Гребневская церковь расписание. Гребнево. Церковь Гребневской иконы Божией Матери. В наше время в Гребенском храме ведется активная духовная жизнь

Проезд из Москвы:

1. С Ярославсккого вокзала до пл. "Воронок", далее автобусом № 23 до ост. Гребнево.

2. С Ярославского вокзала до ст. "Фрязино", далее автобусом № 13 до автостанции, затем автобусом № 23 до ост. Гребнево.

Историческая справка:

О строительстве в Гребневе церкви во имя «Пречистыя Богородицы Гребневские» в 1671 году известно из указа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа. Имеются данные, что «…ещё стольник Юрий Петрович Трубецкой … задумал построить на старом месте церковь во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы и к оной церкви придел царя Константина и матери его Елены».

Ныне действующая церковь во имя чудотворной Гребневской иконы Богородицы построена в 1786 году, а освящена в 1791 году митрополитом Платоном (Левшиным).

Гребневская церковь (летняя церковь села Гребнева) хорошо известна в нашем Подмосковье, прежде всего, как выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Архитектор храма – Иван Ветров (Иоанн Веттер). Впервые увидевшего церковь впечатляет золоченый ангел на барабане купола, эффектно венчающий все сооружение. Традиции православной архитектуры требовали создания храма по формуле восьмерик на четверике: четыре стены храма и восьмигранный барабан несущего купола. Иван Ветров укрыл четыре стены храма за портиками, заменил восьмерик круглым барабаном с двенадцатью круглыми нишами с портретами учеников и собеседников Христа.

В 1984 году была обновлена живопись и яркие портреты евангелистов и апостолов «зазвучали», как и задумывал российский зодчий. В летнем Гребневском храме есть две особо почитаемые иконы: святителя Николая Можайского в медной посеребренной ризе и Смоленская икона Божией Матери.

Предание гласит, что Гребневский образ Пресвятой Богородицы был одним из тех, что вручили казаки благоверному князю Дмитрию Донскому. Победитель Мамая с благодарностью принял этот бесценный дар и «пожаловал казаков многими милостями и жалованием».

Вокруг Гребневских храмов разбит старинный липовый парк с аллеями, отделенный оградой с четырьмя воротами от усадебного парка и кладбища. Ограда была построена в 1854 году помещиком Пантелеевым, а обновлена в середине XX века.

В 1849 году «тщанием и иждивением помещика Фёдора Фёдоровича Пантелеева», владельца села с 1842 года, в церкви были устроены два придела - преподобного Сергия Радонежского и великомученика Феодора Стратилата.

В 1854 году вокруг церкви была сделана ограда с железными решётками на каменных столбах, которая была обновлена в середине XX века.

Храм никогда не закрывался, летом 2016 года было широко отмечено 230-летие со дня его постройки и 225 лет Великого освящения.

диакон Владимир Викторович Лебедев

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Храма в честь Гребневской иконы Божией Матери

г. Одинцово, Московской области

От ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673—1679 гг. здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери.

Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «... в вотчине моей... селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.

В 1812 г., в ночь с 31 августа на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамонове в Одинцове. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове.

Гребневский храм подвергался осквернению и разорению французами, так как с 1813 по 1816 гг. при храме не было священника. По клировым ведомостям 1813 г. церковь готовилась к новому освящению.

В начале 1870-х годов, с вводом в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест, появляется пристанционный поселок Одинцово, вокруг которого растут дачи. Уже в 1890 г. их было здесь 125.

