Готовые планы уроков. Как составить план урока: пошаговая инструкция. Стандартный бесплатный сертификат

Людмила Стремоухова

Конспект урока по математике на тему «Сутки »

с ребёнком с синдромом Дауна , обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина

по индивидуальным образовательным программам на дому.

Учитель : Стремоухова Л. Л.

Цели урока .

Формирование представления о сутках и их частях , умения определять разное время суток.

Расширение и активизация словаря.

Развитие коммуникативной функции речи, зрительного и слухового внимания и восприятия.

Привитие интереса к учебной деятельности.

Оборудование :

Карточки с цифрами от 1 до 5 с одной стороны и буквами СУТКИ - с другой (смотри Приложение) .

Табличка – схема «Сутки » (смотри Приложение) .

Набор карточек со словами «день» , «ночь» , «утро» , «вечер» (смотри Приложение) .

Картинки для определения действий людей в разное время суток.

Карточка «Реши задачу» (смотри Приложение) .

Набор картинок с режимом дня школьника.

Счётные палочки. Счёты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Активизация ребёнка , введение его в урок . Коррекция звукопроизношения, моторики. Развитие музыкального слуха.

Физкультурная минутка с речевой разминкой. (Учитель и ученик поют песню, выполняя действия по тексту) .

У оленя дом большой. - Рога оленя – пальцы вверх, крыша дома – кисти углом

Он глядит в своё окно. - Руками показываем окно.

Зайка по лесу бежит, - Руки – лапки зайчика.

В дверь к нему стучится - Стучим кулаком в дверь.

Стук, стук. Дверь открой. - Движение открывание двери.

Там в лесу охотник злой. - Рука в кулак, большим пальцем показываем за спину.

Зайка, зайка, забегай, - Пригласительный тест.

Лапку подавай. - Здороваемся за руку.

II. Повторение.

Цель. Повторение состава чисел. Закрепление умения составлять примеры.

Подготовка к работе по теме урока .

1. Добавь недостающее число. Запиши (схемы подготовлены в тетради ученика)

Вычисления на счетных палочках.

2. Составь примеры на вычитание по схемам. Запиши ответ, не считая.

5 – 2 = 7 – 3 = 10 – 5 =

6– 4 = 2 – 1 =

3. Прочти ответы в примерах.

Выбери карточки с такими же цифрами из числового ряда.

4. Разложи цифры по порядку от 1 до 5 в наборное полотно.

5. Переверни карточки с цифрами.

Что мы видим на карточках? - Буквы.

Прочтём слово (с помощью учителя) . - Сутки .

III. Работа по изучению темы «Сутки » .

Цель. Знакомство с понятием «Сутки » , частями суток. Формирование представления о сутках и их частях , умения определить занятия людей в разное время суток.

1. Сейчас мы поговорим с тобой и узнаем, что такое сутки , из каких частей состоят сутки .

2. Запишем слово «сутки » в тетрадь – тему нашего урока .

3. Разучим поговорку : «День и ночь - сутки прочь » . (Проговорим, повторим, прохлопаем ладонями ритмический рисунок) .

4. Подумай и ответь на вопрос :

Когда на улице светло - это день. Правильно?

Когда на улице темно – это ночь. Правильно?

Ночью на улице темно?

Днём на улице светло?

5. Посмотрим на табличку - схему суток.

а). Сутки состоят из частей

Посчитаем, сколько частей в сутках . (Пальцем касаемся каждой части, считаем 1,2,3,4.)

В сутках 4 части .

Прочтём, как называется каждая часть суток

(утро, день, вечер ночь) .

б) Подумай и скажи :

Почему слово «день» написано на желтой карточке, а слово «ночь» - на черной?

Ответь. - Когда на улице светло? - Днём или ночью?

Когда на улице темно? - Днём или ночью?

в) Разложи карточки по порядку времени суток (утро, день, вечер, ночь) .

г) Прочтём слова : сутки , утро, день, вечер, ночь.

