Баркли толкование на исайя 8 главу. Защита династии Давида

2. О ГРЯДУЩЕМ ИЗБАВИТЕЛЕ (8:1 - 9:7)

Этот раздел тесно связан с предыдущей главой. В нем продолжается тема избавления Иудеи от сиро-израильской угрозы и нарастающей опасности ассирийской агрессии, жертвой которой в конце-концов станет и Иудея. Стихи 1-4, 5-10, 11-15 и 16-22 (в главе 8) составляют отдельные пророчества и, следовательно, какие-то промежутки времени отделяют их друг от друга. Все, о чем говорится в стихах 1-4, вероятно, относится к 734 году до Р. Х., так как в стихе 4 предсказано поражение сиро-израильской коалиции ассирийцами не позднее чем через год-полтора.

Глава 7 акцентирована на двух "отрицательных аспектах" - на отвержении Ахазом слова Божиего, переданного через Исаию, и на возвещении "трудного времени" для Иудеи. В фокусе же этого раздела - "позитивная весть": народ получит избавление; сквозь "контуры" этого предсказания проступает, однако, образ другого Избавителя, который грядет, чтобы совершить избавление несравненно более великое.

а. О грядущем падении Израиля и Сирии (8:1-4)

Поражение сиро-израильской коалиции Исаия уже предсказывал прежде (7:4-17). Здесь предсказание того же события повторяется. Как и в главе 7, оно включает рождение ребенка, на этот раз у Исаии и его жены пророчицы. По-видимому, сын у пророчицы родился некоторое время спустя после того, как прозвучало предсказание, записанное в 7:14, потому что, согласно 8:4, союзу двух царей предстояло распасться довольно скоро - прежде чем дитя научится лепетать "папа" и "мама": как известно, большинство детей произносят эти слова, не достигнув и года.

Это было волей Божией, чтобы для Иуды вторично прозвучало предсказание о гибели Сирии от руки ассирийцев. Произнесенное в присутствии уважаемых в Иерусалиме людей, оно должно было быть засвидетельствовано как истинное слово Божие.

Ис. 8:1 . Ради того, чтобы пророчество тверже запечатлелось в сознании его слушателей, Исаии следовало прибегнуть к "наглядному" его подтверждению: на большом свитке (евр. гилаион буквально означало большую, белого цвета, дощечку) он начертал человеческим письмом (т. е. обычным, всем известным, шрифтом; существовало и так называемое "условное письмо", понятное лишь посвященным) имя сына, который по прошествии времени должен был родиться у него.

То-есть имя это пророку велено было возвестить еще до зачатия ребенка - в знак его непременного рождения. В Библии Магер-шелал-хаш-баз - самое длинное имя собственное, означающее: "спешат на добычу, скоро грабеж". Полагают, что словами этими обменивались в ходе битвы воины, одерживая победу над врагами, в предвкушении близкого "грабежа".

Ис. 8:2 . Исаии при произнесении этого пророчества необходимы были два свидетеля (сравните Чис. 35:30; Втор. 17:6; 19:15). Позднее, в 4-Царств, Урия священник будет упомянут в неблагоприятном свете: после распада сиро-израильского альянса он, послушно следуя желанию Ахаза, построил в Иерусалиме новый жертвенник по образцу сирийского и стал на нем совершать жертвоприношения, "отодвинув в сторону" жертвенник угодный Богу (4-Цар. 16:10-16). Что касается Захарии, сына Варахиииа, то о нем ничего не известно; им мог быть пророк, живший еще во времена Озии, деда Ахаза (2-Пар. 26:5), но, может быть, речь идет о тесте его (4-Цар. 18:2).

Ис. 8:3-4 . Не названная по имени жена Исаии звалась пророчицей либо потому, что была женой пророка, либо (что более вероятно) потому, что и сама была наделена от Бога пророческим даром. С учетом девяти месяцев ее беременности и примерно года прежде чем рожденное дитя научится выговаривать отец и мать, т. е. менее чем через два года, союзу сирийцев и израильтян предстояло распасться. Богатства, Дамаска (столицы Сирии) и Самарии (столицы Израиля) станут достоянием царя Ассирийского. Это действительно произошло в 732 г. до Р. Х., т. е. через два года после первого пророчества Исаии.

После того, как предсказание это сбылось в первой своей части, ему предстояло исполниться до конца. Ибо пророк призывал царя к подвигу веры, но тот обратился за помощью не к Богу, а к "ассирийцу". Народ же в массе своей поступал, как царь; даже священник Урия стал в угоду Ахазу (выше) потворствовать языческой практике богопоклонения, заимствованной в сирийской столице. Теперь народу Иудеи и ее царю предстояло пожать плоды своего богоотступничества.

б. О грядущем ассирийском вторжении (8:5-8)

Ис. 8:5-8 . "Воды Силоама" - это ручей с одноименным названием, который, вытекая из-под царского дворца, тихо струился по горе Сион. Он был источником, питавшим малый водный резервуар в стенах иудейской столицы. Здесь он символизирует Иерусалим и его покой под рукой Божией. Ему противопоставляются силы царя Ассирийского: воды реки бурные и большие. Народ Иерусалимский пренебрег Божией защитой и миром, который она сулила, тихим ручьем Силоамским, и за это Бог попустит "водам бурным" нахлынуть на него. Это действительно случилось в 701 г. до Р. Х., когда ассирийцы вторглись в Иудею. О Рециие и сыне Ремалиином в толковании на 7:4.

В стихе 8 развивается образ вражеского нашествия, уподобляемого разливу большой реки: пророк подразумевал реку Евфрат, протекавшую через всю территорию Ассирийской империи. Фраза дойдет до шеи, возможно, говорила о том, что Иудея будет почти, но не окончательно "затоплена". Образ гигантской птицы, распростершей крылья свои во всю широту земли, - другое иносказание, имеющее тот же смысл, что и разлитие бурной реки.

Обращение пророка - в контексте стиха 8 - к Еммануилу дается в утешение иудеям как свидетельство того, что "Бог с ними" и полной гибели народа, связанного с Ним узами завета, Он не допустит (8:10). Тема эта развивается в следующем разделе (стихи 9-15).

в. Чтите Господа, Он - страх ваш (8:9-18)

Ис. 8:9-10 . Языческие народы, ближние и дальние, предупреждаются в этих стихах, что тщетна их вражда против Иудеи, как бы ни вооружались они и какие бы хитроумные замыслы, военные и политические, в ущерб иудеям ни строили. Ничего у них не получится, ибо с нами Бог! - провозглашает Исаия то же слово "Еммануил", которым завершается стих 8.

Ис. 8:11-15 . Здесь, по всей вероятности, содержится отдельное пророчество (вступительную часть к главе 8). Первая часть стиха 11 - Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку, по-видимому, свидетельствовала об особом состоянии пророческого вдохновения, которое охватило Исаию в минуты получения им этого откровения.

Иегова внушал ему не подражать многим из числа его народа, склонным впадать в панический страх по случаю разного рода "заговоров" (стих 12; тут прежде всего имеется в виду сговор израильского и сирийского царей против Иудеи, но и маячившая на горизонте ассирийская угроза). Через Исаию Господь Всемогущий (Саваоф) напоминал народу, что все, что ему следует, - это свято чтить Его, Его бояться, перед Ним трепетать (стих 13).

Напомним, что в этом, принципиально важном, пункте расходились между собой пророк Исаия и царь Ахаз. Последнему важно было сохранить свою власть, и помощь соседнего могучего царя представлялась ему средством для этого более надежным чем помощь "далекого" невидимого Бога. Для Исаии же Иудея была не просто одним из царств, но уделом, избранным Иеговой, в котором следовало торжествовать вере. Ибо в нем полагалось начало духовной общности для грядущего (тысячелетнего) Царства, которое пророк прозревал.

В стихе 14 правильнее читать не "освящение", а "святилище" (здесь в значении "безопасного места"). Святилищем будет Бог для верующих в Него, но для пренебрегающих Им - как из дома Израиля, так и из дома Иуды, Он станет камнем преткновения и скалою соблазна… петлею и сетью (образы бедствий и гибели). Частично и своими словами приводит это место из Исаии апостол Петр, говоря о тех, которые не принимали Иисуса Христа (1-Пет. 2:7-8).

Ис. 8:16-18 . Свое исповедание веры, которым для Исаии было полное упование на Господа (стих 17), он продиктовал ученикам Господним (подразумеваются те хранившие верность Иегове иудеи, которые составляли круг людей близких Исаии, были его учениками; стих 16). Поскольку в Евр. 2:13 слова, сказанные Исаией в 8:17в-18а, приписываются Христу, некоторые толкователи склонны и весь этот раздел (8:16-18) приписывать Мессии. Несомненно, настроение и мысли данного отрывка вполне соответствовали таковым Господа Иисуса.

