Иверская божья матерь. Икона Иверская Божья Матерь: значение и в чем помогает образ

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Во времена второго периода иконоборчества (813-843) вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалеку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. Монахи Иверской обители вместе с другими афонскими иноками, поспешившими на место чудесного явления, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Ее чудотворную икону.

В описываемое время рядом с Иверской обителью подвизался благодатный старец Гавриил, родом из Иверии. Он вел подвижническую отшельническую жизнь и непрестанно творил Иисусову молитву. Днем и ночью он изучал Священное Писание и творения Святых отцов. Единственной пищей преподобного были горные травы и ключевая вода. Вот этому богоносному старцу и было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.

Братия Ивирона отправилась к морю крестным ходом, по пути церковными песнопениями воспевая Пресвятую Богородицу. Преподобный Гавриил вошел в морские воды, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла к нему прямо в руки. На месте, где старец Гавриил вышел с иконой из воды, была воздвигнута часовня (ныне парклис Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Вратарницы, Иверской)). Это чудесное событие произошло во вторник Светлой седмицы.
Братия Иверской обители с великим благогоговением перенесла обретенный чудотворный образ в свой монастырь. Три дня подряд иноки служили Всенощные Бдения и Божественные Литургии, благодаря Пресвятую Богородицу за оказанную милость.

Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря. Но наутро следующего дня она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Пресвятая Богородица, явившись преподобному Гавриилу, сказала:
«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор чудотворную Иверскую икону стали называть «Вратарница», а некоторое время спустя ее поместили в специально построенную церковь у врат обители.
Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьем. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нем и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

Божественная кара постигла корабли напавших на Иверскую обитель пиратов: разразившаяся буря потопила все корабли, кроме судна их предводителя. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление монастыря.
В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая, ставшей подворьем этого афонского монастыря. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезенного насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:
«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».
Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери.

Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились.
Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель.
Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный, – сказала Жена и сделалась невидимою.
Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания ее обители.
Знаменитый певчий Нектарий Влах (1812-1890), приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский монастырь, был во время братской трапезы отравлен другими певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошел в церковь Пресвятой Богородицы Вратарницы и, обратившись с горячей молитвой к Божией Матери, выпил масла из лампады от Ее иконы. Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни.

Перед первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на Иверской иконе изменилось и стало грозным
Множество исторических данных сохранилось о случаях исцелений у Иверской иконы недужных, слепых, хромых и бесноватых. По молитвам у чудотворного образа, братия Иверского монастыря неоднократно получала чудесную помощь во время недостатка муки, вина и масла.

Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. монаху Феофану.

Дни празднования Иверской иконе Божией Матери:

12 февраля (25 февраля) и во вторник Светлой седмицы - обретение образа на горе Афон;
13 октября (26 октября) - перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «АФОНИТ.INFO» ()

В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы обретения первообраза в море у Афонской горы

Икона Иверской Божией Матери («Вратарница») одна из самых почитаемых в мире, и самых недоступных. Начнем с того, что последняя женщина, которая ее видела, жила более 1200 лет назад. По преданию, это была вдова из Никеи, хранившая образ у себя в доме и во времена иконоборчества пустившая икону плыть по морским волнам, чтобы не допустить ее поругания.

В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон (Иверского, Грузинского). Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы.

Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. Достаточно вспомнить принесение в прошлом году в Москву из монастыря Ватопед пояса Пресвятой Богородицы. В настоящее время десятки тысяч людей приезжают в Салоники поклониться принесенной туда из столицы Афона Кареи иконе Божией Матери «Достойно Есть».

В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала. Напротив, существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона.

Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская…

Иверская икона достаточно большая - 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь». На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» - сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.


Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом - в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами. Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб. Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.


Панорама монастыря Ивирон, рисунок русского паломника В.Г. Григоровича-Барского, 1744 г.


Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители. После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею... Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» («Вратарницей»). Храм Пресвятой Богородицы Портаитиссы был построен в конце XVII в., предположительно на месте средневекового храма. Фото: www.agionoros.ru


Акафист перед иконой «Вратарницы» читает митрополит Волоколамский Иларион, Афон, монастырь Ивирон, 26 октября 2010 г. Фото: служба коммуникаций ОВЦС МП


Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». образ был написан иконописцем "киром Иамвлихом Романовым". Итак, осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).


Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь. Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной


В мае 2012 году древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь. Фото: .


