Авессалом библия. Семейная драма царя давида. Смотреть что такое "Авессалом" в других словарях

открывает самые страшные страницы его жизни: он теряет сначала сына, зачатого от Вирсавии, потом - двух старших сыновей: Авессалом убьет сводного брата Амнона, поднимет мятеж против родного отца и в результате сам погибнет позорной смертью.

Чтобы понять трагизм этой семейной драмы, надо вспомнить, во-первых, что царь Давид имел восемь жен и десять наложниц, что было прямым нарушением закона Моисея, запрещающего царям увеличивать количество жен. Именно между детьми от разных жен разыграется братоубийство.

Во-вторых, Авессалом был рожден от дочери языческого царя провинции Гессур, красавицы Маахи. Давид захватил ее в плен во время войны и она родила ему двоих детей дивной красоты - дочь Фамарь и сына Авессалома. Мааха не была еврейкой и родившаяся еще до обращения Маахи в еврейство Фамарь тоже не считалась еврейкой. Позднее мать с дочерью прошли обряд посвящения в еврейство - гиюр, аналогичной христианскому Таинству Крещения.

Рождение Авессалома от матери-язычницы при фактическом отсутствии отца, погруженного в политические и военные битвы, означало, что мальчик будет воспитываться в языческой традиции. Не случайно Талмуд предупреждает: кто женится на красавице, захваченной в плен во время войны, у того обязательно родится сын-бунтовщик.

Прямого запрета на такой брак нет, но, совершая этот шаг, мужчине следует помнить о его последствиях, которые позднее апостол Павел выразит так: «Всё мне позволено, не всё - полезно». Но Давид, соблазнившийся красотой принцессы Маахи, тогда вовсе не думал, чем это обернется лично для него.

Проводивший большую часть жизни в военных походах, царь вовсе не занимался воспитанием детей, полностью оставляя их на попечении своих жен. Когда же он достиг благополучия и мог наслаждаться спокойной жизнью в родном Иерусалиме, время для воспитания уже было упущено, влияния на детей он уже не имел.

Но Давид безумно любил своих сыновей, особенно Авессалома. Это был красавец, высокого роста, не имеющий недостатков. Обычно Библия не распространяется о красоте своих персонажей, но в данном случае - редкое исключение: подчёркивается исключительность его внешних данных:

«… во всем Израиле не было мужчины, столь славного красотою, как Авессалом: от стопы его до темени не было в нем изъяна. Когда стриг он голову свою - а стриг он ее каждый год, потому что она отягощала его, - то весили волосы головы его двести шекелей».

Сейчас самое время вспомнить о проклятии, которое от имени Бога произносит Давиду пророк Нафан. Придя к царю, чтобы обличить его в страшном грехе, совершенном в отношении Вирсавии, а затем - и ее мужа, посланного на верную смерть, Нафан говорит, что за это он поплатится смертью сына от Вирсавии.

Но это будет только первая смерть в череде последующих несчастий. Нарушив три заповеди (не пожелай жены искреннего своего, не прелюбодействуй и не убий), Давид поплатится за разрушение чужого семейного очага разрушением собственной семьи. Отныне меч и позор не отступят от дома Давидова вовек.

Следующий акт трагедии разыгрался не тотчас, а спустя некоторое время. Первенец Давида, сын Амнон, воспылал нечистой страстью к своей сводной сестре красавице Фамарь, единоутробной сестре Авессалома от Маахи. Они могли бы пожениться, т.к. Фамарь приняла еврейство и уже не считалась язычницей, но Амнон хотел немедленного удовлетворения своей страсти.

Он последовал совету своего друга притвориться больным и, когда придет к нему отец, попросить его прислать к нему сестру в качестве сиделки. Отец незамедлительно исполнил просьбу Амнона и прислал Фамарь. Когда она пришла, Амнон попросил испечь ему лепёшек, а потом отнести их во внутренние покои, где и совершил над ней насилие.

За изнасилование по закону Моисея полагалась смерть, но Давид, узнав о случившемся и не желая огорчать Амнона, только рассердился на него, и всё. Обиду и злость на отца и брата затаил Авессалом, родной брат Фамари, которая теперь жила в его доме. Надо было только дождаться удобного случая, чтобы отомстить обоим.

Однажды Авессалом устроил праздник по случаю стрижки овец, на который пригласил братьев. Напившись вина, Амнон ослабел и Авессалом приказал убить его, что те и исполнили. После убийства Авессалом бежит к своему деду в Гессур и скрывается там три года, пока не изгладился гнев Давида. За самосуд полагалась тоже смертная казнь, но и тут царь Давид нарушил закон, в конце концов простив своего любимца.

Возвращению Авессалома в Иерусалим способствовал главный военачальник царя Давида Иоав. Но согласившись на возвращение Авессалома, Давид поставил условие: сын не должен являться ему на глаза. Авессалом, спустя два года, посчитал, что этого времени достаточно, чтобы искупить свою вину полностью и уже может рассчитывать на встречу с отцом.

Он снова обращается к военачальнику Иоаву - устроить примирение с отцом. Иоав делает вид, что не слышит. Тогда Авессалом опять решил действовать силой: один раз у него это получилось, почему нельзя и второй раз. Он сжигает все поля Иоава и тот вынужден был прийти к Авессалому, чтобы узнать причину такого поступка.

Авессалом, как ни в чем не бывало, ответил, что у него не было другого пути обратить внимание на свою просьбу. Иоав вынужден был устроить встречу Давида с Авессаломом. Примирение состоялось, сын встал перед отцом на колени, прося у него прощение, и они помирились. Но оказалось, что примирение было только частью коварного плана Авессалома - свергнуть отца с престола и самому стать царём.

Оправдывал Авессалом это стремление тем, что ему уже исполнилось сорок лет и настало время царствовать и ему. Давид стал царем тоже в сорок лет. Кроме того, Авессалом узнал, что своим преемником Давид сделал младшего сына (от Вирсавии) Соломона, а не его - старшего, что было нарушением престолонаследия.

