Сколько получают депутаты госсовета татарстана. «Русский тоже родной язык, а родной язык обязателен»

ПО РЕСПУБЛИКАНСКОМУ ОКРУГУ

Политическая партия« Единая Россия»

1. Водопьянова Татьяна Павловна

2. Салахов Мякзюм Хамимулович

3. Второв Дмитрий Юрьевич

4. Галеев Марат Гадыевич

5. Ратникова Римма Атласовна

6. Миннуллин Роберт Мугаллимович

7. Закиров Ринат Зинурович

8. Липужина Валентина Николаевна

9. Миннуллин Туфан Абдуллович

10. Сергеева Гульнара Ильдусовна

11. Бударин Виктор Николаевич

12. Шлычков Валерий Владимирович

13. Камалтынов Юрий Зимелевич

14. Логинов Василий Платонович

15. Галимуллин Фоат Галимуллинович

16. Смыков Виктор Васильевич

17. Гусев Александр Петрович

18. Ильясов Радик Сабитович

19. Космылина Луиза Гарифовна

20. Каратай Шамиль Сагитович

21. Федоров Александр Степанович

22. Идрисов Мударис Хафизович

23. Шарипов Алмаз Хантимерович

24. Демидов Михаил Александрович

25. Махмутов Чингис Усманович

26. Аминов Ильшат Юнусович

27. Кулиш Михаил Николаевич

28. Терентьева Ирина Васильевна

29. Зиатдинов Раил Шагартдинович

30. Фахрутдинова Галина Ивановна

31. Валеев Наиль Мансурович

32. Сабиров Рустам Наилович

33. Тагиров Индус Ризакович

34. Зиганшин Равиль Хабибуллович

35. Гайзатуллин Ринат Рауфович

36. Зарипов Равиль Хамматович

37. Шошева Ольга Борисовна

38. Батайкин Павел Александрович

39. Гайфуллин Ильгизар Хабирович

40. Ганибаев Рифат Шагитович

42. Даутова Любовь Викторовна

43. Демина Светлана Александровна

44. Мамонтов Геннадий Павлович

45. Хайруллин Марат Ильдусович

46. Привалов Игорь Анатольевич

Коммунистическая партия Российской Федерации

1. Салий Александр Иванович

2. Садыков Роберт Гарипович

3. Столярова Насима Калимовна

4. Миргалимов Хафиз Гаязович

ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ

Айдаровский одномандатный избирательный округ № 1

1. Сафин Тауфик Феткрахманович

Копыловский одномандатный избирательный округ № 2

2. Кондратов Владимир Петрович

Кремлевский одномандатный избирательный округ № 3

3. Саввиди Ираклий Владимирович

Прибрежный одномандатный избирательный округ № 4

4. Галявов Асфан Галямович

Зареченский одномандатный избирательный округ № 5

5. Григорьев Андрей Парамонович

Серовский одномандатный избирательный округ № 6

6. Садриев Наиль Замилович

Гагаринский одномандатный избирательный округ № 7

7. Мингазетдинов Ильдус Анварович

Ибрагимовский одномандатный избирательный округ № 8

8. Колесов Николай Александрович

Чуйковский одномандатный избирательный округ № 9

9. Хайруллин Илшат Назипович

Ямашевский одномандатный избирательный округ № 10

10. Якупов Ильгизар Габдулкаюмович

Шаляпинский одномандатный избирательный округ № 11

11. Апаков Рашид Усманович

Горкинский одномандатный избирательный округ № 12

12. Ягудин Зямил Габдулхаевич

Габишевский одномандатный избирательный округ № 13

13. Штанин Александр Васильевич

Дербышкинский одномандатный избирательный округ № 14

14. Табакчи Гульнара Альбертовна

Гвардейский одномандатный избирательный округ № 15

15. Ишкуватов Альфред Хатыпович

Азинский одномандатный избирательный округ № 16

16. Абдуллин Камил Фергатович

Иске-Казанский одномандатный избирательный округ № 17

17. Сагдиев Маннаф Амирович

Комсомольский одномандатный избирательный округ № 18

18. Евдокимов Александр Сергеевич

