерство в инвестиционной деятельности

(подписание соглашений между администрациями и инвесторами о сотрудничестве)

Новые

1) Субсидирование (частичное) процентной ставки по кредитам

2) Налоговые каникулы

3) Предоставление гарантий

4) Погашение части издержек

Ипотечное кредитование

Кредитование малого бизнеса

Потребительское кредитование

Образовательные кредиты

Квази-новые

1) Прямое участие в капитале

2) Специальные процедуры проведения инвестиционных конкурсов

3) Предоставление индивидуальных льгот

Лизинг сельхозтехники

Перекрестное кредитование

Из приведенных выше данных следует, что характер деятельности российских банков,особенностиих пассивных и активных операций не могут быть адекватно описаны без учетафакторов преемственности и структуры собственности.

Иллюстрация этой преемственности приведена на рис. 1 и рис.2.

На рис. 1 показаны основные направления взаимодействия по каналам традиционного государственного финансирования, то есть одновременное существование ряда модификаций традиционного института государственного, бюджетного финансирования инвестиций (расщепление), а на рис.2 – по каналам нового частного финансирования. При этом эмпирические оценки (по крайней мере, по данным региональной статистики НСО) показывают, что усиливается роль и значение «чистых» модификаций – традиционный формат и рыночный формат растут, а значение «квази» модификаций сокращается.

Рис. 1.

Рис.2

Приведенные выше данные позволяют утверждать, что процесс взаимного приспособления поведения государственных и финансовых институтов в регионах России протекает достаточно быстро и является следствием не только их взаимного обучения и трансляции позитивного опыта, но и приспособления к имениям федерального законодательства и политики федерального центра.

Как отмечалось выше, другой группой факторов, определяющей развитие финансовой (более узко – банковской) системы является промышленная политика государства или политика по отношению к предприятиям нефинансового сектора. Такие действия государства как поощрение экспансии государственных корпораций, фактическое содействие монополизации экономики путем поощрения сделок по слиянию и поглощению (что очень странно в период благоприятной конъюнктуры и далеко не всегда эффективно), прямо противоречат программным установкам и тормозит развитие банковской системы.

Так, политика, направленная на формирование «локомотивов национальной экономики» и превращение их в транснациональные корпорации приводит к тому, что финансовые возможности отечественных банков оказываются просто несопоставимы с потребностями крупных корпораций. Поэтому последние привлекают ресурсы с международных рынков, что существенно тормозит развитие отечественных финансовых институтов. Кроме того, для финансирования текущей деятельности и внутрикорпоративного трансферта капитала крупные корпорации имеют собственные «карманные банки», которые являются скорее рассчетно-кассовыми центрами, нежели банками и фактически выпадают из банковской системы.

Другой особенностью отечественной банковской системы является высокая степень участия государства в капитале банков. Не смотря на неоднократные заявления, обещанного сокращения участия государства (включая региональные органы власти) не происходит. Более того, озвучено большое количество инициатив по созданию всякого рода инновационных банков и фондов, банков развития (включая и банки на наднациональном уровне), специализированных финансовых институтов. Все это приведет лишь к усилению роли бюджетов в кредитовании предприятии и населения со всеми вытекающими из этого рисками для бюджетной системы страны. Поскольку в настоящее время доходная база федерального и большинства региональных бюджетов растет, а действующее законодательство и политика Минфина РФ сдерживают рост непроцентных расходов региональных бюджетов, ситуация в целом находится под контролем. В то же время при изменении макроэкономической ситуации риски для бюджетной системы могут существенно возрасти.

Описанная выше конкуренция между старыми и новыми институтами дополняется влиянием внешних факторов, в качестве которых выступают международные и транснациональные финансовые институты и ожидания, связанные со вступлением России в ВТО. Хотя присутствие иностранного капитала в банковской системе РФ незначительно (менее 12%), в последние 1,5-2 года оно удвоилось на фоне быстрого роста капитализации отечественной банковской системы. Более того, последние сделки по приобретению миноритарных пакетов акций региональных баков ЕБРР и слияний в банковском секторе с участием транснациональных банков, подготовка и проведение IPO , привели к определенным качественным изменениям. Во-первых, многие региональные банки стали раскрывать структуру собственности, вывели владельцев крупных пакетов акций из состава исполнительных органов банков, разработали внутренние нормативные документы в соответствии с международными правилами. Принятие системы стратегического планирования, кодексов внутрикорпоративного поведения и изменение системы внутренней и внешней отчетности не могли не сказаться на качестве управления и расширении доли рыночного поведения в банковских операциях.

Этому же способствовала политика федеральных надзорных органов, прежде всего ЦБ РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу по «расчистке» банковской системы.

