Самые коварные женщины мира. ​25 выдающихся и известных женщин в истории мира. Известно о случаях, где Сонька проявила благородство по отношению к бедным людям, которые пострадали от ее деяний

История отечественного государства и права: Шпаргалка Автор неизвестен

15. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ 1549–1653 гг. ИХ СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ

Первый Земский собор («собор примирения») состоялся в 1549 г., при царе Иване IV. Земский собор 1584 г. утвердил на царском престоле последнего царя из династии Рюриковичей – Федора Иоанновича. Земский собор 1598 г. избрал на русский царский престол Бориса Годунова. Собор 1613 г. избрал на царский престол первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. Алексей Михайлович при своем восшествии на царский престол в 1645 г. также был утвержден решением Земского собора (как считают некоторые авторы, как бы избран вновь) Последующие цари вступали на русский престол, уже не запрашивая какого-либо согласия Земского собора.

В 1613–1615 гг. Земские соборы (при царе М.Ф. Романове они созывались наиболее часто) занимались обобщением донесений воевод и рассылкой им предписаний, ведением переговоров с Польшей, борьбой с разбоями, руководством военными силами государства, введением новых налогов.

Соборы 1616–1642 гг. устанавливали новые налоги, организовывали оборону от польской, турецкой и крымской агрессий. В 1619 г. Земский собор утвердил на русское патриаршество Филарета Романова. Земский собор 1648–1649 гг. разработал и утвердил Соборное Уложение 1649 г.

Земский собор 1653 г. принял решение о присоединении Украины к России. Это был последний настоящий Земский собор.

В 60-80-х гг. XVII в. Земский собор в полном составе не созывался, собирались лишь комиссии по сословиям (преимущественно боярские), которые.

по поручению царя, рассматривали самые разнообразные вопросы (от договора с армянскими купцами до выяснения причин дороговизны продуктов питания в Москве) и предлагали монарху свои варианты разрешения насущных проблем.

Заседания соборов проходили по сословным куриям (духовная, боярская, чиновническая, дворянская и купеческая).

Полномочия Земского собора были неопределенными и безграничными: от избрания царя и принятия важнейших кодексов до решения мелких хозяйственных вопросов. Особого регламента деятельности Земского собора поначалу не существовало Земский собор созывался только по царскому повелению и действовал в тесной связи с царской властью и Боярской думой.

Делегаты Земского собора были выборными представителями, однако на Собор XVI в. делегат мог попасть в силу своего служебного звания, положения или по должности. Земский собор XVI в. не был народным представительством, но лишь расширением центрального правительства (царской администрации и Боярской думы).

По-настоящему представительным учреждением Земский собор становится при Романовых в XVII в. Был выработан определенный порядок выборов участников Земского собора и принятия его решений Выборные даже получали наказы от избирателей и должны были им следовать в своей практической деятельности.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций автора

автора Ключевский Василий Осипович

Земские соборы Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора, а в памятниках XVII в. он называется иногда «советом всея земли». До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Надобно рассказать, при каких обстоятельствах и в каком

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Земские соборы XVII в Перемена в составе и значении земских соборов - одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

автора Боханов Александр Николаевич

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу - высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин - боярский - царь жаловал

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1549 Николсон; Роберт из Эйвсбери; Уолсингем.

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций [без иллюстраций] автора Ключевский Василий Осипович

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка - прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ С 1547 г. глава государства – монарх – получил новый титул – царский, что подчеркивало его возросшие влияние и престиж.Феодальная знать

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1549 Там же. С. 108 и сл.

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 11 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу – высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин – боярский – царь жаловал

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1549 Тибет: правда, 1993.

Из книги Тупик либерализма [Как начинаются войны] автора Галин Василий Васильевич

1549 Стиглиц Дж…, с. 395, 398.

Из книги Великая Русская Смута. Причины возникновения и выход из государственного кризиса в XVI–XVII вв. автора Стрижова Ирина Михайловна

Земские соборы XVII века Перемена в составе и значении земских соборов – одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

11.10.2015 - 15:02

1 (11) октября 1653 г. в Московском Кремле собрался Земский собор, который принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.

«Русская Весна» поздравляет своих читателей с этой знаменательной датой и выражает глубокую уверенность в том, что на смену американским марионеткам и временщикам к власти в Киеве рано или поздно придут люди масштаба Богдана Хмельницкого, которые ликвидируют досадную историческую ошибку декабря 1991-ого года.

Пользуясь случаем, хотим напомнить текст этого исторического документа

Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией

В прошлом во 161-м году 1 мая 25 по указу Великого Государя-Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца говорено на соборах о литовском и о черкаском делах.

А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день Великий Государь-Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Руси Самодержец указал о том же литовском и о черкаском делах учинити собор 2, а на соборе быти Великому Государю Святейшему Никону, Патриарху Московскому и всея Руси, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и черным властем, и боярам, и окольничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и дворянам, и детям боярским (выборным) из городов 3, и гостям, и торговым и всяких чинов людям. И указал Государь им объявити Литовского Короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаются к нарушенью вечного докончанья, а от Короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды его государевым Московского государства всяких чинов людям были ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых великих послах по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела.