Мелекесский одномандатный избирательный округ № 19

19. Титов Сергей Павлович

Электротехнический одномандатный избирательный округ № 20

20. Емельянов Валерий Львович

Центральный одномандатный избирательный округ № 21

21. Зубарев Вячеслав Викторович

Боровецкий одномандатный избирательный округ № 22

22. Юнусов Рафаэль Сулейманович

Автозаводский одномандатный избирательный округ № 23

23. Когогин Сергей Анатольевич

Студенческий одномандатный избирательный округ № 24

24. Самилов Валерий Иванович

Ахтубинский одномандатный избирательный округ № 25

25. Валеев Разиль Исмагилович

Бызовский одномандатный избирательный округ № 26

26. Бусыгин Владимир Михайлович

Девонский одномандатный избирательный округ № 27

27. Нугайбеков Ардинат Галиевич

Бигашевский одномандатный избирательный округ № 28

28. Тахаутдинов Шафагат Фахразович

Альметьевский одномандатный избирательный округ № 29

29. Комаров Фоат Фагимович

Сайдашевский одномандатный избирательный округ № 30

30. Осколок Сергей Константинович

Волжский одномандатный избирательный округ № 31

31. Богачев Евгений Борисович

Бугульминский одномандатный избирательный округ № 32

32. Абдуллин Ринат Азгарович

Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 33

33. Мухаметшин Фарид Хайруллович

Чистопольский одномандатный избирательный округ № 34

34. Ксенофонтов Евгений Александрович

Гаязовский одномандатный избирательный округ № 35

35. Калимуллин Салихзян Минсабирович

Лениногорский одномандатный избирательный округ № 36

36. Мусин Фарит Шагитович

Елабужский одномандатный избирательный округ № 37

37. Сафиуллин Илсур Миннурович

Заинский одномандатный избирательный округ № 38

38. Фардиев Ильшат Шаехович

Азнакаевский одномандатный избирательный округ № 39

39. Закуанов Рустам Газизянович

Нурлатский одномандатный избирательный округ № 40

40. Ягудин Шамил Габдулхаевич

Буинский одномандатный избирательный округ № 41

41. Шайхутдинов Рашит Рахипович

Менделеевский одномандатный избирательный округ № 42

42. Ханбиков Ринат Сагитович

Приикский одномандатный избирательный округ № 43

43. Хамаев Азат Киямович

Алексеевский одномандатный избирательный округ № 44

44. Зарипов Ралиф Каримович

Апастовский одномандатный избирательный округ № 45

45. Мингазов Вагиз Василович

Арский одномандатный избирательный округ № 46

46. Мусин Роберт Ренатович

Кукморский одномандатный избирательный округ № 47

47. Зиятдинова Флюра Газизовна

Лаишевский одномандатный избирательный округ № 48

48. Кантюков Рафкат Абдулхаевич

Мамадышский одномандатный избирательный округ № 49

49. Абдуллин Талгат Мидхатович

Сармановский одномандатный избирательный округ № 50

50. Тазиев Миргазиян Закиевич

8 июня Красноярское заксобрание единогласно приняло закон, увеличивающий зарплаты госслужащим вдвое. 3 июля документ подписал губернатор Красноярского края Виктор Толоконский . Спустя два дня на телеканале «Афонтово» вышел скандальный сюжет, в котором депутат заксобрания от «ЕР» Людмила Магомедова заявила, что зарплату депутатам не повышали 11 лет.

Документ предусматривал увеличение зарплаты депутатов, губернатора, председателя правительства, министров и других чиновников в 2 раза. До подписания документа зарплата депутата Красноярского края чуть не дотягивала до 100 тысяч рублей. Широкий общественный резонанс заставил депутатов отменить закон.