д) Закончи предложение.

За утром наступает …

За вечером наступает …

Физкультурная пауза.

Выполнение динамических упражнений с речевым сопровождением для коррекции моторики и звукопроизношения, активизация ребёнка .

Утром бабочка проснулась, (Присели, руки сзади)

Потянулась, улыбнулась. (Потягиваемся, улыбаемся)

Раз. Росой она умылась. (Пальчики бросили вверх, водичка бежит вниз)

Два. Изящно покружилась. (Кружимся, руки в стороны)

Три. Прогнулась и присела (Прогнулись, крылья назад, присели)

На четыре – улетела. (Машем руками, летим на место)

1. Посмотрим на картинки и продолжим предложения о том, что мы делаем в разное время суток, т. е. о режиме дня.

а) - Читаем слово «утро» на карточке.

Что мы делаем утром? (выбираем на картинках действие и называем его) .

Мы встаём, делаем зарядку, умываемся, завтракаем.

б) - Прочтём слово (ДЕНЬ)

Что мы делаем днём? (найдём картинки)

Мы учимся, обедаем, гуляем, работаем.

в) - Прочтём слово (ВЕЧЕР)

Что мы делаем вечером? (покажи на картинках)

Мы учим уроки , ужинаем, смотрим телевизор, ложимся спать.

г) - Прочтём слово (Ночь)

Что мы делаем ночью?

д) Запомни! Утро, день, вечер, ночь – это сутки .

Покажем пальчиком и назовём части суток.

Как называются эти части одним словом? (Сутки )

6. Сутки – мера времени . Сутками можно измерять время.

Какие еще мы знаем меры времени?

1) Подумай и скажи.

Сколько раз наступит утро за 1 сутки , 2 суток, 5 суток.

Сколько раз наступит день за 1 сутки , 3 суток, 4 суток.

Сколько раз наступит вечер за 1 сутки , 6 суток.

Сколько раз наступит ночь за 1 сутки , 10 суток.

2) Решим задачу.

а) Послушай задачу.

Солдату дали отпуск на 10 суток. Прошло 7 суток отпуска. Сколько еще суток отпуска осталось у солдата?

б) Разберем условие задачи

О ком говорится в задаче?

Сколько суток отпуска дали солдату?

Сколько суток отпуска прошло?

Что нужно узнать в задаче?

На какое действие эта задача?

в) Запишем в тетради решение задачи. Вычислим на счетах. Запишем ответ.

Ответь на вопрос задачи : - Сколько еще суток осталось у солдата?

7. Мы узнали что такое «сутки » , из каких частей состоят сутки , а, также, что сутки - это мера времени .

Физкультурная пауза.

Динамические упражнения с речевым сопровождением для снятия напряжения, усталости и коррекции звукопроизношения, развитие музыкального слуха

Снег, снег кружится. (Вращаем кисти рук, сыплем снег)

Белая вся улица. 2 р.

Мы лопаточки возьмём (Отбрасываем снег с дорожки лопатой)

И дорожки разгребём . 2 р.

Снег, снег кружится. (Сыплем снег по комнате)

Белая вся улица. 2 р.

А мы саночки возьмём (Один сзади другого держит за руки - едет на саночках.)

И друг друга позовём. 2 р.

IV. Закрепление.

Нагулялись, наигрались. Продолжаем заниматься. Вспомним, о чём мы говорили на уроке .

1. Посмотри на схему, назови части суток.

2. Разложи карточки со словами утро, день, вечер, ночь по порядку.

Ответь на вопрос. - Почему карточка со словом «ночь» – чёрная, со словом «день» - жёлтая?

3. Посмотри на картинки. На них девочка занимается разными делами в течение суток, т. е. её режим дня.

Разложи картинки по порядку от утра до вечера.

Скажи, что делает девочка утром, днём, вечером, ночью.

4. Расскажи о своём режиме дня. Чем ты занимаешься утром, днём, вечером, ночью?