25 мая 2012 года перед иконой был совершен молебен на Васильевском спуске. Его возглавили Патриарх Москоский и всея Руси Кирилл и архепископ Афинский и всея Эллады Иероним II. Фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси .


Иверская часовня у Воскресенских ворот, фото начала XX века. В часовне хранилась икона написанная царскими иконописцами в XVII в., т.н. Московская Иверская. Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы.


Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною...» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской... Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».


Иверская икона Божией Матери, Москва, последняя четверть XVII в., Государственная Третьяковская Галерея, храм свт. Николая в Толмачах. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что эта икона и есть Московская Иверская.


В храме Воскресения Христова в Сокольниках хранится образ из Иверской часовни. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом


Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина (Федченкова, впоследствии митрополита). Многие жертвовали на выкуп иконы свои последние средства. Парижская Иверская икона хранится на Трехсвятительском подворье (рю Петель, 5), где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.


В 1995 году Иверская часовня была восстановлена и торжественно освящена Патриархом Алексием II.


Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.


Список Иверской иконы из Николо-Перервинского монастыря. Часовня у Воскресенских ворот была приписана к монастырю еще в 1659 году. Молебны в ней служили перервинские иеромонахи. Фото: В.Ходаков, И. Лазута, пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси .


Иверская икона из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы - 12 (25) февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя.


Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир - образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес. Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор не выясненных обстоятельствах, а икона исчезла. Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.


По легенде, список с афонской Иверской иконы был передан осетинам св. царицей Тамарой. В 1768 г., по указу Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были переселиться на новое место. Они взяли с собой и чтимый образ. Путники заночевали на берегу Терека, у города Моздока. Ночью от иконы лился свет. Утром же волы отказались двигаться с места и везти телегу, на которую был водружена икона. Одному осетину во сне явилась Божия Матерь и приказала оставить икону на этом месте. Известие дошло до архиерея, и образ был перенесен в собор. Моздокская Иверская икона почитается по всему Северному Кавказу и на Дону.


Список Иверской иконы из Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (Сиони) в Тбилиси. Написана на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году. Патриарх Илия ΙΙ и сам пишет иконы. Одна из них, чтимый образ Иверской, находится в новом кафедральном соборе Пресвятой Троицы (Цминда Самеба).


Список Иверской иконы из Роженовского монастыря, Болгария, конец XVIII в.


Иверская икона Божией Матери, Кострома, конец XVII-начало XVIII в.


Распространенная иконография рубежа XIX-XX вв. Как правило, такие иконы тиражировались в мастерских Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне

Подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Иверская икона Богоматери носит имя монастыря, который расположен в Грузии. Как гласит придание, образ сам пришел туда по собственному желанию, и по сей день находится там. Написал икону евангелист и Святой апостол Лука по благословению Пресвятой Богородицы при Ее земной жизни.

История Иверской иконы Божьей Матери

Первое упоминание об иконе датируется IX веком. В этот период царствовал греческий император Феофил. Согласно его приказу люди, почитавшие иконы, предавались гонениям, а сами полотна уничтожались.

Образ Божьей матери был спасен благочестивой вдовой. К ней в дом ворвались воины, и один из них запустил в него копье. Каково же было удивление и ужас всех присутствующих, когда с образовавшегося сечения пошла кровь . Упав на колени, солдат стал молить о прощении за содеянное. Испугавшись за святыню, вдова пообещала воинам деньги и попросила не трогать икону, подождать до утра. Смущенные видом крови и жадные до денег иконоборцы согласились.

Помолившись, женщина ночью отправилась к морю и опустила образ в воду. Икона стала вертикально и начала удаляться ликом к берегу, пока не скрылась из виду.

Спустя два века монахи Иверского монастыря увидели в море образ, от которого исходил огненный столб. Прежде чем взять его, старцы долго молились. После молебна о даровании монастырю святыни по велению Божьей Матери, явившейся во сне, благочестивый инок Святой Гавриил пошел по воде и, приняв икону, поставил ее в храме.

Но на следующее утро она была обнаружена над воротами обители. Так продолжалось до тех пор, пока Гавриилу во сне Пресвятая Дева открыла свою волю , что она желает быть хранительницей монастыря.

Образ поставили над воротами. Поэтому икону еще называют Привратницей или Вратарницей .