В Госсовете Татарстана зарплату получают 20 человек из 100 депутатов. Это 8 работающих на постоянной основе парламентариев: Марат Галеев , Анастасия Исаева , Хафиз Миргалимов , Артем Прокофьев , Татьяна Воропаева , Ринат Гайзатуллин (брат министра финансов РТ Радика Гайзатуллина ), Ильдус Касымов , Рафил Нугуманов , Рауиль Рахматуллин . Их избрали на первой сессии Госсовета РТ нынешнего созыва, которая прошла осенью 2014 года. Они получают зарплату за свою деятельность. Плюс 7 руководителей комитетов, 2 вице-спикера, секретарь и глава татарстанского парламента Фарид Мухаметшин .

В прошлом году он задекларировал 11,3 миллиона рублей. При условии, если у главы татарстанского парламента нет других источников дохода, помимо работы в Госсовете, то каждый месяц он получал более 942 тысяч рублей. Однако следует помнить, что Мухаметшин является секретарем политсовета татарстанского отделения партии «Единая Россия», членом всевозможных комитетов, движений, советов и ассамблей, в том числе международных. Однако информации о том, есть ли за эту работу какие-либо вознаграждения, нет. Inkazan направил запрос в пресс-службу Госсовета о заработной плате его председателя, однако на момент написания материала ответ не поступил.

Ежемесячный доход секретаря парламента Мавриной составляет, исходя из декларации, почти 378 тысяч рублей. Рассчитать зарплату замов главы парламента сложно. И Римма Ратникова, и Юрий Камалтынов , судя по декларациям, продавали и покупали имущество. Ратникова избавилась от своего Land Rover 2011 года выпуска, Камалтынов купил лодочный мотор Suzuki DF 50 и прицеп для перевозки техники 2010 года выпуска. В декларации у Ратниковой указан доход в 4,7 млн рублей, у Камалтынова – 4,3 миллиона.

Члены комитетов Госсовета РТ, работающие на постоянной основе - Прокофьев и Рахматуллинзадекларировали за прошлый год доход в 11,6 млн и 2,5 млн рублей соответственно.

Зарплату Рахматуллина в парламенте вычислить сложно, поскольку по данным декларации, он продал участок, дом и автомобиль Lexus 2015 года выпуска, затем купил Toyota Land Cruiser и квартиру. Прокофьев, если разделить сумму его годового дохода на 12, ежемесячно получает 204,2 тысяч рублей (при условии, что у депутата нет иных источников дохода).

Среднемесячная зарплата председателей комитетов составляет, если судить по декларациям, от почти 256 до 702 тысяч рублей. В 2016 году самый низкий доход в Госсовете Татарстана получила председатель комитета по соцполитике Светлана Захарова - чуть более 3,1 млн рублей. Она, кстати, совмещает работу в Госсовете с директорством в одной из казанских школ. Самым богатым среди работающих в Госсовете председателей является глава комитета по законности и порядку Шакир Ягудин , он задекларировал за 2016 год более 8,4 миллиона рублей.

Из 7 зампредов 5 не приобретали и не продавали имущество. Месячная зарплата депутата Госсовета РТ на этой должности, судя по декларациям за 2016 год, варьируется от 204 до 302 тысяч рублей.

Озвучил свой доход в беседе с Inkazan, заместитель председателя комитета по госстроительству и местному самоуправлению Хафиз Миргалимов . В его декларации значится за 2016 год сумма в 2,6 млн рублей.

Если разделить на 12 месяцев, то получается ежемесячный доход по более чем 218 тысяч рублей. «Если мне память не изменяет, то у меня 25-35 тысяч - аванс, 45, как говорится, это самое и плюс премиальные», - сказал Миргалимов.

