Эти стихи выучатся сами! Лучшие современные детские поэты. Что за кони! Лучшие детские современные поэты

Любителям современной поэзии этой осенью «Портал Субкультура» хотел бы рассказать о стихах современных поэтах Санкт-Петербурга, чьи произведения лучше всего подойдут не только для чтения с чашечкой горячего чая в пасмурный день, но и для получения истинного эстетического наслаждения.

София Маришина

Многим строгие на вид женщины кажутся неприступными и холодными внутри. Если вы когда-нибудь встречались с Софией Маришиной, то, скорее всего, сначала могли подумать о ней именно так.

Но истинные ценители поэзии знают, что на страницах своих книг поэт показывает себя совсем иным, чем нам представляется в обычной жизни, он буквально обнажает свою душу. Так происходит и со стихами Софии Маришиной. Читатель открывает для себя потрясающего рассказчика, которого волнуют такие темы, как судьба женщины, тайны жизни и смерти и, конечно же, любовь. Ахматовская строгость стиля и цветаевская экспрессивность соединились в её стихах в неповторимом единстве, которое придаёт современным строчкам классическую стройность. Сложные душевные переживания рождают яркие образы, позволяющие глубже заглянуть в душу и пережить и прочувствовать вместе с автором её боль и страдание, так понятные многим.

Как больно быть свечой, но надо быть!
Изнемогая в несказанной муке,
Свой крик гублю, и огненная нить
Вздымает к небу тающие руки.

Как страшно догореть в расцвете лет,
Не зная, где кончается дорога!
За то, что я хотела делать свет…
За то, что я была дыханьем Бога…

И нет покоя мне, опять лечу,
Навстречу тьме - усталыми крылами.
Благослови, о Господи, свечу,
Рождающую в муках пламя!

А тем, кого привлекают истории о средневековых рыцарях и прекрасных дамах, думаю, покажется интересным творчество Зинаиды Коннан. В книге стихотворений этого автора под названием «Пепелъ розы» почти каждый герой – это король, шут или герцогиня.

Разнообразие и богатство исторических образов, историческая экзотика, романтические мотивы, а также живописные детали и использование лексики, переносящие читателя на несколько столетий назад, делают её произведения яркими и неповторимыми. Читая её стихи, погружаешься в прекрасный мир средневекового рыцарства, образы и мотивы которого переплетаются со сказочными мотивами и создают неповторимый колорит, напоминающий сложный цветочный орнамент.


Песенка маленькой графини

Поет веретенце в руке у меня, -
Пляши, моя кукла, пляши.
Все жарче становится пламя огня,
Под прялкой шуршат камыши.

За вечер должна я исполнить урок, -
В работе спасенье души:
Из шерсти напрясть тонких ниток моток, -
Пляши, моя кукла, пляши.

Прошла бы скорее зима… По весне
Мне минет двенадцатый год,
И рыцарь прекрасный приедет ко мне,
И замуж меня он возьмет.

На белом коне он меня навсегда
Из дома родного умчит
В тот край, где синеет Большая Вода
И каменный замок стоит.

С тех пор девять лун пролетят, как во сне, -
Пляши, моя кукла, пляши, -
И сына родить посчастливится мне,
И будут дары хороши:

Свекровь даст мне ключ от ларца своего,
А свекор – злаченый аграф,
И муж будет счастлив, что в замке его
Появится маленький граф.

Но грозен сосед наш барон – и война
Сто жизней с собой унесет.
В двенадцать жена, а в пятнадцать – вдова, -
Такая судьба многих ждет.
Но это – потом, Бог в каком весть году, -
Пляши, моя кукла, пляши!
А нынче прилежно я пряжу пряду
И милого рыцаря жду.

Об этом поэте по Санкт-Петербургу ходит много легенд…

Кто-то считает его странным из-за нестандартной формы его стихов, а кто-то сравнивает их с готическими замками, величественно возвышающимися над произведениями неопытных поэтов. Нам они напоминают футуристические опыты с формой и графикой стихотворений начала ХХ века, в том числе и «лесенки» Маяковского, и «железобетонные поэмы» Василия Каменского. Однако стихотворения Аль ру гораздо более поэтичны и понятны современному читателю. О чём же они? Как всегда, о вечном: о жизни и смерти, о любви и ненависти… Каждый найдёт в его стихотворениях что-то своё, близкое и понятное, пережитое и не забытое. Именно такие стихи и остаются в памяти людей на долгие годы.