V. Подведение итогов урока .

1. Домашнее задание

Уметь называть части суток по порядку.

Выучить поговорку наизусть.

2. Оценивание работы ребёнка на уроке .

3. Краткое повторение изученного материала на уроке .

О чём говорили на уроке .

Прочти слово (сутки ) .

Назови части суток.

Повтори поговорку.

Схема 1 (для специальности технология и предпринимательство)

Дата __________ класс_____

Тема урока __________________________________

Тип урока

Цель урока ___________________________________

З

Эскиз оформления доски

адачи урока :

    обучающие;

    развивающие;

    воспитательные;

Методы проведения урока :

Объект труда :

Межпредметные связи :

Материально-техническое оснащение :

Литература для учителя :

Литература для внеклассного чтения учащихся :

Ход урока (примерные этапы и время):

1. Организационная часть - 5 мин.

2.Изложение нового материала - 15 мин.

3.Практическая работа (Вводный инструктаж) - 10 мин.

4. Самостоятельная работа (Текущий инструктаж) – 40 мин

5. Заключительный инструктаж (подведение итогов) - 10 мин.

6.Домашнее задание – 5 мин.

7. Уборка рабочего места – 5 мин.

Примечание. В ходе урока расписываются:

    Вопросы для повторения (предполагаемые ответы учащихся);

    Целевые обходы;

    Предупреждение типичных ошибок;

В конспекте выполняются все схемы, таблицы, рисунки и т.д., которые предлагаются для выполнения учащимся или будут использованы учителем для объяснения материала (например, рисунки или чертежи на доске).

Схема 2 (для специальности изобразительное искусство)

    Класс, дата, проведения

    Общая тема четверти.

    Тема урока.

    Тип урока.

    Цель и задачи урока:

      образовательная;

      воспитательная;

      развивающая.

    Формы и методы, используемые на уроке.

    Оборудование для учителя.

    Оборудование для учащихся.

    Задание для учащихся (формулировка).

    Зрительный, литературный, музыкальный ряды.

    Литература для учителя.

    План урока по времени.

    Эскиз оформления доски.

    Ход урока:

Приложение 3

Схема самоанализа урока

    Тема, цель и задачи урока.

    Общая оценка учителем самого себя (удовлетворительно, неудовлетворительно).

    Дать оценку целям и задачам:

    достигнуты ли цели;

    насколько достигнуты;

    что способствовало или препятствовало достижению целей.

Дать характеристику объема материала:

  • достаточно ли материала для достижения цели или нет;

    распределение материала по времени (осталось время или не хватило);

    есть ли опора на предыдущие знания;

    учет индивидуальных особенностей (качество усвоения).

Характеристика применяемых методов и оценка эффективности их использования:

  • озвучить методы; средства, приемы;

    почему выбраны именно эти методы;

    эффективны или нет.

Оценка активности учащихся:

  • что влияло на активность.

    Общие выводы по занятию:

    что хотелось бы сделать по другому;

    что понравилось, что не понравилось;

    высказать свои ощущения.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Малиновская основная общеобразовательная школа

Конспект урока по литературе
в 5 классе

«А.А. Фет. Слово о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь»»

подготовила

учитель литературы

Кузина Екатерина Александровна

с. Малиновка
2013-2014 учебный год

Урок литературы в 5 классе по теме: А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

Тип урока : урок “открытия” новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворения Фета «Весенний дождь», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации, рисунки, кластеры); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение кластера, составление таблицы ЗУХ, фронтальный опрос, синквейн .

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Настрой на работу.

Зри в корень- Козьма Прутков

Размышление над словами, выявление их сути.

Как выдумаете, почему именно урок литературы мы начинаем с этого высказывания Козьмы Пруткова?

Ответы учеников.

3. Приглашение в дождь.

А сейчас я хочу пригласить вас в дождь. Как вы думаете, что означает это приглашение?

