Река угра 1480 год событие на карте. Великое стояние на реке угре

На высоком живописном берегу, близ слияния рек Угры и Оки, над широкими речными просторами в начале 16 века, в память о великом Стоянии на Угре, был основан Спасо-Преображенский Воротынский монастырь. На выбор места для обители, вероятно, повлияли события «Великого Стояния на Угре». Народная память сохранила воспоминание о великом подвиге русского народа в борьбе с иноземным игом.

Это было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.

Летом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.

«А сам же князь еха с Коломны на Москву к Всемилостивому Спасу и Пречистой Госпоже Богородице и ко всем чудотворцам, прося помощи и заступления православному христианству и на совет и думу ко отцу своему и митрополиту Геронтию, и ко своей матери великой княгине Марфе, и к своему дяде князю Михаилу Андреевичу и к духовному своему отцу архиепископу Вассиану Ростовскому и ко всем своим боляром: вси бо тогда быша в осаде на Москве. И молиша его великим молением чтобы стоял крепко за православное христианство противу бесерменства».

Получив благословение на битву, Великий князь оставил основные силы на Угре, а сам отправился с малым войском к Кременцу. Его положение осложнялось тем, что его родные братья, обиженные на него за несправедливый, по их мнению, раздел имущества, «отложились» от Москвы и просили покровительства у литовского короля. Великий князь Иван, ввиду опасности от татар, старался загладить свою вину перед братьями. Он попросил свою мать, инокиню Марфу, примирить с ним братьев, обещая выполнить все их условия. Братья согласились присоединить свои силы к русскому войску. На «украину» же литовских земель напал крымский хан Менгли-Гирей, «служа Великому князю».

В начале октября начались ожесточенные бои на переправах через Угру.

«А наши стрелами и пищалями многих побиша; а их стрелы межи наших падаху и никого же уязвляху и отбиша их от берегу». В этих боях на стороне русских было удачно применено огнестрельное оружие. Сражения длились четыре дня, но татары так и не смогли переправиться через Угру. Татарские мурзы попытались «перелести Угру» в районе Опакова, «не чая туто силы Великого князя». Но и здесь натолкнулись они на твердое сопротивление русских войск.

Мудрость Ивана III, как государственного мужа, ответственного за судьбу вверенных ему Богом людей, проявилась в том, что он не искал генерального сражения с татарами, не хотел подвергать людей опасности, но желал добиться победы над Ордой малой кровью. Он всегда предпочитал терпение и осторожность. Великий князь начал переговоры с Ордой. По мнению многих историков, это было сделано только для того, чтобы оттянуть время. Переговоры видимого результата не дали, но позволили выиграть время, дождаться примирения с мятежными братьями.

Весть о переговорах обеспокоила духовника Великого князя архиепископа ростовского Вассиана. Он направил пламенное послание своему духовному сыну, стремясь укрепить в нем желание твердо стоять за православное христианство «противу безбожному бессерменству». Война эта воспринималась им как священная, как брань за веру Христову против нечестия. И воистину блажен человек, «иже положит душу свою за други своя». Поэтому, пишет архиепископ Вассиан: «Аще ли убо ты, о крепкий царю и храбрый, и еже о тебе христолюбивое воинство до крове и до смерти постраждут за православную Христову веру, яко истиннии присныя чада церковная, в ней же породишася духовною и нетленною банею, святым крещением, яко же мученицы своею кровию блажени бо и преблажени будут в вечном наслаждении, улучившее сие крещение, по нем же не возмогут согрешить, но восприимут от Всесодетеля Бога венца нетленныя и радость неизреченную, иже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде…».