И Авессалом начинает действовать открыто, в полной мере проявляя жестокий и коварный характер. Чтобы осуществить свой план, он ведёт себя как царь: добывает в большом количестве лошадей и колесниц, заводит отряд оруженосцев и каждое утро ходит во дворец, заводя разговоры с теми, кто пришел на суд к царю Давиду, но проиграл его.

Он говорит, что никогда они не найдут правды у царя Давида, что только он, Авессалом, будет справедливым царем, если они его помажут на царство. Такими льстивыми речами он склонил на свою сторону многих жителей. План сработал. Прошло еще четыре года.

Однажды Авессалом стал проситься у отца отправиться в Хеврон, чтобы принести там жертву, обещанную еще во время бегства в Гессур. Ничего не подозревающий Давид, согласился. Авессалома сопровождали дввести сторонников, в числе которых оказался хитрый и умный советник Давида Ахитофел, дед Вирсавии, давно затаивший обиду на царя Давида за случившееся с его внучкой.

Прибыв в Хеврон, народ провозгласил Авессалома своим царем, помазав его на царство. Теперь оставалось только пойти в Иерусалим и занять царский трон. Давид, услышав об этом, сначала сильно удивился такой дерзости, потом страшно испугался и решил бежать из Иерусалима, чтобы избежать гражданской войны. Для содержания дворца он оставляет десять своих наложниц.

Давид вспоминает слова Нафана, что на него восстанет некто из царского дома и принимает это как наказание и смиряется. Он бежит босиком с преданной ему стражей. Даже когда священники предлагают взять с собой Ковчег Завета, Давид отказывается: если Богу угодно, то Он спасет его и без Ковчега и царь вернётся в Иерусалим. Никакие талисманы и обряды здесь не помогут.

Когда в него швыряли камнями и грязью, унижали и злословили, он молча принимал это, считая, что проклятия и унижения ему даны от Бога. Приняв позор и унижения, Давид рассчитывал, что Бог в конце концов простит его за такое смирение.

В это время Авессалом, войдя в Иерусалим уже как царь, прислушивается к совету Ахитофела окончательно сжечь за собой мосты: войти на ложе отца своего - к оставленным Давидом наложницам. Это будет означать, что он окончательно вступил в права царя. Тогда Авессалом ставит свою платку на крыше дворца и на глазах у всех насилует наложниц.

Чтобы закрепить успех, Ахитофел дает Авессалому еще один совет: выбрать двенадцать тысяч отборных воинов и догнать Давида, который сейчас ослаблен, а лошадей у него нет и его легко взять голыми руками. Это был мудрый совет, но Авессалом засомневался в успехе и пригласил Хусия, преданного Давиду, чтобы он рассудил их.

Хусий, чтобы отвести неминуемую смерть царя, дает другой совет: собрать войско побольше и самому Авессалому возглавить его. Потом ночью окружить Давида и убить. Авессалому этот план понравился больше. Ахитофел, оскорблённый, что его план не приняли, покончил жизнь самоубийством. Ему было всего 33-34 года. Первое же испытание было воспринято им как оскорбление, которое он не смог перенести.

Тем временем Давид переходит Иордан и уходит в горы. При этом он поет песни, а на вопрос, чему он радуется, отвечает: «Всё могло быть хуже. Если бы восстание возглавил раб, он был бы беспощаден, а здесь родной сын, и можно рассчитывать, что он не будет жесток к родному отцу. Поэтому за всё надо благодарить Бога".

Наконец, два войска встречаются. Битва была жестокой, в ней погибло двадцать тысяч. Авессалом спасается бегством через густой лес. На этом пути, он цепляется своими роскошными волосами за ветки дуба и повисает на них. Пока он доставал меч, чтобы обрезать волосы, его настиг военачальник Иоав и тремя стрелами в сердце убивает, нарушив тем самым просьбу Давида сохранить жизнь Авессалому.

Узнав об исходе битвы и о смерти своего любимого сына, царь Давид горько заплакал: «Авессалом, Авессалом! Лучше бы я умер, а не ты, сын мой!» И так плакал, пока Иоав не остановил его своим словом: «Если бы Авессалом остался жив, он всех бы убил, никого не пощадил, а потому, оплакивая его, ты, царь, любишь ненавидящих тебя больше, чем тех, кто тебя любит», но и это испытание для царя Давида было не последним...

Тина Гай

Библия – это не только священная история и Откровение Бога человеку о Себе, но еще и уроки нам, в каком бы столетии мы ни жили.

О том, какой урок преподает нам история жизни Авессалома, сына царя, псалмопевца и пророка Давида (см.: 2 Цар. 14–15), о красоте, высокомерии и тех плачевных результатах, к которым приводят людей общественные движения, называемые бунтами, революциями и восстаниями, рассказывает протоиерей Олег Стеняев .

Что говорит нам Священное Писание об Авессаломе, сыне царя Давида?

«Не было во всем Израиле мужчины, столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка. Когда он стриг голову свою, – а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, – то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому. И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь; она была женщина красивая и сделалась женою Ровоама, сына Соломонова, и родила ему Авию» (2 Цар. 14: 25–27).

Итак, слово Господне показывает нам Авессалома как красивого человека, о внешней красоте которого говорится, что «от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка» . В этих словах выражен идеал красивого человека, который люди хотят иметь перед собою как некий образец, как некий эталон.

Посмотрите, как сейчас, в современном нам обществе, культивируется понятие красоты : красоты лица, красоты тела. Проводятся даже специальные встречи так называемых «красивых людей», и жюри выбирает самого красивого. Проводятся конкурсы красоты не только среди женщин, но и среди мужчин, замеряются бедра, замеряется толщина бицепсов, проверяется крепость рук, стройность ног.