По словам Миргалимова, никаких льгот у депутатов Госсовета РТ нет. «Служебная машина как у меня, зампредседателя комитета положена по статусу. Я сам за рулем, арендую машину и так далее. А как иначе? Никаких льгот на автобусы нет. Мы квартплату выплачиваем не из кармана государства, а как обычные граждане», - сказал Миргалимов.

Изменение в размерах зарплат депутатов Госсовета он объяснил разницей в должностях, профессионализме. «Там критериев много», - пояснил он и отметил, что «в ведомости не заглядывал и не заглядывает».

Миргалимов считает, что депутатам необходимо повышать заплаты в последнюю очередь, и только тогда, когда «заработает экономика».

«Посмотрите, сколько получают сельхозтоваропроизводители? 12 тысяч. Сотрудники культуры - 7-8 тысяч. Я недавно лежал в больнице, там говорят, базовая - 7-8 тысяч, с ночными выходит 14-15. Сколько нагрузки на учителей, врачей. Должна заработать экономика, производительность, эффективность труда. Нужно построить заводы, создать новые рабочие места, налогооблагаемую базу нужно расширить! Просто так заниматься арифметикой, не подтверждая экономически нельзя. Думаю, что красноярцы правильно поняли - с общественным мнением надо считаться, не надо игнорировать его. Если наше правительство не заработает эти деньги через заводы, фабрики, откуда же взяться повышению заработных плат у депутатов? Нельзя это делать», - сказал он.

Весной 2016 года Евгений Гришин , который тогда был депутатом Госдумы России от Татарстана, рассказал журналистам, что в месяц его зарплата составляла около 310 тысяч рублей. В седьмом, действующем сейчас, созыве Думы Гришина нет.

Доходы депутатов Госсовета Татарстана, работающих на постоянной основе, не идут ни в какое сравнение с заработком парламентариев, которые совмещают законотворческую деятельность с бизнесом. По итогам прошлого года, самым богатым депутатом стал председатель совета директоров ООО «Управляющая компания «ТрансТехСервис Вячеслав Зубарев с 641,3 млн руб. в декларации. Следом за ним идет гендиректор ООО «ПСО “Казань”» Равиль Зиганшин , заработавший 163,54 миллиона рублей. Кстати, по итогам весенней сессии Зиганшин и Зубарев стали лидерами по количеству пропущенных заседаний парламента, только поменявшись местами. Зиганшин занял первое место, пропустив 5 заседаний, на счету Зубарева – 3 прогула.

Сегодня на заседании Государственного Совета Республики Татарстан был рассмотрен отчет о деятельности органов исполнительной власти Татарстана за 2016 год.

С основным докладом по данному вопросу выступил Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков.

Прежде чем перейти к итогам 2016 года, Ильдар Халиков кратко охарактеризовал положение дел в экономике. «Внешнеэкономическая ситуация в прошлом году оставалась достаточно сложной, что обуславливалось геополитической напряженностью», - сказал Премьер-министр РТ. Он также подчеркнул, что деятельность Правительства Татарстана в 2016 году была направлена на решение основных задач, определенных в Стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года. В прошлом году были приняты все 45 муниципальных стратегий, отраслевые министерства утвердили свои долгосрочные планы.

Татарстан по-прежнему остается регионом-лидером по основным макроэкономическим показателям. По объему валового регионального продукта республика занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации, сельскому хозяйству и объему инвестиций в основной капитал – 3 место, промышленному производству и строительству – 5 место. На протяжении последних лет Татарстан стабильно входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов, два года подряд занимает первое место по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов Российской Федерации, разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

По итогам 2016 года темп роста ВРП республики составил 102,5 % к уровню 2015 года. Объем ВРП в 2016 году достиг 1 944,1 млрд. рублей. На общеэкономическую динамику позитивное влияние оказали промышленность, сельское хозяйство, строительство.