Заверяя Великого князя в усердной молитве о победе русского оружия, архиепископ Вассиан свидетельствовал: «Святому митрополиту, вкупе же и нам, богомольцам вашего благородства, со всеми боголюбивыми соборы молитву непрестанно сотворяющим, по всем церквам всегда молебны и святую службу во всей вашей отчине о вашей победе совершающим, и всем христианом, непрестанно Бога молящим, дабы даровал тебе победу на сопротивныя враги, еже надеемся улучити от всемилостивого Бога». Всю надежду старец Вассиан понуждал возлагать на Господа, Который «гордым противится, смиренным же дает благодать», Который «мертвит и живит, и даст крепость князем нашим, и вознесет рог Христа Своего», наставлял искать милости Божией через покаяние: «точию нашего ради согрешения и неисправления к Богу, паче же осияния, еже не уповати на Бога, попусти Бог на преже тебе прародительству их и на всю землю нашу окаянного Батыя… Ныне же той же Господь, аще покаемся вседушевно престати от греха, восставит нам Господь тебя, государя нашего…Тако глаголет Господь: «Аз воздвигох тя, царя правды, призвах тя правдою и прият за руку десную, и укрепих тя, да послушают тебя языцы. И крепость царем разрушу, отворю ти двери и грады, да не затворятся. Аз пред тобою пойду и горы поровняю, и двери медяные сокрушу, и затворы железныя сломлю». «Таковое же послание бысть на укрепление и на пользу многим, якоже самому благочестивому самодержцу, тако и всему его воинству».

Карамзин писал: «Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу Отечества и за необходимость утвердить оную мечом». Горячая молитва духовенства и всех русских людей возносилась ко Господу, сила Божия вдохновляла послание архиепископа Вассиана, чтобы загорелся дух народный любовью к своему Православному Отечеству, чтобы в едином порыве устремился русский народ к освобождению от иноверного рабства: «И тако Божиим промыслом без всякого сомнения единодушно охрабришася все Русское воинство и по многи дни бияхуся с погаными, стояще лето все и осень».

И внял Господь слезным прошениям всего русского народа. Сбылись пророческие слова послания архиепископа Вассиана. Летописцы писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В тот год морозы начались необычайно рано. Еще до их наступления Ахмат похвалялся: «Реки станут, и много дорог будет тогда на Русь». Когда Угра начала «ставитися», Великий князь предусмотрительно решил отойти к Боровску со всеми своими силами, «глаголаше, яко на тех полех бой с ними поставим». И вот в канун Михайлова дня (когда празднуется память святого Архистратига Божия Михаила, покровителя христолюбивого воинства) «бысть преславное чудо Пресвятыя Богородицы. Егда отступиша от брегу наши, тогда татарове страхом одержимы побегоша, мняще яко берег даяху им Русь и хотят с ними битися, а наши мняху татар за ними реку перешедших и за ними женут… и бе дивно тогда совершися Пречистыя чудо: едини от других бежаху и никто же женяше. Царь же бежа в Орду, и прииде на него нагайский царь Ивак и Орду взя и его уби…».

«Прииде тогда князь Великий из Боровска на Москву, и с сыном своим Великим князем Иваном, и с братиею, и со всеми силами и похвалил Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев и всех святых».

«Взрадоваша же ся и взвеселишася вси люди радостию велию зело и похвалиша Бога и Пречистую Богородицу, и великих русских чудотворцев о преславнем спасении, избавльшеся от поганых татар»

«В граде же богоспасаемем Москве от того времени уставиша праздник праздновати Пречистой Богородицы и хожение с кресты июня 23»

Известный историк Ю. Г. Алексеев, глубоко изучавший события Великого стояния на Угре, писал: «Борьба на Оке и Угре летом-осенью 1480 г. закончилась полной победой. Русская земля спасена от огромного по размаху и замыслам ордынского нашествия. Однако в ноябре 1480 г. даже самые проницательные и дальновидные люди едва ли отдавали себе полный отчет в действительном значении происшедших событий. Победа на Угре осенью 1480 г. относится к тем подлинно великим историческим феноменам, реальное значение которых с течением времени возрастает, и осознание их истинного смысла и масштабов приходит только впоследствии… В целом действия русского командования в 1480 г. представляются образцовыми как пример стратегической оборонительной операции в сложных военно-политических условиях, проведенной на самом высоком уровне и с самыми положительными результатами. Успешное завершение этой операции в ноябре 1480 г. означало коренной перелом во всей военно-политической обстановке и благополучное разрешение самого серьезного и опасного кризиса, перед лицом которого стояло молодое Русское государство… Бескровная победа на Угре — крупнейшее событие эпохи, а воскресенье 12 ноября 1480 г. — первый день полностью независимого Русского государства — одна из важнейших дат в истории нашего Отечества».