Люди постоянно хотят найти некие эталоны красоты. Одни говорят, что красивый человек – это высокий человек. Другие говорят, что не обязательно он должен быть очень высоким, но у него должно быть выразительное лицо. Множество людей придает значение своим волосам, и мы видим, что Авессалом также был человеком, который занимался своим внешним видом: каждый год его не просто стригли, но при этом еще и взвешивали его волосы. Я думаю, что даже самым изысканным современным модникам не придет в голову после стрижки заниматься взвешиванием своих волос. А этот человек был настолько изыскан, настолько понимал, как он красив, что обращал внимание на все, даже на свои волосы и на то, сколько они весят.

Авессалом – это очень современный нам человек, он живет теми же идеалами, что и множество людей, окружающих нас сегодня. Авессалом очень хорошо, органично вписался бы в современные конкурсы красоты и в Европе, и в Америке, и в России. И наверняка бы победил в них и стал бы самым красивым мужчиной года.

Но вот слово Божие предлагает нам повествование об Авессаломе – одно из самых грустных повествований в Священном Писании. Почему это так, мы увидим далее.

Итак, Авессалом был прекрасный человек, красивый человек, это был идеальный человек – с внешней, плотской стороны. У него была семья, у него родились три сына и одна дочь по имени Фамарь. Авессалом считался красивым человеком, но он был еще и человеком высокомерным.

«И оставался Авессалом в Иерусалиме два года, а лица царского не видал» (2 Цар. 14: 28).

Авессалом находился под царской опалой, у него был конфликт с его отцом, конфликт, связанный с тем, что Авессалом мстил Амнону, другому сыну Давидову, за бесчестие своей сестры, девицы, которую также звали Фамарь. У Фамари сложилась печальная, можно даже сказать, ужасная судьба. Но это – отдельная история.

«И послал Авессалом за Иоавом, чтобы послать его к царю, но тот не захотел придти к нему. Послал и в другой раз; но тот не захотел придти. И сказал Авессалом слугам своим: видите участок поля Иоава подле моего, и у него там ячмень; пойдите, выжгите его огнем. И выжгли слуги Авессалома тот участок поля огнем. И пришли слуги Иоава к нему, разодрав одежды свои, и сказали: слуги Авессалома выжгли участок твой огнем. И встал Иоав, и пришел к Авессалому в дом, и сказал ему: зачем слуги твои выжгли мой участок огнем?» (2 Цар. 14: 29–31).

В этом эпизоде мы видим высокомерие Авессалома, и не только высокомерие, но и мстительность этого внешне красивого человека. Авессалом хочет восстановить свои отношения с отцом и обращается к Иоаву, который являлся одним из военачальников – приближенных царя Давида. Авессалом думает, что, может быть, через него он сможет примириться с отцом. Представьте себе, какое суровое наказание: два года он не имел права видеть лица своего отца, царь изгнал его от своего лица. На Востоке такое наказание считалось даже хуже смертной казни, так люди относились к лику своего владыки-царя! Лишившись возможности видеть царское лицо, многие даже кончали жизнь самоубийством.

И вот Авессалом хочет выйти из этого затруднительного, оскорбительного для него положения – выйти из опалы. Он обращается к Иоаву, но тот не хочет встречаться с ним. Этот военачальник не хочет становиться посредником между отцом и сыном, он понимает, что их отношения слишком сложны для того, чтобы еще и ему оказываться так или иначе вовлеченным в этот конфликт. И можно сказать, что Иоав поступает очень мудро.

К сожалению, сейчас очень многие люди готовы вмешиваться в любые конфликты , которые только их окружают. Некоторые, даже православные христиане, считают, что это их прямой долг – вмешаться в конфликт, который произошел в той или иной семье. Люди влезают в конфликты между молодоженами, в конфликты между детьми и родителями. И нередко, не имея духовной подготовки, не имея дара миротворчества, они оказывают своим ближним медвежью услугу. Надо понять, что те отношения, которые имеют место в каждой семье, зачастую слишком интимны, слишком хрупки, слишком натянуты для того, чтобы посторонним людям вмешиваться в них. По крайней мере, очень важно не вмешиваться в отношения, существующие между детьми и родителями. Но надо сделать все для того, чтобы эти люди сами разобрались в сложившейся ситуации.

Если вы хотите помочь какой-то семье, создайте условия, чтобы люди смогли общаться. Пригласите детей и родителей в храм, в те места, где действительно распространяется мир Христов. Однако не пытайтесь все решить своими силами, не доверяйте своей логике. Некоторые считают, что они могут все логично «разложить по полкам» – и тогда в «опекаемой» ими семье прекратятся все скандалы. Я видел таких людей, которые пытались помогать сразу всем, кто их окружал, и в результате вокруг царил невообразимый хаос. Этого не надо делать, особенно христианам.

Мы должны понять, что любая семья – это особый, замкнутый мир, который существует по своим законам. И грубо вторгаться в проблемы чужой семьи мы не имеем никакого права.

Молитвенная поддержка или попытка привести ту или иную семью в Церковь – это другой вопрос.

Итак, Иоав был мудрым человеком, который понимал, что ему не надо становиться между отцом и сыном. Здесь, из этого столкновения Авессалома с Иоавом, нам начинает открываться, что на самом деле за красотой сына царя, за его благообразием, отсутствием у него каких бы то ни было внешних изъянов скрывались необычайное высокомерие и мстительность. Авессалом приказывает поджечь участок, где Иоав выращивал ячмень, – в Писании сказано, что находился он возле участка Авессалома. То есть они были соседями по земельным наделам: у Авессалома был свой участок, и у Иоава был свой участок. И так начинается конфликт между соседями.

Конфликтов надо избегать. Люди, живущие рядом с вами в коммунальной квартире или на одной лестничной площадке, – это люди, которых вам дал Господь Бог, потому что в Священном Писании сказано: «Ни один волос не упадет с головы христианина без воли Отца Небесного» (см.: Мф. 10: 29). А раз есть воля Божия, чтобы жить всем рядом, бок о бок, значит, жить вы должны в мире, ничем друг друга не оскорбляя и не задевая.

