Презентация на тему "политический статус личности". Открытый урок по обществознанию Политический статус личности Структура политической культуры








Вспомним основные термины и понятия Политическая деятельность. Политическая деятельность. Статус. Статус. Роль. Роль. Демократическая политическая культура. Демократическая политическая культура. Политическое участие и его виды. Политическое участие и его виды.


Задание1 Проверим свои знания 1.Партия парламентского типа 2.Политический плюрализм 3.Гражданская ответственность 4.Тоталитарный режим. 5.Популизм. 6.Охлократия. 7.Гражданское общество. 8.Демократическая политическая культура. 9.Права человека. 10.Правовое социальное государство. 11.Демократия. 12.Авторитаризм. 13.Толерантность. 14.Консенсус. I.Общество, в котором господствуют: общественная собственность, плановое регулирование экономики, сильная исполнительная власть, одна партия, единая идеология, человек является средством реализации важнейших политических задач. II. Общество, в котором господствуют: крупная частная собственность, свободный рынок, двухпартийная политическая система, человек обладает экономической свободой, всеми естественными и неотчуждаемыми правами, государство не ставит цели социального обеспечения безработных и малоимущих. III.Общество, в котором господствуют разнообразные формы собственности, сочетание плановых и рыночных элементов регулирования экономики, социальная защищённость граждан, разделение властей, верховенство права, человек является высшей ценностью этого общества.






Политический статус личности ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС- МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА, СОВОКУПНОСТЬ ЕГО НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ И СВОБОД, ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Политические роли-функции, которые человек выполняет в соответствии со своим статусом. Многообразие политических ролей личности: избиратель, депутат, мэр, губернатор, сенатор, член партии, президент.












Избиратели












Задание 4. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик? а) Избранный в городскую Думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов. б) Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.












Все статьи главы 2 Конституции Российской Федерации « Права человека и свободы человека и гражданина» последовательно проводят различие прав и свобод в зависимости от наличия или отсутствия гражданства. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где идет речь о правах человека, в Конституции используются формулировки: « каждый имеет право»,» каждый может»,»каждому гарантируется и т.д. Такими формулировками подчеркивается признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того является ли он гражданином РФ, иностранцем или апатридом. Наряду с этим в статьях 31,32,33,36 Конституции РФ сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Вывод: объем прав и обязанностей зависит, прежде всего, от того, является ли человек гражданином какого либо государства или нет. Особенностью правового статуса гражданина является, прежде всего то, что гражданину помимо личных,экономических, социальных и иных прав принадлежат политические права в полном объеме.


Политические права и свободы личности Политические права и свободы личности Право на участие в управлении делами государства. Право на участие в управлении делами государства. Право избирать и быть избранным в государственные представительные органы и органы местного самоуправления. Право избирать и быть избранным в государственные представительные органы и органы местного самоуправления. Право участия в референдуме. Право участия в референдуме. Право на равный доступ к государственной службе. Право на равный доступ к государственной службе. Право участвовать в осуществлении правосудия. Право участвовать в осуществлении правосудия. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право собираться, мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Право собираться, мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.


Запомним - -Мало иметь избирательное право, необходимо еще быть подготовленным к роли избирателя внутренне, по своим личностным качествам. Недостаточно быть гражданином в юридическом смысле, потребно быть гражданином в широком смысле этого слова. Гражданин обладает теми свойствами личности, которые делают его способным к сознательному,инициативному и квалифицированному участию в управлении страной, посильному решению встающих перед ней проблем. Для демократического государства крайне существенно, чтобы исправно работал механизм избирательной системы. Если он не будет функционировать, демократия лишится своей важнейшей основы- подлинной выборности государственных органов власти.


Это надо знать Это надо знать Гражданин Российской Федерации,достигший 18-летнего возраста, обретает статус избирателя. Участие в выборах является проявлением ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Избирательные права граждан -это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.(ст.3,23,Конституции Р.Ф.). При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах добровольное. Честное выполнение обязанностей избирателя - один из важных признаков гражданственности. От результатов выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления многое зависит в жизни как страны, так и региона.