Место Итог

Стратегическая победа русских
Окончание монголо-татарского ига

Стороны Командующие Силы сторон Потери

Начало военных действий

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством , лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Московского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена . Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернд фон дер Борх:

«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав»

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой , недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки , а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»

Боярская верхушка Московского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Вологодского князя Андрея Меньшого в его вотчину - Тарусу , а сына Ивана Молодого в Серпухов . Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне , где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери , с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году .

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников через Мценск , Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары , союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру . Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры.

Противостояние на Угре

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы , которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело» .

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

Итоги

В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:

  • согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем , отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV ;
  • отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
  • удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости - Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Многие годы Русь угнеталась татаро-монгольским господством. Но постепенно ситуация менялась. Русские правители вели себя все более и более независимо. В 1476 году великий князь Иван III перестал платить дань в Большую Орду. Великий хан Ахмат не сразу двинул войско для усмирения непокорного правителя – он был занят борьбой с . В 1480 году Русское государство отказалось полностью подчиняться ордынцам.

Ахмат хан

Собрав войско, Ахмат пошел на Москву. Русские понимали, что если Хан дойдет до Москвы, то победа будет за ним. И потому встретить орду решили заранее. Но перед этими событиями предшествовали жаркие споры среди русской знати. Часть верхушки советовала великому князю бежать, но великий князь, не исключено, что под влиянием москвичей, решил дать бой хану.

Иван III начал собирать войско около реки Оки, а сам оставался в Коломне. В Москву привезли Владимирскую икону Божьей Матери, с заступничеством которой связывали избавление от тамерлановского нашествия.

Хан Ахмат шел по Великому Княжеству Литовскому в сопровождении лояльных ему литовцев к Воротынску. Именно здесь он ждал помощи от короля Польши Казимира Четвертого. Но у короля были свои заботы. Союзники Ивана Третьего, крымчане, совершили набег на Подолию. Потому Хан был вынужден действовать в одиночку. Узнав о собранных на Оке войсках, он двинулся по направлению к Угре. Великий князь также направил туда свои дружины.

Вряд ли в планы Ахмата входила внезапность его военного маневра. Скорее он прибег к традиционной для монголов тактике запугивания многочисленностью.

Осенью Иван Третий прибыл из Коломны в Москву на совет с боярами и духовенством, на котором решили дать бой хану. Русские дружины стояли вдоль Угры примерно на 60 верст, попытки татар форсировать реку были ими пресечены.

Хан Ахмат отвел свои войска вглубь от реки, русские стояли на другом берегу. Так началось великое стояние на Угре. На схватку противники все же не решились. Ахмат требовал изъявления покорности московского князя, ожидая в посланниках его сына или брата с данью, которые русские задолжали ему за семь предыдущих лет. Но ему был послан боярский сын на переговоры, которые просто затягивали время.

Ситуация была на руку московскому князю. На подступах были союзники, крымский хан вовсю разорял литовские земли, мешая польскому королю прийти на выручку Ахмату.

Несостоявшаяся битва

Был еще один важный момент. Ордынцы в качестве провианта использовали овец, поскольку войско было конное, лошади истребили все запасы вокруг стоянки. Русские же получали провиант из складов великого князя. А основное войско было пешим. И главное, ордынцев стала косить болезнь, впоследствии которую определили предположительно как дизентерию. Русская же рать была болезнью не затронута.

И главный стратегический момент – Ивану Третьему было выгодно отсутствие столкновения, между тем, как Ахмату битва была жизненно необходима.

Поддержало Ивана и духовенство – архиепископ Вассиан прислал князю послание с напутствием. Ахмат, собрав огромное войско, почти не оставил резерва в самой орде. Потому он послал воеводу Василия Ноздреватого в рейд по вражеской территории. Крымский князь Нур-Девлет со своими всадниками сопровождал Василия в этом набеге.

Предстоящая зима изменила стратегию князя. Он решил отступить вглубь территории, на более выгодные позиции. Хан Ахмат, узнав о набеге князя Василия с крымчанами, а также о их намерениях взять столицу ханства, решил не принимать бой с дружинами и принялся уводить войско. Немалую роль в этом решении сыграло и отсутствие продовольствия.