Описание изображения

Икона написана в византийской традиции и представляет собой один из видов «Одигитрии». Образ имеет вертикальную форму. Богородица изображена с наклоненной к сыну головой. На ее левой руке - младенец, одетый в зеленый хитон. Правая рука в молении протянута к Спасителю, указывая одновременно на Него.

Лик Спасителя немного повернут к Богоматери, которая склонила к Нему голову. Главное отличие - следы ранения, по которым можно сразу узнать этот образ среди множества других. Также характерным является золотистый мягкий тон, переходящий в полупрозрачную нежную лазурь.

Иверская икона Божьей Матери славится немалыми чудесами . Ее описание не способно передать выражения глубокой печали и высшего знания, характерных для византийского образа Небесной Царицы. Лик изображен в своеобразной манере написания. Это крупные, массивные черты и широко раскрытые миндалевидные глаза, с устремленным вдаль глубоким взглядом.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным окладом с позолотой, изготовленным грузинскими мастерами. Оклад оставляет открытыми только лики Младенца и Богоматери. На полях его изображены чеканные полуфигуры двенадцати апостолов.

Полотно имеет довольно большой размер. Его ширина составляет 87 сантиметров, высота - 137 см.

Значение для верующих

Иверская икона является прямым свидетельством, что Матерь Божья взяла весь род человеческий под Свое Заступничество. Чудесным образом явившись на Афон, она стала щитом для всех молящихся на Святой горе. Это удивительный по чудотворному проявлению образ. В чем же сила Иверской иконы Божьей Матери от чего помогает:

  • исцеляет от заболеваний;
  • восполняет запасы;
  • избавляет от набегов варваров;
  • вразумляет сошедших с верного пути.

Но ограничений на молитвенные просьбы нет. Божья матерь помогает в духовных немощах и разных бедах. Надеясь на поддержку свыше, ей каждый доверяет самое сокровенное.

Главное предназначение образа - помогать тем, кто раскаялся в своих грехах, ищет в себе силы для того, чтобы встать на правильный путь. Большое значение имеет икона для людей с телесными и душевными проблемами. Чтобы помочь близким, молиться могут и родственники. С помощью образа избавляются от различных неприятностей и обретают успокоение.

Иверская икона Пресвятой Богородицы Вратарница для дома является отличной защитой от негатива разного рода.

Чудотворная икона не однажды доказывала свою силу.

Однажды образ Богоматери проучил самих монахов. Как-то к монастырю пришел нищий и попросился переночевать. Однако он получил отказ из-за отсутствия платы, которую с него потребовали. Отправившись дальше, этот человек встретил добрую женщину, и она дала ему золотую монету.

Бедняк вернулся в монастырь и отдал монету привратнику. Увидев ее, иноки поразились тому, насколько она древняя, и вспомнили, что такие же монеты были на окладе иконы Божьей Матери. Монахи попросили бедняка рассказать, где он ее взял, он поведал о незнакомке. Старцы поняли, что это была сама Богородица .

В тот день на острове испортились без видимой причины все продукты. С тех пор никогда больше монахи не брали с бедных странников деньги за ночлег и трапезу.

Российские списки

Оригинал Иверской иконы и сегодня пребывает в афонском монастыре. Более тысячи лет с момента своего появления она не покидала обитель. Три раза в год ее выносят монахи из надвратного храма:

  • перед Пасхой в Субботу;
  • вечером накануне Рождества;
  • в праздник Успения Богородицы.

Люди обращались многократно к монахам с просьбой привезти икону к ним в селения. В ответ на просьбы иноки делали копии, так называемые - списки. Для России первый список был сделан в 17 веке. Перед началом работы обязательным условием был продолжительный молебен. Затем образ омывали святой водой. Этой водой освящали список. Иконописец ее смешивал с красками. До тех пор, пока работа не была окончена, продолжали служить молебны и Литургию.

В столицу России икона была привезена 13 октября 1648 года. В этот день был установлен церковный праздник. Сначала образ находился в одном из Кремлевских храмов. Позже его переместили в Новодевичий монастырь.

Восемь лет спустя появился второй список, который по размерам соответствует оригиналу. Он был заказан патриархом Никоном, начавшим строительство Иверского монастыря. Было строго запрещено копирование икону. Ее украсили дорогим окладом из камней и золота.

В 1656 году святыню привезли на Валдай и установили в честь этого еще один праздник (12 февраля). После революции икона пропала, и где она находится сегодня, не известно.