Также каким-либо образом препятствовать гражданину свободно выражать свою волю в ходе голосования. Оказывать какое- либо воздействие на гражданина для того, чтобы заставить его участвовать или не участвовать в выборах запрещено. Запрещено также каким- либо образом препятствовать гражданину свободно выражать свою волю в голосовании.




Запомним -При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. -В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата(списка кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. -Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. (Из федерального закона РФ» Об основных гарантиях Избирательных прав граждан Российской Федерации.)




Знакомы с программой Встречались ли кандидатов? с кандидатом? кандидатов? с кандидатом? да нет да нет нет да нет да Уверены ли, что кандидаты выполнят свои обещания? 29чел. (72.5%) 11чел (27.5%) 9чел. (77.5%) 9чел. (22.5%) Нет 37чел. (92.5%) Да. 3 чел.(7.5%)


ВозрастОбразование Кандидат Партия До 30 лет Высшее-4 (66,7%) Среднее-2 (33,3%) Дьяченко-2 (33,3%) Бобров-1 (16,7%) Фрадков-1 (16,7%) Тархов-1 (16,7%) Един.Россия-1 (16,7%) Спроавед.Россия-1 (16,7%) КПРФ-1 (16,7%) Парт.Зелёных-1 (16,7%) От лет Высшее-20(67%) Ср.специальное-6 (20%) Среднее-3 (10%) Тучин-8 (27%) Дьяченко-10 (33,3%) Матвеев-3 (10%) Сучков-2 (7%) Ильин-1 (3,3%) Бобров-1 (3,3%) Фрадков-1 (3,3%) Сазонов -1 (3,3%) Един.Россия-11 (37%) Спроавед.Россия-10 (33,3%) КПРФ-2 (7%) Парт.Зелёных-2 (7%) Союз правых сил-1 (3,3%) Патриоты России-1 (3,3%) От лет Ср.специал-1 (50%) Среднее-1 (50%) Бобров-1 (33,3%) Борисов-1 (33,3%) КПРФ- 1 (33,3%) Един.Россия- 1 (33,3%) ЛДПР- 1 (33,3%) От 60 летВысшее-1 (33,3%) Ср.специа-2 (66,%) Бобров-1 (50%) Тучин-1 (50%) Един.Россия-2 (100%)





Имеет право (можно) Имеет право (можно) 1) Достигнув 18 лет имеет право избирать. 2) Не участвовать в выборах или голосовать против всех (по принципу добровольности участия). 3)Требовать и получать информацию о кандидатах. 4) В случае ненахождения себя в списках избирателей, выяснить и устранить причину. 5) Обращаться в инстанции, контролирующие выборы, в случае если замечены нарушения их организации


Не имеет права(нельзя) 1) Избирать, если: а) не достиг совершеннолетия, б)признан судом недееспособным, б)признан судом недееспособным, в) осужден и отбывает наказание. в) осужден и отбывает наказание. 2) Брать взятки со стороны кандидата. 3) Голосовать от чужого лица (например, за родственников) 4)Навязывать свое мнение другим голосующим. голосующим. 5) Портить бюллетень. 6) Нарушать нормы общественного порядка на выборном участке.



Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

9

Конспект урока

Тема урока : Политический статус личности.

Тип урока : урок-практикум.

Форма урока : ролевая игра «Избирательная кампания»

Цель : закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, а также воспитанию таких качеств личности, как гуманистичность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

Оборудование : учебники, тетради, агитационные плакаты и листовки, избирательные бюллетени, список класса для счетной комиссии, памятка «Правила публичной полемики», бланки для самооценки и оценки каждого участника игры.

Предварительная подготовка :

1. Участниками игры являются все учащиеся класса. Они делятся на две группы:

I группа: политические партии или движения, которые представлены:

«кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 3-4 помощника у каждого «кандидата»)

II группа: «избиратели».

2. Выбор проблемы, определение названия своей политической партии или движения, выбор лидера.

  1. Разработка учащимися предвыборных программ

    Подготовка «кандидатом» и его сторонниками выступления – знакомства с избирателями.