С другой стороны, в преддверии ожидаемого вступления России в ВТО идет быстрый процесс не только усиления государственного контроля над системой коммерческих банков (что можно только приветствовать), но и расширение доли непосредственного и, особенно, опосредованного участия государства в капитале коммерческих банков. Если тенденция сохранится, то через 10-15 лет российская банковская система будет представлена в основном двумя группами банков: государственными и иностранными или с иностранным участием. В этом случае наиболее важным окажется вопрос о том, будут ли эти группы субъектов финансового рынка играть по одним или по разным правилам.

На региональном уровне разворачиваются подобные процессы, что доказывают результаты анализа ситуации и перспектив развития финансовых институтовСибирского Федерального округа.

В 2006 г. по основным индикаторам развития банковской системы Новосибирская область занимала 3 место среди регионов Российской Федерации (после Москвы и Санкт-Петербурга) и устойчиво лидировала среди регионов Сибирского федерального округа. По абсолютным значениям таких показателей как стоимость активов и пассивов, кредиты нефинансовым организациям, населению, средства предприятий, вклады физических лиц и кредиты банков Новосибирская область занимает 8-10 место среди крупнейших финансовых центров страны. Однако по относительным показателям (в расчете на 1 млрд. руб. ВРП и в расчете на 1000 чел. населения) область занимает 3-5 место в России. При этом относительные индикаторы развития банковской системы в настоящее время примерно соответствуют заявленным в программных документах Правительства РФ и АРБ на 2010 г. Так активы банковской системы составляют40% ВРП, кредиты нефинансовым предприятиям– около 20% ВРП, величина сбережений населения - около 21% ВРП, при этом доля вкладов населения составляет 13,3%.

Российский банковский сектор в целом представляет собой сегментированный рынок, состоящий из нескольких групп кредитных организаций, слабо связанных между собой и ведущих основные операции на разных секторах рынка. Подобная ситуация характерна и для НСО (см. табл.2).

Таблица 2.

Сегментация банковской системы

Сегменты

РФ, 2005 доля в совокупных активах, %

НСО,1.4.2006

доля в совокупных активах,%

НСО, величина активов банков

«Государственные» банки

Сибирский банк СБ РФ – 39,5 млрд. руб; Внешторгбанк – 5,1 млрд. руб.

Крупнейшие банки

Сибакадембанк – 32,6 млрд. руб.

Средние и мелкие

29 банков с величиной активов от 1 до 9 млрд. руб.;

Все остальныебанки с активами менее 1 млрд руб

Контролируемые нерезидентами

Раффайзенбанк – 4,0 млрд.руб

В первую группу входят крупнейшие банки с высоким уровнем государственного участия и контроля, для которых характерен высокий уровень развития филиальной сети и высокая доля вкладов населения.

Основной специализацией крупнейших банковявляется кредитование экспортеров, прежде всего компаний сырьевого сектора.

Группе банков, контролируемых нерезидентами, принадлежит около 8% активов банковской системы. Данная группа ориентирована на обслуживание своих традиционных клиентов - иностранныхи транснациональных компаний.

Мелкие и средние банки специализируется на обслуживании, в том числе кредитовании, предприятий, производящих товары и услуги для внутреннего, прежде всего регионального рынка. Большинство региональных банков попадают именно в эту группу и являются основным финансовым партнером мелкого и среднего бизнеса, предпринимателей и физических лиц. Небольшие региональные банки обладают или могут приобрести конкурентные преимущества прежде всего за счет большей информированности и вовлеченности в деятельность местного делового сообщества, что и позволяет использовать не только формальные методики и инструменты, но и быстрее реагировать на возникающие потребности клиентов и рыночные ниши.

На рис. 3 мы выделили возможные направления развития банковской системы НСО на основе анализа проявившихся в последнее время тенденций. Потребительские кредиты и межбанковские кредиты, занимая небольшую долю рынка, растут чрезвычайно высокими темпами, в то время как кредиты предприятиям нефинансового сектора, составляя более половины активов банков НСО, растут почти в два раза медленнее. Особенностью ситуации можно считать отсутствие явно выраженных финансовых услуг, сочетающих высокие темпы роста и значительную долю рынка. Снижение вложений банков НСОв ценные бумаги и их низкая доля в структуре активов может быть объяснена как недостаточной привлекательностью доступных для вложений объектов, так и высокой активностью присутствующих на территории НСО небанковских инвестиционных институтов. Такая ситуация сулит новые возможности для региональных банков, которые могут выступить, как это уже и бывало, пионерами в разработке новых финансовых продуктов и услуг.

