Как написать сочинение- рассуждение. Материал для подготовки к огэ

Экспрессивные оттенки различны у слов, принадлежащих к разным функциональным стилям. С одной стороны, выделаются слова так называемых высоких стилей (книжный, ораторский, поэтический), с другой – разговорные или внелитературные просторечные. Среди первых – высокие слова, среди вторых – вульгарные и бранные.

Чаще всего экспрессивная лексика выражается в художественной литературе, в публицистических произведениях, в разговорной речи. Роль ее двоякая – воздействовать эмоционально на читателя, характеризовать персонажи с языковой точки зрения. В любом случае – способствуют художественной выразительности и изобразительности речи.

Экспрессивность – выразительность. Экспрессивная окраска наслаивается на эмоционально-оценочное значение. Показывая степень выразительности слова , можно выделить группы:

слова, выражающие положительную оценку (шутливая, одобрительная)

слова, выражающие отрицательную оценку (ироническая, неодобрительная, бранная, пренебрежительная, фамильярная)

Эмоционально-экспрессивные слова . Эти слова делятся на книжные, разговорные и просторечия. Книжная лексика (высокая, торжественная, неодобрительная, ироничная). Разговорная лексика (шутливая, ласкательная, неодобрительная, ироничная, бранная). Просторечия употребляются за гранью литературного языка (неодобрительная, ироничная, бранная, фамильярная).

Эмоциональное и экспрессивное в языке и речи. Язык – это упорядоченная система, в которой нет ничего случайного и индивидуального. А речь – это проявление языка, реализация языковой системы. Таким образом, то, что мы говорим и пишем является речью по законам языка, в которой мы сталкиваемся с индивидуальными проявлениями. Речь обладает двуплановым характером: с одной стороны принадлежит к стилю, а с другой имеет добавочное значение (говорить, сообщать, болтать, заявлять).

Разговорный стиль ______ своей динамичности – глагольной функцией является общение. Разговорный стиль реализуется в устной речи. Основная масса разговорной лексики имеет синонимичность в нейтральном стиле. Внутри разговорной лексики можно выделить: разговорно-литературную (полуофициальную) и разговорно-бытовую для неофициального общения.

Основная часть разговорной речи составляет общеупотребительные слова, но в то же время в разговорной речи употребляются слова с эмоционально-экспрессивной оценкой, для которой характерна большая или меньшая степень _________. Речь стремится к сжатости: некоторые словосочетания являются избыточными и они сокращаются – оно происходит до одного слова.

Для разговорной речи характерно ____________ существительные или глаголы на базе словосочетаний. Для разговорного стиля характерно значение слов. К разговорному стилю относится большое количество фразеологизмов. Они образуют и ___________. Для передачи образности и экспрессивности фразеологизмы могут быть использованы не в разговорном стиле

Абдуразакова Марина

Работа представляет собой исследование по указанной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ МГОУ

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР РУССКОГО ЯЗЫКА МГОУ

ОБЛАСТНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МГОУ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ»

(ГОЛЬЦОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ТЕКСТАХ РОК-ПЕСЕН

Работу выполнила: Абдуразакова Марина Олеговна,

учащаяся 9а МБОУ СОШ №30

Руководитель: Мартынова Галина Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №30 г.Подольска Московской области

2015г.

Введение 3

Глава I. Эмоционально-экспрессивная лексика. Терминология и употребление 4

Глава II. Лексические средства создания экспрессии в современных текстах рок-песен 6

Глава III. Музыкальный эксперимент «Особенности восприятия подростками рок-песен» 10

Заключение 12

Литература и электронные образовательные ресурсы 13

Введение

13-15 лет – такой возраст, когда хочется показать себя, какой ты «крутой» и чего стоишь. В этот период подростки стараются всеми способами выделиться из толпы, лишь бы не быть такими, как все. Они начинают одеваться не так, как все, делать прически не как у всех, вести себя так, чтобы их заметили, а также слушать музыку, отличающуюся от той, которая нравится большинству. В этом возрасте подростки хотят казаться независимыми и считают, что представление о них складывается и по той музыке, которую они слушают, и что тяжелая музыка, например, рок, – первое, чем можно показать свое «Я».

