Значение фефер ицик в большой советской энциклопедии, бсэ. На русском языке

еврейский поэт Ицик Фефер (Исаак Соломонович Фефер) родился в местечке Шпола, ныне Черкасской области, в семье учителя. Получил домашнее образование, с 12 лет работал наборщиком в типографии, в 1917 году вступил в Бунд, а в 1919-м - в КПСС, после чего добровольно ушёл в Красную армию. После захвата Киева войсками Деникина участвовал в большевистском подполье, был арестован и случайно избежал смерти. С установлением советской власти находился на партийной и советской работе. Стихи начал писать в юности. Дебютировал в 1919 году в киевской газете "Комунистише фон" ("Коммунистическое знамя"), печатался в газетах "Югнт", "Найе цайт", "Фолкс-цайтунг", "Штерн", "Украинэ", "Пролетаришэ фон" и др. Стал одним из руководителей киевской литературной группы "Видэрвукс" ("Поросль"), в издательстве которой в 1922 году вышел его первый сборник "Шпенэр" ("Щепки"). Любовная лирика и эпические мотивы чередовались в стихах Фефера с "комсомольской" публицистикой. С выходом сборников "Вэгн зих ун азойнэ, ви их" ("О себе и о таких, как я", Киев,1924), "Простэ трит" ("Обычные шаги", Киев,1925), "А штэйн цу а штэйн" ("Камень к камню", Киев,1925) утвердилась репутация Фефера как поэта-трибуна, не теряющего связи с корнями и фольклором ("Родное местечко забыть не могу я, / Сквозь дым оно снова мерцает в глазах..." - из цикла "Цветы среди мусора", 1925). В поэмах "Йосл Шиндер" (1925), "Ятн" ("Парни", 1925), "Элес тойт" ("Смерть Эли", 1928) главные темы - гражданская война, романтика борьбы за новую жизнь, вера в благотворность революционных перемен для российского еврейства. В 1926 г. Фефер стал аспирантом открытого в том же году отделения еврейской культуры при Украинской АН. Книга по материалам его исследований "Фрагес фун Шолэм-Алэйхэмс шафунг" ("Вопросы творчества Шолом-Алейхема") вышла в свет 1939 году. В 1927 г. Фефер был одним из инициаторов Всеукраинского совещания еврейских пролетарских писателей. Бурная общественная деятельность поэта в 1920-30-х гг. заключалась не только в прививании "коммунистической идейности" товарищам по перу (на допросах в 1952 г. он заверял следователей, что "боролся с троцкизмом в советской еврейской литературе"), но и в упорной борьбе (поначалу успешной) за сохранение и развитие еврейских культурных учреждений на Украине. В 1939 г. Фефер был награжден орденом "Знак почета", а через год - орденом Ленина. 1930-40-е гг. - период расцвета его поэтического творчества. Сборники стихотворений и поэм Фефера, главным образом посвященных строительству социализма: "Пластн" ("Пласты", Харьков, 1932; 2-е изд.1934), "Цвишн hимл ун айз" ("Между небом и льдом", Харьков, 1934), "Ятн" (Харьков, 1934), "Лэбм зол дос лэбм" ("Да здравствует жизнь", Харьков, 1934), "Крафт" ("Сила", Киев,1937; 2-е изд.1941), "Гройсэ грэнецн" ("Большие границы", 1939), "Ин а мазлдикер шо" ("В добрый час", Киев,1941). Книги избранных стихотворений Фефера на идиш выходили в 1925, 1928, 1932-34, 1938 и 1940 гг., а также многократно в 1930-60-х гг. в переводах на языки народов СССР. Особое место в творчестве Ицика Фефера занимали стихи для детей и переводы на идиш стихов украинских поэтов. Фефер - автор пьес "Коймэнкерэр" ("Трубочист", 1926; поставлена в Киевском ГОСЕТе в 1927 г.), "Шлэк" ("Беды", 1930, совместно с Э.Фининбергом), "Ди зун фаргейт ништ" ("Солнце не заходит", 1947, поставлена в Московском ГОСЕТе). C начала Второй мировой войны Ицик Фефер стал членом (с 1945 г. - секретарем) Еврейского антифашистского комитета, с апреля 1942 г. - заместителем редактора издававшейся ЕАК газеты "Эйникайт" ("Единение"). Летом 1943 г. по поручению советского правительства вместе с С.Михоэлсом он совершил поездку по США, Канаде, Мексике и Англии с целью сбора средств для Красной армии, рассказывал нью-йоркской аудитории о геноциде евреев. В годы войны вышли книги И.Фефера "Милхомэ-баладэс" ("Баллады о войне", Москва,1943), "Ройтармеиш" ("По-красноармейски", Нью-Йорк, 1943), "hэймланд" ("Родина", Н-Й, 1944, с рисунками М.Шагала), поэма "Шотнс фун Варшевэр гето" ("Тени Варшавского гетто", Н-Й, 1945, 2-е изд. 1963). В 1946-48 гг. Фефер жил в Москве, вел общественную и журналистскую работу в газете "Эйникайт" и альманахе "hэймланд". В декабре 1948 г. вместе с другими деятелями еврейской культуры был арестован, содержался во внутренней тюрьме МГБ на Лубянке. Готовя разгром еврейской культуры в СССР, органы госбезопасности еще до ареста склонили Фефера (и не только его одного) к самооговору и даче ложных показаний против членов ЕАК. Феферу (он был арестован одним из первых) инкриминировали "крайний национализм", выражавшийся, среди прочего, в упоминании в стихах имен Самсона, Бар-Кохбы, рабби Акивы, царя Соломона и связях с "Джойнтом" и американской разведкой. На суде (8.05-18.07.1952) Фефер сначала признавал свою вину и показывал против остальных подсудимых, однако на последнем этапе отказался от своих показаний. Вот что сказал Ицик Фефер на суде: "Следователь Лихачев говорил мне: "Если мы вас арестовали, то найдем и преступление... Мы из вас выколотим всё, что нам нужно." Так это и оказалось. Я не преступник, но будучи сильно запуганным, дал на себя и других вымышленные показания". 12 августа 1952 года приговоренных по делу ЕАК выдающихся деятелей еврейской культуры СССР расстреляли. Был среди них и поэт Ицик Фефер. (1952-08-12 ) (51 год)

