Логопедическая презентация род имен существительных. Презентация "род имен существительных". ІV. Закрепление изученного материала

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке: Книга, ручки и тетрадки?

Лл ле Лес лесок лесная лесник

Б..рёза, заря..ка, в..сна, с..рока, со..нце, л..пить, гн..здо, праз..ник, комн..та, сер..це, сне.., лоша..ь, тр..ва, бр..вно

Б е рёза, заря д ка, в е сна, с о рока, со л нце, л е пить, гн е здо, праз д ник, комн а та, сер д це, сне г, лоша д ь, тр а ва, бр е вно

Род имён существительных

Б е рёза, заря д ка, в е сна, с о рока, со л нце, гн е здо, праз д ник, комн а та, сер д це, сне г, лоша д ь, тр а ва, бр е вно

М.р. – праздник, снег Ж.р. - Берёза, зарядка, весна, сорока, комната, трава Ср.р. – солнце, гнездо, сердце, облако.

М. р. род Ср. р. Ж.р. мой он моя она моё оно

Запомните Имя существительное имеет род: - мужской - женский - средний

По родам существительные НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода

Кла cc , иней, пальто, герой, месяц, одежда, молоко, ягода, собака, картина, компьютер, Ро сс ия, облако, щавель, фамилия

Правило определения рода имени существительного Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно. Определяем род имени существительного. Если сложно, обращаемся к словарю.

Запомни!!! Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода. Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.

Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он - мой». Средний род – оно, моё! Это правило твоё!

Домашнее задание 1 гр. –на тему «Огород» записать 5 существительных муж. рода, 5 сущ. ж.р., 5 сущ. ср. рода. 2 гр. – из орфографического словарика в конце учебника выписать 5 существительных муж. рода, 5 сущ. женского рода, 5 сущ. среднего рода.

Спасибо за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Пояснительная записка

Презентация к открытому уроку: «Род имен существительных» разработан по учебнику 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.

Данная презентация соответствует типу: урок совершенствования и углубления знаний. Учащиеся сами формулируют цели урока, оценивают свою деятельность путем самопроверки или взаимопроверки, подводят итоги работы. Компьютерная презентация вызывает интерес к языку, к данной теме, повышает мотивацию учащихся, а также используется познавательный увлекательный материал в виде игр, сценок, кроссвордов, ребусов, жизненных аналогий. Это задает особый тон урока, «держит» его эмоциональную составляющую, отражается на личностном развитии учеников.

Род имен существительных

Расулова Е.Г. Учитель русского языка и литературы Приморский край п.Пластун Цели: Образовательные:
  • Знать принадлежность имени существительного к одному из трех родов.
  • Уметь определять род имени существительного.
  • Развивающие:
  • Развивать речь учащихся, логическое мышление.
  • Формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка через использование занимательного материала.
  • Воспитывать дисциплинированность.
Обозначьте изученные орфограммы Яблочн_ повидл_ - хорошая начинка для пиро_ков. Выполните синтаксический разбор предложения. Обозначьте орфограммы в словах
  • _инск
  • в_здушный
  • ни_кий
  • соск_льзнуть
  • со_нце
  • несёш_
  • Какое слово получится из вставленных букв?
  • Минск
  • воздушный
  • низкий
  • соскользнуть
  • солнце
  • несёшь
  • МОЗОЛЬ КАКОГО РОДА ЭТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?
Георгий Граубин стихотворение «МОЗОЛЬ» Перед нами три домика с необычными адресами. «Разнесите» фрукты, овощи и другие растения, чтобы они попали на свои места.
  • Яблоня
  • Свёкла
  • Картофель
  • Редиска
  • Пшено
  • Просо
  • Крыжовник
  • Укроп
  • Щавель
  • Яблоко
  • Растение
  • Картошка

картофель

крыжовник

картошка

растение

Составьте словосочетания с глаголом играть и существительными с предлогом на. Определите род существительных.