На обратном пути он начал грабить литовские поселения в отместку Казимиру за предательство. Всего за два дня оба войска ушли в разные стороны от столкновения. Если со стороны князя это была победа, то хан однозначно проиграл эту несостоявшуюся битву.

Многие современники приписали отступление хана заступничеству Богородицы, отсюда и второе название реки Угры – пояс Богородицы.

Москва встретила князя ликованием и праздновала как победу возвращение своих дружин. Совсем иначе встретили хана в Сарае – столице орды. В начале января Ахмат, покинувший Сарай из-за опасения покушений, был убит тюменским князем Ибаком в малозащищенной ставке, скорее всего по наущению Ивана Третьего.
Большую Орду стали раздирать вражда и борьба за власть между ханами.

Стояние на Угре выявило новые дипломатические приемы, которые использовали правители княжества. Это и удачные союзные договоры, во многом развязавшие руки для действий в тылу противника, и сам рейд князя Василия, который заставил Ахмата отступить. И, собственно, само избежание столкновения, которое русским было уже ни к чему – дни Орды были сочтены.

Именно «стояние» считают окончательной точкой в татаро-монгольском иге, где Русь, получив не формальный, а фактический суверенитет, начала свой путь великой державы.

Последнее вторжение войск Орды в русские земли

Стояние на Угре имело и далеко идущие последствия – часть земель литовских отошли московскому княжеству. Великий князь был незаурядным дипломатом – он до последнего избегал столкновения с ордынцами. Даже в 1502 году он называет себя «холопом» Орды, хотя в этом же году она была разгромлена крымским ханом Менли I Гиреем.

Понятие «татарское иго» было введено историком Карамзиным. Ряд историков, в основном зарубежных, отрицает значительность события «стояния на Угре», считая его обычным дипломатическим событием. В качестве доказательств этой версии говорится, что выплата дани хоть и уменьшилась значительно, но не прекратилась. В пользу этого приводились и аргументы, что в записях современников нет свидетельств об освобождении от татар.

Другие же историки считали, что совет бояр и ярое противоборство двух партий – явное доказательство тому, что события были более значимыми, нежели простое дипломатическое столкновение.

Великий князь скромно пишет об этом событии: «Ахмат-хан пошел на меня, но всемилостивый Бог пожелал спасти нас от него и сделал так».

Большое значение стояние на Угре получило потому, что это было последнее вторжение войск Орды в русские земли. В честь пятисотлетия, в 1980 году, на месте этих давних событий был открыт памятник.

