II. Использование многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов Многозначные слова и омонимы. Синонимы антонимы омонимы паронимы определение примеры

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение. Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности. Грамматическое значение слова – это общее значение слов, как частей речи.


Омонимы Омонимы Полные Полные Частичные Частичные Слова одной и той же части речи и совпадают во всех основных грамматических формах. Слова, разные по значению, совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах. Многозначные слова Омонимы Слова, имеющие несколько лексических значений, т.е все их значения, связаны между собой по смыслу. Ручка(двери)- ручка(человека) Зерно(пшеницы)-зерно(истины) слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Разновидности омонимов: Омонимы появляются в результате заимствования из других языков. Различия многозначных слов и омонимов Например: балка (брус) - заимствовано из немецкого языка и балка(овраг) - исконно русское слово.


Художественный прием, основанный на явлении омонимии называется каламбур. ОМОФОРМЫ ОМОФОРМЫ – совпадение только отдельной формы слов: Лечу(от лечить – лечу (от летать) ОМОФОНЫ ОМОФОНЫ – так называемые фонетические омонимы (совпадающие по звучанию, но различные по нависанию) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. ОМОГРАФЫ ОМОГРАФЫ – слова пишутся одинаково, но произносятся по- разному, в зависимости от ударения Пое́м – поё́́м Атлас - атлас́с








Проверь себя! Красивый – прекрасный, замечательный, изумительный Дружба – сотрудничество, товарищество Смеяться – хохотать, веселиться, прыскать Множество – большое количество Дефект – изъян Воспоминания – ностальгия Осторожность – предусмотрительность Защитник – заступник Торжественность – пафосность Преимущество – приоритет Победить – одержать победу Близкий – родной Группа синонимов образует синонимический ряд.




Градация: В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: (Чак.) В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)


Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре называют паронимами. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Ошибки бывают часто связаны с неправильным пониманием смысла приставок, суффиксов, которые могут не только придавать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение. Самолюбие – себялюбие, союзник - сообщник ПАРОНИМЫ




Антонимы Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные? Например: Не считай недруга овцой - считай волком. На Руси не все караси - есть и ерши. Широко используются писателями и поэтами, как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон. Антитеза - противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка - Русь. В названиях многих произведений используется антитеза: Преступление и наказание Ф. Достоевского, «Война и мир» Л. Толстого Оксюморон - это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий: пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда.




Работа с учебником Упражнение 25 (письменно) Упражнение 25 (письменно) Существительное ПрилагательноеГлагол Наречие Радость – грусть Друг – враг Зло – добро Тьма – свет Земля – небо Начало - конец Смелый – трусливый Горький – сладкий Горячий – холодный Узкий – широкий Больной – здоровый Длинный – короткий Чистый - грязный Найти – потерять Говорить – молчать Любить – ненавидеть Смеяться – грустить Вспомнить - забыть Много – мало Вверху - внизу






Итоги урока Что нового вы узнали на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Какие виды работы на уроке вам понравились больше? Какие виды работы на уроке вам понравились больше? Что осталось вами непонятым? Что осталось вами непонятым? Что еще вы бы хотели узнать? Что еще вы бы хотели узнать? Оцените свои знания по теме. Оцените свои знания по теме.


Домашнее задание Выучить определение омонимов, синонимов, паронимов, антонимов, градации, антитезы, оксюморона. Выучить определение омонимов, синонимов, паронимов, антонимов, градации, антитезы, оксюморона. Подобрать фразеологизмы о труде и учебе. Подобрать фразеологизмы о труде и учебе. Сделать обзор существующих словарей. Сделать обзор существующих словарей. Индивидуальное задание: Сделать обзор электронных словарей онлайн (ссылка на сайте)


Общеславянские слова – унаследованы от древнерусского языка, существовавшего до V-VI вв. нашей эры. К ним относятся названия лиц по родству; занятий и орудий труда; жилища одежды домашней утвари. Восточнославянские – возникли в XI – XIV вв. Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков. Собственно русские слова – появились с XIV в. К ним относятся все слова, за исключением заимствований иноязычных. Старославянские - слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В IX в. Этот язык был письменным языком некоторых стран, а в конце X в. распространился на Руси. Диалектизмы характерны для речи населения какой либо области, района. Есть, например, слова, употребляемые жителями северных областей. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ


Отличие историзмов от архаизмов – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Историзмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Примеры: боярин, вече, опричник и т.д. – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Примеры: брадобрей – парикмахер, пиит – поэт, ланиты – щёки и т.д.