Биография

С апреля 1942 года - заместитель редактора издававшейся ЕАК газеты «Эйникайт » («Единение»). Летом 1943 года по поручению советского руководства вместе с С. Михоэлсом совершил поездку по США, Канаде, Мексике и Англии с целью сбора средств для Красной Армии. В феврале 1944 вместе с С. Михоэлсом и Ш. Эпштейном подписал письмо И. В. Сталину с просьбой об организации Еврейской автономии в Крыму.

Тесно сотрудничал с органами НКВД , имел конспиративные встречи с Л. П. Берией ; во время войны курировалася заместителем начальника управления контрразведки НКГБ Л. Ф. Райхманом . О связях Фефера с органами ГБ Михоэлс и члены президиума ЕАК догадывались (или знали), но ничего от него не скрывали, считая, что вся деятельность комитета направлена на благо государства.

Посмертно реабилитирован в ноябре 1955 года. На московском Николо-Архангельском кладбище И. Феферу установлен кенотаф.

Дочь - Фефер-Калиш Дора Исааковна, 1924 г. р.

Библиография

На русском языке

  • Сборник стихов / Предисл. М. Равич-Черкасского. - М.-Л.: ОГИЗ-ГИХЛ, 1931. - 108 с.
  • Избранные стихи / Пер. с евр. - М.: Гослитиздат, 1935. - 154, с.: 1 с. объявл.
  • Стихотворения и поэмы / Пер. с евр.; Портр. З. Толкачёва. - М.: Гослитиздат, 1938. - 272 с.
  • Стихи / Пер. с евр. - Киев: Укргоснацмениздат, 1939. - 47 с.
  • Клад: Стихи / Пер. с евр.; [Рис. Г. Кравцова]. - М.: Гослитиздат, 1939. - 136 с.: илл.
  • Берлинская ночь: [Стихи]. - [Уфа]: ССП Украины, 1942. - 22, с.
  • Военная песня: [Стихи]. - [Уфа]: ССП Украины, 1942. - 28 с.
  • Война и люди: [Стихи]. - Уфа: Башгосиздат, 1942. - 32 с.
  • Два мира: [Стихи]. - Куйбышев: ОблГИЗ, 1943. - 38, с.
  • Избранное / Пер. с евр.; Ред. и вступ. ст. П. Антокольского. - М.: Сов. писатель, 1957. - 393 с.: 1 л. портр.
  • Стихи и поэмы / Пер. с евр. - М.: Гослитиздат, 1958. - 319 с.: 1 л. портр.
  • Дружба: Стихи и сказки / Пер. с евр.; [Илл.: В. Лазаревская]. - М.: Детгиз, 1958. - 80 с.: илл.
  • Стихи / Пер. с евр.; [Вступ. ст. П. Балашова]. - М.: Худ. лит., 1969. - 287 с.: 1 л. портр.

