Обучение грамоте письмо добукварный период. Диктанты для работы в букварный период обучения грамоте учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему Текст для списывания

Обучение грамоте. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М.

М.: 2012 . - 301 с.

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС НОО. В пособии представлены научно-методические основы курса «Обучение грамоте» авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной и их реализация в УМК для 1 класса, календарно-тематическое планирование, методические разработки всех уроков.

Формат: pdf

Размер: 13,9 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
I. Научно-методические и концептуальные основы курса «Обучение грамоте» 3
II. Методические особенности структуры и содержания курса «Обучение грамоте» 4
Изменения в структуре учебника 4
Изменения в структуре урока 6
Особенности обновлённого предметного содержания учебника 12
Место курса обучения грамоте в учебном плане. . 13
III. Календарно-тематическое планирование уро¬ков обучения грамоте 14
IV. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) средствами УМК «Азбука» 26
Достижение личностных результатов 26
Достижение метапредметных результатов 33
Достижение предметных результатов 41
V. Методические разработки уроков обучения грамоте (интегрированный подход) 44
Добукварный период (31 час) 44
Букварный период (120 часов) 96
Послебукварный период (36 часов) 255

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя

М.: Просвещение, 2003. — 107 с.
В пособии раскрывается методическая система обучения грамоте на основе новейших данных лингвистической и педагогической науки, предлагаются поурочные разработки.
В основе «Русской азбуки» лежит творческое использование теоретических положений, которые нашли свое воплощение в стабильных учебниках «Букварь» и «Азбука».
Скачать

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Дидактический материал к урокам обучения грамоте

М.: Просвещение, 1982. - 63 с.
Пособие представляет собой разнообразные материалы, дополняющие страницы букваря. Оно дает возможность первоклассникам упражняться в чтении и слого-звуковом анализе слов, развитии устной речи.
Расположенный в строгом соответствии с определенной буквой букваря, дидактический материал может быть целиком или выборочно использован как на уроке, так и для домашнего самостоятельного чтения.
Скачать


Крылова О.И. Карточки по обучению грамоте

78 стр.
Карточки по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. "Русская азбука" Содержит разнообразные задания на развитие мелкой моторики, внимания, памяти и логического мышления; обогащает словарный запас; соответствует учебному стандарту.
Скачать

Крылова О.Н. Карточки по обучению грамоте. 1 класс

К учебнику В.Г. Горецкого и др. "Азбука. 1 класс. В 2-х частях". — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2015. — 79 с. — ISBN 978-5-377-08722-9.
Скачать


Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс

14-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 32 с.

Скачать 1 часть
Скачать 2 часть
Скачать 3 часть
Скачать 4 часть

Илюхина В.А. Чудо-пропись. В 4-х частях. 1 класс

М.: Просвещение, 2010. — 32 с.*4 Скачать

Горецкий В., Мизерия Е., Тамарина Е. Пропись. Часть 1

М.: АСТ, Астрель, 2009. — 32 с.
Скачать

Календарно-тематические планирование к "Азбуке" В.Г. Горецкого и др

Скачать


Поурочное планирование к "Азбуке" В.Г. Горецкого и др

Скачать

Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс

К учебнику Горецкого В.Г. и др. "Азбука". — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2012. — 480 с. Скачать

Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2012. — 301 с.Скачать

Рабочая программа.

Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий,
Русский язык, авт. В.П. Канакина Скачать

Технологические карты по Обучению грамоте, 1 класс

  • Технологическая карта №1
  • Технологическая карта №2
  • Технологическая карта №3

1 класс. 1 полугодие.

Букварный период. Обучающий диктант № 1.

Дата проведения: __________

Тема. Звук. Буква. Слово.

Цель:

государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о понятиях «звук», «буква», «слово»; знания о гласных и согласных звуках.

2. умение различать понятия «звук», «буква», «слово»; умение писать под диктовку однослоговые слова, составлять звуковую схему слова, вычленять и характеризовать каждый звук в слове, составлять слова из данных букв.

Текст диктанта.

Мир, рис, сок, кот, том, мак, рот, пол, ком, сор. (10 слов)

(Слова произносит учитель четко, медленно)

Грамматические задания:

    Подчеркни (выдели):

1-ый вариант – гласные буквы в словах точкой;

2-ой вариант - согласные буквы в словах одной прямой линией.

    Составь звуковые схемы слов:

1-ый вариант – кот, кит.

2-ой вариант – пол, пил.

3*) Составь и запиши слово из букв:

1-ый вариант – о, т, к.

2-ой вариант - ы, р, с.

1 класс. 1 полугодие.

Букварный период. Обучающий диктант № 2.

Дата проведения: __________

Тема. Слог. Слово. Предложение.

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся

государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о понятиях «слог», «слово», «предложение»; о звуковом анализе слова, о правописание первого слова в предложении с большой буквы, точки в конце предложения.

2. умение различать понятия «слог», «слово», «предложение»; составлять схему предложения, делить слово на слоги и определять количество слогов; выполнять звуковой анализ слова, умение подбирать слово к звукобуквенной схеме.

3. навык комментированного письма.

Текст диктанта.

Мышка и крот.

Рыла мышка норку. Тут слышит стук. Открыла она окошко. А там крот. (15 слов).

Грамматические задания:

    составь схему:

1-ый вариант – первого предложения.

2-ой вариант - второго предложения.

    раздели слова на слоги:

1-ый вариант – в первом предложении.