И Государь-Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Руси Самодержец, пришед от праздника Покрова Пресвятые Богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в Грановитой палате. А на соборе были: Великий Государь, Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Руси, митрополит Крутицкий Селивестр, митрополит Сербский Михайло, архимандриты и игумены со всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди, стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне из городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных всяких чинов люди и стрельцы. И по государеву цареву и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу о неправдах Яна Казимера, Короля Польского, и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского чтено всем вслух:

В докончальных грамотах блаженные памяти Великого Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и Владислава Короля Польского и Великого князя Литовского написано: быти им обоим Великим Государем меж себя и их государским детем и наследником в братской дружбе, и в любви, и в соединении. А Великого Государя нашего Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и его государевых детей и наследников Владиславу королю, и вперед будучим Королем Польским и Великим князем Литовским, и паном раде, и всей Речи Посполитой во всяких письмах описывати и именовати по его государскому достоинству и по вечному докончанью Великим Государем-Царем и Великим князем всея Руси Самодерж-цем, с полными его государскими титлы, по его государскому достоинству. И как он, Великий Государь, сам себя описует по докончальной грамоте отныне и до века и вперед неподвижно безо всякого примененья. А Владиславу Королю Польскому и Великому князю Литовскому и вперед будучим Королем Польским и великим князем Литовским писатися по прежним обычаем с полными ж их титлы по докончальной грамоте. А к Московскому государству Владиславу Королю Польскому и Великому князю Литовскому, и его братьям, и детям, и внучатом причитанья ни в чем не иметь и Царем и Великим князем все Руси, и титлами Московского государства не писатися и не именоватись. И то вечное докончанье с обе стороны сперва великие послы, а после того и сами обои Великие Государи своими государскими душами, крестным целованьем закрепили и грамотами и печатьми утвердили, что меж ими, обоими Великими Государи, тому вечному утвержденью быти навеки непременну.

И со стороны Владислава Короля Польского и Великого князя Литовского при нем, Владиславе короле, вечное докончанье нарушено: блаженные памяти Великого Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и сына его государева, Великого Государя нашего Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца, в королевских во многих грамотах и порубежных городов воевод, и каштелянов, и старост, и капитанов, и державцев в государевы порубежные городы к воеводам в листах их именованья и титлы писаны не по вечному докончанью, со многим премененьем. А иные злодеи во многих листах писали с великим бесчестьем и с укоризною, а королевское именованье писали царским именованьем и многих государств государем и обладателем. И о тех королевских многих не-правдах посыланы от них, государей, в Польшу и в Литву ко Владиславу Королю Польскому и Великому князю Литовскому их государевы великие послы и посланники. А велено им, будучи у Короля на посольстве и с паны рады в ответах, о государеве чести говорити, и подлинные прописные листы казати, и списки с них дати, и на тех людей казни и наказанья просити.

И во 148-м году писал ко Государю Владис-лав Король в грамотах своих: которые люди, за его королевским заказом, учнут государево именованье и титло писать не по их государскому утвержденью, и те будут казнены, а которые писали неостерегательно, и тех с сейма одно-лично велит казнить, а вперед того отнюдь не будет.

А в ответном письме панов рад, каково дали во 153-м году государевым великим послом боярину князю Алексею Михайловичу Львову со товарищи, написано, что Королю, покаместа право не ставало, потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне за те проступки, после право поставленого, король на сейм позвати велел, и казнь по проступке их против права их подлинно учинена будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по договорам панов рад при Владиславе Короле исправленья никакова не бывало.

А при нынешнем Яне Казимире короле Польском учило быть и пуще прежнего: блаженные памяти про Великого Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и про деда его государева, блаженные памяти про Великого Государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси, также и про Великого Государя-Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Русси Самодержца в книгах их напечатаны злые бесчестья, и укоризны, и хулы. Чего не токмо Великим Государем христианским, помазанником Божиим, и простому человеку слышати, и терпети невозможно, и помыслити страшно. Также и Московского государства про бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех книгах многие бесчестья и злые укоризны, чего ни в которых государствах не токмо за вечным докончаньем, и в развратье того не бывает. А Владислав Король написан обранным Великим князем Московским мимо вечного докончанья.

И в прошлом во 158-м году по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу посыланы в Польшу и в Литву к Яну Казимиру королю его государевы великие и полномочные послы - боярин и оружейничей и наместник Нижнего Новагорода Григорий Гаврилович Пушкин со товарищи 4. А велено им о тех королевских и панов рад многих неправдах говорити накрепко и за государскую честь по посольским договором на виноватых просити казни смертные.

И по королевскому указу паны рада тем го-сударевым великим послам дали договор за руками своими и за печатьми, что тех всех про государево именованье и титла обвиненных людей, которые в росписи от них, великих по-слов, им, паном раде, написаны в Варшаве на сейме, по правом корунным и литовским и про-тив сеймового уложенья конституции 1637 году судити. И по проступке их осудя, и смертью, кто будет достоен, казнити при государевых послах или при посланниках. А в конституции 1637 5 года написано: а на таковых, которые б дерзали писать, или титлы умаляти, или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-русски то слово - смертная неотпущательная казнь и отлучение имения.

И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы к Королю на сейм с прописными листами посланники Офонасий Прончищев да дьяк Алмаз Иванов 6. И будучи они у Короля и у панов рад, в ответах о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и по конституции казни просили; и стояли о том крепко. И Король и паны рада на той сейме при государевых посланниках не токмо что по договору исправленья не учинили, и многих винных людей к суду не поставили, и правды ни в чем не показали.

И после того присылал ко Государю Ян Казимир Король посланников своих - Альбрехта Пецлавского да Хриштопа Униховского, а с ними присылал с сейму на тех подданных своих, за государеву честь обвиненых, людей с декретом. И в том декрете к прямому исправленью ничего не написано. И многие винные люди от вин своих учинены свободными не по делу, а на которых обычных немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете написано: где они, живы ли или померли, про то им и самим не ведомо. И по государеву указу тот декрет у них, посланников, за такими явными не-правдами не принят. А сказано им и в ответном письме написано, что для совершенья тех дел пошлет Государь к Яну Казимиру Королю своих государевых великих послов.

А в прошлом во 161-м году посланы к нему, Яну Казимиру Королю, государевы великие и полномочные послы, боярин и наместник Великопермский князь Борис Александрович Репнин-Оболенский со товарищи, чтоб Ян Казимир

Король, памятуя вечное докончанье, и посольские договоры, и сеймовые свои уложенья, конституцию, велел в тех вышеименованных делах исправленье учинить пристойное. И те государевы великие послы, будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненных людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими мерами. И Ян Казимир Король в том деле никакова исправленья не учинил. А паны рада в ответах то и дело, что они, великие послы, говорили о чести блаженной памяти Великого Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и сына его государева, Великого Государя-Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца, называли малым делом.

