Разработка урока на тему морфология. Открытый урок по русскому языку на тему "морфология". Резерв: тестовая работа

14.12.2011 43988 3235

Уроки 9-10. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Цель: закрепить знания о морфологии, навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, выразительное чтение, предупредительный диктант; объ­ яснительный диктант; взаимопроверка; самостоятельная работа.

Ход урока 1

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения: Потребительское отношение к природе недопустимо. Выделим и объясним орфограммы, отметим, что сказуемое вы­ ражено кратким прилагательным.

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 27: по цепочке объясняем выбор слитного и де фисного написания слов.

III . Повторение темы «Морфология и орфография»

1. Беседа по вопросам с. 14.

Комментарий. К вопросу № 3. Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам, прошедшего времени - по родам и числам. Вид глагола определяется по вопросу: «Что сделать?» - совершенный {научить, решить), «Что делать?» - несовершенный (учить, решать).

К вопросу № 4. Спряжение глагола с ударными личными окончаниями определяется по окончанию: (идёшь - I спряжение, стоишь - II спряжение). Спряжение глагола с безударными лич­ ными окончаниями определяется по инфинитиву (неопределенной форме).

Напомним, что спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам:

Я живу, говорю; ты живешь, говоришь; он живет, говорит;

Мы живем, говорим; вы живете, говорите; они живут, говорят.

Заметим, что совпадают гласные окончаний только в 1 лице единственного числа, а в окончаниях всех остальных форм глагола ясить наблюдаются гласные е или у (живем, живешь, живут...), глагола говорить - и или я (говоришь, говорит, говорят...). Так изменяются все глаголы русского языка за малым исключением. На­ пример, глагол хотеть изменяется двояко: часть форм - по I спря­ жению (хочешь, хочет), часть - по II (хотим, хотите, хотят); то же относится к глаголу бежать.

Существует всего два способа изменения: одни глаголы имеют в личных окончаниях буквы е, у (ю), другие - и, а (я). То есть спря­ жение глаголов - это объективно существующее различие в их фор­ мах, давно замеченное и зафиксированное. Таким образом, надо запомнить всего по две буквы (условно назовем их сигнальными) для каждого спряжения: для I спряжения - гласные е, у (ю), для Й спряжения - и, а (я).

Например, к какому спряжению относится глагол спать"? Проспрягаем (то есть изменим) его по лицам и числам: сплю, спишь, спит, спим, спите, спят. Гласные и, я говорят о том, что это глагол II спряжения.

Трудности начинаются там, где гласные окончаний безударные. В этом случае действует правило, позволяющее определять глас­ ную окончания, то есть спряжение. Представим его в виде таблицы. Начнем со второго спряжения.

I спряжение

II спряжение

брить, стелить, брезжить + все остальные глаголы (на -ать, -оть, -уть и т. д.) «Сигнальные» буквы - е, у(ю)

все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, брезжить + 11 глаголов- исключений. «Сигнальные» буквы - и, а(я)

Одиннадцать глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:

Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Заметим, что приставки и постфиксы (-ся, сь) не влияют на спря­ жение глаголов (например: услышать спрягается как слышать, вертеться - как вертеть и т. п.).

Алгоритм проверки окончаний глаголов и суффиксов действи­ тельных причастий настоящего времени очень прост:

Ставим глагол (или причастие) настоящего или будущего времени в начальную форму

Определяем спряжение (удобнее «примерять» глагол сначала ко II спряжению: выбор вариантов меньше).

Подставляем «сигнальную» букву в окончание глагола (или суффикс причастия).

Они завис..т: зависеть; II спряжение (иски.) -я; зависят.

Флаги ре. ..т: реять; I спряжение - ю; реют.

Важно помнить, что спряжение - это изменение личных окон­чаний глаголов, а определение начальной формы необходимо лишь для глаголов с безударными окончаниями. Так, у глагола сидеть личные окончания ударные, он относится ко II спряжению {сидишь, сидят...).

2. Повторение темы «Морфология именных частей речи».

Сколько склонений имеют существительные?

-Какие существительные относятся к разносклоняемым? В чем их особенность?

Все ли существительные в русском языке склоняются? Ка­ковы несклоняемые имена существительные по происхож­дению? (Заимствованные слова.)

