Филиппов в э департамент культуры. Владимир филиппов о том, как управлять культурой, когда закрывают выставки. Высокая культура ночной жизни

Как стало известно «Шторму», Сергей Собянин крайне недоволен работой руководителя Департамента культуры Москвы Александра Кибовского. «Он просто собрал всех и сказал: «Я не понимаю, что собой представляет московская культура при Кибовском», - рассказал «Шторму» собеседник, близкий к мэрии. По его словам, недовольство мэра во многом связано с низким уровнем публичности руководителя департамента. В отличие от своей сестры, куратора и организатора культуры Екатерины Кибовской, он не избалован вниманием медиа, редко дает комментарии в СМИ и почти не появляется на мероприятиях.

О том, что Кибовский покинет московское правительство после выборов, говорят уже давно. В начале июня самый известный анонимный Telegram-канал о культуре «Закулиска» приводил необычный аргумент: если Екатерина Кибовская получила Гостиный двор в качестве площадки для Московского биеннале молодого искусства, значит, Кибовскому придется попрощаться с должностью. Источники канала ссылались на некое «равновесие», которое необходимо сохранить градоначальнику. Позднее крохотный анонимный канал «Сплетница» сообщил, что Кибовский «достал Собянина», и потому в новом правительстве его не будет.



Заместителя руководителя департамента культуры Владимира Филиппова считают основным кандидатом на место Кибовского. Утверждается, что все последние годы он куда активнее последнего взаимодействует с профессиональным сообществом. Его хорошо знают и в городских учреждениях, и в частных институциях. Филиппов воспринимается как тот человек, который реально руководит московской культурой, вникает во все вопросы и выстраивает долгосрочные отношения в отрасли.

О Филиппове говорят как о человеке из «московских молодежек». С 2008 года он руководил управлением департамента семейной и молодежной политики в Северо-Восточном округе, где создал систему молодежных советов. В 2012 году Филиппов стал заместителем руководителя департамента. После того как ведомство семейной и молодежной политики слили с депкультом, Филиппов занял там должность заместителя руководителя.

Между тем в аппарате мэра считают, что разговоры об уходе Кибовского - стандартная предвыборная болтовня. Вспомним, как много было разговоров о том, что Мединский доживает последние дни в правительстве Медведева. Сегодня немного стыдно вспоминать обо всех этих кандидатах, которых осведомленные источники в правительстве, думе и администрации президента прочили на пост главы культурного ведомства: руководитель управления общественными проектами Сергей Новиков, советник президента по культуре Владимир Толстой, депутат Елена Ямпольская, тот же Кибовский. «В любом случае, нам абсолютно все равно», - подчеркнул собеседник «Шторма».

Пресс-секретарь Александра Кибовского Анна Шалимова сказала «Шторму», что разговоры об уходе Кибовского абсолютно беспочвенны.

Крупным планом

Валерий Крючков

Продолжаем изучать деятельность Департамента культуры города Москвы в части молодежной политики. В рамках предыдущих публикаций по данной теме уже заведено одно уголовное дело. Но, похоже, что теперь под удар попала не только молодежная политика, но и детский отдых в столице. Почему многомиллионные затраты города не приносят отдачи ни в «молодежке», ни в организации детского отдыха?

В предыдущих статьях мы о том, как уводились сотни миллионов из бюджета Департамента культуры, который город выделял на молодежную политику.

На наши публикации обратила внимание общественность, депутаты Госдумы РФ, правоохранительные органы. В рамках журналистских расследований уже заведено одно уголовное дело по факту нецелевого расходования бюджетных средств. Напомним, в ходе проверки Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве только по одному из эпизодов, описанных в публикациях, был установлен факт нецелевого расходования бюджетных средств на сумму более восьми с половиной миллионов рублей.

Сейчас внимание правоохранительных органов привлек очередной контракт на проведение выездного образовательного лагеря «Волонтеры и гражданские активисты» в Подмосковье почти на 5 млн. руб., который был заключен в 2013 году. По предварительной информации конкурс был проведен, деньги разыграны, но само мероприятие вообще не проводилось. Миллионы просто ушли кому-то в карман. Очень хочется выяснить - кто же за всем этим стоит. Но пока что ясно одно: без ведома заместителя руководителя Департамента культуры Владимира Филиппова, который отвечал за молодежный сектор, дело не обошлось. Ведь по условиям любого государственного контракта, прежде чем перечислить Исполнителю деньги, Заказчик должен подписать акт выполненных работ, тем самым подтверждая, что работы были выполнены в полном объеме и претензий к Исполнителю нет. Напрашивается вывод - на каком основании были согласованы акты выполненных работ. На эти вопросы и предстоит ответить следствию. А мы продолжаем анализировать деятельность тех, кто занимался молодежной политикой Москвы.