СЛОВАРИ Грамматические Филологические -двуязычные - орфографические - орфографические - орфоэпические - орфоэпические -этимологические -этимологические -исторические -исторические -фразеологические -фразеологические -иностранных слов -терминологические -терминологические-диалектные -словари языка писателей -словари речевых -словари речевых неправильностей и трудностей неправильностей и трудностей


СЛОВАРИ Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие- либо группы слов: Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие- либо группы слов: -синонимов -синонимов -антонимов -антонимов -паронимов -паронимов Но самые давние словари – это ТОЛКОВЫЕ и ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ. В них описывается смысл слов, но в толковом слова описаны по алфавиту, а в идеографическом выделяются группы по по общим свойствам вещей или понятий: Например: «ЧЕЛОВЕК», «Физические свойство» «Действие» «Животное «Чувство»

План занятия № 16

I курс

Тема: Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Вид занятия: обобщения и систематизации знаний,совершенствования навыков и умений.

Цель: углубить знания учащихся по разделу «Лексика». Повторить теоретический материал по теме «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Развивать мышление, речь учащихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, умение пользоваться синонимами, антонимами, паронимами, омонимами.

Воспитание внимания, формирование активности личности, творческой инициативы.

Методы: словесный, наглядный, самостоятельной работы, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование и материалы: Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов. Учебник Русский язык А.И.Власенко, Л. М. Рыбченко, Карточки. Раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Организационная часть

Подготовка к уроку. Запись темы урока в журнал. Отметить отсутствующих.

II .Проверка домашнего задания.

1) Индивидуально
2) Фронтальный опрос по теме самостоятельной работы:

« Функционирование звуков языка в тексте»

Что такое звукозапись?

Что такое анафора?

Что такое аллитерация?


III . Сообщение темы и цели занятия

На доске записать тему и план урока, которые студенты переносят в рабочие тетради.


IV . Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний студентов

1) Фронтальный опрос.

- Что такое лексика?

Что такое слово?

Как называется раздел науки о языке, изучающий лексику?

Какими значениями обладает слово?

Что такое лексическое значение слова?

Что такое грамматическое значение слова?

Что такое лексема?

Назовите лексему, относящиеся к разряду имен существительных и определите его лексическое и грамматическое значения.

Какие грамматические значения имеют лексемы, относящиеся к разряду имен прилагательных? Приведите примеры.

Все ли слова обладают лексическим и грамматическим значениями?

2Словарная работа.

По лексическому значению узнать слово и записать его.

1. Человек, который противится нововведениям (Консерватор).

2. Атака неприятельского судна. (Абордаж).

3. Система взглядов на природу и общество (Мировоззрение).

4. Угнетенное, подавленное психическое состояние (Депрессия).

5. Последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Эпигон).

6.Антоним к слову “идентичный” (Различный).

7. Кусок железной руды или стали, обладающий свойством притягивать (Магнит)

8. Антоним к слову “лаконичный” (Многословный).

9. Оптическое явление, при котором отраженно видны находящиеся за горизонтом предметы вследствие преломления лучей в неравномерно нагретых слоях воздуха

10. Синоним к слову “первенство” (Приоритет).

3.Лексика: основные понятия.

Лексика - это словарный состав языка.

Лексикология - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

Слово - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

Слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Лексическое значение слова - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Омонимы - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - "шарообразная летучая дымчатая масса" (клуб дыма) и клуб - "культурно-просветительское учреждение" (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

Синонимы - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

Антонимы - это слова, противоположные по значению.

Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

Паронимы– слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.

Паронимами являются слова одного корня, родственные слова: человечный – человеческий.

Патронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи: представить – предоставить(гл.)

Чтобы не сделать ошибки при употреблении паронимов в речи, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие слов, с какими словами употребляются, знать их управление:

Представить справку, отчёт, проект – предоставить слово, кредит;

Оплатить проезд – заплатить за проезд;

Одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка;

Эффективный метод – эффектный вид.

V . Работа по повторению материала.

1. Работа у доски

Задание. По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.

Хлопотный, трудный (канительный)

Прихоть, причуда (каприз).

Суть, сущность (квинтэссенция).

Выразительны, своеобразный (колоритный).

Любезность, похвала (комплимент).

Уточнение, пояснение (конкретизация).

Определенно, предметно (конкретно) .

Установление, утверждение (констатация).

Отвратительный, страшный (кошмарный).

Преклонение, почитание (культ).

Задание . Составьте синонимические пары

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный. Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.

Задание. Подберите к данным словам антонимы сгруппируйте антонимические пары по частям речи

Радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий, узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало, чистый, вспомнить.