Ответы учеников

Я не одна вас приглашаю, а вместе с известным человеком. Вот его портрет.

(на слайде появляется портрет Фета)

Говорят, под шум дождя хорошо размышлять о чем-то. Слушая дождь, попробуйте предположить, что это за человек, чем он занимается, какими качествами наделен.

Звучит запись шума дождя,

Ответы учащихся на поставленный вопрос, которые записываются на доске.

Итак, вы почти не ошиблись в характеристике человека, известного русского поэта АА Фета.

Как вам кажется, а почему именно с Фетом мы побывали под дождем?

Ответы учащихся.

Смотрите, урок уже начался, а мы до сих пор не определили тему нашего урока и его цели.

Ответы-предположения учащихся по поводу темы урока (записываются на доске).

Учитель подводит итог, тема урока записывается в тетрадях и высвечивается на слайде.

Определение целей урока (учащиеся, записываются на доске).

Знакомство с биографией Фета (рассказ учителя)

Учащиеся заполняют первую половину таблицы, указывая, что они знают о А.А. Фете.

На работу учащимся дается 2-3 минуты, затем заслушиваются записи.

Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…

Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.

Школьная жизнь началась для Фета в 14 лет. Его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.

На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.

Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. Среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.

Учащиеся строят таблицу ЗУХ, заполняют ее.

Стихотворение «Весенний дождь » было написано поэтом в 18 году.

А сейчас я предлагаю вам подумать над вопросом: какие ассоциации возникают у вас со словом дождь (работа в парах, каждая пара предлагает свою оригинальную ассоциацию). Построение кластера ДОЖДЬ (основа – ассоциации учащихся).

Давайте послушаем стихотворение Фета .

Чтение стихотворения (запись. ) Учащиеся отмечают непонятные слова.

Разбор и объяснение слов (после прочтения)

Построение кластера дождя по ФЕТУ.

Что общего и чем отличаются кластеры нашего восприятия дождя и Фета? Почему?

Ответы учащихся (объясняем, что Фет иначе, чем мы воспринимает дождь, потому что он поэт, чтобы выразить свое восприятие автор использует средства языковой выразительности).

Работа в парах.

Заполнение таблицы. Учащиеся указывают средство выразительности и приводят пример из текста.

Проверка работ в парах по заполнению таблицы.

Завершить урок предлагаем синквейном ДОЖДЬ

В конце урока учитель с помощью учащихся подводит итоги работы, сопоставляет цели, поставленные в начале урока и того, к чему пришли.

Впечатление от работы, заполнение оценочного листа.

Домашнее задание

Если ученик хочет получить

- «3-4», то готовит выразительное чтение стихотворения «Весенний дождь»;

-« 4-5» , то готовит чтение стихотворения наизусть;

- «5», то сочиняет свое стихотворение про дождь.

Список использованной литературы

1. В.Я. Коровина Литература 5 класс Ч-2 Иванов Б.А., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006 .

2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
3. Песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4. http://sitename.ru

Предварительный просмотр:

Дата________

План - конспект урока литературы в 5 классе

Тема: А.С. Пушкин "Сказка о царевне и семи богатырях"

Цели и задачи:

  1. Обучать вдумчивому прочтению сказки; работать над языком художественного произведения;
  2. Развивать креативные способностей у детей, умение давать оценку герою, связывать с жизнью двух миров и своим миром.
  3. Нравственное воспитание: проследить, к чему приводит человеческая гордость, зависть и себялюбие, какие трудности преодолевают герои и как помогает им любовь.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Контрольно-подготовительный этап

1. Разминка: - Назовите дату рождения А.С. Пушкина

Как называлось учебное заведение, в котором учился поэт?

Почему о Пушкине говорят «Великий поэт, сказочник, прозаик»?

У Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у Пушкина?

2. Формулировка темы урока и целей .

3. Пословицы и поговорки .