    Выпуск агитационных плакатов и листовок

Ход урока

    1. Вводное слово учителя.

Объявление темы урока, цели и структуры урока.

Ребята, мы с вами заканчиваем изучение большого блока вопросов, связанных с политической сферой жизни общества.

Тема сегодняшнего урока «Политический статус личности».

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли). Не все могут пойти на митинг или станут, к примеру, участниками женского движения. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Тем не менее, существует необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы. Участие в них – дело ответственное. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне. Как же предотвратить или хотя бы умерить ошибку своего выбора? С этой целью сегодня, мы проводим урок-практикум в форме ролевой игры «Избирательная кампания», где мы должны закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения, смоделировать ситуацию свободного обмена мнениями, позволяющую освоить искусство аргументации и культуры публичной речи и овладеть практически способами деятельности, отражающими роли избирателя и кандидата в депутаты на выборный представительный пост.

С этой целью была проведена большая подготовительная работа. В первую очередь класс определился с выбором проблемы и уровнем проведения избирательной кампании. Весь класс был поделен на две группы: первую составили политические партии и движения, которые представлены «кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 4-5 помощника у каждого кандидата); вторую – «избиратели».

Каждая группа получила опережающие задания.

Первая группа - «Кандидаты» определилась с названием своей политической партии, подготовила выступление-знакомство с избирателями, разработала проект предвыборной программы по обозначенной проблеме, выпустила агитационную листовку и плакат.

Вторая группа – «Избиратели» продумала вопросы к «кандидатам», опираясь на изученные критерии оценки предвыборных программ.

II . Ролевая игра «Избирательная кампания».

    Вступительное слово учителя: объявление условий игры.

Сегодня мы проводим избирательную кампанию кандидатов в депутаты органов местного самоуправления города Нижнекамска Республики Татарстан.

На протяжении всей игры работает счетная комиссия, которая будет учитывать степень участия каждого игрока и в конце произведет подсчет голосов по избирательным бюллетеням. После подсчета голосов счетная комиссия объявит победителя. Все участники победившей политической партии получают отличные оценки.

Остальные участники политических партий и их избиратели также будут оценены в зависимости от данных, представленных счетной комиссией и тех данных, которые представит каждая политическая партия в конце игры по самооценке и оценке каждого участника команды по степени участия в процессе подготовки и проведения ролевой игры.

В процессе игры каждый участник обязан соблюдать элементарные правила публичной полемики (обращение к плакату - памятке на доске «Правила публичной полемики»).

Я должен:

Прислушиваться к суждениям оппонента;

Находить в них близкие моей позиции мысли;

Уточнять и развивать его аргументы;

Четко формулировать собственную позицию;

Уметь обосновать ее фактами;

Ясно видеть суть наших разногласий

Я не могу:

- «переходить на личность» оппонента;

Пытаться «перекричать» его;

Бездоказательно отвергать его взгляды;

Использовать непроверенные или недостоверные факты

Также в процессе игры каждая политическая партия должна четко соблюдать объявленный регламент игры.

За нарушение правил публичной полемики и несоблюдения регламента присваиваются штрафные очки, которые будут учтены в конце игры при подсчете голосов.

Итак, объявлены основные правила игры. Можно начинать.

    Представление политических партий (движений) и их лидеров.

Позвольте представить политические партии и движения, а также их кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления города Нижнекамска.

Это:

    Политическая партия «Союз прогрессивной молодежи»

    Молодежное движение: «Реализация»

    Политическая партия «Феникс»

Слово для выступления-знакомства с избирателями предоставляется поочередно каждой политической партии (движению). Каждой команде для представления отводится 2-3 минуты. Очередность определяется по жребию.

    Защита предвыборных программ политических партий (движений).

Каждая политическая партия (движение) разработала свою предвыборную программу.

При разработке программы следовало учесть тему для обсуждения, выбранную классом предварительно. Эта тема «Проблемы и перспективы развития города Нижнекамска».

Также в программах должны быть отражены следующие аспекты:

    Оценка существующей в городе ситуации. Покажите сильные стороны и недостатки.

