Настольная игра «Монополия. Как сделать собственную версию игры "монополия"

Которую необходимо распечатать, вырезать и играть, таким образом можно сэкономить Ваши деньги, но при этом получить хорошую настольную игру, за которой можно проводить время с друзьями и семьёй. Предлагаем ознакомится с правилами этой популярной игры.

Начало игры
1. Разместите дома, Отели, Документы на право собственности и деньги (по номиналу) в отдельных секторах игрового поля. На поле имеется диаграмма, показывающая правильное размещение всех игровых элементов.
2. Отделите карточки «Шанс», перетасуйте их, и положите оборотной стороной вверх на соответствующие участки игровой доски.
3. Отделите карточки «Казна», перетасуйте их и положите оборотной стороной вверх на соответствующие участки игровой доски.
4. Каждый из игроков выбирает себе игральную фишку и ставит её на поле «СТАРТ».

Банкир и Банк
5. Один из игроков выбирается Банкиром. Если в игре участвует больше 5 игроков, Банкир может, по своему усмотрению, ограничиться только этой ролью в игре. Банкир выдаёт каждому из игроков 1500$ в следующих купонах:

  • Две купюры по 500$
  • Четыре купюры по 100 $
  • Одна купюра в 50$
  • Одна купюра в 20$
  • Две купюры по 10$
  • Одна купюра в 5$
  • Пять купюр по 1$

Помимо денег у Банка имеются также карточки Документов на право собственности, Дома и Отели до тех пор, пока они не будут приобретены игроками. Банк также выплачивает зарплату и премии, даёт ссуды под залог недвижимости и собирает все налоги, штрафы, возвращает ссуды и проценты к ним. При проведении аукциона Банкир выступает в качестве аукциониста.
Банк никогда не может стать банкротом, но может выдать столько денег, сколько нужно, в виде долговых расписок, написанных на обычном листке бумаги.
6. Игроки бросают оба кубика. Начинает игру тот, у кого выпало наибольшее количество очков. Следующим будет игрок, сидящий слева от него, затем следующий, и так далее.

ХОД ИГРЫ
Когда подошла ваша очередь, бросьте оба кубика и передвиньте вашу фишку вперёд по доске в направлении, указанном стрелкой. Поле, на котором вы остановитесь, определяет, что вам надо делать. На одном поле одновременно могут находиться несколько фишек. В зависимости от того, на каком поле вы оказались, вам предстоит:

  • покупать Участки для строительства или другую Недвижимость;
  • платить арендную плату, если вы оказались на территории Недвижимости, принадлежащей другим;
  • платить налоги;
  • вытащить карточку Шанс или Казна;
  • оказаться в тюрьме;
  • отдохнуть на бесплатной стоянке;
  • получить зарплату в размере 200$

Одинаковое число очков на обоих кубиках
Если вы бросили кубики, и на обоих выпало одинаковое число очков, переместите вашу фишку и действуйте в соответствии с тем полем, на котором вы оказались. Затем вы имеете право ещё раз бросить кубики. Если же у вас выпало одинаковое число очков на обоих кубиках три раза подряд, вы сразу же попадаете в Тюрьму

Прохождение поля «СТАРТ»
Всякий раз, когда вы останавливаетесь или проходите через поле «СТАРТ», двигаясь в направлении, указанном стрелкой, Банк выплачивает вам 200$. Можно получить эту сумму дважды за один и тот же ход, если, например, вы оказались на поле Шансов или Казны, сразу после поля «СТАРТ» и вытащили карточку, на которой написано «Переходите на поле «СТАРТ».
Если вы остановитесь на поле, обозначающем не занятую другими Недвижимость (то есть на Участке для строительства, на которую ни одного из остальных игроков нет Документа на право собственности), у вас будет право первого выбора на её покупку. Если вы решились купить Недвижимость, заплатите Банку деньги в сумме, указанном на этом игровом поле. В обмен вы получите Документ на право собственности на эту Недвижимость, который вы должны положить перед собой текстом вверх. Если вы решили не покупать эту Недвижимость, Банкир должен немедленно выставить её на аукцион и продать тому из игроков, кто даст за неё наибольшую цену, начиная с любой цены, которую готов заплатить один из играющих. Даже хотя вы отказались от покупки Недвижимости по первоначальной цене, вы можете принять участие в аукционе.

