«Сказание о Кише» главные герои. Сказание о кише Внешность киша из рассказа сказание о кише

Гриценко Елизавета

Научно-исследовательская работа. Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише».

Скачать:

Предварительный просмотр:

филиал Муниципального общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы № 17 –

Средняя общеобразовательная школа № 3

Научно-исследовательская работа

Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише»

Выполнила:

Гриценко Елизавета,

ученица 5 а класса

Филиал МОУ СОШ № 17-СОШ № 3

Руководитель:

Толмачева Наталья Михайловна

учитель русского языка и литературы

г. Карталы, 2015 год

  1. Введение …………………………………………………………….3
  2. Основная часть
  1. Интересные факты из биографии писателя…………………... 4
  2. Термины: Образ, главный герой, сказание…………………….6
  3. Образ Киши………………………………………………………8
  1. Заключение…………………………………………………………10
  2. Список литературы………………………………………………..11
  1. Введение

Я только начала заниматься научными исследованиями и это моя первая работа. Но я с полной ответственностью могу сказать, что заниматься литературоведческим исследованием очень полезно по нескольким причинам:

  1. Расширяешь свой кругозор и получаешь новые знания.
  2. Возможно именно мы (молодые учёные) сможем найти что-то новое, что не заметили исследователи ранее. Ведь мы смотрим на произведения совершенно под новым углом.
  3. Мы (молодые учёные) сможем раскрыть образы героев изученных нами произведений, что поможет нашим одноклассникам сэкономить время и расширить кругозор не меньше нашего.

Мой выбор пал на произведение Джека Лондона «Сказание о Кише», не только потому, что его интересно читать. Образ главного героя мне показался достаточно сложным и актуальным для нашего времени. Большинству ребят очень хочется повзрослеть, они стараются казаться взрослыми. Девочки начинают рано наносить макияж, а парни показывают свою мужественность в разговорах употребляя нецензурную лексику. По моему мнению, раскрытие образа главного героя поможет многим молодым ребятам понять, что значит быть взрослыми в столь раннем возрасте.

Степень изученности проблемы.

Я смогла найти только различные конспекты уроков по проведению «Сказание О Кише»: либо один урок, либо ряд уроков литературы с зарубежными авторами. Это позволяет говорить о том, что этому произведению мало уделялось внимания, а значит и тема моего исследования мало изучена. Из этого следует – она актуальна.

Цель моей работы : Раскрыть образ главного героя и при этом показать, каким образом можно в очень юном возрасте не просто казаться взрослым, а поступать, как взрослый человек.

Таким образом, задачами моего исследования стали:

  1. Выявить основные этапы взросления главного героя.
  2. Изучить его жизненную позицию.
  3. Ответить на главный вопрос: Киши кажется взрослым или он рано повзрослевший малыш?

Объект исследования: Главный герой (Киши).

Предмет исследования: Произведение Джека Лондона «Сказание о Кише».

Методологическая основа исследования . В ходе исследования применялись сравнительно-литературоведческий метод, биографический метод, а также принцип избирательности и принцип целостности.

  1. Основная часть

2.1 Интересные факты из биографии Джека Лондона

По моему мнению, Джек Лондон не только великий автор, но и очень интересный. В его честь назвали одно из озёр Дальнего Востока. Есть две версии названия этого озера.

Одна из версий говорит, что старожилы, проживающие близь этого озера, утверждают, что во время обнаружения озера, на берегу была найдена книга Джека Лондона «Мартин Иден» .

Однако есть и другая версия возникновения этого названия у озера. Существует версия, что многие геологи очень любили произведения Лондона. Есть убеждения, что целых два руководителя различных экспедиций хотели назвать какой-нибудь из географических объектов в честь этого автора. И в 1932 году геолог П.И. Скорняков, осуществил свою мечту и назвал в его честь одно из озёр северо-востока, дав ему имя Джека Лондона .

Как отмечает Лунина Ирина Евгеньевна в своей диссертации «Художественный мир Джека Лондона», «по данным проведенного в 1952 г. ЮНЕСКО исследования, Дж.Лондон был признан самым популярным писателем в Европе и России и самым «переводимым» писателем» .

Думаю, немало важно знать, что Джек Лондон – это его не настоящее имя. Настоящее - Джон Гриффит Чейни. Джек – это сокращение от Джона, так его называли самые близкие люди. Его мать вышла замуж за Джона Лондона, на тот момент малышу Чейни исполнился почти год. После замужества матери, Джона Гриффити Чейна все стали звать, как и его отчима, Джон Лондон .

Маленький Джек Лондон не понаслышке знал, что значит вести себя как взрослый. Работал мальчик не меньше взрослого мужчины. Он рано начал трудовую жизнь, которая была полна лишений. В начальной школе он продавал утренние и вечерние газеты. После окончания начальной школы стал работать на консервной фабрике простым рабочим, но работа оказалась слишком тяжёлой для мальчика, и он ушёл. После этого он нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско. После чего он был нанят матросом на шхуну, где впервые и побывал в море. Шхуна, на которую нанялся Джек была промысловой, она отправлялась к берегам Японии и в Берингово море.

Я считаю, что именно такая разнообразная и трудовая жизнь Джека Лондона позволила ему написать одно из самых замечательных произведений, которое я анализирую в своей работе – «Сказание о Кише».

Но если бы Джек Лондон был необразованным матросом, то мы бы никогда не смогли читать его произведения. Именно поэтому, я думаю, что в моей работе стоит рассказать об образовании этого писателя.

Он самостоятельно подготовился и сдал все экзамены для того, чтобы поступить в Калифорнийский университет. Однако после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учёбу, вынужден был уйти. Весной 1897 года он отправляется на рудники, в то время это называли «золотой лихорадкой». Он уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898. Лондон испытал все «прелести» северной зимы. Золотом он не был осыпан, зато судьба подарила ему огромное количество встреч, думаю, что именно там он и повстречал нашего героя Киши .

Таким образом, Джек Лондон был человеком, который:

Я считаю, что именно перечисленные мною события его жизни позволили создать Лондону образ «Киши».

  1. Термины: Образ, главный герой, сказание.