    Сформулируйте основные направления совершенствования работы в городе Нижнекамске (в экономической; политической; культурной и социальной сферах жизни)

    Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижений.

    Приведите аргументы (доводы) в пользу предложенных Вами мер.

Тексты предвыборных программ политических партий (движений)

(см. Приложение)

Для защиты предвыборной программы каждой партии дается 5 минут.

    Вопросы «избирателей».

После выступления каждой политической партии (движения) со своей предвыборной программой организуется полемика.

«Избиратели» задают вопросы, выступают в поддержку программы положений или с критическими замечаниями и предложениями по ее совершенствованию либо отвергают ее, приведя аргументы и доказательства ее несостоятельности (неэффективности или нереалистичности)

«Избиратели» могут задать по 3 вопроса каждой политической партии (движению).

Примерные вопросы для полемики .

    Бесплатная медицинская помощь и образование в будущем – это реальность или миф?

    Замена льгот денежными компенсациями – нужно ли это? Ваши предложения для решения этой проблемы.

    Какие дополнительные льготы вы можете предложить нижнекамцам?

    Будут ли понижены платежи за коммунальные услуги?

    Какое место занимает в вашей программе трудоустройство молодежи?

    Какими путями ваша партия будет бороться с преступностью несовершеннолетних?

    Какие меры вы планируйте провести в городе по его благоустройству?

    Как вы предлагаете решить экологическую проблему в городе Нижнекамске?

    Есть ли в вашей программе пункты о повышении социального статуса учительства города Нижнекамска.

    Кто должен контролировать распространение наркотических веществ? Какие пути решения этой проблемы в нашем городе вы видите?

«Избиратели» получают заранее подготовленные бюллетени и проводят Тайное голосование. Пока счетная комиссия ведет подсчет голосов, участники игры заполняют бланки по самооценке и оценке каждого представителя политической партии (движения).

III . Подведение итогов.

Выясняется, была ли достигнута поставленная цель; отмечаются активные участники игры; продумываются вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры предложений.

IV . Домашнее задание:

Написать эссе на любую из предложенных тем:

    Сложна ли роль избирателя?

    Демократический тип политической культуры, ее значимость для личности и общества.

    В каком соотношении находятся понятия «мораль», «законность», «политика»? Может ли быть политика законна, но не моральна? Может ли политика быть моральна, но незаконна?

(выбор темы определяет учащийся в зависимости от уровня своей подготовки)

Примерное распределение учебного времени на уроке

(регламент ролевой игры)

    1. Вступительное слово учителя (5 мин.)

      Представление политической партии (движения) перед избирателями 2-3 мин. (9 мин.)

      Защита предвыборных программ политическими партиями (движениями) 5 мин. (15 мин.)

      Вопросы избирателей политическим партиям (10 мин.)

      Подведение итогов (5-6 мин.)

Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

Конспект урока

Тема урока : Политический статус личности.

Тип урока : урок-практикум.

Форма урока : ролевая игра «Избирательная кампания»

Цель : закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, а также воспитанию таких качеств личности, как гуманистичность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

Оборудование : учебники, тетради, агитационные плакаты и листовки, избирательные бюллетени, список класса для счетной комиссии, памятка «Правила публичной полемики», бланки для самооценки и оценки каждого участника игры.

Предварительная подготовка :

1. Участниками игры являются все учащиеся класса. Они делятся на две группы:

I группа: политические партии или движения, которые представлены:

«кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 3-4 помощника у каждого «кандидата»)

II группа: «избиратели».

2. Выбор проблемы, определение названия своей политической партии или движения, выбор лидера.

    Разработка учащимися предвыборных программ

    Подготовка «кандидатом» и его сторонниками выступления – знакомства с избирателями.

    Выпуск агитационных плакатов и листовок

Ход урока

      Вводное слово учителя.

Объявление темы урока, цели и структуры урока.

Ребята, мы с вами заканчиваем изучение большого блока вопросов, связанных с политической сферой жизни общества.

Тема сегодняшнего урока «Политический статус личности».