Владение Недвижимостью
Владение Недвижимостью даст вам право взимать арендную плату с любых «арендаторов», которые остановились на поле, обозначающем её. Очень выгодно владеть всей Недвижимостью одной цветовой группы - иными словами, владеть монополией. Если вы владеете всей цветовой группой, вы можете строить дома на любой Недвижимости этого цвета.

Остановка на чужой Недвижимости
Если вы остановитесь на Недвижимости, которая ранее была приобретена другим игроком, с вас могут потребовать арендную плату за эту остановку. Игрок, владеющий этой Недвижимостью, должен попросить вас уплатить арендную плату до того, как следующий за вами игрок бросит кубики. Сумма, подлежащая уплате, указана в Документе на право собственности на эту Недвижимость и может изменяться в зависимости от количества зданий, построенных на ней. Если вся Недвижимость одной цветовой группы принадлежит одному игроку, арендная плата, взимается с вас за остановку на любом незастроенном участке Недвижимости этой группы, и удваивается. Однако, если у владельца всей цветовой группы хотя бы один участок Недвижимости этой группы заложен, он не может взимать с вас двойную арендную плату. Если на участках Недвижимости были построены Дома и Отели, арендная плата увеличивается, что будет показано в Документе на право собственности на эту Недвижимость. За остановку на заложенной Недвижимости арендная плата не взимается.

Остановка на поле предприятия услуг
Если вы остановились на одном из таких полей (Водопроводная или Электрическая компания(, вы можете купить это предприятие, если оно ещё никем не куплено. Как и при покупке другой Недвижимости, уплатите Банку сумму, указанную на этом поле. Если эта Недвижимость уже приобретена другим игроком, он может потребовать с вас арендную плату в соответствии с количеством очков, которые выпали на кубиках, когда вы сделали ход, приведший вас на это поле. Если другой игрок владеет только одним из Коммунальных предприятий, арендная плата составит четырёхкратное количество очков, выпавших на кубиках. Если же он владеет обоими предприятиями, вы должны заплатить ему сумму, равную десятикратному количеству выпавших очков. Если вы попали на это поле в результате указаний на взятой вами карточке Шансов или Общественной казны, вы должны бросить кубики, чтобы определить, сколько вам придется платить. Если вы решили не покупать эту Недвижимость, Банкир выставляет предприятие услуг на аукцион и продает тому из игроков, кто даст за него наибольшую сумму. Вы тоже можете принять участие в аукционе.

Остановка в Морском Порту
Если вы первым остановитесь на таком поле, у вас будет возможность купить этот порт. В противном случае, Банк выставляет его на аукцион, даже если вы отказались от его покупки по первоначальной цене, вы тоже можете принять участие в аукционе. Если у Порта уже есть хозяин, когда вы оказываетесь в нем, вам нужно уплатить сумму, указанную в Документе на право собственности. Сумма, подлежащая уплате, зависит от количества других Портов, принадлежащих игроку-владельцу Порта, в котором вы остановились.

Остановка на поле «Шанс» и «Казна»
Остановка на таком поле означает, что вам нужно взять верхнюю карточку из соответствующей стопки. Эти карточки могут потребовать, чтобы вы:

  • передвинули вашу фишку;
  • заплатили деньги - например налоги;
  • получили деньги;
  • отправились в Тюрьму;
  • бесплатно освободились из Тюрьмы.

Вы должны немедленно выполнить указания, приведённые на карточке, и положить карточку вниз соответствующей стопки. Если вы взяли карточку, на которой написано «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы», вы можете оставить её себе до тех пор, пока она вам не понадобится, или же вы можете продать её другому игроку по взаимно согласованной цене.
Примечание: На карточке может быть указано, что вы должны передвинуть вашу фишку на другое поле. Если в процессе движения вы пройдёте через поле «СТАРТ», получите 200$. Если вас отправляют в Тюрьму, вы не проходите через поле «СТАРТ».

Остановка на поле Налогов
Если вы остановитесь на таком поле, вам нужно просто уплатить соответствующую сумму в Банк.

Бесплатная стоянка.
Если вы остановитесь на таком поле, просто отдохните до следующего вашего хода. Вы находитесь здесь бесплатно и не подвергаетесь никаким штрафам, вы можете, как обычно, заключать сделки (например, взимать арендную плату, строить здания на принадлежащей вам Недвижимости и т. д.).

