2 послание тимофею. Победоносная вера Павла

III. Призыв к терпению и стойкости (2:1-13)

А. Переносить страдания за Христа (2:1-7)

2-Тим. 2:1 . Напомнив Тимофею о его рукоположении, приведя в пример себя и сославшись на примеры других, Павел на основании всего этого призывает его: Итак, укрепляйся (сравните Еф. 6:10), сын мой, в благодати; не собственной силой, однако, следовало "укрепляться" Тимофею, но Христом Иисусом (сравните Фил. 4:13).

2-Тим. 2:2 . Путешествуя с Павлом, Тимофей не раз слышал, как обращался апостол к десяткам различных людей, возвещая им неизменную в сути своей весть. Это была все та же истина, которую Павел преподал и Тимофею лично. И вот теперь, приближаясь к концу своего служения, апостол призывал его передать ее верным людям, которые были бы способны и других научить (сравните 1-Тим. 3:2; Тит. 1:9). Да станет это служение непрестанным, как бы "воспроизводящим себя" - ради угодного Богу распространения Благой вести об Иисусе Христе.

2-Тим. 2:3-4 . Преданность Божией истине, несомненно, поставит Тимофея в трудные обстоятельства, как произошло это с самим Павлом. Не пытаясь рисовать в розовых красках то, что ожидает его, апостол вновь призывает своего ученика переносить страдания (сравните 1:8) за Иисуса Христа (сравните Иоан. 15:18-20). Опять прибегает он к столь характерному для него образу воина (сравните 1:18). Напрашивалась известная параллель между римским воином, целеустремленным, мужественным, дисциплинированным, безоговорочно послушным своему военачальнику, и служителем Благовестия.

2-Тим. 2:5 . Этот стих можно перефразировать так: "если участвующий в спортивных состязаниях не следует правилам, то и наградой не будет увенчан". То есть от образа воина апостол переключается на не менее излюбленный им образ спортсмена, вызывая в воображении читателя картину Олимпийских игр и проводя мысль, схожую с той, что была выражена им в 1-Кор. 9:24-27. Подготовка и проведение любых спортивных соревнований регулируются определенными правилами; к примеру, от участников Олимпийских игр требовалось принесение клятвы, что к соревнованиям они тщательно готовились не менее 10 месяцев.

Те, у которых не хватало силы и воли исполнить установленные правила, подлежали дисквалификации (если они "подвизались" незаконно). Павел же хотел, чтобы Тимофей "бежал" так, чтобы быть "увенчанным" (сравните 4:7-8). Для этого "подвизавшемуся" на ниве Христовой требовались умение контролировать себя, терпение, известная твердость.

2-Тим. 2:6 . И снова нередкая у Павла метафора - земледелец. Смысловое ударение здесь на трудящемся, т. е. на тяжело работающем земледельце, в отличие от ленивого. Усердие - именно это хочет подчеркнуть Павел в каждой из трех метафор - вознаграждается (сравните стихи 11-12). Усердный воин получает похвалу от своего командира; усердный спортсмен завоевывает приз; усердному же земледельцу первому должно вкусить от плодов. Успех достижим лишь ценой самодисциплины, тяжелого труда и целеустремленности.

2-Тим. 2:7 . Апостол призывает Тимофея поразмыслить над тем, что он говорит ему, и выражает пожелание, чтобы Господь дал ему способность понять все сказанное (разумение во всем; сравните Иак. 1:5).

Б. Терпение ради спасения Христова (2:8-10)

2-Тим. 2:8 . Несколько неожиданно Павел обращается к последнему примеру терпения, удостаиваемого венцом, - к примеру Самого Иисуса Христа (сравните Евр. 12:2-3). Слова от семени Давидова, воскресшего из мертвых, возможно, были взяты из известного Тимофею символа веры или из какого-то катехизиса (сравните Рим. 1:3-4). Упоминание это было беглым, и целью имело не развитие его и толкование, а лишь наведение Тимофея на размышления об этом значительном предмете и о том, какое место занимает страдание в жизни Божьего служителя (сравните 1-Пет. 2:19-24).

По благовествованию моему читается в значении "как я благовествую". Конечно, определение Иисуса через Его прародителя и указание на факт Его воскресения составляли лишь часть Павлова Благовестия, но центральную часть его. В Евангелиях и в книге Деяний Апостолов весьма подробно повествуется как о "генеалогии" Христа, так и о Его воскресении.