2-ой вариант - во втором предложении.

3*) подбери слово к схеме из диктанта и запиши его.

1-ый вариант
2-ой вариант -

1 класс. 1 полугодие.

Букварный период. Обучающий диктант № 3.

Дата проведения: __________

Тема. Предложение.

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся

государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

    знания о понятии «предложение», о правописание первого слова в предложении с большой буквы, точки в конце предложения, знания о согласных твердых и мягких.

    умение оформлять предложение на письме, определять количество предложений в тексте.

умение различать и определять согласные твердые и согласные мягкие, умение подбирать красочные определения к слову снег.

3.навык комментированного письма.

Текст диктанта.

Зима.

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Дети были рады. Хорошо зимой! (11 слов).

Грамматические задания:

    посчитай, сколько записано тобой предложений. Обозначь цифрой.

    подчеркни твердые согласные синим карандашом, мягкие согласные, гласные красным карандашом:

1-ый вариант – в слове зима.

2-ой вариант – в слове снег.

3*) подбери и запиши красочные определения:

1-ый вариант – к слову снег.

2-ой вариант - к слову зима.

1 класс. 1 полугодие.

Букварный период. Обучающий диктант № 4.

Дата проведения: __________

Тема. Правописание сочетаний – жи-, -ши-.

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся

государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о правописании гласных после шипящих.

2. умение составлять звуко-буквенные схемы к словам с сочетаниями – жи-,- ши-.

3. навык комментированного письма, навык правописания слов с –жи-,

Текст диктанта.

Зима.

Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Петя взял лыжи. Он спешит на горку. (15 слов).

Грамматические задания:

    найди слово с орфограммами жи, ши согласные ж и ш подчеркни двумя линиями, гласную и выдели точкой.

1-ый вариант – в первом предложении.

2-ой вариант – во втором предложении.

    составь звуко - буквенную схему к слову:

1-ый вариант – лыжи.

2-ой вариант – лужи.

3*) какие еще ты знаешь слова с сочетаниями –жи-,

Ши-? Запиши.

1 класс. 1 полугодие.

Букварный период. Обучающий диктант № 5.

Дата проведения: __________

Тема. Большая буква в именах, фамилиях и в кличках животных.

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся

государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о правописании имен, фамилий, кличек животных с большой буквы

2. умение писать слова с орфограммами на изученном диапазоне

3. навык комментированного письма, навык правописания имён, фамилий, кличек животных с большой буквы.

Текст диктанта.

Кот.

У Славы жил кот. Звали кота Барсик. Слава любил играть с Барсиком. (13 слов).

Грамматические задания:

    выпиши из текста:

1-ый вариант – имя мальчика

2-ой вариант - кличку кота.

    найди в тексте слова с орфограммами:

1-вый вариант – - жи-, -ши- и подчеркни их.

2-ой вариант - слово с мягким знаком и подчеркни его.

3*) найди ошибки, исправь, запиши правильно предложение:

1-ый вариант - У доктора айболита жила собака авва и сова бумба.

2-ой вариант – А ещё у них была курица бурёнка, собачёнка мурка, два козла сивка да бурка.

1 класс. 1 полугодие.

Букварный период. Обучающий диктант № 6.

Дата проведения: __________

Тема. Правописание ча, ща.

Цель:

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о правописании гласных после шипящих ч,щ.

2. умение писать слова с сочетаниями ча, ща.

3. умение составлять звуко-буквенные схемы к словам с орфограммами ча, ща.

Текст диктанта.

Гости.

У Наташи были гости. Она угощала их чаем. Наташа налила чай в чашки. Хорошая хозяйка Наташа! (17 слово).

Грамматические задания:

    найди слова в тексте с орфограммами ча, ща, подчеркни их.

2) составь звукобуквенную схему к лову «чашки»

3*) Запиши 2,3 слова с сочетаниями –ча-, -чу-.

1 класс. 1 полугодие.

Букварный период. Обучающий диктант № 7.

Дата проведения: __________

Тема. Правописание мягкого знака на конце слова.

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о правописании мягкого знака на конце слова.

2. умение писать слова с мягким знаком.

3. умение составлять звукобуквенные схемы слов с мягким знаком, умение определять количество букв и звуков в словах с мягким знаком.

Текст диктанта.

Ученик.

Юре семь лет. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь . (18 слов).

Грамматические задания:

    найди в тексте слова с мягким знаком, выпиши, подчеркни мягкий знак.

    составь звукобуквенную схему к слову медведь, определи, сколько букв и сколько звуков в этом слове.

3) запиши слова с мягким знаком, которые ты знаешь, выдели мягкий знак.

1 класс. 1 полугодие.

Букварный период. Обучающий диктант № 8.

Дата проведения: __________

Тема. Разделительный мягкий знак.

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о роле разделительного мягкого знака.

2. навык письма слов с мягким знаком.

3. умение составлять звукобуквенные схемы к слову с разделительным мягким знаком, умение определять количество букв и звуков.

Текс диктанта.

Зимний вечер.

На дворе сильный мороз. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. (19 слов).

Грамматические задания:

1) найди в тексте слова с разделительным мягким знаком, подчеркни его.

2) составь звукобуквенную схему к слову угольки. Определи количество букв и звуков в этом слове.

3) измени слова так, чтобы в них появился разделительный мягкий знак.

(лист – листья, перо - …, колос - …, крыло - …, стул - …, муравей - …)

1 класс. 1 полугодие.