Тюрьма
Вас отправят в Тюрьму, если:

  • вы остановитесь на поле «Вы арестованы», или
  • вы взяли карточку «Шанс» или «Казна», на которой написано «Отправляйтесь в Тюрьму», или
  • у вас выпало одинаковое число очков на обоих кубиках три раза подряд за один ход.

Ваш ход оканчивается, когда вас отправляют в Тюрьму. Если вы оказываетесь в Тюрьме, вы не можете получать зарплату в размере 200$, независимо от того, где вы находитесь на игровом поле.
Чтобы выйти из Тюрьмы, вам надо:

  • заплатить штраф в размере 50$ и продолжить игру, когда до вас дойдет очередь, или купить карточку «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы» у другого игрока по взаимно согласованной цене и использовать её для того, чтобы освободиться, или
  • использовать карточку «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы», если она у вас уже есть, или
  • оставайтесь здесь, пропуская три своих очередных хода, но каждый раз, когда до вас доходит очередь, бросать кубики и, если в один из таких ходов у вас выпадет одинаковое число очков, вы можете выйти из Тюрьмы и пройти такое число полей, которое выпадет на кубиках.

После того, как вы пропустили три хода, находясь в Тюрьме, вы должны выйти из неё и уплатить 50$, прежде чем вы сможете передвинуть вашу фишку на такое число полей, которое выпало на кубиках.
Находясь в Тюрьме, вы можете получать арендную плату за вашу Недвижимость, если она не заложена. Если вы не были «отправлены в Тюрьму», а просто остановились на поле «Тюрьма» в ходе игры, вы не платите никакого штрафа, так как вы «Просто зашли ненадолго» в неё. Следующим ходом вы можете двигаться.

Дома
Когда у вас есть все участки Недвижимости одной цветовой группы, вы можете купить Дома, чтобы поставить их на любом из имеющихся у вас участков. Это увеличит арендную плату, которую вы можете взимать с арендаторов, останавливающихся на вашей Недвижимости. Стоимость дома (объекта) показана на соответствующем Документе на право собственности. Вы можете покупать дома во время вашего хода или в перерыве между ходами других игроков, но вы должны застраивать ваши участки равномерно: вы не можете построить второй дом на любом из участков одной цветовой группы до тех пор, пока вы не построили по одному Дому на каждом из участков этой цветовой группы, третий - пока не построили по два на каждом, и так далее: максимальное количество Домов на одном участке - четыре. Продавать Дома также нужно равномерно. Вы можете застраивать ваши объекты только непосредственно перед Вашим ходом, максимально - 3 дома (объекта)за 1 ход. Не построив Дома (объекты), вы, тем не менее, можете получать двойную арендную плату с любого игрока, остановившегося на любом из незастроенных участков Недвижимости вашей цветовой группы.

Отели
Прежде, чем вы можете купить Отели, вам нужно иметь четыре Дома на каждом участке полностью принадлежащей вам цветовой группы. Отели можно купить также, как и Дома, но стоят они четыре Дома, которые возвращаются в Банк, плюс ту цену, которая указана в Документе на право собственности. На каждом участке можно построить только один Отель.

Нехватка зданий
Если в Банке не осталось Домов, вам придется подождать, пока кто-либо из других игроков не вернет ему свои Дома. Точно так же, если вы продаете Отели, вы не можете заменить их Домами, если в Банке нет лишних Домов.
Если в Банке осталось ограниченное число Домов или Отелей, и два или более игроков хотят купить больше зданий, чем есть у Банка, Банкир выставляет здания на аукцион для продажи тому из игроков, кто предложит за них большую цену, при этом за начальную цену он берет ту, которая указана на соответствующем Документе на право собственности.