Ключ: Существительные: радость - грусть, друг - враг, зло - добро, тьма - свет, земля - небо, начало - конец. Прилагательные: смелый - трусливый, горький - сладкий, горячий - холодный, узкий - широкий, больной - здоровый, длинный - короткий, чистый - грязный Наречия: много - мало, вверху - внизу Глаголы: найти - потерять, говорить - молчать, любить - ненавидеть, смеяться - плакать, вспомнить - забыть.

Задание. Подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний.

Житейский - (жизненный).

Комфортный – (комфортабельный),

Драматический - …(драматичный).

Дружеский - …(дружелюбный).

Барский – …(барственный) .

Единственный - …(единый).

Будний - (будничный).

Искусно - …(искусственно).

Вечный - (вековой).

Великий - (величественный).

Наследие - …(наследство).

Гарантийный – (гарантированный)

Безответный - …(безответственный).

Пустошь - …(пустырь).

2.Работа по карточкам .

Карточка№1.

Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов.
Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся, усвоить – освоить, главный – заглавный, дареный – даровой, жизненный – житейский, игорный – игральный – игровой, лирический – лиричный, памятливый – памятный, скрытый – скрытный, типичный – типовой, травянистый – травяной, эффективность – эффектность.

Карточка№2.

Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный - исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Карточка№3.

Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Карточка№4

По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.“Твое горе – не горе…, дело жизненное ”, - сказал старик.

Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.

Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда. В политике двойные стандарты неприменимы. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Карточка№5

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости. Собаки встретили путешественников злобным лаем. Этот человек производит двойное впечатление. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

Карточка№6

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.

Карточка№7

Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок. 2. Мы вышли к лесистому озеру. 3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный. 6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Ответ: 1. ( иголочные - игольчатые ). 2. ( лесистому - лесному ).
3. ( памятливое - памятное ).5. ( рискованный - рисковый ).7. ( сборочном - сборном ).

Работа с учебником: с. 51-55 упр. № 49, 52, 55, 59.

VI . Подведение итогов урока. Выводы (рефлексия).

VIII . Домашнее задание

Упр. № 63 с.56

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Продолжительность ­ 1 час
Цель: должны знать определение омонимов, паронимов; какие группы слов называются
синонимами, антонимами; различать омофоны, омографы, омоформы; давать толкование
лексического значения паронимов; правильно употреблять паронимы в речи; находить в
предложенных текстах синонимы и антонимы; определять роль синонимов и антонимов в
речи.
Методические указания:
1.Внимательно прочитайте задание.
2.Подготовьте ответы на поставленные вопросы, опираясь на материал учебника.
3.Выполните письменно задания.
Теоретический материал:
оо
Ом нимами
(от греч. Homos - одинаковый, опута - имя) называются слова,
которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего в значении. Н а
например: гриф1 ­ фантастическое животное в античной мифологии; гриф2 - у
музыкальных инструментов, например: у скрипки;
гриф3 - печать, штемпель с
изображением чьей­либо подписи, а также оттиск этой подписи.
Причины появления омонимов в языке различны. Омонимами могут стать слова,
вошедшие в русский язык из других языков и случайно совпавшие по звучанию. например:
рейд1- водное пространство у входа в порт, удобное для стоянки судов (от гол. reede) и
рейд2 - набег подвижных военных сил в тыл противника (от англ. raid).
Омонимы могут возникнуть в результате звуковых изменений, которые происходят
в языке. Так, например, появились омонимы лук (растение) - лук (орудие); мир
(вселенная) - мир (тишина, отсутствие войны); в древнерусском языке эти слова
произносились и писались по­разному.
К образованию омонимов ведёт распад полисемии: значения многозначного слова
могут так далеко отойти друг от друга, что мы начинаем воспринимать их как разные
слова. Например: лавка (скамья) - лавка (магазин); лихой (’плохой, причиняющий горе’)
- лихой (’смелый, бравый’) и др.
Помимо лексических омонимов (принадлежащих всегда к одной части речи),
выделяются другие разновидности омонимии, а именно:
Омоф рмыоо
Омоф ныоо
- слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой­либо одной
или нескольких грамматических формах, например: печь (сущ.) - печь (глаг.); мой (мест.)
- мой (повел, накл. глаг.); пила (сущ.) - пила (прош. вр. глаг. пить); простой (прил.) -
простой (сущ.); лечу (лечить) - лечу (лететь).
- слова, разные по написанию, но одинаковые по произношению,
например: луг - лук, пруд - прут, изморозь - изморось, гриб - грипп, вперемежку -
вперемешку, бачок - бочок, развеваться - развиваться, компания - кампания.
Ом графы
- слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных
слогах, например: мука - мука, замок - замок, стрелки - стрелки, засыпать -
засыпать, расплачусь - расплачусь.
оо
Различать слова­омонимы помогает контекст. Явление омонимии часто используют
в художественных целях как средство для создания каламбуров.
Паронимы (от греч. Para - вблизи, около, опута - имя) - это слова, разные по
значению, но сходные, близкие по звучанию. Например: абонемент - абонент, дипломат
- дипломант -дипломник, человечный - человеческий, экскаватор - эскалатор и др.