  • Магазин музыкальных инструментов
  • Ребята проверяют и оценивают работы друг у друга.
Посмотрите на рисунок. Это рисунок к стихотворению. Одеяло убежало, улетела простыня, И подушка, как лягушка, ускакала от меня. Как оно называется? Вокруг мальчика взбунтовавшиеся предметы. Какие? Определите их род. Физминутка называю слова. Если слово мужского рода, то приседают мальчики, если женского рода – девочки, среднего рода – все вместе. .
  • Озеро, дом, ель, ягода, туча, ветер, волна, тарелка, окно, дедушка, дядя, счастье, завод, столица, туман, море.
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ. Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. Мы руки поднимем, мы руки разведем. Мы руки опустим и побежим кругом Ребус Кто быстрее разгадает? Изображены нотные знаки (фа, ми, ля, си, ля). Соедините их. Какое слово получилось? Какого оно рода?

Фамилия – ж.р.

«Интересная фамилия» Сценка кроссворд По горизонтали: 1 След, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым. По вертикали: 1. Здание большой станции на путях сообщения. 2. То же, что дорога. 3. Укрепляемый на шпалах железнодорожного полотна стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колеса вагонов.

О каких существительных напоминают эти рисунки?

  • Эти существительные 2 скл., м.р. с основой на шипящий.
  • Расширьте круг данных существительных.
  • Луч, грач, ткач, плач, врач и др.
  • Как пишутся существительные 3 скл., ж.р. после шипящих на конце слова?
  • Назовите ряд данных существительных
  • Молодежь
  • Помощь
  • Печь и др.
все слова, данные в таблице, рассмотрели на уроке? ВСЕ! Работа с учебником (стр. 203) Актуализация знаний Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях +, если отвечаете ДА, если НЕТ, то -. 1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? 2. Сможешь ли ты определить род имен существительных? 3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных? 4. Существительное ТЮЛЬ женского рода? 5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе? 6. Существительное МОЗОЛЬ мужского рода? У кого 3 +? МОЛОДЦЫ! У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления еще есть. Домашнее задание упр.489, таблица урок окончен!!!

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png

рамка

http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg

перо, чернильница

http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png

книги

http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png

открытая книга с пером

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png

Категория рода. Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов. Мужской род Врач, лес Имена существительные: 1) с окончаниями -А, -Я; Например: папа. Коля 2) с нулевым окончанием; Например: конь, слон 3) образованные от имен существительных мужского рода при помощи суффиксов -ИШК-,-ИЩ -окончаниями -0, -Е; Например: умишко. умище 4) образованные путем перехода имен прилагательных или причастий в существительные (субстантивированные) с окончаниями -0Й.-ЫЙ.-ИЙ. Женский род Машина, Аня Имена существительные: 1) с окончаниями -А, -Я; Например: мама Валя 2) с нулевым окончанием и мягким знаком на конце; Например: степь, мышь 3) образованные путем перехода имен прилагательных или причастий в существительные (субстантивированные) с окончаниями -АЯ, -ЯЯ. Например: заведующая, передняя. Средний род Окно, животное Имена существительные: 1) с окончаниями -0, -Е; Например: окно. поле 2) дитя и десять слов на -мя: семя, темя, имя, племя, время, стремя, бремя, пламя, вымя, знамя, 3) образованные путем перехода имен числительных, имен прилагательных или причастий в существительные (субстантивированные) с окончаниями -ОЕ, -ЕЕ. Например: второе, млекопитающее. Общий род Пьяница, судья Имена существительные: 1) 1 -го склонения с окончаниями -А, -Я; Например: сирота, судья Способны выступать как слова женского и мужского рода в зависимости от того лица, которое они называют. Например: судья Иванов, судья Иванова.

Слайд 10 из презентации «Число имён существительных» к урокам русского языка на тему «Число»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке русского языка, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Число имён существительных.ppt» можно в zip-архиве размером 161 КБ.