К лету 1898 г. по просьбе прихожан к храму была пристроена трапезная с двумя пределами: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая и с левой — во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также была построена новая колокольня из трех ярусов.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. в Гребневской церкви по-прежнему продолжались Богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920 г. в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

В 1938—1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Судьба священства храма — это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в нашем храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр Ворончев. 3 ноября после всенощной под праздник в честь Казанской Божией Матери он был арестован. О. Александр провел несколько лет в лагерях в Карелии на Медвежьей горе и принял вместе с узниками этого лагеря мученическую кончину: заключенных лагеря согнали на большой катер и пустили в озеро, где катер был уничтожен бомбами с самолетов. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). Дожила до наших дней дочь последнего диакона Гребневской церкви — Нина Владимировна Запольская. Она сообщила нам о крестном пути ее отца. После того, как диакон Владимир не пожелал официально отречься от Бога и священного сана, он был арестован и сослан в северные лагеря. Умер диакон Владимир в г. Киржач на поселении. Со слов же Нины Владимировны Запольской, после закрытия храма было осквернено кладбище при церкви. Озверевшие люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

В начале Великой Отечественной войны здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. выходит Постановление СМ РСФСР за № 1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».

«ОХРАНЯЛИ» ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные жители г. Одинцово начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви, а настоятелем назначен священник Игорь Борисов.

Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы.

Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храм были переданы сюда.

2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери, которое совершил преосвященный Григорий, епископ Можайский, викарий Московской епархии.

В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша» и др.

При храме действует Воскресная школа. В школе работают 6 групп. Занятия в младших группах (от 3 до 7 лет) проводятся вместе с родителями, изучаются православная традиция, церковный календарь и жития святых, В средних группах преподается Закон Божий. Старшие дети изучают основы нравственности, литургику и историю. Раз в неделю проходят евангельские беседы для прихожан. Для детей и взрослых организованы кружки: резьба по дереву, вышивка с бисероплетением, роспись по дереву. Один-два раза в месяц проводятся образовательные встречи в Воскресной школе для родителей и педагогов. К праздникам ученики Воскресной школы готовят концерты, ставят увлекательные спектакли, поздравляют детей школы для инвалидов и детского приюта.

В марте 2000 г. при Гребневском храме был организован Православный Молодежный центр. Главное направление работы Центра — участие в Богослужениях, алтарное и клиросное послушания. Другой формой работы Центра является благотворительная деятельность. Молодежь из Центра — частые гости в Одинцовском приюте, школе «Надежда», воинской части, военном госпитале. В городской больнице ребята ухаживают за больными, выполняют различные поручения. Молодежь часто ездит в паломнические поездки по святым России и Подмосковья. При Центре организованы спортивные секции, кружки, занятия по сольфеджио и вокалу, кружок игры на гитаре.

В летнее время молодежь благочиния трудится и отдыхает в летнем молодежном лагере, расположенном в живописных окрестностях г. Звенигорода в селе Луцино. В лагере ежедневно совершается Божественная Литургия. Руководят жизнью лагеря священники Благочиния.

Богослужения в Гребневском храме совершаются ежедневно.

Мы рады новой встрече в новом учебном году и с теми, кто давно с нами сотрудничает и рады познакомиться с теми, кто впервые переступил порог Центра.

Более тысячи детей и взрослых занимаются в Приходском центе при Гребневском храме, который существует с 2004г.

В этом учебном году начала работу автономная Православная общеобразовательная школа «Лествица», продолжает заниматься Детская хоровая школа. Для взрослых, кто желает получить дополнительные знания, работают Миссионерские и Богословские епархиальные курсы.

Молодежь организует свои проекты в Молодежном центре под руководством о. Иоанна Федорова.

И, конечно, при Гребневском храме с 1991 года работает Воскресная школа, презентацию о которой подготовили преподаватели. Стоит отметить, что все педагоги грамотные специалисты, творческие люди с большим опытом работы.

Возглавляет Воскресную школу настоятель Гребневского храма священникГригорий Федотов.

В Воскресной школе учатся детивсех возрастов и школьники, и дошкольники. Изучают Церковно-славянский язык. Священную библейскую историю Ветхого и Нового Завета, Литургику, Катехизис, Православное богослужение и алтарное послушание.