Бывает очень больно и обидно видеть, какими порой христиане являются плохими соседями. Мне приходилось освящать коммунальные квартиры, и был как-то случай: неожиданно во время освящения комнаты ворвался сосед, бросился ко мне и потребовал защиты от православной христианки, по приглашению которой я пришел в этот дом. Она, – утверждал сосед, – выживает его с кухни, она постоянно передвигает его стол от окна, поближе к двери, она постоянно что-то делает с его тарелками и так далее. У него было столько претензий, у него накопилось столько обид! Конечно, можно было бы не обращать внимания на эти его претензии, ведь есть более высокие, более духовные ценности, чем какой-то стол, – не все ли равно, где он стоит, это же просто мелочи! Но нам следует помнить о том, что люди мирские живут как раз этими мелочами, и поэтому оскорбить мирского человека намного легче, чем человека религиозного. Верующий человек действительно понимает, что дело не в том, где стоит стол на коммунальной кухне, действительно понимает, что дело не в тарелках, не в том, кто ими пользуется. А люди мирские, живущие рядом с нами, очень ранимы, и нам надо стараться быть для них добрыми соседями.

В Священном Писании сказано, что если человек желает сподобиться рукоположения, стать священнослужителем, то «надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» , – так писал святой апостол Павел (1 Тим. 3: 7). В древней Церкви, если человека хотели как-то продвинуть по церковной иерархической лестнице, то обращались к его соседям-язычникам и просили: расскажите о нем как о соседе, хороший ли он сосед? Может быть, вы хорошие прихожане, может быть, вы регулярно посещаете богослужения, может быть, вы совершаете невероятно долгие паломнические поездки. Но если вы при этом ужасные соседи и не можете иметь доброго свидетельства от внешних, от язычников, которые окружают вас, то зачем же вы ходите в храм, зачем совершаете долгие паломнические поездки, зачем посещаете занятия воскресной школы для взрослых?

Если вы не выносите из своей духовной жизни доброго, приветливого отношения к людям – может быть, даже к очень тяжелым людям, – то напрасны ваши труды, ибо в чем оно тогда, ваше христианское благочестие? Христианин должен быть человеком, который приятен всем окружающим людям. По крайней мере, когда дело касается быта, он должен быть простым человеком, человеком доступным, отзывчивым, внимательным, добрым соседом, он должен иметь, как уже сказано, «доброе свидетельство от внешних» .

Я вспоминаю, как некогда мне довелось освящать одно предприятие. Женщина, которая организовывала освящение, верующая, посещающая храм, в какой-то момент вышла в другую комнату, и все работницы этого небольшого коммерческого предприятия наперебой начали уговаривать меня образумить ее. Там был целый ряд проблем материального характера, проблем, связанных с личными отношениями между этой женщиной и ее подчиненными…

Учитесь общаться с людьми, особенно с теми, которые окружают вас дома, на работе, – именно эти люди даны Господом вам. Возможно, ваш сосед очень буйный человек, слишком буйный. Но для чего-то ведь Господь попустил вам иметь такого соседа? Может быть – для того, чтобы научить вас смирению, или для того, чтобы вам обуздать эту его буйность и помочь ему стать нормальным человеком, полезным для окружающих людей.

Повнимательней осмотритесь вокруг себя, не поступайте так, как поступал высокомерный Авессалом, который сначала обращается к Иоаву в надежде уладить свой конфликт с отцом, а когда видит, что толку нет, что Иоав не реагирует на его призывы, поджигает его ячмень.

Если бы пожар на ячменном поле являлся каким-то маловажным обстоятельством, то в Библии не было бы сказано о нем. Священное Писание говорит всегда лишь очень важные, очень нужные, необходимые для нас вещи. И если здесь говорится даже о таких, казалось бы, мелочах, то это делается для того, чтобы вы поняли: в духовной жизни мелочей не бывает. И тот пожар, тот бунт, который организовывает Авессалом на своем садово-огородном участке против своего соседа, заканчивается потом очень тяжелой трагедией, духовной катастрофой. В конце концов бунт будет организован уже не в рамках садово-огородного участка, а в масштабах всего государства Израиль, и не против соседа, а против родного отца восстанет Авессалом.

(Продолжение следует.)

Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Мятеж Авессалома.

Мятеж Авессалома.

2 Цар. 13–19

Надо сказать, что с того печального события, когда Давид незаконно женился на Вирсавии, окончились для него спокойные дни царствования, и Начали посещать его различные бедствия. Не успел Давид прийти в себя после смерти первенца от Вирсавии, как во дворце произошла отвратительная история. Амнон, первородный сын Давида, воспылал любовью к красавице Фамари, родной сестре своего сводного брата Авессалома, и обесчестил ее, совершив над ней насилие. Авессалом защитил свою опозоренную сестру и убил Амнона, а сам убежал к царю Гессурскому. Спустя три года Давид простил своему сыну-братоубийце и разрешил ему жить в Иерусалиме. Вернувшись на родину, Авессалом в тайне начал готовить мятеж против своего отца. Авессалому было уже тридцать лет, и ему не терпелось занять царский престол. Преследуя свои цели; он делал все, чтобы опорочить отца и снискать к себе расположение толпы. Постепенно он оплел сетью своих интриг всю страну. Через тайных посланников он взбунтовал северные племена, которые пообещали ему в случае восстания вооруженную поддержку. Эти племена не могли простить Давиду то, что он сверг династию Саула. Они не любили его еще и за то, что он был выходцем из Иудина колена, с которым у них была давняя вражда.