Все впереди

Меня довела
До тихих слёз,
Которых никто не увидит -

Я загнал мои слёзы обратно в глаза -

Их стук по подушке её не разбудит -

Она
Любила меня...

Во сне и в стихах -

И наяву
Скоро полюбит -

Настанут счастливые времена!

Жаль,
Что тогда
Меня уже больше не будет...

Как видите, сегодняшняя поэзия Петербурга многолика и многоголоса. В ней можно найти множество перекличек с поэзией начала ХХ века, что само по себе не случайно: тоже рубеж веков, тоже переломное время. Сегодняшнюю поэзию можно описать в категориях Борхеса: «вавилонская библиотека», «сад расходящихся тропок», - так она разнообразна. Это то, что сейчас называют всеобъемлющим словом Текст. Текст, разнообразный и непредсказуемый, как сама жизнь. Тот Текст, о котором М.Гаспаров писал в «Записях и выписках», цитируя известного учёного Р.Тименчика: «Если наша жизнь не текст, то что же она такое?».

Плохих и до безобразия немудреных детских стихов очень много, поэтому обычно рука тянется к проверенным сборникам Чуковского и Маршака. На деле же мир детской поэзии куда как обширнее. Журналист Лиза Биргер выбрала 8 отличных современных детских поэтов, пишущих на русском языке.


Анастасия Орлова

Молодой поэт из Ярославля, обладает очень сильным и взрослым голосом - казалось бы, дебютировала только вчера, а сегодня у нее уже есть несколько сборников книг и стихов с картинками. И совершенно понятно, что лучше нее стихи для совсем маленьких детей не пишет никто. Все ее припевки, потешки, считалочки - это идеальное попадание прямо в сердце детского мира. (Маленькому нелегко, /То, что большому – пустяк / Снег достаёт до крыш, /А до земли – никак. /Маленький снег идёт. /Когда же он подрастёт?). Главное в Орловой - умение встроить огромный окружающий мир в детскую оптику, увидеть именно то, что маленькому ребенку будет интересно и вместе с ним восхититься этим - будь то первый снег или долгая поездка тяжело нагруженного грузовичка с прицепом:

«Сверху небо – высоко,

В луже небо – глубоко.

Если в лужу оступиться,

Можно в небо провалиться!»

Эдуард Шендерович

Когда несколько лет назад стихи Эдуарда Шендеровича впервые вышли отдельной книжкой, читатели не могли не испытать чувство радостного узнавания. В этих легких, как будто само собой рождающихся строчках можно услышать веселый абсурд стихотворений Хармса и Введенского. Так что, Шендерович кажется наивернейшим продолжателем этой любимой всеми детской поэтической традиции. Очень жаль, что сборников его так мало, а все потому, что на самом деле Эдуард Шендерович - венчурный инвестор и профессиональный бизнесмен, и стихи пишет в свободное от работы время, сам, видимо, не представляя, насколько же получается хорошо. В его стихах поражает и привлекает именно абсолютная свобода, в том числе, свобода от любого влияния. Ему и за темами далеко ходить не надо: он может сочинить целую книжку о том, как мальчики играют в воображаемые сражения («Про битвы и сражения») или как по Москве и Петербургу бродят дети и китайцы («Про один, два, 3, 4 и 5»). Стих льется как живет («Вместе с мамой/ я гуляла/ по каналам,/ по Неве - /меня мама покатала /на большом крылатом льве. /Переулками /петляли, /просто шли/ куда-нибудь./ Погуляли и устали - /и присели отдохнуть»), и от этого кажется, что поэзия Шендеровича спонтанна и сиюминутна, как детская игра. Но на самом деле, именно детской игрой он и вдохновляется.

«А Джек говорит

"Билл, ты же меня

не убил!"

И Билл отвечает:

Джек, я ж все таки

человек!

Ведь если за каждым гнаться,

то с кем мне потом

стреляться?!»

Вадим Левин

Кто-то знает стихи Вадима Левина с детства, но, удивительным образом, многим родителям они до сих пор не знакомы: ни глупая лошадь в калошах, ни переводы с английского «настолько новые, что большую часть из них англичане еще не успели сочинить на своем языке», ни песи по его стихам, ни стихотворные дуэты с Ренатой Мухой. И вот этим не-читателям Левина можно только посочувствовать - ведь они упускают такое искреннее счастье от чтения детской поэзии. И дело даже не в том, что он замечательный поэт и пишет чудесные стихи. Левин еще - детский психолог и педагог, соавтор знаменитого «Букваря», он прекрасно понимает и чувствует, как дети читают стихи и чему с их помощью учатся.