Как правило, паронимами являются слова одного корня, родственные слова.
Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи. Например:
представить - предоставить (глав); эффектность - эффективность (сущ.).
Так как паронимы сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи.
Чтобы не сделать ошибки, необходимо понимать, в чём заключается смысловое различие
слов, знать, с какими словами они могут употребляться. Например: представить справку,
отчёт, проект - предоставить слово, равные права, кредит; оплатить проезд -
заплатить за проезд; одеть ребёнка - надеть пальто на ребёнка; эффективный
метод - эффектный вид и т. д.
Син нимы
(от греч. Synonymos - одноимённый) - это слова, разные по звучанию,
но близкие или тождественные по значению. Например: алфавит - азбука, тут - здесь,
многозначность - полисемия, хитрый - смекалистый, бросить - кинуть.
оо
Синонимами могут быть и устойчивые словосочетания (фразеологические единицы).
Например: бездельничать - бить баклуши, помочь - оказать помощь, далеко - за
тридевять земель.
Слова­синонимы могут различаться оттенками значения: ходить - бродить -
шагать - шествовать; обидеть - оскорбить. В 1­м примере глаголы, передавая одно
действие, подчеркивают разный его способ, во 2­м - разную степень интенсивности
действия: оскорбить - «очень сильно обидеть». Такие синонимы получили название
идеограф ческих
(или смысловых).
ио
Слова­синонимы могут обозначать одно и то же явление действительности, но
употребляться в разных стилях речи или иметь разную стилистическую окраску. Например:
глаза (нейтр.) - очи (поэтич.) - гляделки (простореч.); лоб (нейтр.) - чело (устар.,
поэтич.); лицо (нейтр.) - лик (поэтич.); проглядеть (нейтр.) - проворонить (разг). Это
стилистические синонимы.
Группа синонимов образует синонимический ряд (глаза - очи - гляделки -
зенки). В синонимический ряд входят слова одной и той же части речи. Ср.: ключ -
источник - родник (суш.); ключевой - родниковый (прилаг.); кратко - сжато -
лаконично - сокращённо - вкратце (нареч.); организовать - создать - учредить -
образовать - сформировать (глаг.).
оо
Синонимы разнообразят речь, делают её богаче, ярче, выразительнее.
Ант нимы
(от греч. Anti - против, опута - имя) - это слова, противоположные
по значению. Например: добро - зло, близко - далеко, свет - тьма, весёлый -
грустный, мало - много. Антонимические пары могут составлять и фразеологические
единицы: бить баклуши - трудиться в поте лица (работать не покладая рук).
Антонимы свойственны словам со значением качества. Существительные с
конкретным значением (типа стол, стул, пальто) антонимов не имеют, мало их и у
числительных.
Наиболее богаты антонимами прилагательные, качественные наречия, глаголы.
Среди предлогов тоже можно отметить антонимичные пары: из - в, от - к, под - над и
др.
Большинство антонимов - это слова разных корней. Но встречаются и
однокоренные антонимы. Противоположное значение в таких случаях создаётся с помощью
отрицательных приставок не­, без­, анти­, контр­ и др. Например: опытный -
неопытный, знакомый - незнакомый, вкусный - безвкусный, военный - антивоенный,
революция - контрреволюция.
Многозначное слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы.
Например: свежий хлеб - чёрствый хлеб; свежий ветер - тёплый ветер; свежая
газета - старая газета.