В прошлом году сохранилась положительная динамика промышленного производства, при этом наблюдалось ускорение темпов роста относительно предыдущих лет. По итогам 2016 года индекс промышленного производства составил 103,5% к уровню 2015 года, объем отгруженной продукции - 1 966,5 млрд. рублей. Значимым событием прошлого года Ильдар Халиков назвал запуск на ТАНЕКО установки замедленного коксования. «Это позволило одними из первых в стране выйти на «ноль мазута» и достичь максимальной переработки нефти», - сказал он. Введен первый в стране газохимический комплекс «Аммоний». На «Нижнекамскнефтехиме» начат выпуск пяти новых марок полиэтилена.

В качестве приоритетных задач Ильдар Халиков обозначил ввод на ТАНЕКО новых установок глубокой переработки нефти, строительство нового производства этилена, реализацию проекта «Аммоний-2».

В прошлом году было введено 2 406,5 тыс. кв. метров жилья, как и в 2015 году. 2016 год был успешным для сельского хозяйства – объем сельскохозяйственной продукции составил 238,6 млрд. рублей, или 105% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.

Рост потребительских цен с начала года (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) составил 103,9%. При этом рост цен на продовольственные товары составил 103,3%, непродовольственные – 104,1%, платные услуги населению – 104,7%. Среди регионов Приволжского федерального округа по росту цен в потребительском секторе Республика Татарстан занимает 10 место. Минимальный рост установлен в Оренбургской области (103,5%), максимальный в Ульяновской области (105,5%).

Денежные доходы населения составили 32 909,3 рубля в месяц и увеличились по сравнению с уровнем 2015 года на 2,3%. Реальные денежные доходы снизились на 2,6%.

Средняя заработная плата составила 30 409,8 рубля и увеличилась по сравнению с уровнем 2015 года на 5,2%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, составила 99,7 %. По размеру среднемесячной заработной платы в 2016 году Татарстан занимал 28 место среди субъектов России, среди регионов Приволжского федерального округа - 2 место (после Пермского края).

В прошлом году в республике родилось 55 853 человека. Естественный прирост населения составил 11 тыс. человек.

В отчете Правительства РТ также предоставлены основные показатели работы органов исполнительной власти в разрезе институциональных факторов - человеческий капитал, пространственное развитие и реальный капитал, рынки сбыта, предпринимательство, инновации и информация, природные ресурсы, финансовый капитал и инвестиции и т.д.

Предваряя возможный вопрос депутатов, Ильдар Халиков отдельно остановился на ситуации в банковской сфере республики, в частности, рассказал о мерах поддержки пострадавших клиентов «Татфондбанка». На сегодня, подчеркнул Премьер-министр республики, продолжаются выплаты физическим и юридическим лицам. 146,8 тыс. вкладчиков «Татфондбанка» получили страховые выплаты на сумму 43,9 млрд. рублей (94,6% от общего объема вкладов), 26,5 тыс. вкладчиков «Интехбанка» получили 12,5 млрд. рублей (97,7% от общего объема вкладов). Юридическим лицам предоставляются микрозаймы до 3 млн. рублей под 5% годовых. Одобрено к выдаче более 503,3 млн. рублей. Действует программа «Льготный лизинг», по которой предоставляются в финансовую аренду (лизинг) любые виды имущества на срок до 5 лет под 8% годовых. Общий бюджет программы - 580 млн. рублей. Совместно с Гарантийным фондом Татарстана банки «Сбербанк», «Ак Барс» Банк, «ВТБ 24» и «Энергобанк» разработали специальные программы для кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. Предприниматели уже подали заявок на 252,4 млн. рублей, банки одобрили выдачу 104,5 млн. рублей.

«Ситауция с «Татфондбанком» находится под постоянным контролем Правительства», - заключил Ильдар Халиков.

Традиционно отчет о деятельности органов исполнительной власти составлялся с учетом мнения депутатов. Комитеты заранее направили свои вопросы, ответы на которые отражены в структуре документа. Всего в Правительство республики было направлено 32 вопроса. Кроме того, дополнительные вопросы депутаты задали и сегодня.