Доля в структуре активных операций

Рис.3. Матрица БКГ для банковской системы НСО, 1.01.2006

Результаты анализа демонстрируют опережающее развитие (в сравнении с другими регионами СФО) финансовой системы Новосибирской области, прежде всего банковской. Более того, на фоне крупнейших финансовых центров России по относительным показателям область занимает весьма достойное место. При этом следует отметить, что онадемонстрирует хорошие способности восстанавливаться после кризисов: в 90-х годах область пережила ряд банкротств крупнейших банков, что отбросило ее с примерно 5 места по развитию банковского сектора на 20-25, однако в настоящее время она восстановила свои позиции.

Мы полагаем, что достаточно успешное развитие финансовой системы НСО в целом и ее банковского сектора связано с влиянием двух основных факторов. Прежде всего, следует выделить экономические факторы: диверсифицированную структуру экономики области, отсутствие явно выраженных доминирующих компаний, крупнейших экспортно-ориентированных предприятий сырьевого сектора, имеющих выход на мировые финансовые рынки, высокую долю предприятий с быстрым оборотом (прежде всего услуги торговли), сравнительно высокой уровень развития малого бизнеса и т.д. Во-вторых, в НСО наблюдается самая высокая за Уралом концентрация социального капитала. Именно это обстоятельство позволило не только быстро сформировать работоспособные коллективы финансовых организаций, но и послужило дополнительным стимулом при размещении филиалов иногородних банков, других финансовых организаций и консалтинговых компаний. Быстрое развитие финансового сектора привело к значительному росту занятости в финансовом секторе(она выросла примерно на 70% - 80% в последние 5 лет), а такжесущественно повлияло на структуру специалистов, обучающихся в системе высшего образования НСО.

Анализ развития финансовой сферы НСО показывает как высокий потенциал, так и серьезные риски развития всех элементов финансовой сферы, включая ее основные элементы: государственные финансы, финансы финансового и нефинансового секторов.

Пессимистичный сценарий развития региональной финансовой системысвязан со стагнацией региональной экономики и неизбежным в этом случае ростом государственного вмешательства по типу «латание дыр». Соответственно,произойдет существенное упрощение финансовой системы области и утрата самостоятельности большинства финансовых институтов.

Оптимистичный сценарий предполагает повышение совокупной капитализации активов всех субъектов области и возможен только в случае целенаправленных усилий в области политики развития региона (социальной, промышленной, инновационной и др.) и повышению качества управления общественными финансами. В этом случае растет разнообразие, масштаб операций и взаимодействие финансовых институтов, что позволяетНовосибирску претендовать на статус регионального финансового центра. Сценарные расчеты показывают, что в этом вариантеактивы финансовой системы к ВРП вырастут примерно в три раза, в том числе кредиты нефинансовым организациям и населению – в два раза. Численность занятых в секторе финансовых услуг увеличится не мене чем в 2,5 -3 раза и составит 50-60 тыс. человек.

Принципиальным представляется то обстоятельство, что, в целом копируя политику федерального центра региональные администрации в своем большинстве не имеют тех возможностей и ресурсов, которыми располагают федеральный центр и обе столицы. В результате негативные последствия для развития как финансового, так и нефинансового секторов на региональномуровне более существенны. Это выражается в высокой концентрации банковских и иных финансовых услуг в региональных столицах (по сравнению с периферией), низкой конкуренции, приводящей к росту процентных ставок, медленному развитию инфраструктуры и т.д.

Эти очевидные проблемы заставляют региональные администрации еще активнее включаться в регулирование финансовых рынков, прежде всего, вмешиваться в процессы кредитования бизнеса и населения, устанавливать особые отношения и заключать соглашения с финансово-промышленными группами и банками. В результате такого частно-государственного партнерства происходит обмен функциями между государством и предприятиями. Бюджет все больше задействуется в качестве квази-банковской структуры, а предприятия выполняют квазибюджетные функции. В результате происходит размывание границы между частным и государственным секторами, что ведет к увеличению рисков со всеми понятными последствиями для устойчивого развития.

Введение

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 2008 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые институты на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

В этом году, т. е. не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовыми институтами, а, следовательно, и перед финансовой политикой, задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Для России определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Общая характеристика финансовых институтов

Институциональная структура финансовых отношений включает многочисленные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Финансовые организации условно можно назвать финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого хозяйства. К организациям, имеющим к этому значение, относятся, прежде всего, организации, выражающие денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для:

Выполнения обязательств перед финансово - банковской сферой;

Финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.