В Воскресную школу мы принимаем детей с 4 лет. Они посещают занятия вместе с родителями. Часто задают вопрос: Что делают малыши в Воскресной школе, как они изучают Закон Божий?

Малыши учатся по особой программе «Введение в традицию». Все занятия приурочены к праздникам в течение года:

  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Собор Архангела Михаила
  • Рождество Христово
  • Начало Великого поста
  • Благовещение
  • Пасха

Каждое занятие проводится в большой детской студии, красочно оформленной в соответствии с темой занятия, примерно по такому плану:

  1. Дети встают в круг и приветствуют друг друга;
  2. Начинаем игры, направленные на пополнение словарного запаса, развитие фонетического слуха и речи детей;
  3. Беседа в иконном уголке, она может сопровождаться слайд-фильмом;
  4. сказка (маленький кукольный спектакль, помогающий раскрытию основной темы занятия и цикла);
  5. совместная трапеза с принесенными из дома угощеньями;
  6. музыкальная часть, включающая упражнения на развитие слуха, чувства ритма, культуры пластики. А также народные песни, попевки;
  7. рукоделие - введение в народные художественные промыслы и использование возможностей лепки, рисования для выполнения совместных проектов.

У малышей занятие 1 раз в неделю по своему расписанию, у школьников занятие 1 раз в неделю в воскресенье, но надо помнить, что в Воскресной школе очень разнообразная и насыщенная жизнь. Вместе мы учимся молиться Богу, посещаем богослужения, учимся жить по заповедям, отличать добро от зла. Главная наша задача – сделать церковную жизнь понятной для детей и их родителей.

Но не забываем и учиться (смотрите расписание).

Теперь о кружках и спортивных секциях Приходского центра.Они открыты для всех, занятия идут по трем направлениям: музыкальному, декоративно-прикладному и спортивному.

Хоровое отделение состоит из 6 хоров, в зависимости от возраста. Все хоры регулярно участвуют в богослужениях, кроме дошкольного (еще слишком маленькие 5-6 лет).

Декоративно-прикладное:

  • Увлекательная физика
  • Математика со сказкой
  • Английский язык
  • Керамика
  • Изостудия
  • Иконопись

Спортивное:

  • Для самых маленьких – ОФП (Общая физическая подготовка с веселыми играми)
  • Футбол
  • Спортивная гимнастика для детей
  • Реабилитационная гимнастика для взрослых
  • Рукопашный бой школьники
  • Греко-римская борьба
  • Настольный теннис

Расписание на стенде. Каждый преподаватель готов ответить на все Ваши вопросы. Мы стараемся к каждому ребёнку, к каждому человеку найти индивидуальный подход, раскрыть его творческие способности.

Мы надеемся, что старания наших педагогов, те зерна, которые они посеют в сердцах не только детей, но и их родителей обязательно дадут всходы и помогут всем быть стойкими и сохранять радость в любой жизненной ситуации.

Двери нашей воскресной школы всегда открыты для детей и неравнодушных взрослых. Ждем всех!

Помоги всем нам Господи найти свою дорогу к Храму!

Местная религиозная организация прихода Гребневского храма г.Одинцово Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
Банк «Возрождение» (ОАО) г. Москва
ИНН 5032003444/КПП 503201001
р/с 40703810103700141233
Одинцовский филиал МАКБ г.Одинцово
к/с 30101810900000000181
БИК 044525181
ОКПО 40422291
ОКОНХ 98700
Основание платежа: «Пожертвование на Гребневский храм»

Храм осквернялся армией Наполеона, разорялся после революции и подвергался обстрелам в годы Великой Отечественной. В разное время его здание было с кладом, общежитием и даже солдатской баней. С честью выдержав все испытания, в наши дни Гребневская церковь — не только выдающийся памятник архитектуры Одинцово, но и центр духовной жизни горожан.