Букварный период. Обучающий диктант № 9.

Дата проведения: __________

Тема. Правописание звонких и глухих согласных.

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о парных согласных

2. умение писать слова с звонкими согласными, которые оглушаются на конце слова.

3. умение подбирать проверочные слова.

Текст диктанта.

Лес зимой.

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. (21 слово).

Грамматические задания:

1) подбери проверочные слова к словам: наряд, снег, дуб.

2) найди ошибку, исправь, запиши верно: голупь, хлеб, горот, пруд, берек.

3*) подчеркни в пословице слова, в которых на конце слышится глухой согласный, а пишется звонкий согласный.

«Снег на полях – хлеб в закромах».

1 класс. 1 полугодие.

Букварный период. Обучающий диктант № 10.

За 1 полугодие.

Дата проведения: __________

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. умение писать под диктовку, оформлять предложения.

2. навык письма имен с большой буквы, слов с разделительным мягким знаком.

3. умение определять гласные и согласные буквы в слове, делить слово на слоги, определять количество слогов в слове, умение определять ударный звук в слове.

Текст диктанта.

Горка.

Взял Митя санки. Он идет на горку. Там дети. Мальчик возит Катюшу. Хорошо зимой! (15 слов)

Грамматические задания:

1)разделить на слоги слово

1-ый вариант – Катюша.

2-ой вариант- Митя.

2)подчеркнуть согласные буквы одной линией (-), гласные буквы выделить точкой (.)

1-ый вариант – санки.

2-ой вариант- горка.

3*) в каком слове букв больше, чем звуков?

1-ый вариант – слон, корова, медведь.

2-ой вариант- жираф, собака, конь.

Обучающий диктант №1.

(по разделам «Будем с грамотой дружить!», «Вот пришли морозы»)

Дата проведения:

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о понятиях «слово», «предложение», о правописании первого слова в предложении с большой буквы, точки в конце предложения.

2. умение писать под диктовку, правильно оформлять предложения (большая буква в начале предложения, точка в конце предложения); умение определять количество слов в предложении, составлять схему предложения, составлять и записывать предложение из данных слов, определять знак в конце предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак).

Текст диктанта.

Настя.

Пришла Настя из школы. Мама была дома. Настя села у стола. Она прочла сказку. Мама была рада. (18 слов).

Грамматические задания:

    Посчитай и запиши цифрой количество слов в предложении, составь схему предложения:

1-ый вариант – первое предложение;

2-ой вариант - третье предложение.

2) Запиши предложение и поставь в конце предложения знак (● ! ?)

1-ый вариант – Сколько тебе лет□

2-ой вариант - Как тебя зовут□

3*) Составь и запиши предложение из слов:

1-ый вариант – бегут, весна, ручьи;

2-ой вариант - опадают, осень, листья.

1 класс. 2 полугодие. Послебукварный период.

Обучающий диктант №2.

(по разделу «Мы умеем дружбой дорожить»)

Дата проведения:

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о правописании Ь на конце слова и в середине слова, знания о понятии «слог» и о способе деления слова на слоги;

2. умение различать понятия «звук», «буква», «слог»; определять количество букв и звуков в словах с Ь, умение делить слова на слоги

3. навык комментированного письма, навык употребления на письме орфограмм на изученном диапазоне.

Текст диктанта.

Зимой.

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверь прыгнул на ель. (26 слов).

Грамматические задания:

    выпиши из диктанта слова с Ь и посчитай, сколько слове букв и звуков.

1-ый вариант – пень.

2-ой вариант – зверь.

    раздели на слоги слова:

1-ый вариант – ребята, лес.

2-ой вариант - пушистый, снег.

3*) как ты думаешь, какой зверь прыгнул на ель? Почему ты так думаешь? Запиши ответ.

1 класс. 2 полугодие. Послебукварный период.

Обучающий диктант №3.

(по разделу «В мире доброй сказки»)

Дата проведения:

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

2. умение составлять слова из данных слогов, подбирать проверочные слова к словам со звонкой согласной на конце слова.

3. навык комментированного письма, навык употребления на письме орфограмм на изученном диапазоне.

Текст диктанта.

Умная собака.

У Алёши живёт собака. Мальчик назвал её Чапа. Чапа спит на крыльце. Она сторожит дом. (17 слов).

Грамматические задания:

1)Раздели слова для переноса:

1-ый вариант – Собака, большая, стайка.

2-ой вариант – Корова, крыльцо, лейка.

2) Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограммы.

1-ый вариант – Малыш…, туч…, щ…ка.

2-ой вариант – Лыж…, задач…, щ…ка.

3*) Запиши имена по алфавиту:

1-ый вариант – Яша, Федя, Таня, Андрей.

2-ой вариант – Саша, Нина, Зина, Артур.

Обучающий диктант №4.

(по разделам «Волшебные слова», «Наши добрые дела»)

Дата проведения:

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о правописании орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу; знания о понятиях «звонкие согласные на конце слова»;

2. умение записывать свою фамилию и имя с большой буквы. Подбирать слова к вопросам что? кто? Составлять и записывать предложение из данных слов.

3. навык комментированного письма, навык употребления на письме орфограмм на изученном диапазоне.

Текст диктанта.

Друзья.

Алёша принёс домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, хлеб, суп. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке.

(24 слова).

Для справок: принёс, щенок.

Грамматические задания:

1) Запиши своё имя и свою фамилию.

2) Запиши 3 слова, которые отвечают на вопрос:

1-ый вариант - кто?

