Что такое дальняя авиация. Дальняя авиация России: история создания, описание и интересные факты. Военная авиация ВВС России

Большое небо дальней авиации [Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне, 1941–1945] Жирохов Михаил Александрович

Приложение 3. САМОЛЕТЫ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ (1926-1945)

Приложение 3.

САМОЛЕТЫ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ (1926-1945)

«Фарман» F.62 «Голиаф» (ФГ, ФГ-62)

Этот двухмоторный бомбардировщик был спроектирован в 1918 г. конструкторами французской фирмы «Сосьетэ де авьонс Анри э Морис Фарман». Представлял собой большой деревянный биплан с неубирающимся шасси. После окончания Первой мировой войны недостроенный опытный образец «Голиафа» поспешно переделали в пассажирскую машину. Первый полет он совершил в ноябре 1919 г.

В сентябре 1924 г. появилась модификация «Фарман» F.62 с моторами «Лорен-Дитрих» 12Db по 400 л. с, гражданских машин с такой мотоустановкой построили по крайней мере три: одну оборудовали как санитарную с местами для 12 носилок, врача и санитара; другую переделали в бомбардировщик, третью продали в Чехословакию.

В первой половине 1920-х гг. в Советской России, планируя со временем начать производство своих тяжелых бомбардировщиков, в качестве временной меры решили закупить их за границей. Выбор Управления ВВС пал на F.62. Самолеты служили долгое время как учебные, пока не были заменены на более совершенные машины.

«Юнкерс» ЮГ-1 (К.30С)

Бомбардировщик ЮГ-1, созданный немецкой фирмой «Юнкерс», представлял собой военный вариант пассажирского самолета G.24. Это был трехмоторный свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси. G.24 совершил первый полет 18 сентября 1923 г.

В варианте бомбардировщика самолеты (обозначался как К.ЗОС) начали строить с 1925 г. Основные узлы изготавливались в Германии, а окончательную сборку вели на заводе «АБ Флигиндустри» в Лимхамне (Швеция). Самолет мог эксплуатироваться как на колесном, так и на лыжном и поплавковом шасси.

После окончания Гражданской войны СССР имел далеко идущие планы, в том числе и военного строительства. Но своя промышленность лежала в руинах, поэтому решено было делать закупки за рубежом. В числе прочего предполагалось приобрести 23 К.ЗОС. Первый из них прибыл в СССР в ноябре 1925 г., но основная часть заказанных машин поступила позже - в 1926-1928 гг.

В ВВС РККА самолет получил обозначение ЮГ-1. Первые 8 бомбардировщиков пошли на вооружение новой 57-й эскадрильи в Троцке (ныне - Гатчина).

ЮГ-1 принимали участие в ряде крупных маневров Красной армии, но никогда не применялись в реальных боевых действиях. На учениях самолеты вели разведку и имитировали налеты на условного противника. При этом они летали и ночью.

С мая 1930 г. немецкие машины начали передавать из бомбардировочных эскадрилий в морскую авиацию и гражданский воздушный флот. Как учебные и военно-транспортные самолеты ЮГ-1 эксплуатировались в ВВС РККА до середины 1933 г.

После списания самолетов «Илья Муромец» и до появления туполевского бомбовоза ТБ-1 ЮГ-1 стал ненадолго единственным типом тяжелого бомбардировщика в ВВС РККА. На нем летчики могли получить опыт пилотирования тяжелых машин и позже применить его при освоении отечественных самолетов ТБ-1 и ТБ-3.

ЮГ-1 в СССР

Зав. № …… Дата передачи в СССР

901 …… 11.1925

903 …… 11.1925

906 …… 11.1925

930 …… 13.3.1926

932 …… 16.6.1926

934 …… 1.8.1926

935 …… 1.8.1926

936 …… 1.8.1926

938 …… 1.8.1926

940 …… 19.8.1926

942 …… 19.8.1926

943 …… 19.8.1926

945 …… 31.8.1926

946 …… 31.8.1926

948 …… 31.8.1926

952 …… 14.1.1928

954 …… 14.1.1928

955 …… 14.1.1928

956 …… 14.1.1928

957 …… 14.1.1928

958 …… 14.1.1928

959 …… 14.1.1928

960 …… 14.1.1928

ТБ-1 (АНТ-4)

ТБ-1 являлся первым советским тяжелым бомбардировщиком. Он проектировался с середины 1924 г. в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева. Двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси.

Первый опытный образец с английскими двигателями Нэпир «Лайон» поднялся в воздух 26 ноября 1925 г. (летчик А.И. Томашевский). Но серийное производство решили вести с моторами BMW VI. Второй опытный образец, ставший эталоном для серии, вышел на испытания в августе 1928 г.

Серийное производство ТБ-1 начали летом 1929 г. на заводе № 22 в Филях. Выпускались обычные ТБ-1 с колесным шасси (зимой заменявшимся лыжами) и ТБ1а (ТБ-1П) на поплавках. Машину сняли с производства в 1932 г. Всего построили 216 самолетов, включая 66 ТБ-1 а.

ТБ-1 состоял на вооружении ВВС РККА с 1929 г. Для увеличения дальности полета и веса бомбовой нагрузки с февраля 1932 г. на части самолетов смонтировали дополнительные наружные бомбодержатели, а затем мосты. Последние получили более трети машин. Радиус действия ТБ-1 был сравнительно невелик, и для него разработали съемный бензобак, размещавшийся в бомбоотсеке. Затем запас горючего пополнили установкой дополнительных баков в крыле. Работали над химическим и реактивным (безоткатными пушками) вооружением бомбардировщика, но это так и осталось в рамках экспериментов. Не был завершен и комплекс ТМС-36 - два беспилотных ТБ1, управлявшихся по радио операторами с самолета наведения. Такие летающие бомбы должны были поражать крупные и важные объекты, хорошо прикрытые средствами ПВО.

Как бомбардировщики ТБ-1 служили до 1936 г., а далее эксплуатировались как учебные и транспортные до 1939 г.

Переданные в ГВФ разоруженные ТБ-1 (там они именовались Г-1) широко применялись как грузовые. Как транспортные, они действовали на фронте в период Великой Отечественной войны. Последние машины летали в полярной авиации до 1949 г.

ТБ-3 (АНТ-6)

С декабря 1925 г. в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева разрабатывался проект транспортного самолета, предназначенного для перевозки крупногабаритных грузов. 6 июня 1926 г. эта машина рассматривалась уже как тяжелый дневной и ночной бомбардировщик. Опытный образец самолета АНТ-6 (ТБ-3) в первый раз взлетел 22 декабря 1930 г. (летчик М.М. Громов). Он представлял собой четырехмоторный свободнонееущий моноплан с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси.