На какие разряды делятся прилагательные? (Качественные: яркий, добрый; относительные: стальной, городской; при­тяжательные: мамин, лисий.)

В чем особенность качественный прилагательных? (Признак проявляется в большей или меньшей степени: ярче, ярчай­ший, самый яркий. Качественные прилагательные имеют краткую форму: ярок.)

Как пишутся отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения пишутся слитно, если не имеют предлогов: некого, но не с кого. Под ударением пишется не, без ударе­ния - ни: некем - никем.)

На какие разряды делятся числительные? (Количественные: один, два, тридцать шесть; порядковые: первый, второй, тридцать шестой.)

Как склоняются составные количественные и составные по­рядковые числительные? (У составных количественных чис­лительных склоняются все слова: четырехсот шестидесяти восьми. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году.)

3. Предупредительный диктант.

Задание: определить склонение и падеж существительных, объ­яснить выбор написания слов.

Объявить об окончании матча, жить в роскоши, сделан из не­ржавеющей стал.., красивая брошь, о позднем возвращении, прочел о затерявшейся экспедиции, никому не известный, сгореть в пла­ мени, воскликнуть от радости, лебединая шея, образован в две тысячи пятом году, написать Евгении, у хорошего тренера, никто не знал, боевой клич, родиться в Сибири, не с кем поговорить, равен двумстам метрам, деревья в инее, всё дело в трении, письмо ма­ тери, проказы шалуньи, обжечься горячим кушаньем, на длинной дистанции, телефон Анастасии.

IV. Работа с текстом

1. Упражнение 28: чтение текста, ответы на вопросы.

2. Составление плана доклада.

3. Упражнение 29: чтение текста, обмен мнениями об утверж­ дении Ломоносова.

V . Сообщение ученика

Реализация индивидуального задания.

Домашнее задание

Упражнения 30, 32.

Ход урока 2

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Мощный экскаватор, необходимая помощь, шиповник колюч, непромокаемый плащ, тушь для рисования, стая туч, ночной дозор, опасный хищник, пятьдесят тысяч, находишься в незнакомой мест­ ности, купаться недалеко от берега, лучший теннисист, походная аптечка, ветошь для протирки стекол автомобиля, детский плач, калач с корицей, отрежь несколько кусочков.

II . Проверка домашнего задания

1. Упражнение 30: выразительное чтение, обсуждение основной мысли и заглавия текста.

Основная мысль: мощная сила природы. Вариант заголовка: «Гроза». Проследим, как построен текст: в трех небольших абзацах показаны стадии развития природного явления. 1-й абзац - пред­вестники грозы, 2-й - кульминация, 3-й - разрядка.

- С помощью каких средств достигается эффект изображае­ мого?

Эффект достигается, во-первых, лаконичностью: краткостью и емкостью описания. Во-вторых, аллитерацией - сочетанием со­ гласных звуков. В 1-м абзаце - сочетание шипящих и сонорного «р»; во 2-м - усиление раскатистого «р» подчеркнуто контрастом сочетаний с «х», создающим впечатление восклицаний: «ах!»; в 3-м - преобладание шипящих, передающих шум дождя.

Важную роль играют и синтаксические средства: ряды одно­ родных членов, обилие глаголов, многосоюзие, возрастающая гра­ дация (долетела одна капля, другая, забарабанило... треснуло... раскатилось).

2. Упражнение 32: проверка «по цепочке».

III . Повторение темы «Морфология и орфография»

Выполнение упражнений по морфологии глагола.

1. Упражнение 36: устно.

План - конспект урока русского языка

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Этапы урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Запись даты, классной работы.

Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.

II. - Начать наш урок я хочу с небольшого стихотворения Александра Шибаева.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Ребята, о какой части речи говорится в этом стихотворении? (о существительном) Правильно, в этом стихотворении говорится о существительном, и мы будем сегодня с вами говорить об этой части речи.

III. Объяснительный диктант. Индивидуальная работа у доски (2 чел )

Возле да ч (ж.р., 1 скл., р.п.), сельская молодеж ь (ж.р., 3 скл., И.п., употребляется только в форме ед.ч.), городской белору чк а (существительное общего рода, сложное, состоит из двух корней), вкусные лисички и пушистые лисички (отличаются категорией одушевленности и неодушевленности), плыть по В олге (имя собственное), записать в тетрад и , точным чертеж ом (Т.п.), крепкие в о р о та (употребляется только в форме множественного числа)

Мы вспомнили все постоянные/непостоянные признаки существительного

IV Включение в систему знаний и повторение.