Мне рок открыл мой старший брат, когда мне было лет 7. Сначала мне жутко это не понравилось: ни слова песен, ни сама музыка. Все это казалось грубым и ужасным, непонятным криком. Но в то время я была маленькой, и мне сложно было воспринимать это музыкальное направление. Вскоре мое представление о музыке стало потихоньку меняться. Мне стало казаться, что все, что я слушаю, (а на тот момент это реп и поп-музыка) - это примитивные, вульгарные и бессмысленные наборы слов, половину из которых я даже не могла понять. Интерес к року вызвали песни таких групп, как Slipknot, NoizeMC, Ария, Король и Шут, Rammstein, System Of A Down. Я до сих пор помню, как слушала голоса этих исполнителей круглыми сутками. Именно в роке сейчас я нахожу смысл, который прекрасно понимаю, именно в нем я ищу, как ни странно, успокоение и лекарство от головной боли.

Меня волнует вопрос: почему именно этот музыкальный стиль имеет весомое влияние на подростков? Может, дело все не только в ритмах и мелодии, которые слышит подросток, но и в эмоционально-окрашенной лексике, которая используется в текстах песен? Может, она так влияет на их сознание? В этих вопросах я и хочу разобраться в ходе исследовательской работы. Так и родилась цель работы: определить функции эмоционально-экспрессивной лексики в текстах современных рок-песен.

Цель исследования предполагает решение следующих задач :

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Описание вопроса об употреблении разностилевой эмоционально-экспрессивной лексики.
  3. Выявление и описание доминантных лексических средств создания экспрессии в современных текстах рок-песен.
  4. Выявление особенностей восприятия подростками рок-песен.

Объект исследования: эмоционально-экспрессивные слова в текстах современных рок-песен.

Предмет исследования: функции эмоционально-экспрессивной лексики.

Методы исследования: анализ, обобщение, синтез.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать материал работы как дополнительный при подготовке к урокам русского языка, к олимпиадам. Прикладная ценность – в возможности лучше понять истоки увлечения молодежи рок-музыкой и формировать толерантное отношение представителей разных молодежных субкультур друг к другу.

Глава I

Эмоционально-экспрессивная лексика. Терминология и употребление

Рассмотрим значения ключевых понятий в названии темы: «эмоциональный» и «экспрессивный».

В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой читаем:

Эмоциональный – прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: эмоции, эмоция, связанный с ними. 2) Преисполненный эмоций. 3) Подверженный эмоциям, легко возбуждающийся. 4) Вызванный эмоцией, эмоциями. 5) Выражающий эмоцию, эмоции.

Экспрессивный – прил. 1) Соотносящийся по знач. с суш. Экспрессия, связанный с ним. 2) Обладающий экспрессией.

Экспрессия – ж. Яркое проявление чувства, настроения, переживания; выразительность.

Делаем вывод, что слово «эмоциональный» означает: основанный на чувстве, вызываемый эмоциями, чувствами. Экспрессивный – выразительный, содержащий сильное проявление чувств, выражение переживаний. Следовательно, эмоционально – экспрессивный – это выражающий чувства, эмоции, высказывающий субъективное мнение о предмете речи.

Как известно, многие слова в русском языке не только непосредственно называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой пейзажа, автор может его назвать великолепным, живописным. Заключенная в данных прилагательных положительная оценка отличается от стилистически нейтрального слова «красивый». Это и делает их эмоционально окрашенными. То есть автор, употребляя в контексте то или иное слово, выражает свое отношение, свою оценку предмета, действия или признака.

По этой причине эмоциональную лексику часто называют оценочной или эмоционально-оценочной.

С помощью эмоционально-экспрессивной лексики можно выражать как положительное, так и отрицательное отношение к чему-либо. Слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность, ругательства, междометия обладают яркой эмоциональной окраской. Такие слова можно часто услышать в рок-песнях.

Например:

Лицо – рожа (песня «Батареи» группы «Нервы»)

Голова – башка (песня «Бегом!» группы «План Ломоносова»)

Пропасть – сгинуть (песня «В пасти темных улиц» группы «КняzZ»)

Нечего – неча (песня «Любер» группы «Разные люди»)

Очень – шибко (песня «Найдется круче» группы «Пурген»)

Главной отличительной чертой эмоционально-оценочной лексики является факт наложения эмоциональной окраски на самостоятельное лексическое значение слова. Такая лексика выражает отношение самого говорящего к называемому явлению.

В художественной речи количество экспрессивных слов очень часто превосходит долю слов нейтральных. Это касается и песен, так как песенное творчество выражает чувства, эмоции людей.