Рассмотрев термин образ в различных толковых словарях, я пришла к выводу, что в словарях под редакциями Ефремовой, Ожегова, Шведовой и Ушакова, есть общее и различное. Общим можно считать: облик, вид, подобие. Различным в этих толковых словарях – живое, отражение, идея, чувство, изображение, обобщение, отражение, тип, характер .

А в философском энциклопедическом словаре, на мой взгляд, даётся самое верное понятие образу: «результат отражения объекта в сознании человека» .

Таким образом, каждое определение дополняет и распространяет то общее, что дано в них. Я вывела своё определение образа, чтобы понимать, что я имею ввиду, говоря об образе Киши.

Образ – это результат отражения в сознании человека, облика, вида, подобия, которое является живым, обобщенным отражением идей, чувств и характера кого-либо.

Поскольку я рассматриваю не просто образ в произведении, а образ главного героя, то необходимо рассмотреть и дефиницию: главный герой.

Когда я искала определение этого термина, то столкнулась с проблемой. Именного этого словосочетания я не нашла. Очень часто встречается формулировка термина «герой», а также в литературоведческом словаре можно найти термин «литературный герой»: « одно из главных действующих лиц произведения искусства(в отличие от персонажа)» . По моему мнению, это определение можно приравнять к искомому понятию «главный герой». В толковых словарях в определения слова «герой» находится указание на литературного героя. Общим в толковых словарях под редакциями Ожегова, Шведовой и Ефремовой является: главный, действующий, подвиги, лицо; а различное: необычный, вызывает интерес, воплощает черты эпохи .

Таким образом, термины литературный герой и главный герой произведения можно считать тождественными. К термину в литературоведческом словаре «литературный герой», для полного понимая необходимо добавить то общее и различное, что есть в толковых словарях. Получаем следующую дефиницию: главный герой – это главное действующее лицо произведения, которое является необычным, благодаря тому, что воплощает черты эпохи, в связи с чем вызывает интерес.

Произведение, в котором я буду рассматривать образ главного героя является сказанием, это указано в самом названии произведения: «Сказание о Кише». Получается, что сам автор с самого начала подразумевает знание этого слова. Это говорит, что нам просто необходимо рассказать о значении этого слова.

Значение этой дефиниции можно искать только в литературоведческом словаре. Так в словаре под редакцией Фриче, Луначарского говорится, что сказание подразумевает под собой несколько видов: исторические, житийные, апокрифические, поучения и повести . Прочитав само произведение можно с точностью сказать, что оно относится к повести-сказанию. Повесть-сказание - это «обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, которые аналогичны современной литературной повести» .

Из всего выше сказанного следует, что в повести-сказании образом главного героя можно считать результат отражения в сознании человека вид, облик главного действующего лица в произведении.

2.3 Образ Киши

События, описанные в сказании, происходили у полярного моря, где жил главный герой. Он жил в игле. Иглу – это ледяной дом эскимосов, который имеет куполообразную форму .

Главным героем является мальчик Киши, которому 12 лет .

Его голос раздаётся на совете, несмотря на то, что таким маленьким было запрещено высказываться. Первый раз его голос раздался, потому что, когда они ели, мясо было жесткое старое и в нем было много костей. Потом голос Киша раздался в новь, потому что он гордился своим отцом. Мальчик отрыто, не боясь никого заявляет, что он сможет ходить на охоту и убивать медведей самостоятельно.

«Справедливость» является ключевым понятием в словах Киша. Киш хотел добиться справедливости и равенства, несмотря на возраст. Он считал справедливо помогать своему племени, если ты можешь это делать и неважно сколько тебе лет. Справедливо, если каждому жителю города достанется хороший кусок мяса. Но мужчины племени считали несправедливо, если им будет указывать какой-то маленький мальчик, не повидавший жизнь.

Я составила таблицу доказательств, которые говорят о правоте охотников племени и обратные доводы и вот, что получилось:

Таким образом, читатель должен понять и мальчика, который говорит, как взрослый мужчина и мужчин племени.

Покидая совет Киш испытывал злость, расстройство и досаду. Автор передаёт его чувства словами: «Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам…. он стиснул зубы и пошёл».

Кишу всё-таки удалось отстоять свою правоту, потому что он сумел доказать, что он может сам убить медведя без какой-либо помощи.

Удачная охота главного героя стала вызывать в посёлке толки о колдовстве. Этому есть объяснение. Мальчик убил пятерых медведей, остался не вередимым, на нем не было царапин. Вот почему жители считали его колдуном .

Киш не считал секретом или тайной свою удачную и лёгкую охоту. Он взял китовый жир и облепил смятый ус, концы которого были очень острыми и получился комок жира с китовым усом внутри. Эти комки жира приносили большую боль медведю и с ним можно было легко расправиться. Мужчины хотели получить тайну его охоты украдкой, но нужно было только спросить. Когда к нему пришел Клош-Кван и попросил рассказать, как он охотится. Мальчик не задумываясь рассказал об этом.

Из родителей у главного героя была только мама. Она жила не богато, жители города не обращали на неё внимание, ей доставалось плохое мясо, как и многим женщинам из племени. Жила мама Киши в маленькой игле. Но потом, когда Киш начал ловить медведей, на маму Киша и на него самого смотрели другим взглядом .

Несмотря на то, что его прогнали с совета, он не озлобился, он приносил мясо всему посёлку, кормил всех, делил всё по честному, как и обещал, не забывал и о семье, о доме: «Я хочу построить себе новую иглу, - сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. - Это дожлна быть просторная иглу, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить» .

Я считаю, что Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым.

Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться, а не колдовство.

  1. Заключение

Проводя своё исследование с целью изучения образа главного героя произведения «Сказание о киши», я познакомилась с терминами: образ, главный герой, сказание, также я вывела дефиниции наиболее полные, охватывающие все стороны этих определений. Я познакомилась с произведением и изучила литературоведческую терминологию.

Целью моей работы было раскрыть образ героя так, чтобы показать, как должен поступать подросток, если хочет, чтобы к нему прислушивались взрослые и считали его равным.