Денежные отношения, составляющие основу финансовым институтам, можно классифицировать по следующим видам:

Таблица 1

В отраслях материального производства В отраслях нематериального производства
1. связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного назначения - уставного ­­­фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и пр. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, а другие - потребительских. 1. отрасли или самого учреждения (организации) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.
2. возникающие между предприятиями, если они носят распределительный характер, а не обслуживающий обмен; здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в не фондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.). 2. между отраслевыми организациями управления, подведомственными организациями и внутри организации. Они сопровождаются использованием отраслевых денежных фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования; в связи с перераспределением денежных средств целевого назначения.
3. складывающиеся у предприятий со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различных страховых фондов. 3. между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных и пр.
4. образующиеся между предприятием и банком в связи с получением ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, предоставлением банкам временно свободных денежных средств за определенную плату. 4. денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непроизводственной сферы.
5. у предприятия с государством по поводу образования и использования внебюджетных и бюджетных фондов (платежи в бюджет, бюджетное финансирование, платежи во внебюджетные фонды и др.)
6. между предприятием и вышестоящими структурами управления (“вертикальная” взаимосвязь) в границах внутри-отраслевого перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовые институты как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.

В рамках сферы финансовых институтов концентрируются преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.

В состав финансовых институтов входят:

I.ФКП (финансы коммерческих предприятий) - все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета.

Коммерческий расчет - метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли и достаточного для продолжения хозяйствования уровня рентабельности.

Специфика коммерческого расчета:

¨Субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;

¨Финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства;

¨Субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств;

¨В условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.

II. ФНУ (финансы некоммерческих учреждений). Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.

Источники финансовых ресурсов:

* бюджетные средства;

* внебюджетные государственные фонды;

* средства населения;

* денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами;

* выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;

* выручка от сдачи имущества в аренду;

* доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и т.п.).

III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя:

а). финансы общественных, в том числе профорганизаций;

б). финансы политических и общественных движений;

в). финансы специальных целевых фондов;

г). финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.

Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи и пр.;

–денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечисляться в фонды общественных организаций;

– денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов;

– денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами общественных организаций;

– денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно - хозяйственными структурами.

Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2 способа использования финансовых ресурсов:

– самоокупаемость;

– сметное финансирование.

Эволюция, развитие финансовых институтов в России

Не будет преувеличением сказать, что финансовые институты в постсоветской России в силу специфики их деятельности оказались наиболее динамичным и рыночным сегментом экономики. В тоже время и именно в силу этого обстоятельства финансовый сектор страны за менее чем двадцатилетний период пережил ряд крупных кризисов и несколько раз поменял свою конфигурацию.

Эволюция российской банковской системы может служить наглядной иллюстрацией формирования и развития новых институтов в результате взаимодействия множества сторон, интересы и нормы которых не имели устойчивого характера, менялись в зависимости от позиций и состава участников. Общим вектором происходящих трансформация является упрощение общей структуры рынка при увеличении сложности отдельных его участников, концентрация рыночной власти при сокращении числа участников.

Существует множество научных публикаций и аналитических обзоров, посвященных развитию финансовой системы страны и отдельных ее элементов (банковский сектор, финансовые и страховые компании и т.д.), развитию отдельных финансовых рынков и инструментов.

Большинство работ в этой области отличает следующее:

· Не комплексный характер рассмотрения проблемы. Отдельные институты или рынки рассматриваются в лучшем случае на фоне развития всего финансового сектора. При этом недостаточное внимание уделяется взаимосвязям финансового сектора с реальным сектором экономики, в частности, взаимодействию финансового сектора с государственными структурами и предприятиями нефинансового сектора.

· Макроэкономический подход, который предполагает исследование финансовых институтов (или банковской системы) как единого целого без учета региональной специфики их функционирования. Другая противоположность – исследование функционирования региональной финансовой системы и ее элементов преуменьшает или даже игнорирует воздействие высокой мобильности капитала и финансовых институтов.

· Неадекватная оценка роли государства в регулировании финансового сектора, которая заключается как в недооценке степени воздействия властных структур, особенно на региональном уровне, на развитие финансовых институтов, так и в переоценке возможностей контрольных и регулирующих функций профильных ведомств, прежде всего Банка России.