И те государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не бояся Бога и не памятуя вечного докончанья. И тем Великих Государей наших, блаженные памяти Великого Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и сына его, Великого Государя нашего Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца, обесчестили.

И паны рада говорили и указывали на прежний свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, о их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако судити и переделывать не будут. И отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей, от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.

Да он же, Ян Казимир Король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим христианским неприятелем с Крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сообща Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимир Король, через свои государства пропустил к Свейской королеве Христине общего христианского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А прежде сего того, чтоб Крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало.

Да с его же королевские стороны учили быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат разными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякие злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод расправы в том не чинят. И по тем по всем мера многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны.

А с государевой стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места сдержано крепко и нерушимо.

Да в прошлых годах присылал ко Государю-Царю и Великому князю Алексею Михайловичу всея Руси запорожский гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское посланников своих многажда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческого закона и на святые Божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной христианской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви Божии запечатали, а в иных учинили унию, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристианские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые христианские веры отбыти и святых Божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле призвав к себе в помочь Крымского хана с ордою, учали за православную христианскую веру и за святые Божии церкви против их стояти. А у Царского Величества милости просят, чтоб он, Великий христианский Государь, Ж&Л0Я благочестивые православные христианские веры и святых Бо- жиих церквей и их, православных христиан, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей христианские веры и Святых Божиих Церквей, на поляков, помочь и послал войска свои.

А в прошлом во 161-м г. присылал ко Госу-дарю-Царю и Великому князю Алексею Михайловичу всея Руси Запорожской гетман Богдан Хмельницкий посланников своих дважды, что с королевские стороны по договором, на чем с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви Божии, которые в договоре написаны были отдать из унии, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унию. И хотя православную христианскую веру искоренить и святые Божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городах и местах святые Божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных христиан духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми раз-личными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно.

И они у Царского Величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, Великий Государь, православные христианские веры искоренить в святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмель-ницкого и все войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет Государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляками мирится отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят.

И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска За-порожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичу Репнину-Оболенскому со товарищи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович со товарищи, в ответах паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасами помирились. И православную христианскую веру греческого закону не гнали, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору 7, а которые церкви оборочены под унию, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что с запорожскими черкасами помирятся, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви Божии отдадут им по-прежнему, и Великий Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людям, которые в его государском именованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать.

И Ян Казимир король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную христианскую веру искоренити и церкви Божии разорити, пошли на них войною при них же, великих послах.

Да как у Короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сейм был в Бресте Литовском, и у них на сейме приговорено впрямь, что их православных христиан греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви Божии розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась.

И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им с большим вычетом в палате и к коретам идучи во все люди вслух, что Великий Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людям, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимир король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и Великий Государь Его Царское Величество такова их злого бесчестья и многово по вечному докончанью неисправленья болыпи того терпети им не будет. И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их не-правдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к Великим Государем христианским и бусурманским. А за православную христианскую веру, и за святые Божии церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько Милосердый Бог помощи подаст.

И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимир король избран на королевство и на коронованье присягал, и в присяге его написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере христианской остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он той своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякой верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве своей ни у кого просити не будет и не примет.

А ныне писал ко Государю-Царю и Великому князю Алексею Михайловичю всея Руси Запорожской гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское с посланцем своим с Лаврином Капустою, что Король с войсками своими на Украину идет. И они, не хотя монастырей и церквей Божиих и христиан в мучительство выдать, бьют челом, чтоб Государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел. А будет он, Великий Государь, и ныне над ними, православными христианы, не сжалится, как они у него, Государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут. А запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним гетман Богдан Хмельницкий, а велел Государю бити челом, чтоб Государь велел прислать в Киев и в иные города своих государевых воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3 000 человек, и то для тех же государевых воевод, а у гетмана-де людей много. Да к нему ж-де хотел быть Крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж-де присылал турской салтан в обоз в Борки посланца своего, зовучи его к себе в подданство. И гетман-де ему в том отказал, а надеется на государеву милость. А будет Государь его и не пожалует, принять не велит, и он в том начнет свидетельствовать перед Богом, что он о том у него, Государя, милости просил много, а он, Государь, его не пожаловал, а с королем-де у них миру отнюдь не будет, а учнут против его стоять.

Да в вестях объявилось, что люди их черкаские с польскими людьми в подъездах дважды сходились и бились, и им-де посчастилосъ и много языков поляков поимали. А литовской-де гетман Радивил говорил: будет они с войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятся и пойдут на государеву землю войною.

И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси и за честь сына его государева, Великого Государя-Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси, стояти и против Польского короля война весть. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы 8 в королевских грамотах и в порубежных листах писали их государские имянованья и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою.

А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей сеймовой конституции во многие годы исправленья не учинили, и видя королевские подданные такое неисправленье и злым людям за вины их неуимство от того не престали, и с порубежных городов капитаны их и наместники в государевы порубежные городы к воеводам во всех годах государево именованье и титло писали с пропискою. И при государевых послах, при боярине князь Борисе Александровиче Репнине со товарищи, исправленья не учинили и называли то дело - госуарскую честь - малым делом, и смеяся, и поставили ни во что, и отпустили государевых послов без дела, и тем они вечное докончанье нарушили.

А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем войске Запорожском бояре и думные люди при-говорили, чтоб Великий Государь-Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государскую высокую руку для православной христианской веры и святых Божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру и на святые Божии церкви вос- тали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все войско Запорожское, присылали к Великому Государю- Царю и Великому князю Алексею Михайловичи) всея Руси бити челом многажда, чтоб он, Великий Государь, православной христианской веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет Государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь для православной христианской веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в ответах паном раде говорили, чтоб Король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную христианскую веру не гонили, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору.

А Великий Государь Его Царское Величество для православной христианской веры Яну Казимиру Королю такую поступку учинит: тем людям, которые в его государском именованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимир Король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведется их принять в присяге Яна Казимира Короля написано, что ему в вере христианской остерегати и зашищати, и никакими мерами для веры самому не тес- нити, и никого на то не попущати. А будет он той своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

И он, Ян Казимир, той своей присяги не сдержал, и на православную христианскую веру греческого закона восстал, и церкви Божии многие разорил, а в иных унию учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами и с землями принять.