Итак, контракты и техзадания формировал Департамент культуры и за все эти процедуры в последней инстанции отвечал заместитель руководителя Департамента Владимир Филиппов. Вторая важная фигура - это Василий Овчинников. Ранее он был руководителем ГБУК г. Москвы Московского многофункционального культурного центра (в 2014 - Московский молодежный многофункциональный центр, в 2013 году - Многофункциональный молодежный культурно-деловой центр в Северо-Восточном административном округе города Москвы), а в 2015 году занял пост руководителя Мосгортура - структура, финансирование которой гораздо более серьезное, в десятки раз превышающее бюджет МММК. Также в подчинении Департамента культуры было несколько ГУ, куда распределялись деньги на молодёжную политику. Ранее одно из ключевых ГУ «Московское агентство реализации общественных проектов» возглавлял Михаил Арутюнов (в настоящее время проходит фигурантом по одному из уголовных дел).

По странному стечению обстоятельств, Владимир Филиппов, Василий Овчинников, Михаил Арутюнов и практически все руководители подведомственных Департаменту культуры в части молодёжной политики ГУ являются бывшими студентами РГСУ и выходцами из одной и той же организации - «Студенческой общины». С начала трудовой деятельности Владимира Филиппова в Департаменте и до сего дня формируется некое лобби из «своих». Так, к примеру, Василий Овчинников, перейдя в Мосгортур, на свое бывшее место руководителя Московского многофункционального культурного центра поставил супругу - Людмилу Цой, которая занимает этот пост до сегодняшнего дня.

А о тесных финансовых взаимоотношениях ключевых фигур говорит тот факт, что еще в 2005 году трое компаньонов: Владимир Филиппов, Василий Овчинников и Михаил Арутюнов зарегистрировали АНО «МИР» («Молодежные инициативы регионов»). Данная структура в бытность работы господина Филиппова в Департаменте семейной и молодежной политики выиграла там несколько конкурсов. Но это не единственный пример, когда «свои» организации оказывались участниками и победителями конкурсов. Так, по нашей информации, господин Арутюнов занимал пост генерального директора ООО «Социализм Про Медиа» - организации, которая выиграла контракты ГУ, подведомственных Департаменту культуры в 2013 и 2014 году. А вот сколько эта структура работала на субподряде - это уже предмет более детального разбирательства.

Василий Овинников, который,кстати, является членом Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве, помимо всего прочего незаконно получил звание «Почетный работник молодёжной политики». (На официальном сайте ГУ МВД России по г. Москве, на странице Общественного совета в анкете Василия Овчинникова в сведениях о наградах указана информация о том, что он - «Почетный работник сферы молодежной политики» (приказ № 239-нг от 22 июня 2009 г. Министерства спорта туризма и молодежной политики).) Однако дело в том, что по правилам данное звание может присваиваться лишь через 10 лет деятельности на данном поприще. А вот Василий Овчинников каким-то образом получил его спустя два года после окончания университета, так сказать, по ускоренной схеме. Соответственно, выходит, что господин Овчинников ввел в заблуждение руководителей ведомства, которое присвоило ему почетное звание.

В целом хочется отметить, что за последние несколько лет молодежная политика в городе пришла в упадок - нет ни единой стратегии, ни отдачи от мероприятий с многомиллионным бюджетом. Может быть, все дело в том, что кто-то сформировал лобби из людей, которые используют государственный бюджет в своих личных целях?

А теперь Василий Овчинников занялся детским отдыхом. Как мы уже сообщали выше, в 2015 году он занял пост Генерального директора ГАУК «Мосгортур». Мы проанализировали только несколько контрактов данной структуры за 2015 год, и нашли много интересного.

Так, в рамках организации и проведения летом 2015 года «Мастерских творческих каникул» было проведено семь конкурсов в период с середины июня 2015 по середину июля 2015. А всего разыграно девять лотов на общую сумму более 25 миллионов рублей. О большинстве мероприятий, которые должны были проходить в рамках разыгранных конкурсов на проведение «Мастерских творческих каникул», никакой информации обнаружить не удалось. Также вызывает множество вопросов формирование и размер сметы по ряду договоров.