Подготовив восстание, Авессалом попросил у отца разрешение поехать в Хеврон, якобы для того, чтобы принести в жертву Богу благодарность за возвращение из изгнания в Иерусалим. Не догадываясь ни о чем, Давид дал согласие, и Авессалом отправился в Хеврон в сопровождении двухсот человек своих приверженцев. В Хевроне он бросил клич всем участникам заговора и вскоре собрал многочисленную армию, в состав которой входили воины почти всех северных колен. Мятежники провозгласили Авессалома царем и двинулись на Иерусалим. Давид узнал о мятеже в самый последний момент и поспешно пешком покинул столицу, взяв с собой Ковчег Завета. Его сопровождала гвардия старых соратников в количестве шестисот человек и два отряда филистимлянских наемников, преданных ему душой и телом. Переправившись через Иордан, Давид собрал там большое войско и готовился к бою. Авессалом, захватив Иерусалим, повел свое войско на Давида. Бой произошел в Ефремовом лесу и окончился полным разгромом мятежников и гибелью Авессалома. Узнав о смерти сына, Давид сильно опечалился и горько оплакивал эту трагедию.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 72 ВОССТАНИЕ АВЕССАЛОМА Эта глава основана на Второй книге Царств 13-19 гл. «Он должен заплатить вчетверо» – так гласил приговор, который невольно вынес себе Давид, слушая пророка Нафана, и этот приговор должен был исполниться. Четверым его сыновьям предстояло

Из книги Удивительные пророчества Библии автора Вандеман Джордж

Мятеж в раю Голодающие младенцы. Осиротевшие дети. Плачущие вдовы. Измученные войной народы. Если Бог - это любовь, тогда почему Его дети страдают?Тысячи разбитых сердец во всем мире с болью и гневом вопрошают: «Почему так, Господи? Если Ты на самом деле любишь нас, то

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Возмущение Авессалома Один из сыновей Давида, Авессалом, по наружности был самым красивым мужчиной во всем царстве, но имел порочное сердце. Он вознамерился свергнуть с престола своего отца, чтобы самому быть царем над евреями. Чтобы лучше успеть в этом, он старался

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Гибель Авессалома. 2 Царств 18:9-15 И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землёю, а мул, бывший под ним, убежал. И увидел это некто и

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Заговор Авессалома 1 После этого Авессалом завёл себе колесницу, лошадей и свиту из пятидесяти человек, чтобы бежали перед ним. 2 Он вставал рано утром и становился у обочины дороги, которая вела к городским воротам a. Всякий раз, когда кто-нибудь шёл с жалобой на суд к царю,

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Гибель Авессалома 6 Войско выступило в поле, чтобы сразиться с Исраилом, и битва произошла в лесу на земле Ефраима. 7 Исраильское войско было разбито там людьми Давуда, и потери в тот день были очень велики - двадцать тысяч человек. 8 Битва распространилась по всем

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Примирение Авессалома с Давидом 25 Во всем Израиле не было мужчины, столь красивого, как Авессалом, которым бы так восхищались. От макушки до пят в нем не было никакого изъяна. 26 Всякий раз, когда он стриг волосы на голове (он стриг волосы раз в год, когда они становились для

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Заговор Авессалома 1 После этого Авессалом завел себе колесницу, лошадей и свиту из пятидесяти человек, чтобы бежали перед ним. 2 Он вставал рано утром и становился у обочины дороги, которая вела к городским воротам. Всякий раз, когда кто-нибудь шел с жалобой на суд к царю,

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Гибель Авессалома 6 Войско выступило в поле, чтобы сразиться с Израилем, и битва произошла в лесу Ефрема. 7 Израильское войско было разбито там людьми Давида, и потери в тот день были очень велики - двадцать тысяч человек. 8 Битва распространилась по всем окрестностям, и лес

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Месть Авессалома На Фамари была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. Понял отрок, чья дочь эта девица, но слово господина важнее - вывел ее слуга вон и запер за нею дверь. Посыпала Фамарь пеплом голову свою, разодрала разноцветную

Из книги автора

Возвращение Авессалома Не зря говорят, что время лечит (кроме тех случаев, когда калечит). Заметил Иоав, что сердце царя обратилось к Авессалому. И послал Иоав умную женщину и сказал ей:- Притворись плачущею и надень печальную одежду, и не мажься елеем, и представься

Из книги автора

Убийство Авессалома И все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе.Вышли люди Давидовы в поле навстречу Израильтянам, и было сражение в лесу Ефремовом. И был поражен народ Израильский рабами Давида. Поражение великое в тот день: двадцать тысяч

Из книги автора

Мятеж «Мы стояли тогда лагерем около Дамаска, – рассказывает Саид ибн Накис, – я находился при халифе в его шатре. Вдруг, неожиданно, среди солдат вспыхнул мятеж. Люди собрались в толпу, кричали, требуя заплатить им задержанное жалованье. Засверкали обнаженные мечи, были

Из книги автора

Мятеж Вскоре после того воинство постигла новая беда. Часть его решила подняться на гору, чтобы оттуда глазами своими узреть землю Ханаанскую. Напрасно Моисей убеждал не делать этого. Упрямцы двинулись на гору, а Моисей и верные ему люди оставались с ковчегом в стане.

Из книги автора

Смерть Авессалома Вырос Авессалом и восстал против своего отца - решил сам царствовать. Тогда послал Давид войско против изменника и его приспешников. Во главе своего войска Давид поставил тысяченачальников и сотников, а предводителями над всеми сделал своих

Разговор о псалме 3.

Псалом 3 начинается с надписания: «Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего » (Пс. 3:1).

А почему, собственно, царь Давид бежал от своего сына? Потому, что Авессалом поднял бунт против отца, и Давиду угрожала смерть.

Вообще, в книге Псалтырь несколько псалмов, которые были составлены Давидом во время этого бунта, или чуть позже, когда Давид вспоминал о нем. Поскольку многие современные люди не знают библейскую историю вовсе, то думаю, что есть смысл поговорить о том, почему отношения Давида и Авессалома сложились именно так, как сложились.

Стоит сказать, что царь и пророк Давид очень хотел быть Господу другом. Несмотря на то, что огромный кусок его жизни прошел в военных походах, Давид является одной из самых светлых личностей ветхозаветного периода.