Депутат Николай Рыбушкин поинтересовался, не предполагает ли Правительство республики разработать специальную программу по ликвидации «хрущевок» по примеру Москвы. «К сожалению, это потребует дополнительных бюджетных средств, - ответил Премьер-министр Татарстан, - но мы за то, чтобы эти изменения происходили. Ведь вопрос стоит не только о «хрущевках», а в целом о домах, которые непрезентабельны и аварийны».

Артем Прокофьев вернулся к ситуации с «Татфондбанком» и спросил, не считает ли Правительство республики нужным проведение парламентского расследования. «Сегодня наша основная задача – возврат денег вкладчикам, работа в этом направлении ведется», - напомнил Ильдар Халиков.

Депутат Александр Комиссаров поинтересовался, как Правительство решает вопрос с обманутыми дольщиками. «Ситуация непростая, - признался Премьер-министр РТ, - однако она решается, ежегодно число обманутых дольщиков снижается». За 2007 - 2016 годы в Республике Татарстан введено в эксплуатацию 98 проблемных объектов долевого строительства общей площадью 768,1 тыс. кв. м, жилье в которых получили 9 273 дольщика. По итогам 2016 года сдано в эксплуатацию 7 проблемных долевых объектов площадью 83,3 тыс. кв. м, в которых получили жилье 1 175 дольщиков. Общее количество квартир составляет 1274.

Заместитель председателя Комитета по бюджету, налогам и финансам Ильдус Касымов поднял вопрос субсидирования убыточных авиарейсов внутреннего сообщения на юго-востоке республики. Ильдар Халиков четко ответил, что «субсидировать частные перевозки не будем».

Свои вопросы также задали депутаты Тахир Хадеев, Татьяна Воропаева, Раис Сулейманов, Рафил Нугуманов.

После вопросов парламентарии перешли к обсуждению отчета.

«Через ежегодный отчет Правительства мы реализуем важнейшее контрольное полномочие Парламента по отношению к исполнительной ветви власти в республике, - отметил Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, подводя итоги обсуждения, - рассмотрению отчета предшествовала серьезная работа. Прошли итоговые коллегии министерств и ведомств республики. Профильные разделы депутаты рассмотрели на заседаниях Комитетов».

«При всей критике, которая звучала, мы понимаем, что свою деятельность Правительство ведет в непростых условиях нестабильности на глобальных рынках, ограничения внешних заимствований, обострения структурных проблем российской экономики», - заключил Фарид Мухаметшин.

Депутаты Государственного Совета Республики Татарстан утвердили отчет Правительства РТ, который представил Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков.

Отчет был утвержден 72 депутатами, проголосовавшими «за», «против» проголосовали двое народных избранников.

Депутаты Госсовета Татарстана поддержали разделение Министерства по делам молодежи и спорту

Вскоре станет известно и имя нового министра.

Президент Татарстана Рустам Минниханов выступил с инициативой разделить Министерство по делам молодежи и спорту республики на Министерство по делам молодежи и Министерство спорта. Соответствующее обращение было внесено на рассмотрение сессии Госсовета РТ. Необходимость данного решения объяснил заместитель премьер-министра Татарстана Шамиль Гафаров . Он сказал, что этот вопрос обсуждался давно.

Более того, в прошлом году решением председателя Государственного совета Татарстана была запланирована вневедомственная рабочая группа для реализации государственной молодежной политики, которая совместно с правительством Республики Татарстан подготовила различные предложения по организационно-структурному, функциональному и кадровому укреплению направления молодежной политики, - отметил Гафаров и призвал поддержать инициативу президента.

Теперь руководству Татарстана предстоит решить, кто возглавит новое министерство. По данным издания KazanFirst, в шорт-листе претендентов несколько кандидатур. В ближайшее время официальные власти обещают озвучить имя нового министра.