Серийное производство ТБ-3 началось в феврале 1932 г. Бомбардировщики этого типа выпускались заводами № 22 (Москва), № 39 (Москва) и № 18 (Воронеж). Последний ТБ-3 построили в 1938 г. Всего изготовили 819 машин.

Моторы и стрелковое вооружение - в зависимости от модификации. Экипаж - 8-10 человек. Бомбовая нагрузка нормальная - 2000 кг, максимальная - до 5000 кг.

ТБ-3 с моторами BMW VI, М-17Б, М-17Ф; вооружение - 5 пулеметов калибра 7,62 мм (на первых самолетах без спаренных установок), на большей части выпущенных самолетов - 8, на последних сериях - 6 пулеметов (сняты подкрыльные башни); с 1933 г. введена «люлька» под носовой частью фюзеляжа; самый массовый вариант - более половины выпущенных самолетов;

ТБ-3 с. моторами М-34 и измененным капотированием мотогондол, выпускался с 1933 г.; вооружение - 8 пулеметов (на последних - 6 пулеметов, без подкрыльных башен);

ТБ-3 с моторами М-34Р, выпускался с лета 1934 г., с удлиненным фюзеляжем, новым вертикальным оперением, кормовой стрелковой установкой и отсутствием первой верхней турели, люковой установкой (в сумме - 7 пулеметов калибра 7,62 мм), масляно-воздушными амортизаторами шасси (вместо резиновых), тормозными задними колесами в тележках, электрифицированным бомбардировочным вооружением;

ТБ-3 с моторами М-34РН, выпускался с февраля 1936 г., с одиночными колесами вместо спаренных тележек, измененной носовой частью фюзеляжа, увеличенным размахом крыла; вооружение - 4 пулемета калибра 7,62 мм в экранированных турелях;

ТБ-3 с моторами М-34ФРН, выпускался в 1937 г., имел добавочные бензобаки в консолях, округлые законцовки горизонтального оперения, развитые зализы между крылом и фюзеляжем; вооружение - как у предыдущего варианта.

Четырехмоторные гиганты состояли на вооружении в СССР с весны 1932 г. Советские ТБ-3 впервые были применены при поддержке наступления у озера Хасан в августе 1938 г. На Халхин-Голе в июле-августе 1939 г. они использовались как ночные бомбардировщики и транспортные самолеты. В период похода на Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре того же года ТБ-3 доставляли горючее, боеприпасы и продовольствие наступающим войскам Красной армии. В «зимней» войне с Финляндией они применялись как ночные и изредка - как дневные бомбардировщики для ударов по тыловым объектам, снабжали окруженные части и соединения, вывозили раненых. При присоединении Прибалтики и Бессарабии в 1940 г. с этих машин были высажены крупные воздушные десанты.

ТБ-3 приняли активное участие в Великой Отечественной войне. С июня 1941 г. они применялись в Белоруссии и на Украине, провели серию налетов на приграничные районы Польши. В июне-июле эти машины вынужденно использовали днем, далее только по ночам. ТБ-3 длительное время составляли значительную часть парка АДД. Они участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. С конца 1943 г. использовались только как транспортные и учебные самолеты.

ТБ-3 сняли с вооружения советских ВВС осенью 1946 г. В гражданской авиации разоруженные бомбардировщики эксплуатировались под обозначением Г-2 как грузовые. В период Великой Отечественной войны Г-2 применялись для перевозок к фронту.

Р-6 (АНТ-7)

Р-6 - единственный советский серийный самолет, задуманный как «крейсер». Основным его назначением являлось сопровождение тяжелых бомбардировщиков за пределами радиуса действия истребителей. Он мог также использоваться как дальний разведчик. Самолет проектировался в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева с октября 1926 г,

Р-6 представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси. Из-за неоднократных изменений требований технического задания работа затянулась, и опытный образец построили только в августе 1929 г. С сентября начались летные испытания самолета. Проводил их М.М. Громов. АНТ-7 трижды выставлялся на государственные испытания и успешно прошел их к октябрю 1930 г.

Серийное производство Р-6 велось с начала 1931 г. Эту машину строили завод № 22 в Москве, завод № 31 в Таганроге и завод № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Всего выпущено 406 самолетов.

Серийно выпускались следующие модификации:

Р-6, первый серийный вариант, колесное шасси (зимой заменяемое лыжным), вооружение - 5 пулеметов (калибра 7,62 мм);

КР-6 - усовершенствованная модификация с зализами между фюзеляжем и крылом, посадочными щитками, масляно-воздушной (вместо резиновой) амортизацией шасси, тормозными колесами; вооружение - 4 пулемета (снята выдвижная подфюзеляжная башня). Такие машины выпускались в Москве в 1934-1935 гг.

Оба этих варианта состояли на вооружении тяжелобомбардировочных бригад. Кроме того, выпускались их соответствующие модификации (Р-6а и КР-6а) для морской авиации (были оснащены поплавковым шасси).

Самолетами Р-6 и КР-6 с 1932 г. комплектовались эскадрильи многоместных истребителей (впоследствии переименованные в крейсерские) и дальнеразведывательные эскадрильи, входившие в структуру тяжелобомбардировочных бригад. В боевых действиях никогда не участвовали. Хотя самолеты довольно быстро устарели, в строевых частях они эксплуатировались вплоть до 1937 г. Их широко использовали как учебные при переходе авиачастей на скоростные бомбардировщики СБ. В летных школах и училищах Р-6 и КР-6 сохранялись вплоть до Великой Отечественной войны.

В конце 30-х гг. значительное количество машин передали в гражданскую авиацию, где они служили под обозначениями ПС-7 (колесные) и МП-6 (поплавковые)- В ведомственной авиации последние Р-6 летали до конца 1950 г.

До Великой Отечественной войны в СССР созданию пассажирских самолетов не придавалось такого значения, как производству машин военного назначения. Пробел в гражданской тематике восполнили в 1936 г. покупкой лицензии на производство удачного американского самолета DC-3. Первая серийная машина вышла из сборочного цеха завода № 84 летом 1939 г. Она называлась ПС-84 (пассажирский самолет 84-го завода) и оснащалась отечественными двигателями.

Желание военных приспособить под военные нужды любые авиационные новинки привело к тому, что заводские конструкторы приступили к переоборудованию «воздушного грузовика» в бомбардировщик. Еще во время советско-финской войны А.Е. Голованов, в то время командир экипажа транспортного ПС-84, пробовал, и небезуспешно, использовать свою машину в качестве бомбардировщика. Начавшаяся в 1941 г. война, большие потери советской авиации в первые ее месяцы самым естественным образом привели к решению о массовом выпуске бомбардировочного варианта ПС-84.