2-ой вариант – что?

3*)Составь предложение из данных слов и запиши.

1-ый вариант – кролик, очень, жил-был, вежливый.

2-ой вариант – никому, ещё, не повредила, вежливость.

1 класс. 2 полугодие. После букварный период.

Обучающий диктант №5

(по разделам «Весна идёт! Весна идёт!», «Наша дружная семья»)

Дата проведения:

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о правописании орфограмм на изученном диапазоне.

2. умение различать слова предметы, слова признаки, слова действия. Подбирать слова признаки к данным словам. Подбирать пропущенное слово в предложении. Распределять данные слова по вопросам Что делает? Какой? Какое? Что?

3. навык комментированного письма, навык употребления на письме орфограмм на изученном диапазоне.

Текст диктанта.

Лето.

Хорошо летом в лесу! Мы идём по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота. (27 слов).

Грамматические задания:

1) Подбери слова признаки к слову

1-вый вариант: трава

2-ой вариант: земля

2) Вставь пропущенное слово

1-вый вариант: Заяц _ _ _ от злого волка.

2-ой вариант: Колючий ёжик _ _ _ свернулся в клубок.

3*) Распредели слова по вопросам Что делает? Какой? Какое? Что?

1-вый вариант: солнце, светит, яркое.

2-ой вариант: быстрый, течёт, ручей.

1 класс. 2 полугодие. После букварный период.

Контрольный диктант №6

(по разделу «Моя земля, мой край родной!»)

Дата проведения: 29.04.11

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о понятие «предлог», о правописании предлогов.

2. умение определять предлоги, подбирать пропущенные предлоги в данных предложениях. Составлять и записывать предложения из данных слов.

3. навык комментированного письма, навык употребления на письме орфограмм на изученном диапазоне.

Текст диктанта.

Гроза.

Стоит теплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом . (29 слов).

Грамматические задания:

    Найди в предложении предлог выдели его Δ.

1-вый вариант: По небу плывёт большая туча.

2-ой вариант: На землю упали первые капли.

    Вставь нужный предлог

1-вый вариант: Весенние ручейки звенят … деревьями.

2-ой вариант: Черёмуха цветёт … опушках.

3*) Составь предложения из слов, выдели предлог:

1-вый вариант: Дерево, птичка, на, поёт.

2-ой вариант: Конура, собака, в, живёт.

1 класс. 2 полугодие. После букварный период.

Контрольное списывание.

Дата проведения:

Цель: выявить уровень соответствия ЗУНов учащихся государственным стандартам.

Проверяемые ЗУНы:

1. знания о понятиях: звук, буква, гласный ударный, гласный безударный, согласный твёрдый, согласный мягкий, слог, слово.

2. умение составлять слова из слогов, различать буквы гласные от согласных, твёрдые согласные от мягких согласных. Выполнять звукобуквенный анализ слова.

3. навык комментированного письма, навык употребления на письме орфограмм на изученном диапазоне.

Текст для списывания.

В лесу.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пёс Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под ёлкой нора. Там укрылись серые ёжики. (25 слов.)

Грамматические задания:

    Допиши слоги, чтобы получились слова:

1-вый вариант: клю…, мя…

2-ой вариант: чай…, кеп…

    Подчеркни мягкие согласные в слове:

1-вый вариант: девочка

2-ой вариант: мальчик.

3*) Составить звуко-буквенную схему к слову:

1-вый вариант: юрта

2-ой вариант: яма.

            Лингвистические основы обучения грамоте.

            Этапы обучения грамоте.

            Подготовительный этап обучения грамоте.

            Основной этап обучения грамоте.

            Анализ и синтез - основные виды работы на уроке.

            Конспекты уроков (2 примера для сравнения)

            Диагностика уровня подготовки первоклассников к обучению грамоте.

            Оценка результатов обучения грамоте (требования ФГОС НОО).

1. Лингвистические основы методики обучения грамоте Звуковой строй русского языка и его графика

Русское письмо - звуковое, точнее, фонемное (фонематическое). Это значит, что каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак - своя графема.

Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.

Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русском языке выполняют смыслоразличительную функцию (т. е. являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» - фонемы в слабых позициях).

В русском языке 6 гласных фонем: а, о, у, ы, и, э - и 37 согласных фонем: твердые п, б, м, ф, в, т, д, с, з, л, н, ш, ж, р, г, к, х, ц, мягкие п", б", м", ф", е", иг", д", с", з", л", н", р", долгий ш", долгий ж", ч, и. Фонемы г, к, х выступают в своих мягких вариантах лишь перед гласными е, и. Сильные позиции для гласных фонем - стоят под ударением, сильные позиции для согласных фонем (кроме и) - находятся перед гласными а, о, у, и (для парных по звонкости-глухости и по твердости-мягкости имеются дополнительные случаи, которые изложены в учебнике «Современный русский язык»). Фонема и перед ударными гласными стоит "В сильной позиции, в остальных случаях она выступает в слабой позиции (так называемый неслоговой и: мой - мой).

В слабых позициях фонемы выступают как варианты, звучащие недостаточно отчетливо (вода - о? а?) или переходящие в противоположный по парности (мороз - на конце с). Нетрудно убедиться, что фонем, выступающих в слабых позициях, т. е. звучащих неясно, неотчетливо, в речи встречается весьма много, и это не может не учитываться в обучении грамоте.