«Целый месяц под дождем

Мокнет крыша,

Мокнет дом,

Мокнут листья и цветы,

Мокнут лужи и зонты,

Мокнут парки и поля,

Мокнет мокрая земля,

И далеко от земли

Мокнут

В море

Корабли».

Михаил Яснов

Не надо быть экспертом в детской литературе, чтобы знать и любить Михаила Яснова - чудесного поэта, писателя и переводчика, и неутомимого популяризатора детского чтения. Ведь именно составленным им сборникам (например, «Колесо обозрения» в издательстве Клевер) и его семинарам мы обязаны тем, что в нашей детской литературе есть столько имен. Его собственная ода детской поэзии - это вышедшая не так давно книга «Путешествие в Чудетство». Это и и стория детской поэзии в России, и рассказ о новых в ней именах, и разговор о детском чтении вообще, немного ностальгический, но всегда актуальный. К счастью, и новые поэтические сборники Михаила Яснова выходят у нас с потрясающей регулярностью, так что автором одного только «Чучела-мяучела» он в народной памяти точно не останется. Его азбуки, например - это чистый источник бесконечного языкового счастья.

«Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлёпнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки

Что ещё в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

Ну а если полон рот морошки –

Широежки и шороконожки!»

Маша Рупасова

Дебютный сборник Маши Рупасовой («С неба падали старушки») вышел только в 2015 году, но к этому моменту у ее стихов уже была толпа поклонников в интернете, и толпа эта только разрастается. При том, что Рупасова на самом деле все свои детские стихи пишет глазами взрослого, через его оптику, и большая часть ее стихотворений становится ностальгией ее читателей по собственному детству. Но именно таким образом ей удается протянуть ниточку между миром детским и миром взрослым, между нашей памятью и детским чувством. Именно поэтому мамы и бабушки (а книги Маши Рупасовой обращены именно к ним) влюбляются в эти стихи, и разделяют свою любовь с детьми.

«Мама дома?

Мамы нет.

Мама вышла.

В Интернет.

Мама ищет

В Интернете,

Как дела

На белом свете.

Кофе пьёт,

Глазами

Водит:

Что там в мире

Происходит?

Мама, я тебе

Скажу!

В мире

Я происхожу!»

Андрей Усачев

Андрей Усачев - поэт выдающейся продуктивности: сто книг, пятнадцать мультфильмов, в том числе один полнометражный, и половина страны восторженных почитателей. И как-то совсем не удивляешься этой народной любви, ведь Усачев пишет именно так, как любят родители и даже самые маленькие дети - понятно и просто. И даже несколько бесхитростно.

«Три брата-акробата

Пошли однажды в парк

Один - с зонтом,

Другой - с котом,

А третий - просто так.

Вдруг хлынул дождь…

Скорей под зонт!

Но мало проку в том:

Втроём никак не влезть под зонт,

Тем более - с котом.

И всё же братья под дождём

Пришли домой сухими:

Один - с зонтом,

Другой - с котом,

А третий - с остальными!»

Игорь Шевчук

Петербургский поэт, стихи которого мы читали еще в 80-х в журнале «Трамвай», а сегодня знаем как одного из авторов «Смешариков». В основном Шевчук пишет книги для тех же «Смешариков» и «Фиксиков» - его «Фикси-азбука» и «Большая развивающая книга. Смешарики» оказываются на голову выше всего когда-либо написанного для различных франшиз под яркими обложками. Но понемногу и простые его стихи для детей начинают выходить в отдельных сборниках - «Закон среднего умористического» в «КомпасГиде», «На краю детства» в «Детгизе». И, в общем, это радостное известие, потому что У Шевчука есть редкое качество - всегда оставаться смешным и понятным, и при этом достигать совершенно взрослых литературных высот.

«Хоть и мала она - детская комната,

Комната, прямо скажу вам - огромна та!

Реки паркетные, высь потолковая…

И не на стуле сижу бестолково я -

А на высокой на самой вершине я

Голову в облако спрятала синее…

Если вдруг в комнату мама войдет –

Мама меня ни за что не найдет!»