А стольники, и стряпчие, и дворяне москов-ские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гос-ти, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского допрашиваны ж по чином порознь.

И они говорили то ж, что за честь блаженной памяти Великого Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси и за честь сына его государева, Великого Государя-Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси, стояти и против Литовского Короля войну вести. А они, служилые люди, за их государскую честь начнут с Литовским Королем битися, не щадя голов своих, и ради помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради помереть.

А гетмана Богдана Хмельницкого для православные христианские веры и святых Божиих церквей пожаловал бы Великий Государь-Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Руси по их челобитью, велел их приняти под свою государскую высокую руку.

ЦГАДА, ф. 79, Сношения России с Польшей, 1653, № 8, лл. 1–44 (подлинник).

Здесь приводится по изд.: Россия и её колонии. Как Грузия, Украина, Молдавия, Прибалтика и Средняя Азия вошли в состав России. М., 2007, с. 143–164. (Перепечатка из кн.: Под стягом России. Сборник архивных документов / Сост., примеч. А. А. Сазонова, Г. Н. Герасимова, О. А. Глушкова, С. Н. Кистерева. М.: Русская книга, 1992.

Роковая женщина, красота которой может привести к тому, что мужчины рушат страны, - это тема, которая популярна сегодня как никогда раньше. Образ таинственной, соблазнительной женственности ищет свой собственный путь, независимо от последствий, и пленит людей на протяжении тысяч лет.

Будь то богиня или обычная смертная женщина, мужчины будут бороться, умирать и рвать на части империи из-за нее, затем будут обвинять ее во всем, и часто сжигать на костре. Почти сверхъестественное мастерство, с которым она пленяет свою жертву, заставляет мужчин по-разному ее описывать, для кого-то она демон, ведьма, а для кого-то даже вампир.

10. Елена Троянская

Эта легендарная спартанская красотка, как рассказывается, родилась после того, как бог Зевс, приняв образ лебедя, спустился с Олимпа, чтобы соблазнить ее мать Леду. В возрасте 10 лет она была похищена Тесеем, но ее братья пришли на помощь и спасли Елену. Тиндарей, ее земной отец, заставил каждого из ее княжеских женихов поклясться в верности человеку, которого он выбрал ей в мужья – Менелаю.



Когда Парис, принц Трои, похитил ее, все связанные клятвой князья пошли на войну в поддержку Менелая. Князья и их армии осаждали Трою в течение 10 лет, до тех пор, пока Елена не была освобождена и возвращена Менелаю. После покушения на ее жизнь, бог Аполлон доставил ее на Олимп, где она стала бессмертной.

9. Дух Иезавели

Эта дочь финикийского царя-священника Ефваала вышла замуж за еврейского царя Ахава и убедила его отречься от еврейского бога Яхве (Иегова) в пользу Тириона Ваала. Когда по ее наставлению были убиты пророки Яхве, пророк Илия предсказал, что ее ждет тяжелое наказание, которое будет божественным возмездием. Иезавель вынудила Илию бежать, чтобы спасти свою жизнь. Илия сказал ее мужу, Ахаве, что он и его наследники будут уничтожены, а Иезавель будет отдана на съедение собакам.



Пережив смерть своего мужа Ахавы, Иезавель бросила вызов пророку Илии, однако, проиграла и погибла, а большую часть ее тела съели собаки. Имя Иезавель до сих пор остается символом порочной и мерзкой женщины.

8. Красота Клеопатры

После того, как она не получила престол после смерти своего отца, Клеопатра решила вернуть свой трон при помощи обольщения. В 48 году до нашей эры Юлий Цезарь прибыл в Александрию, через год она родила ему сына и последовала за ним в Рим, где он был убит. Вернувшись в Египет, она помогала римским героям (Август, Лепид и Марк Антоний), оказывая на последнего такое влияние, что он отказался от Рима, только чтобы быть с ней. Она родила ему троих детей. Когда Антоний был разбит Августом в морской битве, он и Клеопатра вместе сбежали.



Когда до него дошли слухи о том, что Клеопатра погибла, одурманенный Антоний заколол себя и умер у нее на руках. Так и не сумев соблазнить Августа, она покончила с собой, позволив змее себя укусить. Многие считают ее египетской царицей, но на самом деле она была македонской, как и Александр Великий. Тем не менее, миф о Клеопатре, царице Нила, чья красота дурманила великих людей, вечен.

7. Самсон и Далила

Самсон был мифическим героем и лидером евреев. Получив от Бога сверхъестественную силу, ангел сказал его родителям, что его никогда нельзя стричь и брить, потому что сила будет утрачена. Самсон несколько раз одерживал победу над врагами евреев филистимлянами, и даже убивал льва голыми руками. Он казался непобедимым, но, к сожалению для него, влюбился в девушку по имени Далила.



По указанию короля филистимлян Далила остригла волосы Самсона пока он спал, и тем самым лишила его силы. Его враги вырезали ему глаза, и Самсон был вынужден работать в качестве раба. Хотя так и неизвестно, что стало с ней, и по сей день каждая "Далила" считается опасной соблазнительницей.

6. Саломея

Евангелие от Марка рассказывает, как Иоанн Креститель умер из-за коварства Саломеи, дочери Иродиады, жены Ирода. Несмотря на заключение Иоанна в тюрьму из-за крещения Христа, Ирод уважал и боялся его. Иродиада ненавидела Иоанна из-за того, что он назвал ее брак незаконным, но Ирод отказывался причинять ему вред.



Иродиада тогда попросила Саломею станцевать перед царем, которая так ему понравилась, что он пообещал дать ей все, что она захочет. Мать поручила ей попросить голову Иоанна, а Ирод не смог ей отказать. Палач, посланный, чтобы обезглавить Иоанна, вернулся с головой пророка на блюде. Саломея передала затем трофей своей матери.