В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте. Школьники выделяют звуки, их анализируют, синтезируют и на этой основе усваивают буквы и весь процесс чтения. В этой работе нужно учитывать особенности русской графической системы, особенности обозначения звуков на письме. Наиболее важны для методики обучения грамоте следующие особенности графической системы русского языка:

1. В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочесть букву л, так как, не видя следующей буквы, не знаем, твердый это л или мягкий; но две буквы ли или лу мы прочитываем безошибочно: в первом случае л мягкий, во втором - л твердый.

Если мы видим букву с, то нам кажется, что ее нужно читать либо как с твердый, либо как с мягкий. Но бывают случаи, когда с надо читать как ш - сшил; как щ - считать; как ц - мыться.

Букву я, взятую отдельно, мы прочтем как йа (два звука); но в сочетании с предшествующим мягким согласным мы ее прочтем как а: мяч, ряд.

Поскольку в русском языке звуковое содержание буквы обнаруживается лишь в сочетании с другими буквами, то, следовательно, побуквенное чтение невозможно, оно постоянно приводило бы к ошибкам в чтении и к необходимости исправлений. Поэтому в обучении грамоте принят принцип слогового (позиционного) чтения. С самого начала чтения школьники ориентируются на слог, как на единицу чтения. Те дети, которые получили навык побуквенного чтения в результате домашнего обучения, в школе переучиваются.

Конечно, не всегда удается сразу добиться прочтения слов в соответствии с нормами русской орфоэпии. Так, слова его, что, синего дети не сразу научаются читать как [эво], [што], [с"иньвъ]. В таких, сравнительно трудных случаях рекомендуется двоякое прочтение: «орфографическое», а затем - орфоэпическое.

В особо трудных случаях разрешается даже побуквенное прочтение,- например, если встречается совсем незнакомое слово. Однако вслед за ним должно следовать слоговое чтение и чтение целым словом.

2. Большинство русских согласных букв б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х бывают и твердыми и мягкими и обозначают два звука: рама, река.

Буквы ч, щ однозначны: они обозначают всегда мягкие звуки, а буквы ц, ш, ж - всегда твердые звуки.

Эти особенности учитываются в методике: дети сначала знакомятся лишь с твердыми согласными, а позже - с мягкими. Звуки ч, щ, ц, ж изучаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте1.

3. Звук б (среднеязычный, всегда мягкий согласный) обозначается не только буквой и, но также буквами ё, я, е, ю, когда они стоят в абсолютном начале слова (ёлка - [йол]ка, Яша - [йа]-ша), после гласных в середине слова (моя - мо[йа], поехали - по[йэ]хали) и после ъ или ъ (вьюн - [в"дун], подъезд- подэ]зд).

Йотированные гласные е, я, ё, ю читаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте2, и дети усваивают их чтение больше по догадке, чем на основе теории. Они узнают эти буквы и как е], [|а], [р], у], и как э, а, о, у после мягких согласных (без транскрипции, разумеется).

4. Мягкость согласных обозначается в русской графике несколькими способами: во-первых, ь (угол - уголь), во-вторых, последующими гласными и, е, я, ё, ю (липа, Лена, мягкий, лён, Люба - [л"и]па, [Л"э]на, [м"а]гкий, [л"он], [Л"у]ба); в-третьих, последующими мягкими согласными: [п"эс"н"ь]. С первыми двумя способами обозначения мягкости согласных первоклассники знакомятся без теории, практически; третий не затрагивается вовсе.

При слоговом чтении различение мягких и твердых согласных не вызывает у учащихся затруднений. Наиболее трудный случай - с мягким согласным на конце слова: кон - конь, угол - уголь, а также внутри слова: вал - вял, мал - мял, ложа - лёжа и т. п. Для усвоения мягких согласных, в отличие от твердых, используется сопоставительное чтение и разъяснение значения слов, различающихся только мягкостью или твердостью одного согласного (случаи, когда твердость-мягкость выступает в смыслоразличительной функции).

5. Звуки русского языка в словах стоят в сильных и слабых позициях. Так, для гласных сильная позиция - под ударением, слабая позиция - безударная. Независимо от сильной или слабой позиции, звук (точнее, фонема) обозначается одной и той же буквой. Несовпадение звука и буквы в слабых позициях необходимо учитывать в методике: на первых порах стараются избегать слов с безударными гласными, с звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова - вводят эти орфографические трудности постепенно, сопоставляя слабые позиций с сильными (мороз - морозы, дома - дом).

6. Серьезную трудность для детей представляет многовариантность звуков. Выделяя звуки из слова, мы никогда не получаем точно такого звука, какой был в слове. Он только приблизительно похож на звук в слове, где на него влияют последующие и предыдущие звуки (ша, шо, шу).

Ребенок должен уловить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука. Для этого подбираются слова с изучаемым звуком, чтобы он стоял в разных позициях и сочетаниях с другими звуками (шалаш, хорошо, шум).

При обучении грамоте следует по возможности избегать звукобуквенного анализа таких слов, где действует закон абсолютного конца слова (гвоздь - гость, груздь - грусть и т. п.), закон ассимиляции по звонкости-глухости согласных (сжать - [жа]ть, счет - [що]т, позже - по[же] и т. п.), где происходит упрощение сочетаний согласных, или есть непроизносимые согласные (грустный - «грусный», сердце - «серце», солнце - «сонце» и т. п.). С такими явлениями русской фонетики дети познакомятся позднее; например, с непроизносимыми согласными - во II классе.