«Третий лишний». Самостоятельная работа по карточке.

Найти лишнее слово, подчеркните его и объяснить, почему оно лишнее:

Бремя, время, солнце , имя (разносклоняемые сущ.).

Луч, камыш, ночь , мяч (все сущ. мужского рода).

Луж, задач, туч, ключ (все сущ. множественного числа).

Москва, Курск, «Правда», Минск (собственные имена сущ. городов).

Собака, кошка, мышь, стол (одушевлённые сущ.).

Космос, планета, ракета, учитель (неодушевлённые сущ. и связаны одной темой - космос)

Устное комментирование своего выбора.

Ребята, слова какой части речи были представлены в карточке? Все верно, это существительные. Давайте вспомним с вами, что мы знаем об этой части речи.

Фронтальный опрос:

1. Что такое имя существительное? (самостоятельная часть речи)

2. Что обозначает имя существительное? (конкретный предмет, вещество, абстрактное явление)

3 На какие вопросы оно отвечает? (кто? что?)

4. Назовите мне постоянные признаки имени существительного. (категория одушевленности, собственные/нарицательные, род, склонение)

5. Непостоянные признаки. (число, падеж)

6 Какую синтаксическую функцию выполняет существительное в предложении. (подлежащее, дополнение, обстоятельство)

Определение темы и целей урока

Как вы думаете, для какого вида работы нам пригодятся эти знания? Все верно, для морфологического разбора.

V . Объяснение нового материала . Морфологический разбор имени существительного. Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся выполняют разбор существительного из предложения Язык твой-друг твой.

- В какой пословице утверждается обратное? (Язык твой - враг твой) Какому человеку в назидание она может быть сказана?

(один ученик у доски)

Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос что?

Н. ф. - язык .
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

В предложении выполняет функцию подлежащего.

VI . Закрепление нового материала. Комплексный анализ текста.

Ученикам даётся карточка с текстом, они должны вставить пропущенные буквы и выполнить задание к тексту.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1) Лучик со…нца бл…снул из-за леса, к…снулся в…рхушек д…ревьев, от…скал в листве шарики зеленых яблочек. (2) Дрож… света пр…бежала по саду, и заискрились алмазами р..синки на пр…дорожной траве. (3) Ра..г…релось со…нце, и словно пламенем в..пыхнули густые ветки деревьев.

1. Определите тему текста.

2. Определите тип речи.

3. Определите стиль речи.

4. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

Дрожь света пробежала по саду и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ - морфологический разбор. Составить паспорт любого существительного из домашнего задания, используя схему разбора.

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта. (Солнце)

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________

VII. Подведение итогов урока

Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

1. §33, упр 246.

Тема:

Цель урока:

· учить детей распознавать части речи в тексте;

· развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

· воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

· учебник,

· компьютер,

· сигнальные карточки,

· мишень,

· микрофон.

Тип урока:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

· Здравствуйте, дети. Давайте с вами поздороваемся (приветствие звучит в стихотворной форме).

· А сейчас проверяем вашу готовность к уроку. Нам понадобятся учебники, тетради, ручки.

· Сегодня мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык.

· Мы с вами уже побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. Кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

· Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая расположена на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, что нам нужно? (подсказка детей).

· Правильно, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый литературный персонаж. Как вы думаете, кто бы это мог быть?

· Мальчик Джим из романа Роберта Стивенсона « Остров сокровищ» - ответы учеников (открывается презентация, карта)

· Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверное, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем назвать острова, из которых состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путешествие?

· Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».

· Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», мы должны придерживаться таких правил:

2. Не выкрикивать.

3. Быть толерантными.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

· Первый остров состоит из шести частей.

· Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

· Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).

· А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

· Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлётом они долго с криком реяли над рощей.

· Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

· Следующая страна острова - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какая же это часть речи?

· Правильно, это имя прилагательное.

· Работа с учебником (стр.158)

· Имя прилагательное - это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания.

· Тёпл… взгляд, тёпл… рука, тёпл… молоко;

· холодн… ветер, холодн… погода, холодн… утро;

· ясн… зимн… день, ясн… зимн… погода, ясн… зимн… утро.

· Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

· А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: иду, рисую, пишу.

· Да, действительно это глаголы.

· Работа с учебником (стр.158)

· Давайте сформулируем правило. Глагол - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

· Замените словосочетание одним словом с тем же значением.

· Привести в исполнение - …, принять участие - …, задать вопрос - …, оказать влияние -…, дать приказание - …, оказать помощь -…, бросить взгляд -…

4.Имя числительное

· Игра « Три»

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «ТРИ» -

Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну, а целых... ДВЕ.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду:

раз, два, ... МАРШ!

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Недавно поезд на вокзале

Назовите числительные.

- Снаряжение . (Метод «Микрофон ») - устно. Ученики отвечают на вопросы по теории.v

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме: "Морфология" 7 класс»

Урок-путешествие

по теме:

"Морфология"

7 класс

Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи.

Цель урока:

    учить детей распознавать части речи в тексте;

    развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

    воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

  • компьютер,

    сигнальные карточки,

  • микрофон.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

    Здравствуйте, дети. Давайте с вами поздороваемся (приветствие звучит в стихотворной форме).

    А сейчас проверяем вашу готовность к уроку. Нам понадобятся учебники, тетради, ручки.

    Сегодня мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык.

    Мы с вами уже побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. Кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

II. Объявление темы и цели урока.

    Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая расположена на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, что нам нужно? (подсказка детей).

    Правильно, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый литературный персонаж. Как вы думаете, кто бы это мог быть?

    Мальчик Джим из романа Роберта Стивенсона « Остров сокровищ» - ответы учеников (открывается презентация, карта)

    Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверное, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем назвать острова, из которых состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путешествие?

    Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».

    Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», мы должны придерживаться таких правил:

1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.

2. Не выкрикивать.

3. Быть толерантными.

III .Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

    Первый остров состоит из шести частей.

    Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

    Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).

    Работа с учебником (стр.158)

    А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

    Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлётом они долго с криком реяли над рощей.

    Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

    Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какая же это часть речи?

    Правильно, это имя прилагательное.

    Работа с учебником (стр.158)

    Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания.

    Тёпл… взгляд, тёпл… рука, тёпл… молоко;

    холодн… ветер, холодн… погода, холодн… утро;

    ясн… зимн… день, ясн… зимн… погода, ясн… зимн… утро.

    Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

    А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: иду, рисую, пишу.

    Да, действительно это глаголы.

    Работа с учебником (стр.158)

    Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

    Замените словосочетание одним словом с тем же значением.

    Привести в исполнение - …, принять участие - …, задать вопрос - …, оказать влияние -…, дать приказание - …, оказать помощь -…, бросить взгляд -…

4.Имя числительное

· Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?

· Работа с учебником (стр. 158)

· Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?

· Игра « Три»

Три - какая часть речи: числительное или глагол? Когда мы можем это сказать точно? - (Контекст).

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «ТРИ» -

Приз немедленно бери! (на столике в красивой упаковке - приз)

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну, а целых... ДВЕ.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду:

раз, два, ... МАРШ!

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, второй, но лучше...ПЯТЬ.

Недавно поезд на вокзале

Мне ТРИ часа пришлось прождать.

...Ну, что ж вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять?

Назовите числительные.

Наша научная экспедиция готова продолжить путь - цели и задачи ясны. Осталось проверить снаряжение. Все ли необходимое (знания) мы взяли с собой в дорогу?

- Снаряжение . (Метод «Микрофон ») – устно. Ученики отвечают на вопросы по теории.

5.Местоимение

    Посмотрите, опять криптограмма:

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

    Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

У меня есть товарищ Петя. Я сижу с Петей за одной партой. Петя хорошо учится. Недавно о Пете писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за Петей. Мы идём через парк. В парке много зелени и цветов. За парком расположена школа.

    Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?

    Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

· У меня есть товарищ Петя. Я сижу с ним за одной партой. Он хорошо учится. Недавно о нём писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за ним. Мы идём через парк. В нём много зелени и цветов. За ним расположена школа.

· Работа с учебником (стр.158)

· Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

    Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!

    Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие.

    Работа с учебником (стр. 158)

    Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

Красивый – красиво

Низ – внизу

Правый – направо

Близкий - близько

    Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

Физкультминутка для пальцев.

Загибая пальцы, перечислите в нужном порядке все самостоятельные части речи.