Александр Тимофеевский

Конечно, «Песенку крокодила Гены» помнят все, но не все знают, что у Александра Тимофеевского продолжают выходить сборники замечательных новых стихов для детей. Нахвалить Тимофеевского невозможно, как и начитаться его - любая строчка, выпрыгивая из текста, запрыгивает прямо в читательскую голову и долго-долго вертится там внутри. Дело, наверное, в том, что детские стихи Тимофеевского находят корни в его взрослой поэзии. Наблюдатель тут всегда отправляется в переживание увиденного, и каждая встреча становится отдельным внутренним путешествием. В «КомпасГиде» совсем надавно вышли два чудесных сборника Тимофеевского с иллюстрациями выдающихся современных художников: «Зоопарк» с рисунками Марины Павликовской и «Веселая геометрия», художником которой стал Леонид Шмельков.

«Ему бы прыгать через прыгалку

Или скакать через веревочку.

Чтобы не стукнуться о притолоку,

Жираф чуть-чуть пригнул головочку.

Такой большой-большой, высокий,

Такой большой и одинокий,

Так не похожий на коня

И так похожий на меня.»

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Эти стихи выучатся сами! Лучшие современные детские поэты

Маршак, Чуковский и Агния Барто – это, конечно, три кита, на которых и наше детство стояло и прыгало, и наши внуки от них никуда не денутся. Но не цокотухой единой жив ребенок!

У него есть масса прекрасных современников, пишущих обалденные стихи для малышни от двух до девяноста двух. Завидуй! А лучше читай вместе с потомком. Позитива получится в два, нет, в сто раз больше!

Маша Рупасова

“Живу в маленьком городке на берегу Тихого океана, пишу стихи и сказки, наблюдаю за тем, как растет мой ребенок. Ребенок – это окно в новое измерение, и я очень много времени провожу у этого окна”.

Да, фейсбучные истории Маши Рупасовой о сыне Максоне, главном тестировщике ее творчества, и разнообразных переживаниях большой души – это отдельное и постоянное удовольствие.

***
Мама дома?
Мамы нет.
Мама вышла.
В интернет.
Мама ищет
В интернете,
Как дела
На белом свете.
Кофе пьет,
Глазами водит –
Что там в мире
Происходит?
Мама, я тебе скажу!
В мире я происхожу!

Вадим Левин

“Мне повезло, когда я родился. Случилось это очень давно – в 1933 году… В детстве у меня было много замечательных книг с добрыми, умными и веселыми стихами. Я запоминал эти стихи наизусть, играл с ними… и пробовал сочинять собственные. Пробовал, пробовал, пробовал и привык”.

Левин – экс-харьковчанин, ныне гражданин Марбурга, живой классик, автор бессмертной “Глупой лошади” и не только.

Стихи с Драконом

В мои стихи с утра
Забрел один Дракон,
Сказал: “Давно пора!” –
И проглотил балкон.
Проспал полдня, зевнул
И объявил: “Обед”.
Привстал и слопал стул,
Буфет и кабинет.
Не знаю, что Дракон
Ест на исходе дня…
А вдруг на ужин он
Включит в меню Меня?
Навязывать свой вкус
Дракону я не буду
И утверждать боюсь,
Что я – плохое блюдо.
Конечно, может он
Что хочет есть на ужин,
Но мне такой Дракон
В моих стихах не нужен.

Андрей Усачев

“Сначала я хотел быть путешественником, потом я хотел быть геологом, потом музыкантом, а в итоге стал писателем. Не всякий писатель сразу знает, что он станет писателем. Толстой, например, сначала был военным…”

А Усачев еще и драматург, и сценарист. Помните “Умную собачку Соню”? Это именно он ее придумал. Потому что вместо дочки Сони у него родился сын Миша – так не пропадать же было такому хорошему имени!..

Три брата
Три брата-акробата
Пошли однажды в парк:
Один – с зонтом,
Другой – с котом,
А третий – просто так.
Вдруг хлынул дождь…
Скорей под зонт!
Но мало проку в том:
Втроем никак не влезть под зонт,
Тем более – с котом.
И все же братья под дождем
Пришли домой сухими:
Один – с зонтом,
Другой – с котом,
А третий – с остальными!