Антонимы используются в пословицах, поговорках, в языке художественной
литературы (в частности, в названиях произведений), например: Не дорого начало, а
похвален конец; Умей видеть великое в малом; Маленькое дело лучше большого
безделья; «Война и мир», «Живые и мёртвые».
В художественной литературе антонимы часто используют для создания антит зыео
- стилистического приёма, заключающегося в резком противопоставлении понятий,
явлений: Я царь - я раб, я червь - я бог (Г. Державин); Страна рабов, страна господ.
(М. Лермонтов)
Задание №1.
­ Что называется омонимами? Приведите примеры. Задайте 3 вопроса по § 4.
­ Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Определите вид омонимов.
АА
УА
оА
МУК И М КА
«Все перемелется, будет мук й!»оА
Люди утешены этой наукой.
Станет мук ю, что было тоской?
Нет, лучше м кой!
Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет мук й?оА
Нет, лучше м кой!
уА
уА
Задание №2.
паронимов).
По § 5 ответить на вопросы:
Что называется паронимами?
Как избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?
­ Объясните разницу между словами в парах (для справок используйте словарь
Войти - взойти, вдохнуть - вздохнуть, деловой - деловитый, усвоить - освоить,
неизмеримый - несоизмеримый, эффектный - эффективный, искусный -
искусственный, одеть - надеть, главный - заглавный, командированный -
командировочный, сшить - пошить.
­ Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому из
прилагательных.
Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).
Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, директор, погоны, уборка квартиры).
Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм). Защитительный, защитный
(речь, панцирь, приспособление, аргумент, насаждение). Гармоничный, гармонический
(человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль). Ледовый, ледяной (покров,
крыша, ветер, взгляд, голос).
Задание №3.
­ Составить словарь понятий по § 6, 7
­ Подберите синонимы к словам. Придумайте предложения со словами одного
из синонимических рядов.
Красивый, дружба, смеяться, множество, дефект, воспоминания, осторожность,
защитник, торжественность, преимущество, победить, близкий.
­ Подберите антонимы к словам, группируя антонимические пары по частям речи.

Радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий,
узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало, чистый, вспомнить.
Самостоятельная аудиторная работа
Тут же сейчас же явился и защитник знаменитый Фетюкович и как (бы) какой (то)
подавлен..ый гул пронесся в зале. Это был длин..ый сухой человек с длин..ыми тонкими
ногами с чре..вычайно длин..ыми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно
пр..чесан..ыми довольно короткими волосами с тонкими изредк.. кривившимися не то
насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было (бы) и
пр..ятным если бы не глаза его сами по себе (не) большие и (не) выразительные но до
редкости бли..ко один от другого поставлен..ые так что их ра..деляла всего только одна
тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия эта имела в себе
что (то) резко птичье что поражало. (Ф. М. Достоевский.)
Задания к тексту:
1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, расставьте
недостающие знаки препинания.
2. Письменно объясните, с какой целью автор использует неоднократное повторение
прилагательных длинный и тонкий.
3. Подберите однокоренные слова к слову физиономия.
4. Подберите синонимы к слову невыразительный.
5. Слово скромный (скромно) произошло от древнерусского слова кромы, что
значило «ткацкий станок», которое связано с древненемецким рама - «рама, станина».
Дайте толкование слова скромно (скромный) и логически свяжите значение, бытовавшее
ранее, и современное.
Объем выполненного задания
Правильность ответов
Аккуратность оформления заданий.
Критерии оценки качества выполнения практического занятия
1.
2.
3.
«5» ­ выполнено верно 3 задания.
«4» ­ выполнено 3 задания, есть незначительные недочеты.
«3» ­ выполнено 2 задания верно
«2» ­ выполнено менее 2 заданий.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

практич.
занятия
Перечень
ПК и ОК,
отработанны
х на занятии
Дата
выполнения
Результат
выполнения
работы
Подпись
преподавателя
Примечание
Итоговая оценка за выполнение

практических – занятий по УД

Цель : сформировать знания о системных отношениях в лексике: омонимах, синонимах, антонимах и их типах; знания, умения и навыки функционально-стилистического использования омонимов, синонимов и антонимов.

Теоретические вопросы:

1. В чем сущность лексической омонимии?

2. Чем отличаются омонимы лексические от других видов омонимии – омоформов, омофонов, омографов? Каковы стилистические возможности омонимии?

3. Каковы причины возникновения омонимии?

4. Чем отличается омонимия от полисемии?

5. Что такое лексические синонимы? Назовите их типы.

6. Как пополняются синонимические ресурсы языка?

7. В чем заключается стилистическая роль синонимов?

8. В чем сущность лексической синонимии?

9. Каковы структурные типы антонимов?

10. Каковы возможности стилистического использования антонимов?

11. Что такое паронимы?

Практические задания для самостоятельной работы (омонимы)

Задание 1. Ознакомьтесь с определениями омонимов, принадлежащих разным лингвистам, и укажите общие признаки, по которым эти определения могут быть объединены.

1. «Омонимы – это слова одинаковые по звучанию, но разные по своему значению…» (Р.А. Будагов).

2. «Омонимами называются слова, отличающиеся по значению, но одинаковые по звучанию и написанию…» (Л.Л. Введенская, И.И. Щеболева).

3. «Слова, одинаково звучащие, но никак не связанные между собой по смыслу, называются омонимами…» (А.В. Калинин).