1.Предлог

    Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.

    Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

    Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

2.Союз

    А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

    Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи?

    Работа с учебником (стр.158)

    Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

    Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

    А эти жители страны сами говорят за себя.

    Записать стихи, вывести правила написания частиц.

Раздельно пишем бы, же, ли!

«На небе месяц вышел ли?

К утру бы снегу намело,

И как же было бы светло!»

(О. Кургузова)

Вначале-то запомни-ка пока:

Через дефис пиши частицы –то и –ка:

«А ты-то не забыл перед едой

Мыть руки кипячёною водой?

Помой-ка руки – ты играл в футбол –

И лишь потом садись за стол».

(О. Кургузова)

Работа с учебником (стр.158)

    Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

    А кто скажет название второго острова? (Служебные части речи)

3.Междометие

Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте немножко необычное стихотворение, найдите междометия и определите их роль в речи.

ЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ТОП-ТОП

Ж,Ж, ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ШЛЁП!!!

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…….

БАЦ! БАЦ! ШМЯК.

ЖЖЖЖЖ И стало тихо.

БАЦ! БУМ! ДЗЫНЬ!..

(Т. Собакин)

Работа с учебником (стр.158)

· Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

    Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?

    А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 168.

V. Подведение итогов урока. Релаксация.

Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Счастливого плавания!!!

Учительница русского языка и литературы

Азимова Ф.И

СШ № 22 г. Талдыкорган

Тема урока Морфология

Цели: - повторить и закрепить знания учащихся по русскому языку;

Формировать интерес к более глубокому изучению предмета;

Развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас учащихся.

Тип урока повторение и систематизация изученного материала

Вид: урок – мастерская

Оборудование: слайд, карта результатов урока

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята

Прошу занять свои места...

Слушайте меня внимательно,

На вопросы отвечайте

Наша задача – повторить и закрепить знания о пройденного материала.

ІІ. Психологический настрой .

- Небо ясное над нами,

Твердь земная под ногами.

Мир дороги открывает,

Солнце свет нам посылает.

ІІ. Мы разделились на две команды. Задание командам. Придумать название и девиз команды. Затем защитите его.

1 команда – «Знатоки ».

Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем знания проверять

2 команда – «Умники ».

Будем активно мыслить!"
Привет, друзья!

Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым!

Вместе: Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба вместе с ней

ІІІ. – У каждой команды на столе лежит « Карта результатов урока», по которому вы оцениите свою работу.Ваша задача зза каждый правильный ответ поставить себе баллы. А в конце урока по этой карте мы оценим нашу работу. Готовность к уроку укажем показывая сигнальные карточки

    Разгадывая ребус , найдем тему урока.(слайд 2 «Морфология»)

ІУ. – Сейчас работаем по постеру .

    команда составит и защитит постер на тему «Морфология»

    команда сопоставит постер по теме «Самостоятельные части речи» и «Служебные части речи» с помощью диаграммы Венна.

У.Определите части речи.

Пятый этаж, пятиэтажный дом, медный пятак, получить пятерку, пятилетний малыш.

УІ. Физминутка. «Будь внимателен мой друг»

Если я называю имя существительное - хлопните 1 раз в ладоши. Если прилагательное – встаньте, если другую часть речи – сядьте

Слова 1 команде «Знатоки»: День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, раняя, весна, наступила, холодная, ветер.

Слова 2 команде « Умники » : Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, порхает, заяц, был, зеленая, стол, любит, зубастый, мяч.

Самыми внимательными были …..

Слова, какой ещё части речи вам встретились в этом конкурсе? (глагол)

УІІ. Творческая работа. Найдите продолжение пословице.

Семеро.... (одного не ждут)

Заблудиться... (в трех соснах)

Знать... (как свои пять па

льцев)

Семь раз отмерь.... (один раз отмерь)

Один ум хорошо... (а два лучше)

Идти.. (на все четыре стороны)

УІІІ. – Вот и подходит к концу наш урок. Ребята вы хорошо и добросовестно поработали. Оцениите вашу работу по « Карте результатов урока» .

« Карта результатов урока» .

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Цели и задачи урока:

Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление знаний об изученных частях речи; повторение словарных слов, выделение в предложении частей речи.

Развивающая – овладение нормами литературного языка; умение анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; умение редактировать текст, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова); расширение словарного запаса.