Следует помнить, что одно нейтральное слово может иметь сразу несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения: бежать – мчаться – лететь . Экспрессивная оценка изначально присуща многим словам: торжественным: грезы, сокровенный (Ляпис Трубецкой «Был в Керчи»), поэтическим: буйные, гнет (Алиса «Небо славян»), ироническим (благоверный, соблаговолить, донжуан ), фамильярным: братан, пацаны (Чиж feat. Трофим «Братан») , неодобрительным (высокомерный ), презрительным: фальшивый (Нервы «Грусть»), уничижительным: папанька, маманька (Сектор газа «Колхозный панк»), вульгарным: фраер (Нервы «Я бы убил тебя, дура» ) и, конечно же, бранным: кретин (Сплин «Достань гранату»)

Как видим, экспрессивно окрашенные слова можно условно разделить на слова, выражающие положительную оценку, и на слова с отрицательной оценкой. Экспрессивная окраска всегда наслаивается на эмоционально-оценочное значение слова, причем в одних случаях преобладает экспрессия, а в других – эмоциональная окраска. Поэтому на практике строго разграничить эмоциональную и экспрессивную лексику не представляется возможным.

Из всего вышеизложенного следует, что автор при работе над текстом вполне может изменять его эмоциональную окраску, воздействуя тем самым на эмоциональное состояние читателя. Для этого он использует эмоционально-оценочную лексику. Таким образом, если писатель хочет рассмешить или растрогать, вызвать воодушевление или наоборот – сформировать отрицательное отношение к предмету, он волен выбирать в каждом случае отдельный набор языковых инструментов.

Глава II

Лексические средства создания экспрессии в современных текстах рок-песен

Какую роль играет эмоционально-экспрессивная лексика в текстах рок-песен? Какие слова преобладают: с положительной эмоциональной окраской или с отрицательной? Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем тексты двух песен.

Группа «План Ломоносова »

Бегом

Улица, асфальт...

Кеды и трико...

Бритую башку видно далеко.

По городу иду,

Мне нечего бояться.

Удар с левой, удар с правой!

Нету на меня управы!

Мусор слева, мусор справа –

Древнерусская забава.

Бегом! (x4)

Скверы и дворы...

Бутылки, папиросы...

Подойди спроси,если есть вопросы!

Я родился здесь,

Мне нечего бояться.

Я не хулиган, но люблю подраться!

Удар с левой, удар с правой!

Нету на меня управы!

Мусор слева, мусор справа –

Древнерусская забава.

Бегом! (x4)

В данной песне мы находим лишь два слова с положительным смыслом: забава и люблю. В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой http://enc-dic.com даются следующие толкования слова «забава»: 1. ж. 1) Развлечение, потеха. 2) разг. То, что развлекает, чем забавляются. 2. м. и ж. нар.-поэт. Возлюбленный, возлюбленная. В песне это слово употребляется как разговорное: герою песни доставляет удовольствие драка. Именно ее он называет забавой. Получается, что слово (драка, драться ), которому изначально присвоена отрицательная оценка, выражает положительный смысл для героя песни. Слово «люблю» автор тоже сочетает со словом «подраться». В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой http://enc-dic.com/ мы находим несколько значений слова «люблю». В песне «Бегом» оно употребляется в значении б ыть довольным чем-л., испытывать удовлетворение от чего-л . Подраться имеет значения: 1) Устроить драку. 2) Принять участие в драке (http://enc-dic.com/ Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой). Таким образом, герой песни с помощью слова с положительным смыслом выражает свое отношение к действию, обозначаемому словом с отрицательной эмоциональной оценкой.

В этой песне встречаются и другие слова с отрицательной эмоциональной окраской: башка, хулиган, подраться .

Слово «башка» используется в песне как разговорное со сниженной стилистической окраской в значении голова как часть тела человека или животного (http://enc-dic.com/ Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой). Более того, автор сочетает это слово с эпитетом «бритая (башка)», что создает неприятный образ героя. Усугубляет образ героя слово «хулиган» человек, который занимается хулиганством, грубо нарушает общественный порядок (http://enc-dic.com/ Толковый словарь С.И. Ожегова).

Разговорному стилю подчинено и слово «управа», которое употребляется здесь в значении средство, мера воздействия на кого-либо, возможность обуздания, пресечения чьего-либо своеволия, произвола, беззакония (http://enc-dic.com/ Толковый словарь С.А. Кузнецова). Слова героя «Нету на меня управы!» лишний раз подчеркивают его хулиганский образ.