Задание 2. Ознакомьтесь с «Предисловием» к «Словарю омонимов русского языка» О.С. Ахмановой (М., 1986) и подготовьте тезисы устного сообщения о теоретических установках автора словаря.

Задание 3. Из словаря Ожегова и словаря Ахмановой выпишите словарные статьи к словам бухта, вышка, выдаваться, занос, плита . Сопоставьте и объясните, что положено в основу толкования значения слов.

Задание 4. Найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Проследите, как используют их авторы для создания шуток и каламбуров.

1) Муза мне чаек мешает,

Помогает и мешает (Вознесенский).

2) А что же делает супруга

Одна в отсутствии супруга? (Лермонтов)

3) Защитник вольности и прав

В сем случае совсем не прав (Пушкин).

4) Сбежал с горы и замер в чаще.

Кругом мелькают фонари…

Как бьется сердце – злей и чаще!…

Меня проищут до зари (Блок).

5) Ноги давит узкий хром –

В день обмозолишься и станешь хром (Маяковский).

6) …Ваши принципы просты:

Вы очень любите остроты,

Но Вы боитесь остроты (Безыменский).

7) Область рифм моя стихия

И легко пишу стихи я (Минаев).

Задание 5. Подберите к каждому слову соответствующий омоформ, определите к какой части речи они относятся и составьте с ними словосочетания или предложения.

Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду.

Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.

Задание 6. Пользуясь этимологическим словарем, объясните причины возникновения названных омонимов:

ласка – ласка рысь – рысь

брак – брак кран – кран

завод – завод клуб – клуб

лира – лира брань – брань

Задание 7. В отрывках из произведений А.С. Пушкина укажите, где использована многозначность, а где омонимия слова свет .

1) Ой вы, гости–господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?

2) И в молчаливом кабинете,

Забыв на время все на свете,

Осталась наконец одна.

3) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

4) Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

5) Прости, веселая природа,

Меняю милый, тихий свет

На шум блистательных сует…


Задания для самостоятельной работы (синонимы )

Задание 1. Знакомьтесь с определениями синонимов; в чем их сходство, а в чем различие?

1. «Синонимами считаются слова, которые имеют одно и то же

лексическое значение, различаясь лишь оттенками значения, экспрессивной окраски и принадлежностью к тому или иному стилистическому слою языка, и которые имеют хотя бы частично совпадающую сочетаемость, так как только в этом случае они способны замещать друг друга в реальных контекстах» (З.Е. Александрова).

2. «Анализ конкретного материала позволяет принять за основу синонимии близость значений, выражающих одно понятие в целостной совокупности его признаков» (А.А. Брагина).

3. «Синонимы – это близкие по значению, но разнозвучащие слова, выражающие оттенки одного понятия…» (Р.А. Будагов).

4 .«Синонимы – слова, идентичные или сходные по значению, способные заменить друг друга в том или ином контексте» (Л.А. Булаховский).

5. «Синонимы – слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения» (Т.Г.

Винокур).

Задание 2. Пользуясь словарями синонимов (а также толковыми), подберите синонимы ко всем значениям приводимых слов.

Волнение, воспитанник, большой, быстрый, бранить, жечь.

Задание 3. Определите типы синонимов:

Лик, лицо, морда, гармония, созвучие, строй, согласие; брести, плестись, тащиться, тянуться; инструкция, руководство, наставление, работа, труд; орфография, правописание; лгун, лжец, обманщик, врун, брехун.

Задание 4. Сгруппируйте слова в синонимические ряды, выделяя доминанту.

I. Баталия, бездна, битва, бой, крепость, мануфактура, обилие, масса, материал, материя, множество, побоище, обилие, пропасть, сеча, твердыня, прорва, сражение, ткань, тьма, укрепление, уйма, цитадель.

II. Энергичный, слабый, смелый, активный, заносчивый, деятельный, безвольный, храбрый, высокомерный, инициативный, мягкотелый, бесхарактерный, мужественный, предприимчивый, слабовольный, надменный, отважный, гордый, бесстрашный.

Задание 5. Выделите доминанту синонимического ряда:

1) худощавый, тощий, сухой, худой, поджарый;

2) болезнь, недуг, заболевание, недомогание, нездоровье, немощь, хворь;

3) весьма, очень, сильно, крайне.

Задание 6 . К каждому существительному подберите определение из группы прилагательных – синонимов:

1) язык, растение, мода, книги, гость, товар, обычай, обувь: заграничный, иностранный, зарубежный, чужеземный, заморский;

2) ответ, ветер, разговор, ребенок, интерес: резвый, бойкий, шустрый, порывистый, живой.