Я считаю, что цель достигнута. Основополагающими чертами главного героя являются:

  1. Слова соотносятся с делом.
  2. Слова не бросаются на ветер.
  3. Идёт на тяжелый труд, на труд не соотносимый с возрастом.
  4. Труд должен быть не только физическим, но и умственным.
  5. «Справедливость» является ключевым понятием в словах.

Основными этапами взросления можно назвать следующие:

Первый: Смело выражает свою точку зрения на совете.

Второй: Решается пойти на трудное дело – охоту.

Третий: Начинает приносить пользу племени, принося хорошую добычу с охоты.

Четвёртый: Осознание того, что ему по статусу положено соответствующее жильё. Он не может построить его сам, так как постоянно занят охотой, его ему должны построить соплеменники, которые питаются за его счет.

Пятый: Легко раскрывает тайну своей удачной охоты, тем самым помогая другим охотникам приносить больше мяса племени.

Шестой: Становится первым человеком племени, а в последствии и вождём.

Таким образом, отвечая на вопрос: Киши кажется взрослым или он рано повзрослевший малыш? Можно смело сказать, что он повзрослевший малыш. Ему пришлось повзрослеть, потому что отец рано умер, а маме нужна была помощь, нужно, чтобы она хорошо питалась. Именно поэтому Киши проходит все этапы взросления.

Проведя это исследование, я смогу познакомить большое количество учащихся не только с терминами, но и с образом главного героя «Сказание о Киши». Я смогу донести до них свою мысль, что накрашенные лица девочек и ругательства из уст мальчиков не делают их взрослыми. Я смогу подтвердить это на примере двенадцатилетнего мальчика по имени Киши.

  1. Список литературы
  1. Диссертация доктора филологических наук. - Лунина, Ирина Евгеньевна. – Москва//Филологические науки. Художественная литература -- США -- Американская литература -- кон. 19 - нач. 20 в. (2-ая пол. 90-х гг. 19 в. - 1917 г.) -- Персоналия писателей -- Лондон Джек (1876-1916) - писатель -- Общая характеристика и значение творчества писателя. – 618 С.
  2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  3. Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939.
  4. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. – М., 2005 г.
  5. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
  6. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.
  7. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
  8. Электронный ресурс: Джек Лондон «Сказание о Киши» .

    Цель работы состоит в изучении содержания и своеобразия произведения Джека Лондона прежде всего в аспекте восприятия и художественного отображения им образа главного героя.

    В первой главе проекта говорится о Джеке Лондоне как об авторе книги «Сказание о Кише». Изучив биографические сведения об этом авторе были выделены следующие факторы, повлиявшие на содержание рассматриваемого текста:

    1. Испытал на себе, в раннем детстве, самую различную и трудную работу.
    2. Занимался самообразованием, так как получить образование в университете у него не хватило средств.
    3. Повстречал огромное количество народа, образы которых, по моему мнению, стали основой многих произведений.
    4. Побывал в Японском и Балтийском морях, а также на севере.

    Во втором параграфе проекта были рассмотрены термины, необходимые для литературоведческого анализа образа, а именно: главный герой, образ, сказание.

    В третьем параграфе раскрывается образ главного героя в произведении «Сказание о Кише».

    Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым. Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться ему.

    Киш вырастит хорошим мальчиком, раз в столь юном возрасте он думает не только о себе, а о целом племени.

    Рассказ о Киши учит нас, что нужно не просто бросать слова, а делать. Если ты хочешь быть взрослее, то будь готов совершать взрослые поступки. Будь готов, что в тебя не поверят. И только упорством и трудом можно добиться уважения среди взрослых.

    Полученные новые знания позволят мне не просто раскрыть образ героя, при обсуждении этого произведения на внеурочной деятельности, но и показать ребятам, что значит быть взрослым.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Гриценко Елизавета 5 а класс филиал МОУСОШ № 17 СОШ № 3

    «Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише »

    Спасибо за внимание!

Цель урока : - Познакомить учащихся с произведением Д.Лондона «Сказание о Кише»;
- Ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования;
- Продолжить работу над характеристикой героя;
- Определить, что значит быть взрослым.
Оборудование: Текст произведения; «Рабочие тетради по литературе для 5 класса М.Н.Наумовой; портрет Д.Лондона; опорные материалы урока.

Ход урока:

I. Предварительная работа по теме урока.

Учитель: Наше путешествие по стране Литературии продолжается… Произведения великих русских и зарубежных писателей уже были прочитаны нами в этом учебном году. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Наши уроки построены по программе А.Г.Кутузова. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.
Сегодня очередная встреча с великим… Это рассказ Джека Лондона «Сказание о Кише».
Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.
Так кто же такой Джек Лондон?
Ученица: Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима - Джона Лондона, фермера. Дела Джона Лондона шли с переменным успехом, так что его пасынок, едва окончив начальную школу, устроился на консервную фабрику с десятичасовым рабочим днём. Это был сущий ад, и пятнадцати лет Джек ушёл с фабрики - в устричные пираты залива Сан-Франциско. Затем он чередовал вольную жизнь с подневольным трудом и попытками завершить образование. Океанское плавание на шхуне «Софи Сазерленд», джутовая фабрика в Окленде, бродяжничество, тюрьма, полтора года в средней школе, семестр в Калифорнийском университете, случайные заработки; в разгар «золотой лихорадки» - зимовка на Клондайке.
Оттуда Джек вернулся без единой унции золота и полный решимости добывать средства к существованию писательским трудом. Он отчётливо сознавал, что таланта, впечатлений и усердия ему не занимать. Он положил себе за правило вырабатывать тысячу слов в день. Журналы не устояли. В двадцатый век двадцатичетырёхлетний Джек Лондон вошёл профессиональным писателем. И быстро стал писателем известным и высокооплачиваемым. Однако на этом не успокоился. В 1902 году, специально, чтобы написать книгу «Люди бездны», Джек Лондон, член Американской социалистической партии, три месяца провёл в лондонских трущобах, выдавая себя за списанного на берег матроса. В начале 1904 года отправился корреспондентом на русско-японскую войну. В 1907 году по собственному проекту построил яхту «Снарк» и совершил на ней двухгодичное плавание к островам Океании. Поблажек для себя в работе не допускал: тысяча слов в день - «Зов предков», «Морской Волк», «Мартин Иден»… Бешеные деньги и безумные траты. Нельзя сказать, что ему везло. Едва выстроенный «Дом Волка», задуманный как «родовой замок» для будущих поколений Лондонов, сгорел. Долгожданный наследник так и не появился. Творческое воображение иссякло.
22 ноября 1916 года Джек Лондон умер. Вероятно, это было самоубийство.
Учитель: Да, ребята, Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр - воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос - они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов - словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды » (Обращение к портрету писателя)
Он прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг - итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ «Сказание о Кише». Дома вы прочитали это произведение.
II. Работа по анализу текста.
- Понравился ли вам рассказ? Почему? (Да, он рассказывает о храбром мальчике, о том, как герой в свои 13 лет не испугался вождя племени и вступил с ним в противоборство; это рассказ о мужественном мальчике).
- Назовите героев рассказа. Киш – главный герой рассказа;
Клош-Кван – вождь племени;
Бок – отец Киша;
Айкига – мать героя;
Массук – соплеменник;
Уг-Глук – охотник племени;
Бим и Боун - два молодых, лучших в поселке охотника.
- В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).
Найти и показать это место на карте.