5. Медея и Ясон

Догомеровская греческая баллада "Аргонавты" рассказывает нам историю о Медее. Дочь короля Ээта Медея влюбилась в Ясона. Когда царь, преданный Ясоном и его аргонавтами, послал армию, что напасть на них, Медея использовала свое волшебство, чтобы успокоить воинов, она даже убила своего собственного брата, чтобы помочь любимому сбежать.



Позже она ловко убедила дочерей Пелия расчленить своего отца и сварить его в котле, в надежде, что тем самым она сможет сохранить свою увядающую молодость. Когда Ясон бросил ее ради другой, она подарила его новой избраннице халат, надев который она сгорела в огне, также как и все присутствующие, в том числе и отец Медеи. Печально известный гнев Медеи распространился даже на ее детей, она лишила жизни всех 14 детей, которые их связывали с Ясоном.

4. Русалки – Сирены

Известные истории говорят нам о том, что сирены были дочерьми речного божества Ахела. Их имена означали – красивое лицо, красивый голос, белое существо, прекрасная музыка, обворожительное лицо и т.д. Как известно, они бросили вызов музыкальным музам, но были побеждены, поэтому оказались в лесных реках на скалистой береговой линии южной Италии, заманивая моряков, не знавших что идут на смерть, своими песнями и красотой.



Когда Одиссей оставил волшебницу Цирцею на своем пути к дому, она предупредила его, чтобы он попросил членов своего экипажа вставить в уши воск во время проплывания мимо скалистых берегов, где и жили эти существа. Одиссей пожелал услышать пение сирен, поэтому он приказал своему экипажу накрепко привязать его к мачте, что и было сделано. Хотя сирены просили Одиссея остановиться и прийти к ним, но опасность все же удалось миновать.

3. Сфинкс

Воплощение тайны, в греческом мифе о ней говорят как о дочери Ортуса и Химеры. Загадочный монстр, она обладала головой и грудью женщины, телом льва, хвостом змеи, крыльями орла и была послана Герой, чтобы наказать людей Фив. Она поселилась на горе Фичум рядом с входом в город, где она каждому прохожему загадывала загадку, ответить на которую было практически невозможно. Если человек отвечал неправильно, то Сфинкс съедала его.


Правитель Фив, ужаснувшись от количества убитых граждан, предложил свою корону любому, кто сможет ее убить. Эдип, очень умный греческий путешественник, принял этот вызов. Когда он дал верный ответ на загадку Сфинкса, она, будучи побежденной, покинула город. Альтернативное окончание истории – Сфинкс сожрала сама себя.

2. Богиня Кали

Эта жестокая индуистская богиня (ее имя в переводе означает "черный") представляет собой нечто очень сладострастное, но одновременно и ужасное. Все мы знаем, что ничего не длится вечно, согласно легенде, это от того, что Кали разрушает все. Человеческая кровь капает из трех ее пылающих глаз, ее язык так и норовит выпить всю кровь из своих жертв, змеи корчатся на ее шее, а ее черное тело украшено цепями из человеческих черепов.



В каждой из своих десяти рук она сжимает оружие. Во время обряда в честь нее люди приносятся в жертву. Она коварная убийца, которая не обращает внимания на мольбы о пощаде. Когда ее муж Шива оказался среди жертв, она обезглавила его и танцевала на его теле.

1. Карина

Царь Соломон, охотившись в египетской пустыне, встретил красивую голую женщину, которая потребовала от него объяснений с какой стати он охотится на ее земле. Когда она заявила, что ни один мужчина не может побороть ее, Соломон поинтересовался, кто же все-таки может это сделать? Она ответила, что это под силу лишь архангелу Михаилу. Соломон вызвал Михаила, сияющие доспехи которого настолько испугали ее, что она мгновенно поседела и постарела, и предстала в виде страшного демона Карины.



Мать погибших детей и причина болезней животных, взгляд ее, как утверждается, не давал коровам беременеть, овцам выращивать свое потомство, а сельскохозяйственным культурам расти. Было даже выдвинуто предположение, что ее яркий свет даже способствует тому, что мужское семя теряло свою силу.

Изначально будучи человеком, она съела своих детей, чтобы получить магическую силу. С тех пор она могла рожать только мертвых детей, и любую женщину, которой она показывала свои кровавые наружные половые органы, ждала та же участь. Любой мужчина, который видел ее, как минимум, болел. "Это была судьба", - сказала она Соломону.

Роковая женщина - красавица и манипулятор. Используя красоту, ум и сексуальность, она превращает мужчину в средство для достижения своей цели. Роковая - означает определяющая судьбу. Femme fatale заставляет страдать тех, кто ее любит, меняет судьбы людей и влияет на ход истории. Нередко такая женщина сама оказывается жертвой обстоятельств или жестокого обращения.

Саломея

Прототипом роковой женщины считают Саломею. Девушка так красиво танцевала на дне рождения Ирода Антипы, что тот обещал выполнить любое ее желание. По наущению матери, Саломея попросила голову пророка Иоанна Крестителя… Сюжет, вдохновлявший многих художников и поэтов, может быть мифом. Французский историк Робер Амбрелен в книге «Иисус, или смертельная тайна тамплиеров» утверждает, что Саломея, дочь царя, не могла развлекать гостей, как вульгарная танцовщица. Более того, в 32-м году нашей эры Саломее было 37 лет. Она была замужем, имела троих сыновей. В то время Иоанн Креститель по приказу Ирода был заточен в крепости Махеронт. Его казнь могла быть политическим убийством, которое позже прикрыли историей о женском коварстве. В старинных текстах часто встречается двуличная красавица - Далила, погубившая Самсона; Юдифь, отрубившая голову Олоферну.