Но в контексте глав 7-9 книги Пророка Исаии все сказанное в стихах 16-18 следует воспринимать как сказанное пророком, и автором послания к Евреям лишь вложенное (частично) в уста Господа. Для Исаии эти слова были средством выразить свое отношение к жизни и к конкретным обстоятельствам ее, вопреки взглядам окружавшего его большинства: они утратили надежду на Иегову, а пророк продолжал твердо уповать на Него, несмотря на зримые, казалось бы, доказательства того, что Господь "сокрыл лице свое от дома Иаковлева", т. е. лишил его Своих благословений. Последнее не было удивительным для людей веры.

Господь потому и отнимает благословения от Иудеи, что большинство ее народа не следует за Ним. И все-таки спасение - только в Иегове. Пророк выражает желание стать - вместе со своими детьми, которых дал ему Господь, - живым символом этого, а также того, что произойдет с Иудеей в ближайшем будущем. Его желание соответствует желанию Бога иметь в них указание и предзнаменование в Израиле от Него, Который "живет" на горе Сионе (т. е. в Иерусалиме). Это возможно благодаря особому значению, которое имели для будущего народа имена каждого из троих.

Имя самого пророка, означавшее "В Иегове - спасение", напоминало народу, что в конечном счете Бог избавит Свой народ; имя второго сына пророка - Магер-шелал-хаш-баз - говорило о скором разгроме ассирийцами сиро-израильской коалиции. А имя старшего сына его - Шеарясув ("Остаток спасется") - свидетельствовало иудеям, в ближайшей перспективе, о возвращении верующего "остатка" из предстоявшего народу вавилонского пленения (10:21-22, где слово "обратится" правильнее читать как "возвратится").

г. Лишь слово Божие несет избавление (8:19-22)

Ис. 8:19-22 . Снова говорит Исаия о греховных наклонностях людей. Большинству их хочется знать свое будущее. Избранные Богом иудеи тоже не сумели устоять перед соблазном языческой практики вопрошать о будущем умерших и разного рода чародеев. Правильнее читать не "шептуны и чревовещатели", а "издающие писк и бормотанье". Тонким, как птичий писк, голосом говорили медиумы, иммитируя голоса умерших, и они же бормотали (толкование на Втор. 18:10-12). Фраза тогда отвечайте (стих 19) в евр. тексте отсутствует.

В целом стих 19 можно передать так: "Чем вопрошать о будущем мертвых, не разумнее ли обращаться с этими вопросами к живому Богу?" И все, что надо знать народу о его будущем, содержится в законе и откровении (последнее слово может быть понято в значении свидетельства пророков). Учащие народ иному не имеют в себе света истины (стих 20).

Чародеи и те, кто обращаются к ним за "советом", будут осуждены Богом (стихи 21-22). Озлобленные бедствиями, которые их постигнут, они станут проклинать всех, кого почитали, включая царя… и Бога (по другому прочтению этого места - "царя и богов"; подразумеваются опять-таки те, кого они особенно чтили, возлагая на них свои надежды). Последнюю фразу стиха 22 следует читать (и воспринимать) в контексте первого стиха 9-ой главы, которая в англ. переводах Библии с него и начинается.

д. О будущем избавлении народа (9:1-7)

В этих стихах Исаия говорит о грядущем Избавителе: с Ним для народа, к которому обращается пророк, придут великие изменения. Мессия поведет его к радости и процветанию, которых он будет (или был; читая пророчества, надо помнить о смещении или размытии временных границ в словах пророка) лишен на протяжении многих лет. С пришествием Его осуществятся обетования, данные Аврааму и Давиду относительно благословенного Царства.

Снова в речи Исаии возникает "мотив" Младенца, Сына (стих 6; сравните с 7:14-16; 8:1-4,18). Дитя будет возрастать и станет Избавителем (9:7) - не знамением (8:18) грядущего избавления, а Самим Избавителем. Он освободит народ ос всех его врагов и произведет в нем самом изменения, необходимые для его материального и духовного процветания. Это второе мессианское пророчество Исаии.

Ис. 9:1 . Наступит время, когда "мрак и тьма" (8:22) станут делом прошлого, говорит он. Эта мысль выражена пророком во фразе прежнее время; для него, предвкушавшего ту великую радость, которая станет уделом его соплеменников с пришествием Мессии, нерадостное настоящее и ближайшее печальное будущее как бы уже отступили в прошлое, стали "прежним временем".

Называя тут северные области Израильского царства (землю Завулонову и землю Неффалимову), которые были "умалены" и унижены в "прежнее время", Исаия, по всей вероятности, имел в виду не только все Северное царство, но и еврейский народ в целом; как символ "умаления и унижения" его он избирает земли этих двух колен потому, что в 732 г, при Тиглат-Палассаре, они стали ассирийской провинцией.

Впоследствии вся эта территория будет "возвеличена" Иисусом Христом, чьи отрочество, юность и первоначальное служение будут проходить в этом "приморском краю". (Евангелистом Матфеем, который частично (и свободно) цитирует Ис. 9:1-2 (Матф. 4:13-16) сказано об этом подробно.) "Галилеей языческой" названа та часть территории Неффалима, откуда ассирийцы выселили евреев, чтобы заселить ее язычниками; 4-Цар. 15:29. (Переселение, как известно, совершалось в несколько этапов; окончательное и последнее произошло в 722 г. до Р. Х.) Приморский путь вел за реку Иордан; так называлась дорога, которая шла по западному берегу Тивериадского (Галилейского) моря и пересекала весь указанный регион. Примечательно, что в ассирийских и египетских надписях это название встречается довольно часто (в Библии - только здесь). Именно им, "приморским путем", шли ассирийские полчища, вторгавшиеся в Северное (Израильское) царство.

Ис. 9:2 . Судя по переводам Библии на другие языки, в стихе 2 могло быть употреблено прошедшее время: "народ… увидел: свет воссиял". В русском тексте передано в будущем времени. Но здесь это в сущности не имеет значения, так как то, чему совершиться предстояло, Исаия видел как бы уже совершившимся. "Утрата чувства времени", временной перспективы, вообще, как уже говорилось, характерна была для пророков, и это, в частности, выражалось в том, что лишь "проступающее на историческом горизонте" многие из них видели как "грядущее скоро".

Тут, очевидно, продолжение мысли о благотворном воздействии грядущего Мессии на ту часть Израильского царства, о которой речь шла выше (и в первую очередь - на Галилею, окутанную мраком языческих представлений; сравните 8:22). Народ ее увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной (уподобление языческого мировоззрения и связанного с ним образа жизни существованию в шеоле) свет воссияет (Матф. 4:15-16).

Ис. 9:3-5 . Ты в стихе 3, вероятно, Бог Отец, Который выведет Свой народ из духовной тьмы, послав ему Сына, Мессию, и вновь размножит его и даст ему радоваться в общении с Собою (народ… будет веселиться пред Тобою); веселье это и радость сравниваются с теми, какими веселятся и радуются в праздники урожая И при разделе военной добычи. Заметим, Что мотив радости возникает в книге Исаии многократно. Но для него она - даруемый людям плод сверхъестественной Божией работы. Такой же сверхъестественной, какой была победа над мадианитянами, дарованная Гедеону (Суд. 7:1-24; сравните Ис. 10:26).

Ибо как тогда, в день Мадиама (стих 4), так и теперь (в будущем, представляющемся пророку настоящим, или уже совершившимся, "иго", над ним тяготевшее, ярмо на плечах его и жезл (плеть, орудие наказания) притеснителя его Ты сокрушишь (сокрушил)… и тяжелые солдатские сапоги (и "всякую обувь воина" в стихе 5 правильнее читать так), и в крови валяющийся солдатский плащ сожжены будут… отданы… в пищу огню. В стихах 4-5 - образ уничтожения - в дни, когда придет Сын, Мессия, - орудий угнетения и войны. В них отпадет надобность, потому что на земле воцарится всеобщий мир.

Ис. 9:6-7 . Снова повторим, что пророк как бы уже созерцает рождение Младенца-Мессии и потому говорит об этом как о факте совершившемся: все сказанное выше произойдет потому, что младенец родился нам; Сын дан нам. Пять вещей говорит Исаия о Мессии:

1. Младенец родится у нас, т. е. в среде еврейского народа, который связан с Богом узами завета.

2. Он будет править Божиим народом (сравните с Мих. 5:2) и всем миром (Зах. 14:9). Владычество на плечах Его - мысль о царском одеянии Мессии, о знаках царского Его достоинства, выраженная иносказательно.

3. У имеющего родиться Сына будут четыре описательных имени, раскрывающих Его природу и характер. Его нарекут… Чудный (в значении "исключительно мудрый") Советник (запятая между этими словами в русском тексте поставлена ошибочно), которого народ станет слушать с радостью (сравните с Ис. 2:3); второе имя - Бог крепкий (т. е. для Исаии Мессия и есть в известном смысле Бог: примечательно, что по-еврейски "младенец" назван словом "Эль" ("Бог"), каковым нигде в Библии и самый праведный человек не называется, и, значит, пророк "видел" Его Существом Божественной природы, самая власть Которого будет утверждена Иеговой; любое Свое решение Он сумеет осуществить, будучи "крепким", сильным (сравните с 10:21). Третье имя Мессии - Отец вечности.