2-Тим. 2:9-10 . Проповедь Благой Вести о распятом, но воскресшем Сыне Давидовом и привела Павла в римскую темницу. Значительная часть книги Деяний Апостолов посвящена рассказу о страданиях Павла за дело Христа (сравните 2-Кор. 11:23-32, где о них говорится вкратце). Когда апостол писал или диктовал это письмо, то при каждом его движении звон цепей напоминал ему, что он уподоблен злодею. Но для слова Божия нет уз, - пишет Павел, приравнивая свое благовестие слову Божию (сравните 1-Фес. 2:13; 2-Фес. 3:1).

Силой слова Своего Бог по-прежнему будет действовать через Тимофея и тех людей, которым Тимофей вверит его. Мнимые позор и бессилие апостола не должны были вызывать тревогу, обескураживать. Божие слово осуществляет свою цель, призывая избранных (сравните Кол. 3:12; Тит. 1:1), дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. И если ради этого от Павла требовалось пострадать, он был к этому готов. Все претерпеть было его желанием.

Невозможно поразиться тому, какая пропасть отделяла чувства Павла при конце его жизни от тех, которыми он был одержим поначалу (сравните Деян. 22:4; 26:9-11; 1-Тим. 1:13); в свете этого особым значением наполняются слова, записанные им в 1-Тим. 1:14. Злейший враг святых стал их величайшим другом - в результате того, что в сердце его обильно излилась благодать Господня "с верою и любовью во Христе Иисусе".

В. "Верно слово" (2:11-13)

2-Тим. 2:11-13 . Снова прибегает Павел к "формуле заверения", столь характерной для Пастырских посланий (сравните 1-Тим. 1:15; 3:1; 4:9; Тит. 3:8), - на этот раз вводя ею цитату, содержание которой принимает и одобряет. Возможно, это цитата из песнопения, которым сопровождалось водное крещение. Павел приводит четыре двустишия: 1) Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем - эта мысль проходит красной нитью через всю процедуру крещения; подробно истолкована она в Рим. 6:2-23. Она подразумевает не столько мученическую смерть за Христа, сколько мистическое отождествление верующего с Ним в смерти Его и в жизни (сравните Кол. 3:3). 2) Если терпим (сравните 2-Тим. 2:10), то с Ним и царствовать будем; этот тезис служит более углубленному выражению той же идеи отождествления верующего со Христом.

В предыдущем двустишии смерти противопоставлялась жизнь; в этом контрастная параллель проводится между страданием и прославлением (Рим. 8:17). Наступит день, когда претерпевший Христос воцарится (1-Кор. 13:23), и претерпевшие святые Его однажды станут царствовать с Ним (Откр. 3:21). 3) Если отречемся, и он отречется от нас; здесь подразумеваются возможность отступничества (сравните 1-Тим. 4:1; Евр. 10:38-39; 2-Иоан. 1:9) и кара Господня, которая, в конечном счете, постигнет тех, кто исповедовали Христа лишь временно (сравните Матф. 10:33). 4) Если мы неверны, Он пребывает вереи; тут речь не об отпадении от веры, а о тех верующих, чья житейская стойкость оставляет желать лучшего (2-Тим. 1:13); ибо Себя отречься не может, т. е. не может отречься от Своего обетования даже тем членам тела Своего, которые "плодоносностью" не отличаются. Верность Христа не зависит от "степени" верности христиан Ему.

IV. Признаки доброго служителя (2:14-26)

А. Верность в служении (2:14-19)

2-Тим. 2:14 . Наставления, изложенные в предыдущих стихах, предназначались не только для Тимофея. Но его апостол обязывал напоминать об этом другим. Тому, кто проповедует хорошо осведомленным слушателям, порой достаточно лишь напомнить им то, что они уже знают. Но ефесских христиан следовало заклинать пред Господом (сравните 1-Тим. 5:21), чтоб не вступали в словопрения (сравните 1-Тим. 1:3-4; 4:7; 6:4; 2-Тим. 2:23; Тит. 3:9); прискорбная эта тенденция свойственна была ранней Церкви (Деян. 18:15).

Безудержные споры, порой именно о "словах", т. е. о вещах второстепенных, никак не шли на пользу слушающим, они лишь расстраивали их, и вместе с тем создавали благоприятную обстановку для лжеучителей, подрывавших "в некоторых веру" (2-Тим. 2:16,18). Мысль о разрушительном характере, а, главное, о бессмысленности лжеучений постоянно звучит в Пастырских посланиях.

2-Тим. 2:15 . Тимофею же надо было стараться заслужить своей работой - "верным преподаванием" слова истины (сравните Еф. 1:13; Кол. 1:5; Иак. 1:18) - Божие одобрение. Под "словом истины" здесь понимаются как Писания Ветхого Завета, так и услышанное Тимофеем от Павла. "Верно преподающим" в греческом тексте звучит как "прямо режущим".