Напишите отзыв о статье "Фефер, Ицик"

Ссылки

  • Михаэль Дорфман

Примечания

Отрывок, характеризующий Фефер, Ицик

Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу.

ФЕФЕР ИЦИК

Ицик (Исаак Соломонович) , еврейский советский поэт. Родился в м. Шпола, ныне Черкасской области член КПСС с 1919. В том же году добровольно ушёл в Красную Армию. Участник Великой Отечественной войны 1941v45. Печатался с 1919. В сборниках лирических стихов "Щепки" (1922), "О себе и о таких, как я" (1924), в поэмах "Иосл Шиндер", "Ребята" (обе v 1925), "Смерть Ильи" (1928) главная тема v гражданская война. Темы строительства социализма воплощены в поэмах "Камень к камню" (1925), "Пласты" (1932), "Большие границы" (1939). Автор пьес "Трубочист" (1926), "Солнце не заходит" (1947).

Соч.: Лидер, баладес, поэмес. [Предисл. Г. Ременика], М., 1967; в рус. пер. v Стихи и поэмы, М., 1958; Стихи, М., 1969.

Лит.: Добрушин И., Фефер дер дихтер, в кн.: Ин ибербой, М., 1932; Ременик Г., Дер дихтер фун зиг, "Советиш геймланд", 1975, | 9.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕФЕР ИЦИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕФЕР ИЦИК
    (Исаак Соломонович) (1900-52) еврейский поэт (СССР). Романтика борьбы за новую жизнь в сборниках стихов "Щепки" (1922), "О себе и о …
  • ФЕФЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ф́ЕФЕР Ицик (Исаак Сол.) (1900-52), евр. поэт (СССР). Писал на идише. Романтика борьбы за новую жизнь, вера в благотворность рев. …
  • ФЕФЕР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Ицик (Исаак Соломонович) (1900-52) , еврейский поэт (СССР). Романтика борьбы за новую жизнь в сборниках стихов «Щепки» (1922), «О себе …
  • ФЕФЕР в Литературной энциклопедии:
    Исаак Соломонович — еврейский поэт. Р. на Киевщине. Член ВКП(б), был в ВУСПП с 1928, руководитель ее еврейской секции. …
  • ФЕФЕР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фе"фер, фе"феры, фе"фера, фе"феров, фе"феру, фе"ферам, фе"фер, фе"феры, фе"фером, фе"ферами, фе"фере, …
  • ФЕФЕР в Словаре синонимов Абрамова:
    || задать …
  • ФЕФЕР в словаре Синонимов русского языка.
  • ФЕФЕР в Орфографическом словаре:
    ф`ефер и пф`ефер: зад`ать ф`еферу и зад`ать …
  • ФЕФЕР в Словаре Даля:
    муж. , нем. в выражении: задать кому феферу, задать перцу, досадить, …
  • ФЕФЕР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    и (устар.) пфейфер, пфефер, фефера (феферу), м. (нем. Pfeffer - перец). Только в выражении: задать феферу (пфейферу, пфеферу; простореч. фам.) …
  • 1952.08.12 в Страницах истории Что, где, когда:
    "Ночь убитых поэтов": в подвалах Лубянки по обвинению в космополитизме расстреливаются поэты Перец МАРКИШ, Давид БЕРГЕЛЬСОН, Ицик ФЕФЕР, дипломат Соломон …
  • ФЕФЕР И ПФЕФЕР: ЗАДАТЬ ФЕФЕРУ И ЗАДАТЬ ПФЕФЕРУ
    фефер и пфефер: задать феферу и задать …
  • ПФЕФЕР И ФЕФЕР: ЗАДАТЬ ПФЕФЕРУ И ЗАДАТЬ ФЕФЕРУ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пфефер и фефер: задать пфеферу и задать …
  • ИЦХАК в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) "Ицхак" означает "он будет смеяться" (см. Берешит 21:6). Ицхак в Торе - второй из троих праотцев еврейского народа. Его …
  • КИПНИС в Литературной энциклопедии:
    Ицик — современный еврейский советский писатель. Происходит из семьи кустарей-кожевников. Был рабочим-кожевником (восемь лет). В 1920 послан …
  • ЕВРЕЙСКОГО АНТИФАШИСТСКОГО КОМИТЕТА в Большом энциклопедическом словаре:
    ДЕЛО сфабрикованное в 1948 дело по обвинению участников Еврейского антифашистского комитета в государственных преступлениях и шпионской деятельности. Комитет, созданный в …
(1952-08-12 ) (51 год) Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