Воспитательная – воспитание интереса к урокам русского языка.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме “Морфология”

Используемые учебники и учебные пособия:

Используемое оборудование:

  • мультимедиапроектор,
  • экран,
  • компьютер учителя.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных частях речи, изученных в этом учебном году.

– Скажите, какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).

– Вот поэтому мы совершим космическое путешествие по морфологическим планетам.

Части речи, как чудесно,
Знать, что вы со мною вместе,
Что всегда вы рядом, здесь,
Благородности не счесть.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.

А отправляемся в путешествие на настоящем космическом корабле. Все вы уже получили допуск к полету. В космос сегодня отправятся четыре команды.

Мы побываем на разных планетах, познакомимся с их обитателями, возможно, сходим к кому-нибудь в гости. У каждой команды есть индивидуальные маршрутные листы, в которых вы будете записывать все, что видели в космосе, а также будете наклеивать поощрительные звезды, полученные вами во время пребывания на разных планетах. А еще с нами отправятся в путь мои четыре помощника. Это учителя русского языка. Они будут проверять ваши маршрутные листы, правильно ли вы их заполняете и решаете задания. Они же будут наклеивать поощрительные звезды.

Что ж, а теперь в путь. Занимайте свои места, хорошенько пристегнитесь ремнями безопасности. 3,2,1 – пуск. Ура!!! Мы полетели!!! (Слайд № 3)

Учитель: Ребята! Мы попали на какую-то неизвестную планету. Помогите мне, отгадав загадку.

ЗАДАНИЕ 1. “Неизвестная планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я самая главная,
Я самая умная,
Я называю предметы, людей
И отвечаю на вопросы простых падежей. (Существительное)

(Слайд № 4)

Учитель: Молодцы! Мы на планете Имя существительное. Но что интересно! В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете продолжить путь. (Слайд № 5)

ЗАДАНИЕ 2. “Чудесное колесо” (за каждое правильное слово – 1 звезда)

По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд)

ЗАДАНИЕ 3. “Космический гипермаркет” (за правильное слово – 1 звезда)

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. Ребята, отнеситесь к заданию очень серьезно, потому что, не зная этих слов, мы не сможем продолжить космическое путешествие.

  1. КАРЕТА (ракета)
  2. ДРАНФАКС (скафандр)
  3. ОМЕТАК (комета)
  4. СНИПУТК (спутник)
  5. НЕЛАПТА (планета)
  6. КАЛИКАТГА (галактика)
  7. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость)

(Слайды № 6, 7)

Учитель: Отлично. А сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно задание.

ЗАДАНИЕ 4. “Четвертый лишний” (за правильный ответ – 1 звезда + 1 звезда за объяснение)

Инопланетянам эти слова неизвестны. Найдите в каждой строке лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

  1. ветер, пыль, луноход, племя
  2. знамя , метеорит, звезда, песок
  3. кратер, стремя , солнце, буря
  4. путь , космодром, гора, темнота (разносклоняемые существительные) (Слайды № 8, 9)

Учитель: Ребята, к нам спешит самая гостеприимная на планете Куле-Муке. Она приглашает нас к себе в гости. Но что это? Дети, помогите, у выделенных существительных род определите!

ЗАДАНИЕ 5. “В гостях у Куле-Муке” (за правильный ответ – 1 звезда)

МИССИС Куле-Муке попросила нас снять в прихожей ПАЛЬТО и КАШНЕ, КАШПО убрала с окошка и опустила ЖАЛЮЗИ, чтобы с АВЕНЮ никто не заглядывал в комнату. МЕНЮ состояло из СУФЛЕ, ЖЕЛЕ и КОФЕ. ШИМПАНЗЕ играл на ПИАНИНО, КОЛИБРИ и КАКАДУ дружно пели. Всем было очень весело. (Слайды № 10, 11)

Учитель: Славно мы отдохнули у Куле-Муке. Пора отправляться на другую планету. Но сначала передохнем и отгадаем загадки. (Игра с болельщиками команд) (за правильный ответ – 1 звезда)

Отгадай загадку, ответом на неё является существительное, обозначающее предмет, используемый в школе.

1) На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

2) В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу. (Дневник)

3) Сговорились две ноги
Давать дуги и круги. (Циркуль)

4) В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ручка)

5) Определите род у существительного сирота. (Общий)

6) Поставьте существительное туфли в Родительном падеже. (Туфель)

Учитель: Итак, угадайте, на какую планету мы отправимся сейчас. Вот вам загадка.