Помимо разговорной лексики, мы встречаем и жаргонную, которую использует герой песни. Так слово «мусор» в данном контексте обозначает сотрудника правоохранительных органов (http://enc-dic.com/ Большой словарь русских поговорок)


Подписи к слайдам:

МОУ ДПОС «Информационно-методический центр» КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ШАГ В НАУКУ» ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ТЕКСТАХ РОК-ПЕСЕН Работа выполнена Абдуразаковой Мариной Олеговной, учащейся 9а класса МБОУ СОШ №30 Руководитель: Мартынова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №30

Цель работы: Определить функции эмоционально-экспрессивной лексики в текстах современных рок-песен

эмоциональный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: эмоции, эмоция, связанный с ними. 2) Преисполненный эмоций. 3) Подверженный эмоциям, легко возбуждающийся. 4) Вызванный эмоцией, эмоциями. 5) Выражающий эмоцию, эмоции. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»

экспрессивный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ. Экспрессия, связанный с ним. 2) Обладающий экспрессией. Экспрессия – ж. Яркое проявление чувства, настроения, переживания; выразительность. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»

эмоционально – экспрессивный выражающий чувства, эмоции, высказывающий субъективное мнение о предмете речи.

Какие слова преобладают в текстах рок-песен: с положительной эмоциональной окраской или с отрицательной? Улица, асфальт... Кеды и трико... Бритую башку видно далеко. По городу иду, Мне нечего бояться. Я не хулиган, но люблю подраться! Удар с левой, удар с правой! Нету на меня управы! Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава. «Бегом» (Группа «План Ломоносова»)

Забава 1. ж. 1) Развлечение, потеха. 2) разг. То, что развлекает, чем забавляются. 2. м. и ж. нар.-поэт. Возлюбленный, возлюбленная. Любить: быть довольным чем-л., испытывать удовлетворение от чего-л. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»

«Бегом» (группа «План Ломоносова») Башка – голова как часть тела человека или животного; Ожегов С.И. «Толковый словарь» Хулиган – человек, который занимается хулиганством, грубо нарушает общественный порядок. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»

«Нету на меня управы!» Управа – разг. средство, мера воздействия на кого-либо, возможность обуздания, пресечения чьего-либо своеволия, произвола, беззакония Кузнецов С.А. «Толковый словарь» Мусор – жарг. сотрудник правоохранительных органов «Большой словарь русских поговорок»

«Небо славян» (группа «Алиса») Звездопад да рокот зарниц. Грозы седлают коней, Но над землей тихо льется покой Монастырей. А поверх седых облаков Синь – соколиная высь. Здесь, под покровом небес Мы родились.

«льется покой монастырей» Льется – испускаясь чем-либо, распространяться, струиться (о звуке, запахе, цвете)

«Нас точит семя орды» Точить – неотвязно мучить, изнурять, лишая сил. «Нас гнет ярмо басурман» Ярмо – бремя, тяжесть. Кузнецов С.А. «Толковый словарь»

Каково мнение подростков о песнях в стиле рок? Как они расценивают и воспринимают слова рок-песен? 1. "Я не хулиган, но люблю подраться" «Выключаешь песню – в голове слышится именно эта строчка. Она, по-моему, очень точно раскрывает смысл всей песни в целом, поясняет весь другой текст» (Надежда Б) 2. «Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава. Бегооом!» «Под песню хочется избить барабаны так, чтобы, когда ты в следующий раз за них сел, они бы тебя палочками избили. Круче тут музыка, ибо ритм музыки равен ритму сердца, и поэтому качает» (Иван Л.)

3. "Удар с левой, удар с правой! Нету на меня управы! Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава" «Впечатление …тоже так хочу биться. Здесь же действенней слова песни. Так как исполняется на русском языке, вполне всё понятно, к тому же музыка довольно примитивная (2-3 рифа на протяжении всей песни)» (Михаил К.)

4. "Удар с левой, удар с правой! Нету на меня управы! Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава" «Эти слова запомнились больше. Наверно потому, что исполнитель произнес их с большей выразительностью, больше выделил их голосом. Ну а в самой песни действенней оказалась мелодия. Почему? Просто она произвела большее впечатление, чем слова» (Алевтина И.)

ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТЕКСТАХ РОК-ПЕСЕН 1. Создание яркого образа 2. Выражение отношения исполнителя или героя песни к предмету, явлению, процессу и так далее, то есть тому, о чем он поет.