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение сказок. Думаю, вы без труда определите, к каким героям и в каких ситуациях относятся данные пословицы: 1. Где счастье родится, там и зависть плодится. 2. Завистливый по чужому счастью сохнет. 3. Немил и белый свет, когда милого нет. 4. Сердцу не прикажешь. 5. Смерть злым, а добрым вечная память. Для милого дружка и сережка из ушка.

Без милого и свет постыл.

  1. Работа по теме.
  1. Выборочное чтение и анализ сказки по вопросам.

Что мы узнали о характере царицы в начале сказки?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

Всегда ли она была таковой?

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

“Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?”

И ей зеркальце в ответ:

“Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее”.

Какие чувства испытывала царица, когда волшебное зеркальце говорило о ее красоте и превосходстве?

Царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

В чем видна гордость, себялюбие?

В осанке, во взгляде.

О чем говорит тот факт, что лишь с зеркальцем царица была добродушна, весела?

Когда царица узнала о красоте царевны?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

“Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?”

Что же зеркальце в ответ?

“Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее”.

Как изменилась царица , узнав о красоте царевны?

Как царица отпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

Как изменилась речь царицы, узнав о красоте царевны?

“Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

Да. Наполнилась черной завистью душа царицы. О чём она спрашивает зеркальце повторно?

Но скажи: как можно ей

Быть во всём меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет.

Так ли?” Зеркальце в ответ:

“А царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее”.

- Что предпринимала царица, чтобы избавиться от соперницы?

Чёрной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Найдите комментарий Пушкина

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась

И до смерти испугалась

- Что спасло царевну в первый раз?

Любовь Чернавки, ее доброе сердце.

Доброта спасает жизнь царевне и доброта же губит ее. Что я имею в виду? (Помощь Чернице).

Давайте найдем описание встречи царевны с переодевшейся царицей и прочитаем.

…нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса. “Постой.

Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко, -

Пригрожу сама я псу

И кой - что тебе снесу”.

  1. Встреча точек зрения: ***Получается, права пословица: Не хочешь себе зла - не делай людям добра.

***Добро нужно делать всегда,…

Вы правы, без худа добра не бывает. Как знать, может быть не нашел бы королевич Елисей свою невесту, не случись все именно так.

  1. Инсценировка обращения Елисея к Солнцу:

“Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

  1. Инсценировка обращения Елисея к Месяцу

“Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

  1. Инсценировка обращения Елисея к Ветру.

“Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Однако сказка не была бы таковой, если бы не элементы волшебства. О чем я говорю? (О волшебном зеркале, что умело говорить. О яблоке, усыпившем царевну. О ветре, месяце и солнце, которые говорили человеческими голосами. О чудесном пробуждении царевны).

Кто подсказал Елисею дорогу?

Я жених её”. - “Постой, -

Отвечает ветер буйный, -

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;

В том гробу твоя невеста”.

  1. Чтение сцены пробуждения царевны от сна.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными глазами;

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

“Как же долго я спала!”

  1. Вспомните пословицу: Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. Как вы понимаете ее смысл? Как раскрыл смысл пословицы Пушкин?

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним,

Говоря: “Я ль всех милее,

Всех румяней и белее?”

И услышала в ответ:

“Ты прекрасна, слова нет,

Но царевна всё ж милее,

Всё румяней и белее”.

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.

  1. Обобщение. Подведение итогов.

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из этой сказки?

К чему приводит гордость, зависть и чрезмерное любование собой?

На чьем месте вы бы не хотели оказаться? Что для этого нужно?

Спасибо за подготовку к уроку, активную работу на уроке.

Предварительный просмотр:

Учитель: Кузина Е.А..

Тема урока: «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

Класс: 5

Предмет: литература

Тип урока: комбинированный

Цели урока: 1. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.

3 . Воспитание высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг.момент.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку.

включаются в ритм урока.

Формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению.

Актуализация знаний и умений.

Просит учащихся ответить на вопросы:

Что такое сказка?

Назовите виды фольклорных сказок.