Последние 6 лет финансовый сектор страны и банковская система, как его главная и ведущая часть развивались достаточно стабильно, хотя наблюдались периоды стагнации, спады и, по мнению некоторых аналитиков, даже кризисы. В частности банковская система пережила нечто подобное кризису летом 2004 г. Наблюдается высокая адаптивность банковского сектора к меняющимся макроэкономическим и институциональным условиям. В частности, банковская система неожиданно легко преодолела последствия кризиса 1998 г., перевод бюджетных средств в федеральное казначейство и т.д. Что касается кризиса 1998 г., то банковская система в целом пережила его без сколько-нибудь масштабной национализации и широкомасштабной помощи со стороны Банка России (стабилизационные кредиты ЦБ РФ коммерческим банкам были незначительны в сравнении с масштабами кризиса, а деятельность АРКО носила весьма ограниченный характер) в значительной степени из-за слабости контроля со стороны надзорных органов и низкой степени защиты прав кредиторов и миноритарных акционеров. Так называемые «системообразующие» банки успели создать параллельные финансовые структуры и перевести в них наиболее ценные активы. Потому последствия финансового кризиса оплатили предприятия нефинансового сектора (в основном средние и мелкие) и население. Перевод средств из коммерческих банков на счета Федерального казначейства шел на фоне постоянного улучшения экономической ситуации и был достаточно растянут во времени для того, чтобы банки смогли адаптироваться и изменить структуру пассивов.

Правительственные программы по реформированию и развитию финансового сектора в основном адекватно оценивают современное состояние и проблемы развития финансового, в частности, банковского сектора. Например, констатируется недостаточная способность банков аккумулировать и размещать ресурсы в соответствии с потребностями национальной экономики, трансформировать сбережения в инвестиции, удовлетворять потребности предприятий и семейных хозяйств в заемных средствах.

В то же время, как государственные программы реформирования финансового сектора, так и частично альтернативные им программы ассоциаций финансовых институтов (например, АРБ), игнорируют или не придают должного значения генетическим особенностям российской финансовой системы, а также политике государства в нефинансовом секторе.

Прежде всего, остановимся на особенностях российской финансовой системы с позиций эволюций институтов. С этой точки зрения формирование новых (преимущественно частных) финансовых институтов происходило не просто путем частичной приватизации государственных структур и их функций. Например, в 1990-е годы коммерческие банки, созданные на базе специализированных госбанков, как и новые банки активно привлекали на работу старые кадры, прошедшие социализацию в прежних условиях государственной экономики и имевшие длительные доверительные отношения с руководством предприятий и органов власти, особенно на региональном и местном уровнях. Это было необходимо для привлечения клиентов и использования государственных финансовых ресурсов. По-видимому, именно такие решения обусловили эволюционный характер формирования новых финансовых институтов. Другим фактором, обусловившим скорость эволюции финансовых институтов, стала инерция в развитии государственного аппарата. Поскольку изменение государственных институтов происходило крайне медленно (в качестве примера можно сослаться на фактический ход административной реформы), тормозились реформы и в финансовом секторе. Исключением были крайне незначительные (маргинальные), как тогда представлялось, такие сектора как институты коллективных инвестиций.

Эволюцию и взаимодействие финансовых институтов рассмотрим на примере инвестиционной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Институты Традиционное государственное финансирование Новое частное финансирование
Традиционные

1) Прямое бюджетное финансирование

2) Долгосрочные кредиты государственных банков

Частногосудаственное партнерство в -инвестиционной деятельности

(подписание соглашений между администрациями и инвесторами о сотрудничестве)

Новые

1) Субсидирование (частичное) процентной ставки по кредитам

2) Налоговые каникулы

3) Предоставление гарантий

4) Погашение части издержек

Ипотечное кредитование

Кредитование малого бизнеса

Потребительское кредитование

Образовательные кредиты

Квази-новые

1) Прямое участие в капитале

2) Специальные процедуры проведения инвестиционных конкурсов

3) Предоставление индивидуальных льгот

Лизинг сельхозтехники

Перекрестное кредитование

Из приведенных выше данных следует, что характер деятельности российских банков, особенности их пассивных и активных операций не могут быть адекватно описаны без учета факторов преемственности и структуры собственности.

Иллюстрация этой преемственности приведена на рис. 1 и рис.2.

Рис. 1

На рис. 1 показаны основные направления взаимодействия по каналам традиционного государственного финансирования, то есть одновременное существование ряда модификаций традиционного института государственного, бюджетного финансирования инвестиций (расщепление).

Рис.2

На данном рисунки – по каналам нового частного финансирования. При этом эмпирические оценки (по крайней мере, по данным региональной статистики НСО) показывают, что усиливается роль и значение «чистых» модификаций – традиционный формат и рыночный формат растут, а значение «квази» модификаций сокращается.

Приведенные выше данные позволяют утверждать, что процесс взаимного приспособления поведения государственных и финансовых институтов в регионах России протекает достаточно быстро и является следствием не только их взаимного обучения и трансляции позитивного опыта, но и приспособления к имениям федерального законодательства и политики федерального центра.