Многих смущал этот титул, потому что Мессия, Сын Божий, - одно из Лиц Троицы и, значит, не тождествен Отцу. Как же Сын может быть Отцом? Несколько вещей следует сказать по этому поводу; во-первых, Мессия, будучи вторым Лицом Троицы, по сути Своей есть Бог, обладающий всеми атрибутами Божества, включая атрибут бессмертия: бытие Его вечно. Поскольку Бог един (хотя и существует в трех Лицах), Мессия есть Бог. Во-вторых, титул "Отец вечности" (по другим переводам - "вечный Отец") является идиомом, посредством которого передается понятие Мессии в Его отношении ко времени, а не в отношении других Лиц Троицы.

О Нем сказано, что Он вечен в том же смысле, в каком о Боге (Отце) сказано, что Он "Ветхий днями" (Дай. 7:9). Мессия придет, чтобы править миром от имени Отца. В-третьих: произнося свое пророчество, Исаия мог иметь в виду обетование, данное Давиду (2-Цар. 7:16) относительно "непоколебимости и вечности" царства, которое, обещал Бог, произойдет по его линии. Мессия, Потомок Давида, как бы явится Отцом этого царства. В Нем осуществится обетование, исполнения которого ожидал народ. Четвертое имя Мессии - Князь мира. С Его вторым пришествием на землю на ней воцарится долгий, тысячелетний, мир. В Царстве Его не будет места злу и страданиям.

4. Воссев на престоле Давида (Лук. 1:32-33), Мессия станет царствовать, осуществляя Свое правление как абсолютно справедливое по отношению ко всем Своим подданным. Возрастанию "владычества" Его и сопутствующего ему мира не будет предела, потому что оно будет вечным (Дан. 7:14,27; Мих. 4:7; Лук. 1:33; Откр. 11:15). Царство Его станет Царством правды (сравните Иер. 23:5), так как управление им будет осуществляться в согласии с требованиями Бога, и все в нем происходящее будет соответствовать Его святой природе.

5. Все это совершится потому, что такова воля Господа Всемогущего. Это от Него, а не от людей, не от Израиля, зависит наступление Царства. Мессия придет и будет править, ибо так обещал Бог, Который ревностно трудится для спасения Своего народа, Израиля, и стоящего за ним всего человечества.

Исаии пришествие Сына-Мессии, очевидно, представлялось событием, которое совершится лишь однажды. Божественное Дитя вырастет и, установив Свое Царство, будет победоносно править им. Как уже говорилось, Царь, которого "видел" пророк, явно несет на себе высшую печать, Он предстает у него в сверхъестественном свете, но Исаия, подобно другим пророкам, не предвидел Его второго пришествия ни тем более того большого промежутка во времени, который отделит его от первого (1-Пет. 1:10-12; также толкование на 61:1-2).

Данная и четыре последующие главы (до гл.13) все вместе представляют собой лекцию или проповедь, цель которой показать большое разорение, грядущее в скором времени на Израильское царство, и сильное беспокойство, которое причинит Иудейскому царству ассирийский царь, и то и другое станет следствием их грехов; однако боящимся Бога будет явлено сильное утешение в эти мрачные времена, с особой ссылкой на время Мессии. В данной главе представлено (I) пророчество о разорении ассирийским царем государств-союзников Сирии и Израиля (ст. 1-4). (II) Пророчество об опустошении земли Израиля и Иуды, которое совершит этот гордый и торжествующий правитель (ст. 5-8). (III) Великое ободрение, данное народу Божьему в разгар этого разорения; людей заверяют, что (1) выступая против них, враги не достигнут своей цели (ст. 9,10).

(2) Если они сохранят страх Божий и подавят в себе страх перед людьми, то увидят в Господе свое прибежище (ст. 1114) и, в то время как другие преткнутся и впадут в отчаяние, Божий народ обретет силу служить Господу и увидит, что его сохранили до лучших времен (ст. 15-18). И наконец, Бог дает необходимое предостережение всем, чтобы никто на свой страх и риск не обращался к духам умерших, ибо таким образом окажется в отчаянном положении, но чтобы держался Слова Божия (ст. 19-22). Такие же наставления и утешения будут полезными и для нас в трудные времена.

Стихи 1-8 . В данных стихах представлено пророчество об успехе ассирийского царя над Дамаском, Самарией и Иудеей: Дамаск и Самарию он опустошит, а Иудею сильно напугает.

I. Пророку дано повеление написать это пророчество и обнародовать, чтобы его увидели и могли прочесть все люди, а также оставить в письменном виде, чтобы, когда оно сбудется, узнали, что это Бог послал Исайю, ибо таковой была одна из целей пророчества (Иоан 14:29). Исайя должен взять большой свиток, который смог бы вместить эти пять глав, должным образом и обстоятельно написанных словами; и ему надлежит записать все предсказанное относительно вторжения в страну ассирийского царя; он должен начертать на нем человеческим письмом, обычным способом и стилем письма, чтобы было понятно и разборчиво для всех. Запиши видение и начертай ясно (Авв 2:2). Кто говорит и пишет о Боге, тот должен избегать неясностей и научиться говорить и писать так, чтобы его понимали (1Кор 14:19). Пишущие для людей должны писать человеческим письмом, а не жаждать письма и языка ангелов. И поскольку принято, чтобы опубликованной книге предшествовало краткое, но емкое по значению заглавие, пророку дано указание озаглавить свою книгу Магер-шелал-хаш-баз Спешит грабеж, ускоряет добыча, подразумевая, что ассирийское войско придет к ним весьма быстро и совершит небывалый грабеж. Благодаря такому заглавию узнавшие о нем заинтересуются содержанием и смыслом книги, а прочитавшие или прослушавшие чтение будут помнить ее. Подчас хорошо запомнить помогает изложение большого материала в нескольких словах такое изложение служит подобно ручкам, позволяющим побольше удержать. П. Пророк заботится о том, чтобы пророчество было надлежащим образом удостоверено: я взял себе верных свидетелей (ст. 2);

Исайя записал пророчество в их присутствии и у них на виду и заручился их подписями, чтобы они при необходимости были готовы в дальнейшем поклясться в том, что пророк еще задолго до события предсказал набег ассирийского царя на страну. Для большей надежности Исайя называет имена своих свидетелей, чтобы к ним мог обратиться любой человек. По числу их было двое (дабы устами двух... свидетелей подтвердилось всякое слово);

один из них священник Урия; он упоминается в повествовании об Ахазе, но отнюдь не за добрые деяния, ибо потакал Ахазу в установлении языческого жертвенника (4Цар 16:10,11);

однако в этот раз к нему, как к верному свидетелю, нет никаких претензий. Видите, как добросовестно пророки старались дать отчет в искренности своих намерений любому человеку, чтобы мы с полной уверенностью узнали твердое основание того учения, в котором были наставлены, а не следовали хитросплетенным басням.

III. Пророк дает своему ребенку имя, совпадающее с названием книги, чтобы ее заметили и навеки сохранили в памяти (ст. 3). Его жена названа пророчицей (потому что жена пророка);

она зачала и родила сына, еще одного сына, который будет проповедовать самим своим именем, как было и в предыдущем случае (Ис 7:3), но с той лишь разницей, что имя первого ребенка сообщало милость: Шеар-ясув остаток вернется; но, поскольку ту проповедь оставили без внимания, имя второго возвещает суд: Магер-шелал-хаш-баз он торопится, устремившись на грабеж, или он поспешил за добычей. Данное пророчество повторяется даже в самом имени по причине уверенности в неизбежности события. Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось (Иер 1:12). Всякий раз, когда к ребенку обращались по имени, даже называя его уменьшительно, это служило напоминанием о грядущих судах. Следует заметить: нам полезно почаще напоминать себе об изменениях и скорбях, которым мы подвержены в этом мире и которые, возможно, уже стоят на пороге. Глядя с удовольствием на своих детей, нам не следует оставлять мысли о том, что не знаем, какая миссия им уготована.

IV. Само пророчество, которое служит объяснением этому таинственному имени.

1. Сирия и Израиль, объединившиеся сейчас против Иудеи, очень скоро станут легкой добычей для царя Ассирии и его победоносной армии: «....прежде нежели дитя, только что родившееся и получившее имя (будет уметь выговорить: отец мой, мать моя слова, которые младенцы узнают в первую очередь и начинают произносить в числе первых), то есть через год-два, богатства Дамаска и добычи Самарийские (городов, которые сейчас значительно укрепили себя и устрашали своих соседей) понесут перед царем Ассирийским, который ограбит города и страны и отправит их наилучшее имущество в свою собственную землю, чтобы обогатить ее трофеями своей победы» (ст. 4). Следует заметить: кто грабит других, тот пусть не удивляется, когда и его ограбят (Ис 33:1);

ибо Господь праведен и побеспокоит причиняющих беспокойство.