Серийный выпуск начался в начале 1942 г., а с сентября того же года самолет стал называться Ли-2 по фамилии главного инженера завода № 84 Б.П. Лисунова. Военная модификация отличалась от гражданской наличием внешних бомбодержателей, установленного снаружи бомбового прицела и оборонительного вооружения. При этом машина была двойного назначения и могла выполнять и транспортные функции.

Самолет производили на заводе № 34 в Ташкенте (куда было эвакуировано оборудование завода № 84) и № 126 в Комсомольске-на-Амуре (с 1946 г.). Всего было выпущено 4863 машины.

Во время войны Ли-2 имели на вооружении многие соединения АДД. Среди них: 101-й и 102-й транспортные полки 1-й ад дд, 53-я и 62-я ад дд, 340-й ап дд 54-й ад дд и др. Ли-2, наряду со своими «родными братьями» - самолетами С-47, поставлявшимися в Советский Союз по ленд-лизу, - участвовали практически во всех операциях ВВС и АДД в Великой Отечественной войне. Кроме бомбардировок (главным образом ночных) они осуществляли транспортные и санитарные перевозки, выброску десантов и разведгрупп в тыл противника, использовались для связи с партизанами, перебрасывая им грузы и вывозя раненых. С помощью Ли-2 проводилось быстрое перебазирование целых авиачастей.

Несколько полков, имевших на вооружении бомбардировщики Ли-2, приняли участие и в войне на Дальнем Востоке в августе 1945 года.

После войны необходимость в Ли-2 как в бомбардировщике отпала, и машины стали использоваться по своему первоначальному, пассажирско-транспортному назначению, а также как учебно-тренировочный самолет.

Выпуск самолетов ПС-84/Ли-2 в 1938-1945 гг. {58}

ДБ-3 (Ил-4)

Цельнометаллический бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30) являлся развитием опытного самолета ЦКБ-26 смешанной конструкции. Последний первоначально проектировался в ЦКБ под руководством СВ. Ильюшина как скоростной ближний бомбардировщик ББ-2, но затем был оснащен дополнительными бензобаками и превращен таким образом в бомбардировщик дальний. Представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан с гладкой обшивкой, закрытыми кабинами и убирающимся шасси. ЦКБ-30 совершил свой первый полет 31 марта 1936 г. (летчик В.К. Коккинаки).

Серийное производство ДБ-3 было организовано с января 1937 г. Самолеты строились заводами № 39 (Москва, затем Иркутск), № 18 (Воронеж), № 126 (Комсомольск-на-Амуре), № 23 (Москва). С лета 1942 г. именовался Ил-4. До прекращения производства в конце 1945 г. выпустили 6785 самолетов.

Существовали следующие серийные модификации:

ДБ-3 (ДБ-3А) с моторами М-85 или М-86, вооружение - три пулемета калибра 7,62 мм;

ДБ-3Б с моторами М-87, отъемными консолями крыла, измененным остеклением кабины штурмана, новым фонарем кабины пилота, усиленным шасси, броне-защитой экипажа, частичным протектированием бензобаков, вооружение - три пулемета калибра 7,62 мм; часть самолетов позднее переделана с установкой новых турелей МВ-2 и МВ-3 или с установкой дополнительного пулемета в хвостовом коке;

ДБ-3ф (первые серии именовались ДБ-3М, а с лета 1942 г. самолет стал называться Ил-4) с моторами М-87 или М-88, новой веретенообразной носовой частью, новым шасси; вооружение из двух (первые серии) или трех 7,62-мм пулеметов; с начала 1942 г. состояло из одного 12,7-мм пулемета и двух 7,62-мм; с 1942 г. на части самолетов устанавливались деревянные каркас кабины штурмана и хвостовой кок, с апреля того же года применялись подвесные бензобаки; с 1943 г. в производство внедрены усиленное шасси и увеличенная стреловидность крыла по передней кромке. Кроме того, с середины войны для снижения потерь в ночных вылетах на выхлопных патрубках Ил-4 стали устанавливать пламегасители.

Серийно выпускались также торпедоносцы ДБ-3Т и Ил-4Т для морской авиации. ДБ-3 состояли на вооружении, главным образом, дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА.

Зимой 1939/40 года большую часть дальних бомбардировщиков привлекли к налетам на Финляндию. Они действовали как по целям у линии фронта, так и в глубине страны. Летали в основном днем, но наносились и ночные удары.

В июне 1941 года ДБ-3Б и ДБ-3ф, которые составляли основу авиации дальнего действия, широко использовались днем против наступающих войск противника. Далее машины были переведены в основном на ночные действия, атакуя объекты в ближнем и дальнем тылу немцев.

Полки, вооруженные ДБ-3 и Ил-4, участвовали во всех основных операциях советской армии. В июле 1942 г. Ил-4 дальней авиации совершили серию налетов на Берлин, Будапешт, Бухарест, Плоешти, города Восточной Пруссии. Далее они перемежали поддержку войск на фронте с рейдами в глубь территории противника. Активно действовали под Сталинградом (в том числе днем) и Курском. В феврале 1944 г. Ил-4 задействовали в массированных налетах на Хельсинки, весной того же года они поддерживали операции в Прибалтике и Крыму. В июне большую часть сил сосредоточили для подготовки наступления в Белоруссии. Ил-4 закончили войну, летая с аэродромов Польши на цели в Германии. Они активно участвовали в Берлинской операции. В августе 1945 г. Ил-4 применялись в короткой кампании на Дальнем Востоке против японской Квантунской армии.

Как бомбардировщики эти самолеты служили до 1949 г., как учебные машины - дожили до начала 50-х гг.

Ер-2 (ДБ-240)

Самолет спроектирован в ОКБ-240 под руководством ВТ. Ермолаева. Бомбардировщик стал развитием пассажирского самолета «Сталь-7», сконструированного в НИИ ГВФ талантливым авиаконструктором Р.Л. Бартини. Опытный ДБ-240 впервые поднялся в воздух 14 мая 1940 г. Серийное производство начато в октябре 1940 г.

Ер-2 выпускался на заводах № 18 в Воронеже и № 125 (39) в Иркутске. Производство было прервано в сентябре 1941 г. и возобновлено в 1944 г. Всего построено 462 экземпляра.