Скачать презентацию

Число

«Урок Род имён существительных» - С ила Са а Са е апку. Тема урока Род имен существительных. Урок русского языка. Зной. Картинный словарный диктант. Жара. Ш. Гл. Сущ. Цель урока: закрепить знания и умения в определении рода имён существительных. Попробуй вставить вместо значка букву. Вьюга. Друг. Родник. 2 класс. Приятель. Источник.

Без рук, без ног, а щиплется? Составила определенный ряд рабочих документов - символов. Что чистят дважды в день? Убеждена в ценности сотруднической природы образовательного взаимодействия. Подчеркните одушевленные имена существительные. Остановка «Компьютерная». Литература: Из какого литературного произведения использованы слова, словосочетания и предложения.

«Слова существительные» - Счастье, река, синева. Путеводные наши огни. Слова, что исчезнуть должны навсегда: Жестокость, вражда. Мир, дружба и радость. Но есть и такие слова в словарях. Мать, родина. На всех языках есть такие слова: Высокой волной-. Красота. Хлеб, утро, работа. Живые, земные... МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку и литературе Капелиной Марии Анатольевный.

«Изменение существительных по числам» - Весна! Единственное число. Изменение существительных по числам. Ед.ч. весна – проталинка – ручеёк –. Множественное число. МОУ «Земплягашская основная общеобразовательная школа» Учитель начальных классов Мелкомукова Р.Х. Мн. ч. вёсны проталинки ручейки. Весна проталинка ручейки вёсны ручеёк проталинки.

«Имя собственное» - Школа сказка коля одуванчик красноярск м.Ю.Лермонтов автомобиль жигули. Исправьте ошибки в данной таблице. Собственные Енисей Россия Иван Москва «Волга» А.С.Пушкин «Мурзилка». Имена собственные обозначают: Проверь себя. Найдите к именам нарицательным пару из имен собственных. Кроссворд. Имена нарицательные река мальчик собака доброта орел соня роза.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проектная деятельность «Путь к грамотности» Российская Федерация Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ №71 г.о.г. Воронеж Наш девиз на пути к грамотности: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» Учебный предмет: русский язык Участники: учащиеся 4 «Б» класса Руководитель проекта: Рожманова В.П. 2014-2015 уч. год

2 слайд

3 слайд

Описание слайда:

ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПРОЕКТ Основополагающий вопрос: Какая из категорий: род или число является постоянным признаком? Учебные вопросы: Что положено в основу распределения существительных по родам? Почему в русском языку три рода? Как появился средний род? Какое основное значение форм числа у имен существительных? Какие могут быт дополнительные значения форм числа? Чем вызвано отсутствие формы множественного или единственного числа у существительных? Проблемные вопросы: Почему важно уметь определять род существительных? Как определить род и число имен существительных? Как определить род несклоняемых существительных? Методы исследования: Метод эксперимента (путь ученых) Наблюдение Анализ и синтез информации

4 слайд

Описание слайда:

Основополагающий вопрос «Какая из категорий: род или число является постоянным признаком?» Группа «Поисковики» Учебные вопросы Что положено в основу распределения существительных по родам? Почему в русском языке три рода?

5 слайд

Описание слайда:

Зачем существительному род? (грамматический сказка) - Зачем вы имени существительному? – спросили как-то у Рода - А разве есть хоть одно существительное без Рода? – ответил тот. – Без меня существительное не сможет обозначить предмет, и если лишиться Рода, то существительное превращается в наречие: было бéгом, а стало бегóм. И всегда, как только выделяется или создается новый предмет, его обозначают именем существительным в одной из форм рода: Чебурашка, игрушка, изделие, подарок … Вывод: в форме рода обозначаем существительное. В русском языке категория рода имени существительного состоит из трех форм. Имя существительное по родам не изменяется.