2. Поскольку в Иудее многие втайне способствовали интересам Сирии и Израиля и были настроены против дома Давидова, то Господь накажет таковых рукою ассирийского царя, который причинит Иудее много беспокойства, как было предсказано (Ис 7:17). Обратите внимание:

(1) в чем заключался грех той части недовольных в Иудее: этот народ, к которому пророк здесь обращается, пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, презирает собственную страну и ее правительство и любит пренебрежительно о нем отзываться, потому что оно не кажется таким важным и не делает в мире так много шума, как некоторые другие цари и царства (ст. 6). Эти люди никак не возьмут в толк и отказываются от утешения, которое предлагают им Божьи пророки из Божьего слова, обращаясь к ним тихим голосом; зато восхищаются Рецином и сыном Ремалииным врагами своей страны, которые фактически уже вторглись в нее; они превозносят храбрость захватчиков, восхваляют их политику и силу, рукоплещут их поступкам, радуются их успехам, сердечно желают добра их замыслам и полны решимости дезертировать и перейти к врагам. Многие государства лелеют у себя на груди таких вот коварных змей, которые едят их хлеб, однако примыкают к их врагам, будучи готовыми предать интересы своей страны, когда ее положение покажется шатким.

(2) Какой суд наведет на них Бог за этот грех. Тот же ассирийский царь, который опустошит Ефрема и Сирию, станет бичом и ужасом для их сторонников в Иудее (ст. 7,8). Поскольку этот народ пренебрегает водами Силоама и не желает приноровиться к правительству, поставленному над ним Богом, но беспокоится, то наведет на него Господь воды реки бурные и большие, реки Евфрат. Они пренебрегали землей Иудеи, потому что на ней нет реки, которой можно было бы хвалиться и сравнивать ее с Евфратом; в Иерусалиме протекала очень мелкая речка. «Хорошо, говорит Господь, если вы так восхищаетесь Евфратом, то он вам еще надоест; ассирийский царь, страна которого располагается у этой реки, придет во всей своей славе, с большим войском, славу которого вы превозносили, презирая собственного царя, потому что тот не мог вывести в поле подобное войско, Бог выведет такое войско на вас». Если мы ценим людей, если мы переоцениваем их за их мирское богатство и власть, то со стороны Господа справедливо сделать их в связи с этим бичом для нас. В качестве аргумента против возвеличивания богатых приводится тот факт, что богатые притесняют нас (Иак 2:3,6). Давайте лучше будем радоваться тихим водам Силоама, ибо быстрые потоки опасны. Вторжение ассирийского войска грозит быть напористым, как потоп или наводнение, сносящее все на своем пути; этот поток выйдет из всех своих каналов, затопит все берега. Попытки противостать ему совершенно бесполезны. Сеннахирим со своим войском пройдет через Иудею и встретит столь незначительное сопротивление, что это будет больше напоминать марш через страну, нежели набег на нее. Дойдет до шеи, то есть преуспеет настолько, что осадит Иерусалим, главу царства, и ничто не ускользнет из его рук, кроме столицы, ибо Иерусалим святой город. Следует заметить, что Бог во время сильнейшего потопа или бед способен сделать и сделает так, что голова Его народа останется над водой, и благодаря этому сохранит покой и духовную жизнь Своих людей; воды, которые дойдут до души (Пс 68:2), могут дойти и до шеи, но там их гордые волны будут остановлены. Здесь подразумевается еще одно утешение: несмотря на то что крылья ассирийцев правый и левый фланги войска распростерты и эта хищная птица заполнит ими просторы земли Иудеи, земля все равно останется Еммануиловой. Это земля Твоя, Еммануил! Ей предстояло быть землей Иисуса; ибо здесь Ему надлежало родиться, проживать, проповедовать и творить чудеса. Он был Царем Сиона и поэтому проявлял особый интерес и заботу об этой земле. Следует заметить: земли, которые Еммануил признает Своими (а так Он относится ко всем землям, признающим Его), не погибнут, даже если их постигнет потоп; ибо если враг придет как река, то Еммануил защитит Своих и, подняв знамя, выступит против врага (англ.пер., Ис 59:19).

Стихи 9-15 . Здесь пророк возвращается к разговору о беде, в которой сейчас оказались Ахаз, его двор и царство, учитывая угрозу со стороны сирийцев, объединившихся против Иудеи с десятью коленами. В данных стихах:

I. Пророк торжествует над вторгающимися врагами, выражает свое пренебрежение и призывает их к наихудшим поступкам: «...внимайте, все отдаленные земли, словам, которые пророк говорит Божьим именем» (ст. 9-10).

1. «Мы нисколько не сомневаемся в том, что вы сейчас прилагаете все свои усилия, выступая против Иудеи и Иерусалима. Объединяйтесь (в русск. пер. враждуйте, ст.9) в строгий союз. Вооружайтесь и еще раз вооружайтесь, готовьтесь к действиям, приступайте к ним со всей решимостью; вооружитесь мечами, препояшьте чресла свои. Воодушевляйте и ободряйте себя и друг друга всеми мыслимыми рассуждениями, замышляйте замыслы, созывайте военные советы, пусть все головы разрабатывают методы, подходящие для овладения землей Иудеи. Говорите слово, принимайте соответствующие решения, пусть не всегда хорошо обдуманные; вы определяете, что делать, и очень уверены в успехе дела, что оно совершится, стоит только слово произнести». Следует заметить, что враги Церкви вынашивают свои замыслы против нее с большой долей хитрости, решимости и убежденности; какие же усилия они прилагают к тому, чтобы катить камень, который непременно вернется и упадет на них!

2. «Чтобы вы знали: все ваши усилия будут бесполезными. Вы не сможете добиться и не добьетесь своего, вы не одержите победу: вы будете разорваны на клочки (в русск. пер. - трепещите, ст.,9). Как бы вы ни объединялись, как бы ни вооружались, как бы вы ни действовали со всей мыслимой хитростью и предосторожностью, тем не менее, говорю вам снова и снова, все ваши планы расстроятся, вы будете разорваны на клочки. Мало того, не только ваши попытки потерпят крах, но ваши попытки приведут к вашему же краху; вас погубят те замыслы, которые вы строили против Иерусалима; ваши замыслы рушатся, ибо нет мудрости и нет совета вопреки Господу. Ваши решения не будут приведены в действие, они не состоятся. Вы говорите слово, но кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Кто настроил себя против Бога, Его дела и воли, тот не выстоит, но неизбежно упадет. Ибо с нами Бог! (Таким образом пророк ссылается на имя Еммануил с нами Бог). Мессии надлежит родиться среди нас, и народ, которому уготована такая честь, не может быть предан полному краху. Сейчас Бог по-особому присутствует с нами в Своем храме, в Своем Слове, в Своих обетованиях все они наша защита. С нами Бог, Он на нашей стороне, Он - наш соратник и борется за нас; и если Бог за нас, кто против нас?» Так презирает врагов дочь Сиона.

II. Пророк утешает и ободряет Божий народ тем же утешением и ободрением, которое получил сам. Покушение на страну было весьма устрашающим; дом Давидов, царский двор и семья пребывали в замешательстве (Ис 7:2), поэтому неудивительно, что и народ был скован страхом.

1. Пророк рассказывает нам, как его самого Бог научил не поддаваться парализующему страху, который в данный момент овладел людьми, как не позволять страху достичь таких размеров, как у них: «...говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, не говорить того, что они говорят, и не делать того, что они делают, не прокручивать в голове приводящие в ужас опасения и не одобрять их планов относительно заключения мира на любых условиях или поиска помощи у ассирийцев» (ст. 11). Господь наставлял пророка не плыть по течению. Следует заметить:

(1) даже лучшие из людей склонны пугаться при виде сгущающихся облаков, особенно если страх носит эпидемический характер. Мы все склонны ходить путями людей, среди которых живем, даже если эти пути нехороши.

(2) Кого Господь любит и признает Своим, того Он наставит и научит плыть против течения всеобщей порочности, в частности против течения охвативших всех поголовно страхов. Господь найдет способ научить Свой собственный народ не ходить путями других народов, но выделяться среди них и быть благоразумным.

(3) Даже в сердцах благочестивых людей порочность подчас бывает столь сильной, что они нуждаются в научении крепкой рукой, а учить таким образом прерогатива Бога, ибо только Он может дать разумение и только Ему под силу преодолеть сопротивление со стороны неверия и предубеждения. Господь может научить сердце, и в этом Ему нет равных.