С апреля 1942 года - заместитель редактора издававшейся ЕАК газеты «Эйникайт » («Единение»). Летом 1943 года по поручению советского руководства вместе с С. Михоэлсом совершил поездку по США, Канаде, Мексике и Англии с целью сбора средств для Красной Армии. В феврале 1944 вместе с С. Михоэлсом и Ш. Эпштейном подписал письмо И. В. Сталину с просьбой об организации Еврейской автономии в Крыму.

Тесно сотрудничал с органами НКВД , имел конспиративные встречи с Л. П. Берией ; во время войны курировалася заместителем начальника управления контрразведки НКГБ Л. Ф. Райхманом . О связях Фефера с органами ГБ Михоэлс и члены президиума ЕАК догадывались (или знали), но ничего от него не скрывали, считая, что вся деятельность комитета направлена на благо государства.

Посмертно реабилитирован в ноябре 1955 года. На московском Николо-Архангельском кладбище И. Феферу установлен кенотаф.

Дочь - Фефер-Калиш Дора Исааковна, 1924 г. р.

Библиография

На русском языке

  • Сборник стихов / Предисл. М. Равич-Черкасского. - М.-Л.: ОГИЗ-ГИХЛ, 1931. - 108 с.
  • Избранные стихи / Пер. с евр. - М.: Гослитиздат, 1935. - 154, с.: 1 с. объявл.
  • Стихотворения и поэмы / Пер. с евр.; Портр. З. Толкачёва. - М.: Гослитиздат, 1938. - 272 с.
  • Стихи / Пер. с евр. - Киев: Укргоснацмениздат, 1939. - 47 с.
  • Клад: Стихи / Пер. с евр.; [Рис. Г. Кравцова]. - М.: Гослитиздат, 1939. - 136 с.: илл.
  • Берлинская ночь: [Стихи]. - [Уфа]: ССП Украины, 1942. - 22, с.
  • Военная песня: [Стихи]. - [Уфа]: ССП Украины, 1942. - 28 с.
  • Война и люди: [Стихи]. - Уфа: Башгосиздат, 1942. - 32 с.
  • Два мира: [Стихи]. - Куйбышев: ОблГИЗ, 1943. - 38, с.
  • Избранное / Пер. с евр.; Ред. и вступ. ст. П. Антокольского. - М.: Сов. писатель, 1957. - 393 с.: 1 л. портр.
  • Стихи и поэмы / Пер. с евр. - М.: Гослитиздат, 1958. - 319 с.: 1 л. портр.
  • Дружба: Стихи и сказки / Пер. с евр.; [Илл.: В. Лазаревская]. - М.: Детгиз, 1958. - 80 с.: илл.
  • Стихи / Пер. с евр.; [Вступ. ст. П. Балашова]. - М.: Худ. лит., 1969. - 287 с.: 1 л. портр.