Сочинения к варианту 1 (текст Ю. Олеши)

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики»: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию» …

Согласно одной из теорий происхождения речи, первыми человеческими словами были междометия. Не случайно многие из них звучат одинаково на разных языках.

Междометия – слова особые. Они выражают самые разнообразные эмоции человека: восторг и изумление, боль и отчаяние. Мы почти неосознанно произносим эти слова-сигналы, реагируя на ту или иную жизненную ситуацию. Думаю, именно таков смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики .

Особую роль междометий можно проиллюстрировать на примере текста Юрия Карловича Олеши . Пушкин читает друзьям посвящённое им стихотворение. Вильгельму Кюхельбекеру адресуются довольно обидные строки, намекающие на недостатки его поэзии. Едва прочитав стихотворение, Пушкин спохватывается: понимает, что мог обидеть друга, готов сделать всё ради прощения. «О, как же я себя презираю!» — восклицает он. Эмоции поэта в данном случае выражены при помощи междометия «о».

Но Виленька не обижается. Он восхищён талантом друга и желает лишь одного – вновь услышать прекрасное стихотворение. Да и можно ли обижаться на того, кого считаешь «добрым другом»? «Ах, Пушкин!..» — повторяет Кюхельбекер. Междометие «ах» в этом предложении выражает восхищение Виленьки и в то же время лёгкую досаду: как мог Пушкин подумать, что его друг способен на обиду?

Итак, междометия действительно являются «эмоциональными сигналами, выражающими реакцию говорящего на ситуацию ». Мы убедились в этом, анализируя языковые особенности текста Ю.К. Олеши.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «-Ах, Пушкин, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!» …

Назвать настоящим другом можно лишь того, кто тобой дорожит. Этот человек никогда не станет обижаться по пустякам или доказывать, что он в чём-то лучше: красивее, умнее, сильнее…

Именно о таких друзьях рассказывает . Лицеист Пушкин читает стихотворение, в котором есть насмешливые строки, адресованные его товарищу Кюхельбекеру. Однако в сердце Виленьки нет места для мелочной обиды: он восхищён талантом юного поэта. Вильгельм смог почувствовать и то, что шутка в стихотворении дружеская, то есть совсем не злая.

«Ведь я знаю, что ты добрый друг », — повторяет Кюхельбекер, обращаясь к Пушкину. Автор стихотворения вполне заслуживает таких слов. Поэт от души посмеялся над недостатками Виленьки, но он уважает его, дорожит дружбой с ним, готов на всё ради прощения (предложение 39). Но Вильгельм и не винит друга ни в чём. Он знает, что требователен не только к другим, но и к себе, потому что осознаёт, насколько высок долг истинного поэта (предложения 51 – 52).

Итак, настоящий друг всегда скажет в глаза самую неприятную правду, но при этом не перестанет тобой дорожить. Думаю, именно это имеет в виду Виленька, когда называет Пушкина «добрым другом».

Задание 15.3

ДРУЖБА «Что такое дружба?»

Что такое дружба?

Проиллюстрируем роль экспрессивной лексики на примерах из текста Владимира Железникова . Ребята возмущены предательством Димки Сомова. По их мнению, он заслуживает презрения и самого жестокого наказания. «Садани его по роже!» — кричит Лохматый, обращаясь к Ленке. Грубые просторечные слова «садани» и «рожа» — это не только средство речевой характеристики мальчика, они выражают его резко отрицательное отношение к однокласснику.

Железная Кнопка рада, что «час расплаты» для предателя Димки наконец-то настал. «Справедливость восторжествовала!» — кричит девочка. В данном случае экспрессивно окрашенным является книжное слово «восторжествовала». Оно передаёт бурную радость героини и выражает положительную оценку произошедшего.

Итак, анализ языковых особенностей текста В. Железникова показывает, что экспрессивная лексика действительно «создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому ».

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— Я была на костре, — ответила Ленка. — И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить… Хоть убейте! » …

В тексте Владимира Железникова рассказывается о том наказании, которому подвергают одноклассники предателя Димку Сомова. По мнению ребят, его подлость нельзя ни оправдать, ни простить.

И только Ленка понимает, что чувствует Димка. Она сама была в подобной ситуации, а потому находит в себе силы простить одноклассника. «Я была на костре… И по улице меня гоняли », — так объясняет девочка ребятам свой отказ объявить Димке «самый жестокий бойкот». Она не станет мстить Сомову, хотя сама пострадала именно из-за него: «А я никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте ». Финальные фразы текста характеризуют Лену как человека очень благородного.