7. Не следует забывать, что все буквы русского алфавита используются в четырех вариантах: печатные и письменные, заглавные и строчные.

Первоклассники усваивают заглавные буквы как «сигнал» начала предложения и как признак имен собственных (простейшие случаи). Заглавные буквы отличаются от строчных не только размерами, но часто и начертанием.

Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые пунктограммы - точку, вопросительный и восклицательный знаки, запятую, двоеточие, тире.

Немаловажное значение для решения методических вопросов имеет слогоделение. Слог, с точки зрения образования, представляет собой несколько звуков (или один звук), произносимых одним выдыхательным толчком. В слоге в роли его основы выделяется гласный звук своей наибольшей звучностью (в процессе произношения слога гласный выполняет роль «ртораскрывателя», а согласные - роль «ртосмыкателей»). Слоги бывают открытые типа сг (согласный+гласный) - ма, закрытые типа гс - ам, и типа сгс - мак, а также эти же типы со стечением согласных: ссг - три, сссг - стро и некоторые другие. Трудность слогов зависит от их структуры: самыми легкими для учащихся слогами принято считать слоги типа сг и гс.

И чтение и письмо - сложные процессы. Взрослый, опытный чтец не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс и письма чтения или письма, так как эти действия автоматизированы; но ребенок, обучающийся читать или писать, еще не сливает всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент представляется самостоятельным действием, нередко - очень трудным, требующим больших усилий не только волевых, интеллектуальных, но даже физических.

Невозможно обучать школьников грамоте, не представляя чтения и письма в элементах, составляющих эти действия. Рассмотрим эти элементы.

Чтение. Опытный чтец не останавливается взором на каждой букве и даже на каждом слове: в его «поле чтения» попадает сразу 2-3 слова, фиксируемые краткой остановкой глаз. Установлено, что взор читающего движется по строке рывками, останавливаясь на строчке 3-4 раза. Осознание текста происходит во время остановок. Число остановок зависит не только от опыта чтеца, но и от трудности текста.

Опытный чтец схватывает слова по их общему виду. С помощью тахистоскопа установлено, что длинные и короткие знакомые слова опытный чтец читает почти с одинаковой скоростью. Но если встретится незнакомое слово, то он вынужден читать по слогам или даже по буквам, а иногда, вернувшись взором к началу слова, перечитать его снова. Хотя опытный чтец не нуждается в слуховом анализаторе и предпочитает читать про себя, но трудное слово он нередко прочитывает вслух (или хотя бы «проговаривает» без звука), так как для восприятия ему не хватает одного лишь зрительного анализатора.

Опытному чтецу незачем читать вслух: тихое чтение протекает в 1,5-2 раза быстрее громкого, понимание текста оказывается даже выше, так как при тихом чтении чтец имеет возможность «пробежать» глазами текст намного вперед, вернуться к отдельным местам прочитанного, перечесть их (работать над читаемым текстом).

Для техники и для сознательности чтения немаловажную роль играет контекст.

Чем же отличается процесс чтения у начинающего обучаться грамоте?

а) «Поле чтения» начинающего чтеца охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее «узнать», нередко он сравнивает ее с другими; прочтение буквы возбуждает в нем естественное желание произнести сразу же звук, но учительница требует произносить целый слог,- следовательно, ему приходится прочесть как минимум еще одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить два или три звука. И здесь для многих детей кроются немалые трудности.

Ведь для прочтения слова недостаточно воспроизвести звуки, его составляющие. Процесс чтения протекает медленно, так как для прочтения слова нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слове, к тому же еще нужно слить звуки в слоги, а слоги - в слова.

б) Глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как ему приходится возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взор еще не приучен двигаться строго параллельно строчкам. Эта трудность постепенно исчезает, по мере того как объем внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово.

в) Начинающий читать не всегда легко понимает смысл прочитанного. Огромное внимание уделяется технической стороне чтения, каждому элементарному действию, и к тому моменту, как слово прочитано и произнесено, школьник не успевает его осознать. Понимание смысла отрывается от чтения, «узнавание» слова происходит не одновременно с его прочтением, а после. Школа уделяет огромное внимание сознательности чтения. Ее повышают картинки, вопросы и объяснения учительницы, наглядные пособия; способствует осознанию чтение вслух:, слуховой раздражитель поддерживает зрительное восприятие слова и помогает понять его смысл. И все же слабая сознательность чтения - одна из главных трудностей обучения грамоте.

г) Для неопытного чтеца характерно угадывание слова либо по первому слогу, либо по картинке, либо по контексту. Однако попытки угадывать слова, хотя и приводят к ошибкам в чтении, свидетельствуют о том, что ученик стремится читать сознательно. (Догадки характерны и для опытного чтеца, но его догадки редко приводят к ошибкам.) Ошибки, вызванные догадками, исправляются немедленным прочтением по слогам, звукобуквенным анализом и синтезом.

Наибольшей трудностью при обучении чтению считают трудность звукослияния: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут. Необходимо рассмотреть физиологическую основу этой трудности.

Речевые органы (язык, губы, нёбо, нижняя челюсть, легкие, голосовые связки) при произнесении каждого звука, отдельно взятого, находятся в положении экскурсии (выхода из неподвижности); выдержки и рекурсии.