Тем не менее, история знает только Одного совершенно безгрешного человека, и этим Человеком был и остается Воплотившийся Бог Иисус Христос. Других безгрешных нет, и не предвидится. Не был безгрешным и Давид.

Трагедия его семьи началась с его греха и его преступления. Царь Давид влюбился в Вирсавию, замужнюю женщину и вступил с ней в связь. Когда его любовница забеременела, Давид убил ее мужа Урию Хеттеянина. Каждый желающий может прочесть эту историю подробно в 11 главе «Второй книги Царств».

Гнев Господний не заставил себя ждать. Через пророка Нафана, Давиду было объявлено, что он будет наказан.

Во-первых, умрет младенец, которого Вирсавия родила Давиду. Так и случилось.

Люди во все времена остро переживали смерть детей, и я предполагаю, что ты, читатель, спросишь меня - а ребенок-то в чем виноват? Ни в чем. За что тогда Господь наказал ребенка?

Здесь следует понимать, что ребенок умер для Давида и Вирсавии, а у Господа все живы (Мф. 22: 23-33). Участь малыша в вечности не будет зависеть от грехов его родителей.

А вот останься малыш жить в нашем мире - могло случиться плохое. Господь, конечно же, знал, что Вирсавия останется самой любимой женщиной Давида. Именно сын Вирсавии Соломон правил народом Израильским после смерти Давида. Но Соломон был вторым сыном Давида и Вирсавии, уже рожденным в нормальном браке. А если бы остался жить их первый сын, то, не исключено, что именно он правил бы Израилем после смерти Давида. И что получилось бы? Что царем ветхозаветного народа-церкви стал бы плод прелюбодеяния, из-за которого был убит Урия? Быть может, именно из-за этого Господь и не допустил этому младенцу вырасти.

Но смертью сына наказания Давида не закончились.

Нафан поведал, что Господь воздвигнет на Давида зло из дома его, и не отступит меч от дома Давида во век (2 Цар. 12: 10-11). Это наказание последовало не сразу, а со временем.

То были ветхозаветные времена, и Господь попускал людям многоженство. Не велел иметь несколько жен, но и не наказывал, если кто-то нескольких жен брал.

Много жен было и у Давида. Много жен, и много детей от одного отца, но разных матерей. Вот между детьми Давида от разных жен и разыгрался первый акт трагедии, с которым может ознакомиться каждый, кто прочтет 13 главу «Второй книги Царств».

Амнон, сын Давида от Ахиномы, воспылал страстью к собственной сестре – Фамари, дочери Давида от Маахи. Хитростью заманил к себе в дом и изнасиловал.

Грех разделяет людей, а не соединяет их. После того, как страсть Амнона была удовлетворена, она сменилась другой страстью, ненавистью. Амнон возненавидел Фамарь и прогнал от себя. После этого обесчещенная девушка жила в доме Авессалома, своего полного брата, сына Давида от той же Маахи.

Надо заметить, что за изнасилование по закону Моисея полагалась смертная казнь (Втор. 22: 25-27).

Знал ли об этой истории Давид? Знал. Узнал и разгневался. Разгневался - и что сделал? Да ничего. Разгневался и всё.

Мы, современные люди, живем во времена мятежей. В любой стране революционеры обвиняют власть предержащих во всех смертных грехах, и заявляют, что уж если власть перейдет в руки к ним, то они всё устроят как надо. Под этим «как надо» понимаются разные вещи, но частенько заявляется – мы сделаем так, чтобы все были равны перед законом. Хоть ты сын президента, хоть племянник министра, но если ты сделал преступление – изволь ответить, как ответил бы простой дворник.

Некоторые таким обещаниям верят. А мне, дорогой читатель, и грустно и смешно. Общества без «мажоров», без неподзаконных сынков важных людей никогда не было и никогда не будет. То есть стремиться к такому можно. Но достичь этого нельзя. Мы ведь живем в проклятом мире (Быт. 3:17), в мире, исковерканном нашими грехами – что ж тут удивительного? Если уж царь Давид, который очень любил Господа и очень хотел быть Господу другом не нашел в себе сил, чтобы казнить собственного сына, то что уж говорить о наших царьках местного разлива, которые ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся?

Итак, Амнон мог считать, что грязная история с Фамарью не выльется ему боком – ведь отец не стал его преследовать. Отец-то не стал, но обиду за сестру затаил Авессалом. Он не угрожал Амнону и ни как не показывал своей ненависти, но через два года убил его. И убежал в соседнюю страну, к Фалмаю, царю Гессурскому.

А что Давид? По тому же закону Моисея в царстве Израильском нельзя убивать людей направо и налево – Авессалом должен был бы ответить за самосуд! Но – не ответил. И здесь Давид проявляет мягкость к своему ребенку. Через три года Авессалому было разрешено вернуться домой.

Но этим трагедия не окончилась, просто наступил короткий антракт, и вскоре страсти должны были закипеть вновь. Всё происшедшее, конечно, не укрепило уважения Авессалома к отцу, и, прожив в Иерусалиме ещё два года, Авессалом поднимает бунт.

Современный человек приучен относиться с уважением к бунтовщикам и мстителям. Не редко их ставят выше, чем тех, против кого они взбунтовались. Но нужно сказать, что Авессалому было далеко до его великого отца.

Это хорошо видно на примерах. Древний Израиль ведь был не просто народом, он был избранным народом Божьим, из которого должен был родиться Спаситель, Христос. Народ этот находился на особом попечении у Господа. И хорош был не тот правитель, который показывал себя великим воином или администратором, а тот, кто выполнял постановления Божии.

Есть среди этих постановлений и такое – «Не прикасайтесь к помазанным моим (Пс. 104: 15)».