Именно так поступает героиня рассказа Розы Госман . Ленка, лучшая подруга, ведёт себя непорядочно по отношению к Ольге – рассказывает всем о стихах, которые пишет девушка, и высмеивает их нелепость. Для героини предательство подруги становится тяжёлым потрясением. Однако она находит в себе силы для прощения: «Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю». Героиня, несмотря ни на что, дорожит Ленкой, которая по-прежнему остаётся её подругой.

А в повести Владимира Железникова «Чучело» Лена Бессольцева прощает предателя Димку Сомова, хотя когда-то сильно пострадала из-за его подлости. Девочка отказывается мстить, поступая не только как благородный человек, но и как настоящий друг.

Вывод очевиден: дружбу надо ценить и беречь. Иногда ради неё приходится переступать через обиды и прощать. Но она этого стоит: ведь одинокому человеку жить на свете непросто, а того, кто имеет друзей, можно считать счастливым.

Сочинения к варианту 4 (текст А. Иванова)

Задание 15.1.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского: «Язык — удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли » …

Человека отличает от других живых существ способность к общению, в ходе которого происходит обмен разнообразной информацией. Разговаривая друг с другом, мы выражаем определённые мысли, и в этом нам помогают различные средства языка. Думаю, именно такой смысл вкладывал в свои слова лингвист Л. Успенский .

Писатель нигде прямо не говорит о своём отношении к героям, о своих ощущениях и переживаниях. Однако мы отлично понимаем то, что хотел сказать автор. А значит, язык действительно можно назвать «удивительным орудием, посредством которого люди передают друг другу свои мысли ».

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «- Он ведь спас нас!.. — потрясённо говорит Люська » …

В экстремальной ситуации открывается истинное лицо человека. Близость опасности делает ненужными всяческие маски, и мы предстаём такими, какие есть, без прикрас. Одни оказываются трусами и слабаками, другие проявляют подлинный , спасая товарищей с риском для собственной жизни.

Подобную ситуацию изображает Алексей Иванов . Несколько друзей переправляются на катамаране через реку Поныш. Судно затягивает под поваленные ледоходом деревья, и ребятам угрожает смертельная опасность. Друзей спасает Овечкин: он с риском для жизни обрубает ствол дерева и освобождает катамаран. Осознав, что произошло, Люська потрясённо произносит: «Он ведь спас нас!.. »

Овечкин поступает как герой. Спасая друзей, он действует решительно и молниеносно (предложения 45 – 46). Овечкин осознаёт, что может погибнуть. Его психологическое состояние передано через детали портрета в предложениях 49 – 50: «Лицо его побелело. На лбу по-мужицки вздулись вены». Однако этот мужественный человек сумел преодолеть страх, ведь на кону были жизни товарищей.

Самоотверженный поступок Овечкина – подвиг, который герой совершил во имя друзей и который, безусловно, заслуживает восхищения.

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение…

Что такое дружба? На этот вопрос отвечают по-разному. Но неоспоримо одно: настоящий друг никогда не бросит в беде, пожертвует ради тебя многим, даже собственной жизнью.

Именно таков Овечкин, герой произведения Алексея Иванова . Во время сплава по реке катамаран попадает под сваленные деревья – находящимся в нём ребятам угрожает страшная опасность. Овечкин спасает товарищей, хотя сам рискует жизнью. В этот момент он совсем не думает о себе. Главное для него – любой ценой отвести угрозу от друзей.

Пример верной дружбы – отношения Д’Артаньяна и трёх мушкетёров в романе Александра Дюма. Гасконец и его товарищи готовы в любой момент отдать жизни друг за друга. Они повторяют слова: «Один — за всех, и все — за одного». Вот девиз настоящих друзей!

Таким образом, дружбой можно назвать отношения между людьми, способными, если потребуется, пожертвовать собой для спасения друзей. Истинная дружба, к сожалению, встречается нечасто. А потому дружеские отношения нужно ценить. Ведь без верных друзей жить на свете непросто.