От Западных границ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673-1679 годы здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича МАТВЕЕВА , одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

Во второй половине 1790-х село перешло в руки графини Елизаветы Васильевны ЗУБОВОЙ , которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решила построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Прихожанами были крепостные крестьяне графини Зубовой.

В 1812 году, в ночь на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамоново в Одинцово. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцово. Гребневский храм подвергся осквернению и разорению французами, но на следующий год был освящен заново.

Безмятежная церковная жизнь продолжалась сто лет, пока не случилась революция 1917 года. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920-х в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

В 1938-1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Последним настоятелем в храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр ВОРОНЧЕВ . Его арестовали, сослали в лагерь, а затем казнили. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). После закрытия храма было осквернено и кладбище при церкви. Люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

В начале Великой Отечественной здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. вышло Постановление СМ РСФСР за №1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».


Так выглядел Гребневский храм времен развитого социализма

«Охраняли» здание церкви различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан» . Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные одинцовцы начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви.

На чудом сохранившемся снимке 1968 года мы видим окраину села Одинцово, бетонные плиты и столбы на переднем плане — начало огромной стройки в этой части города

Вид на Гребневскую церковь со стороны железной дороги, 1975 год

Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы. Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храма были переданы сюда.

Реконструкция храма в 1990-х годах

2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон. Сегодня при храме действует воскресная школа и Православный молодежный центр, который открылся в марте 2000 года.

Так называемая летняя церковь, она же церковь Гребневской Божьей Матери. Построена в 1786-1791 годах архитектором И.Ветровым (возможно, по проекту М.Ф.Казакова).

Информация с www.proselki.ru



Ведомость о церкви Гребневския Божия матери Богородскаго уезда, что в селе Гребневе за 1872 год. Построена первая холодная в 1786 году тщанием и иждивением бываго помещика того села Генерал-майора Гаврила Ильича Бибикова. В ней по обеим сторонам, с разрешения Высоко-преосвященнейшаго Филарета в 1849 году тщанием и иждивением помещика Феодора Феодоровича Пантелеева устроены два придела: на правой стороне во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца, а на левой во имя великомученика Феодора Стратилата. Вторая теплая в 1823 году тщанием и иждивением князей Александра и Сергия Михайловичей Голициных, на которой устроена колокольня. 1854 года вокруг обоих церквей с разрешения Высокопреосвященнейшего Фмларета сделана каменная с железными решетками ограда, с двумя железными решетчатыми воротами, на правой стороне в углу ограды каменныя: сторожка, а на левой ризница, крытые железом.

Усадьба Гребнево как художественный ансамбль создана по заказу генерала Г.И. Бибикова в 1780-1790-х гг. Строгие формы классицизма основных сооружений сочетались в ней с псевдоготической архитектурой многочисленных служебных и хозяйственных построек. Парк с громадным прудом, почти озером, с восемью островами и сейчас свидетельствует о масштабах усадьбы.

Летняя Гребневская церковь построена в 1786-91 гг. учеником М. Казакова И. Ветровым. Внутренняя отделка принадлежит С. Грязнову. Имена строителей выгравированы на бронзовой храмозданной доске, находящейся внутри церкви. Кирпичный с белокаменными деталями храм центрического типа выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, увенчанная бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом, заменившей традиционное церковное завершение. Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и портиками дорического ордера. Внутреннее убранство отличается исключительным изяществом и красотой форм. Две пары ионических колонн, отделанных под мрамор, поддерживают хоры в западной части здания. Очень хороши белые с тонкой золоченой резьбой иконостасы.



Церковь Гребневской иконы Божией Матери была построена в 1786-1791 гг. при усадьбе Г.И. и Т.Я. Бибиковых. Летний храм имения. Церковь сооружена на старом месте, где когда-то еще стольник Ю.П. Трубецкой задумал построить храм "во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы". Автором проекта был архитектор И. Ветер, ученик М.Ф. Казакова, работавший в свое время у К.И. Бланка на строительстве Сената (Присутственных мест) в Московском Кремле. Непосредственно строительство велось под наблюдением капитана С.П. Зайцева. Внутренняя архитектурная отделка осуществлялась по проекту архитектора С.Н. Грязнова.