Учитель: Поверили ли этому соплеменники? (Стр.84)
Ученик: «Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвиг . Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принес Киш, и это поколебало их недоверие. И вот наконец они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать его тушу… Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассек туши на четыре части, как истинный охотник, и удалил внутренности».
Учитель: Дни шли за днями. В поселке стали поговаривать о неразгаданной тайне удачной охоты Киша.
(Стр.85 : « - Злые духи охотятся вместе с ним, - утверждали одни. – Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить. как не тем. что ему помогают злые духи?- Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? – говорили другие. – Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!»)
Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?
Ученики : Они послали Бима и Боума по пятам отважного Киша разузнать эту тайну.
Учитель: Через пять дней Бим и Боум, лучшие охотники в поселке, вернулись. Им хотелось поскорее рассказать то, что они узнали.
Бим: Как нам было приказано, мы шли по следу Киша. Он нас ни разу не заметил. В середине первого дня пути он встретился с большим медведем-самцом, и это был очень большой медведь.
Боум : Но медведь не хотел вступать в борьбу, он повернул назад и стал уходить по льду. А Киш кричал на медведя, бранился на него, размахивал руками и поднял очень большой шум. Медведь рассердился, встал на задние лапы и зарычал. А Киш шел прямо на него.
Бим: Киш шел прямо на медведя, и медведь бросился на него, и Киш побежал. Когда Киш бежал, он уронил на лед маленький круглый шарик. Медведь обнюхал этот шарик и проглотил его. Киш все бежал и разбрасывал маленькие круглые шарики, а медведь все их глотал!!!
Боум: Так продолжалось долго. Но вдруг медведь остановился, завыл от боли и начал как бешеный колотить передними лапами по льду. Маленькие шарики наделали большую беду внутри медведя.
Учитель: Как вел себя медведь дальше? (Стр.87-88)
Ученик: «Медведь царапал себя когтями, прыгал по льду, словно разыгравшийся щенок. Но только он не играл, а выл от боли».
Учитель: Так в чем же состояла тайна Киша?
Киш: Это очень просто: надо взять маленький кусочек тюленьего жира и сделать в нем ямку. Потом в ямку надо положить китовый ус, хорошенько его свернуть и закрыть сверху другим кусочком жира. Потом все это надо выставить на мороз, и когда жир замерзнет, получится маленький круглый шарик. Медведь проглотит шарик, жир растопится, острый китовый ус распрямится – и медведю станет больно. А когда медведю станет больно, его легко убить копьем. Это совсем просто.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну?
Ученик: Я, думаю, он хотел, чтобы все были сыты и счастливы.
Учитель: Из маленького мальчика Киш стал вождем племени. Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким?
Ученик: Бесстрашие, смекалка, сила воли, чувство справедливости, гармония с природой, ответственность перед соплеменниками.
Учитель : Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц».
III . Проверка домашнего задания.
-Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»?

Событие
Отношение соплеменников
1. Киш на совете старейшин
«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью»
2. Киш отправляется на первую охоту
«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головами, с сожалением смотрели на мать»
3. «Пропажа» Киша
«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины молчали, готовясь идти на поиски тела»
4. Возвращение мальчика
«Сначала было много сомнений и споров»
5. Киш – отважный охотник
«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»
IV. Особенности сюжета.
Учитель: Сюжет данного рассказа подчинен жанру сказания. Повествование начинается с рассказа о родителях Киша. Далее отважный Киш выступает на совете старейшин племени. Герой решает стать охотником, идет на первую свою охоту. Она оказывается удачной. Соплеменники Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша. Да и герой ее не скрывает, потому что хочет, чтобы все люди племени были сыты и счастливы. Растет уважение к Кишу в племени, и в конце концов он становится вождем племени. Попробуйте определить, какие сюжетные элементы присутствуют в композиции?
Ученик: Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
Кульминация
Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша
Развитие действия
Решение стать охотником
Завязка
Совет старейшин: выступление Киша
Экспозиция Развязка
Рассказ о родителях Киша Киш – вождь племени