Заключение

Иверский монастырь на Афоне - хранитель многих христианских святынь. Чтобы там побывать, понадобится оформить разрешение. Встречают паломников монахи приветливо, можно останавливаться на ночлег в любом из храмов.

Поехать на Афон, к сожалению, разрешено только мужчинам. Женщины могут свободно посещать Иверские монастыри в России или молиться дома возле святого образа. Милость Божия границ не знает и распространяется на всех, кто имеет твердую веру.

Иконы Иверской Божией Матери






Почитание чудотворного образа Пресвятой Богородицы, ныне именуемого Иверским, восходит к IX веку. По преданию, во времена правления императора-иконоборца Феофила в окрестностях города Никеи в Малой Азии жила благочестивая вдова, в доме которой хранилась чтимая икона Пресвятой Богородицы. Один из царских надсмотрщиков, увидев икону, пронзил ее. Из правой щеки потекла кровь, как из раны живого человека, и злодей, придя в ужас, пал на колени и со слезами просил у Богородицы прощения. Понимая, что чудотворный образ могут найти и уничтожить, раскаявшийся иконоборец посоветовал вдове спрятать ее. Вдова ночью отправилась на берег моря и, помолившись, пустила икону по морю — на волю Божию.

Через некоторое время икона приплыла к берегам Афона. Монахи Иверского монастыря ночью заметили, что от предмета, плывущего по водам моря, исходит сияние, похожее на восходящий к небу огненный столп. Это дивное явление продолжалось несколько ночей подряд. Подплыв в лодке поближе, иноки увидели икону Богоматери, но вынуть из воды не сумели: по мере их приближения образ удалялся. Иноки собрались в храм для совместной молитвы, прося Саму Богородицу о помощи в обретении иконы. Божия Матерь явилась в видении одному из монахов, иноку Гавриилу, сказав, что желает даровать Свой образ Иверской обители. После усердных молитв иноки крестным ходом вышли на берег моря, икона приблизилась к берегу, Гавриил вошел в морские воды и благоговейно принял ее.

Образ был внесен в монастырский храм, но уже на следующее утро исчез: монахи нашли его на стене над вратами обители. Его возвратили в храм, но на следующее утро история повторилась. Богоматерь вновь явилась в видении иноку Гавриилу и открыла Свою волю: икона должна находиться над вратами обители, охраняя ее. Монахи исполнили воля Пречистой Девы: над вратами был сооружен небольшой храм, а чудесным образом обретенная икона Богоматери получила название Портатиссы или Вратарницы.

Происхождение иконы стало известно через несколько лет, когда в Иверскую обитель попал сын вдовы — прежней владелицы иконы; он принял здесь монашеский постриг.

История почитания Иверского образа на Руси начинается в первые годы царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий.

Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит , будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список.

По свидетельству архимандрита Пахомия, в течение всего времени работы иконописец иеромонах Ямвлих Романов строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия Иверской обители дважды в неделю совершали всенощные бдения и Литургии. Список полностью идентичен древнему чудотворному образу, не отличаясь от него ни размерами, ни изображением. На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского. Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись «Вратарница Иверская», над правым Ее плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов.

13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и , духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября.

Первоначально Вратарницу поставили в Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе , который в XVI-XVII веках именовался домом Пречистой Богородицы и имел статус «царского богомолья».

Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в в Сокольниках. В Третьяковской галерее хранится еще один список Иверской иконы — она находилась в Иверской часовне и предназначалась для совершения молебнов на дому у тяжкоболящих; в нижней части этой иконы имеются специальные петли для удобства транспортировки.

Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.

После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея.

В 1994 году в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь; в 2010 году архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря.

25 апреля 2012 года Патриарший наместник направил министру культуры Российской Федерации А.А. Авдееву письмо с просьбой о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование Новодевичьему монастырю находящейся в Государственном историческом музее и входящей в федеральный музейный фонд исторической святыни Русской Православной Церкви — Иверской иконы Божией Матери, вывезенной в 2010 года из Смоленского собора, а также комплекта евхаристических сосудов, принадлежавших обители.

Приказом министра культуры РФ от 26 апреля 2012 года Государственному историческому музею было дано разрешение на передачу испрашиваемых святынь в безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви в порядке, предусмотренном государственным законодательством Российской Федерации. В тот же день между Государственным историческим музеем и Московской епархией был заключен Договор о передаче музейных предметов религиозного назначения в безвозмездное пользование. В соответствии с этим договором для хранения и использования в богослужебных целях безвозмездно на срок существования православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви в Новодевичий монастырь Московской епархии передаются икона Божией Матери Иверская, а также комплект серебряных евхаристических сосудов XIX века — потир, дискос и звездица.