При произношении двух звуков слитно, в слоге, рекурсия первого звука сливается с экскурсией второго. Следовательно, для преодоления трудностей звукослияния нужно, чтобы ребенок произносил второй звук, не допустив рекурсии по первому звуку; схематически это представляется так:

Основной и, по существу, единственный эффективный способ преодоления трудности звукослияния - это слоговое чтение. Установка на слог, как на единицу чтения, может свести к минимуму трудность звукослияния.

Как видим, процесс чтения для первоклассника - это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Их преодоление и слияние всех элементов в сложное действие требуют больших волевых усилий и значительного объема внимания, его устойчивости.

Ключ к успеху в обучении - это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Такая организация учения, при которой каждый ученик включен в активную, в значительной степени - самостоятельную познавательную деятельность, разовьет быстроту и точность восприятия, устойчивость, длительность и широту внимания, объем и готовность памяти, гибкость, логичность и абстрактность мышления, сложность, богатство, разнообразие и правильность речи.

Развитие школьника возможно только в деятельности. Так, быть внимательным по отношению к предмету - это значит быть деятельным по отношению к нему: «То, что мы называем организацией внимания ученика,- это прежде всего организация конкретных процессов его учебной деятельности»1.В современной советской школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Специальные исследования и опыт показывают, что дети, приходящие в 1 класс, особенно из детского сада, по своему психическому развитию готовы и к восприятию отдельных звуков, и к анализу и синтезу как мыслительным действиям.

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т. е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.

Элементарным фонематическим слухом обладает ребенок к двум годам: он способен различить слова, сходные по звуковому составу, кроме одного звука (мама и Маша). Но в школе требования к фонематическому слуху очень высоки: школьники тренируются в разложении слов на звуки, в выделении звука из сочетаний с различными другими звуками и т. д.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию иногда называют фонематической).

Развитие фонематического слуха требует также весьма развитого слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения (развитие слуховых восприятий).

Основой обучения и чтению и письму является речь самих детей, уровень ее развития к моменту поступления в школу.

Письмо. Длительный опыт сформировал у грамотного взрослого человека навык, автоматизм письма. Взрослый редко обращает внимание на начертание и соединение букв, на орфографию, даже строчки он придерживается автоматически и переносит слова, почти не задумываясь над соблюдением правил. Его внимание сосредоточено на содержании и отчасти на стиле и пунктуации. Тем более он не задумывается над тем, как держать ручку, как положить бумагу и т. п. Положение рук и посадка у него давно установились. Иными словами, ему не приходится затрачивать сознательных усилий на графическую, техническую сторону письма.

Совершенно по-иному протекает процесс письма у первоклассника. Этот процесс распадается для него на множество самостоятельных действий. Он должен следить за собой, чтобы правильно держать ручку, положить тетрадь. Учась писать букву, школьник должен вспомнить ее форму, элементы, разместить ее на строчке в тетради, учитывая разлиновку, вспомнить, как будет двигаться ручка по строке. Если он пишет целое слово, он дополнительно к тому должен вспомнить, как соединяется одна буква с другой, и высчитать, поместится ли слово в строчке. Он должен помнить, как следует сидеть, не приближая глазок тетради. Ребенок еще не привык выполнять эти задачи, поэтому все названные действия требуют от него сознательных усилий. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Когда первоклассник пишет, у него напрягается все тело, особенно мускулы кисти и предплечья. Этим обусловлена необходимость проведения специальных физкультурных упражнений в ходе урока.

Понаблюдаем, как школьник пишет. Перо (точнее, шариковая ручка) движется по бумаге медленно, неуверенно, вздрагивает; написав букву, ученик отрывается и рассматривает ее, сравнивает с образцом, иногда подправляет. Движения руки нередко сопровождаются движениями головы или языка.

Проверяя тетради ученика, мы убедимся, что одна и та же буква написана в разных случаях по-разному. Это - следствие недостаточного умения, усталости. Повторное написание букв и слов для учащихся является не механическим процессом, а сознательной деятельностью. Учащийся пишет букву, вкладывая в свою работу много волевых усилий.