Самый крупный конкурс на 13 171 257 руб. привлек особое внимание.В рамках контракта Исполнитель должен был организовать две двухнедельные смены с 8.30 до 18.00 (в каждой смене не менее 240 детей в возрасте от 11 до 16 лет включительно), обеспечить помещение, квалифицированный персонал и трехразовое питание. Согласно информации из открытых источников и отзывам родителей на форумах - и первая, и вторая смены были проведены в общежитии МАМИ №4. Условия пребывания детей нельзя было назвать премиальными - вот что пишет одна из родительниц: «В плане быта не очень, старое всё, кровати скрипят, линолеум потрескался...».

То есть, за тринадцать миллионов на четыре недели были сняты помещения в общежитии с потрескавшимся линолеумом. Про питание родители в блогах также отзывались крайне негативно: кормили в лагере детей весьма скромно.Если разделить общую сумму на 480 детей с учетом всего срока пребывания, то получается, что неполный день в общежитии МАМИ обходился почти две тысячи рублей на одного ребенка. Для сравнения: на официальном сайте «Мосгортура» за ту же самую сумму в сутки в настоящее время можно отправить ребенка в один из фешенебельных коттеджных поселков «Камчия», расположенных на берегу моря в Болгарии - с трехразовым питанием, открытым бассейном, многофункциональным спортивным комплексом и лечебно-оздоровительным комплексом.

Или, к примеру, возьмем конкурс на Оказание услуг по организации и проведению 1 слета вожатых с суммой контракта 14 198 450 руб... Здесь вообще творятся самые настоящие чудеса. Причем, все сделано настолько грубо, что даже удивительно - как люди с большим опытом работы могли допустить такую халатность в документации на официальных открытых источниках.

Согласной официальной информации и публикациям СМИ на самом деле 1 слет вожатых состоялся не в 2015 году, когда был разыгран конкурс, а годом ранее - в 2014 году. Скан договора, размещенный на официальном портале в рамках закупки 2015 года также был заключен в 2014 году. Дата подписания договора за подписью руководителя Мосгортура Василия Овчинникова - 1 ноября 2014 года, а срок оказания услуги указан до 29 декабря 2014 года. Часть листов с характеристиками ТЗ отсутствует. А теперь начинается самое интересное: получается, что Заказчик провел мероприятие годом ранее и, тем не менее, в 2015 году вновь заключил договор на организацию и выполнение данного мероприятия. Как такое могло произойти - это также предмет для разбирательства в правоохранительных структурах.

А вот еще один любопытный факт: в рамках изготовления формы вожатых с символикой Мосгортура было потрачено 30 миллионов 39 тысяч двести пятьдесят рублей. http://bit.ly/2cGpTQR http://bit.ly/2bptV2f Но при этом во многих лагерях родители жалуются на ужасные условия, плохую еду и антисанитарию. Как такое может быть: тратить миллионы на внешнюю атрибутику и не уделять должного внимания самым главным вещам. Получается, что банальная показуха для руководителей данной организации стоит на первом месте.

И напоследок - один из ярких контрактов за 2015 год, который удалось обнаружить - это подготовка текста Отчета об устойчивом развитии ГАУК «Мосгортур» в 2014 году за 950 000 руб... В конкурсе победила Межрегиональная общественная организация «Ассоциация менеджеров». Исполнитель должен был написать отчет об устойчивом развитии Мосгортура в 2014 году на 50 страниц. В этой связи стоит отметить, что «Ассоциацию менеджеров» и Василия Овчинникова связывают тесные партнерские взаимоотношения. На площадке Ассоциации в период с сентября по октябрь 2015 года были проведены ряд мероприятий МММЦ (Напомним, раннее эту структуру возглавлял Василий Овчинников, а теперь ею руководит жена Овчинникова - Людмила Цой).

Стало ли это случайным совпадением, но в сентябре 2015 года Генеральный директор Мосгортура Василий Овчинников вошел в престижный рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров», став одним из лучших управленцев номинации “Сервис”. Рейтинг является совместным проектом Ассоциации менеджеров России и издательского дома “Коммерсантъ”. При этом, так и остаётся открытым вопрос: был ли подготовлен текст отчета и насколько качественно был проведен анализ, поскольку документ не удалось обнаружить в открытом доступе ни на официальных ресурсах самого Мосгортура, ни в любых других открытых источниках.