6 мая 2012 года чтимый образ в Новодевичий монастырь. В торжественной церемонии приняли участие председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент России , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил молебное пение перед иконой в Смоленском храме обители.

Затем святыня была перенесена в Успенский собор обители, где и будет отныне находиться, поскольку историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году.

Многие из нас слышали об иконах, которые обладают чудодейственной силой. Среди них и чудотворная (Иверская). Она в первую очередь помогает тем, кто раскаялся в своих содеянных грехах и стал на путь покаяния. Перед иконой молятся о своих близких, об исцелении как душевных болезней, так и телесных. Этот образ рекомендуется иметь в каждом доме. Молитва перед ним поможет сохранить жилище от различных бедствий, в том числе и от нападения врагов.

Где можно увидеть икону

Икона "Иверская Божья мать" находится в Иверском монастыре в Греции на Афоне. По всему миру в честь этой иконы сооружено множество храмов. Не исключением является и Россия, где подобные храмы находятся в Беляеве, на Всполье, в Бабушкине. В них хранятся списки с изготовленные в Греции или в России, это не имеет значения, так как любая копия этой иконы становится чудотворной. В качестве примера можно рассмотреть храм на Всполье. Образ Иверской Божьей матери протоиерей Григорий принес в церковь из собственного дома во время ее открытия. Через определенное время от иконы начали происходить те или иные исцеления.

В мире существует множество списков, 16 из которых стали наиболее известными. Так, в находится икона "Иверская Божья мать", которая написана священником Ямвлихом Романовым в 1648 году. Данный образ представляет собой точный список с афонской иконы, сделанный по заказу по прошению Никона, который впоследствии стал Патриархом Московским. Доску, на которой была написана икона, вначале обливали священной водой, служа молебен Богоматери. Затем эту воду собирали, так как она использовалась для замешивания красок, которыми впоследствии и была написана икона.

Помимо этого, на Афоне был написал известнейший список, который сейчас хранится в Валдайском Святоозерском Иверском монастыре. В Москве в Иверской часовне также хранится копия образа. Подобный список есть и в в Смоленском монастыре, в Тамбове, в Саратове и многих других местах.

Как появилась в Афоне

Недалеко от Никии жила благочестивая вдова, которая тайно хранила в своем доме образ Богоматери. Когда это открылось, в дом пришли воины и хотели отобрать икону. Один из них даже ударил святыню копьем, после чего из образа Пречистой потекла кровь. Помолившись, женщина, дабы уберечь икону, взяла ее и опустила в море. Образ стоя поплыл по волнам. В один прекрасный день насельники Иверского монастыря над морем увидели святящийся столп, который поднимался над образом, стоящим на воде. После видения Гавриил пошел по воде и забрал икону. Ее поставили в часовне, но наутро образ обнаружили над монастырскими воротами. Попытки отнести ее на прежнее место заканчивались неудачей. Тогда Богородица вновь явилась Гавриилу и поведала о том, что она не хочет, чтобы ее охраняли, а что хочет сама всех защищать и оберегать. В результате была построена надвратная церковь, в которую и поместили икону. Свое "Иверская Божья мать" получила от своего местонахождения. В истории обители есть много рукописей о благодатной помощи Божией Матери. Так, в период голода чудесным образом пополнились запасы пшеницы, елея и вина. Много раз образ защищал монастырь от нападений. Примером является гибель персов во время осады монастыря, когда внезапно поднялась буря и потопила все корабли.

Икона Иверской Божьей Матери: описание

Она имеет достаточно большие размеры. Ее высота составляет 137 сантиметров, а ширина - 87. Икона имеет два оклада, которые периодически меняются. Чеканный оклад является более древним. Он сделан грузинскими мастерами в 16 веке, внизу имеется запись на языке изготовителя. С обратной стороны иконы изображен крест с монограммой и сокращенной фразой «Христос дарует благодать христианам». Второй оклад является более поздним. Отличительной особенностью являются изображения апостолов на полях образа в полный рост, в то время как на первообразе они поясные. Как и большинство чудотворных икон, она украшена многочисленными пожертвованиями.

Loading...Loading...