Обучение грамоте Письмо Добукварный период Проверочная работа № 1 (28.09) (Гласные: а, о, и, ы, у) 1. Выбрать из картинок слова, в названии предметов которых есть изученные звуки, соединить букву и картинку. а о и ы у 2. Начерти схему предложения: Осенью собирают урожай овощей. 3. Что нарисовал Алеша? Запиши в виде графических схем, выдели слоги, поставь ударение. Алеша нарисовал: траву, лес, березу, цветы, гриб, солнышко. Образец записи: (трава). Примечание. Учащиеся записывают только схемы слов. Текст читает учитель. Букварный период Проверочная работа №2 (26.10) тема: «Начертание строчных и заглавных изученных букв» 1. Записать первую букву слов: Иголки, ножницы, кот, Слава, окуни, Ноябрьск, трактор, аквариум. 2. Записать букву, на которую оканчивается слово (картинный диктант): Шары, голуби, жук, кукла, нарцисс, молоко. 3. Из ряда букв выписать знакомые гласные буквы: м, ы, у, ф, о, э, ж, а, я. 4. Образовать слоги-слияния, записать эти слоги: ы И о н а у 5. Картинки: рыба, санки, лось, лук. Записать только то слово, которое подходит к схеме: Разделить на слоги, поставить ударение. Проверочная работа №3 (30.10) (Проверка умений в составлении предложений по схемам, записи слов с изученными буквами) 1. Спиши слоги. Подчеркни слог с мягким согласным звуком. лы, ло, ли, лу 2. Составь слова из букв: А, М, Р, Л, О, Ы, Й. 3. Запиши предложения под диктовку схемами. Наступила зима. Дует холодный ветер. Замерзли реки. Лес пушистый и белый. Он заснул до весны. Проверочная работа №4 (23.11) (Проверка умений в правописании имен собственных) 1. Запиши прописные буквы. иормал2. Запиши буквы, с которых начинаются имена девочек. Лариса, Ирина, Анна, Рая, Марина. 3. Допиши слоги, чтобы получились слова. Ни … Ан … Ро … И… 4.Подчеркни полные имена людей: Коля, Зинаида, Маша, Владимир,Иван, Николай, Ната, Елена. 5. Подчеркни имена собственные: Ирина. Город. Барсик. Собака. Река.Волга. Москва. Иванова. Проверочная работа № 5 (27.11) (Проверка умений писать слова и предложения с изученными буквами) 1.Спиши текст. Мама была дома. Она дала Ивану бумагу. Он нарисовал радугу. 2. Поставь знак ударения в первом предложении. 3.Раздели слова для переноса: дала, бумагу, радугу. Проверочная работа № 6 (16.12) (Оформление предложений на письме) 1.Составить из слов предложение и записать его. у, есть, Ромы, кошка, Мурка 2.Списать предложение с печатного текста. Подчеркнуть буквы мягких согласных звуков, поставить ударение, разделить слова на слоги. Бабушка Лиза любит пить чай с молоком. Проверочная работа № 7 (Итоговая за 1 полугодие) 1.Записать первую букву слов: кирпич, Зина, вершина, Николай, Москва, Волга, диван, щука, фокус, Россия 2.Записать первый слог слов: снежинка, чудеса, прыжок, клюква, ели, чайка, пеньки 3.Записать слова, которые подходят к схеме: Санки, сосны, крыша, бежит, крошка, кисти, кошки. 4.Выписать слова, состоящие из 2 слогов. Разделить их на слоги. Игра, есть, медведь, игрушки, Оля, волк, пароход, зайка, читать. 5.Записать предложение под диктовку, поставить в словах ударение. У Пети живет собака Дружок. Послебукварный период Проверочная работа №8 (26.02) (Работа с деформированным текстом. Проверка умений оформлять предложения на письме) 1.Определи количество предложений в тексте. 2. Запиши текст. пришла весна ярко светит солнышко а кто ревёт в лесу это проснулся медведь Проверочная работа №9 (05.03) (Работа с текстом. Применение изученных правил правописания) 1.Прочитай. 2.Выпиши предложения на тему «Весна» Зеленеют берёзки. В рощу прилетели дрозды. Летают бабочки. Белочка насушила грибов. Под ногами шуршат сухие листья. По полям гуляют грачи. Проверочная работа №10 (Проверочное списывание. Проверка умений в списывании печатного текста) Котята. У кошки Муси котята. Они маленькие и пушистые. Малыши пищат. А котёнок Кеша любит играть. Спят котята в корзине. Проверочная работа №11 (11.03) (Словарный диктант. Проверка умений в записи слов изученными орфограммами) 1. Записать слова под диктовку. Щука, Москва, ландыши, Эмма, пружина, почки, чайка, кот Барсик, пищат. 2. Поставить в словах ударение, подчеркнуть орфограмму. Проверочная работа №12 (12.03) (Итоговый диктант) Был тёплый день. Капельки росы покрыли траву. Коля и Федя едут на дачу. Там растут груши и сливы. 2. В словах второго предложения поставить ударение. 3. В третьем предложении подчеркни буквы мягких согласных звуков. 4. Слова четвертого предложения раздели на слоги. Обучение грамоте. Чтение. Проверочная работа №1 (21.10) Повторение и закрепление пройденного. 1. Какие гласные пропущены? Запиши эти гласные. Какие слова и буквы могут быть пропущены в последнем столбике? 2. Из букв, написанных на каждой строчке, составь слова и запиши их. и, р, а, г о, а, з, р о, о, к, н к, е, а, л, б Поставь знак ударения. Примечание. Задание дается детям, умеющим читать. 3. Выпиши предложения, которые подходят к данной схеме. ______ _____ _____ _____. Выпал пушистый снег. Мальчики играют в снежки. Нина лепит из снега куклу. 4.Спиши слова. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. РУЛОН ОРЛИНЫЙ Проверочная работа №2 (04.02) (Оценка техники чтения вслух, понимания прочитанного) 1.Послушайте текст. Около школы сад. В этом году был богатый урожай груш и слив. Наш класс помогал взрослым. Мы снимали груши и клали в корзины. Взрослые снимали и укладывали в корзины нежные сливы. Машины отвозили фрукты в город. Зимой в магазинах есть и фрукты, и компоты, и соки. Вкусно! (47 слов) 2.Выбери заголовок к тексту: «Наш класс», «Сладкий урожай», «Фруктовый сад». 3. Какие фрукты собирали дети? Итоговая проверочная работа по обучению грамоте. 1. Из слогов составь и запиши слова (обратить внимание, что это имена собственные, писать с большой буквы) Ни – жа Али – ри Ин – на 2. Записать предложения под диктовку: Вова рубил дрова. Вадим удил рыбу. 3. Записать только те слова, у которых первый звук мягкий согласный, разделить их на слоги, поставить знак ударения: Римма, гриб, рубил, Волга, лимон, Мирон. 4. Из букв составить слова и записать их: М, Л, И, У, Р, В, Ы

Loading...Loading...