Продажа Недвижимости
Вы можете продать не застроенные Участки, Порты и Предприятия услуг любому игроку, заключив с ним частную сделку на сумму, согласованную между вами. Однако, нельзя продать другому игроку Участок, если на любом ином Участке той же цветовой группы стоят какие-либо здания. Если вы хотите продать какой-либо Участок принадлежащей вам цветовой группы, вначале вам необходимо продать Банку все здания, стоящие на Участках этой цветовой группы. Дома должны продаваться равномерно, так же, как они покупались. (см. выше пункт «Дома»).
Дома и Отели нельзя продавать другим игрокам. Их следует продавать Банку по цене, в два раза меньшей той, что указана в соответствующем Документе на право собственности. Здания можно продавать в любое время.
При продаже Отеля Банк платит вам половину стоимости четырёх Домов, которые были отданы в Банк при покупке Отеля. Все Отели одной цветовой группы должны продаваться одновременно.
При необходимости, для того, чтобы вы могли получить деньги, Отели могут быть снова заменены Домами. Для этого вам нужно продать Отель Банку и получить взамен четыре Дома плюс половину стоимости самого Отеля.
Заложенная Недвижимость может продаваться только другим игрокам, но не Банку.

Залог
Если у вас не осталось денег, но нужно оплатить долги, вы можете получить деньги, заложив какую-нибудь Недвижимость. Для этого вначале продайте Банку любые здания, находящиеся на этом участке Недвижимости. Для того, чтобы заложить Недвижимость, поверните Документ на право собственности на неё лицом вниз и получите в банке сумму залога, указанную на оборотной стороне карточки. Если вы потом захотите погасить ваш долг перед Банком, вам нужно будет заплатить ему эту сумму плюс 10 % сверху.
Если вы закладываете какую-либо Недвижимость, она по-прежнему принадлежит вам. Ни один другой игрок не может получить её, заплатив сумму залога в Банк.
По заложенной Недвижимости нельзя взимать арендную плату, хотя арендная плата по-прежнему может поступать к вам за другие объекты Недвижимости той же цветовой группы.
Вы можете продать заложенную Недвижимость другим игрокам по согласованной с ними цене. Покупатель затем может решить погасить взятый под залог этой недвижимости долг, внеся в Банк соответствующую сумму залога плюс 10 %. Он может также заплатить только 10 % и оставить Недвижимость в залоге. В таком случае при окончательном снятии залогового обременения придется уплатить в Банк ещё 10 %.
Когда ни один из Участков одной цветовой группы больше не заложен, владелец их может начать вновь покупать Дома по полной цене.

Банкротство
Если вы должны Банку или другим игрокам больше денег, чем вы можете получить по вашим активам, вас объявляют банкротом, и вы выбываете из игры.
Если вы должны Банку, Банк получает все ваши деньги и Документы на право собственности. Затем Банкир продает с аукциона каждый из объектов Недвижимости тому игроку, который предложит наивысшую цену.
Вы должны положить карточки «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы» вниз соответствующей стопки.
Если вы стали банкротом из-за долгов другому игроку, ваши Дома и Отели продаются Банку по половине их первоначальной стоимости, и ваш кредитор получает все деньги, Документы на право собственности и карточки «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы», которые у вас есть. Если у вас есть какая-либо заложенная Недвижимость, вы должны также передать её этому игроку, он должен немедленно уплатить по ней в Банк 10 % , а затем решать, стоит ли ему немедленно выкупить её по полной стоимости или оставить в залоге.

Примечания к игре
Если вы должны заплатить сумму арендной платы, большую чем сумма имеющихся у вас наличных денег, вы можете заплатить вашему кредитору частично деньгами, а частично - Недвижимостью (то есть неосвоенными Участками для строительства). В этом случае кредитор может согласиться принять какой-либо объект Недвижимости (даже если он заложен) по цене, намного превосходящую указанную на нём, стремясь получить дополнительный Участок для строительства или помешать другому игроку установить свой контроль над этой Недвижимостью.
Если вы владеете какой-либо Недвижимостью, то обязанность собирать арендную плату лежит на вас.
Деньги могут быть даны в виде ссуды только Банком и только под залог Недвижимости.
Ни один из игроков не может брать деньги взаймы у другого или давать взаймы другому игроку.
За использование во время Вашего хода фишки другого игрока, Вы должны заплатить штраф в размере 50$.
Вы обязаны заплатить штраф размере 50$, при внеочередном ходе, когда Вы сходили вместо другого игрока.
Вы также вынуждены будете заплатить штраф в размере 50$, если во время Вашего хода игральные кости покинули игровое поле (импровизированное, например, стол или специальный настил, обозначенный за игровое поле

Победитель
Последний оставшийся в игре участник является победителем.