Мы только приступили к анализу деятельности Мосгортура и дальше будем пристально изучать всю документацию и порядок работы этой структуры.

Спорные моменты деятельности структур Департамента культуры должны стать предметом для пристального разбирательства правоохранительных органов и дать пищу для размышлений руководству города.

Просим продолжить правоохранительные органы разбирательство по этим и ранее указанным эпизодам, депутатов Госдумы обратить внимание. И, надеемся, что мэр Москвы поручит Главному контрольному управлению г. Москвы провести комплексные проверки подведомственных Департаменту культуры структур - Московского многофункционального культурного центра, Центра молодежного парламентаризма, Агентства общественных проектов за 2012 - 2015 гг.

В 2004 году c отличием окончил Московский государственный социальный университет Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Учась в университете, был председателем студенческой академии социальных наук.

В 2007 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук.

С 2008 по 2012 год – начальник Управления Департамента семейной и молодежной политики в Северо-Восточном административном округе города Москвы. Один из первых создал систему Молодежных советов.

С 2012 по 2013 год – заместитель руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

17 апреля 2013 года назначен исполняющим обязанности руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

С 2013 по 2018 года – заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы.

С 23 октября 2018 назначен заместителем руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Курируемые вопросы: межведомственные проекты в сфере социального развития.

Присвоен классный чин государственного советника города Москвы 1-го класса.

Награды:

Медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени; Почетная Грамота Президента Российской Федерации; Почетная грамота Министерства спорта Российской Федерации; Почетная грамота Федеральной службы судебных приставов; Награжден знаком "Почетный работник сферы молодежной политики в Российской Федерации"; Награжден памятной медалью "XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в городе Сочи".

Ведет вопросы:

организации нестационарного социального обслуживания населения (за исключением надомного социального обслуживания);

развития современных форм и технологий нестационарного социального обслуживания граждан;

оказания материально-бытовой и другой социальной помощи нуждающимся гражданам;

организации работы по реализации мероприятий для людей старшего возраста с целью повышения их качества жизни, активного долголетия и социальной адаптации в обществе;

организации работы по формированию, ведению реестра поставщиков социальных услуг;

организации работы по оказанию социальной помощи лицам, пострадавшим в результате террористических актов и техногенных катастроф;

взаимодействия с общественными и некоммерческими организациями, в том числе церковными, оказания им государственной поддержки, выделения субсидий на реализацию социально значимых проектов;

координации работы по оказанию благотворительной и гуманитарной помощи малообеспеченным гражданам, взаимодействия с общественными организациями ветеранов по вопросам социальной поддержки и оказания им различных видов адресной помощи;

организации работы по обучению и повышению квалификации социальных и медицинских работников отрасли труда и социальной защиты населения, а также методической работы в организациях нестационарного социального обслуживания;

организации отдыха и оздоровления ветеранов войны, труда и боевых действий;

организации культурно-массовых мероприятий в отрасли труда и социальной защиты населения;

развития молодежной политики в отрасли труда и социальной защиты населения;

международного и межрегионального сотрудничества в отрасли труда и социальной защиты населения;

обеспечения проведения форумов, выставок, презентаций и т.д. в отрасли труда и социальной защиты населения;

координации реализации региональной части национального проекта «Демография» в соответствии с компетенцией Департамента;

совершенствования нормативной правовой базы по курируемым направлениям деятельности;

проведения организационно-методической работы по курируемым направлениям деятельности;

проведения разъяснительной работы, взаимодействия со средствами массовой информации по курируемым направлениям деятельности;

развития клиентоориентированности в учреждениях подведомственной сети;

проведения социологических исследований;

согласования кандидатов на должности директоров и заместителей директоров подведомственных учреждений по курируемым направлениям деятельности;

утверждения Государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждений, подведомственных непосредственно Департаменту, по направлениям своей деятельности;

организации разработки базового (отраслевого) и ведомственного перечней государственных услуг по курируемым направлениям деятельности;

осуществления взаимодействия с органами государственной власти города Москвы, федеральными органами государственной власти, организациями по курируемым направлениям деятельности;

организации независимой оценки качества предоставления социальных услуг в отношении курируемых подведомственных учреждений;

организации работы по подготовке технических заданий для проведения торгов по размещению городского заказа по направлениям своей деятельности.