Напишите отзыв о статье "Фефер, Ицик"

Ссылки

  • Михаэль Дорфман

Примечания

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Фефер, Ицик

– Нет... Я помню только свет. А потом очень яркий луг, залитый солнцем... Но это уже не была Земля – это было что-то чудесное и совершенно прозрачное... Такого на Земле не бывает. Но тут же всё исчезло, а «проснулся» я уже здесь и сейчас.
– А что если я попробую «посмотреть» через вас? – вдруг пришла мне в голову совершенно дикая мысль.
– Как – через меня? – удивился Арно.
– Ой, а ведь правильно! – тут же воскликнула Стелла. – Как я сама не подумала?!
– Ну, иногда, как видишь, и мне что-то в голову приходит... – рассмеялась я. – Не всегда же только тебе придумывать!
Я попробовала «включиться» в его мысли – ничего не происходило... Попробовала вместе с ним «вспомнить» тот момент, когда он «уходил»...
– Ой, ужас какой!!! – пискнула Стелла. – Смотри, это когда они захватили его!!!
У меня остановилось дыхание... Картинка, которую мы увидали, была и правда не из приятных! Это был момент, когда Арно только что умер, и его сущность начала подниматься по голубому каналу вверх. А прямо за ним... к тому же каналу, подкрались три совершенно кошмарных существа!.. Двое из них были наверняка нижнеастральные земные сущности, а вот третий явно казался каким-то другим, очень страшным и чужеродным, явно не земным... И все эти существа очень целеустремлённо гнались за человеком, видимо пытаясь его зачем-то заполучить... А он, бедняжка, даже не подозревая, что за ним так «мило» охотятся, парил в серебристо-голубой, светлой тишине, наслаждаясь необычно глубоким, неземным покоем, и, жадно впитывая в себя этот покой, отдыхал душой, забыв на мгновение дикую, разрушившую сердце земную боль, «благодаря» которой он и угодил сегодня в этот прозрачный, незнакомый мир...
В конце канала, уже у самого входа на «этаж», двое чудищ молниеносно юркнули следом за Арно в тот же канал и неожиданно слились в одно, а потом это «одно» быстренько втекло в основного, самого мерзкого, который наверняка был и самым сильным из них. И он напал... Вернее, стал вдруг совершенно плоским, «растёкся» почти до прозрачного дымка, и «окутав» собой ничего не подозревавшего Арно, полностью запеленал его сущность, лишая его бывшего «я» и вообще какого-либо «присутствия»... А после, жутко хохоча, тут же уволок уже захваченную сущность бедного Арно (только что зревшего красоту приближавшегося верхнего «этажа») прямиком в нижний астрал....
– Не понимаю... – прошептала Стелла. – Как же они его захватили, он ведь кажется таким сильным?.. А ну, давай посмотрим, что было ещё раньше?
Мы опять попробовали посмотреть через память нашего нового знакомого... И тут же поняли, почему он явился такой лёгкой мишенью для захвата...
По одежде и окружению это выглядело, как если бы происходило около ста лет назад. Он стоял по середине огромной комнаты, где на полу лежали, полностью нагими, два женских тела... Вернее, это были женщина и девочка, которой могло быть от силы пятнадцать лет. Оба тела были страшно избиты, и видимо, перед смертью зверски изнасилованы. На бедном Арно «не было лица»... Он стоял, как мертвец, не шевелясь, и возможно даже не понимая, где в тот момент находился, так как шок был слишком жестоким. Если мы правильно понимали – это были его жена и дочь, над которыми кто-то очень по-зверски надругался... Хотя, сказать «по-зверски» было бы неправильно, потому, что никакой зверь не сделает того, на что способен иногда человек...
Вдруг Арно закричал, как раненное животное, и повалился на землю, рядом со страшно изуродованным телом своей жены (?)... В нём, как во время шторма, дикими вихрями бушевали эмоции – злость сменяла безысходность, ярость застилала тоску, после перерастая в нечеловеческую боль, от которой не было никакого спасения... Он с криками катался по полу, не находя выхода своему горю... пока наконец, к нашему ужасу, полностью затих, больше не шевелясь...
Ну и естественно – открывши такой бурный эмоциональный «шквал», и с ним же умерев, он стал в тот момент идеальной «мишенью» для захвата любыми, даже самыми слабыми «чёрными» существами, не говоря уже о тех, которые позже так упорно гнались за ним, чтобы использовать его мощное энергетическое тело, как простой энергетический «костюм»... чтобы вершить после, с его помощью, свои ужасные, «чёрные» дела...
– Не хочу больше это смотреть... – шёпотом произнесла Стелла. – Вообще не хочу больше видеть ужас... Разве это по-людски? Ну, скажи мне!!! Разве правильно такое?! Мы же люди!!!
У Стеллы начиналась настоящая истерика, что было настолько неожиданным, что в первую секунду я совершенно растерялась, не находя, что сказать. Стелла была сильно возмущённой и даже чуточку злой, что, в данной ситуации, наверное, было совершенно приемлемо и объяснимо. Для других. Но это было настолько, опять же, на неё не похоже, что я только сейчас наконец-то поняла, насколько больно и глубоко всё это нескончаемое земное Зло ранило её доброе, ласковое сердечко, и насколько она, наверное, устала постоянно нести всю эту людскую грязь и жестокость на своих хрупких, ещё совсем детских, плечах.... Мне очень захотелось обнять этого милого, стойкого и такого грустного сейчас, человечка! Но я знала, что это ещё больше её расстроит. И поэтому, стараясь держаться спокойно, чтобы не затронуть ещё глубже её и так уже слишком «растрёпанных» чувств, постаралась, как могла, её успокоить.
– Но ведь есть и хорошее, не только плохое!.. Ты только посмотри вокруг – а твоя бабушка?.. А Светило?.. Вон Мария вообще жила лишь для других! И сколько таких!.. Их ведь очень и очень много! Ты просто очень устала и очень печальна, потому что мы потеряли хороших друзей. Вот и кажется всё в «чёрных красках»... А завтра будет новый день, и ты опять станешь собой, обещаю тебе! А ещё, если хочешь, мы не будем больше ходить на этот «этаж»? Хочешь?..
– Разве же причина в «этаже»?.. – горько спросила Стелла. – От этого ведь ничего не изменится, будем мы сюда ходить или нет... Это просто земная жизнь. Она злая... Я не хочу больше здесь быть...
Я очень испугалась, не думает ли Стелла меня покинуть и вообще уйти навсегда?! Но это было так на неё не похоже!.. Во всяком случае, это была совсем не та Стелла, которую я так хорошо знала... И мне очень хотелось верить, что её буйная любовь к жизни и светлый радостный характер «сотрут в порошок» всю сегодняшнюю горечь и озлобление, и очень скоро она опять станет той же самой солнечной Стеллой, которой ещё так недавно была...