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


Госдума в первом чтении приняла законопроект о языках: что это значит

Родной язык остается в обязательной части ФГОС, речи о переводе его в факультатив нет.

Депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, по которому определяются условия обучения и преподавания языков народов России в школах. Что тут важно отметить? Во-первых, принят только проект документа, а не сам закон. Хотя, конечно, не будь активности со стороны национальных регионов страны, инициатива была бы принята в том виде, в котором поступила.

Во-вторых, большинство парламентариев, выступивших в Госдуме, указали на несовершенство текста законопроекта. Об этом также заявил один из докладчиков - глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов . «Как рабочая группа, так и комитет не в восторге от представленного текста», - подчеркнул он. К слову, рабочая согласительная группа, состоящая из депутатов разных фракций Госдумы, была создана как ответ на общественное возмущение на законопроект в национальных республиках.

В-третьих, вместе с законопроектом в пакете документов также шло специальное постановление Госдумы, в котором прописаны основные направления по доработке текста во втором чтении. Депутаты Госдумы от Татарстана по большей части проголосовали именно за это постановление, но не за сам текст законопроекта. В частности, на это указал на своей странице в «Фейсбуке» депутат Александр Сидякин . Из этого постановления следует, что родные языки сохраняются в обязательной части школьной учебной программы и не переходят в статус факультатива.


Обсуждение законопроекта в Госдуме проходило в атмосфере живой дискуссии. Мнения по закону разделились. Парламентариев даже не останавливала причастность к одним и тем же фракциям. Сторонники и противники закона находились как «внутри» «Единой России», так и «внутри» КПРФ.

«Формулировки закона во втором чтении будут уточнены»

Первой по законопроекту выступила депутат Госдумы «Единой России» от Чувашии Алёна Аршинова , она же - одна из главных инициаторов и авторов предлагаемых поправок в по части родных языков. Речь она начала с того, что к законотворчеству её подвигли «тысячи нарушений законодательства», обнаруженных в школах после прокурорской проверки по части преподавания родных языков в нацреспубликах России. Чуть позже она упомянула в качестве «нарушителей» Татарстан, Башкортостан, Северную Осетию и Якутию.

В то же время Аршинова уверяла своих коллег-законодателей, что ничего нового в систему образования не привносит, что её поправки только «восполняют пробелы в профильном законе об образовании».

Изучение родных языков должно быть по желанию школьников и их родителей, именно на основании их письменных заявлений. В этом концепция законопроекта. Ко второму чтению мы, конечно, понимаем, что формулировки будут уточняться, - подытожила Аршинова ту часть своего выступления, которая прямо касалась текста законопроекта.


Затем парламентарий перешла к тому, чего пока ещё нет в законопроекте, но что должно появиться в документе на втором чтении - это создание федерального Фонда по поддержке родных языков народов России. Новая структура, по её словам, поможет с помощью «федеральных денег» создать концепции и методики преподавания родных языков, подготовить единые учебники и методические материалы, а также педагогические кадры.

Выступление Аршинова завершила несколькими фразами на молдавском языке, который депутат в свое время изучила в школе. Также она говорила на чувашском. На последний язык Аршинова обратила внимание в пику общественным возмущениям на её законопроект. Тогда противники заявляли, что её ничего не связывает с Чувашией. В Госдуму она прошла как депутат по федеральному списку, никогда не жила, не училась и не работала в Чувашии. Сейчас она заверяет, что учит чувашский язык как «язык своих избирателей».

«Русский тоже родной язык, а родной язык обязателен»

Основной напор критики со стороны депутатов пришлось принять на себя председателю комитета образования и науки Госдумы и содокладчику Аршиновой Вячеславу Никонову. Было заметно, что тональность его выступления была дипломатической, как высказались некоторые депутаты: «Никонов сглаживал шероховатости». И это действительно так.

Он начал своё выступление не с обвинений регионов в нарушениях, а с обозначения проблемы преподавания родных языков в России.