Крестообразный в плане храм, увенчанный купольной ротондой "под Ангелом" - замечательный образец зрелого классицизма. В 1849 г. Ф.Ф. Пантелеевым, владевшим в то время имением, были устроены приделы Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского. В советское время церковь не закрывалась и сохранила первоначальную внутреннюю отделку, отличающуюся изяществом и красотою форм. Главной святыней храма является чтимый список с древней иконы Гребневской Божией Матери. По местному преданию, икону несли возввращавшиеся после битвы на Куликовом поле воины великого благоверного князя Димитрия Донского, остановившегося на отдых в том месте, где потом было основано село, получившее свое название. Чудотворная икона прославилась в с.Гребнево еще в XV в. Затем она находилась в церкви Успения Божией Матери на Лубянке, после закрытия и разрушения храма - в Третьяковской галерее.

Источники: Справочник-путеводитель "Подмосковье. Монастыри Храмы Источники". М., УКИНО "Духовное преображение", 2008 г. Материалы сайта "Храмы России". Протоиерей Олег Пенэжко "Город Щелково. Храмы Щелковского района". ОАО "ВОТ", 2000 г.

Церковь иконы Божией Матери "Гребневская" в архитектурном комплексе усадьбы Бибиковых, Голицыных "Гребнево", по адресу: Щелковский район, пос. Гребнево, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176). Кроме того, выявленными объектами культурного наследия являются ограда церковного комплекса с двумя воротами, два дома причта и часовня в ограде.



Первые поселения в здешних местах упоминаются в духовном завещании князя Владимира Андреевича Храброго, внука Ивана Калиты, который княжил в Серпухове. А одним из первых именитых владельцев села Гребнева был фаворит Ивана Грозного Богдан Бельский. В документах конца ХVI века сказано, что "за Богданом Яковлевичем Бельским в вотчине село Гребнево на речке, на Любосивке, что преж того было за Василием Феодоровым, сыном Воронцова, а в нём церковь Николы Чудотворца...". Через некоторое время Бельский впал в немилость, и Гребнево вернули вдове Василия Воронцова Марии. Эта была очень уважаемая при дворе женщина. Её дочь Анна вышла замуж за князя Дмитрия Трубецкого, сподвижника князя Пожарского, и Гребнево стало её приданным. Именно при Дмитрии Трубецком возникла идея построить на старом церковном месте новый храм, во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы и, как гласили старые документы, "к оной церкви придел царя Константина и матери его Елены". Ещё известно, что именно при этом князе на Любосеевке поставили плотину, благодаря которой возникла целая система обширных прудов с несколькими островами - в народе они получили название "Барских прудов".

В первой половине ХVIII века усадьбой ещё владели Трубецкие. В это время опекуном имения был Богдан Васильевич Умский, видный чиновник. Умский, помимо благоустройства собственно усадьбы, лично заботился о гребневском храме - поновлял его утварь. А дальше владельцы несколько раз менялись. В 1760 году Гребнево перешло Екатерине Дмитриевне Голицыной, урождённой Кантемир - дочери молдавского господаря и сестре поэта Антиоха Кантемира. В 1772 году снова смена хозяйки, теперь это Анна Даниловна Трубецкая, мать другого знаменитого поэта ХVIII века - Михаила Матвеевича Хераскова, автора эпической поэмы "Россиада". А в 1781 году имение переходит Гавриле Ильичу Бибикову, генералу, брату жены прославленного фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. В то время в Гребневе была деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с Константино-Еленинским приделом и колокольней. Рядом с ней новый владелец решил возвести летний храм. Он был посвящён Гребневской иконе Божией Матери. Чин освящения совершил в 1791 году митрополит Платон Левшин.