Как отмечалось выше, другой группой факторов, определяющей развитие финансовой (более узко – банковской) системы является промышленная политика государства или политика по отношению к предприятиям нефинансового сектора. Такие действия государства как поощрение экспансии государственных корпораций, фактическое содействие монополизации экономики путем поощрения сделок по слиянию и поглощению (что очень странно в период благоприятной конъюнктуры и далеко не всегда эффективно), прямо противоречат программным установкам и тормозит развитие банковской системы.

Так, политика, направленная на формирование «локомотивов национальной экономики» и превращение их в транснациональные корпорации приводит к тому, что финансовые возможности отечественных банков оказываются, просто несопоставимы с потребностями крупных корпораций. Поэтому последние привлекают ресурсы с международных рынков, что существенно тормозит развитие отечественных финансовых институтов. Кроме того, для финансирования текущей деятельности и внутрикорпоративного трансферта капитала крупные корпорации имеют собственные «карманные банки», которые являются скорее рассчетно-кассовыми центрами, нежели банками и фактически выпадают из банковской системы.

Другой особенностью отечественной банковской системы является высокая степень участия государства в капитале банков. Не смотря на неоднократные заявления, обещанного сокращения участия государства (включая региональные органы власти) не происходит. Более того, озвучено большое количество инициатив по созданию всякого рода инновационных банков и фондов, банков развития (включая и банки на наднациональном уровне), специализированных финансовых институтов. Все это приведет лишь к усилению роли бюджетов в кредитовании предприятии и населения со всеми вытекающими из этого рисками для бюджетной системы страны. Поскольку в настоящее время доходная база федерального и большинства региональных бюджетов растет, а действующее законодательство и политика Минфина РФ сдерживают рост непроцентных расходов региональных бюджетов, ситуация в целом находится под контролем. В то же время при изменении макроэкономической ситуации риски для бюджетной системы могут существенно возрасти.

Описанная выше конкуренция между старыми и новыми институтами дополняется влиянием внешних факторов, в качестве которых выступают международные и транснациональные финансовые институты и ожидания, связанные со вступлением России в ВТО. Хотя присутствие иностранного капитала в банковской системе РФ незначительно (менее 12%), в последние 1,5-2 года оно удвоилось на фоне быстрого роста капитализации отечественной банковской системы. Более того, последние сделки по приобретению миноритарных пакетов акций региональных баков ЕБРР и слияний в банковском секторе с участием транснациональных банков, подготовка и проведение IPO, привели к определенным качественным изменениям. Во-первых, многие региональные банки стали раскрывать структуру собственности, вывели владельцев крупных пакетов акций из состава исполнительных органов банков, разработали внутренние нормативные документы в соответствии с международными правилами. Принятие системы стратегического планирования, кодексов внутрикорпоративного поведения и изменение системы внутренней и внешней отчетности не могли не сказаться на качестве управления и расширении доли рыночного поведения в банковских операциях.

Этому же способствовала политика федеральных надзорных органов, прежде всего ЦБ РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу по «расчистке» банковской системы.

С другой стороны, в преддверии ожидаемого вступления России в ВТО идет быстрый процесс не только усиления государственного контроля над системой коммерческих банков (что можно только приветствовать), но и расширение доли непосредственного и, особенно, опосредованного участия государства в капитале коммерческих банков. Если тенденция сохранится, то через 10-15 лет российская банковская система будет представлена в основном двумя группами банков: государственными и иностранными или с иностранным участием. В этом случае наиболее важным окажется вопрос о том, будут ли эти группы субъектов финансового рынка играть по одним или по разным правилам.

На региональном уровне разворачиваются подобные процессы, что доказывают результаты анализа ситуации и перспектив развития финансовых институтов Сибирского Федерального округа.

В 2006 г. по основным индикаторам развития банковской системы Новосибирская область занимала 3 место среди регионов Российской Федерации (после Москвы и Санкт-Петербурга) и устойчиво лидировала среди регионов Сибирского федерального округа. По абсолютным значениям таких показателей как стоимость активов и пассивов, кредиты нефинансовым организациям, населению, средства предприятий, вклады физических лиц и кредиты банков Новосибирская область занимает 8-10 место среди крупнейших финансовых центров страны. Однако по относительным показателям (в расчете на 1 млрд. руб. ВРП и в расчете на 1000 чел. населения) область занимает 3-5 место в России. При этом относительные индикаторы развития банковской системы в настоящее время примерно соответствуют заявленным в программных документах Правительства РФ и АРБ на 2010 г. Так активы банковской системы составляют 40% ВРП, кредиты нефинансовым предприятиям – около 20% ВРП, величина сбережений населения - около 21% ВРП, при этом доля вкладов населения составляет 13,3%.