Стояние на реке Угре В 1476 году Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный "выход", который собирался с русских земель еще со времен Батыя. Хан Золотой Орды Ахмат был занят войной с Крымом и не мог предпринять решительных мер по "усмирению" Москвы, выжидая благоприятный момент. Он наступил для него к 1480 году. Во-первых, польско-литовский король Казимир пообещал ему военную помощь; во-вторых, в самом Московском великом княжестве создалась сложная внутренняя обстановка: боясь усиления власти Ивана III, против него выступили его братья Борис и Андрей Большой. Когда в начале 1480 года на западные границы Русского государства напал Ливонский орден, Ахмат двинул свои войска на Москву. Осенью в поход выступили основные силы. Зная, что полки Ивана III стоят на Оке, в Серпухове, Тарусе, Коломне, татаро-монголы пошли на Угру, в обход, намереваясь соединиться с войсками Казимира и напасть на Москву с запада.3 октября московский великий князь после продолжительных распрей договорился, наконец, со своими братьями Борисом и Андреем Большим о совместных действиях против татар. Крымский хан Менгли-Гирей, имея договор с Иваном III, в свою очередь напал на подольские земли и таким образом вьнудил Казимира вступить с ним в войну. В результате Казимир уже не мог прийти на помощь Ахмату.В первой Софийской летописи по этому поводу говорится, что Ахмат, стоя у Воротынска, не смог дождаться помощи и тогда 8 октября подошел к Угре, остановился на ее правом берегу напротив устья Вори. На левом берегу были скрытно расставлены полки Ивана III под водительством его сына Ивана Молодого и брата Андрея Меньшого. Сам великий князь основал свою ставку в городе Кременце, где сосредоточил главные силы, чтобы прикрывать центральные районы от возможного нападения Литвы и золотоордынцев.Ахмат сделал попытку переправиться через Угру у Опакова и Дмитровца. Авангард татарских войск встретила русская рать. Особенно большое сражение развернулось в устье Вори. До последнего дыхания бился каждый русский воин. Но татары все прибывали и прибывали. К концу дня они заняли левый берег.На другой день с рассветом татарские конники вновь бросились вперед, чтобы расчистить главным силам путь в пойму Вори. По лесам и долам раздавался их боевой клич. И вдруг словно из-под земли появились русские полки. Началась кровавая сеча. Мужественно сражались русские воины, много было побито врагов, но татары наседали как саранча.Четыре дня шла битва за переправы на Угре; Русские использовали легкие пушки (полковой наряд), пищали и самопалы. "Огнестрельное оружие того времени не отличалось скорострельностью и меткостью, но огонь и грохот выстрелов наводили панику на ордынскую конницу и часто обращали ее в бегство до рукопашной схватки".Между тем наступили холода. Золотоордынцы мерзли, не имея зимней одежды; не хватало также продовольствия и фуража. А вся округа давно была разграблена. Среди мурз начались раздоры.20 октября братья Ивана III прибыли во главе своих полков в Кременец. К реке Угре подходили дружины и ополчения из отдаленных городов Московского великого княжества.26 октября Угра покрылась льдом. Ахмат мог теперь легко перейти ее, но не рискнул. 11 ноября, так и не дождавшись помощи Казимира, он начал отступление.Тем не менее правитель Золотой Орды свое бегство считал временной неудачей. Он направил в Москву "ярлык" с требованием уплатить дань, угрожая новым нашествием. Свою угрозу ему не пришлось осуществить. С ним расправились его же приближенные нагайские мурзы: они убили Ахмата.Золотая Орда не смогла восстановить прежнее могущество. 1480 год стал годом ликвидации татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 240 лет.

Стояние на реке Угре

1476 год в истории Руси ознаменовался тем, что княжество Московское отказалось выплачивать ордынцам дань. Непокорность не могла остаться безнаказанной и хан Ахмат, собрав войско, выступил в поход весной 1480 г. Однако, дойти татарам удалось только до устья Угры, где русские рати смогли остановить врагов.

Все существующие броды были перекрыты, в результате чего несколько дней татары потратили на совершенно безуспешные попытки форсировать реку. Затем, решив подождать помощи от войск Казимира 4, князя польско-литовского, Ахмат отошел до Лузы. Эти события положили начало противостоянию, известному, как стояние на реке Угре.

Переговоры с Ахматом Ивана 3 не оказались результативными. Иван 3 отступил к Боровску, где его рати заняли более выгодную для битвы позицию для сражения. Ожидавший помощи Ахмат понял вскоре, что не получит обещанного Казимиром 4 войска. В то же время, ему донесли о появлении в тылу татар мощного войска русских. Эти обстоятельства привели к принятию решения об отступлении. Необходимо отметить, что к активным действиям в ходе Великого стояния ни одна из сторон так и не прибегла.

Великое стояние на реке Угре имело огромное значение. Оно ознаменовало окончательное избавление от татаро-монгольского ига, обретение не только формальной, но и фактической независимости от Орды Московского княжества.

Ахмат был убит в 1491 г. Это случилось на зимовке в устье Донца во время боя с воинами хана Ирбака. Результатом гибели хана Ахмата стала жесточайшая борьба за власть в Орде и ее последующий распад. Стояние на Угре имело на столько важное значение, что в честь 500-летия этого события на берегу реки был воздвигнут памятный монумент.

Великое стояние на реке Угре

В 1476 г. Московское княжество отказалось платить дань татарам. Бывший в то время правителем Орды хан Ахмат выступил в поход весной 1480 г. Но войско монголов было остановлено русской ратью в районе устья Угры, все броды через которую были перекрыты. Продолжавшиеся в течение нескольких дней попытки татар захватить переправу оказались безуспешными. После этого войска Ахмата отступили до Лузы, решив дождаться помощи от князя Польско-Литовского Казимира 4. Так началось Великое стояние на реке Угре.