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли). Не все могут пойти на митинг или станут, к примеру, участниками женского движения. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Тем не менее, существует необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы. Участие в них – дело ответственное. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне. Как же предотвратить или хотя бы умерить ошибку своего выбора? С этой целью сегодня, мы проводим урок-практикум в форме ролевой игры «Избирательная кампания», где мы должны закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения, смоделировать ситуацию свободного обмена мнениями, позволяющую освоить искусство аргументации и культуры публичной речи и овладеть практически способами деятельности, отражающими роли избирателя и кандидата в депутаты на выборный представительный пост.

С этой целью была проведена большая подготовительная работа. В первую очередь класс определился с выбором проблемы и уровнем проведения избирательной кампании. Весь класс был поделен на две группы: первую составили политические партии и движения, которые представлены «кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 4-5 помощника у каждого кандидата); вторую – «избиратели».

Каждая группа получила опережающие задания.

Первая группа - «Кандидаты» определилась с названием своей политической партии, подготовила выступление-знакомство с избирателями, разработала проект предвыборной программы по обозначенной проблеме, выпустила агитационную листовку и плакат.

Вторая группа – «Избиратели» продумала вопросы к «кандидатам», опираясь на изученные критерии оценки предвыборных программ.

II . Ролевая игра «Избирательная кампания».

    Вступительное слово учителя: объявление условий игры.

Сегодня мы проводим избирательную кампанию кандидатов в депутаты органов местного самоуправления города Нижнекамска Республики Татарстан.

На протяжении всей игры работает счетная комиссия, которая будет учитывать степень участия каждого игрока и в конце произведет подсчет голосов по избирательным бюллетеням. После подсчета голосов счетная комиссия объявит победителя. Все участники победившей политической партии получают отличные оценки.

Остальные участники политических партий и их избиратели также будут оценены в зависимости от данных, представленных счетной комиссией и тех данных, которые представит каждая политическая партия в конце игры по самооценке и оценке каждого участника команды по степени участия в процессе подготовки и проведения ролевой игры.

В процессе игры каждый участник обязан соблюдать элементарные правила публичной полемики (обращение к плакату - памятке на доске «Правила публичной полемики»).

Я должен:

Прислушиваться к суждениям оппонента;

Находить в них близкие моей позиции мысли;

Уточнять и развивать его аргументы;

Четко формулировать собственную позицию;

Уметь обосновать ее фактами;

Ясно видеть суть наших разногласий

Я не могу:

- «переходить на личность» оппонента;

Пытаться «перекричать» его;

Бездоказательно отвергать его взгляды;

Использовать непроверенные или недостоверные факты

Также в процессе игры каждая политическая партия должна четко соблюдать объявленный регламент игры.

За нарушение правил публичной полемики и несоблюдения регламента присваиваются штрафные очки, которые будут учтены в конце игры при подсчете голосов.

Итак, объявлены основные правила игры. Можно начинать.

    Представление политических партий (движений) и их лидеров.

Позвольте представить политические партии и движения, а также их кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления города Нижнекамска.

    Политическая партия «Союз прогрессивной молодежи»

    Молодежное движение: «Реализация»

    Политическая партия «Феникс»

Слово для выступления-знакомства с избирателями предоставляется поочередно каждой политической партии (движению). Каждой команде для представления отводится 2-3 минуты. Очередность определяется по жребию.

    Защита предвыборных программ политических партий (движений).

Каждая политическая партия (движение) разработала свою предвыборную программу.

При разработке программы следовало учесть тему для обсуждения, выбранную классом предварительно. Эта тема «Проблемы и перспективы развития города Нижнекамска».

Также в программах должны быть отражены следующие аспекты:

    Оценка существующей в городе ситуации. Покажите сильные стороны и недостатки.

    Сформулируйте основные направления совершенствования работы в городе Нижнекамске (в экономической; политической; культурной и социальной сферах жизни)

    Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижений.

    Приведите аргументы (доводы) в пользу предложенных Вами мер.

Тексты предвыборных программ политических партий (движений)

(см. Приложение)

Для защиты предвыборной программы каждой партии дается 5 минут.

    Вопросы «избирателей».