Артур Гиваргизов

“Как сейчас помню: «Гиваргизов, чтоб к следующему уроку сочинение о лете лежало у меня на столе!» Ну а на следующем уроке, понятно, сломанная указка, крик: «В каком Аиде?! Какой еще брат Зевса?! Выйди вон!» В общем, прямо в школьном коридоре, я почувствовал себя великим писателем. Потом, правда, вышел на улицу и очень быстро побежал в Коломенское гулять. И почувствовал себя великим бегуном…”

Поэзию Гиваргизова узнать проще простого: если сначала громко ржешь, а потом, отдуваясь, бормочешь: “Ну и хулиган, а еще такой большой дяденька…” – это точно он!

Непривычно
“Что ты, Сережа, сегодня не в духе?” –
Спросили, кусая Сережу, две мухи.
“Его разморило от сильной жары”, –
Сказали, кусая его, комары.
“Давай, улыбайся и высуши слезы”, –
Сказали, кусая, пиявки и осы.
“Ведь нам непривычно, всегда был веселый”, –
Сказали, кусая, собаки и пчелы.
“А, может быть, он заболел, вот и грустный?”
“Отстаньте от мальчика, главное, вкусный!”

Тим Собакин

“Когда я почувствовал, что не сегодня-завтра мои стихи могут опубликовать, задумался над псевдонимом. Но ничего путного мне в голову не приходило. И вот увидел по телевизору детский фильм. Там мальчик стоит перед эскадроном, худенький такой… А командир торжественно: «За проявленное мужество и героизм объявляю благодарность Григорию… фамилия-то у тебя как?» Тот отвечает: «Да Собакины мы…» И я сразу понял: это мое”.

На самом деле он Андрей Иванов – но вы только почитайте его стихи и прозу… И сразу воскликнете: как пишет, Собакин! А еще он был главредом великого и бессмертного журнала “Трамвай”.

Откровение гусеницы
Как только луна
В обрамление окон
Войдет добровольною узницей,
Я под одеяло,
Как в стеганый кокон,
Вползаю противною Гусеницей.
И там размышляю
О чем-нибудь мудром,
Застыв цилиндрической палочкой.
И кажется мне,
Что из кокона утром
Я выпорхну милою Бабочкой.
Но утро приходит –
И солнце на лужу
Сквозь облако
Светит растерянно…
Из кокона
Я выползаю наружу
Невинные портить растения.

Людмила Уланова

“Живу в Казани, работаю переводчиком в компьютерной фирме. Чаще пишу для детей и для тех взрослых, которые никак не хотят расставаться с детством. Но главное мое достижение – конечно, дочка Сашка. Кстати, она тоже иногда пробует силы в стихоплетстве. Мы с ней часто играем «в рифмы» и «в стишки» – очень веселое занятие, всем советую!”

А мы подозреваем, что Мила Уланова на самом деле в душе – циркачка. Почитаешь, как у нее получается жонглировать словами – и на сердце остается сплошная белая зависть. Ну и еще радость.

Хозяйственный жучок
Пыхтит Жучок – он тащит одуванчик,
Чтоб из него соорудить диванчик.
Несет к себе в берложку красный перчик,
Ведь он пустой – сойдет под шифоньерчик.
Он сделает из шишек этажерки,
Из камня столик, а из щепок – дверки.
Лишь с люстрой до сих пор вопрос неясен,
И Светлячок упорно не согласен!
Друг, называется…

Григорий Кружков

“Пожалуй, самое яркое детское переживание от встречи со стихами связано с тем временем, когда я чем-то болел, сильно температурил. Мне было года два, совсем малыш. Мама носила меня по комнате на руках и, чтобы успокоить, читала: «Погиб поэт, невольник чести, пал оклеветанной молвой…». Так это и вошло в меня с тех пор”.

Кружков одновременно и физик, и переводчик, и преподаватель, и философ. И в его детских вещах парадоксов, иронии и веселого абсурда не меньше, чем в его любимых и активно им переводимых английских классиках.

Ррры!
Вышел Лев
Из-за горы
И, подумав,
Молвил:
– Ррры!
Подлетели какаду:
Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рразметаю?
Рраспугаю всех подряд?
Лев сказал:
– Я просто РРРАД!

Михаил Яснов

“В детстве я был уверен, что стану большим серьезным поэтом. Потом к стихам прибавился перевод, детская поэзия, эссеистика, рецензии, статьи, история… В результате получился кентавр”.