Ер-2 выпускался в двух основных вариантах:

С асимметричной кабиной, моторами М-105Р и пулеметами: 1 х 12,7 мм и 2 х 7,62 мм;

С симметричной двухместной кабиной, дизелями АЧ-ЗОБ и вооружением: 1 пушка 20 мм и 2 пулемета 1.2,7 мм.

Возраставшие требования по дальности полета и бомбовой нагрузке заставляли конструкторов искать выход, пробуя те или иные новые двигатели. Наиболее перспективными по удельному расходу топлива представлялись дизели, однако их недоведенность помешала их массовому внедрению. Большую часть авиапарка Ер-2 в действующих частях составляли самолеты с моторами М-105.

На вооружении ВВС РККА бомбардировщик находился с мая 1941 г. по май 1946 г. С начала войны он состоял на вооружении двух дальнебомбардировочных полков (420-м и 421-м тбап). Ер-2 использовался как дневной и ночной бомбардировщик. В августе 1941 г. и позже принимал участие в налетах на Берлин и другие города Германии. Выпуск возобновлен в 1944 г.

Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, моноплан с убирающимся шасси. Создан в АГОС ЦАГИ под руководством В.М. Петлякова. Опытная машина (АНТ-42) совершила первый полет 27 декабря 1936 г. (экипаж М.М. Громова). Серийное производство начато в июне 1940 г. Строился на заводах № 22 в Москве и № 124 в Казани. Снят с производства в 1944 г. Всего построено 93 экземпляра.

На вооружении ВВС Красной армии состоял с весны 1941 г. В составе полков авиации дальнего действия Пе-8 принимали участие во многих операциях Великой Отечественной войны, нанося удары как по целям у линии фронта, так и в глубоком тылу противника. Бомбардировщик был единственным носителем самой крупной советской авиабомбы - калибром 5000 кг. В августе 1941 г. несколько экипажей АДД на нем бомбили Берлин. На этом же самолете советская делегация во главе с В.М. Молотовым в 1942 г. летала в США.

Самолет постоянно совершенствовался, повышалась масса бомбовой нагрузки. Основательная модернизация была проведена в 1943 г. Пе-8 имел разные варианты мотоустановок: АМ-34ФРНВ (на прототипе), АМ-35А, дизели АЧ-30Б и М-30, на более поздних модификациях - АШ-82. На некоторых машинах на выхлопные патрубки двигателей устанавливались пламегасители.

С июня 1944 г. экипажи 45-й авиадивизии выполняли на этих самолетах в основном тренировочные полеты. В августе были совершены последние боевые вылеты. Пе-8 был снят с вооружения ВВС в 1946 г.

В-25 «Митчелл»

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Спроектирован в КБ американской фирмы North American. Первый полет опытная машина совершила в январе 1939 г. Из 5815 выпущенных экземпляров 862 поставлено в СССР. Первые самолеты в Советский Союз попали в апреле 1942 года, массовая поставка (главным образом, через Аляску по трассе Алсиб) началась с 1943 г.

Поначалу В-25 (в советских документах обозначался как Б-25) определили во фронтовую авиацию, однако скоро признали более целесообразным применять его как дальний бомбардировщик в составе АДД. Экипаж - 5-6 человек.

У советских летчиков «Митчелл» пользовался большой популярностью. Мощные моторы, удобные места для экипажа, отличное оборонительное вооружение, богатое по тем временам навигационное и прицельное оборудование позволяли экипажам эффективно выполнять задания. Бывало, что даже при отказавшем на взлете двигателе, на одном работающем моторе, летчики доходили до цели, сбрасывали бомбы и возвращались обратно. Самолет постоянно модернизировался с учетом боевой эксплуатации. Фирмой North American учитывались даже рекомендации советского летно-технического состава. Например, по воспоминаниям ветеранов 4-го авиакорпуса, после подачи тех или иных предложений уже месяца через три можно было наблюдать их воплощение на поступивших из США серийных самолетах.

Бомбардировщики В-25 состояли на вооружении многих полков АДД, большинство из которых отличились в боевых действиях и получили различные почетные наименования: «Севастопольский», «Рославльский» и др. Кроме бомбардировочных задач, они выполняли разведывательные и транспортные функции.

В конце 1943 г. несколько машин использовались в 113-м авиаполку в качестве ночных блокировщиков-охотников. Для этого их оснащали батареей из двух пулеметов УБТ (12,7 мм) и двух пушек ШВАК (20 мм). Бомбардировщики использовались практически на всех фронтах Великой Отечественной войны вплоть до самого ее конца.

По условиям ленд-лиза по окончании войны все самолеты В-25 должны были быть возвращены в США, однако этого не произошло, и «Митчеллы» состояли на вооружении ВВС СССР до 1953 г. Так как самолет имел шасси с носовой стойкой (в отличие от большинства отечественных бомбардировщиков, имевших хвостовую опору), его применяли в полках дальней авиации в качестве переходного при переучивании на тяжелые бомбардировщики Ту-4.

В СССР поставлялись несколько модификаций самолета:

В-25С - с моторами R-2600-13, автопилотом и вооружением: 6 пулеметов 12,7 мм;

B-25D - аналогичен В-25С, но имевший несколько измененную компоновку, вооружение: 9 пулеметов 12,7 мм; Из книги автора

Приложение 5. Самолеты, переброшенные на Мальту авианосцами в 1940 – 42 гг. (1) Как часть операции «Пьедестал»(2) Кроме того, несколько «Суордфишей» и «Фулмаров» «Илластриеса» действовали с Мальты, когда в январе 1941 года авианосец получил тяжелые

Из книги автора

Приложение № 2. Результативность потребительных авиаполков морской авиации в 1941-1945 гг.{37} Полк …… Принадлежность / К-во побед / К-во боевых вылетов3 Гвиап (5 иап) …… КБФ / 507 / Более 200004 Гвиап (13 иап 1-го форм.) …… КБФ / 431 / Более 220002 Гвиап (72 сап) …… СФ / 408 / Нет точных данных11

Из книги автора

Приложение № 3. Лучшие асы истребительной авиации ВВС РККА 1936-1945 гг. Приведенный ниже список содержит имена летчиков, сбивших не менее 40 самолетов противника, и составлен по принципу убывания. Принятые сокращения: * - Герой Советского Союза, ** - дважды Герой Советского

Из книги автора

Приложение Асы транспортной авиации 1 сентября 1939 года Адольф Гитлер в дополнение к традиционному Железному кресту первого и второго класса учредил новую высшую награду в германской армии – Рыцарский крест (RK). Затем 3 июля 1940 года был введен Рыцарский крест с дубовыми