ЗАДАНИЕ 6. “Новая планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное) (Слайд № 12)

– Верно, мы оказались на планете Имя прилагательное. Ребята, жители этой планеты – великие трусишки. Увидев нас, они спрятались, и теперь их необходимо разыскать. Вот вам космическое задание.

ЗАДАНИЕ 7. “Потеряшки”. Найдите и подчеркните прилагательные, определите их разряд. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега. (Слайды № 13, 14)

Учитель: И с этим заданием вы справились. Что ж продолжим наше путешествие.

– Но что это? Ребята, наших Ваню и Натку пираты-инопланетяне взяли в плен и требуют за них выкуп. А чтобы их спасти, вы должны выполнить их задание.

ЗАДАНИЕ 8. “Выкуп”. Перед вами слова с пропущенными буквами и 2 конверта. Вам надо вставить пропущенные буквы и разложить слова по конвертам, в 1– с Н, во 2 – с НН. (за каждое правильное слово – 1 звезда)

Серебря…ый, ветре…ый, стари…ый, гуси…ый, соломе…ый, оловя…ый, качестве…ый, песча…ый, станцио…ый, ледя…ой, румя…ый, сви…ой.

(Слайды № 15, 16)

Учитель: Отличная работа. А вот и наши друзья. Вы их успешно освободили. Ребята, нам небезопасно находиться на этой планете. Я думаю, что теперь самое время ее покинуть, но, чтобы добраться до нашего космического корабля, вам предстоит выполнить еще задание.

ЗАДАНИЕ 9. “Сложные прилагательные” Замените словосочетания сложными прилагательными и правильно их запишите. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) завод по строительству кораблей – кораблестроительный
2) ветер с севера и с востока – северо-восточный
3) счастье, от которого кружится голова – головокружительное
4) словарь, состоящий из немецких и русских слов – немецко-русский
5) ферма по разведению животных – животноводческая (Слайды № 17, 18)

Учитель: Замечательно. Итак, предлагаю всем отдохнуть. Привал. (За правильный ответ – 1 звезда) (Игра с болельщиками команд)

Отгадай загадку и назови в ней прилагательные.

1) Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик. (Иголка)

2) Земля беленькая,
А птички на ней черненькие. (Книга)

3) Маленький, кругленький, за хвост не поднять. (Клубок)

4) Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, а на себя не велит. (Солнце).

5) Сколько существует степеней сравнения прилагательных? (2)

6) Какие разряды прилагательных не имеют степеней сравнения? (притяжательные и относительные)

Учитель: Юные путешественники, а теперь угадайте, где мы находимся?

ЗАДАНИЕ 10. “Где мы?” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я, имей в виду,
Сказать могу, который ты в ряду. (Имя числительное) (Слайд № 19)

– Правильно. Мы на планете Имя числительное.

А теперь внимание, новое задание. Жителей планеты Имя числительное очень трудно отличить от других инопланетных жителей, поэтому вам предстоит найти их.

ЗАДАНИЕ 11. “Найди нас”. (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. (Слайды № 20, 21)

Учитель: Ребята, а эти числительные такие загадочные. Они даже склоняются. Вам задание.

ЗАДАНИЕ 12. “Просклоняй-ка”. (за каждый правильный ответ – 1 звезда) Запишите числительные 592 в Им., Род., Дат., Вин., Твор., Предл. падежах. Будьте внимательны.

(Слайды № 22, 23)

Учитель: А сейчас снова отдыхаем. Для вас загадки. (Игра с болельщиками команд)

1) Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (дождь, земля, трава)
2) У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (руки и пальцы)
3) Четыре брата бегут, бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
4) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)
5) Есть семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
6) Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (часы)

Учитель: А теперь мы снова в путь, отгадать загадку не забудь. Куда мы полетим?

ЗАДАНИЕ 13. “Загадочная планета”. (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать. (Местоимение) (Слайд № 24)

ЗАДАНИЕ 14. “Чудесный чемоданчик”. В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Мудрым никто не родился, а научился.
2) Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
3) Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.
4) Кто в слове скор, тот в деле редко спор.
5) Друга иметь – себя не жалеть. (Слайды № 25, 26)

Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие. Космическим песком занесло многие дома, и теперь жители этой страны в панике.