Переговоры Ивана 3 с Ахматом оказались безуспешными и, в результате, князь отвел свои отряды к Боровску, что позволяло ему дать сражение в более выгодных условиях в том случае, если татары форсируют реку. Однако на активные действия не решилась ни одна из сторон. Хан Ахмат не получив обещанной литовским правителем помощи и узнав о том, что в его тылу находится русское войско принял решение об отступлении.

Стояние на реке Угре ознаменовало обретение не только формальной, но и фактической независимости Московского княжества, окончательное падение монголо-татарского ига. В устье Донца, 6 января 1481 г., во время зимовки, хан Ахмат был убит в ходе боевого столкновения с воинами сибирского хана Ирбака. В результате начавшейся после этого борьбы за власть, Орда распалась на более мелкие самостоятельные ханства. Русское государство боролось с этими осколками Орды вплоть до 18 века. В честь 500-летия Стояния на реке Угре на ее берегу был открыт посвященный событию памятник.

Согласно традиционному повествованию, в 1476 году великий князь московский Иван III прекратил уплату дани Орде , а в 1480 году отказался признать и зависимость Руси от неё. Несмотря на это, по мнению американского историка Чарльза Гальперина, отсутствие в летописях свидетельств, фиксирующих точную дату прекращения выплаты дани, не позволяет доказать, что дань прекратили уплачивать в 1476 году; датировка же и сама подлинность ярлыка хана Ахмата великому князю Ивану III, содержащего сведения о прекращении уплаты дани, остаётся предметом дискуссий в академической среде. Согласно Вологодско-Пермской летописи , хан Ахмат в 1480 году в ходе переговоров упрекал Ивана III в неуплате дани девятый год. На основании, в частности, этого документа, А. А. Горский сделал вывод о прекращении выплаты дани в 1472 году, накануне сражения под Алексином .

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским ханством , лишь в 1480 году начал активные действия против Великого княжества Московского. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Тем временем, Псковская земля в начале 1480 года подверглась нападениям Ливонского ордена . Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернхард фон дер Борг :

«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав» .

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой , недовольные усилением власти великого князя.

Ход событий 1480 года

Начало военных действий

Используя сложившуюся обстановку, хан Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки , а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше. »

Боярская верхушка в Великом княжестве Московском раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых ») во главе с окольничими Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая же отстаивала необходимость борьбы с Ордой. Возможно, на Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам Оки, отправив своего брата, вологодского князя Андрея Меньшого , в его вотчину, Тарусу , а сына Ивана Молодого в Серпухов . Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне , где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери , с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана ещё в 1395 году.

Тем временем, войска хана Ахмата беспрепятственно двигались по территории Великого княжества Литовского и в сопровождении литовских проводников через Мценск , Одоев и Любутск к Воротынску . Здесь хан ожидал помощи от короля Казимира IV , но так её и не дождался. Крымские татары , союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию . Зная, что на Оке его ожидают русские полки, хан Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру . Великий князь Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. Однако, по мнению Майкла Ходарковски, хан Ахмат не имел намерения использовать эффект внезапности и разорять Московское княжество, полагаясь вместо этого на традиционную тактику запугивания превосходящим числом войск и вынуждения к подчинению .

Стояние на Угре

30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу » с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству ». В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого , которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь простил братьев и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района Калужской области), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу Угры. При этом русские войска растянулись вдоль реки тонкой линией на целых 60 вёрст . Тем временем, не удалась попытка одного из отрядов хана Ахмата форсировать Угру в районе Опакова городища, где она была отбита.

8 октября сам хан Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого .

«И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега… ».

Это произошло в районе пятикилометрового участка Угры, вверх от её устья, до впадения в неё реки Росвянки. Впоследствии попытки ордынцев переправиться продолжались несколько дней, отбивались огнём русской артиллерии и не принесли войскам хана Ахмата желаемого успеха. Они отступили на две версты от Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре ». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.