2-Тим. 2:14-18 . Непотребного пустословив (сравните 1-Тим. 6:20) удаляйся, - завещал Павел Тимофею. Ибо оно лишь лжеучителям на руку и поражает "тело" церкви, как рак - человеческое тело (это сравнение "из области медицины" звучит убедительно и сильно). Зараженных духовным "раком" лучше всего "ампутировать". Таковы Именей и Филит. О последнем ничего не известно. Именея же Павел еще раньше "предал сатане" за богохульство (1-Тим. 1:20). Эти двое отступили от истины (сравните 1-Тим. 1:6; 6:21) по решающему вопросу воскресения.

Дело в том, что для греческой философии характерно было понимание души как бессмертной субстанции, а тела - как временной тюрьмы его. Поэтому так трудно было грекам принять идею физического воскресения тела - касалось ли это Самого Христа или Его последователей. Отсюда типичные для того времени еретические учения, отвергавшие воскресение тела (1-Кор. 15; Деян. 17:32).

Ересь, распространявшаяся Именеем и Филитом, вероятно, "стояла" на том, что воскресение следует понимать как чисто духовный акт, совершающийся при обращении или крещении. Между тем, воскресение тела - ключевая, как показал апостол Павел (1-Кор. 15), доктрина христианства. Без нее рушится все здание Благовестия. Неудивительно, что Павел говорит о двух упомянутых тут лжеучителях как о разрушающих в некоторых веру (сравните 1-Тим. 1:19).

2-Тим. 2:19 . Однако отпадение их и их последователей не должно было поколебать веру Тимофея. Ибо твердое основание Божие (т. е. Церковь; сравните 1-Кор. 3:10-15; Еф. 2:19-22; 1-Тим. 3:15) стоит, как бы неся на себе печать (сравните Рим. 4:11; 1-Кор. 9:2) из двух "надписей", удостоверяющих подлинность и целостность Церкви. В первой видится намек на мятеж Корея, когда Господь отделил "свое" от чуждого Ему (Чис. 16:5; сравните Иуд. 1:11).

Вторая "надпись" может соответствовать свободному цитированию из Чис. 16:26 или из другого места Ветхого Завета, такого, к примеру, как Ис. 52:11. Обеими соответственно подчеркиваются как суверенный Божий контроль над Церковью, так и обязанность каждого христианина в отдельности отвращаться от зла. Следовательно у Тимофея не было оснований тревожиться за конечную судьбу Божьего дела; от него лишь требовалось не жалеть усилий, чтобы не запятнать лично себя причастностью к тому или иному лжеучению.

Б. "Сосуд в чести" (2:20-21)

2-Тим. 2:20-21 . Павел продолжает свою мысль, углубляя ее, для чего прибегает к новой метафоре. В большом доме - множество разных сосудов; есть золотые и серебряные, но, наряду с ними, - деревянные и глиняные. Первые - в почетном, а другие в низком употреблении. Значение этого образа - в особой одаренности одних христиан и в отсутствии явных способностей у других (хотя и они подчас немалую роль играют в жизни церкви). Но это значение - не главное.

Известно, что в церквах среди так называемых христиан имеются "сосуды", собирающие в себя всю, фигурально выражаясь, "грязь и сор" из дома; это люди нечестивые, как бы они ни называли себя, причем среди них могут быть и по-своему одаренные, и они-то нередко пополняют собой ряды лжеучителей. От таковых Тимофею следовало всячески отдаляться (быть чистым от сего). И тогда он будет 1) сосудом в чести, 2) освященным (т. е. отделенным Богом), 3) благопотребным (т. е. пригодным) Владыке и 4) годным на всякое доброе дело.

Важно помнить, что чистое и отделенное для "почетного употребления" может легко загрязниться через соприкосновение со скверной и сделаться непригодным. Павел же горел желанием, чтобы Тимофей, его любимый ученик, всегда сохранял себя "благопотребным Владыке".

В. Явление верности в поведении (2:22-26)

2-Тим. 2:22-23 . Тимофей был еще молод (1-Тим. 4:12) и, хотя, вероятно, зрел не по годам, мог до известной степени "страдать" психологическими особенностями молодости - нетерпением, нетерпимостью, любовью к спорам, стремлением самоутверждаться, пристрастием к тому или иному. Отсюда призыв к нему апостола: юношеских похотей убегай, а держись правды, продолжал он, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. То есть, давая безусловный отпор лжеучителям, Тимофей всегда должен был быть в мире с теми, кто честен перед Богом. И снова увещевает его апостол, чтобы уклонялся от глупых и невежественных состязаний (т. е. споров; сравните 1-Тим. 6:4; Тит. 3:9), которые рождают ссоры.