После выступления каждой политической партии (движения) со своей предвыборной программой организуется полемика.

«Избиратели» задают вопросы, выступают в поддержку программы положений или с критическими замечаниями и предложениями по ее совершенствованию либо отвергают ее, приведя аргументы и доказательства ее несостоятельности (неэффективности или нереалистичности)

«Избиратели» могут задать по 3 вопроса каждой политической партии (движению).

Примерные вопросы для полемики .

    Бесплатная медицинская помощь и образование в будущем – это реальность или миф?

    Замена льгот денежными компенсациями – нужно ли это? Ваши предложения для решения этой проблемы.

    Какие дополнительные льготы вы можете предложить нижнекамцам?

    Будут ли понижены платежи за коммунальные услуги?

    Какое место занимает в вашей программе трудоустройство молодежи?

    Какими путями ваша партия будет бороться с преступностью несовершеннолетних?

    Какие меры вы планируйте провести в городе по его благоустройству?

    Как вы предлагаете решить экологическую проблему в городе Нижнекамске?

    Есть ли в вашей программе пункты о повышении социального статуса учительства города Нижнекамска.

    Кто должен контролировать распространение наркотических веществ? Какие пути решения этой проблемы в нашем городе вы видите?

«Избиратели» получают заранее подготовленные бюллетени и проводят Тайное голосование. Пока счетная комиссия ведет подсчет голосов, участники игры заполняют бланки по самооценке и оценке каждого представителя политической партии (движения).

III . Подведение итогов.

Выясняется, была ли достигнута поставленная цель; отмечаются активные участники игры; продумываются вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры предложений.

IV . Домашнее задание:

Написать эссе на любую из предложенных тем:

    Сложна ли роль избирателя?

    Демократический тип политической культуры, ее значимость для личности и общества.

    В каком соотношении находятся понятия «мораль», «законность», «политика»? Может ли быть политика законна, но не моральна? Может ли политика быть моральна, но незаконна?

(выбор темы определяет учащийся в зависимости от уровня своей подготовки)

Примерное распределение учебного времени на уроке

(регламент ролевой игры)

      Вступительное слово учителя (5 мин.)

      Представление политической партии (движения) перед избирателями 2-3 мин. (9 мин.)

      Защита предвыборных программ политическими партиями (движениями) 5 мин. (15 мин.)

      Вопросы избирателей политическим партиям (10 мин.)

      Подведение итогов (5-6 мин.)

Cлайд 1

Тема: Политический статус личности Подготовила: Шубенина Светлана Ильинична, учитель истории и обществознания МОУ лицея №34 Г. Тюмень

Cлайд 2

Политика – стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти. М. Вебер.

Cлайд 3

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с современными требованиями.

Cлайд 4

Задачи: 1 раскрыть сущность политической культуры, правил политического поведения; 2 способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулирования, содействовать развитию активной гражданской позиции; 3 развивать готовность утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.

Cлайд 5

Политические права и обязанности: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

Cлайд 6

Политические роли: избиратель, депутат, член партии, участник митинга участник общественной организации и т.д.

Cлайд 7

Структура политической культуры: знания и представления о политике; политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) способы практических политических действий; политическое сознание; политическое поведение.

Cлайд 8

Функции политической культуры: Идентификация – раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности. Ориентация – характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе. Адаптация – выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни. Социализация – характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы. Интеграция – обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом. Коммуникация – связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Cлайд 9

Типы политических культур (по Г.Алманду и С. Вербе): патриархальный, или тип общин; подданический, или тип субъекта; активистский, или тип участника; «культура гражданина», или смешанный тип.

Cлайд 10

Формы политического участия: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие в выборах; участие в деятельности политических партий, организациях, движениях; обращения граждан, встречи с политическим лидером; участие в митингах, пикетах ит.д.; деятельность политических лидеров.