Каковы художественные особенности волшебных сказок?

С какой сказкой вы познакомились дома?

Понравилась вам она?

Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите.

Отвечают на вопросы учителя.

Выражают личное отношение к прочитанному.

Формирование умения определять понятия (М.), владеть терминологией по теме.

Формулировать собственное отношение к прочитанному. (П).

Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию и выразительные средства (П).

Формулирование учебной цели урока.

Создает условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Подводящий диалог:

С какой волшебной сказкой мы познакомились ранее?

Чем сказка «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» отличается от сказки «Царевна- лягушка» и др. волшебных сказок?

Как вы объясните название сказки?

Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

Почему эту сказку называют богатырской и героической?

Вступают в диалог с учителем.

Выдвигают предположения.

Формирование умения планировать пути достижения цели (М).

Поиск решения (открытие нового знания).

1. Просит найти в толковом словаре значение слова «герой», организует беседу:

Что обозначает слово герой? героический?

Сколько значений имеет слово герой?

Кого в сказке мы назовем героем во 2 значении? Почему?

Какое известие опечалило жителей некоторого государства?

Кто из братьев собирается на защиту родной земли в самом начале сказки? Найдите эпизод в тексте.

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась братьям?

Как ведут себя братья на чужой стороне? Какое решение принимают? Кто оказался самым организованным?

2. Организует работу по группам. Анализ эпизода.

1 гр. Прочитайте, как описывается появление чуда о 6, 9, 12-головах. Подготовьте развернутый ответ на вопрос: какие черты Ивана-крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

2гр. Как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?

3гр. Как показан враг земли русской? Почему сказка рисует противника Ивана таким страшным и сильным? Каким должен быть герой, победивший такого врага?

4гр. Каким предстает Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Как ему удалось спасти жизнь своим братьям?

Поиск слов в словаре, определение их значений.

Отвечают на вопросы учителя.

Поиск и выделение информации.

Выборочное чтение.

Выборочный пересказ.

В группах кооперируют усилия для выполнения задания (поиск эпизода, чтение, выделение главной информации, обобщение прочитанного).

Отчет групп (Выступление 1 ученика от каждой группы).

Формирование умения обращаться за помощью к учебной литературе

(К).

Формирование ценностного отношения к событиям, происходящим в сказке (Л).

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (работа в группе)-Л.

Формирование умения характеризовать героев сказки (П)

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (М).

Формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев (К).

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Оценка.

1. Организует беседу:

Почему эту сказку называют героической?

Чему посвящена сказка?

Что она прославляет?

2. Организует самостоятельную работу:

Игра «Интервью с литературным героем».

Если бы вам пришлось в реальной жизни встретиться с Иваном-крестьянским сыном, что бы вы у него хотели спросить, зная о его подвиге? А что он ответил бы вам?

(или составление синквейна:

1. Иван…

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Фраза из 4-х слов

5. 1 слово или словосочетание).

Обобщают, делают выводы.

Оценивание результатов с помощью «лесенки».

Формирование умения создавать обобщения(М.)

Формирование умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (М.)

Домашнее задание.

Объясняет сущность домашнего задания.

Стр.37, в. 7.

Делают запись в дневнике.

Предварительный просмотр:

Урок литературы

Тема: Наши четвероногие друзья. Рассказы К.Г. Паустовского

Перед уроком дети получили за 2 недели опережающее домашнее задание: прочитать рассказы К.Г. Паустовского «Барсучий нос», «Последний чёрт», Кот-ворюга», «Резиновая лодка», нарисовать рисунки к рассказам, индивидуальное задание – история написания указанных рассказов.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные результаты:

Формирование основ экологической культуры, чувства единства природы и человека,

Диалог с природой, бережное отношение к природе,

Развитие стремления защитить более слабых, представителей животного мира,

Предметные результаты:

Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания,

Владение литературоведческими терминами «олицетворение», «эпитет».