Из книги автора

Приложение 3 Тактико-технические данные самолетов немецкой морской авиации Второй мировой войны Цит. по: Ричардс Д., Сондерс X. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне. 1939–1945 годы. – М.: Воениздат, 1963; Лаврентьев H. М. и др. Авиация ВМФ в Великой

Из книги автора

Приложение 4. КРАТКИЕ СПРАВКИ ПО НЕКОТОРЫМ ПОЛКАМ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ 200-й дальнебомбардировочный авиационный полкУправление сформировано по штату 15/828-Б, численность 40 человек. 5 эскадрилий - сформировано по штату 15/807-Б, численностью 570 человек. К началу войны на вооружении

Из книги автора

Дэйвид С. Исби Триумф люфтваффе: провал операции бомбардировочной авиации союзников в 1944–1945 годах Случается, что нечто, которое могло бы быть, больше похоже на правду, чем сама правда Уильям Фолкнер. «Авессалом, Авессалом» В течение пяти месяцев, с октября 1943 по март 1944

Из книги автора

Приложение № 4 Члены экипажа подводной лодки С-13 – участники похода 11.01–15.02.1945 г. и их награждение приказом командующего КБФ № 30 от 13.03.1945 г Орденом Красного Знамени награждено 7 человек:1. Командир ПЛ капитан 3-го ранга Маринеско Александр Иванович2. Помощник командира

Из книги автора

Приложение 10. Список потерь морских офицеров Азовской флотилии в 1769–1774 гг.{1926} Воинское звание и имя … Год и причина выбытияМичман П. Мусин-Пушкин … 1769 г. выбытие по смертиМичман М. Сумароков … 1770 г. выбытие по смертиГенерал-кригс-комиссар И.М. Селиванов … 1771 г. выбытие по

Из книги автора

СПРАВОЧНИК Гвардейские части и соединения советской авиации 1941-1945 гг. Борис РЫЧИЛО Мирослав МОРОЗОВМоскваПриказом Народного Комиссара Обороны СССР от 12 декабря 1941 года первые шесть авиационных полков, отличившихся, в основном, в оборонительных сражениях на подступах

Ежегодно 23 декабря в России отмечается День дальней авиации – профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации ВВС России. Это сравнительно молодой праздник. Он был учрежден лишь в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС страны Анатолия Корнукова.

День дальней авиации России

Праздничная дата безусловно была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. Именно 23 декабря 1913 года свой первый испытательный полет совершил четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Это первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского. Его по праву называют «прадедушкой» всех современных стратегических бомбардировщиков ВКС России. Лишь год спустя – 23 декабря 1914 года вышел императорский указ Николая II. В результате в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в истории тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. В 2018 году дальняя авиация России отмечает уже свой 104-й день рождения.

Первая мировая

В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырехмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК). Самолеты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряженная обстановка и ожесточенные сражения на фонтах гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу. Авиагруппа, в свою очередь, в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.

Дальнейшее развитие дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Он был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. В 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а также и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Ильюшина.

В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков сводятся в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжелых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк. По мнению специалистов, на 22 июня 1941 года ДБА насчитывала всего порядка 1500 самолетов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности.

Великая Отечественная

Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии. А также выполняли специальные задания советского командования.

Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны летный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов. В результате, на позиции и объекты инфраструктуры противника сбросили более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.

Послевоенные годы

В 1950-е годы принимается на вооружение реактивная техника. Встали в строй дальние бомбардировщики Ту-16 и стратегические бомбардировщики Ту-95 и 3М. После этого бесспорно произошел настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза. В те же годы самолеты и экипажи дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой. За годы с 1970 по 1980-е состав дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы. Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.

После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжелым экономическим состоянием страны, интенсивность полетов экипажей дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года дальняя авиация России возобновила полеты в удаленных регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полеты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.

После завершения Второй мировой войны самолеты дальней авиации принимали участие в боевых действиях. Например, в Афганистане в 1980-е годы и на Северном Кавказе в 1990-х годах. А также, в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики взлетели с аэродромов на территории России. Они нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. Как известно, в 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.

Наши дни

За 104 года своего существования дальняя авиация России прошла большой путь. Славный путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» и до своего современного облика. Сегодня на вооружении дальней авиации ВВС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолеты. Во-первых, это сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М. Во-вторых, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ. В-третьих, это модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3. А также, самолеты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники. Только в 2018 году состав дальней авиации пополнился еще четырьмя модернизированными бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС и одним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-160.

Основным вооружением самолетов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении, а также, авиационные бомбы различного назначения и калибра.

Стратегические бомбардировщикис крылатыми ракетами большой дальности способны не только наносить сокрушительные удары по заданным целям в любой точке планеты, но и демонстрировать решимость применения своего оружия.Дальняя авиация – одна из важнейших составляющих российских ударных сил ядерного сдерживания .

По своему статусу, масштабу и характеру выполняемых задач — это средство для решения стратегических задач . На вооружении дальней авиации состоят стратегические ракетоносцы Ту-160 , Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78(М), специальные самолеты Ан-30Б, транспортные самолеты Ан-12, Ан-26, вертолеты Ми-8 и Ми-26.

В ходе выполнения государственного оборонного заказа в авиационные части дальней авиации поступали модернизированные воздушные суда всех модификаций и авиационные двигатели.

В последнее время возобновлены полеты самолетов дальней авиации по плану стратегического сдерживания. Стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли посадку на аэродромах стран Карибского бассейна (Венесуэла, Никарагуа), благодаря использованию самолетов-заправщиков с аэродромов Северной Африки (Египет) и Юго-восточной Азии (Вьетнам). Также самолеты дальней авиации достигли акваторий Средиземного и Южно-Китайского морей.
Впервые, самолеты Ил-78 авиационного полка самолетов-заправщиков
командования дальней авиации произвели посадку на аэродроме Каир (Египет), а экипажи стратегических ракетоносцев Ту-95МС выполнили полёты по плану мероприятий стратегического сдерживания вдоль побережья Норвегии, Великобритании, Испании, Португалии с дозаправкой топливом в воздухе.

План по налету экипажей дальней авиации выполнен на 100%, средний налет составляет 130 ч.

Основные задачи в текущем году – выполнение полетов по плану стратегического сдерживания в удаленные географические районы на полный радиус действия стратегических бомбардировщиков, в том числе с дозаправкой топливом в воздухе, а также участие в стратегических командно-штабных учениях.

Сирия. Уничтожение баз террористов — одна из задач, которую успешно выполнили ВКС России.

Одним из приоритетных направлений Гособоронзаказа является получение с предприятий промышленности модернизированных самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3. Все машины, прошедшие модернизацию, получат новые комплексы и системы, что значительно увеличит их боевой потенциал.