Российский банковский сектор в целом представляет собой сегментированный рынок, состоящий из нескольких групп кредитных организаций, слабо связанных между собой и ведущих основные операции на разных секторах рынка. Подобная ситуация характерна и для НСО.

В первую группу входят крупнейшие банки с высоким уровнем государственного участия и контроля, для которых характерен высокий уровень развития филиальной сети и высокая доля вкладов населения.

Основной специализацией крупнейших банков является кредитование экспортеров, прежде всего компаний сырьевого сектора.

Группе банков, контролируемых нерезидентами, принадлежит около 8% активов банковской системы. Данная группа ориентирована на обслуживание своих традиционных клиентов - иностранных и транснациональных компаний.

Мелкие и средние банки специализируется на обслуживании, в том числе кредитовании, предприятий, производящих товары и услуги для внутреннего, прежде всего регионального рынка. Большинство региональных банков попадают именно в эту группу и являются основным финансовым партнером мелкого и среднего бизнеса, предпринимателей и физических лиц. Небольшие региональные банки обладают или могут приобрести конкурентные преимущества, прежде всего за счет большей информированности и вовлеченности в деятельность местного делового сообщества, что и позволяет использовать не только формальные методики и инструменты, но и быстрее реагировать на возникающие потребности клиентов и рыночные ниши.

Возможные направления развития банковской системы НСО на основе анализа проявившихся в последнее время тенденций. Потребительские кредиты и межбанковские кредиты, занимая небольшую долю рынка, растут чрезвычайно высокими темпами, в то время как кредиты, предприятиям нефинансового сектора, составляя более половины активов банков НСО, растут почти в два раза медленнее. Особенностью ситуации можно считать отсутствие явно выраженных финансовых услуг, сочетающих высокие темпы роста и значительную долю рынка. Снижение вложений банков НСО в ценные бумаги и их низкая доля в структуре активов может быть объяснена как недостаточной привлекательностью доступных для вложений объектов, так и высокой активностью присутствующих на территории НСО небанковских инвестиционных институтов. Такая ситуация сулит новые возможности для региональных банков, которые могут выступить, как это уже и бывало, пионерами в разработке новых финансовых продуктов и услуг.

Результаты анализа демонстрируют опережающее развитие (в сравнении с другими регионами СФО) финансовой системы Новосибирской области, прежде всего банковской. Более того, на фоне крупнейших финансовых центров России по относительным показателям область занимает весьма достойное место. При этом следует отметить, что она демонстрирует хорошие способности восстанавливаться после кризисов: в 90-х годах область пережила ряд банкротств крупнейших банков, что отбросило ее с примерно 5 места по развитию банковского сектора на 20-25, однако в настоящее время она восстановила свои позиции.

Мы полагаем, что достаточно успешное развитие финансовой системы НСО в целом и ее банковского сектора связано с влиянием двух основных факторов. Прежде всего, следует выделить экономические факторы: диверсифицированную структуру экономики области, отсутствие явно выраженных доминирующих компаний, крупнейших экспортно-ориентированных предприятий сырьевого сектора, имеющих выход на мировые финансовые рынки, высокую долю предприятий с быстрым оборотом (прежде всего услуги торговли), сравнительно высокой уровень развития малого бизнеса и т.д. Во-вторых, в НСО наблюдается самая высокая за Уралом концентрация социального капитала. Именно это обстоятельство позволило не только быстро сформировать работоспособные коллективы финансовых организаций, но и послужило дополнительным стимулом при размещении филиалов иногородних банков, других финансовых организаций и консалтинговых компаний. Быстрое развитие финансового сектора привело к значительному росту занятости в финансовом секторе (она выросла примерно на 70% - 80% в последние 5 лет), а также существенно повлияло на структуру специалистов, обучающихся в системе высшего образования НСО.

Заключение

Анализ развития финансовой сферы НСО показывает как высокий потенциал, так и серьезные риски развития всех элементов финансовой сферы, включая ее основные элементы: государственные финансы, финансы финансового и нефинансового секторов.

Пессимистичный сценарий развития региональной финансовой системы связан со стагнацией региональной экономики и неизбежным в этом случае ростом государственного вмешательства по типу «латание дыр». Соответственно, произойдет существенное упрощение финансовой системы области и утрата самостоятельности большинства финансовых институтов.