6 слайд

Описание слайда:

Род мужской, конечно, МОЙ: Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу – МОЯ: Моя речка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род – ОНО, МОЁ: Моё окно, село моё. Учебный вопрос Почему важно уметь определить род существительных? РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

7 слайд

Описание слайда:

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1. По значению слова (независимо от окончаний) 2. По окончанию ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ «Соотношение рода и окончания» (таблица) Мужскойрод названия людей и животных мужского пола Петя – мужчина тигр Женский род названия людей и животных женского пола Мэри– женщина львица Женский род (ОНА,МОЯ, НАША) -а, - я, - страна, земля, жизнь Мужскойрод (ОН, МОЙ, НАШ) -а, - я дом, дядя, дедушка Среднийрод (ОНО,МОЁ, НАШЕ) - о, -е село, поле

8 слайд

Описание слайда:

Как появился средний род 1. Ученые предполагают, что вначале только одушевленные существительные различались как слова мужского и женского рода: у них были разные окончания (женский род – -а, -я; мужской род – нулевое окончание), они по разному вели себя в речи – красивая девушка пришла, маленький мальчик упал. Но в дальнейшем и неодушевленные существительные стали вести как слова мужского и женского рода. 2. А как же появился средний род? Существует гипотеза, что к среднему (никакому) роду отнесли те слова, которые за время развития языка не успели стать словами мужского и женского рода. А вот во французском языке успели, и поэтому в этом языке только два рода – мужской и женский. АНАЛИЗ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

9 слайд

Описание слайда:

Средний род – 10 слов на мя: имя, время, племя, стремя, пламя, вымя, знамя, семя, темя, бремя. Мужской род: хлебушко, домище, домишко Узелок на память Заимствованные слова сохраняют род, который имели в иностранном языке. рояль кенгуру М.Р. кофе пальто шасси СР.Р. домино шаль – Ж.Р.

10 слайд

Описание слайда:

Рыба «нафарширована» названиями различных пород рыб. Определить род существительных. Забавная рыба Язь Линь Окунь Карась Сельдь Тарань Форель Кефаль Стерлядь ОН ОНА

11 слайд

Описание слайда:

Определить род имен существительных БАНК ЗАДАНИЙ (интеллектуальный тренинг) фасоль кофе полынь полотенце простыня картофель шампунь рояль бандероль фамилия лошадь магистраль пламя панцирь мозоль туннель вермишель какао лазурь путь Ж М Ж СР Ж М М М Ж Ж Ж Ж СР М Ж М Ж СР Ж М

12 слайд

Описание слайда:

По горизонтали: 3. Время отдыха для школьников и студентов. 6. Подвижная детская игра. 7. Мясо, рыба, овощи или фрукты, которые обработали специальным образом и закупорили в банки для хранения. По вертикали: 1. Суп с капустой и другими овощами. 2. День и ночь вместе. 4. Одежда, закрывающая нижнюю часть туловища. 5. Куски дерева, приготовленные для растопки печи или костра. Кроссворд «Существительные, не имеющие рода» К А Н И К У Л Ы К О Н С Е Р В Ы П Р Я Т К И С У Т К И Щ И Б Р Ю К И Д Р О В А 1 2 3 4 5 6 7

13 слайд

Описание слайда:

Этот в грязь полез и рад, Что грязна рубаха. Про такого говорят: Он плохой, неряха. (В. Маяковский) Имена существительные общего рода Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля избу!» Эта девочка просто неряха. Итог исследования: Около 200 слов составляют существительные общего рода, которые обозначают профессию, звание, общественное положение, род занятий: адвокат, парикмахер, продавец, геолог…

14 слайд

Описание слайда:

Драчун, зачинщик ссор и драк Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам Тот, кто любит сласти Лентяй, бездельник, любитель поспать Грубый, невоспитанный человек Ненасытный, прожорливый человек Тот, кто любит болтать вздор, пустяки Очень рассеянный, невнимательный человек Неловкий, неуклюжий человек Безобидный, тихий человек Непонятливый, плохо соображающий человек ВИКТОРИНА Подбери существительное общего рода задира зевака сластена лежебока невежа обжора пустомеля разиня растяпа тихоня тупица забияка

15 слайд

Описание слайда:

* Имена существительные по родам не изменяются. * Род определяется по начальной форме существительного. * Для предупреждения ошибок в согласовании имен существительных с прилагательными следует правильно определять род. * За помощью в случае затруднения обращаться к словарям и справочникам. Категория рода – постоянные признаки. Интересные факты Немецкий язык – 3 рода; английский язык – ни одного; французский язык – 2 рода. Не имеют родовых различий турецкий, китайский, японский, татарский, якутский, азербайджанский, казахский … Итоги информации

16 слайд

Описание слайда:

Учебные вопросы * Какое основное значение форм числа у имен существительных? * Какие могут быть дополнительные значения? * Чем вызвано отсутствие формы множественного или единственного числа у существительных? «Единственное число» – от старославянского ЕДИН – «ОДИН»; ИЗУЧЕНИЕ ИСТОЧНИКА Исследование категории числа Группа «Поисковики» «Множественное число» – от множество

17 слайд

5 класс. Русский язык
Тема урока: Род имён существительных.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Объяснить орфограммы. Работа по группам.

Повторим определение рода имён существительных.

Выпишите существительные по родам
Карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом, шампунь, капуста, мороженое
Определение рода имен существительных
Мужской род
Женский род
Средний род

Проверьте себя
Мужской род
Женский род
Средний род
Карандаш, ключ, станок, человек, подъезд, дом, шампунь
Одежда, ручка, тарелка, сосна, морковь, тетрадь, капуста
Печенье, качество, небо, колесо, яйцо, окно, мороженое

Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода
Пианист- пианистка = солист - х__________ Грек- гречанка = турок - х________________ Купец- купчиха = пловец – х_____________ Артист- артистка = машинист – х_________
солистка
турчанка
пловчиха – разгов.
машинистка
Обозначьте суффикс, образующий новое слово.

Быстро встали, улыбнулись, Выше – выше потянулись. Ну – ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали.
Физкультминутка

Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?
Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Имена существительные общего рода
Миша – большой неряха. Маша – большая неряха.
В одном случае говорящий обращается к девочке, в другом – к мальчику

Женский род Мужской род Средний род
мозоль вуаль туфля тюль лебедь шампунь какао повидло
Запомните!
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
Всегда ли легко определить род?

Рояль, - я, м.р. Концертный рояль. Шампунь, - я, м. р. Хороший шампунь. Мозоль, - и, ж.р. Болезненная мозоль Бандероль, - и, ж.р. Большая бандероль.
Толковый словарь

а) гений, умница, капризуля, рева б) неряха, недотёпа, зануда, вредина в) зануда, красавица, молодец, жадина г) плакса, разиня, кривляка, сирота
В каких строчках указаны слова не только общего рода.

На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают: формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно; формы глагола: мальчик читал книгу; девочка изучала язык.
Вывод
Как мы определяем и выражаем род существительного?

У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные: мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг; женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка; среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

Мужской род Женский род
Бык Бычиха
Петух Петушиха
Баран Баранка
Слон Слоныня
Волк Волкушка
Стул Стулка
корова
курица
овца
слониха
волчица
табуретка
Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.
Исправьте ошибки. Подберите пару

Поставьте на полях тетради «+», если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то «–» Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? Сможешь ли ты определить род имен существительных? Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных? Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками? Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?
Оцените свою работу на уроке.

Параграф-94, упражнение № 505.
Домашнее задание.

Литература. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2009. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2008. Русский язык 5 класс. Поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.: Учитель, 2007. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс. Ларионова Л.Г.

Loading...Loading...