В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь или его сын, или по крайней мере его брат, а также, чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича «сотоварищи с подарками ». Со стороны Ивана требования дани были отклонены, подарки Ахматом не были приняты - переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу, так как

В эти же дни, 15-20 октября, Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана с призывом последовать примеру прежде бывших князей:

«…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“… »

Окончание противостояния

Узнав, что хан Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого , который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях хана Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами .

Наступление холодов и предстоящий ледостав заставили Ивана III изменить прежнюю тактику по недопущению переправы ордынцев через Угру растянутым на 60 вёрст русским войском. 28 октября 1480 года великий князь решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточить их у Боровска , чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение. Хан Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды (возможно, он также получил сведения о готовящемся нападении ногайских татар ), а также испытывая недостаток продовольствия, не решился идти вслед русским и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября хан Ахмат принял решение отправиться назад в Орду. На обратном пути ордынцы разграбили посады и округи 12 литовских городов (Мценска , Серпейска , Козельска и других), что являлось местью королю Казимиру IV за неоказанную военную помощь .

Итоги

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как оба войска почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до решающей битвы, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, опасаясь принять сражение. На Руси же современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы , которая спасла Русскую землю от разорения. Видимо и поэтому реку Угру стали называть «поясом Богородицы». Великий князь Иван III со всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело ».

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года хан Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака (вероятно, совершённого по предварительному согласованию с Иваном III ) на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

В «Стоянии на Угре» русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:

  • согласованные действия с союзником, крымским ханом Менгли I Гиреем , отвлёкшие от столкновения военные силы польского короля Казимира IV ;
  • отправка Иваном III в тыл хана Ахмата в Большую Орду по Волге отряда для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
  • удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости - Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

Традиционно считается, что «стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи , к осени остановившие немецкое наступление .

Обретение политической независимости от Орды, наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487), сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского. В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений «льстиво » признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено крымским ханом Менгли I Гиреем , а сама Орда прекратила своё существование.

В российской историографии термин «татарское иго» , равно как и положение о его свержении Иваном III , берёт своё начало от Н. М. Карамзина , применившего слово «иго» в виде художественного эпитета в первоначальном значении «хомута, надетого на шею» («склонили выю под иго варваров»), возможно, позаимствовавшего этот термин у польского автора XVI века Мацея Меховского .

Ряд современных американских исследователей отрицает за «Стоянием на Угре» историческую значимость, выходящую за рядовой дипломатический инцидент, а его связь со свержением ордынского ига (как и само понятие «татарское иго») рассматривают как историографический миф. Так, по мнению Дональда Островски, выплата дани хоть и сократилась в семь раз, но не прекратилась, а остальные изменения коснулись лишь чеканки монет. Обвинение в пассивности по отношению к Орде, выдвинутое Ивану III в «Послании на Угру» архиепископом Вассианом , он считает свидетельством того, что современники не видели качественных изменений в положении Великого княжества Московского . Чарльз Гальперин полагает, что в 1480 году не было текстов, в которых поднимался вопрос о русском освобождении от татарского ига (это касается и «Послания на Угру», датировка которого 1480 годом к тому же не бесспорна) .

В противовес данному мнению, В. Н. Рудаков пишет о серьёзной борьбе в окружении Ивана III между теми, кто полагал, что великий князь имеет право встать на борьбу с «безбожным царём», и теми, кто ему в таком праве отказывал .

Памятник «Стояние на Угре 1480»

Свержение «ордынского ига», представление о котором проистекает ещё из библейских текстов о «вавилонском пленении» , и в том или ином виде встречается в русских источниках с XIII века, применялось к событиям 1480 года начиная с «Казанской истории » (не ранее 1560-х годов). Статус последнего и решающего противостояния река Угра обрела от историографов XVI века по той причине, что она явилась последним крупным вторжением Большой Орды на земли Московского княжества .

Память

Стела «Противостояние Татаро-Монгольского ига», находится напротив села Знаменка Угранского района Смоленской области, в то же время местонахождение объекта культурного наследия относится к Великопольевскому сельскому поселению.

В 1980 году во время празднования 500-летия Стояния на Угре на берегу реки в Калужской области был открыт памятник в честь этого знаменательного события российской истории.

Loading...Loading...