Экспрессивно окрашенная лексика тесно связана с различиями в оценке. Более того, именно для выражения оценок она и существует. Так, в языке существует большое количество синонимических рядов, которые объединяют тождественные по смыслу, но кардинально различающие­ся по содержащейся в них оценке слова. Спектр оценок, которые способна передавать экспрессивно окрашенная лексика, очень широк. Об этом свидетельствует многообра­зие помет в словарях: высокое (предтеча), торжественное (свершения), риторическое (чаяния), ироническое (соблаго­волить), фамильярное (шушукаться), пренебрежительное (малевать) и т. д. Поэтому необходимо очень внимательно относиться к употреблению оценочной лексики. Правиль­ный выбор слова позволяет передать тонкие оттенки мысли, а тем самым усилить речевое воздействие, оказываемое на собеседника. Кроме того, выбор неуместного слова часто приводит к комическому эффекту.

Стилистически нейтральная лексика особой оценки в себе не несет. Как правило, стилистически нейтральная лексика совпадает с общеупотребительной лексикой. Од­нако, она типична и для официально деловой, а также на­учной речи.

С точки зрения системы русского (не литературно­го!) языка существование всех перечисленных типов лексики совершенно оправданно. Уже хотя бы потому, что такие слова есть. Они возможны. Простое повто­рение этих слов — вот все, что нужно для их усвоения людьми. Все нелитературные языки (или нелитературные формы языка) в целом существуют именно так. Люди го­ворят определенным образом именно потому, что точно так же говорят другие.

Но постоянное смешение лексики различных пластов не создает в сознании людей представления о хорошей речи и, более того, окончательно дезориентирует рядовых носителей языка. Постоянное нарушение норм неизбежно приведет к тому, что правильная оценка языковых единиц с точки зрения их уместности или неуместности просто сотрет­ся в сознании людей. О мотивах, которые действительно оправдывают нарушение стилевых норм, люди в большин­стве случаев не задумываются. Их подражательное рече­вое поведение гораздо более автоматично, чем хотелось бы думать. Но если все можно говорить в любых ситуациях и условиях, то какая, собственно говоря, разница? В итоге такие важные для любого общения противопоставления, как «официальное/бытовое», «публичное/приватное», пол­ностью стираются, утрачивают смысл.

Так мы можем и забыть, что просторечная форма даде- но уместна в устной речи на рынке, но не в чеке, который выбивается после покупки. Ведь «тама» уместна другая форма — получено

Стилистическая окраска слова указывает на возможность использования его в том или ином функциональном стиле (в сочетании с общеупотребительной, нейтральной лексикой). Однако это не значит, что функциональная закрепленность слов за определенным стилем исключает их употребление в других стилях. Для современного развития русского языка характерно взаимовлияние и взаимопроникновение стилей, а это способствует перемещению лексических средств (одновременно с другими языковыми элементами) из одного стиля в другой.

Открыт для проникновения иностилевой лексики публицистический стиль. В газетной статье нередко можно встретить термины рядом с разговорной и даже просторечной лексикой, с научной лексикой и даже с терминологической лексикой.

Из книжных стилей лишь официально-деловой непроницаем для разговорной лексики, для эмоционально-экспрессивных слов. Хотя в особых жанрах этого стиля возможно использование публицистических элементов, а следовательно, и оценочной лексики (но из группы книжных слов). Например, в дипломатических документах (заявлениях, нотах правительства) такая лексика может выражать отношение к обсуждаемым фактам международной жизни: найти выход из тупика, смотреть с оптимизмом, гигантская эволюция в отношениях.

Приметой времени стало употребление за пределами научного стиля терминологической лексики в переносном значении: очередной раунд переговоров, вирус равнодушия, новые витки нескончаемых споров, коэффициент искренности, эйфория прошла (стало ясно, что легких решений не будет) и т. д. В этом случае наблюдается не только метафорический перенос значения, в результате чего происходит детерминологизация, но и перенос стилистический: слово выходит за пределы породившей его терминосистемы и становится общеупотребительным.

Однако не всегда привлечение иностилевой лексики укладывается в стилистическую норму. Значительный ущерб культуре речи наносит неуместное использование: 1) высокой книжной лексики ("Журавлев выступил как поборник экономии стройматериалов"); 2) надуманных, искусственных терминов, создающих псевдонаучность речи ("Одна голова крупного рогатого скота женского рода [т. е. корова!] должна быть использована, прежде всего для последующего воспроизведения потомства"); 3) публицистической лексики в нейтральном тексте, придающей ложный пафос высказыванию ("Коллектив магазина № 3, как и все прогрессивное человечество, встал на трудовую вахту в честь Первомая").