Вакуумный подарок от «Белого Лебедя»:

за что американцы так боятся Ту-160

Стратегические ракетоносцы Ту-160М станут основой нестратегического сдерживания вероятного противника от агрессии против России. В прошлом году ВВС получили на вооружение первую такую машину.

А к 2020 году Ту-160М в российской армии будет не менее 10. В отличие от своих предшественников, они смогут применять не только ядерное, но и обычное высокоточное вооружение повышенной мощности.

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 поступили на вооружение дальней авиации в 1987 году. За изящество форм тяжелый бомбардировщик-ракетоносец получил красивое имя «Белый лебедь» , а в странах НАТО — Blackjack. Особенностью самолета стало крыло изменяемой стреловидности, что позволяет совершать сверхдальние полеты на экономном режиме работы двигателей — без дозаправки в воздухе почти на 14 000 км. Максимальная взлетная масса — 275 тонн. Максимальная скорость — 2230 км/час. Крейсерская — 917 км/час. Боевая нагрузка — 45 тонн.

Стратегические бомбардировщики: отечественный Ту-160 и американский В-В1 были созданы практически в одно время и призваны решать схожие задачи. Возможности самолетов сравнил военный эксперт Михаил Тимошенко. Он напомнил, что изначально оба бомбардировщика создавались для доставки крылатых ракеты с ядерными зарядами на территорию противника. Эксперт отметил, что по многим параметрам отечественный борт опередил заокеанский.

«Ту-160 превосходит B-B1 по максимальной скорости. У нашего бомбардировщика это — 2300 км в час, то у американского 1328. Боевой радиус Ту-160 — 6000 км, у B-1B — 5500. Наша машина с 45 тоннами боевой нагрузки может сходить к цели, со сверхзвуковой скоростью, на дистанцию 6000 километров, и потом вернуться, зарубежный самолет этого сделать не сможет — у него дальность — 5500 км », — пояснил Тимошенко.

По мнению эксперта, Ту-160 обошел «конкурента» и по боевой нагрузке — 45 тонн против 34 во внутренних отеках. «Некоторые говорят, что у B-1B возможна еще подвеска на внешних узлах, но тогда надо забыть о его максимальной дальности. Она существенно упадет, если на внешних узлах появится дополнительное вооружение», — пояснил эксперт. Существенно отличаются самолеты и своим вооружением.

«У американцев на борту есть кластерные и управляемые бомбы. Они умеют носить и крылатые ракеты, но дальность их существенно меньше, чем у того вооружения, что есть у Ту-160.

Ракеты Х-55 летают на дистанцию до 3 тыс. километров, а более совершенные отечественные модели ракет — до 5 тыс.», — подчеркнул эксперт.
Зарубежный самолет больше предназначен для работы по незащищенным целям и преодоления ПРО противника на небольшой высоте. Отечественные Ту-160 созданы для атаки противника крылатыми ракетами на дальних дистанциях. Эксперт особенно подчеркнул, что 200 килограммового ядерного заряда (а именно столько несет каждая из 12 крылатых ракет Ту-160) будет вполне достаточно для уничтожения высокозащищенных целей, к примеру бункеров противника. На их месте останется только воронка диаметром 300 метров и глубиной 50.

Размер имеет значение

В отличие от ядерных ракет, стратегические бомбардировщики — более гибкий инструмент убеждения. Взлетев с аэродрома Энгельс под Саратовом, наши «Белые лебеди» могут легко долететь до побережья США, Великобритании, внезапно оказаться в Индийском океане или у берегов Австралии. Под них специально были сделаны так называемые аэродромы «подскока» — промежуточные базы, где экипаж может отдохнуть, технические службы пополнят запасы топлива, провести обслуживание машин. Министр обороны РФ Сергей Шойгу договорился, что наши бомбардировщики смогут «залетать на перекур» и в страны Латинской Америки: Венесуэлу, Никарагуа и Кубу.
Причем, в «чреве» бомбардировщика могут теперь лежать не только стратегические ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55 , но и новейшие Х-101 , а также сверхмощные вакуумные авиабомбы.

Первыми презентацию подобной бомбы в 2003 году сделали американцы, показав боеприпас GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast Bomb (MOAB). Эта 11-тонная в тротиловом эквиваленте бомба за свою разрушительную мощь была
напыщенно названа американцами «Матерью всех бомб». Бомба разработана конструктором фирмы «Boeing» Альбертом Уимортсом. Ее длина — 10 м, диаметр -1 м. Из ее массы 8,5 т составляет взрывчатка. Это — термобарическая бомба. В таком снаряде в качестве горючего используется окись пропилена или этилена, имеющую температуру кипения около 11 градусов. Во время детонации заряда образовывается аэрозольное облако, вступающее с кислородом в реакцию, в результате чего происходит взрыв. 30 вакуумных бомб способны уничтожить все живое в радиусе более двух тысяч метров.

В 2003 году американские ВВС провели два испытания бомбы GBU-43/B на полигоне в штате Флорида. В ходе операции «Несокрушимая свобода» один экземпляр GBU-43/B отправили в Ирак, но он остался неиспользованным — к моменту его доставки активные боевые действия завершились. У GBU-43/B при всех достоинствах есть существенный минус — ее основной носитель не боевой самолет, а военно-транспортный C-130 Hercules, вываливающий бомбу на цель через погрузочную аппарель — то есть, она может применяться, только если у противника ПВО отсутствует или полностью подавлена. Поэтому российский вариант бомбы превосходит американский аналог не только по боевым характеристикам, но еще и по тому, что может использоваться с лучших в мире стратегических бомбардировщиков Ту-160М.

Отец всех бомб

Российский ответ на «мать всех бомб» последовал в 2007 году. Тогда по центральному телевидению был показан фильм , как сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 взлетает с аэродрома. Вот раскрываются створки его бомболюка, и выскальзывает что-то похожее на бочку. На маленьком белом парашюте бомба устремляется к земле. Дальше — взрыв. Затем его последствия: руины многоэтажки (скорее всего какие-то производственные корпуса), обожженная до состояния лунной поверхности земля, обломки военной техники и камней.
«Результаты испытаний созданного боеприпаса показали, что он по своей эффективности и возможностям соизмерим с ядерным боеприпасом, — прокомментировал тогда ситуацию замначальника Генштаба Александр Рукшин. — В то же время, и это я особо хочу подчеркнуть, действие этого боеприпаса абсолютно не загрязняет окружающую среду по сравнению с ядерным боеприпасом. Новый боезаряд обеспечит нам возможность обеспечить безопасность государства и в то же время противостоять международному терроризму в любой обстановке и в любом регионе».