Яснов подарил детской литературе (то есть, нам!) огромное количество переводов с французского – и аж шестьдесят книжек собственных стихов для детей.

***
Я утром вышел из дверей –
Кругом была весна,
И стая мыльных пузырей
Летела из окна.
Она летела так и сяк,
И вбок, и вдаль, и вширь,
А впереди летел вожак –
Большой такой пузырь.
Сперва вперед, потом назад,
И вниз, и вверх опять, –
Но пузырей и пузырят
Никак не мог собрать.
Один, веселый как во сне,
На проводах повис,
Другой, поднявшись по стене,
Уселся на карниз.
А третий, солнцем ослеплен,
Свистел: “Фа-ми-ре-до…”
И полетел на старый клен, –
Наверно, вить гнездо.

Петр Синявский

“Иногда сижу в ресторане или иду по улице, и что-то вдруг придумывается. Книжку «Грибная электричка» я писал минут сорок, а «Зеленую аптеку» – семь лет”.

Синявский начал писать стихи аж в сорок лет, но первую песню – в двадцать пять. До того, как сделаться писателем и поэтом, он был музыкантом. И сейчас свои вещи исполняет под гитару. Залы с удовольствием подпевают!

Штранная иштория
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
– Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!
И красавица оса
Улетела в небеса.
Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
– Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком –
Надо срочно жаниматься
Иноштранным языком.

Сергей Махотин

“Часто бывает, что какой-нибудь ребенок просыпается утром с плохим настроением. Тапка под кровать залетела, завтракать неохота, в школу тем более не хочется идти. У взрослых это тоже бывает: на работу идти совсем не хочется. Есть замечательный рецепт: нужно вспомнить и прочесть небольшое веселое стихотворение!”

Что ж, стихи самого Махотина очень подходят для этой благородной цели. И когда он пишет взрослую прозу, и когда редактирует взрослый журнал – он правильно не забывает, что “детские стихи – самое счастливое на свете занятие”!

Мы дежурим
Мы сегодня целый час
Убирали новый класс.
Сто бумажек от ирисок,
Сто огрызков и записок
Обнаружилось у нас.
Было только три урока,
А не пять
И не шесть.
Как же мы успели столько
Написать, прочесть и съесть?!

Вячеслав Лейкин

“ОНИ уже ждали, смотрели на меня, молчали. Я сообщил, как меня зовут, сказал, сколько мне лет, и прибавил, что в детстве тоже пытался сочинять стихи, но ничего хорошего из этого не вышло…”

Так Лейкин в своей книге “Играем в поэзию” начинает рассказ о детской литературной студии, которой он руководил – и которая благодаря ему из “Ленинских искр” сделалась “Лейкинскими” – и вырастила немало отличных поэтов. Читать творения его подопечных иногда не менее весело, чем его собственные. Что может лучше сказать об учителе?

Барабошка
Жил на свете Барабошка,
Весил двадцать килограмм,
Целый день смотрел в окошко,
Ночью бегал по дворам.
Он жевал одни горбушки
И читал одни обложки,
И ни друга, ни подружки
Не было у Барабошки.
Раздобыв кусочек сала,
Заманил он в гости кошку,
Через день она сбежала,
Поцарапав Барабошку.
Он зовет к себе бульдога –
Ест бульдог ужасно много,
Черепаху пригласит –
Черепаха спит да спит.
Скучно-грустно Барабошке
Жить на свете одному;
Спрячет голову в ладошки
И ни слова никому.
Дни бегут, мелькают ночи,
И не знает он, бедняжка,
Что живет напротив очень
Одинокий Чебурашка.

Михаил Векслер

“Я придумал себе такое определение: «сочинитель». Я даже избегаю слова «стихи». Либо заменяю его словом «тексты», либо называю их – придумал такое слово – «векслеростишья»”.

Одессит Векслер – тот самый талант, чья ближайшая родственница – краткость. Любые его стихи, и детские, и недетские, запоминаются мгновенно – и прекрасно цитируются на каждом шагу!

***
Идя своей дорожкою,
Ем пирожки с картошкою.
Потом иду и думаю:
“Куда я дел еду мою?”
***
Я шел вдоль берега. Скучал.
К моллюску в домик постучал.
“Добро пожаловать!” – услышал,
Но не вошел. И он не вышел.
***
И с собачьим языком,
И с кошачьим я знаком:
Псов и кошек понимаю
С полугава, с полумяу.