Понравилась игра «Монополия»? Предлагаем сыграть в бесплатную онлайн!

Уровень сложности: Средний

Количество игроков: 2-6

Развивает навыки: Сообразительность, Коммуникабильность, Планирование

(Monopoly) представляет собой настольную экономическую игру для компании из нескольких человек. Придумана в Америке, в России стала популярна в 80-х годах 20-го века и пользуется спросом сейчас. Из-за стоимости это развлечение не по карману каждому потребителю, но теперь есть шанс создать монополию своими руками при отсутствии финансов.

Любая модификация содержит внутри коробки кости (кубики), фишки, поле, бумажные деньги, карточки. Все составляющие легко найти в повседневной жизни: картон или фотобумага, при желании небольшой деревянный брусок. Это говорит о том, что игра своими руками делается совсем быстро, если все заготовки распечатать. Во избежание ненужной путаницы, распечатывать материалы рекомендуется на цветном принтере, чтобы не играть картами одной цветовой палитры.

Правила настольной игры

Этот вид развлечения позволяет рассмотреть этапы капитализации: строительство, аренда домов, покупка улиц для подорожания величины ренты. Начинается раздачей каждому игроку одинаковой суммы, прописанной в правилах игры.

Игроки становятся на секцию поля «Вперёд » – отсюда и стартует отсчёт полных кругов. Затем определяется очерёдность перемещения путём бросания кубика. Далее кубик необходим для перехода на следующие поля. Если участник попадает на ячейку «Недвижимость», никому не принадлежащую – он вправе купить её или выставить на аукцион.

Недвижимость – основной источник дохода, обязательный к покупке. После попадания на купленную ячейку другой игрок должен заплатить фиксированную ренту владельцу. Для повышения ренты необходимо скупить 2-3 участка из одной категории, их легко найти по одинаковому цвету. При полном наборе ячеек начинается строительство. Участки лучше распечатать, используя цветной принтер.

Источник дохода для каждой модификации настольной игры различный: отели, обычные дома и другое. Именно от строительства зависит сумма, которую отдаст другой игрок при попадании на эти участки. В различных модификациях Monopoly содержит разные наименования полей. Распечатай, а потом играй в монополию в самые разные версии, которые можешь придумать сам.

Если игрок попал на чей-то участок, а денег выплатить ренту не хватает, следует заложить своё имущество, не получая от него дохода до момента выкупа. Важную роль выполняют карточки «Казна » и «», где прописаны действия, невозможные для игнорирования. Они могут обогатить игрока или разорить окончательно. На одной ячейке поля располагается «Тюрьма» , где участник лишается хода на 3 круга ходов. Играющий может сразу заплатить за свой выход или же бросить игральный кубик, получить дубль, а потом выйти бесплатно. Однако если дубль после трёх кругов не выпадет, игроку необходимо заплатить в казну фиксированную стоимость выхода для продолжения участия.

Данная статья даст вам возможность создать такую игру "Монополия", о которой вы могли только мечтать. Правила этой игры известны всем, а вот тему для нее можно выбрать самостоятельно и изготовить соответствующее игровое поле с карточками. Персонализированные виды "Монополии" могут стать неплохой идеей для подарка, кроме того они отлично подойдут для развлечения во время вечеринок или тихих семейных вечеров.

Шаги

Часть 1

Создайте собственную игру

    Придумайте уникальную тему для своей игры. Игру "Монополия" легко можно переделать, но для начала вам необходимо придумать собственную тему для нее. При этом можно думать глобально (например, сделать "Монополию" океанической тематики) или локально (например, изготовить "Монополию", взяв за основу свой собственный город, в котором вы проживаете).

    • Остерегайтесь излишней специфики. Если тематика игры окажется слишком узкой, вам будет трудно заполнить все железнодорожные ячейки игрового поля или придумать карточки "Общественной казны", не отступив при этом от выбранной темы.
    • Придумайте название для своей игры по аналогии с "Монополией", например, "Собакополия" или "Эстрадополия".
  1. Подберите подходящий для темы стиль оформления ячеек и картинок игрового поля. Например, при изготовлении игры средневековой тематики можно использовать каллиграфический шрифт подписей ячеек и изображение темницы вместо классической тюремной решетки ячейки "Тюрьма". По углам игрового поля необходимо расположить четыре ромбовидных ячейки, а в промежутках между ними разметить по девять прямоугольных ячеек для размещения недвижимости.