2-Тим. 2:24-26 . Лжеучения неизбежно ведут к разделениям, рабу же Господа не следует ни с кем ссориться, но быть приветливым ко всем (сравните 1-Фес. 2:7), способным учить (сравните 1-Тим. 3:2) тех, кто хочет учиться, снисходительным и терпеливым перед лицом разномыслия. Даже со своими противниками должен он быть кротким - в надежде, что даст им Бог покаяние (буквально "изменение сердца и поведения"), ведущее к познанию истины (здесь эпигносин, т. е. "полное познание").

Цель служителя Божия всегда в исцелении, а не в наказании (сравните 2-Фес. 3:15), в том, чтобы созидать, а не разрушать тело Христово. Так что когда братья склоняются к лжеучению, их надо наставлять мягко, в духе Христовой любви - чтобы они освободились от сети диавола (сравните Гал. 5:1; 1-Тим. 3:7; 6:9), который уловил их в свою волю. Ибо как лжеучения, так и все их негативные последствия для Церкви - всегда дело его рук. Но Бог в Своей милости нередко спасает положение - через служение верных Своих работников.

. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие

Так как в те времена много было злых людей, то чтобы Тимофей не смущался этим, апостол прежде сказал ему: «в большом доме» и так далее, а теперь говорит, что злые люди будут и после. Еще при Моисее были Ианний и Иамврий. Следовательно, это явление не новое и оно продолжится не до тебя только. Поэтому не негодуй. Времена тяжкие, то есть весьма плохие. Не дни нужно понимать (ибо какие плохие дни?), но разумеются совершаемые в эти дни плохие дела и люди. Так и мы имеем обыкновение называть времена плохими и не плохими, по свойству дел, какие случаются в эти дни, или по свойству людей.

. Ибо люди будут самолюбивы .

Тотчас указывает и причину всех зол, это забота не о делах ближнего, а только о своих собственных. Самолюбивый человек любит только себя самого, от чего происходит, что на самом деле он не любит и себя. Ибо как в членах тела вред, наносимый одному, распространяется и на остальные; или что бывает в зданиях, то и в Церкви: кто презирает брата и заботится только о себе, тот вредит себе самому.

Сребролюбивы.

Указав корень, в частности перечисляет и отростки от него, из которых первый и наибольший есть сребролюбие. Ибо как из любви – всякое добро, так от самолюбия, противоположного любви – всякое зло. широка и повсюду разливается; а самолюбие стесняет широту ее и сосредоточивается на одном только себе.

Горды.

Над людьми возвеличиваются и высятся.

Надменны, злоречивы.

Когда разрастается зло, то доходит и до восстания против Бога. Ибо если кто тщеславится пред людьми, тот будет потом приписывать себе и всякое совершенство, а не благодати Божией; тогда он становится уже богохульником.

Родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны.

Это справедливо: ибо кто Бога хулит, тот как станет почитать родителей? Кто не почитает родителей, тот будет неблагодарным и к другим людям. Такой человек и неправеден, потому что в сторону отлагает святость и долг, но он и недружелюбен. Ибо кого другого будет любить человек, который отверг своего благодетеля! «И непримирительны» , не примиряются ни с кем, хотя бы даже с благодетелем своим.

Клеветники .

То есть злословящие всех. Человек, не сознающий за собой ничего доброго, клевещет на всех, выдумывая и находя в этом, казалось бы, некоторое утешение для себя.

Невоздержны.

И в языке, и в чреве, и во всем другом.

Жестоки.

Видишь, какими делает самолюбие и сребролюбие? Зверями вместо людей.

Не любящие добра .

Враги всякого добра.

Предатели .

Предатели дружбы.

Наглы .

То есть нетвердые, непостоянные.

Напыщенны .

Исполненные надменности.

Более сластолюбивы, нежели боголюбивы .

Иначе и быть не может: ибо где любовь к сластям мирским, там желанию божественного нет места.

. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. .

То есть они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь же, что сила благочестия и как бы нервы его – в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво. Слово образ в другом месте () апостол употребляет в хорошем смысле. Учитель имеет образ знания, то есть созидает и образует знание в учениках.

Таковых удаляйся .

Если такие люди будут в последние времена, то как говорит: «таковых удаляйся» ? Вероятно, и тогда было несколько таких: хотя не в большей степени, все-таки было; поэтому как бы так говорит апостол: такие и ныне найдутся, таковых отвращайся это хорошо будет. Поэтому и прибавляет: «к ним принадлежат те, которые вкрадываются в домы» . Или последними днями Павел называет дни, которые последуют тотчас по его кончине, а Тимофей останется еще в живых. Или, что ближе к истине, как судит святой Иоанн Златоуст , чрез Тимофея апостол увещевает всех удаляться от таких людей.

. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы .

Словом «вкрадываются» указывает на их бесстыдство и коварство.

И обольщают женщин .

Не сказал: обманывают, но: пленяют, пользуются ими, как рабынями. Ибо таков обольщаемый. Заметь, что предаваться обольщению свойственно женщинам. Следовательно и мужчина обольщаемый может быть назван этим именем.

Утопающих во грехах.

Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов. Обманывают не просто женщин ибо природа не должна быть осуждаема, но женок, имеющих множество грехов. Ибо кто не сознает в себе ничего доброго, тот скорее склоняется на ложные , утешая себя тем, что не подвергнется наказанию за свои дела.

Водимых различными похотями.

То есть корыстолюбием, славолюбием, страстью к роскоши, к нарядам. Указывает также и на постыдные пожелания. Смотри: "водимые" , как будто говорит о бессловесных.

. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Может быть, они достойны снисхождения? Никак нет, напротив, тем более не заслуживают его. Так как они погрязли в грехах и похотях, то отупел и разум их, так что их неспособность познать истину – не естественный недостаток, а следствие неправого направления их произволения.

. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине.

Это были волхвы времен Моисея. Откуда Павел узнал их имена, когда об этом не говорит Писание? Имена их заимствованы из неписаного предания, или, вероятно, Павел узнал о них от Святого Духа.

Люди, развращенные умом, невежды в вере.

Когда кто растлил свой ум страстями, тогда он бывает неискусен в вере. «Сказал безумец: нет Бога» (). Почему? Потому, что они развратились и сделались мерзкими в беззакониях. Посему для приятия веры потребен ум нерастленный. Итак, будем внимательны к себе, чтобы нам не растлиться страстями и чтобы в нас не нашла места порча веры.

. Но они не много успеют.

Как же в другом месте апостол говорит: «они еще более будут преуспевать в нечестии» ()? Там он утверждает, что еретики, начав вводить новости и заблуждения, не останавливаются, но постоянно изобретают, более новые. Здесь же он утверждает, что они не обольстят и не увлекут многих, хотя сначала, казалось бы, и совращают некоторых, но скоро сами будут обличены. Посему прибавляет следующее.

Ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

Если не веришь, научись из того, что случилось с теми волхвами. Те были изобличены в, том, что делали призрачные чудеса и обманывали, когда Моисей совершил истинное чудо. Поэтому все, что по существу своему нехорошо, на время только кажется хорошим.

. А ты последовал мне в учении.

Те, говорит, таковы, но ты хорошо знаешь наши отношения, а они не таковы: ты не просто пристал ко мне, но и «последовал» , то есть долгое время пребывая и разделяя все со мной, внимал всему моему и навык. Будь же крепок и борись с противниками. "В учении" , то есть в слове.

Житии.

То есть в жизни и нравах.

Расположении.

То есть в ревности и мужественном воодушевлении. Ибо я, говорит, не только учил, но и исполнял.

Вере.

То есть твердости в истинных догматах, или вере, не дающей в опасностях впадать в отчаяние, но веровать в Бога, что Он избавит.

Великодушии .

По отношению к еретикам. Ибо я не возмущался, но все принимал с кротостью.

Терпении.

В гонениях.

. В гонениях, страданиях.

Я, говорит, не только был гоним, но и страдал. Два обстоятельства особенно смущают учителя – именно, что есть еретики и что приходится страдать. Относительно еретиков было много сказано, когда апостол убеждал Тимофея не смущаться ими. Теперь он говорит о своих собственных страданиях, чтобы ободрить ученика.

«Постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах ."

Говорит об Антиохии Писидийской, о Листрах, откуда происходил Тимофей. Почему упоминает только о них? Так как они были более известны Тимофею, или были недавними сравнительно с другими событиями. Смотри, он не перечисляет их порознь, ибо пишет о них не для прославления, а по нужде, для утешения своего ученика.

Каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

То и другое внушает Тимофею: и я, говорит, имел ревность пострадать, и не оставил меня. Поэтому и ты будь готов, и не будешь оставлен.

. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

И в этом весьма великое утешение. Что я говорю, продолжает апостол, о себе одном? Все, желающие жить благочестиво и по Евангелию, будут гонимы. Гонениями апостол называет здесь не только преследование со стороны неверных, но и просто скорби и печали, которым подвергаются идущие путем добродетели. Ибо жизнь человеческая есть испытание, как говорит Иов, и кто идет тесным путем, тот по необходимости скорбит.

. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться.

. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено.

Будь, говорит, неизменен и «не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие» (). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (), не смутился, когда получил повеление заклать его.

Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания.

Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это то же, что и от Христа; второе – то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете.

. Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.

. Все Писание богодухновенно и полезно.

Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания . Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: «все Писание богодухновенно» . Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: «ты знаешь священные писания» . Апостол говорит теперь: «все Писание» . Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть «Писание богодухновенное и полезное» на все, что он перечисляет далее.

Для научения.

Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания .

Для обличения.

Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.

Для исправления, для наставления в праведности.

Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание .

. Да будет совершен Божий человек.

Исправление, говорит, бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не было недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным (άρτιος ), то есть совершенным, здравым и всегда во всем равным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных – ибо это свойственно неровному душевному настроению, – то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святого Духа, апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным.

Ко всякому доброму делу приготовлен.

Не просто принимай участие в добрых делах, но будь «приготовлен» , то есть совершенно готов; и не только на одно готов, на другое – нет, но на всякое.

. Итак укрепляйся, сын мой .

Что ты говоришь? Ты сказал, что ты связан, что все покинули тебя, и, как будто не сказав ничего страшного, присовокупляешь: «итак, укрепляйся, сын мой» ! Да, по тому самому, что я нахожусь в узах, ты еще более мужайся. Ибо, если бы я, твой учитель, не терпел этого, то тебе, может быть, можно было бы падать духом, так как ты по молодости и неопытности подвергался бы опасностям. Ныне же немалым для тебя утешением к мужественному перенесению возможных бедствий служит то, что и я сам терплю их, что бедствия происходят естественно, а не от твоей неопытности. Вообще же всякий, меньший в каком-либо отношении, подвергшись опасностям, великое получает утешение, когда видит в таком же положении и большего сравнительно с собой. Видишь, с какой отеческой любовью он предлагает ему свое увещание, говоря: "сын мой" . Словом этим он как бы и душу свою любящую перелил в него. Если ты – сын, то подражай отцу.

В благодати Христом Иисусом.

Укрепляйся не одним только моим примером, но больше всего благодатью Христовой. Ее имей споборницею, чрез нее мы получили власть наступать на змей и скорпионов, и на всякую вражескую силу, и не терпеть никакого вреда.

. И что слышал от меня при многих свидетелях.

Что ты слышал, а не то, до чего сам исследованием дошел, ибо «вера от слышания» . Слышал же ты не тайно, а открыто, в присутствии многих. Под «многими свидетелями» некоторые разумеют закон и пророков, ибо слово мое было из свидетельств Писания.

То передай верным людям.

Не говорит: скажи, но передай, как бы о сокровище. Ибо что передается, сохраняется в целости. Чрез это апостол делает своего ученика более внимательным. "Верным" , не таким, которые искусны слагать силлогизмы и сплетать совопросничества, но таким, в коих можешь быть уверен, что они не окажутся предателями завещания.

Которые были бы способны и других научить.

Что пользы, если принявший, хотя и верен и все принимает без совопросничества, но другим передать учения не может, – или, если он, хотя сам и не изменяет учению, но других такими же сделать не может? Поэтому учителю необходимо иметь два качества: быть верным и учительным. Очевидно, что распоряжение такое делается ему относительно пресвитеров и епископов, а не относительно мирян. Ибо это было бы неуместно, когда сам Павел проповедовал и эллинам, и иудеям. Полагаю притом, что это говорится о некоторых таинственных вещах, которые должны быть переданы верным и учительным.

. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

Видишь ли, что терпеть страдания свойственно воину? Поэтому не терпеть страданий недостойно воина. Следовательно, не должно скорбеть, если кто страдает, будучи поставлен в ряды воинов. Какая честь быть воином Христовым, когда некоторые считают важным быть воинами земного царя!

. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

Это сказано всем епископам и учителям. Сильное выражение: «связывает себя» . Ибо житейские дела точно суть узы и змеи. Под "делами" же дает видеть все хлопоты, сделки, суеты и тяготы житейские. Слова эти внушают: что вяжешь себя? Что вплетаешься в эти обременения и дела хлопотливые? Об одном воинствовании заботься, и таким образом угодишь Христу, избравшему тебя в Свое воинство.

. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

То есть недостаточно выйти на подвиг, или намазаться, или сойтись с противником, если человек не соблюдает законов борьбы касательно пищи, питья, воздержания и самого образа борьбы. Ибо не оставляется на произвол состязаться, как кто хочет, но есть и относительно этого законы, – состязательные. Посмотри на мудрость Павла. Он напоминает Тимофею о воине, чтобы показать, что тот должен быть готов на поражение и смерть, – и о борце, чтобы укрепить его на все и чтобы он постоянно был в подвиге.

. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

Приводит еще третий пример, который особенно близок учителю. Ибо примеры воина и ратоборца относятся и к подчиненным; земледелец не о себе заботится, но о земле, и получает немалое воздаяние от плодородия. Так и учитель, пастырь не напрасно трудится, но сам первый вкушает плода от своих потов. Ибо преизобильно воздаст ему. Посему, чтобы кто не стал скучать и недовольство изъявлять, что воздаяние отлагается на будущее, апостол говорит: вот, в самом труде ты получаешь уже воздаяние; если не другое что, то пользование душ есть великое уже для тебя приобретение. Некоторые разумеют здесь честь, воздаваемую учителям, но это не имеет основания. И смотри, апостол не сказал: делателю, но « трудящемуся» , то есть не слегка работающему, но до утомления.

. Разумей, что я говорю.

Так как апостол обо всем сказал в притче, – о воине, о ратоборце и земледельце, то и говорит: "разумей" . Потому, говорит, я сказал так, чтобы ум твой изострить. Потом молится о нем, как о родном сыне.

Да даст тебе Господь разумение во всем.

Не только в том, о чем я сказал, но и во всех словах и делах.

. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых.

Об этом говорит, имея в виду еретиков. Были и в то время, такие, которые почитали стыдом страдать Сыну Божию, и потому, может быть, придумали призрачность воплощения. до того смирился ради нас, что эти люди стыдятся приписывать Богу такое смирение. Говорит об этом также и для того, чтобы ободрить ученика, показав ему, что и Сам Учитель Христос, страданиями победил смерть. Помни об этом, и не падешь под тяжестью скорбей.

По благовествованию моему.

Были и иначе благовествующие, но следует внимать не им, а моему благовествованию.

. За которое я страдаю даже до уз, как злодей.

Опять собственным примером утешает ученика, говоря как о том, что он страдает, так и о том, что он пользуется дурной славой.

Но для слова Божия нет уз.

Чтобы не сказал кто-нибудь: какая польза от того? И что удивительного, если ты связан? Покажи мне выгоду, покажи мне что-нибудь удивительное; апостол говорит: для слова нет уз. Ибо оно не чувственное дело, чтобы можно было остановить его, когда тело связано. Слово – Божественное дело, слово – Божие: когда мы связаны, оно свободно и простирается вперед. И вот мы пишем и проповедуем, хотя и связаны. Видишь ты чудо, видишь ты и пользу.

. Посему я все терплю ради избранных.

Вот и еще увещание. Не за себя, говорит, я терплю, но для спасения других: не для того, чтобы мне самому прославиться, но для других. Кто же они? Избранные Божии. Итак, если их избрал, то нам должно терпеть все для них.

Дабы и они получили спасение во Христе Иисусе.

И они, как и мы. Как для нас, говорит, пострадал, чтобы спасти нас, так и мы страдаем для них. Так что это – воздаяние, а не дар. Затем, чтобы кто не сказал ему: что ты говоришь? Сам ты в узах и вот-вот погибнешь, а хвалишься быть виновником спасения для других? Не об этом, говорит, телесном спасении говорю я, но о том, что «во Христе Иисусе» , истинном, славном, о вечном спасении души, а телесное спасение не безусловно славно. Слушай, что следует дальше.

С вечною славою.

Не только для того, чтобы спаслись, но и больше, чтобы они и прославились вместе с нами вечно. Посему, хотя узы и постыдны, но они доставляют и славу избранным людям, и славу вечную. Если же – другим, то тем более мне, обложенному ими. Итак, не беспокойся обо мне.

Верно слово.

Так как многие сомневаются относительно будущей жизни и славы, говоря: когда я жив бываю, умираю, а когда умру, жить буду? и тому подобное: поэтому апостол, подтверждая свое слово, говорит: «верно слово» . Какое слово? то, что избранные достигнут славного и вечного спасения.

Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем.

Подтверждает то же самое и человеческими соображениями. Уже и выше апостол представил доказательство этого сказал: «помни Господа Иисуса, воскресшего из мертвых» ; он показал, что Христос воскрес после смерти. Каким же образом подтверждает? Если в скорбях мы участвуем со Христом, то в благах ужели нет? И человек не сделал бы так, не тем ли более Бог, источник правды и благости? апостол говорит здесь и о смерти духовной в крещении, и о смерти телесной чрез страдание и мучение.

. Если терпим, то с Ним и царствовать будем.