Марина Бородицкая

“Я как трехголовый дракон. Одна голова сочиняет для детей, другая пишет совершенно взрослую лирику, третья переводит. Регулярно вырастает еще и четвертая голова, и тогда я веду передачу на радио. А свое детское я начала писать, когда старшему сыну Андрюше было года полтора…”

Благодаря третьей голове Марины мы можем пообщаться на русском с Чосером, Бернсом, Браунингом, Стивенсоном, Киплингом, Милном, Кэрроллом, Гюго… А благодаря первой – с ее собственными милейшими и забавнейшими персонажами.

Медвежья школа
Первого апреля,
В первый день ученья,
Пишут медвежата
В школе сочиненья.
Вывешена тема
На большой сосне:
“КАК Я ПРОСПАЛ КАНИКУЛЫ
И ЧТО ВИДАЛ ВО СНЕ”.

Наталья Хрущева

“Областью моих исследований были процессы, проходящие в твердых телах при облучении электронами. Во всем этом была своеобразная поэзия: «демон Максвелла», «сфера Эвальда», «зона Бриллюэна»…”

После рождения дочери Насти свершилось чудо: серьезный физик ударился оземь и превратился в детского лирика! Кроме детской аудитории в целом, отдельно повезло Санкт-Петербургскому театру “Зазеркалье”, где Наталья заведует литчастью.

Мой папа – ученый-философ
Мой папа – ученый-философ,
Он верит: учение – свет,
Он множество ставит вопросов
И ищет на каждый ответ.
Пуская колечки из дыма,
Очки водрузивши на нос,
“Что может быть неизгладимо?” –
Он задал однажды вопрос.
Тут каждый подумал немножко
И высказал мненье свое:
Я весело выкрикнул: “Кошка!”
А мама вздохнула: “Белье…”

Галина Дядина

“Чтоб на себя не тратить зря/ Полезных слов из словаря, / Скажу всего лишь о себе / Два скромных слова «Ме» и «Бе».

Вот такая скромность украшает автора, который и без того за три десятка лет уже сделался украшен вагоном и малой тележкой стихов, в которых плещется море любви к детям. Несмотря на то, что Галина не только дважды мама, но и школьный учитель по профессии! :)

Муравей
В густой-густой-густой траве
Пропал однажды мураве…
Ведь он не слон и не жираф,
А просто маленький мурав…
Обычный гриб – уже гора
В сравненьи с капельным мура…
И даже листик чересчур
Велик для крошечного мур…
И кто в траве отыщет му… –
Дарю корову я тому!

Фото: Shutterstock
Текст: Юля Шекет

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Признаться, я очень рад выходу этой книги. Стихи Елены Аксельрод — и детские, и взрослые — я люблю с давних пор, и эта детская книжка, вобравшая, кажется, почти все, написанное поэтессой для детей, возвращает нам ее имя, несколько подзабытое не столько читателями, сколько издателями. Первая детская книжка Е. Аксельрод — «Ванька-Встанька и Санька-Спанька» — была опубликована еще в давнем издательстве «Детский мир» в 1961 году. С тех пор в московских издательствах «Детская литература» и «Малыш» у нее вышло немало книг, потом она уехала в Израиль, и сегодняшнее полноценное возвращение «детской» Аксельрод представляется мне очень знаменательным.
Позволю себе привести несколько слов из моего послесловия к «самокатовской» книжке: «Умная и нежная интонация свойственна многим детским стихам Елены Аксельрод. Эти стихи, вроде бы, непритязательны, и мир детства в них традиционен, спокоен и привычен. Нужно иметь по-настоящему поэтическое зрение, чтобы вычленить в нем главное, а этим главным, как нередко бывает, становится то, что ускользает от глаза, и только взгляд любопытного ребенка (вернее, взгляд поэта, которым тот одаривает ребенка) способен остановиться на этой до поры до времени скрытой тайне...

Эти поэты - наши современники. Они работают учителями, библиотекарями, а иногда - просто мамами. А еще они убедительно доказывают: детская поэзия может быть интересной и детям, и взрослым. Рекомендуем!

1. Юлия Симбирская

Море было вчера

Зажгутся прожекторы
На маяке.
И бабочкой парус
Мелькнёт вдалеке.
Потухшее небо
Уронит звезду.
И завтра я к морю
Уже не приду.
Давно упакован
Ракушек улов...