Метапредметные результаты:

Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Виды деятельности:

Выборочное чтение,

Художественный пересказ,

Беседа,

Создание иллюстраций, обсуждение,

Выставка книг, комментарий.

Примерный ход урока:

1. Учитель: У каждого наверное, есть четвероногий друг. Недавно мы с вами прочитали рассказ Тургенева «Муму» о трогательной дружбе глухонемого дворника и собаки Муму.

А какие книги о животных вы ещё читали?

Предполагаемые ответы:

Учащиеся: Рассказы Сетон-Томсона, роман Троепольского «Белый Бим, Чёрное ухо», произведения Житкова, Дж. Лондона и другие.

2. Учитель обращает внимание на выставку книг, перечисляет их на некоторых останавливается подробно.

3. Слово учителя о писателе К.Г. Паустовском.

Запись на доске: Человек по-настоящему может быть счастливым, когда понимает и бережёт природу.

4. Обсуждение рисунков детей: Кто изображён? По какому рассказу сделана иллюстрация? По каким деталям вы определили? Какой эпизод изображён?

5. Слово учащемуся об истории создания рассказов (опережающие индивидуальное задание).

6. Работа с текстами рассказов:

«Барсучий нос»

«Мальчик первый услышал фырканье зверя..»

Каким мы видим этого барсучонка? Докажите, что автор не только жалеет зверька, но и относится к нему с симпатией.

Предполагаемый ответ:

Нос сравнивает с пяточком (уменьшительно-ласкательный суффикс).

Прочитайте, как лечится барсук. Какой приём использует автор?

Предполагаемый ответ: Олицетворение.

Почему рассказ назван не «Барсук», а «Барсучий нос»?

Учитель: А какой из рассказов Паустовского самый смешной?

«Последний чёрт»

Что можно сказать о рассказчике и его друге?

Предполагаемый ответ: Бесстрашные.

Докажите.

Предполагаемый ответ: Пошли смотреть чёрта.

Какие ещё эпитеты можно использовать, говоря о рассказчике и его друге?

Предполагаемый ответ: Любопытные, любознательные.

За что дед получил прозвище «10 процентов»? Подтвердите текстом.

Как дед описал чёрта? Найдите в тексте.

Что за звуки?

Что это был за чёрт? (Чтение текста учащимися)

Как оказался в Мещере пеликан?

Почему рассказ называется «Последний чёрт»?

Предполагаемый ответ: Это был последний страх, последний чёрт для жителей.

«Кот-ворюга»

Учитель: Поднимите руку у кого дома есть кот или кошка?

Что мы узнаём о коте-ворюге из текста рассказа?

(Выборочное чтение текста).

Почему он воровал?

Как деревенский мальчик выманил кота?

(Художественный пересказ эпизода).

Что требовалось коту, чтобы он стал верным сторожем?

Каким мы видим кота?

(Выборочное чтение текста).

Чему учит нас этот рассказ?

Предполагаемый ответ: Бережно относиться к животным, не оставлять голодными, заботиться о них.

«Резиновая лодка»

Какого мнения был рассказчик о щенке, согласны ли вы с автором?

Докажите свою позицию, согласие или несогласие с автором.

Чтение учителем эпизода о том, как страшно было маленькому щенку.

7. Итог урока: Чему учат нас эти рассказы Паустовского?

Д/з: Запишите ответ на вопрос «Чему учат нас эти рассказы Паустовского?» в нескольких предложениях.

Список используемой литературы:

  1. Алексанян Е.А. Константин Паустовский – новелист. – М., 1969
  2. Левицкий Л. Константин Паустовский – М., 1963
  3. Золотухина Ж.Г. Музыкальность прозы К.Г. Паустовского // Литература в школе. -2012 - №6

Образец плана урока

Тема : название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок № : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения :
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык - это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку : здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть - 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний - 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся - 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом - 3–5 мин.
5. Завершение урока - 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

Ход урока - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку - это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Loading...Loading...