Рабочей группой мы выявили большой пласт проблем изучения национальных языков. У нас в России только пять языков имеют лицензированные учебники, только 13 языков - лицензированные учебные программы. Прекратилась подготовка специалистов по языкам коренных и малочисленных народов России, которая велась на протяжении десятилетий в Санкт-Петербурге в Герценовском пединституте. У нас нет стандартов многих языков, научные стандарты отсутствуют, - говорил Никонов.


Он также заверил коллег, что текст законопроекта будет существенно переработан. Парламентарий пообещал, что родные языки останутся в обязательной части ФГОС. Русский язык же будет определен как один из родных языков. А язык обучения и родной язык как предмет изучения будут выбирать родители или другие законные представители школьников.

Формулировки закона - неудачные

Депутат Госдумы «Единой России» от Татарстана Марат Бариев обратил внимание, что в принимаемом тексте законопроекта есть формулировка «преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляются на добровольной основе». Он обратился к Алёне Аршиновой за разъяснением, что имеется в виду под выражением «преподавание на добровольной основе»?

Это неудачная формулировка, которая будет обязательно отредактирована во втором чтении. На самом деле речь идет о добровольности выбора родителями языка, который ребенок будет изучать в школе или на котором он будет вести свое обучение, ответил Бариеву вместо Аршиновой Никонов.

Депутат Госдумы КПРФ от Дагестана Ризван Курбанов попросил Аршинову прокомментировать положение в законопроекте, где говорится, что преподавание родных языков не должно вестись в ущерб преподаванию русского языка.

А изучение иностранных языков не может причинить ущерб русскому языку? - задался вопросом Курбанов.

Аршинова «съехала» с ответа на этот вопрос, заявив только, что это положение появилось потому, что в некоторых регионах были зафиксированы нарушения, когда вместо русского преподавался родной язык. Также она анонсировала приход нового ФГОС, по которому в школе вводится два обязательных иностранных языка - английский и ещё один иняз. Но по существу Курбанову так и не ответила.


Депутат КПРФ от Чувашии Валентин Шурчанов заявил, что не будет голосовать за законопроект. Он сообщил, что сам чуваш и увидел, как текст этого законопроекта «внес раздор и конфликт в национальных республиках».

Никонов ему ответил, что одним из первых под текстом законопроекта свою подпись поставил заместитель комитета образования и науки РТ и сопартиец Шурчанова Олег Смолин .

«Фонд мы создаем, но пока не с кем его обсуждать»

Интересным сюжетом в перипетиях парламентской дискуссии стал анонсированный Аршиновой и Никоновым Фонд по поддержке родных языков народов России.

Депутат от «Справедливой России» Олег Шеин спросил у докладчиков Аршиновой и Никонова, определены ли параметры его финансирования. Последний поторопился заверить, что уже достигнута договоренность с Минфином РФ. Но пока переговоры немного зависли с Минобразования РФ. Дело в том, что сейчас министерство переживает процесс глубокого расформирования. Выделяется новое Министерство просвещения РФ, которое и будет курировать школьное образование.

Сейчас бывшему Министерству образования немного не до этого - нет партнеров, чтобы досконально проговаривать детали этого фонда, - заявил Никонов.

Отметим, что депутаты от Татарстана несколько раз с трибуны Госдумы обвиняли Министерство образования РФ, что оно было глухо к их просьбам навести порядок в системе преподавания родного языка в нацреспубликах.


Несмотря на внутренние структурные преобразования, которые бывший Минобраз РФ должен преодолеть, будущее Минпросвещения в течение 30 дней также должно представить все необходимые подзаконные акты (то есть провести ревизию), в том числе ФГОС, и подготовить концепцию преподавания родных языков, которой ранее и вовсе не было. Никонов заверил депутатов, что министерство, несмотря на свое расформирование, должно справиться с этой задачей.

Loading...Loading...