    Продумайте состав персонализированных ячеек недвижимости. Составьте список различных объектов или участков, которые можно будет покупать и продавать в игре. При этом можно использовать случайный или логический подход, например, использовать названия различных сортов мороженого или названия районов Москвы. Для игры о Санкт-Петербурге можно использовать названия таких популярных мест, как Невский проспект, Вознесенский проспект, Петропавловская крепость или Эрмитаж. Всего на игровом поле должно присутствовать 22 ячейки с недвижимостью.

    • Вам потребуется использовать восемь различных цветов для создания соответствующих групп недвижимости.
  2. Придумайте содержимое для вторичных игровых ячеек. Помимо ячеек недвижимости, вам понадобятся четыре железные дороги, три ячейки "Шанс", три ячейки "Общественная казна" и три поля коммунальных платежей с их соответствующей стоимостью. Кроме того, не забудьте придумать свой вариант угловой стартовой ячейки, а также всех остальных угловых ячеек.

    • Создайте ячейки "Отправляйтесь в тюрьму" и "Тюрьма". Проявите творческий подход к тому, каким образом игроки должны попадать в подобную западню. При изготовлении игры о джунглях можно создать игровую ячейку "Обрыв лианы", которая будет отправлять вас на ячейку "Зыбучие пески".
  3. Используйте большое пустое пространство в центре игрового поля для того, чтобы глубже развить тему игры. Если игра, например, будет служить подарком кому-то к годовщине свадьбы, то в центре поля вокруг придуманного вами названия игры можно наклеить фотографии этой пары.

    Подумайте, не хотите ли вы изменить какие-нибудь правила игры. Так как вы уже изначально поменяли игровое поле "Монополии", у вас есть полное право также изменить и игровой процесс. Например, можно придумать более сложную схему расположения ячеек недвижимости или изменить длительность пребывания в тюрьме. Если же вы не хотите отклоняться от оригинальной версии игры, можно просто распечатать из интернета готовые правила игры в "Монополию" или вложить в коробку с новой игрой правила от старой игры.

    Часть 2

    Изготовьте игровое поле
    1. Воспользуйтесь готовым шаблоном, чтобы создать новое игровое поле. Легче всего сделать новое игровое поле на основе схематической разметки старого поля. Можно просто наложить чистый лист бумаги на старое игровое поле и скопировать разметку ячеек и правильные размеры. При этом нет необходимости что-то резать или измерять, для изготовления собственной игры необходимо лишь скопировать контуры линий разметки старого поля.

      Изготовьте игровое поле. Если вы не будете использовать за основу старое игровое поле, то вам понадобится какой-нибудь материал, который можно будет легко обрезать до размера 46х46 см и потом сделать по центру сгиб для удобства хранения (например, обычный или гофрированный картон, либо плотная бумага). Классическая "Монополия" использует квадратное игровое поле со стороной несколько меньше 46 см, но небольшой запас даст вам больше пространства для персонализации игры.

      • Каким бы по размеру ни получилось ваше игровое поле, убедитесь в том, что у вас есть коробка или контейнер, куда оно поместится. Будет ли игровое поле складным или обычным, у него обязательно должна быть подходящего размера коробка для хранения.
    2. Нарисуйте игровое поле от руки. Нарисовать ячейки игрового поля можно либо вручную с использованием художественных принадлежностей, либо с использованием специальных компьютерных программ. И тот, и другой варианты дают свободу выбора цветов и изображений, но если вы плохо владеете компьютером, то нарисовать игровое поле вручную будет проще. Главным образом, ваш выбор должен зависеть от того, хотите ли вы придать игре вид собственноручной поделки или вид более аккуратной компьютерной реплики.

      • Вашим главным помощником в изготовлении игрового поля должна стать линейка. Разметьте игровые ячейки поля, включая ячейки для колод с карточками "Общественная казна" и "Шанс", таким образом, чтобы все они были ровными и одинаковыми по размеру.
    3. Выполните более точный чертеж игрового поля в компьютерной программе. Сначала нужно скачать готовый шаблон игрового поля, а затем изменить его дизайн в Photoshop, либо можно начертить игровое поле с нуля в какой-нибудь графической программе или в онлайн-приложении.