ЗАДАНИЕ 15. “Космическая буря”. Помогите найти местоимениям свои жилища, определив их разряды. А вот имена пострадавших. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) этот (указ)
2) мой (прит)
3) ей (личн)
4) себя (возвр)
5) кто-то (неопр)
6) весь (опр)
7) никто (отриц)

Учитель: Наше путешествие продолжается. Ребята, местоимения хотят с нами поиграть. Ответьте правильно на их вопросы и получите звезду. (Игра с болельщиками команд)

1) Какие три местоимения самые чистые? (вымыты)
2) Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)
3) Какое местоимение требует чистоты? (мой)
4) Какое местоимение считается самым хвастливым? (я)
5) Какое(ие) местоимения(е) не имеют Им.пад.? (себя, некого, нечего)
6) В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)

Учитель: Ребята, чтобы наш корабль взлетел, вам надо отгадать загадку. Отгадав ее, вы поймете, куда мы летим.

ЗАДАНИЕ 16. “Космическая незнакомка”. (Кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков-
В речи быть одним из главных слов. (Глагол) (Слайд № 29)

Учитель: Мальчики и девочки, нас встречают детишки-инопланетяшки. О, интересно! Они употребляют в своей речи странные глаголы, таких в русском языке нет. Предлагаю вам стать переводчиками.

ЗАДАНИЕ 17. “Переводчик”. В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените “детские” слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)
2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела)
3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)
4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою) (Слайды № 30, 31)

Учитель: Молодцы! Теперь мы поняли, о чем говорят дети. А вот и школа, в которой юные глагольчики обучаются. При входе в школу вы сможете прочитать полезные советы ученикам, но для этого вам надо продемонстрировать свои знания.

ЗАДАНИЕ 18. “Полезные советы”. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (максимум – 5 звезд)

Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке. (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят…ся. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать. (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят…ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало. (Слайд № 32)

Учитель: Отличная работа. Ребята, вам понравилось путешествовать? Но мы ведь совершенно забыли о своей школе и о том, что нам завтра надо идти на занятия. Предлагаю всем пройти к нашему кораблю, по-удобнее расположиться в креслах и отправиться домой. Желаю всем мягкой посадки. Чтобы вам в дороге не было скучно, вот интересные вопросы. Отвечайте и зарабатывайте звезды.

1) Как по-другому называется неопределенная форма глагола? (инфинитив)
2) Как называются глаголы, у которых есть суффикс -ся? (возвратные)
3) Какие наклонения есть у глагола? (изъявит., повелит., условное)
4) Исправьте детские ошибки, определите наклонение у глаголов.
Нарисовай мне Барбоса. (Нарисуй – повелит.)
5) Он вырезывает из бумаги снежинки. (вырезает-изъявит.)
6) Замолоточь этот гвоздик. (Забей – повелит.)

Учитель: Вот мы и дома. Всего за 45 минут мы побывали на пяти планетах, познакомились с их жителями, узнали, что они любят, чем занимаются, нам даже пришлось организовывать поисковую операцию. Несколько раз мы оказывались на волоске от смерти, но наши команды были сплоченными и дружными, поэтому домой мы вернулись без потерь.

На каких же планетах мы побывали?
Что нового вы сегодня узнали?

Маршрутные листы прошу всех сдать. (Слайд № 33)

Та команда, которая займет 1 место, получит “5”.

Команда, занявшая 2 место, заработает “4”.

Две другие команды получат сертификаты от инопланетян.

Пока вы пишете синквейн на тему “Урок”, я подвожу итоги нашего путешествия.

Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это текст из пяти строк. Как строится синквейн? Строгие правила таковы:

Первая строка – тема стихотворения, выражается одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, имена прилагательные.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к данной проблеме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщающем уровне, повторяющее суть темы.

Спасибо всем за работу. До новых встреч.

Список литературы к уроку:

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997.
2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I.
З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989.
4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., М., Просвещение, 1994. Секреты орфографии, 2-е издание.
6. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. М.,1989.
7. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
8. Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1982.
9. Наша игротека. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, №№ 1-12, Киев, 1990.
10. Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985.
11. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №2, I99I.
12. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I.
13. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе.– М.: ВЛАДОС, 1995.

Loading...Loading...