Учитель : Такая организация сюжета отвечает требованиям жанра:
а) сюжет опирается на народное сказание о Кише;
б) фантастика сочетается с зарисовками быта и нравов североамериканских индейцев;
в) обличает произвол старейшин Клош-Квана и Уг-Глука.
V. Речевая организация текста.
Учитель: Джек Лондон выработал свою манеру письма так, чтобы автора как бы не было видно, а герои рассказывали о себе своими делами, поступками, речью. На какие особенности речевой организации текста вы обратили внимание?
Ученик: Из текста сказания можно много узнать о нравах и обычаях североамериканских индейцев. Например, я обратил(а) внимание на выражения: «Тринадцать солнц » - 13 лет от роду; «Вымазать лицо сажей » - знак скорби; «Высасывать мозг из кости » - лакомое кушанье индейцев;
Ученик : А я обратил внимание на манеру писателя передать особенности речи рассказчика через форму повествования: он как будто сказку рассказывает.
VI. Выводы по теме урока.
Учитель: Правильно, ребята! Я думаю, вам понравилось «Сказание о Кише». Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим, своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым?
Ученик: Быть взрослым – это значит оценивать свои поступки, не совершать неверных действий, помогать слабым, уважать тех, кто рядом с тобой. Быть примером во всем.
Учитель : Правильно. Джек Лондон в своих северных рассказах не оправдывал безволие и малодушие. Его герои умели терпеть лишения, не завидовали друг другу. Писатель учит нас уважению к людям всех племен, наций, языков. И уважению к природе, которая бывает суровой, но добра в ней все-таки больше, ем зла. Рассказ о Кише позволяет понять, что быть взрослым – это не только права, но и обязанности.
VII. Домашнее задание.
1.Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания...» из «Рабочей тетради по литературе», определить степень осознанности прочитанного.
1. Как называется хижина канадских эскимосов? (Иглу)
2. Кем был отец Киша? (Отважным охотником)
3. Имя вождя племени? (Клош-Кван)
4. Имя матери Киша? (Айкига)
5. Что осталось в наследство Кишу от отца? (Копье)
6. Что сделала Айкига в знак скорби по сыну? (Вымазала лицо сажей)
7. Первый «улов» Киша? (Медведица и два медвежонка)
8. Сколько часов спал Киш после первой охоты? (20 часов)
9. Почему охота Киша всегда была удачной? (Знал один секрет)
10. Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»? (Уг-Глук)
11. В чем заключался секрет удачной охоты Киша? (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса)
12. Кем избрали Киша соплеменники за добропорядочность? (Вождем племени)
2. Киш проявил смекалку при охоте на медведя. Другими словами, он сделал открытие. Как вы думаете, какие изобретения человечества в его истории – самые великие и важные?

Джек Лондон
«Сказание о Кише»
1. Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».
2. Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима - Джона Лондона, фермера

3. Как вы думаете, какие изобретения человечества в его истории – самые великие и важные?

Джек Лондон. Сказание о Кише

Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш. Долгие и счастливые годы был он первым человеком в своем поселке, умер, окруженный почетом, и имя его было у всех на устах. Так много воды утекло с тех пор, что только старики помнят его имя, помнят и правдивую повесть о нем, которую они слышали от своих отцов и которую сами передадут своим детям и детям своих детей, а те - своим, и так она будет переходить из уст в уста до конца времен. Зимней полярной ночью, когда северная буря завывает над ледяными просторами, а в воздухе носятся белые хлопья и никто не смеет выглянуть наружу, хорошо послушать рассказ о том, как Киш, что вышел из самой бедной иглу [хижины канадских эскимосов, сложенные из снежных плит], достиг почета и занял высокое место в своем поселке.

Киш, как гласит сказание, был смышленным мальчиком, здоровым и сильным и видел уже тринадцать солнц. Так считают на Севере годы, потому что каждую зиму солнце оставляет землю во мраке, а на следующий год поднимается над землей новое солнце, чтобы люди снова могли согреться и поглядеть друг другу в лицо. Отец Киша был отважным охотником и встретил смерть в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, чтобы даровать жизнь своим соплеменникам. Один на один он схватился с медведем, и тот переломал ему все кости; но на медведе было много мяса, и это спасло народ. Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоем с матерью. Но люди быстро все забывают, забыли и о подвиге его отца, а Киш был всего только мальчик, мать его - всего только женщина, и о них тоже забыли, и они жили так, забытые всеми, в самой бедной иглу.

Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался совет, и тогда Киш показал, что в жилах у него горячая кровь, а в сердце - мужество мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину. С достоинством взрослого он поднялся и ждал, когда наступит тишина и стихнет гул голосов.

Я скажу правду, - так начал он. - Мне и матери моей дается положенная доля мяса. Но это мясо часто бывает старое и жесткое, и в нем слишком много костей.

Охотники - и совсем седые, и только начавшие седеть, и те, что были в расцвете лет, и те, что были еще юны, - все разинули рот. Никогда не доводилось им слышать подобных речей. Чтобы ребенок говорил, как взрослый мужчина, и бросал им в лицо дерзкие слова!

Но Киш продолжал твердо и сурово:

Мой отец, Бок, был храбрым охотником, вот почему я говорю так. Люди рассказывают, что Бок один приносил больше мяса, чем любые два охотника, даже из самых лучших, что своими руками он делил это мясо и своими глазами следил за тем, чтобы самой древней старухе и самому хилому старику досталась справедливая доля.

Вон его! - закричали охотники. - Уберите отсюда этого мальчишку! Уложите его спать. Мал он еще разговаривать с седовласыми мужчинами.

Но Киш спокойно ждал, пока не уляжется волнение.

У тебя есть жена, Уг-Глук, - сказал он, - и ты говоришь за нее. А у тебя, Массук, - жена и мать, и за них ты говоришь. У моей матери нет никого, кроме меня, и потому говорю я. И я сказал: Бок погиб потому, что он был храбрым охотником, а теперь я, его сын, и Айкига, мать моя, которая была его женой, должны иметь вдоволь мяса до тех пор, пока есть вдоволь мяса у племени. Я, Киш, сын Бока, сказал.

Он сел, но уши его чутко прислушивались к буре протеста и возмущения, вызванной его словами.

Разве мальчишка смеет говорить на совете? - прошамкал старый Уг-Глук.

С каких это пор грудные младенцы стали учить нас, мужчин? - зычным голосом спросил Массук. - Или я уже не мужчина, что любой мальчишка, которому захотелось мяса, может смеяться мне в лицо?

Гнев их кипел ключом. Они приказали Кишу сейчас же идти спать, грозили совсем лишить его мяса, обещали задать ему жестокую порку за дерзкий поступок. Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам. Осыпаемый бранью, он вскочил с места.

Слушайте меня, вы, мужчины! - крикнул он. - Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда, прежде чем вы не придете ко мне и не скажете: "Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил". Так слушайте же, мужчины, мое последнее слово. Бок, мой отец, был великий охотник. Я, Киш, его сын, тоже буду охотиться и приносить мясо и есть его. И знайте отныне, что дележ моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут больше плакать ночью оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много. И тогда будет считаться позором, если сильные мужчины станут объедаться мясом! Я, Киш, сказал все.