Давид выполнял эту заповедь тщательно, даже и во вред себе. Его много лет ненавидел первый царь Израильский Саул. Ненавидел, преследовал, много раз пытался убить. И у Давида несколько раз была возможность убить Саула и так обезопасить себя. Но Давид этого не делал (смотри 1 Цар. 24:10-18; 1 Цар. 26:7-17).

Повторю – Давид изо всех сил пытается выполнять волю Божью, и именно поэтому не убивает Саула. Саул – помазанник Божий, как можно его тронуть?! Да, Саул враг Давиду, более того – он плохой царь, не единожды нарушавший волю Божью, но – всё же помазанник!

В итоге царь Саул умер от руки другого человека – Давид не посмел причинить помазаннику зло.

Ничего подобного нет в поведении Авессалома. Его отец помазанник Божий – ну и что? Голову с него долой, хоть помазанник, хоть не помазанник – ведь Авессалому хочется править!

Да и родственные отношения значат для Давида намного больше, чем для Авессалома.

В Законе Моисея было предписано убивать камнями того, кто злословит отца своего и мать свою (Исх. 21: 17). Авессалом же идет дальше – он намерен именно убить отца (2 Цар. 17:2-4). Давид же смотрит на ситуацию иначе, он еще не забыл, что бунтовщик – его родной сын. Перед началом битвы он просит своих воинов не убивать Авессалома (2 Цар. 18:5).

О бунте непокорного сына и его последствиях, о смирении отца – царя Давида, о том, что нам делать, когда наши дети оказываются «между небом и землею», – протоиерей Олег Стеняев , продолжает свою беседу, комментируя библейскую историю об Авессаломе (2 Цар. 14–18).

Сказано в слове Господнем:

«Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома» (2 Цар. 15: 12).

Как безумны были эти люди! Они забыли подвиги , забыли, как Давид сокрушил в единоборстве Голиафа, забыли праведность царя, забыли, что самые любимые религиозные псалмы, которые пели люди, прославляя Господа, принадлежали ему, его поистине боговдохновенному языку. Сейчас они думали лишь об этом молодом человеке, они бежали за Авессаломом сломя голову.

Что же предпринимает Давид, когда возникает эта, как бы сейчас сказали, ?

Говорится:

«И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы – рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата» (2 Цар. 15: 13–17).

Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому человеку напоминает другого царя-изгнанника – блаженной памяти государя нашего .

О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, – он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к власти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того, чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает.

Давид – это образ истинно религиозного правителя, истинно верующего царя. Он оставляет все, пешком уходит из Иерусалима.

«И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя» (2 Цар. 15: 18).

То есть те, кто были верны Давиду по-настоящему с самого начала, остаются и в трудный час верными своему правителю, своему царю.

Царская власть не достигается по воле человека – это власть, которая даруется от Господа

Но вот иные люди – огромная толпа – собираются вокруг Авессалома; они забыли, что царь Давид есть истинный помазанник Божий. Как можно выступать против той власти, которая учреждена действительно волей Господней?

Когда на просторах нашей земли уничтожалось само имя православного царя, то это было страшным грехом и страшным, диавольским коварством, потому что царская власть – это не та власть, которая достигается и осуществляется по воле человека, но та, что даруется с Небес, от Господа. Ибо как священника на высоту его служения возводят архиерейские руки, так же точно и царя архиерейские, патриаршие руки возводят на престол, руки, источающие апостольскую благодать. А современные деятели возносятся на высоту своего положения с помощью интриг, подкупа, предательства, посредством коварства, убийств, крови, насилия, за счет обнищания собственного народа.

Давид не хочет принимать участия в этом безумии, не хочет подыгрывать Авессалому, не хочет развязывать бойню посреди Иерусалима, он уходит – уходит пешком, потому что знает: если угодно будет Богу, то Он защитит его. И Авессалом, этот наглый юнец, входит в Иерусалим, объявляет себя царем и правителем, и начинается его, Авессаломово, царство.

Это был ужасный период в истории Израильского государства. Авессалом начинает свое «правление» с того, что восходит в шатер, где были собраны жены царя Давида, и совершает надругательство над ними на глазах всего Израиля. Что он хотел этим доказать? Желал оскорбить своего отца? Засвидетельствовать, что он теперь является истинным царем? Право же, Авессалом уже сам не знал, что с ним происходит. Человек, который получает власть из рук диавола – путем насилия, коварства, убийств, ценой нищеты своего народа, – сам становится лишь слепым орудием диавольских, бесовских, адских стихий. И Авессалом уже не принадлежал себе, им владел тот, кто показывает все царства мира во мгновение ока и дает их тем несчастным, которые, пав, поклоняются ему (см.: Мф. 4: 8–9). И народ увидел, с чего начинается его царство, увидел, что все слова, которые он говорил людям, были сплошным обманом. Он обещал, что будет справедливо судить людей, но не судил их справедливо. Он обещал, что будет помогать неимущим, но он не помог неимущим. Все, что он говорил, оказалось ложью, неправдой, и люди стали отходить от него, люди разочаровались в нем.

Давид все это время находился в скитаниях, находился в стороне от Иерусалима, и вокруг него стали собираться здравомыслящие люди. И даже те, кто сначала поверил Авессалому, вернулись затем к Давиду. Начинается война – между сторонниками Давида и людьми Авессалома. И в ходе этой войны Авессалом погибает.

«И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал» (2 Цар. 18: 9).

Вы помните, у Авессалома были очень длинные волосы, за которыми он следил, которыми так гордился. И вот, когда он скакал на своем муле и въехал на нем под ветви большого дуба, то подул ветер, и волосы Авессалома, его огромные косы запутались в ветвях; мул выскочил из-под несчастного молодого человека, а Авессалом повис на своих волосах. Повис, как сказано в Библии, «между небом и землею» – между жизнью и смертью. Вот каким печальным может оказаться конец тех людей, которые пытаются чего-либо достичь в этой жизни не по воле Господа, а по воле своего честолюбия, властолюбия, корысти и зависти. Он повис «между небом и землею» , и увидел это некий воин – а армия Авессалома была разбита во время битвы. И донесли Иоаву, тому самому военачальнику Давида, у которого Авессалом сжег ячменное поле, что видели Авессалома висящим на дубе.