Я с морем прощаться
Умею без слов.

2. Галина Дядина

Стихи Галины Дядиной будут актуальны, например, в связи с предстоящими новогодними праздниками - ведь у нее есть целый сборник «Ёлкины игрушки от пола до макушки». А еще в соавторстве с Андреем Усачевым эта поэтесса успела написать четыре стихотворных энциклопедии: о звездах, море, сокровищах Эрмитажа и музыке. В общем, стихов у нее много и можно выбрать на любой вкус.

Няня для поэта

Висит на столбе объявление это:

«Немедленно няня нужна для поэта!
Но:
1. Чтобы готовить она не умела.
2. И чтоб колыбельную на ночь не пела.
3. И чтобы цветы поливать забывала.
4. И чаю с лимоном гостям не давала.
5. И штопать носки не положено няне -

Положено няне лежать на диване
И вместо оладушек, джема, варенья
Готовить поэмы и стихотворенья!
Стихи сочинять, для поэта, - обуза.
Нужна ему няня по имени
Муза!»

3. Артур Гиваргизов

Стихи Артура Гиваргизова надо читать вслух. Ведь если читать их про себя, они могут показаться нескладными. Но начните читать их ребенку - и вы удивитесь, какие в них необыкновенные рифмы, какой завораживающий ритм! А уж фантазии автору точно не занимать! Может, его стихи «непедагогичные», зато очень весёлые. А ещё автор пишет очень увлекательные повести.

Чем можно зарядить кота

Кот запрыгнул на скамейку.
Он устал и хочет спать.
И его, как батарейку,
надо снова заряжать.
(Рыбой, не током, конечно. А то будете его током,
а потом скажете, что это я посоветовал.)
Нету рыбы, можно мясом.
Подойдёт и колбаса.
Правда, колбасы хватает
всего на полтора часа.

4. Дмитрий Сиротин

Разумный переезд

Жила в сковородке котлета,
а с ней по соседству жил кот
и думал: «Неправильно это,
что дама - в посуде живёт:
и жёстко, и грязно, и дует,
любой доберётся да съест...
Немало вокруг существует
гораздо удобнее мест!
Не злитесь, хозяйка, не спорьте!»
И вот - сковородка пуста:
котлета в тепле и комфорте
живёт в животе у кота.

5. Анна Игнатова

Анна Игнатова - поэтесса-фантазерка. Созданные ею удивительно гармоничные стихи, кажется, вырастают из одной фразы и разрастаются в огромный мир, живой и реальный, населенный множеством персонажей и подробностей.

Весенняя Метаморфоза

Представляете, на мусорной свалке
Майским утром
распустились
фиалки!
Посреди
бутылок,
тряпок,
резины
Два цветочка расцвели нежно-синих!

Приосанилась зацветшая свалка:
«Раз цветёт на мне,
простите,
фиалка,
Значит, я уже не свалка,
простите!
Обходитесь без меня,
как хотите!»

И чтоб было всем вокруг
всё понятно,
Написала
очень крупно и внятно
На коробке от печенья «Тулумба»:

МУСОР БОЛЬШЕ НЕ ВЫБРАСЫВАТЬ!
КЛУМБА

6. Маша Рупасова

Стихи Маши Рупасовой - немного «хулиганистые». Так что если вы не очень строгий родитель, да и сами бываете не слишком серьезны, они вам наверняка понравятся.

Я - новость

Мама дома?
Мамы нет.
Мама вышла
В Интернет.
Мама ищет
В Интернете
Как дела
На белом свете.
Кофе пьет,
Глазами водит:
Что там
В мире происходит?
Мама,
Я тебе скажу!
В мире я
Происхожу!

7. Елена Ярышевская

Уже название одного сборника «Шёл по улице пиджак» дает нам понять: стихи Елены Ярышевской весёлые, остроумные и часто содержат в себе какой-то «подтекст» для взрослых. Так что занимательное чтение для всей семьи гарантировано!

Средство от бессонницы

Солнце усталое прячется в речке,
Ночь наступает, сгущается мрак...
Что-то не спится сегодня овечке,
Сон не приходит к бедняге никак!

Но средство надежное есть у овечек.
Снова овечка глаза закрывает:
- Раз, человечек,
- Два, человечек,
- Три, человечек...
И засыпает...

Loading...Loading...