Строить церковь поручили Ивану Ветрову. Ранее некоторые исследователи полагали, что он был крепостным, однако теперь краеведы склоняются к тому, что на самом деле он был иностранцем по имени Иоганн Веттер. Имел собственный дом на Моховой, сначала работал вместе с архитектором и строителем Карлом Бланком, возводил, к примеру, присутственные места в Московском Кремле, Екатерининский дворец в Лефортове. Строительство Гребневской церкви стало его первой самостоятельной работой. Он подошёл к ней творчески, а её изюминкой сделал завершение в виде трёхметрового Архангела с крестом в руке. В начале ХIХ века усадьба перешла во владение князей Голицыных. Новые хозяева решили, что прежний деревянный храм давно пора заменить на новый. Правда, началась война с французами, и стройку заморозили на пять лет. В 1817 году её возобновили, и в 1823 году новый храм был выстроен. Считается, что автором этого проекта был А.Н. Воронихин. Этот знаменитый зодчий создал Казанский собор в Петербурге, участвовал в формировании архитектурного облика столичных пригородов - Павловска и Петергофа. Чтобы две находившиеся рядом церкви смотрелись гармоничнее, оба храма решили украсить похожим декором, а их портики с колоннами сделали одинаковой высоты. Рядом с зимней церковью поставили колокольню с часами, которые били каждые 15 минут. Подбор колоколов тоже был замечательный. Самый большой весил 600 пудов. Старожилы рассказывали, что когда после революции его сбросили на землю, то вся округа огласилась невероятным звоном. Одним из последних владельцев Гребнева в 1842 году стал помещик Федор Фёдорович Пантелеев. Его "иждивением и тщанием" у летней церкви появились два придела, освящённые во имя великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия Радонежского. Накануне Первой мировой войны усадьба Гребнево вновь сменила хозяина. Её купил врач Фёдор Александрович Гриневский, троюродный брат писателя Александра Грина, чтобы открыть в ней филиал своего санатория "для больных внутренними и нервными болезнями". После революции новые власти закрывать санаторий не стали. Только назначили в нём нового главного врача - специалиста по туберкулёзу Николая Андреевича Зевакина. Незадолго до Великой Отечественной войны санаторий закрыли, но профессор Зевакин из Гребнева не уехал. Здесь он и умер в 1942 году. Похоронен Николай Зевакин в ограде гребневских храмов.

Сейчас гребневские храмы - единственное, что не разрушается в некогда замечательном имении. Усадебные постройки пережили несколько пожаров, часть дома обвалилась, всё стоит бесхозным и разваливается на глазах. Впрочем, сейчас над главным домом навели временную кровлю, поставили леса - очень хочется верить, что ситуация всё же изменится в лучшую сторону. Гребневским храмам повезло - после революции они не были закрыты и разорены, сохранили немало старинных икон и интерьерные росписи. Главной храмовой святыней является Гребневская икона Божией Матери. Согласно легенде, такой образ казаки преподнесли князю Дмитрию Донскому "у города Гребни на притоке Дона реке Чир", Поэтому образ и назвали Гребневским. В Москве она долгое время хранилась в Успенском соборе Кремля. А со временем её перенесли на Лубянку в храм Успения Божией Матери. В 1930-е годы ту церковь разрушили, а сам образ отправили в Третьяковскую галерею. Однако с неё успели сделать несколько списков, один из которых теперь хранится в Гребневе. После революции многие храмы в соседних с Гребневым сёлах закрывались. Их иконы свозили в гребневские церкви - пожалуй, лишь они одни на всю округу и остались действующими. В 1990-х годах по всей России стали заново открывать храмы. Тогда церкви в Каблуково и Трубине попросили вернуть их бывшие образы, что и было сделано, сделав предварительно их списки. Как известно, Гребневская церковь избежала поругания со стороны богоборцев и сохранила исторический интерьер. Зайдя в храм, у человека в какой-то момент, что называается, "глаза разбегаются" от обилия дореволюционных барельефов, лепнины, резьбы, чеканки...