«И сказал Иоав человеку, донесшему об этом: вот, ты видел; зачем же ты не поверг его там на землю? Я дал бы тебе десять сиклей серебра и один пояс. И отвечал тот Иоаву: если бы положили на руки мои и тысячу сиклей серебра, и тогда я не поднял бы руки на царского сына; ибо вслух нас царь приказывал тебе и Авессе и Еффею, говоря: “сберегите мне отрока Авессалома”» (2 Цар. 18: 11–12).

Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им?

Да, во время этой войны Давид умолял своих полководцев: «Сберегите мне отрока Авессалома» (2 Цар. 18: 5). Для отца, который поистине любил своего сына, Авессалом был не бунтарь, не узурпатор, но отрок – его дитя.

Точно так же и мы относимся к своим детям: вокруг нас говорят, что наши дети пьяницы, что наши дети блудники, что наши дети воры, злодеи, мерзавцы, подлецы… А это – наши отроки и отроковицы. Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им? Но иногда бывает, что и наше доброе отношение к детям уже ничего не может изменить – когда они слишком далеко заходят в своих грехах, в своих беззакониях.

И вот Иоав отправляется, чтобы увидеть Авессалома. И берет в свои руки три стрелы и подъезжает к Авессалому, который все еще висит на дереве. Наверное, в тот момент Авессалом думал: «Зачем же я сжег его поле?!» Самые серьезные проблемы начинаются именно с мелочей – за

помните это. В тот момент, когда Авессалом был один на один со своим врагом Иоавом, он, наверное, думал: «Зачем я ослушался своего отца? О, если бы рядом со мной был сейчас мой отец, он простил бы меня, он сжалился бы надо мною!» Да, действительно, отец простил бы его, мы еще увидим реакцию Давида на смерть Авессалома и поймем из нее, что Давид продолжал любить сына, несмотря ни на что – несмотря на то, что он обесчестил его жен, несмотря на то, что он узурпировал его власть.

Но вот три стрелы вонзаются в этого красивого человека, о котором Библия говорит нам, что не было изъяна в его теле от темени головы до подошвы ног. И его прекрасные волосы, и его красота, и его крепкое здоровье – все это оказывается тщетою. Три стрелы Иоава вонзились в сердце, и беспомощный, мертвый Авессалом повис на древе.

Не дай Бог, если и наши дети повиснут «между небом и землею» , так и не найдут Церкви Божией, так и будут всю жизнь метаться, искать колесницы, искать удовольствий, славы, богатства и провисят между небом и землей до самой своей смерти. Не дай Бог, чтобы с нашими детьми случилось то, что случилось с Авессаломом, сыном царя Давида.

И вот бегут к Давиду, псалмопевцу Давиду, чтобы обрадовать его, чтобы сказать ему, что враг его убит. Но для него это не враг, это отрок его, сын его. В Священном Писании говорится:

«И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом?» (2 Цар. 18: 32).

А Хусий, один из сановников царских, уже знал судьбу Авессалома, и он отвечает Давиду:

«Да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя, то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18: 32–33).

Но все было уже кончено, Авессалом погиб, погиб безвозвратно…

Как прекрасно начинается жизнь многих людей! Мы, священники, часто видим младенцев, которых приносят к нам в храм для того, чтобы крестить их. Какая их окружает радость, какая любовь! Мы погружаем этих детей в купель, помазуем их святым миром, сообщая дары Духа Святаго. И как приятно видеть, когда родители воспитывают своих детей в вере, наставляют их в благочестии, и они вырастают, крепнут, становятся красивыми, сильными, целеустремленными людьми. Но как ужасно, когда человек начинает коверкать все в своей жизни, забывает о том, что он крещен, забывает, что он православный, забывает, что его земля – это Святая Русь, и живет, идя путем греха!

Очень часто мне приходится слышать о том, как много погибает сейчас молодежи. Один мой знакомый работает на кладбище, изготавливает памятники для усопших, и он говорит: постоянно привозят, хоронят совсем молодых людей, которые оказались в разных преступных группировках. Убивают девятнадцати-, двадцати-, тридцатилетних, совсем молодых и юных – они сами убивают друг друга. Да, наша молодежь идет путем Авессалома, многие наши дети идут этим путем. И только по благости Божией, как чудо и как милость, дарованная от Господа, есть еще отроки и отроковицы, дети, юноши, молодые люди, которые не отделяют себя от своей Матери-Церкви. Их судьба – это славная судьба верующих людей, о которых сказано в Писании: «Наставь юношу при начале пути: и он не уклонится от него, когда состарится» (Притч. 22: 6).

Прекрасна юность, посвященная Господу. Однажды один проповедник произнес удивительные слова, которые потрясли меня; он говорил так: «Если вам принесут цветы, которые уже завяли, как вы к этому отнесетесь? Должно быть, вам радостно, когда вам приносят хорошие, благоухающие цветы?» И далее он сказал: «Так и Господь: наверное, Он очень радуется, когда молодые люди приходят в церковь». И я думаю, что каждый из посещающих храм очень любит смотреть на наших совсем юных алтарников; их маленькие фигурки в стихарях поистине украшают собой все богослужение. И как тяжело, выйдя из храма, видеть курящих детей, пьющих молодых людей, беззаботно носящихся на машинах, на своих колесницах, по городу, как ужасно слышать о преступлениях среди молодежи!

Пусть же эта беседа об Авессаломе, сыне царя Давида, станет призывом усилить молитвы за наших детей, потому что мы любим их, несмотря ни на что, как несмотря ни на что Давид продолжал любить своего сына, который всегда оставался для него просто отроком Авессаломом. Как он говорил, как восклицал: «Сын мой, сын мой Авессалом!..»

Loading...Loading...