Оптимистичный сценарий предполагает повышение совокупной капитализации активов всех субъектов области и возможен только в случае целенаправленных усилий в области политики развития региона (социальной, промышленной, инновационной и др.) и повышению качества управления общественными финансами. В этом случае растет разнообразие, масштаб операций и взаимодействие финансовых институтов, что позволяет Новосибирску претендовать на статус регионального финансового центра. Сценарные расчеты показывают, что в этом варианте активы финансовой системы к ВРП вырастут примерно в три раза, в том числе кредиты нефинансовым организациям и населению – в два раза. Численность занятых в секторе финансовых услуг увеличится не мене чем в 2,5 -3 раза и составит 50-60 тыс. человек.

Принципиальным представляется то обстоятельство, что, в целом копируя политику федерального центра, региональные администрации в своем большинстве не имеют тех возможностей и ресурсов, которыми располагают федеральный центр и обе столицы. В результате негативные последствия для развития как финансового, так и нефинансового секторов на региональном уровне более существенны. Это выражается в высокой концентрации банковских и иных финансовых услуг в региональных столицах (по сравнению с периферией), низкой конкуренции, приводящей к росту процентных ставок, медленному развитию инфраструктуры и т.д.

Эти очевидные проблемы заставляют региональные администрации еще активнее включаться в регулирование финансовых рынков, прежде всего, вмешиваться в процессы кредитования бизнеса и населения, устанавливать особые отношения и заключать соглашения с финансово-промышленными группами и банками. В результате такого частно-государственного партнерства происходит обмен функциями между государством и предприятиями. Бюджет все больше задействуется в качестве квази-банковской структуры, а предприятия выполняют квазибюджетные функции. В результате происходит размывание границы между частным и государственным секторами, что ведет к увеличению рисков со всеми понятными последствиями для устойчивого развития.

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.

    Финансовая система – это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

    В финансовую систему РФ входят следующие институты:

      Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

      Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования.

      Имущественное и личное страхование.

      Государственный и банковский кредит.

      Финансы хозяйствующих субъектов.

    Данную систему образует совокупность финансовых институтов, т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

    1. Государственные финансы.

    2. Финансы юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий с различной формой собственности).

    3. Кредитование.

    4. Страхование.

    Государственные финансы образуют:

    1. Бюджетная система – т.е. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

    2. Внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

    3. Государственный кредит.

    Финансы юридических лиц состоят из:

    1. Финансов коммерческих предприятий.

    2. Финансов общественных организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    3. Финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    Кредитование . Данный институт образуют отношения между коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу предоставления банковских ссуд.

    Страхование . Этот институт образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма , при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

    Принципы построения финансовой системы предполагают:

    ♦ экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

    ♦ формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

    ♦ взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

    ♦ доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

    В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:

    1) Принцип единства:

    a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.

    b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.

    c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом.

    2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

    Деньги.

    Финансы - денежные ресурсы, необходимые государству для удовлетворения потребностей, для развития расширения производства, решения социальных и культурных задач, содержания государственного аппарата, правоохранительных и т. д.
    Аспекты финансов :
    - Материальный (бытовой) - совокупность бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств, сосредоточенных в федеральных, региональных и местных органах власти.
    - Экономический - система денежно-экономических отношений посредством которых на основе распределения и перераспределения национального дохода образуются вышеуказанные формы бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств.
    - Правовой - часть отношений по распределению и перераспределения НД урегулированные нормами финансового права.

    Функции финансов (основные 2):
    - Распределительная - стоимости валового общественного продукта для обеспечения каждого субъекта финансовой системы денежными ресурсами.
    - Контрольная - сбор налогов.

    Виды финансовых фондов (основные):
    1. По отношению к уровню власти:
    а) Государственные:
    Региональный фонд.
    Федеральный фонд.
    б) Государственные средства передаются в муниципальную собственность или в распоряжение органов местного самоуправления.
    2. По отношению к бюджету:
    а) Бюджетные фонды - это фонды денежных средств, организованные на общие нужды.
    ДОХОДЫ -> количественный признак.
    РАСХОДЫ -> Роспись по направлению на общие нужды.
    б) Внебюджетные фонды - создаются ВБФ и носят целевой характер.
    в) Децентрализованные (рассредоточенные) фонды – денежные средства, переданные в оперативное управление или хозяйственное веденье государственным (муниципальным) предприятиям или иным хозяйствующим субъектам.

    Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
    Финансовая система РФ включает в себя:
    1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
    2. Внебюджетные специальные фонды;
    3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
    централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
    4. Фонды страхования (имущественного и личного);
    5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
    Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
    Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.
    Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.
    Финансовые институты:
    1. Бюджетные фонды (БФ).
    2. Внебюджетные фонды ВБФ.
    3. Децентрализованные Фонды (ДФ).
    4. Страховые фонды.
    5. Государственный и муниципальный кредит.
    6. Валютно-денежная система (ВДС).

    Loading...Loading...