      Создайте PDF-файл с изображением игрового поля и распечатайте его на самоклеящейся бумаге в организации, занимающейся распечаткой документов. Затем новое игровое поле можно будет наклеить на старое поле либо на заранее подготовленную для него основу. Обязательно как можно скорее расправьте любые образовавшиеся под наклейкой воздушные пузыри. Чтобы оклеить основу старого игрового поля, можно использовать как самоклеящуюся, так и обычную бумагу. Обязательно с помощью лезвия сделайте надрез в основе игрового поля, чтобы потом его можно было компактно складывать для хранения.

    Часть 3

    Изготовьте карточки

      Сделайте карточки для ячеек "Шанс" и "Общественная казна". И в том, и в другом случае потребуется колода из 16 карточек. Сохраните действия карточек от оригинальной игры, но измените текст на них в соответствии с тематикой своей игры.

      • Например, вместо карточки со словами "Перейдите на Арбат" можно написать "Перейдите на Уральские горы", если тематикой игры была выбрана география России.
      • В карточках "Общественной казны", например, можно заменить карточку "Заплатите за страховку" на "Заплатите за парковку на пляже".
      • Картон можно обрезать до любого размера и формы, кроме того с ним легко использовать практические любые фломастеры, ручки, карандаши и краски, если вы делаете свою игру вручную.
    1. Подготовьте карточки недвижимости для всех ячеек с недвижимостью. Для простоты используйте те же самые ставки арендной платы и залога, которые указаны на соответствующих оригинальных карточках. Не забудьте указать эту информацию рукописным или наклеенным мелким печатным текстом на обороте карточек.

    2. Создайте уникальную игровую валюту. Обычные игрушечные деньги или специальный набор валюты для "Монополии" можно поискать в магазинах игрушек или в интернет-магазинах либо сделать деньги самостоятельно. Если вы не хотите покупать деньги для игры, то их можно нарисовать или напечатать.

      • Проявите творческий подход к изготовлению денег. Например, для игры по фильмам Эльдара Рязанова с помощью Photoshop на игровых банкнотах можно разместить портреты героев его фильмов и для красоты дополнительно украсить их изображением киноленты.
      • Также игровой валюте можно дать собственное название. Если вы сделали игру с тематикой о компьютерных играх, валюта может носить название "кредитов", а в игре про сельское хозяйство валютой может быть "фермерская капуста".

    Слепите аналоги домиков и отелей. Творчески подойдите к выбору простых форм для изготовления аналогов 32 домиков и 16 отелей для игрового процесса. Например, если игра посвящена нефтедобыче, можно использовать буровые и нефтедобывающие установки.

    • Кроме того, всегда можно перекрасить домики и отели от старой "Монополии", чтобы они подходили к цветовой схеме новой игры.
    • Игру также можно усложнить, сделав для нее разноуровневые домики и отели. Например, можно использовать в одной игре обычные домики, небоскребы и замки с соответственно увеличивающейся стоимостью арендной платы за каждый из них.

Что вам понадобится

  • Большой лист бумаги для изготовления игрового поля
  • Карта города
  • Художественные принадлежности для украшения игрового поля
  • Полимерная глина или застывающий пластилин для изготовления фишек игроков и домиков либо готовые минифигурки
  • Карточки для полей "Шанс" и "Общественная казна", а также карточки недвижимости

Сколько часов в детстве мы провели за этой интереснейшей игрой. Дни на пролет мы просиживали за монополией со своими друзьями. Самой удачной была первая версия монополии, которая называлась — НЭП. Именно этот вариант мы отсканировали и перериросовали для тех, кто хотел бы скачать, а затем распечатать игру, для того, чтобы вновь окунуться в интереснейший экономический мир.

Игровое поле

В первую очередь вам нужно будет распечатать игровое поле для вашей будущей Монополии. Даже по миниатюре, представленной выше, вы можете узнать одну из самых первых игр такого жанра. Данный вариант назывался «НЭП». В этой версии монополии самое удачное игровое поле, как, в принципе, и все элементы этой настольной игры. Самое приятное, что, играя в эту монополию, мы будем иметь дело с маленькими цифрами. Самые дорогие предприятия, это Кольцо — 400 и Жемчуг — 350. Скачать игровое поле для Монополии можно в PDF. Распечатав два листа А4 формата, просто сложите их вместе. На стыке можно проклеить полосками прозрачного скотча с обеих сторон. У кого есть возможность, то игровое поле лучше заламинировать, тогда оно прослужит намного дольше. Скачиваем и распечатываем и части.