«Новая вакуумная авиабомба позволила заменить целый ряд созданных ранее ядерных средств поражения малой мощности (тактических ядерных боеприпасов мощностью не более 5 килотонн, которые можно применять на поле боя), — уточнил тогда замначальника Генштаба

По некоторым данным, российский ответ, прозванный по аналогии с американской бомбой «Отцом всех бомб», весит более 7 тонн, а мощность взрыва достигает 44 тонн в тротиловом эквиваленте. При меньшей массе взрывчатого вещества, как отмечают военные, чем в американской бомбе 7,1 против 8,2 тонны соответственно, российский боеприпас в четыре раза мощнее. При этом температура в эпицентре взрыва выше в два раза. Общая площадь поражения, по некоторым данным, превышает американский аналог в 20 раз.

Средство зачистки

Объемно-детонирующие авиационные бомбы (ОДАБ) действуют на основе так называемого объемного взрыва. Создает их московское ГНПП «Базальт» . Они предназначаются для поражения целей, расположенных в складках местности или в полевых фортификационных сооружениях открытого типа, а также, чтобы проделать проходы в минных заграждениях. Так, американцы во Вьетнаме «расчищали» ими площадки в джунглях для посадки вертолетов. Советская армия в Афганистане бомбила пещеры Тора-Бора и прочие подземные укрепления душманов. В СССР и России наиболее мощными авиационными боеприпасами до последнего времени считались объемно-детонирующая бомба ОДАБ-1500 и фугасная ФАБ-9000. Это фугасный снаряд большого калибра, который предназначен для действия по крупным сухопутным и морским целям.
В носовой части бомбы находится сложное электромеханическое устройство, предназначенное для боевого взвода и распыления взрывчатого вещества. После сброса устройства через установленное время начинается распыление боевого вещества. Полученная аэрозоль преобразуется в газовоздушную смесь, которую затем подрывает взрыватель. ОДАБ создает ударную волну с избыточным давлением около 3000 кПа (30 кгс/см), фактически образуя в эпицентре взрыва полностью лишенную воздуха вакуумную среду. Этот перепад давления буквально разрывает изнутри все: людей, боевую технику, укрепления и оборонительные постройки противника. Применять бомбы можно в любых погодных условиях с высот 200-1000 м на скоростях 500-1100 км/ч.

Объемно-детонирующие бомбы классифицированы ООН как «негуманные средства ведения войны, вызывающие чрезмерные страдания людей». Однако, несмотря на такую формулировку, они не запрещены и вообще не подпадают ни под один международный договор.

«Применение подобного оружия не регламентируется никакими международными договорами, — подтвердил телеканалу ЗВЕЗДА профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, поэтому это очень опасное средство ведения войны. — По своим характеристикам оно сопоставимо с ядерным, но не несет загрязнения окружающей местности. Так что может быть применено в любой подходящий момент».

Что об этом думают наши «партнеры»?

Новые российские крылатые ракеты представляют собой «очень большой вызов» для обороны США, поскольку позволяют дальней авиации поражать североамериканские цели, не покидая воздушного пространства России, заявил в среду глава Командованиявоздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) адмирал Уильям Гортни.

По его словам, российская дальняя авиация качественно лучше советской, и перехват российских ракет намного сложнее, чем перехват советских стратегических бомбардировщиков.

«Крылатые ракеты очень эффективны, против них очень тяжело защищаться, и это очень большой вызов для NORAD», - заявил адмирал Гортни, в прошлом боевой пилот на американских авианосцах. Гортни выступал в Атлантическом совете в Вашингтоне.

«Вызов, который стоит перед нами, - это российская дальняя авиация и угроза российских крылатых ракет с подводных лодок и (других) подводных и надводных платформ. Это вызов, поскольку на протяжении 57 лет NORAD занимался обороной. Предполагалось, что советская или российская дальняя авиация входит в наше боевое пространство, и мы должны иметь дело с ними там», - пояснил командующий NORAD.

«Но Россия выставляет качественно лучшие силы, чем основывавшиеся на количестве Вооруженные силы Советского Союза. У них другая доктрина», - добавил адмирал.

«Они развертывают управляемые ракеты, которые очень точны и обладают очень большим радиусом действия до такой степени, что их дальняя авиация теперь может не покидать российское воздушное пространство и использовать обычные ядерные боеголовки против целей и критически важной инфраструктуры в Канаде, США и на Северо-Западномтихоокеанском побережье (США и Канады)», - добавил он.

«Это заставляет нас ловить стрелы вместо того, чтобы пытаться подстрелить лучников», - заключил Гортни.

Андрей Караулов:

США в ужасе от нашего «оружия судного дня» ИЛ-80

Ольга Шаблинская, АиФ. ru :

Андрей Викторович, в недавнем интервью «АиФ» вы рассказали о возрождении оборонных предприятий… Это вызвало полемику среди читателей: мол, в стране кризис, сами с «голой ж…», но зато строим ракеты!

Андрей Караулов:

Либералы скажут тебе, что Путин делает дорогостоящие игрушки, которые невозможно продать нигде в мире, и эти игрушки разорят нашу страну. Но у нас есть «Ил-80» - это «оружие судного дня», именно так назвали его американцы… Управление происходит таким образом: три человека - президент, министр обороны и начальник Генштаба ВС - одновременно нажимая кнопки, дают старт ядерным ракетам страны. Один президент не запустит ядерную ракету, один министр обороны - тоже, и даже президент и министр обороны вдвоём не запустят ядерные ракеты, если не будет третьего - начальника Генерального штаба. А если вдруг во время бомбёжки погиб верховный главнокомандующий, если вдруг во время этой же бомбёжки погибли министр обороны и начальник Генерального штаба, тогда что? То есть, перебили всех…

И что же тогда?

А тогда в воздух поднимается огромная машина «Ил-80», и с этого самолёта на все шахты, где есть наши ядерные ракеты - «Рубеж», «Тополь», «Сатана», «Ярс», «Булава», поступает команда на пуск, на ответный удар по тому негодяю, который ударил по нашей стране…

Представляешь? Апокалипсис какой-то, перебили всех - и вдруг… поступает команда всем ядерным ракетам… А что будет, спрошу я тебя, если вдруг и «Ил-80» сбили? Ну вот убили же президента, убили же министра обороны, убили начальника Генштаба, вдруг ещё и самолёт собьют, что будет тогда?! Тогда вообще Хичкок отдыхает! В воздух взлетает новая ракета и летит по ломаной траектории (кстати, как и ракета «Рубеж» - величайшее создание академика Соломонова). И с этой ракеты уже из космоса идёт команда всем нашим ядерным установкам на ответный удар. И всё это - разработки учёных Российской Федерации. Когда я про всё это услышал, подумал: точно сошли с ума. А мне говорят: «Караулов, ты просто дурак. Путин давно всё возродил». До Путина, до ракет Соломонова ракеты у нас вырезались безжалостно по договору СНВ-1, СНВ-2. Был проект оставить чуть ли не две ракетные дивизии, а все остальные пустить под нож, под нож, под нож.