Задание 7. Для толкования каждого из значений многозначного слова

подберите наиболее подходящий синоним из слов, приведенных в скобках .

Вредная привычка, вредная девчонка (упрямая, опасная); узкая талия, узкая комната (тонкая, тесная); жестокий человек, жестокий мороз (безжалостный, сильный); открыть воду, открыть окно, открыть глаза, открыть шею (разомкнуть, пустить, обнажить, распахнуть).

Задание 8 . Подберите к приводимым словам стилистические синонимы.

Архитектор ваятель, вояка, высотник, деньги, перерыв, письмо, поездка; нелюбимый, преждевременный, скупой.

Задание 9 . Замените иноязычные слова русскими синонимами.

Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемантичный, фрагмент, сервиз, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза.

Практические задания для самостоятельной работы (антонимы)

Задание 1 . Ознакомьтесь с определениями антонимов, что в них общего?

1. «Антонимами… обычно называют слова с противоположными по отношению друг к другу значениями» (Р.А. Будагов. Введение в науку о языке).

2. «Антонимы – это слова с противоположными значениями, относящиеся к одному и тому же ряду явлений объективной действительности» (Л.Л. Введенская).

3. «Антонимами называются слова с противоположными значениями» (Е.М. Галкина – Федорук).

4. «Антонимы являются словами разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия» (Н.М. Шанский).

Задание 2 . Подберите антонимы к прямым значениям следующих слов

Определите структурный тип каждой пары.

Утро, всегда, твердый, воля, день, бедность, друг, высокий, потомки, мало,

плюс, лето, рано, победа, загадка, ночной, направо, свет, зажигать, строить, много, жизнь, соблюдать, утренний, женатый, черный, занято, радоваться, входить, правда, встреча.

Задание 3 . Найдите слова – антонимы и распределите их попарно.

Загадывать, обогащать, правый, потом, безобразный, кочевой, молодой,

праздничный, осуждение, старый, отгадывать, левый, теперь, оседлый, обеднять, красивый, будничный, одобрение.

Задание 4 . Подберите антонимы к выделенным словам.

Черный цвет, черные дни, черное дело. Живая рыба, живые цветы, живой рассказ. Чистая одежда, чистая тетрадь. Свежая газета, свежая рыба, свежие цветы, свежее белье.

Задание 5 . Подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность .

Близкий, легкий, тупой, краткий, полный, теплый.

Задание 6 . Выделите в пословицах антонимические пары.

Легко подружиться, тяжело разлучиться. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый осудит, умный рассудит. Мир строит, а война разрушает. Молодое растет – старое старится. Утро вечера мудренее. Сытый голодного не разумеет. Лето припасает – зима поедает.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Не дорого начало, а дорог конец.

Задание 7 . Подберите пословицы, в которых встречаются данные ниже языковые и речевые антонимы.

Журавль – синица; труд – лень; дело – потеха; свет – тьма; речь – молчание; ученье – неученье.


Задание 8 . Найдите в тексте языковые и контекстуальные антонимы, каковы их стилистические функции?

1) Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (Пушкин).

2) Я все былое бросил в прах:

Мой рай, мой ад в твоих очах (Лермонтов).

3) В толпе друг друга мы узнали;

Сошлись и разойдемся вновь.

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали (Лермонтов).

4) Час разлуки, час свиданья –

Им ни радость, ни печаль;

Им в грядущем нет желанья

И прошедшего не жаль (Лермонтов).

5) Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет… (Пушкин)

Задание 9 . Определите сущность оксюморона в данных фразах.

1) Горькая радость. 2) Молчанье гроз. 3) Сладкая полынь. 4) … Ну так! Я празден, я без дела. А ты бездельник деловой (Пушкин). 5) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг (Лермонтов). 6) Будь счастлива несчастием моим (Лермонтов). 7) От других мне хвала – что зола, от тебя и хула – похвала (Ахматова). 8) … Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, сей труп живой (Пушкин).

Практические задания для самостоятельной работы (паронимы)

Задание 1 . Ознакомьтесь с определением паронимов, что в них общего?

1. «Паронимы… слова, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут либо ошибочно, либо каламбурно использоваться в речи (О.С. Ахманова).

2. «К омонимам близки паронимы, представляющие собой разные по значению слова, со сходным, хотя и не тождественным произношением» (А.Н. Гвоздев).

3. «Паронимы… чаще однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).

Задание 2 . К паронимам подберите из данных в скобках ключевые

слова – существительные.