Если поле из двух листов А4 показалось вам недостаточно большим, то можно распечатать и склеить его на 4 листах обычного размера. В этом случае скачиваем данный , состоящий из 4-х листов.

Карточки монополии

На первом листе карточек для монополии, нам нужно будет распечатать: Арабская, Орловская, Донская, и Пряник, Булка, Торт. Печатаем обе стороны, вырезаем и склеиваем спинами. Первый лист А4 для распечатки лежит .

Второй лист А4 формата с карточками для монополии вместил в себя: Ананасы, Колбасу, Севрюгу, и Яр, Метрополь, Астория. Скачать и распечатать эти 6 карточек можно в .

Следующий лист с карточками содержит такие предприятия, как: Шуба, Манто, Меха, и Терьяж, Комод, Кресло. .

Распечатав данную страницу с карточками, мы получим такие предприятия: Серебро, Фарфор, Кольцо, Жемчуг, Воду и Энергию. Скачайте этот , чтобы распечатать.

Со следующим листом, на котором изображены лотерейки для Монополии, поступаем также. Не забывайте, если распечатанные лотереи закатать в пленку, то они прослужат намного дольше. .

И последние 6 лотерей скачиваем . Всего у вас получится 18 лотерей. Нам осталось распечатать карточки с шансом, деньги и правила игры. И можно будет собирать друзей для увлекательного времяпровождения.

Карточки «ШАНС» от Монополии

В отличии от лотереи, карточка шанса мы выполнили в ярком оранжевом цвете. Их также нужно будет распечатать 3 листа по 6 шт. на каждом. Скачиваем и распечатываем .

Если взять двухстороннюю фотобумагу, то можно было бы напечатать рубашку шанса с другой стороны самого описания. Но в сил того, что попасть миллиметр в миллиметр на домашнем принтере очень сложно, проще вырезать и уже потом склеить, первую и вторую стороны, друг с другом. — 2 лист шанса.

Правила настольной игры «Монополия»

Осталось скачать правила игры, и монополия своими руками готова. Содержание правил был удобно распределен на двух листах А4 формата. Лучше всего напечатать их на одном листе, с двух сторон. Скачать и распечатать: , .

Скачайте и распечатайте следующий PDF , чтобы склеить поле 60 х 60 см, таким образом, карточки предприятий можно разложить на свои места.

для монополии - это лист размером 500 х 500 мм, собранный из четырех равных частей. Как воспроизвести такую доску в домашних условиях, если наиболее доступный формат А4 имеет размеры 210 х 297 мм? Ведь, казалось бы, как тут ни склеить, все равно получится не то. Однако, есть несколько секретов, позволяющих изготовить монополию в оригинальном виде. Итак, игра монополия размер поля: что нужно знать перед началом игры.

Сборка листов

Обратите внимание, что в сумме длина и ширина стандартного листа дают 210+297=507 мм. То есть, практически то, что нужно. Значит, листы нужно приложить друг к другу так, чтобы получился квадрат требуемого размера.

Далее - каждый стык соедините скотчем, а пустое место посредине закройте еще одним листом. Последний можно как приклеить, так и опять же закрепить изоляционной лентой. Теперь осталось обрезать лишние 7 мм по вертикали и по горизонтали, чтобы получить искомые 500 х 500 мм формата.

Изготовление поля

Игра монополия размер поля: карту монополии. Ввиду невозможности напечатать поле за один заход, цельный шаблон разделен на несколько фрагментов. Их следует аккуратно сложить на сделанной ранее заготовке, и склеить так, чтобы части карты идеально совпадали.

Проверьте, насколько ровным получилось изготовленное поле. Ведь любой бугорок или впадина могут помешать качению кубиков, оказывая влияние на результаты. Поэтому, если в этом будет необходимость, усильте жесткость, подклеив на обратную сторону 2¬–3 листа картона.

Loading...Loading...