Нарушением стилистической нормы становится: 1) необоснованное смешение разностильной лексики, в результате которого возникает неуместный комизм ("Чтобы получить веские доказательства злоупотребления властью, прихватили с собой и фотокорреспондента"; "Руководство предприятия уцепилось за рационализаторское предложение"); 2) введение разговорных элементов в книжную речь ("Воскресники положили начало благоустройству райцентра, однако в этом деле у нас еще работы непочатый край"; "Уборку зерновых в области завалили, ссылаясь на плохие погодные условия").

Бюрократизация всех форм жизни нашего общества в застойный период привела к тому, что в русском языке чрезмерно усилилось влияние официально-делового стиля. Элементы этого стиля, неоправданно употребляемые за его пределами, называются канцеляризмами. К ним принадлежат характерные слова и выражения (наличие, за неимением, во избежание, должный, вышеуказанный, в данный момент, отрезок времени, на сегодняшний день и под.), множество отглагольных существительных (взятие, раздутие, проживание, нахождение, изъятие, прогул, выгул, недокомплект и др.); отыменные предлоги (в деле, в части, в целях, по линии, за счет и т. д.).

Экспрессивная или эмоционально-оценочная лексика выражает отношение говорящего к предмету (маленький цветок или махонький). Эмоциональная окраска дополняет лексическое значение слова.

Эмоц слова являются очень сильными средствами выражения, поэтому в обращении с ними необходима осторожность.

Эмоц. слова могут быть:

1. с ярким оценочным значением (как правило, однозначные):

Слова-«характеристики» (брюзга, подхалим, разгильдяй и др.),

2. Многозначные слова , обычно нейтральные в основном значении, но получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении .

· о человеке говорят: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон;

· в переносн знач используют глаголы: петь, шипеть, пилить, грызть, копать, зевать, моргать и под.

3.Слова с суффиксами субъективной оценки , передающие различные оттенки чувства:

· заключающие положительные эмоции - сыночек, солнышко, аккуратненько, близехонько

· отрицательные - бородища, детина, казенщина и т.п.

В последнем случае оценочность обусловлена не номинативными свойствами слова, а словообразованием. + можно поделить просто на положительную и отрицательную оценочность (пупсик – афера).

Соответственно, разные речевые стили, в зависимости от своих особенностей, допускают употребление таких маркированных слов в той или иной (или вообще никакой) мере. Смотрим: использование разнообразных эмоционально-экспрессивных средств в разных стилях по усмотрению автора не исключено и носит частный, не регламентированный правилами характер. Распределяются между книжным, разговорным и просторечным стилями.

В книжном стиле чаще всего используются слова, придающие торжественность, эмоционально-экспрессивные слова, выражающие как положительную, так и отрицательную оценку называемых понятий. В книжных стилях используется

- лексика ироническая (прекраснодушие, словеса, донкихотство),

- неодобрительная (педантичный, манерность),

- презрительная (личина, продажный).

Отдельно надо отметить, что в художественной лексике для характеристики героев используются диалоги с прямой речью, активно исп экспрессивные слова.

Разговорный стиль:

Ласкательные (дочурка, голубушка),

Шутливые (бутуз, смешинка),

Слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий (мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться).

Просторечие - это раздолье для таких слов, зачастую используются слова, кот. находятся за пределами лит-ой лексики. Среди них могут быть:

Слова, выражающие отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям (рехнуться, хлипкий, дошлый).

Из книжных подстилей больше всего открыт для таких словечек публицистический стиль .

Зато в официально-деловом они встречаются крайне редко. Но поскольку великий и могучий последнее время развивается за счет взаимопроникновения стилей, то все это дело перемешивается и даже официально-деловой не уберегся. Это происходит, когда речь идет о ситуации, на которую без слез не взглянешь (из официального письма: все средства уходят на штопанье дыр в бюджете).

В научной речи выступают для придания пущей убедительности. Языковыми средствами создания экспрессивного, эмоционального тона научной речи выступают: 1) формы превосходной степени прилагательных, выражающие сравнение (наиболее яркие представители вида ); 2) эмоционально-экспрессивные прилагательные (Развитие, инновации , прогресс замечательные, в сущности, явления ); 3) вводные слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы (Писарев полагал даже, что благодаря этому Россия может узнать и оценить Конта гораздо точнее, чем Западная Европа ); 4) "проблемные" вопросы, привлекаю­щие внимание читателя (Что же представляет собой бессознательное? ).

Loading...Loading...