(4) Кому предстоит учить других, тот сам должен быть хорошо наставлен в служении, тогда преподаваемое им учение будет наилучшим образом подкреплено собственным опытом. Слово, которое исходит из сердца, вероятнее всего, достигнет сердца; и в чем мы сами Божьей благодатью были наставлены, тому нам следует, исходя из своих способностей, также научить и других.

2. Что теперь пророк говорит Божьему народу?

(1) Он предостерегает людей против греховного страха (ст. 12). По-видимому, такова была особенность этого народа в то время, и страх был заразным. Чье сердце дрогнуло, тот заставит и брата своего так же дрогнуть сердцем (см. Втор 20:8);

поэтому не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором, то есть «не объединяйтесь с ними в заговорах, которые они замышляют и предсказывают. Не примыкайте к тем, которые ради собственной безопасности выступают за союз с ассирийцами по причине своего неверия и сомнения в Боге и в Его деле. Не вступайте ни в один из таких заговоров». Следует заметить, что это касается и нас, и во время бед нам надлежит быть бдительными в отношении всех страхов, которые могут подтолкнуть нас в поисках спасения на неверный путь. «Не бойтесь заговоров, которых они боятся и которыми запугивают друг друга. Не изводите себя опасениями о заговоре при любом шорохе или необычном стечении обстоятельств и не кричите при этом: заговор, заговор! Если вам говорят: "Какая ужасная новость, что Сирия объединилась с Ефремом, что с нами будет? Нам бороться, бежать, или сдаться?" Не бойтесь их страхов: не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся (Иер 10:2). Не бойтесь худой молвы на земле, но да будет сердце ваше твердо. Не бойтесь того, чего боятся они, и не будьте напуганными, как они. Не поддавайтесь такому испугу, который приводит в дрожь и трепет» вот что сообщает Слово. Следует заметить: когда враги Церкви составляют греховные заговоры, тогда друзья Церкви должны стоять на страже, чтобы не допустить греховный страх перед подобными заговорами.

(2) Пророк призывает людей к благочестивому религиозному страху: Господа Саваофа Его чтите свято (ст. 13). Следует заметить: страх верующего перед Богом это особая защита от тревожного страха перед людьми. Данные слова цитирует апостол, применяя их к страданиям христиан (см. 1Пет 3:14,15). Мы должны взирать на Бога как на Господа Саваофа, в руке Которого вся сила, и вся тварь в Его распоряжении. Мы должны соответствующим образом святить Господа, воздавать Ему славу, достойную Его имени, и вести себя по отношению к Нему, как подобает верящим, что Он святой Бог. Мы должны бояться Господа; Ему надлежит быть объектом нашего страха и трепета, нужно хранить почтение перед Его провидением и испытывать благоговейный страх перед Его верховным владычеством, бояться Его недовольства и безропотно подчиняться Его руководству. Стоит лишь по-настоящему попасть под влияние величия и славы Господа, и мы увидим, как сникнет и померкнет величие наших врагов, а их сила окажется под контролем (см. Неем 4:14). Кто боится поношения от людей, тот забывает Господа, Творца своего (Ис 51:12,13; ср. с Лук 12:4,5).

(3) Пророк заверяет людей, что, поступая так, они обретут святую защиту и покой своим душам: «Ибудет Он святилищем (англ.пер., ст.14);

пусть Он будет вашим страхом и вы увидите, что Он ваша надежда, ваша помощь, ваша защита и ваш могущественный избавитель. Господь освятит и сохранит вас. Он будет святилищем, чтобы сделать вас святыми. Он будет вашим освящением» существует и такое чтение. Если мы святим Господа хвалой, то Он освятит нас Своей благодатью. «Чтобы облегчить вашу участь. Он будет вашим святилищем, куда вы сможете прибежать в поисках безопасности и где вас не пленит никакой страх; вы найдете непоколебимое убежище и защиту в Господе и увидите, что недосягаемы для опасности. Кто истинно боится Бога, тому не нужно бояться какого-либо зла».

III. Пророк предвещает крах нечестивым и неверующим как в Иудее, так и в Израиле. Они не имеют ни части, ни жребия в упомянутых выше утешениях; Бог, Который будет святилищем для верующих в Него, станет камнем преткновения и скалой соблазна для тех, кто пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным (ст. 6), кто полагает свою надежду и свой страх на тварь (ст. 14,15). Пророк предвидит, что большей частью каждый из домов не станет свято чтить Господа Саваофа, и для таковых Он будет петлею и сетью, будет для них ужасом, в то время как для доверяющих Ему Бог будет поддержкой и опорой. Вместо того чтобы извлечь из Божьего Слова пользу, неверующие преткнутся о него; Божье провидение не приведет их к Господу, а уведет от Него. И то, что для одних является запахом живительным на жизнь, для других будет запахом смертоносным на смерть. «Так что многие из них преткнутся и упадут", они впадут в грех и погибель; они падут от меча, будут захвачены и уведены в плен». Следует заметить: если исходящее от Бога будет для нас преткновением, то оно же станет нам на погибель. Существует мнение, что речь идет о неверующих иудеях, отвергнувших Христа, для которых Он стал камнем преткновения; апостол же цитирует данные слова применительно ко всем упорствующим в своем неверии в Евангелие Христово (1Пет 2:8);

для таковых Христос скала соблазна, ибо, не покорившись Слову, они преткнулись о нее.

Стихи 16-22 . I. Величайшая привилегия Божьего народа заключалась в том, что он обрел Божье Слово, врученное ему вместе со Священными Писаниями. С той целью, чтобы верующие могли святить Господа Саваофа, бояться Его и найти в нем свое прибежище, завяжи свидетельство (ст. 16). Следует заметить: ярким примером заботы Господа о Своей Церкви и любви к ней служит тот факт, что Он дал ей на хранение бесценное сокровище Божьего откровения.

1. Речь идет о свидетельстве и о законе (англ.пер. ст.16);

бесценным сокровищем Божьего откровения является не только данное пророчество (которое посему надлежит бережно хранить во благо Божьего народа в грядущие времена бед и страданий), но и все Божье Слово в целом. Господь удостоверил его и предписал. Будучи свидетельством, оно управляет нашей верой; будучи законом, оно управляет нашими поступками; нам следует и подписаться под его истинами, и подчиниться его заповедям.

2. Это откровение и этот закон завязаны и запечатаны, ибо мы не должны ничего добавлять к ним и не должны ничего от них убавлять. Они являются письмом человеку от Бога, завязанным и запечатанным, возвещением под большой государственной печатью. Тот факт, что Ветхий Завет был завязан и запечатан, свидетельствует, что полное объяснение многих его пророчеств приберегается для новозаветного времени. Запечатай книгу сию до последнего времени (Дан 12:4);

а завязанное и запечатанное тогда теперь раскрывается и распечатывается и открыто младенцам (Мат 11:25). Однако то, что относится к иному миру и к будущему состоянию, до сих пор остается завязанным и запечатанным, ибо знаем лишь отчасти, и пророчество лишь отчасти.

3. Откровение и закон, как драгоценный вклад, даны на хранение в руки ученикам сынов пророков и завета (Деян 3:25). Им дан на хранение добрый залог и возложена ответственность за попечение о нем (2Тим 1:13,14). А люди, наставниками которых были пророки, все равно должны твердо держаться письменного слова.

II. Мы должны правильно использовать данную привилегию, и здесь нас этому учат:

1. На примере собственных поступков и решений Исайи (ст. 17,18). Он охотно принял закон и свидетельство и нашел в них утешение среди множества разочарований, с которыми ему довелось столкнуться. Следует заметить: представить другим Божье Слово лучше всего способны те духовные служители, которые сами, полагаясь на него, остались весьма довольны. Примите во внимание:

(1) Разочарования, сопутствовавшие труду пророка. Сам он конкретно называет два: недовольство Бога, но не столько им самим, сколько народом, интересы которого Исайя принимал близко к сердцу: «Господь скрывает лице Свое от дома Иаковлева, и кажется, что в данное время Он пренебрегает ими, выказывая знаки Своего неудовлетворения». Пророк сам был задействован в открытии на них Божьего гнева, тем не менее он скорбит об этом, как человек, не желающий наступления этого печального дня. Если дом Иаковлев оставляет Бога Иаковлева, то пусть не удивляются, что Господь прячет от них Свое лицо. Презрение и упреки со стороны людей не только по отношению к самому Исайи, но и к его ученикам, в присутствии которых был запечатан закон и свидетельство: я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования; на нас уставились, как на некие чудовища или как на дикарей, показывая пальцами, когда мы идем по улицам. Вероятно, городские насмешники из нечестивых подтрунивали и глумились над пророческими именами, данными детям Исайи. Для многих я был как бы дивом (Пс 70:7). Божий народ диво для мира (в русск. пер. знаменательные, Зах 3:8), потому что отличаются своеобразием и не участвуют с нечестивцами в том же распутстве (1Пет 4:4). В данном случае пророк послужил прообразом Христа, ибо его слова цитируются в подтверждение того, что верующие дети Христа: вот Я и дети, которых дал Мне Бог (Евр 2:13). Родители должны смотреть на своих детей как на Божий дар, милостивый дар от Господа; так поступал Иаков (Быт 33:5). И духовным служителям надлежит считать своими детьми людей, которых они обратили в веру, и, соответственно, обходиться с ними нежно (1Фес 2:7), как с детьми, которых дал им Бог; ибо, какому бы благу других мы ни послужили, все благодаря Божьей благодати. Христос считал верующих Своими детьми, которых дал ему Отец (Иоан 17:6), причем и Он, и они предназначены для указаний и предзнаменований, ставших предметом пререканий (Лук 2:34), повсеместных споров (Деян 28:22).