Cлайд 11

Степень вовлеченности в политику (по М.Веберу): Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

Cлайд 12 Участие в выборах – это ваша политическая культура.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Конспект урока обществознания в 11 классе по теме «Политический статус личности»

Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

2014 год

Тема урока: «Политический статус личности»

Цели и задачи урока:

Обучающие :

рассмотреть понятие «политический статус личности»; определить политическое участие граждан в политических процессах, рассмотреть их роли. Дать возможность учащимся осмыслить свой собственный политический статус и связанные с ним политические роли.

Развивающие :

продолжить развитие навыков самостоятельной работы (с текстом параграфа и документам) и работе в группе (в ходе дискуссий).

Воспитательные :

способствовать развитие политического мышления и готовности к реализации политических ролей гражданина.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

План урока

Организационный момент – 1 мин.
Изучение новой темы – 22 мин.
Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 15 мин.
Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока:

I .Объяснение нового материала учителем в виде школьной лекции с элементами беседы.

К политическим правам и свободам гражданина относятся следующие права: право избирать и быть избранным, объединятся в общественные организации, проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирование (в строгом соответствии с действующим законодательством), направлять петиции (обращения) в государственные структуры и должностным лицам. Следовательно, каждый гражданин имеет право и возможность принимать участие в управлении делами государством как непосредственно, так и опосредованно – через своих законных представителей.

Реализуя политические права и обязанности каждый гражданин выполняет определённые политические роли. Политические роли личности многообразны: избиратель, участник митинга, член партии, депутат. Часто один человек может исполнять сразу несколько политических ролей.

Что же такое статус личности?

Совокупность прав и обязанностей гражданина, юридического лица, характеризующая его правовое поведение.

Что такое правовой статус личности?

Система прав, свобод, законных интересов и обязанностей, признанных государством.

А политический статус личности?

Место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав, свобод, обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Политическое участие – действия, предпринимаемые частными лицами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном, проявление гражданами своих интересов и позиций в отношении власти.

Виды политического участия:

Политическое участие также можно разделить на прямое и опосредованное.

В прямом политическом участии существует 4 вида участия: постоянное, разовое, временное и эпизодическое.

Примеры непосредственного участия. Учащимся предлагается самостоятельно привести примеры. (Участие в выборах, референдуме, обращение в государственные органы, работа в государственных структурах, на выборной должности.)

Опосредованное участие предполагает пассивное участие человека, то есть, такое его участие, которое осуществляется не собственно этим человеком, но тем, кого он уполномочил для этого. (Пример - участие через избранные органы – парламент, местные органы власти и депутатов.)

Типология политического участия.

Мобилизационное – политическое поведение человека определяется без его активного участия – «за него» или «вместо него» кем-то сверху, вышестоящим. (Пример – коллективное фракционное голосование)

Автономное – политическое поведение обусловленное возможностью реально свободного выбора. (Пример – самостоятельное и независимое голосование)

Для того чтобы не возникало политических разногласий, необходимы политические знания и политическая культура.

Политическая культура – совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества.

Типология политической культуры.

В политической культуре выделяют три её типа: демократический, авторитарный и тоталитарный.

К основным характеристикам демократического типа политической культуры относятся наличие объективного научного знания о политической действительности и потребности в её осмыслении, прочных политических ориентаций на утверждение демократических политических ценностей, а также ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, контроль за властными структурами.

К основным характеристикам тоталитарного типа политической культуры относятся полное подчинение граждан интересам государства, сильная неконтролируемая власть, игнорирование объективного научного знания о политической реальности, антидемократические политические ценностные ориентации и соответствующие им политические действия.

II . Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 296-298 – «Сложна ли роль избирателя». По итогом этой работы, учащие должны выписать в тетради этапы избирательной кампании, их примеры и характеристики: выдвижение кандидатов, предвыборная борьба, голосование, подсчёт голосов и обнародование результатов. (Примеры и характеристики – индивидуальные варианты)

I II . Контрольно-закрепляющая работа с учащимися.

Ответить на вопросы на с. 303–304. Ответы на вопросы должны быть в виде дискуссии.

IV . Домашнее задание: § 25.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

1.Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Л.Ф. Иванова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. – М.: Просвещение, 2002.

2. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ:Астрель, 2009.

3.

4.

5.

Loading...Loading...