Насмешками и глумлением проводили они Киша, когда он выходил из иглу, но он стиснул зубы и пошел своей дорогой, не глядя ни вправо, ни влево.

На следующий день он направился вдоль берега, где земля встречается со льдами. Те, кто видел его, заметили, что он взял с собой лук и большой запас стрел с костяными наконечниками, а на плече нес большое охотничье копье своего отца. И много было толков и много смеха по этому поводу. Это было невиданное событие. Никогда не случалось, чтобы мальчик его возраста ходил на охоту, да еще один. Мужчины только покачивали головой да пророчески что-то бормотали, а женщины с сожалением смотрели на Айкигу, лицо которой было строго и печально.

Он скоро вернется, - сочувственно говорили женщины.

Пусть идет. Это послужит ему хорошим уроком, - говорили охотники. - Он вернется скоро, тихий и покорный, и слова его будут кроткими.

Но прошел день и другой, и на третий поднялась жестокая пурга, а Киша все не было. Айкига рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, а женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком и послали его на смерть; мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела, когда утихнет буря.

Однако на следующий день рано утром Киш появился в поселке. Он пришел с гордо поднятой головой. На плече он нес часть туши убитого им зверя. И поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко.

Вы, мужчины, возьмите собак и нарты и ступайте по моему следу, - сказал он. - За день пути отсюда найдете много мяса на льду - медведицу и двух медвежат.

Айкига была вне себя от радости, он же принял ее восторги, как настоящий мужчина, сказав:

Идем, Айкига, надо поесть. А потом я лягу спать, ведь я очень устал.

И он вошел в иглу и сытно поел, после чего спал двадцать часов подряд.

Сначала было много сомнений, много сомнений и споров. Выйти на полярного медведя - дело опасное, но трижды и три раза трижды опаснее - выйти на медведицу с медвежатами. Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвигн. Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принес Киш, и это поколебало их недоверие. И вот, наконец, они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать тушу. А на Севере это нужно делать сразу, как только зверь убит, - иначе мясо замерзнет так крепко, что его не возьмет даже самый острый нож; а взвалить мороженую тушу в триста фунтов на нарты и везти по неровному льду - дело нелегкое. Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассек туши на четыре части, как истый охотник, и удалил внутренности.

Так было положено начало тайне Киша. Дни шли за днями, и тайна эта оставалась неразгаданной. Киш снова пошел на охоту и убил молодого, почти взрослого медведя, а в другой раз - огромного медведя-самца и его самку. Обычно он уходил на три-четыре дня, но бывало, что пропадал среди ледяных просторов и целую неделю. Он никого не хотел брать с собой, и народ только диву давался. "Как он это делает? - спрашивали охотники друг у друга. - Даже собаки не берет с собой, а ведь собака - большая подмога на охоте".

Почему ты охотишься только на медведя? - спросил его как-то Клош-Кван.

И Киш сумел дать ему надлежащий ответ:

Кто же не знает, что только на медведе так много мяса.

Но в поселке стали поговаривать о колдовстве.

Злые духи охотятся вместе с ним, - утверждали одни. - Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить, как не тем, что ему помогают злые духи?

Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? - говорили другие. - Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!

Так или не так, но Киша не покидала удача, и нередко менее искусным охотникам приходилось доставлять в поселок его добычу. И в дележе он был справедлив. Так же, как и отец его, он следил за тем, чтобы самый хилый старик и самая древняя старуха получали справедливую долю, а себе оставлял ровно столько, сколько нужно для пропитания. И поэтому-то, и еще потому, что он был отважным охотником, на него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти старого Клош-Квана. Теперь, когда он прославил себя такими подвигами, все ждали, что он снова появится в совете, но он не приходил, и им было стыдно позвать его.

Я хочу построить себе новую иглу, - сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. - Это дожлна быть просторная иглу, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить.

Так, - сказали те, с важностью кивая головой.

Но у меня нет на это времени. Мое дело - охота, и она отнимает все мое время. Было бы справедливо и правильно, чтобы мужчины и женщины, которые едят мясо, что я приношу, построили мне иглу.

И они выстроили ему такую большую просторную иглу, что она была больше и просторнее даже жилища самого Клош-Квана. Киш и его мать перебрались туда, и впервые после смерти Бока Айкига стала жить в довольстве. И не только одно довольство окружало Айкигу: она была матерью замечательного охотника, и на нее смотрели теперь, как на первую женщину в поселке, и другие женщины посещали ее, чтобы испросить у нее совета, и ссылались на ее мудрые слова в спорах друг с другом или со своими мужьями.

Джек Лондон

Сказание о Кише

Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш. Долгие и счастливые годы был он первым человеком в своем поселке, умер, окруженный почетом, и имя его было у всех на устах. Так много воды утекло с тех пор, что только старики помнят его имя, помнят и правдивую повесть о нем, которую они слышали от своих отцов и которую сами передадут своим детям и детям своих детей, а те - своим, и так она будет переходить из уст в уста до конца времен. Зимней полярной ночью, когда северная буря завывает над ледяными просторами, а в воздухе носятся белые хлопья и никто не смеет выглянуть наружу, хорошо послушать рассказ о том, как Киш, что вышел из самой бедной иглу note 1, достиг почета и занял высокое место в своем поселке.

Киш, как гласит сказание, был смышленным мальчиком, здоровым и сильным и видел уже тринадцать солнц. Так считают на Севере годы, потому что каждую зиму солнце оставляет землю во мраке, а на следующий год поднимается над землей новое солнце, чтобы люди снова могли согреться и поглядеть друг другу в лицо. Отец Киша был отважным охотником и встретил смерть в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, чтобы даровать жизнь своим соплеменникам. Один на один он схватился с медведем, и тот переломал ему все кости; но на медведе было много мяса, и это спасло народ. Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоем с матерью. Но люди быстро все забывают, забыли и о подвиге его отца, а Киш был всего только мальчик, мать его - всего только женщина, и о них тоже забыли, и они жили так, забытые всеми, в самой бедной иглу.

Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался совет, и тогда Киш показал, что в жилах у него горячая кровь, а в сердце - мужество мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину. С достоинством взрослого он поднялся и ждал, когда наступит тишина и стихнет гул голосов.

Я скажу правду, - так начал он. - Мне и матери моей дается положенная доля мяса. Но это мясо часто бывает старое и жесткое, и в нем слишком много костей.

Охотники - и совсем седые, и только начавшие седеть, и те, что были в расцвете лет, и те, что были еще юны, - все разинули рот. Никогда не доводилось им слышать подобных речей. Чтобы ребенок говорил, как взрослый мужчина, и бросал им в лицо дерзкие слова!

Но Киш продолжал твердо и сурово:

Мой отец, Бок, был храбрым охотником, вот почему я говорю так. Люди рассказывают, что Бок один приносил больше мяса, чем любые два охотника, даже из самых лучших, что своими руками он делил это мясо и своими глазами следил за тем, чтобы самой древней старухе и самому хилому старику досталась справедливая доля.

Вон его! - закричали охотники. - Уберите отсюда этого мальчишку! Уложите его спать. Мал он еще разговаривать с седовласыми мужчинами.

Но Киш спокойно ждал, пока не уляжется волнение.

У тебя есть жена, Уг-Глук, - сказал он, - и ты говоришь за нее. А у тебя, Массук, - жена и мать, и за них ты говоришь. У моей матери нет никого, кроме меня, и потому говорю я. И я сказал: Бок погиб потому, что он был храбрым охотником, а теперь я, его сын, и Айкига, мать моя, которая была его женой, должны иметь вдоволь мяса до тех пор, пока есть вдоволь мяса у племени. Я, Киш, сын Бока, сказал.

Он сел, но уши его чутко прислушивались к буре протеста и возмущения, вызванной его словами.

Разве мальчишка смеет говорить на совете? - прошамкал старый Уг-Глук.

С каких это пор грудные младенцы стали учить нас, мужчин? - зычным голосом спросил Массук. - Или я уже не мужчина, что любой мальчишка, которому захотелось мяса, может смеяться мне в лицо?

Гнев их кипел ключом. Они приказали Кишу сейчас же идти спать, грозили совсем лишить его мяса, обещали задать ему жестокую порку за дерзкий поступок. Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам. Осыпаемый бранью, он вскочил с места.

Слушайте меня, вы, мужчины! - крикнул он. - Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда, прежде чем вы не придете ко мне и не скажете: «Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил». Так слушайте же, мужчины, мое последнее слово. Бок, мой отец, был великий охотник. Я, Киш, его сын, тоже буду охотиться и приносить мясо и есть его. И знайте отныне, что дележ моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут больше плакать ночью оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много. И тогда будет считаться позором, если сильные мужчины станут объедаться мясом! Я, Киш, сказал все.

Насмешками и глумлением проводили они Киша, когда он выходил из иглу, но он стиснул зубы и пошел своей дорогой, не глядя ни вправо, ни влево.

На следующий день он направился вдоль берега, где земля встречается со льдами. Те, кто видел его, заметили, что он взял с собой лук и большой запас стрел с костяными наконечниками, а на плече нес большое охотничье копье своего отца. И много было толков и много смеха по этому поводу. Это было невиданное событие. Никогда не случалось, чтобы мальчик его возраста ходил на охоту, да еще один. Мужчины только покачивали головой да пророчески что-то бормотали, а женщины с сожалением смотрели на Айкигу, лицо которой было строго и печально.

Он скоро вернется, - сочувственно говорили женщины.

Пусть идет. Это послужит ему хорошим уроком, - говорили охотники. - Он вернется скоро, тихий и покорный, и слова его будут кроткими.

Но прошел день и другой, и на третий поднялась жестокая пурга, а Киша все не было. Айкига рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, а женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком и послали его на смерть; мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела, когда утихнет буря.

Однако на следующий день рано утром Киш появился в поселке. Он пришел с гордо поднятой головой. На плече он нес часть туши убитого им зверя. И поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко.

Вы, мужчины, возьмите собак и нарты и ступайте по моему следу, - сказал он. - За день пути отсюда найдете много мяса на льду - медведицу и двух медвежат.

Айкига была вне себя от радости, он же принял ее восторги, как настоящий мужчина, сказав:

Идем, Айкига, надо поесть. А потом я лягу спать, ведь я очень устал.

И он вошел в иглу и сытно поел, после чего спал двадцать часов подряд.

Сначала было много сомнений, много сомнений и споров. Выйти на полярного медведя - дело опасное, но трижды и три раза трижды опаснее - выйти на медведицу с медвежатами. Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвигн. Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принес Киш, и это поколебало их недоверие. И вот, наконец, они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать тушу. А на Севере это нужно делать сразу, как только зверь убит, - иначе мясо замерзнет так крепко, что его не возьмет даже самый острый нож; а взвалить мороженую тушу в триста фунтов на нарты и везти по неровному льду - дело нелегкое. Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассек туши на четыре части, как истый охотник, и удалил внутренности.

Так было положено начало тайне Киша. Дни шли за днями, и тайна эта оставалась неразгаданной. Киш снова пошел на охоту и убил молодого, почти взрослого медведя, а в другой раз - огромного медведя-самца и его самку. Обычно он уходил на три-четыре дня, но бывало, что пропадал среди ледяных просторов и целую неделю. Он никого не хотел брать с собой, и народ только диву давался. «Как он это делает? - спрашивали охотники друг у друга. - Даже собаки не берет с собой, а ведь собака - большая подмога на охоте».

Почему ты охотишься только на медведя? - спросил его как-то Клош-Кван.

И Киш сумел дать ему надлежащий ответ:

Кто же не знает, что только на медведе так много мяса.

Но в поселке стали поговаривать о колдовстве.

Злые духи охотятся вместе с ним, - утверждали одни. - Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить, как не тем, что ему помогают злые духи?

Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? - говорили другие.

Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!

Так или не так, но Киша не покидала удача, и нередко менее искусным охотникам приходилось доставлять в поселок его добычу. И в дележе он был справедлив. Так же, как и отец его, он следил за тем, чтобы самый хилый старик и самая древняя старуха получали справедливую долю, а себе оставлял ровно столько, сколько нужно для пропитания. И поэтому-то, и еще потому, что он был отважным охотником, на него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти старого Клош-Квана. Теперь, когда он прославил себя такими подвигами, все ждали, что он снова появится в совете, но он не приходил, и им было стыдно позвать его.