(2) Ободрение, найденное пророком в этих разочарованиях. Во всем, что удручало Исайю, он увидел Божью руку и не сводил с нее глаз. Какая бы беда ни постигала дом Иаковлев, она приходит потому, что Бог прячет Свое лицо; более того, какому бы презрению со стороны своих друзей ни подвергался дом Иаковлев, все от Господа Саваофа. Именно Господь повелел Семею злословить Давида (см. также Иов 19:13; 30:11). Пророк увидел, что Бог живет на горе Сион, являет Себя Своему народу, готов слышать их молитвы и принимать их почтение. И хотя в данное время Он спрятал Свое лицо от дома Иаковлева, тем не менее они знают, где найти Господа и снова предстать перед Ним: Он живет на горе Сион. Поэтому Исайя решил надеяться на Господа и уповать на Него, следить за Его движениями, даже когда Он прячет Свое лицо, и со смиренной уверенностью ожидать Его возвращения на путь милости. Надеющийся на Бога с верою и молитвою вправе взирать на Него с надеждой и радостью. Когда у нас нет ощутимых утешений, нам все равно надлежит продолжать почитать Бога и слушаться Его и потом немного подождать: в вечернее время явится свет.

2. Посредством наставления и советов, которые пророк дает своим ученикам, в присутствии которых был запечатан закон и свидетельство и которым были вверены живые слова.

(1) Исайя предполагает, что ученики в день страдания своего подвергнутся искушению обратиться к вызывателям умерших, которые имели дело с дьяволом, спрашивали у него совета и желали быть проинформированными относительно грядущих событий, чтобы принять соответствующие меры. Так и Саул, пребывая в затруднительном положении, обратился к волшебнице из Аэндора (1Цар 28:7,15), а Охозия к божеству аккаронскому (4Цар 1:2). У этих чародеев были странные и причудливые телодвижения и манера выражаться: они шептали и чревовещали", они заматывали голову, чтобы не видеть и чтобы их не видели, однако смотрели сквозь маленькие отверстия, равно как и за ними подглядывали. Либо упомянутые здесь шепот и чревовещания могут относиться к голосу или манере говорить: чародеи сообщали то, что им нужно было сказать, тихими, глухими и прерывистыми звуками, почти нечленораздельными, а подчас с писком или причитаниями, подобно журавлю, ласточке или голубю (Ис 38:14). Их речи недоставало дерзновения и четкости, с которыми говорили пророки Господа; и складывалось впечатление, что чародеи хотят развлекать народ, а не наставлять его. Тем не менее находились люди, которые с тупым упрямством обращались к волшебникам и привлекали к этому других, даже из слушателей пророка, познавших лучшее; и поэтому Исайя предостерегает последних, чтобы не говорили вместе с теми: заговор. Против этого нечестия были предусмотрены четкие законы (Лев 19:31; 20:27), тем не менее таковое встречалось в Израиле и встречается даже в христианских странах. Так пусть же все имеющие религиозное благоразумие проявят его, вздрагивая при одной только мысли об этом. Отойди от Меня, сатана! Остерегайтесь прибегать к заговорам и заклинаниям и советоваться с теми, кто претендует на предсказание будущего, излечение болезней или обнаружение пропавших вещей при помощи тайных знаний, ибо это гнусное преступление и, фактически, отречение от Бога Всевышнего.

(2) Пророк дает в распоряжение учеников готовый ответ на такое искушение, влагая в их уста слова: «Если кто-либо вознамерится уловить вас в эту сеть, то отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Подумать только! Спрашивают ли мертвых о живых? Скажите им, что один из принципов религии гласит, что народу следует искать своего Бога; а наш Бог Иегова, поэтому Его-то нам и нужно искать и советоваться с Ним, а не с духами мертвых. Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога (Мих 4:5). А сделавшие своим богом воинство небесное искали его (Иер 8:2). Не следует ли провинившемуся и попавшему в беду народу искать своего Бога, чтобы обрести прощение и покой? Не следует ли народу, пребывающему в сомнениях, нужде и опасности, обращаться к своему Богу, чтобы получить указания, провизию и защиту? Поскольку Господь наш Бог, а мы Его народ, то, несомненно, обращаться к Нему наш долг. Скажите им, что спрашивать мертвых идолов о живых людях величайшая на свете глупость». Что может быть нелепее обращения к безжизненным образам, чтобы узнать о жизни и о ее благах? Что может быть нелепее надежды на то, что наши мертвые друзья, если мы будет их обожествлять и молиться им, сделают для нас то, чего не могут сделать наши живые друзья? Мертвые ничего не знают, и у них нет ни работы, ни размышления (Еккл 9:5,10). Поэтому глупо живым так обхаживать мертвых, ожидая от них какого-то облегчения. Некроманты, как волшебница из Аэндора, обращались к мертвым и тем самым заявляли о собственной глупости. Живой пусть думает о живом, а не о мертвом. Какой жизни или какого света нам искать у тех, кто сам не имеет ни жизни, ни света?

(3) Пророк указывает ученикам обратиться к Божьему Слову. Если находившиеся среди них пророки говорили по каким-то вопросам уклончиво, то в распоряжении иудеев было Божье Слово, и именно к нему надлежало обращаться. Следует заметить: кто умеет извлекать пользу из Библии, тому никогда не придется обращаться к чародеям. Хотели бы мы знать, как обращаться к нашему Богу и как узнавать Его мнение? Тогда обращайтесь к закону и откровению. Там вы увидите, что есть добро и чего Господь от нас требует. Пусть вашими советниками станут Божьи уставы, и тогда вы получите правильные советы. Примите во внимание: как правильно пользоваться законом и откровением нам надлежит говорить, как это слово, то есть оно должно стать эталоном, и нам следует сообразоваться с ним, консультироваться с ним, ссылаться на него и абсолютно во всем руководствоваться Божьим Словом, следовать его здравым целительным словам (1Тим 6:3) и говорить об истинах Божьих теми словами, которым учит Святой Дух. Просто не противоречить Божьему Слову недостаточно, нужно еще и говорить согласно ему. Почему мы должны именно таким образом прибегать к закону и откровению? Потому что в противном случае будем обличены в крайней глупости, которую только можно вообразить. Кто не сверяется с Божьим Словом, тот явно показывает, что нет в нем света, утреннего света (дословно);

таковы лишены правильного восприятия, они не понимают ни себя самих, ни различия между добром и злом, истиной и ложью. Следует заметить: отвергающий Божье откровение не слишком разумен даже в человеческом понимании, к тому же кто не желает принимать Божьи слова, тот вряд ли примет доводы разума. Существует мнение, что данные слова можно прочитать и как угрозу: «Если они не говорят, как это слово, то для них не будет ни света, ни добра, ни утешения, ни облегчения, но их поглотит мрак и отчаяние», как следует далее (ст. 21,22). Какой свет обрел Саул, когда обратился к волшебнице? (1Цар 28:18,20). Или какого света может ожидать отвернувшийся от Отца светов?