Осуществляет контроль за деятельностью и координацию работы» следующего содержания:

Управления развития социальной сферы;

Управления проектов в сфере благополучия и долголетия;

ГКУ «Ресурсный центр развития социальных коммуникаций»;

ГУП «Московская социальная гарантия» в части организации отдыха и оздоровления ветеранов войны, труда и боевых действий;

ГКУ «Московский центр развития социальных технологий»;

АНО «Московское агентство социального развития»;

управлений социальной защиты населения Москвы по курируемым направлениям деятельности;

территориальных центров социального обслуживания, центров социального обслуживания, их филиалов;

подведомственных организаций по курируемым направлениям деятельности.

Осуществляет государственный контроль по курируемым направлениям деятельности.

Подписывает приказы о передаче материальных ценностей государственными учреждениями Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по курируемым направлениям деятельности, а также об их списании.

Согласовывает приказы о приеме материальных ценностей государственными учреждениями Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по курируемым направлениям деятельности.

Возглавляет совещательные и консультативные органы, созданные Правительством Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы по курируемым направлениям деятельности.

Подписывает документы, оформляемые при реализации Правительством Москвы прав учредителя Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский центр развития социальных технологий».

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о назначении Владимира Филиппова на должность заместителя руководителя столичного департамента труда и социальной защиты населения. Документ опубликован на официальном сайте мэра Москвы.

"Назначить В.Филиппова на должность заместителя руководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы с заключением служебного контракта сроком на три года, но не превышающим срок полномочий мэра Москвы"

Отмечается, что В.Филиппов освобожден от замещаемой должности заместителя руководителя департамента культуры Москвы.

/ вторник, 23 октября 2018 года /

темы: Собянин

Мэр Москвы Сергей Собянин назначил нового заместителя главы Департамента труда и социальной защиты населения. Им стал Владимир Филиппов.

В распоряжении, подписанном Сергеем Собяниным, говорится, что с Филипповым будет заключен контракт на три года, однако срок его службы не будет превышать срок полномочий мэра Москвы.

До сих пор Владимир Филиппов занимал пост заместителя руководителя Департамента культуры Москвы. Соответственно, теперь он от этой должности освобождается.



Мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о назначении Валерия Шкурова на должность первого заместителя руководителя департамента развития новых территорий столицы. . . . . . Шкурова на должность первого заместителя руководителя департамента развития новых территорий Москвы", - говорится в распоряжении.

Согласно документу, служебный контракт с В.Шкуровым заключен на пять лет, но не превышает срок полномочий мэра Москвы.


Мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о назначении Андрея Сухова первым заместителем председателя комитета по архитектуре и градостроительству столицы. . . . . .

"Назначить А.Сухова на должность первого заместителя председателя комитета по архитектуре и градостроительству Москвы" , - говорится в распоряжении.

Служебный контракт с А.Суховым заключен на пять лет и не превышает полномочия мэра Москвы.


. . . . . Там он курировал направления развития культурных центров, детского отдыха, музеев и выставочных центров. Кроме того, Филиппов занимался координацией общегородских программ.

Филиппову присвоен чин государственного советника города Москвы 3-го класса. Он награжден медалью "Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации" .


После Капкова

- «Афиша» давно не встречалась с функционерами из Департамента культуры: жанр «интервью с чиновником из Депкульта» после ухода Капкова как-то скис, потому что Кибовскому внимание прессы куда менее лестно. Скажите, как в целом стиль жизни вашего ведомства поменялся со сменой руководства? Ну, может, сушки заменили на сухарики в офисе там, где чай наливают?

- Во-первых, департамент сократился в два раза.

- Стало сложнее?

- Не сложнее, а по-другому. Нет теперь такого количества управлений в центральном аппарате департамента, например. Мне трудно оценивать. При Сергее Александровиче я вел организацию детского отдыха, занимался некоторым количеством культурных центров и спецпроектов. А сейчас в моем ведомстве выставочные залы, музеи, фестивали - масштаб поменялся. Хотя формально ничего не изменилось.

- С Капковым принято ассоциировать некий культурный поворот, случившийся в Москве, однако с его уходом направление политики действительно не поменялось.

Депкультуры, как и любой департамент, работает по регламенту, утвержденному правительством Москвы. В принципе, задачи госпрограммы, которая принималась в 2012 году, и сейчас исполняются. Сергей Александрович пришел в департамент в 2011 году, и с его участием формировалась программа.