Недостаточно дать себя на какую-либо однажды, но навсегда. « Я каждый день» , говорит апостол, "умираю" (). Итак, нужно много терпеть, чтобы нам сподобиться и царствования со Христом.

Если отречемся, и Он отречется от нас.

Апостол подтверждает свое слово и от противоположного. Ибо воздаяние будет не за добрые только отношения к Господу, но и за противоположные тому. «Кто отречется» , говорит Он, «от Меня, отрекусь от того и Я» (). Подумай, что должен будет перенести отрекшийся от Христа?

. Если мы неверны, Он пребывает верен.

Если мы не верим, то Он не терпит от этого никакого вреда; Он истинен. Он неизменен, отрекаемся ли мы, или не отрекаемся от Него.

Ибо Себя отречься не может.

То есть не может не быть. Не такова Его природа, чтобы Ему обратиться в небытие. Он существует всегда, хотя бы мы не исповедывали Его. Поэтому польза или вред от того, признаем ли мы Его, или отрекаемся от Него, в том и другом случае бывает не для Него, а для нас.

Сие напоминай.

Чтобы кто-нибудь не подумал, что сам Тимофей нуждался в таких наставлениях, апостол говорит: напоминай другим.

Заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

Так как это дело имеет приятность и человеческая душа всегда склонна к состязаниям и словопрению, то ты, говорит апостол, засвидетельствуй им пред Богом не вступать в словопрения, то есть: научи, призывай во свидетели Бога, чтобы они знали, что, если будут пренебрегать тобой, Он осудит их. Словопрение не только не приносит никакой пользы и выгоды, но напротив, причиняет большой вред. Ибо стенобитными машинами словопрений низвращается вера слышащих, как некий столп.

. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным.

Объясняет, как он может сделаться искусным, именно, если он будет «делателем неукоризненным» : то есть, если не постыдится делать все, что относится к благочестию. Таким образом заслужишь одобрение от Владыки, если все перенесешь ради Него, все исполнишь. Везде с большим старанием апостол говорит о стыде, потому что для большинства служили стыдом как крест Христов, проповедь о Нем, будто бы невежественная, так и сами апостолы, как люди простые и все терпевшие. Итак, говорит, ты не стыдись.

Верно преподающим слово истины.

Многие или отнимают от него, или прибавляют к нему, а ты веди правым путем. Или, поскольку апостол не сказал: право направляющего, то дал понять нечто иное. Как бы излишние на коже и ремне наросты отсекай, говорит, от проповеди чуждое ей и истребляй мечом.

. А непотребного пустословия удаляйся.

Незлобивым.

В особенности это качество нужно иметь и в ожидании обращения, и постоянного научения, и нескорого отлучения. Смотри, что следует дальше.

. С кротостью наставлять противников.

Со строгостью и бранью душа не может усвоить ничего полезного. Ибо тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего должен быть расположен к учителю. Но как можно быть расположенным к человеку, который сердится и бранится? Почему же апостол говорит: «еретика после первого и второго вразумления отвращайся» ? Там он говорит о неисправимом человеке, о котором известно, что он болен неизлечимо; а здесь речь не о тех, которые уже неизлечимы, что и видно из последующего.

Не даст ли им покаяния к познанию истины.

Может быть, говорит, и будет какое-либо исправление. Слово «не даст ли» употребляется о предметах неизвестных или сомнительных. Следовательно, нужно отступить только от людей, совершенно неизлечимых, сомнительных нужно стараться исправить. Заметь, как он, поучая смиренномудрию, не сказал: не можешь ли ты, но: не даст ли им Господь придти в себя. Если, говорит, и произойдет что-нибудь, то принадлежит Господу; ты не гордись. Поэтому, если и мы убедим кого-нибудь, не будем думать, что мы сами убедили.

. Чтобы они освободились от сети диавола.

Понимай это не только относительно учения, но и относительно жизни. Люди находятся в сети диавола не только по учению, но и по жизни. Следовательно, без озлобления должно исправлять и тех, которые колеблются в жизни. Ибо как воробей, хотя и пойман за одну часть, разумею ногу, находится во власти того, кто поставил сеть; так и мы находимся во власти диавола, хотя бы уловлены были им не всецело, разумею веру и жизнь, а только в жизни.

Который уловил их в свою волю.

В заблуждениях, говорит, погрязают они; но уловленные Богом в Его волю, то есть Божию, может быть, они выйдут из вод заблуждения. Воля же Божия не только в том, чтобы веровать, но и жить право. Следовательно, понимай это не только в отношении к догматам, но и к жизни. Некоторые под выражением «который уловил их в свою волю» разумеют диавола .

Loading...Loading...