Елена Прекрасная

По сумме ущерба никто не сравнится с Еленой Прекрасной. Юноша Парис полюбил жену царя Менелая и помощью богини Афродиты покорил ее сердце. Прихватив царские сокровища и супругу, Парис отбыл в Трою. Царь Менелай собрал сто тысяч воинов и на тысяче кораблей пустился вдогонку по Эгейскому морю. Беспечные троянцы жену не вернули, хотя Кассандра предупреждала, что добром это не кончится. Осада Трои длилась десять лет. За эти годы Эллада потеряла многих славных героев, чары Афродиты рассеялись, Парис погиб, а Елену взял в жены его брат. Наконец, благодаря хитрости Одиссея с деревянной лошадью, Троя пала.

Неверную супругу полагалось казнить, но у храбрых воинов не поднялась на нее рука. Дальше - неясно. По одной версии, Елена с мужем вернулась домой. По другой - во избежание распрей, Аполлон превратил Елену в созвездие. Есть и третий финал. Подруга Елены Поликсо, потерявшая мужа на войне, подослала к ней убийц. Геродот писал, что на месте гибели Елены возвели храм, и некрасивые девушки, принеся жертву, обретали дар красоты. В «Илиаде» много мифологии и божественного вмешательства, но Троянская война - факт исторический. Город был разрушен в 13-м веке до нашей эры, спустя три тысячи лет его развалины обнаружил немецкий археолог Генрих Шлиман.

Клеопатра VII (69 г. до н.э - 30 г. до н.э.)

Клеопатра VII стала царицей Египта в 17 лет. Острый ум, энциклопедические знания и твердый характер пригодились ей в борьбе за престол. Клеопатра обратилась за помощью к римлянам и стала любовницей Юлия Цезаря, который помог ей захватить трон. По ее приказу были убиты ее брат Птолемей и сестра Арсиноя, что уж говорить о простых смертных. Времена были мрачные. Например, сводная сестра Клеопатры Береника на третий день после свадьбы приказала задушить своего мужа, потому что хам и грубиян, хотя и царского рода. После смерти Цезаря Клеопатра стала любовницей полководца Марка Антония. Сам Антоний и римские историки оставили нехорошие отзывы о Клеопатре: развратничала, содержала гарем юношей, лишала жизни за ночь любви. Историю, как известно, пишут победители.

Клеопатра была мудрой и дальновидной правительницей. Вот как отзывался о ней Плутарх: «…облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу… чаще всего сама беседовала с чужеземцами - эфиопами, троглодитами, евреями, арабами, сирийцами, мидийцами, парфянами… она изучила и многие языки, тогда как цари, правившие до нее, не знали даже египетского». После поражения Антония Египет стал римской провинцией. Правление Клеопатры - ее дар стратега и политика - отсрочило эту участь на 20 лет. Царица приняла яд, чтобы избежать позора и не участвовать в триумфальном шествии победителя.

Лу Саломе (1861 - 1937)

Луиза Густавовна Саломе - писательница, философ, врач-психотерапевт. Женщина, оставившая след в жизни Ницше, Фрейда и Рильке. В 20 лет шокировала светские салоны тесной дружбой с философами Паулем Рее и Фридрихом Ницше. Оба были влюблены, делали Лу предложение, но получили отказ - ее привлекала духовная близость и интеллектуальные беседы. Ни Рее, ни Ницше так никогда и не женились. Ницше называл Лу сверхженщиной и использовал ее черты в Заратустре - человеке с независимым сознанием и свободной волей. Лу позже вышла замуж за профессора с «экзотической харизмой», с тем же условием - никакого секса. Фридрих Карл Андреас стал самым загадочным мужем в истории, прожив 43 года в платоническом браке. В 30 лет у Лу приключилась любовная связь, но была она недолгой. Луиза всегда первой бросала мужчин. Потом любовником и другом стал молодой поэт Райнер Рильке, во многом обязанный ей своим творческим становлением. Всю жизнь она исследовала отношения между мужчиной и женщиной, но разделяла любовь и секс.

В 50 лет Лу Саломе знакомится на конгрессе психоаналитиков с Зигмундом Фрейдом. Становится его ученицей и ближайшим другом. Ее книга «Эротика» была европейским бестселлером. Переписка с Фрейдом насчитывала более 200 писем. Однажды дочь Фрейда призналась Луизе, что отец очень боится смерти. Лу по собственному опыту знала: страх смерти прячется за страхом любви. Другая женщина из России, Сабина Шпильрейн, бывшая пациентка и любовница Юнга, высказала мысль, что человеком управляет не только сексуальное влечение, но и страсть к уничтожению жизни. Много лет спустя идею о любви и смерти как равновеликих силах человеческой природы Зигмунд Фрейд положил в основу последней версии своего учения. Лу Саломе считала, что мужчина и женщина - принципиально разные существа. Мужчина направлен на внешний мир, ищет удовлетворения в любви, женщина - мир внутренний - вообще не существует вне любви. Мужчине нужен социальный успех, а женщине - самораскрытие. Незадолго до смерти Лу писала: «Какие бы боль и страдания ни приносила жизнь, мы все равно должны ее приветствовать. Солнце и Луна, день и ночь, мрак и свет, любовь и смерть - человек всегда между ними. Кто боится страданий, тот боится и радости».

Мария Тарновская (1877 - 1949)

Сто лет назад украинская графиня Мария Тарновская была известнее, чем Мата Хари. Судебный процесс «Коза руссо» в Венеции собрал сотни журналистов со всего мира. Аристократка, потомок древних родов О’Рурк и Стюартов обвинялась в организации убийства и доведении до самоубийства 14 человек. Мария в 17 лет вышла замуж за самого модного жениха Киева. От скуки развратила его младшего брата, юноша повесился. Ее любовники бросали жен и детей, отдавали ей деньги, стрелялись на дуэли с ее мужем. Когда у любовника заканчивались средства (Мария жила, ни в чем не зная отказа), она предлагала застраховать жизнь в ее пользу и застрелиться. Среди ее жертв - граф Павел Голенищев-Кутузов-Толстой, польский шляхтич Стефан Боржевский, немецкий барон Владимир Шталь, дворянин, присяжный поверенный Донат Прилуков, граф Комаровский…

Вот что пишет Лев Лурье в книге «Хищницы»: «Несомненный успех Тарновской у мужчин, несомненно, был связан с тогдашним викторианским отношением к сексу. Жены и вообще замужние «дамы общества» - существа воздушные, как бы бесполые. Между браком и эротикой не было никакой связи… Мария Тарновская - графиня, дама света, в чьих жилах текла кровь Марии Стюарт - тип в тогдашней России невиданный: развратная, сама выбирающая мужчину, не склонная к лирике. Она ошеломляла». Ее портреты печатались на первых полосах газет, ей посвящали стихи, писали пьесы, но настоящий успех пришел, когда Анни Виванти на основе интервью с Тарновской написала роман «Цирцея». В 1917 по нему сняли фильм, в 1970 - сериал. Спустя пять лет 38-летняя Тарновская вышла из заключения. Влюбленный американский офицер перевез ее Аргентину, где она вышла замуж за французского графа, держала магазин тканей, умерла в Санта-Фе в возрасте 72 лет.