- То есть вы хотите сказать, что административный механизм отстроен идеально и не зависит от личностей и не важно уже, чья фамилия это будет - Капкова, Кибовского, Филиппова, Ценципера или Миронова с Дементьевой?

- Конечно, рабочая атмосфера от человека зависит. Даже один и тот же человек в разном настроении проецирует разную атмосферу на коллектив. Но говорить, что принципиально векторы меняются, наверное, не стоит. Мне кажется, многие москвичи привыкли, их сложно удивить улучшениями пространства вокруг - даже когда в Москве возникают проекты, объективно лучшие в Европе. О культуре вспоминают в связи с какими-то конфликтными сюжетами - например, с украшениями города к фестивалям. Но и про них 80% респондентов нашего соцопроса положительно отзываются. И это вечный вопрос о культуре: она должна быть демократичной или аристократичной? Баланс должен быть.

© Артур Бальбаков

2 из 4

© Артур Бальбаков

3 из 4

© Артур Бальбаков

4 из 4

Розовые слоны и уличные музыканты

Пешеходные зоны, торговые шале, фестивали варенья - все это возникло вместе или параллельно с Капковым. Есть ощущение, что с каждым годом городские праздники расширяются в масштабах и уходят в несознанку в плане хорошего вкуса. Эти праздники с и розовыми слонами тоже часть политики, установленной в 2012 году?

У нас нет увеличения расходов по праздникам: последние несколько лет все расходуется в пределах тех же средств, что и в 2012–2013 годах. А вместе с тем покупательная способность рубля изменилась не в нашу пользу.

- Какое мероприятие департамент для себя считает образцовым?

- Мне нравятся «Ночь музеев», «Ночь искусства», «Библионочь». Когда мы проводим мероприятия, то всегда задаемся вопросом, какую проблему с их помощью решаем. А вообще задача каждой ночи - используя такой социально-психологический эффект, как желание людей быть приобщенными к какому-то большому процессу, показать людям, что в Москве существуют учреждения культуры, о которых они, возможно, не знали, что там интересно, там есть своя атмосфера. Поэтому сказать, что «Ночь искусства» менее идеальна, а «Ночь кино» - более, невозможно.

- С деятельностью Департамента культуры принято ассоциировать возрождение парков, активность библиотек, проведение упомянутых вами ночей. А есть ли еще какие-то городские сюжеты, которые вы активно разрабатываете?

- Журналистов интересуют - а вот вы знаете что-нибудь про организацию ? Речь про кинотеатры, которые находятся в ведомстве Москвы. 30 из них продали , которая занимается их реконструкцией вместе с Ольгой Захаровой, а 15 осталось - и это большая тема. В этом году появился проект , которым занимается Андрей Петров, директор ДК «Северное Чертаново». Под него собираются уличные музыканты, чтобы систематизировать их выступления в городе - в парках, в метро.

- Это та самая система лицензирования уличных художников? Как в Лондоне?

- Сейчас мы пытаемся оценить, насколько это необходимо, есть ли вообще потребность контролировать деятельность музыкантов и художников.

- Контролировать - нет, но если вспомнить ужасные истории, как художников и музыкантов с Арбата, то защищать необходимо.

- Тут снова говорим про демократичность: некоторые жители Арбата считают, что художники там не нужны.

Можно вспомнить недавнюю и то, как она разрешилась. У нас все-таки демократия работает очень специфически - для избранных.

Культура - особая сфера. Во все времена и во всех обществах она развивалась особенно интенсивно на тех этапах, которые не назовешь демократичными.

2 из 5

3 из 5

4 из 5

5 из 5

Высокая культура ночной жизни

- Есть еще одна сфера, пострадавшая в этом году от властей. Я говорю про ночные клубы и электронную музыку. Фестиваль Outline был в день проведения, в клубе «Конструктор» случился беспрецедентно жесткий антинаркотический рейд. Кажется, будто власти на эту индустрию точат зуб…

- Фестиваль Outline максимально провалил подготовку. У них было запланировано масштабное мероприятие - более чем на 5 тысяч человек. Мы об этом фестивале узнали уже на том этапе, когда у них возникли проблемы, и постарались помочь чем могли: перенесли часть концертов в парк «Музеон». Я, честно говоря, не готов эту тему комментировать: кейс уникальный - настолько странно это все было организовано.