На берегу сурового северного моря, где зимняя ночь бесконечна, а лето так коротко, жило эскимосское племя. Люди занимались охотой на медведя и заготавливали мясо впрок, ведь охота не всегда была удачной. Больше всех добычи приносил отец главного героя, Бок, ведь он был опытным и умным охотником.

Случилось так, что Бок погиб, охотясь на огромного медведя, и его сын Киш остался вдвоем со своей матерью и стал единственным кормильцем в семье. Вскоре мальчик заметил, что слабым – женщинам, старикам, детям, достаются остатки добычи. Эти бедные люди часто по ночам плачут от голода в своих иглу, в то время, как сильные охотники мучаются от обжорства.

Киш унаследовал от отца обостренное чувство справедливости, гордость и отвагу. На одном из советов мальчик смело высказался в защиту слабых, чем вызвал насмешки старших соплеменников. Мальчика изгнали с совета, и тому пришлось доказывать свою правоту на деле. Он пошел на охоту. Вскоре люди оценили по достоинству смелость и смекалку юного Киша, который, к стыду старших, доказал, как должен поступать смелый охотник и настоящий мужчина. Через некоторое время он возвращается с добычей. Ему удается убить медведицу и двоих медвежат. Он делится мясом с другими по справедливости.

Дела идут хорошо, Киш ходит на охоту, возвращается с добычей. Он убивает только медведей, и сам их разделывает, как полагается настоящему мужчине. Даже опытным охотникам не понятно, как ему удается справляться со свирепыми медведями, а особенно с медведицами, которые ходят с детьми. Его даже начинают подозревать в колдовстве. Когда же люди его племени задают ему прямой вопрос об этом, мальчик раскрывает свой секрет.

Помогли ему очень простые вещи – китовый ус и китовый жир. Он скручивал китовый ус, помещал его в шарик из жира, и оставлял на морозе. Потом эти шарики он скармливал медведям, и когда они таяли в их желудке, китовый ус распрямлялся, и своими острыми концами причинял невыносимую боль жертве. Через несколько дней мучений, обессиленный медведь уже не представлял угрозы для мальчика, и Киш убивал его копьем.

Ум и сила

Ми видим, как ум помог мальчику заслужить уважение у людей племени и спасти их от голода. Но кроме смышлености, мальчик обладает смелостью и упорством.

Таким образом он смог отстоять справедливость в отношении к старым и слабым людям племени. Уважение к нему стает настолько большим, что его хотят сделать вождем, когда Клош-Кван, старый вождь племени, умрет.

Киш – «равный среди равных мужчин»

Детские образы в произведениях Джека Лондона занимают особе место. Они написаны с большой теплотой и любовью, возможно, чуть-чуть автобиографичны.

Дело в том, что жизнь самого писателя с раннего детства складывалась нелегко: слишком рано маленькому Джеку пришлось стать взрослым и узнать, что такое тяжкий труд. Сам о себе Джек Лондон говорил, что уже с юного возраста был «равным среди равных мужчин». Возможно, этим и объясняется появление в его произведениях такого героя, как гордый и мудрый Киш, который не довольствуется объедками, а хочет достойного существования для себя, своей матери, других обделенных. «Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда, прежде чем вы не придете ко мне и не скажете: «Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил». Киш произносит слова, полные огромного достоинства, и в дальнейшем соплеменники действительно приходят к нему и просят его говорить.

Сказание, легенда, притча…

«Сказание о Кише» – произведение, не совсем характерное для творчества Джека Лондона. Оно написано в стиле легенды, на что указывают зачин «давным-давно». Автор ссылается на давность событий, указывая на то, что продолжительность жизни, измерение отрезков времени исчисляется героями произведения в «солнцах». Лондон пишет: «Киш видел уже 13 солнц», то есть, мальчику – 13 лет.

Лексика героев также очень специфична. И это не удивительно. Скитаясь по Америке, писатель наблюдал за жизнью коренного населения, присматривался к их быту, изучал культурные традиции. В других произведениях автор не раз выражает восхищение находчивостью, силой и выносливостью местных жителей, индейцев, эскимосов. Любимые герои писателя – настоящие мужчины, немногословные и мужественные. Их национальность, принадлежность к разным эпохам не имеет значения. Главное – все они живут в суровых условиях, имеют свой кодекс чести, болезненно справедливы, а порой и беспощадны, как к себе, так и к окружающим. Племя Киша живет вдали от цивилизации. В племени действуют свои законы, с нашей точки зрения странные, жесткие, порой жестокие, но с определенной долей справедливости.

«… посмотреть друг другу в лицо»

Стоит отметить глубокую философичность «Сказания о Кише». «Солнце поднимается над землей, чтобы люди смогли согреться и посмотреть друг другу в лицо». В этой фразе заложен великий смысл: надежды людей на лучшее, ожидание тепла не только от солнечных лучей, но и от тех, с которыми ты живешь бок о бок, уверенность в том, что жизнь продолжается, и солнце согревает не только тела, но и души.

Людей в племени нельзя однозначно назвать злыми и недобрыми. Они – обыкновенные, со свойственными всему человеческому племени достоинствами и недостатками. Выставив с насмешками Киша с совета, они в то же время начинают искренне беспокоиться, когда мальчик долго не появляется в поселении, и даже снаряжают за ним спасательную экспедицию. Позже даже самые большие скептики признают право мальчика на свое мнение и справедливость его претензий.

Трогательна любовь мальчика к животным, живущим в племени и верно служащим человеку. Очень долго люди племени не могли понять, почему Киш не берет с собой на охоту собак, ведь каждому эскимосу известно – нет лучше помощника, чем хорошо обученная охотничья собака. И только позже, когда мальчик раскрывает секреты своего успеха, соплеменники понимают, что Киш таким образом заботится о собаках: съев по ошибке шарик, четвероногие друзья умрут в муках. Киш этого допустить не может, и оставляет собак в стойбище.

Loading...Loading...