Мата Хари (1876 - 1917)

Маргарета Гертруда Зелле не отличалась особыми талантами, но была склонна к мистификациям, умела обнажаться на публике и обучалась индонезийским танцам. В 28 лет, оставшись без средств и без мужа, решила попытать счастья в Париже. Танцовщица восточного стиля выступала под псевдонимом Мата Хари - Око дня. Мата Хари была первой женщиной, раздевшейся на сцене. В начале века европейцы увлекались восточными практиками, эротикой, сексуальностью. Одно время Мата Хари была самой высокооплачиваемой танцовщицей в мире. Сексапильная и раскованная женщина состояла в связи с военными и политиками.

Оставаясь голландской подданной, Мата Хари во время Первой мировой войны свободно ездила по Европе. Первыми ее завербовали немцы, а когда французская контрразведка ее рассекретила, шпионка предложила Франции свои услуги. Во время первой же миссии ее сообщение перехватили. Не исключено, что немецкая сторона решила избавиться от двойного агента. Судили Маргарету Зелле в Париже. С редким достоинством и бесстрашием встретила куртизанка свою смерть. Материалы дела все еще засекречены, и пока нет возможности оценить реальный вред от ее шпионской деятельности. Возможно, казнь позволила высоким военным чинам скрыть свою связь с танцовщицей. Вот слова известного контрразведчика Орпеста Пинто: «Если бы ее не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней». Но Мата Хари вошла в историю как экзотическая танцовщица и основательница секс-шпионажа.

Александра Коллонтай (1872 -1952)

Светская красавица и революционерка, выдающийся оратор, первая в истории женщина-министр. «Валькирия революции» оставила за собой шлейф разбитых сердец и судеб. Она отвергала мужчину, и он стрелялся. Против воли родителей вышла замуж, в браке заскучала и увлеклась марксизмом. Связи ее были многочисленными, но в первую очередь мужчины увлекали ее идеями. Во время февральской революции познакомилась с матросом Павлом Дыбенко. «Мы молоды, пока нас любят», - говорила Коллонтай. Полуграмотный богатырь и дворянка (старше мужа на 17 лет) заключили первый советский брак (свидетельство №1). Оба стали наркомами: он - по морским делам, она - государственного призрения. Когда Коллонтай понадобилось помещение для Дома инвалидов, она приказала штурмовать Александро-Невскую лавру, окруженную тысячами прихожан. Церковь предала ее анафеме, Коллонтай предложила отменить церковный брак и написала декрет о разводах. Позже Дыбенко завел интрижку, Коллонтай его бросила, и он стрелялся.

После разрыва с Дыбенко Коллонтай попросила Сталина направить ее за границу. Почти 15 лет была послом в Норвегии, Швеции и Мексике. За границей к ней вернулась любовь к высшему обществу, шикарным нарядам, изысканной еде и комфорту - всему, против чего она боролась на родине. В 1945 Александра Коллонтай была единственным выжившим членом президиума Петроградского Совета. «В свободном обществе удовлетворить половую потребность будет так же просто, как выпить стакан воды», - ее слова. В статье «Новая женщина» (1913) она провозгласила победу над эмоциями, отказ от ревности и открытую сексуальность как черты прогрессивной женщины. Теоретик свободой любви, считается родоначальницей феминистского движения.


"Женщины созданы для того, чтобы их любили, а не для того, чтобы их понимали", - отметил Оскар Уайлд, который понимал женскую сущность лучше многих мужчин. Самые знаменитые женщины навсегда вписали свои имена в историю. И хоть некоторые из них не кажутся нам роковыми красавицами, и они действительно не обладали неземной красотой, но их запомнили в веках.

Римлянка Валерия Мессалина вошла в историю как самая распутная любовница, будучи при этом женой императора, она стала символом похоти и блуда. Жила Мессалина в I веке нашей эры и умерла от руки своего мужа в возрасте 23 лет. Она хотела возвести на престол своего юного любовника Гая Силия. Историки также увтерждают, что на тот момент она уже была серьезно поражена сифилисом, так что смерть от руки мужа стала красивым - и довольно удачным - окончанием ее беспутной жизни.

По словам ее современников, она была куда распутнее императора Нерона, который славился дикими оргиями, детскими гаремами и превращенным в бордель императорским дворцом...

Египетская царица Клеопатра - одна из самых мудрых любовниц, далеко не красавица внешне. Клеопатра, возможно, самый скандальный персонаж Древнего мира. Ночь любви с царицей стоила мужчине жизни, тем не менее, желающих испытать на себе всю страсть роковой красавицы от этого меньше не становилось.

Каждый мужчина был исполнен решимости покорить Клеопатру своей силой и мастерством, а на утро не только остаться в живых, но и стать ее законным мужем и царем Египта. Но Клеопатра была бескомпромиссна: ни одному из своих любовников она не оставила жизнь.

Специалисты-египтологи называют Клеопатру не только приверженкой свободной любви, но и опытной феллатрисой (фелляция от лат. fello - сосать), или, проще говоря, Клеопатра делала потрясающий минет. Возможно, именно по этой причине древние греки дали ей имя Мериохане - в переводе с греч. - «распахнуторотая», «та, которая широко открывает рот»; «широкоротая»; «женщина с десятью тысячами ртов». Клеопатру также называли Хейлон - «Толстогубая».