(Исаак Соломонович) (10.9.1900–12.8.1952), поэт. В 1917–19 чл. Бунда. В 1919 вступил в РКП(б) и РККА. В своих стихах осн. внимание уделял романтике борьбы за новую жизнь, героике Гражд. войны. Первая книга стихов Ф. вышла в Киеве – Schpener («Щепки»; 1922); с первых же произведений тяготел к «политической лирике». Писал на идише. Затем вышли книги Wegen sich un asoine wi ich («О себе и о таких же, как я»; 1924), A steinzu a schtein («Камень – камню»; 1925), Proste teid («Простые слова»; 1925), Bliendige Misten («Расцветающий мусор»; 1926), Gefundene funken («Найденные искры»; 1928), Geweten («Соревнование»; 1930), Plakaten of bronze («Плакаты на бронзе»; 1932), Kraft («Сила»; 1937) и др. Прославлял «возрождение сов. еврейских местечек», соц. стр?во, например поэма Plasten («Пласты»; 1932) была посвящена Днепрострою. С 1928 чл. Всеукраинского союза пролетарских писателей, рук. еврейской секции, затем чл. Президиума Союза писателей УССР и чл. правления Союза писателей СССР. Во время Вел. Отеч. войны стал ответственным секр. ЕАК. 24.12.1948 во время разгрома ЕАК арестован. 11.7.1952 приговорен Воен. коллегией Верх. суда СССР за измену Родине к смертной казни. Расстрелян. 22.11.1955 реабилитирован.

Loading...Loading...