(4) Пророк зачитывает смертный приговор тем, кто обращается к духам умерших и не придает значения Божьему закону и откровению: им не только не будет света, утешения и успеха, но их ждут всевозможные ужасы и нужда (ст. 21,22). Их постигнет горе, которого они боялись: будут они бродить по земле, ходить туда-сюда, неприкаянные, беспокойные, гонимые с места на место грозной силой вторгающегося врага; они окажутся в тяжелом положении (англ.пер. ст.21), не зная куда идти за самым необходимым для жизни, либо потому что страна доведена до обнищания так, что ничего нельзя раздобыть, либо потому что они и их близкие будут настолько разорены, что им нечего будет есть; и кто, бывало, ел до отвала, тот теперь будет голодать. Следует заметить: кто ушел от Бога, тот сошел с пути блага вообще. Они сами будут причинять себе беспокойство из-за собственного недовольства и неумения терпеть невзгоды. И благочестивый человек может оказаться в нужде, но тогда он смиряет себя и старается успокоиться; эти же люди во время голода будут злиться и, не имея чем удовлетворить свое недовольство, станут съедать собственный дух, ибо злость это грех, который одновременно служит и наказанием себе. Они будут весьма раздражительны по отношению ко всем окружающим, более того, ко всем вышестоящим. Увидев, что все их меры потерпели крах и сами они попали в тупик, они забудут свой долг и все правила приличия и вероломно начнут хулить царя своего и Бога своего со всем нечестием, и не только в мыслях своих или в спальной комнате (Еккл 10:20). Сначала будут хулить царя за плохое управление государственными делами (как будто в том была его вина, когда наилучшие и наимудрейшие цари не могли обеспечить успех);

и раз они скоро нарушили обязательства верноподданных, то неудивительно, что не выдержали уз, связывающих их с религией: следующим они проклянут Бога, проклянут Его и умрут; они спорят с Его провидением, нарекая на него, как будто это Господь причинил им зло. Глупость человека извращает путь его, а потом сердце его негодует на Господа (Прит 19:3). Видите, как нам необходимо обуздывать уста свои, когда сердце внутри нас воспламенилось, потому что язык злости обычно весьма оскорбителен. Они предадутся отчаянию и, куда ни глянь, не увидят никакой надежды на облегчение. Посмотрят вверх а небеса нахмурятся и для них будут выглядеть мрачно; и как же может быть иначе, если они прокляли своего Бога? Посмотрят на землю но какое благо она может принести тому, с кем воюет Бог? Нет ничего, кроме горя, тьмы и беспросветного страдания; все таит угрозу; нет ни единого проблеска надежды, никакой обнадеживающей перспективы; но все покроет мрак, в который они будут затянуты силой собственных страхов, представляющих им все окружающее в черном цвете и весьма устрашающим. Это служит объяснением сказанному в стихе 20: для них не будет света. Закрывающие глаза от света Божьего Слова будут вполне заслуженно преданы тьме и оставлены на бесконечные скитания; и стрелы, которые они сами зажгли, не сделают им одолжения.

1 Пророчество об имени Магер – шелал – хаш – баз. 5 Не союзники, а Господь Саваоф; 19 не чародеи, а Бог.

1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нём человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз.

2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина,

3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз,

4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царём Ассирийским.

5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал ещё:

6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным,

7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих;

8 и пойдёт по Иудее, наводнит её и высоко поднимется – дойдет до шеи; и распростертие крыльев её будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!

9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите!

10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!

11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путём сего народа, и сказал:

12 «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.

13 Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!

14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.

15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены».

16 «Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих».

17 Итак, я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Своё от дома Иаковлева, и уповаю на Него.

18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.

19 И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мёртвых о живых?

20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.

21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.

22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Книга пророка Исаии, 8 глава

1–4. Двоякое знамение суда, угрожающего Сирии и Израильскому царству. 5–10. Суд над неверием: а) Ассирийское нашествие на землю Еммануила, 11–15. б) настоящая, истинная опасность, 16–22. в) без откровения Божия нет никакой надежды для иудеев

. Несколько времени спустя после встречи пророка Исаии с Ахазом, изображенной в 7-й гл. (ср. и ), были сообщены пророку новые знамения и откровения, разъяснявшие смысл того, что сообщено было дому Давидову раньше чрез пророка. Двоякое знамение – (пророк должен был написать на доске выражение: Магер-шелал-хаш-баз и наименовать своего сына таким странным наименованием) – указывало на скорое разорение Дамаска и Самарии.

. И сказал мне Го­с­по­дь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз.:

«Большой свиток» – по евр. gilaion, т. е. довольно большая дощечка белого цвета, на которой можно было бы ясно и крупно написать четыре слова.

«Человеческим письмом» , т. е. общеупотребительным шрифтом, напр., написана известная силоамская надпись. Этому письму противополагается условное письмо, которое могут понимать только лица, посвященные в условное значение разных букв.

. И я взял себе верных свидетелей: Урию священ­ника и Захарию, сына Варахиина, –

"Урия" , как видно из и сл., был человек известный в то время. Он избирается Богом в свидетели того, что пророк действительно начертал вышеприведенные слова, потому еще, что он не сходился в понятиях с пророком Исаией и для царя, а также и для народа, должен был казаться совершенно беспристрастным, даже враждебным по отношению к пророку свидетелем, с которым пророк никак не мог войти в какое-нибудь тайное соглашение.

"Захария" мог быть тестем Ахаза ().

. и при­ступил я к про­рочице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Го­с­по­дь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз,

. ибо пре­жде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские по­несут перед­ царем Ассирийским.

Здесь также указывается (второе символическое действие) на опустошение Сирии и Израильского царства. До этого опустошения оставалось только года полтора, потому что в полтора года ребенок научается лепетать названия отца и матери (abi, immi).

«Пророчица» – жена пророка Исаии.

. Упрекая некоторых иудеев, не ценивших поставленного Самим Богом на престоле иудейском рода Давидова и утративших надежду на Всевышнего, пророк возвещает им, что тот, на кого они больше надеются, т. е. ассирийский царь, явится опустошителем их страны. Если бы не Еммануил, Которому принадлежит иудейская страна и Который поэтому защитит ее, то Иудейское царство было бы совершенно разрушено.

. И про­должал Го­с­по­дь говорить ко мне и сказал еще::

. за то, что этот народ пре­небрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищает­ся Рецином и сыном Ремалииным,:

. наведет на него Го­с­по­дь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его; и поднимет­ся она во всех про­токах сво­их и выступит из всех берегов сво­их;:

. и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимет­ся – дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!:

В этих стихах более ясно раскрывается пророчество 7-й главы (ст. 17–15).

«Вода Силоам ская» – это тихо струившийся силоамский ручей, вытекавший из-под царского дворца на горе Сионе. Он является символом царского служения династии Давидовой. Есть иудеи, презирающие этот, по-видимому, незаметный ручеек и жаждущие видеть у себя более сильное правительство. За это они будут наказаны: на них нахлынет большая река – царь ассирийский с своею славою или огромным войском.

«Распростертие крыльев ее» , т. е. разлив этой реки. Вместо крылья здесь можно поставить выражение руки.

«Земли твоей Еммануил» . Пророк говорит, что земля иудейская принадлежит Еммануилу – для того, чтобы ободрить испуганных его предсказанием иудеев. Если Иудея принадлежит Еммануилу как царю, то Он не даст ей погибнуть.

. Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдален­ные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите!

. Замышляйте замыслы­, но они рушат­ся; говорите слово, но оно не состо­ит­ся: ибо с нами Бог!

Вообще народы языческие не страшны для иудеев, потому что – с иудеями Бог! Или с евр.: «ибо – Еммануил!»

. Итак, спасение и погибель, как узнал Исаия от Бога, обусловливаются не политическим искусством правителей и не зависят от внешних обстоятельств. Все зависит в жизни государства, как и в жизни отдельного человека, от веры в Слово Божие и от послушания ему. Кто боится Бога, того ничто не устрашит, никакая опасность; божественные обетования дают такому человеку желаемое успокоение. А те, которые не обращают внимания на Слово Божие, возвещаемое пророками, непременно споткнутся на своем пути и попадут в беду.

. Ибо так говорил мне Го­с­по­дь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал::

Новое откровение описывает здесь пророк. В это время он находился в особом, экстатическом, состоянии (под рукою Господа).

«Ходить путем» , т. е. подражать.

. «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он бо­ит­ся, и не страшитесь.

Господь учит пророка и иудеев, которые еще способны были слушать наставления пророка, не считать сколько-нибудь серьезным заговор царей сирийского и израильского против династии Давидовой ().

. Го­с­по­да Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!

Не этих ничтожных царей иудеи должны бояться, а своего великого Царя – Господа! С Его волей они должны считаться, потому что Он – их Всемогущий Владыка.

. И будет Он освяще­нием и камнем пре­ткнове­ния, и скалою соблазна для обо­их домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.

. И многие из них пре­ткнут­ся и упадут, и разо­бьют­ся, и запутают­ся в сети, и будут уловлены.

И будет Он освящением – в переводе с евр. святилищем (leti keddasch). Одни толкуют это в том смысле, что Всевышний будет для иудеев прибежищем, куда за укрывшимися иудеями не посмеют проникнуть враги (ср. ; ). Другие видят здесь указание на освящающую верующих деятельность Господа.

. Спасательное откровение, какого не хотят принять иудеи, должно сохраняться, по крайней мере, в тесном кругу верующих. Пророк должен посвятить их в понимание этого откровения, и потом пусть они с терпением ожидают его исполнения. Сам же он, со своими сыновьями – Шеар-Ясувом и Магер-Шелал-хаш-базом останется живым свидетельством для всех, кто хочет видеть и слышать, – свидетельством того, что спасение – только в Господе, что враги Иудеи скоро будут наказаны и что из самого непокорного иудейского народа спасется только остаток. Да, иудеи должны бы искать вразумления у пророков Божиих, а они обращаются за советом к разным гадателям. Это приведет Иудейское государство к окончательному падению – и политическому и религиозно-нравственному.