Несмотря на хорошие задатки настоящей правительницы, Клеопатра более всего любила потакать своим желаниям. И желаниям своих героических любовников. Клеопатра всегда отлично знала, что именно хочет от неё мужчина, какой хочет её видеть. Для Цезаря она была умной и скромной, а для Марка-Антония - неистовой охотницей за плотскими утехами.

Поистине красивой была греческая гетера Фрина. Она была натурщицей, и с нее лепили и писали Афродиту. В конце концов ее приговорили к смертной казни в Афинах за "пагубное влияние на самых просвещенных граждан республики". Но во время казни, когда с нее сорвали одежды, и судьи, и публика увидели ее совершенное тело, ее оправдали, поскольку сочли, что в таком «божественном теле не может обитать распутная душа».

Таис Афинская - дерзкая гетера, соблазнившая Александра Македонского. Вошла в историю, как неприступная красавица, хоть и была проституткой. Македонского она завлекла тем, что ни за какие богатства и подарки не хотела продавать ему свое тело. «Проникнешь в сердце - завоюешь меня и весь мир», - сказала она великому завоевателю.

Китайская императрица У Ху династии Тан ввела в придворный этикет обычай «облизывание тычинок лотоса», который символизировал пришествие эры женского превосходства. У Ху требовала, чтобы все правительственные чиновники и посещавшие её сановные особы выказывали своё особое уважение к Её Императорскому Величеству посредством куннилингуса. Так, старинные картины изображают императрицу поддерживающей своё платье, а сановник, стоя перед нею на коленях, целует её гениталии.

В китайских рассказах XVIII-XIX веков можно прочитать о романтическом и удобном кресле. Крупные землевладельцы довольно широко использовали это приспособление. Это было складывающееся кресло с автоматическими захватными устройствами для рук и ног, когда женщину сажали в это кресло, захваты срабатывали и фиксировали её руки и ноги, а само кресло раскладывалось, превращаясь в миниатюрную кровать. Подобные кресла запретили во времена владычества маньчжуров.

Шехерезада прославилась своим умом. После каждого акта любви она рассказывала своему повелителю сказку, которую прерывала на самом интересном месте. Султан, изначально хотел сослать ее в нижний гарем, как жену, которая его больше не удовлетворяет, но так этого и не сделал, поскольку она была неутомимой сказочницей, и таких историй ему никто не мог рассказать. Шахерезада и ее книга сказок «Тысяча и одна ночь» - это народная легенда о той самой гениальной фантазерке, которая была самой желанной женой султана ровно 1000 ночей. Что стало с ней потом, неизвестно. По некоторым источникам она умерла от какой-то инфекционной болезни.

Кровавая графиня Альжбета Батори стала музой живописца Караваджо, его натурщицей и богиней. По легенде, она обладала неземной красотой и имела лицо юной девушки до самой смерти, а все потому, что мучила и убивала молодых девушек, а затем купалась в их крови. Она умертвила около шестисот женщин, среди которых были не только служанки и крестьянки, но и женщины благородного происхождения. Батори приписывают изготовление чудовищных механизмов. Среди них - металлический гроб с шипами внутри, шипы не глубоко проникают в тело, лишь причиняют кровотечение. При этом жертва медленно умирает от потери крови.

В арсенале Кровавой графини было несколько тысяч мучительных пыток и приспособлений. В 1611 году в возрасте 50-ти лет Альжбету Батори судили, а затем разъяренная толпа устроила самосуд - графиню замуровали в стене ее замка в Малых Карпатах. По другой версии, вдову Батори оклеветали, поскольку она была богаче короля, а тот хотел забрать у нее земли и золото. Куда исчезли ее пятеро детей после ее смерти, также неизвестно, но несметные богатства вдовы Батори отошли королевской семье. В историю она вошла как красивейшая женщина Европы с неувядающей молодостью, а в Венгрии до сих пор для завлечения туристов ее называют вампиршей, не уступающей по числу злодеяний и жестокости Владу Цепешу, прототипу графа Дракулы.

Сладострастная маркиза Де Помпадур, фаворитка французского короля Людовика XV, до сих пор считается одной из самых неутомимых и искусных любовниц. Секрет ее страсти - в сельдерее. В ее ежедневное меню входили два сильнейших афродизиака - шоколад и корень сельдерея. Дамочка с утра выпивала чашку горячего шоколада с порошком из корня сельдерея, а в течение дня ела салат из сельдерея, яблок и грецких орехов. Доподлинно неизвестно, знала или она о возбуждающем действии этих продуктов, но занималась сексом она по пять-десять раз на дню и с разными партнерами. Кстати, во многих странах крестьяне вещали пучок сельдерея в изголовье кровати в первую брачную ночь.

Маркизе де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон) ещё в девять лет предсказали, что она будет иметь отношения с самим королём. О её происхождении точно не известно. По одной из версий, она была вовсе не из богатой семьи, но ей очень повезло найти себе покровителя в лице дворянина. Её встреча с королём Людовиком XV произошла на маскараде. Король был заинтригован поведением девушки, скрывавшей лицо под маской, а когда она её сняла, это окончательно сразило монарха. Продвижение к цели дальше было нелёгким, но Жанна всё же добилась своего, став официальной фавориткой короля. Она продолжала бурную деятельность - занялась развитием искусства, став для многих литераторов и художников того времени величайшим покровителем. Маркиза де Помпадур до самой своей смерти оставалась для Людовика не просто любовницей, всегда блистательной и оригинальной, но и другом, что большая редкость.


Несмотря на то, что на момент встречи с Наполеоном Жозефина была уже не молода (ей было за тридцать), её внешний облик оставался достойным восхищения. Будучи властным правителем для остальных, ей он отдавал все свои самые нежные чувства. Секрет ее успеха в том, она была не просто красивой женщиной, она была прекрасным слушателем, и всегда одобряла все поступки Наполеона, чтобы он ни сделал, она говорила, что он принял правильное решение.

Loading...Loading...