Практичный – практический (занятие, человек); керосиновый – керосинный (лавка, лампа); черепаший – черепаховый (гребень, корм); сытный – сытый (обед, человек); надеть – одеть (ребенка, пальто).

Задание 3 . Объясните значение сходных по звучанию слов в словосочетаниях .

Геройский поступок – героическая поэзия; освоить производство – усвоить знания; организаторские способности – организационный комитет; желанный гость – желательный результат; пользоваться признанием – выразить признательность; хищнический образ жизни – хищные звери; явный заговор – явственные очертания.

Задание 4 . Определите значение каждого из слов – паронимов и составьте с ними словосочетания.

Праздничность – праздность; духовный – душевный; одинарный – ординарный; действенный – девственный; жилищный – жилой; ледовый – ледяной; поступок – проступок; деловитый – деловой.

Задание 5 . Исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1) Директор магазина безответно относился к своим обязанностям. 2) Ревизия обнаружила фактор хищения. 3) Это очень экономичный человек. 4) Старые партизаны вспоминали бывшие времена.

Литература:

1. Введенская Л.А. и др.

Русское слово: Факультатив. курс «Лексика и фразеология русс. яз.»: Пос. для уч-ся. – М.: Просвещение, 1991. – С. 18 – 58.

2. Гужва Ф.К., Иванова А.Н. Лексика и фразеология русского языка. Уч. пос. - К.: Рад. шк., 1982. - С. 46 – 73.

3. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М.: МГУ, 1977. - С. 38 – 59.

4. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку - М.: Высш. шк., 1991. - С. 5 – 62.

Дополнительная литература:

1. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

2. Петрова М. А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. Уч. пос. – М.: Высш. шк., - 1986. – С. 17 – 28.

3. Современный русский язык. Лексикология и фразеология / Под ред. Л. А. Лисиченко. – К.: ИСИО, 1993. - С. 36 – 57.

4. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: Просвещение, 1977. – С. 183 – 231.

5. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М.: Высш. шк., 1990. – С. 68 – 152.


Слово является основной единицей речи и изучается в различных отделах языкознания. Так, звуковая сторона слова изучается в разделе Фонетика. Тут рассматривается наличие в слове гласных, согласных, количество ударных и безударных слогов и т.д. Его принадлежность к той или иной части речи изучается в разделе Морфология. Роль слова в предложении рассматривает раздел языка Синтаксис. Значение же слова, его смысл, сферу его употребления, стилистическую окраску, его историческое происхождение изучает раздел Лексикология.

  • Сходство предметов и явлений, обозначение их новым словом. Например: весть, молва, слух, сообщение, известие.
  • Из перехода слов другого языка в русский: зародыш - эмбрион, проводник - гид.
  • Из поэтической речи: палец - перст, чело - лоб, глаз - око, берег - брег.
  • Из просторечной, разговорно-бытовой, диалектной речи и из устойчивых словосочетаний: глаза - гляделки, свирепый - лютый.
  • Из разных корневых слов: метель, вьюга, буран.
  • Из терминологических сочетаний слов: воздушный флот - авиация, зубной врач - дантист.

Несколько близких по значению слов синонимов образуют синонимический ряд.

Синонимы русского языка играют большую роль в речи. Они помогают четче передать мысль, избегают ненужных повторений, показывают различные оттенки слов, явлений, качеств. Широко применяются в художественной, научной и разговорной речи: "Я загнул такую крюку, я прошел такую даль, я видал такую муку, и такую знал печаль". (А. Твардовский).

Теперь у вас есть представление о том, что такое антоним и синоним. Перейдём к паронимам.

Паронимы (греч. para - возле, ohyma - имя) - слова одного корня, близкие по звучанию, но имеющие разные значения. Так же, как и синонимы, антонимы, паронимы обогащают речь, помогают точно и правильно выражать мысль. С ними создают много каламбуров. Например: "Однажды медник, таз куя, сказал жене, тоскуя: задам же детям таску я, и разгоню тоску я!". Похожее созвучие, но совершенно разное значение слов дает яркую словесную игру.

Паронимы могут отличаться суффиксами: пойка - поение, отварной - отваренный. Имеют созвучные приставки: поехал - подъехал.

Поупражняйтесь!

Перед вами картина. Назовем ее "Чудеса природы". Действительно, удивительное сочетание льда, снега с пламенем закатного солнца. Попробуйте с помощью антонимов и синонимов составить красивый текст. Сделайте посмотрите, какими членами предложения они могут быть.

Знать, что такое антоним и синоним, пароним, умение употреблять их, украшать ими эмоциональную художественную, научную, разговорную речь дает вам широкие возможности. Они являются очень интересной особенностью любого языка.

Loading...Loading...