. Завяжи свиде­тель­ство, и запечатай открове­ние при уче­никах Мо­их».

Пророк заявляет, что он хочет это свидетельство Божие сохранить, запечатав его, для своих учеников. (По более правильному переводу первое слово стиха читается как неопределенное наклонение – ihotom: «я намереваюсь завязать...» Это – слово самого пророка).

"Ученики" Исаии – это люди, верующие во Всевышнего, составлявшие тесный круг около пророка.

. Итак я надеюсь на Го­с­по­да, сокрыв­шего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.

Если иудейское общество утратило надежду на Господа, зато пророк твердо уповает на Него, вопреки своим видимостям, по которым можно бы заключать о том, что Всевышний совершенно расторг Свой завет с Израилем.

. Вот я и дети, которых дал мне Го­с­по­дь, как ука­за­ния и пред­знаменования в Израиле от Го­с­по­да Саваофа, живущего на горе Сионе.

Исаия и его оба сына – все трое своими именами (Бог спасает – остаток спасется – спешит грабеж, ускоряет добычи) служат ясными предуказаниями того, что намерен сделать для Своего народа Сущий: Господь спасет Свой народ.

Апостол Павел, как предшествующий стих, так и слова 18 стиха: вот я дети... влагает в уста Мессии, чтобы доказать, что и в Ветхом Завете была мысль о действительном принятии Мессией – Сыном Божиим истинной человеческой плоти ().

. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?

Этих знамений довольно для верующего. Ни к чему посему обращаться к разного рода гадателям за справками о будущем!

«Вызыватели умерших» – по евр. haovot, т. е. люди, которые заявляют, что они медиумы, через которых можно получить ответ от кого-либо из умерших. Такова была, напр., волшебница из Аэндора ().

"Чародеи" – по евр. hajidenim (от глаг. jada – знать), по нашему знахари или волхвы (ср. ; ). Как определения к обоим этим терминам, прибавлены слова: издающие писк и бормочущие. Первое слово указывает на писк мышонка в тишине или на чириканье птички и обозначает едва слышный, тонкий, как у птицы, голос говорящего, от лица умершего, медиума. Второе – на глухоту голоса, какую старались придать своей речи те же вызыватели умерших.

«Отвечайте» – этого слова нет в евр. тексте.

. Обращайтесь к закону и открове­нию. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.

Первые слова этого стиха составляют собою дополнение к глаголу предшествующего стиха и оба стиха, согласнее с контекстом речи, могут быть переведены так: А между тем вам будут говорить: «посоветуйтесь с вызывателями умерших и с вещунами, которые пищат и бормочут. Народу не следует ли советоваться со своими богами (ср. ) и с мертвыми по вопросу, интересующему живых, для того, чтобы получить научение и свидетельство?» Конечно, это именно будут говорить, – но в них нет ясных понятий (света).

. И будут они бродить по земле, жестоко угнетен­ные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.

. И взглянут вверх, и по­смотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут по­вержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.

Голод заставит иудеев проклинать своего царя и бога – не Господа, а того, кого они так чтили, на кого возлагали свои надежды. Повсюду тьма будет покрывать Иудейскую страну. Поднимут иудеи очи к небу, ожидая увидеть солнце, но солнце не покажется им.

Тьма является здесь, как и в других местах, символическим обозначением самого тяжелого, безотрадного положения (ср. ).

Глава 8-я содержит новые предсказания об ассирийском нашествии. Стихи 1–4, 5–10, 11–15, 16–20а) образуют собою отдельные пророчества, разделенные между собою некоторыми промежутками времени. Знамение, описанное в 1–4 ст. было, вероятно, дано в 734 г., ибо царствам Сирийскому и Израильскому предсказано здесь опустошение со стороны ассирийцев через 1,5 года. Следующие отрывки имеют в виду Иудейское царство, которое в свою очередь должно пострадать от ассирийского властителя. Последний отрывок – 16–20а ст. имеет интерес, так сказать, личный, так как сообщает о важном эпизоде пророческого служения Исаии. Утомленный, по-видимому, борьбой с недоверием, какое обнаруживал к его советам народ иудейский, пророк записывает свои наставления и, запечатав их, вверяет этот документ своим ученикам. Что заключал в себе этот документ – об этом нельзя строить вероятных догадок.

Глава 7 ст. 10–16 и 8-я, ст. 1–4 и 8–10 читаются как паремия в навечерие праздника Рождества Христова, так как Еммануил и Его Царство – есть прообраз Христа и Его Церкви, Которой с Таким Защитником не страшны никакие враги.

Сын Исайи как еще одно знамение для народа

1 Господь сказал мне: «Возьми большую табличку и напиши на ней простым резцом # 8:1 Друг. возм. пер.: обычными буквами / рукописным шрифтом . : „ Это принадлежит Магер-Шалал-Хаш-Базу“ (что означает „ Принадлежит это тому, кто к добыче спешит, на грабеж торопится“). 2 И во свидетели призови # 8:2 Или: я призвал — исполнение того, что повелел Господь. людей надежных: священника Урию и Зехарьяху, сына Еверехьяху». 3 И когда после близости моей с женой , пророчицей, понесла она и родила сына, Господь повелел мне: «Назови его Магер-Шалал-Хаш-Баз, 4 потому что еще до того, как мальчик научится выговаривать слова „мать“ и „отец“, царь ассирийский увезет богатства Дамаска и награбленное в Самарии».

Нашествие царя Ассирии

5 И еще сказал мне Господь : 6 «За то, что отвернулся народ этот от тихих вод Шилоаха # 8:6 Имеется в виду источник под Иерусалимом, который используется здесь как синоним Иерусалима. и дрожит от страха перед Рецином # 8:6 Или: восторгается теперь Рецином . и сыном Ремальи, 7 наведет за это на него Владыка Господь воды реки Евфрат, воды бурные и большие — несметные полчища великого царя Ассирии # 8:7 Букв.: царя Ассирии со всей его славой . ; переполнят они русла рек , затопят берега! 8 Обрушится потоп на Иудею; высокими будут его воды — до самого горла поднимутся; всю страну твою накроют крылами своими во всю ширь, Эммануил!

9 Собирайтесь, народы, и трепещите,

самые дальние страны, внемлите сему:

готовьтесь к битве # 8:9 Букв.: препояшьтесь . и трепещите,

приготовьтесь и трепещите!

10 Совет держите,

но разрушены будут замыслы ваши,

ибо с нами Он , Бог наш # 8:10 Евр. имману-эль (Эммануил) .

Наставление пророку

11 Вот что сказал мне Господь , поддерживая меня рукою Своею крепкой, вот как предостерег меня, чтобы не ходил я путями этого народа: 12 «Не называйте заговором всё то, что этот народ заговором зовет, — сказал Он, — не бойтесь того, чего он страшится, не трепещите вместе с ним ! 13 Но лишь Господа Воинств, Его Святым почитайте, Его одного бойтесь, перед Ним трепещите! 14 Он будет защитой # 8:14 Букв.: Он будет Святилищем . вашей , а для обоих израильских царств # 8:14 Букв.: для обоих домов Израиля , т. е. для Северного и Южного царств. — камнем, о который споткнутся; и для жителей Иерусалима Он станет ловушкой и западнёй: 15 многие из них споткнутся, упадут и разобьются, иные же в сетях запутаются и пойманы будут.

Предостережение о вызывающих мертвых

16 Перевяжи лентой это свидетельство, запечатай это наставление # 8:16 Евр. тора — учение, наставление, закон; то же в ст. 20. для Моих учеников». 17 Я буду надеяться на Господа , сокрывшего лик Свой от дома Иакова; на Него уповать я буду. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь как знамения, как знаки для Израиля, данные Господом Воинств, обитающим на горе Сион. 19 Скажут вам: «Обратитесь к вызывающим мертвых, к прорицателям, шепчущим и бормочущим», а вы отвечайте : «К Богу своему должен народ обращаться. Расспрашивают ли мертвых о живых? 20 Искать ли у них наставления и свидетельства?» Но кто говорит иное, свету зари непричастен. # 8:20 Друг. возм. пер.: скажут вам: «Обратитесь к вызывающим мертвых, к прорицателям, шепчущим и бормочущим, к богам своим должен народ обращаться, расспрашивать мертвых о живых». (Бог же говорит): «У вас есть (Мое) наставление и свидетельство. Но кто учит не тому, что в этом слове, света от него не будет».

Время скорби

21 Будут бродить они по земле удрученные, голодные. Страдая от голода, в ярость впадут, проклянут и царя, и богов своих # 8:21 Или: своего Бога . ; вверх посмотрят, 22 на землю взор обратят — там лишь горе и мрак, уныние и страдание; и будут они повергнуты во тьму.

Но тот, кто угнетаем прежде был, не будет более пребывать во тьме. # 8:22 Евр. текст этого предложения допускает множество толкований, и оно относится, скорее всего, к первому стиху следующей главы.

Loading...Loading...