Вы говорите, что «Ил-80» - самое страшное оружие, которого боятся американцы. Но ведь и у них самих ведутся военные разработки…

У США закон: если оружие противника наносит континенту Америке неприемлемый ущерб, Третья мировая невозможна. США - единственная страна, которая может начать именно мировую войну, единственная страна, которая применила ядерное оружие - вспомните Хиросиму и Нагасаки. Нет больше державы, которая может начать именно мировую войну. Но мы сегодня Америку опередили по военному производству на десятки лет вперёд.

Сегодня у нас снова производятся мощные ракеты, начиная с «Тополя» и заканчивая старой «Сатаной», «Булавой» с морским стартом…

Возвращено производство ракет блуждающего старта. Представьте себе обычный состав, вагоны чуть больше обычных товарных, но… крышки вагона раздвигаются, и вылетает красавица-ракета «Баргузин». У нас было четыре таких комплекса. Михаил Сергеевич Горбачёв их все уничтожил, всё под нож пустил, включая специальный завод в Перми, который был продан по цене двухкомнатной квартиры в Ясенево.

Каждая ракета - это ручная сборка. Каждый может понять: если с «Ил-80» автоматически поступает команда на старт всем ракетным установкам страны, какие же это технологии! И всё это мы не купили у американцев, как не купили и композитные материалы, это всё наше производство, наши разработки. Производство «Ил-80» - это 600 с лишним заводов и КБ в цепочке, а это огромные трудовые коллективы, а там хорошие зарплаты, средний возраст рабочего на головном предприятии нашего ракетного завода - 38,9 лет, (в Америке - более 50). При этом шесть человек на место на завод, как в институт попасть… Представь, какие там специалисты!

Сегодня весь мир понимает: именно в России рождаются технологии XXI века, в России! Это понимают лучшие умы Индии, лучшие умы Китая, да и лучшие умы Соединённых Штатов.

В последнем вы уверены?

Я хочу напомнить о величайшем событии, которое прошло мимо внимания Российской Федерации. В разгар санкций кто стал действующим (не почётным, а именно действующим!) членом Американской академии наук, причём избранным единогласно? Кто? В Нью-Йорке почётную мантию кто получил? Президент Российской академии наук Владимир Евгеньевич Фортов. Это признание лучшими умами наших сегодняшних заслуг.

«Ил-80» продать невозможно, а технологии, из которых он состоит, - влёт. Что обогатит каждого из нас. За твоей спиной и моей спиной под грифом «совершенно секретно» рождаются те технологии, которые не только накормят нашу страну в будущем, нет, часть этих технологий уже в 2016 году будет влёт уходить на мировых рынках. Потому что у каждой оборонной технологии есть второе назначение - гражданское, так было всегда. Трактор и танк создавались рядом, цеха были рядом.

Так что в XXI веке без нас никак. Просто Путин, в отличие от нас с тобой, знает в десятки тысяч раз больше о своей стране. Знает все наши оборонные заводы, в частности, химическую промышленность и нефтяную, и другие отрасли…

Дальняя авиация переживает сложные времена. Однако, несмотря на существующие трудности, личный состав дальней авиации эффективно выполняет все поставленные перед ним задачи, а именно обеспечивает боевую готовность на самом высоком уровне. Это главная авиационная составляющая стратегических ядерных сил нашей страны и ударная сила ВВС.

Как известно, дальняя авиация страны берет начало от воздушных кораблей под названием «Илья Муромец». Они представляют собой габаритные четырехмоторные бомбардировщики, причем самые первые в мире.

Во второй половине 20-го столетия высокоточное оружие всех типов стало неотъемлемым и эффективным средством борьбы в трех физических сферах: на море, суше и в воздухе. Об этом свидетельствуют события войны на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, операции: «Лиса в пустыне», «Буря в пустыне», «Решительная сила». Причем в последних трех операциях возрастающую роль в воздушной борьбе показали высокоточные крылатые ракеты воздушного и морского базирования (КРВБ, КРМБ). Высокоточное оружие постоянно развивается, теперь оно может точно поражать цель, где бы она ни находилась.

Учитывая современное состояние экономики страны, а также ее геополитическое положение, главным направлением развития дальней авиации принято считать:

  • поддержание дальней авиации на уровне, который обеспечивает решение всех поставленных задач стратегического содержания;
  • модернизацию боевых авиационных комплексов (особенно это касается боевых самолетов);
  • разработку перспективных авиакомплексов;
  • приведение дальней авиации к тому уровню боеготовности, которое бы в установленные сроки позволило выполнять любые поставленные боевые задачи максимально эффективно.

Ну а если брать во внимание нынешнюю мировую военно-политическую обстановку, экономические возможности страны по военному строительству, то дальняя авиация также должна проходить модернизацию авиационных комплексов стратегического назначения.

Современная дальняя авиация в условиях обычной войны может решить массу важнейших оперативно-стратегических задач, в число которых входят:

    поражение кораблей, авианосных группировок в районах боевого маневрирования и на переходах через море или океан;

    поражение главных авиационных группировок на авиабазах (аэродромах) в удаленных географических районах;

    поражение важных военно-промышленных и энергетических объектов, а также стратегических и оперативных резервов, военно-морских баз, узлов коммуникаций и пунктов базирования сил флота, основных центров государственного и высшего военного управления и др.

Сегодня от правильного понимания важной роли дальней авиации в борьбе с внешним противником зависит безопасность нашей страны. Ведь дальняя авиация – это один из самых гибких инструментов боевой машины, который, в отличие от межконтинентальных ракет РВСН и подводных ракетоносцев ВМФ, может эффективно применяться в неядерном снаряжении в локальных конфликтах, а также в условиях большой войны, не считая других важных задач. Подобная многозначность и гибкость обеспечивают дальней авиации стабильное место в будущем, невзирая на существенно меньшую скорость реакции и заряд по сравнению с межконтинентальными ракетами.

Вообще, за последние несколько лет дальняя авиация завоевала самое важное место в ВВС. Она была и будет в боевом строю выполнять все поставленные перед ней задачи по защите страны.

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2020 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2020 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

Loading...Loading...