Дело в том, что сейчас активно легитимируется в Европе именно как культура: в Берлине Berghain в результате судебного заключения был признан объектом высокой культуры, в Лондоне в защиту клуба мэр выступает. Могли бы клубы в Москве оказаться в одном списке через запятую вместе с театрами, парками и библиотеками?

Парки и библиотеки - государственные институции. Они оказались в фокусе нашего внимания, потому что мы их финансируем, мы за них отвечаем. Клубы работают сами по себе, и я не уверен, что не нужно здесь вводить какое-то государственное регулирование. А вообще в сфере культуры нужно инвестировать в репутации. То, что у нас нет ценности репутации как таковой, приводит к тому, что может снижаться качество продукта и менеджмента проектов. У нас в стране нет ценности репутации и нет истории репутации.

Как нет ценности? Вот есть имя Серебренникова, которое было делегировано «Гоголь-центру», - теперь и центр вполне себе учреждение с репутацией.

Ну это случай единичный. Я не говорю про лидеров отрасли - я про ментальность. В России многие ориентированы брать короткие дистанции, это приводит к снижению качества продукта и его ценности.

- То есть еще раз: вы считаете, что нашему государству не нужно забираться в сферу электронной музыки и клубной культуры?

- Я не вижу потребности, чтобы мы взваливали на государственные плечи еще и такие вещи. Об этой индустрии многие узнали так же, как о Центре фотографии им. братьев Люмьер: многие слышали словосочетание, понимали, что это на «Красном Октябре» где-то находится, но совершенно не представляли, что там выставляется. А после выяснилось, что у всех есть по поводу Люмьеров мнение. Тут вспоминается фраза «Я Пастернака не читал, но осуждаю», когда некоторые авторитетные коллеги позволяют себе высказываться в том же духе. Наверное, скандалы, закрытия выставок и отмена фестивалей - процесс, сопутствующий взрослению нашего общества.

Оцепление организации «Офицеры России» вокруг Центра фотографии им. братьев Люмьер

© Андрей Махонин/ТАСС

1 из 2

Лидер православного общественного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов по прозвищу Энтео вместе со своими сторонниками разгромил скульптуры 60–70-х годов на выставке в Манеже «Скульптуры, которых мы не видим»

© Василий Хайкин/«Коммерсант»

2 из 2

Люмьер и Павленский

Центр им. Люмьер - частное предприятие, но все-таки можете выразить взгляд Департамента культуры на ? Это запрещенка или нет?

Если говорят, что работы господина Стерджеса признаны Роскомнадзором вызывающими, то их нельзя выставлять. Насколько я понимаю, такого заключения по фотографиям не было.

Будете ли вы учитывать последствия скандала с выставкой? Собираетесь ли пересматривать политику своих учреждения?

У нас действует незыблемый, неприкосновенный принцип творческой автономии. Это ответственность директоров каждой конкретной галереи или выставочного зала.

Это понятно, но вот, скажем, Свиблова решит выставить Хельмута Ньютона, а Мизулина с Кузнецовой увидят в нем порнуху и с вилами придут в Дом фотографии. Не страшно?

Мы не ставим себе задачи находить консенсус между Ольгой Львовной и Еленой Борисовной. У нас, допустим, была ситуация в Манеже с . Более того, благодаря той скандальной истории , находящийся на окраине города, приобрел популярность - туда стало ходить больше людей. Я считаю, если ты поднимаешь руку на продукт творчества, то должен понимать всю ответственность за свои действия. Вывод может быть только один: надо принимать дополнительные меры по охране. Выставки же не открываются в пешеходных зонах или на какой-то общедоступной площади - провокаторы сознательно идут в галереи и музеи.

- Так же, как Pussy Riot в храм?

Некорректно сравнивать акции Pussy Riot с тем, что происходило в галереях. В храмы люди ходят все-таки с совсем другими задачами.

Ну почему же: храмы с музеями генетически связаны, оба места требуют определенным образом регламентированного поведения. Так или иначе, в менеджменте культуры в сегодняшней России остро стоят вопросы защиты, противодействия провокациям и цензуры…

Цензура у нас конституционно запрещена. Еще раз хочу подчеркнуть принцип творческой автономии учреждений, ответственности директоров и коллективов за план выставочных работ или фестивалей, которые они проводят. На департаменте - деньги и кадровая политика. Мы даем задания на год, и директор занимается их реализацией: это формирование у горожан привычки посещать культурное учреждение, предоставление качественного культурного продукта и так далее.

Loading...Loading...