Вот что пишут в "Краткой истории Гребневского прихода" (Щёлково, Отчий светильник", 2007) Н.В. Потапов и Г.В. Ровенский: "Интерьер летней церкви по целостности и строгости несколько уступает внешнему облику сооружения. Однако в интерьере (автор Степан Васильевич Грязнов) обнаруживается зрелое архитектурное мастерство. Таково мнение специалистов. Нам же сейчас трудно судить о былом интерьере: храм неоднократно ремонтировался, а в середине ХIХ века, при владении усадьбой Пантелеевыми, интерьер был существенно изменён - храм из однопрестольного превратился в трёхпрестольный". Какие конкретно отступления были внесены в отделку интерьеров при Пантелеевых, специалисты до настоящего времени не установили. Как бы ни случилось, ни у кого не возникает сомнения в большой художественной ценности оригинального иконостаса, в виде античного здания с колоннами; несколько иных по стилистике, но оформленных в тон ему малых придельных иконостасов, являющих собой как бы продолжение центрального; лепных фигур на карнизах и в межоконных простенках ротонды; наконец, огромного живописного плафона в куполе ротонды. А вот что пишет об архитектуре церкви Александр Юрьевич Послыхалин, историк-краевед, специалист по северо-восточному Подмосковью и автору обстоятельной "Истории усадьбы Гребнево" (Москва, "Книга и Бизнес", 2013): "Кирпичный с белокаменными деталями крестообразный в плане храм центрического типа с вписанным овалом центральной части выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой... Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и четырёхколонными портиками дорического ордера". Пожеланием Г.И. Бибикова на Гребневскую церковь была установлена бронзовая позолоченная фигура ангела с крестом. Высота скульптуры - 5 аршин (около 3,5 метров). Ангел словно воспарил над кронами деревьев укрытого в зарослях и несколько теряющегося в тени соседней Никольской церкви Гребневского храма. Особенно хорошо она смотрится зимой и ранней весной - по малой свежей листве. Купол покоится на обширной ротонде, примечательной тем, что она в плане представляет собой не традиционный круг, а овал, сообразно с внутренней планировкой церковного помещения. Овал вытянут по линии запад-восток; ротонда световая, включает 10 крупных окон, в простенках между ними - такие же по форме ложные оконные проёмы. Над окнами ротонды, в кровле купола, расположены декоративные люкарны.

В плане храм представляет собой крест, его пазухи усложнены снаружи трёхгранным выступом типа эркера; его правая и левая грани украшены пилястрами, образующими пару с угловыми пилястрами крыльев креста. Красное и белое - довольно смелое для классицизма сочетание цветов. Этот стиль, как известно, художественно полемизировал с барокко, и в анитезу его мажорной яркости предпочитал пастельные оттенки: охристо-жёлтый, небесно-голубой, светло-зелёный, из ярких пурпурный. Портик четырёхколонный, с развитым, утяжелённым антаблементом и фронтоном, в центре которого располагается полуциркульное слуховое окно. Колонны дорического ордера расположены с едва заметной группировкой попарно, как бы расступаясь перед дверными проёмами. В северном и южном портиках слева и справа от дверей - ниши с полукруглыми завершениями, в них изображения святых. Над дверями - относительно крупное циркульное окно, по обе стороны от которого - аналогичные по форме и размерам ниши, также с живописными изображениями. На примере западного крыла крестообразного в плане здания видим подчинённость декора общему замыслу. Дорические колонны, пилястры, сочетание прямоугольных и циркульных окон основного объёма с полуовальными окнами ротонды, карнизы, антаблемент - всё выдержано в единой стилистике и свидетельствует о прекрасном знании зодчим И. Ветровым законов классицизма.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №269, 2017 г.

Loading...Loading...